Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-05-16 | 1298 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Ключевые понятия
Институты экономические
Командная экономическая система
Общество индустриальное
Общество неоиндустриальное
Общество постиндустриальное
Переходная экономика
Плановая экономика
Рыночная экономическая система
Смешанная экономическая система
Традиционная экономическая система
Экономика
Экономика бартерная
Экономическая модель
Экономическая система
Учебная цель: изучить систему связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.
После изучения темы обучающийся должен:
Знать:
· определения категории «экономическая система»;
· критерии классификации экономических систем;
· основные элементы экономической системы.
Уметь:
· выявить стимулы для экономической деятельности в различных экономических системах;
· объяснить в чем заключается проблема выбора для экономической системы и
как различные экономические системы её решают.
Владеть:
· навыками самостоятельной аналитической работы (сбора, систематизации и научной интерпретации экономической информации).
Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование, позитивный и нормативный анализ.
План семинарского занятия
1. Понятие экономической системы.
2. Экономическая система общества: классификация, виды и модели.
3. Национальные модели экономических систем.
Литература
· Курс экономической теории: учебник – 7-е дополненное и переработанное издание / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - Киров: «АСА», 2013. Гл. 3.
Дополнительная литература
· Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. – М.: Республика, 1992. Гл.2.
|
Примерная тематика рефератов и сообщений
1. Модель экономического развития современной России.
2. Сравнительный анализ западноевропейских и американской экономических моделей.
3. Японская модель (другие страны по выбору) экономической системы.
4. Эволюция взглядов различных экономических школ по проблеме трактовки понятия “экономическая система”.
5. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов как методологических основ сравнительного исследования экономических систем.
6. Историческая эволюция экономических систем и их сравнительный анализ.
Сочините экономическое эссе
· «Строй, сложившийся у нас, - это капитализм?»
· «Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм это неравное распределение блаженства» (У. Черчилль).
Выполните самостоятельно
Задание 1. Классифицируйте экономические системы:
Модели Признаки | |||
Структура, обеспечивающая принятие решений | Децентрализованная | Децентрализованная | Централизованная |
Механизм информации и регулирования | Рынок | Рынок | План |
Форма собственности | Частная собственность | Государственная и (или) коллективная собственность | Государственная собственность |
Стимулы | Материальные | Материальные и моральные | Материальные и моральные |
Задание 2 (для обсуждения на семинарском занятии).
Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. М: Издательство: ГУ-ВШЭ. 2003, 245 с.
«Из министерства через главки предприятия получали плановые задания, а также лимиты на материальные ресурсы и капитальные вложения. Вместе с показателями численности работников и оплаты труда, а также финансовыми показателями они образовывали костяк плана предприятия. Из Госснаба через его территориальные управления приходили фонды (фондовые извещения на материальные ресурсы) и, главное, наряды – указания о том, у кого следует получить те или иные материальные ресурсы, когда и в каком количестве, а также (в других нарядах) о том, куда, когда и в каких количествах поставить произведенную продукцию.
|
Таким был основной контур планирования – натуральные показатели.
Поскольку в чистом виде такая схема делала работу министерств, плановых и снабженческих органов непосильной, в жизни она несколько трансформировалась: сначала доводились лишь контрольные цифры, отталкиваясь от них, предприятия сами готовили проекты собственных планов и заявки на материальные ресурсы и направляли их по инстанциям наверх. Там их сводили и направляли еще выше. Конечный пункт всей этой информации, уже агрегированной, – Госплан.
В работе Госплана ключевым документом были материальные балансы. В них сводились источники ресурсов (объемы производства плюс импорт) и их распределение (фонды на материальные ресурсы, определявшиеся на основе заявок, плюс экспорт).
Материальные балансы утрясались до равенства ресурсов и их источников, и из балансов уже исходили задания по производству и лимиты распределения. Они затем разукрупнялись в министерствах и доводились до предприятий.
Поскольку один Госплан не мог справиться со всем многообразием продукции, он брал на себя только важнейшие ее виды (около 2 тыс. балансов). А еще около 20 тыс. балансов разрабатывал Госснаб, и он же, принимая и госплановские балансы, через свои союзглавснабсбыты, отвечавшие за группы продукции производил по ним разнарядку, т.е. выписывал наряды. Они-то и были заключительным результатом планирования. В них указывалось, от кого, кому, какую продукцию, в какие сроки и в каком количестве следовало получить, потребитель прикреплялся к поставщику. Уже на основании нарядов они между собой заключали хозяйственные договора, которые существенной роли не играли.
В итоге предприятия получали утвержденный план в натуре. Поскольку слишком часто осуществлять всю эту громоздкую процедуру было невозможно, се проводили в полном объеме один раз в год. Поэтому вся работа народного хозяйства подчинялась годовому циклу по формуле "спячка-раскачка-горячка". Конец года – штурмовщина».
ВОПРСЫ:
1.Об экономической системе какого типа идет речь в данном отрывке? Какие черты
|
охарактеризованной экономики указывают на это?
2. Какие показатели спускались предприятию сверху?
Проверьте себя
1. Назовите главные признаки классификации экономических систем.
2. Какая из существующих классификаций экономических систем представляется вам наиболее убедительной?
3. Чем, по вашему мнению, отличаются понятие «экономическая система» от понятия «цивилизация»?
4. Фундаментальные вопросы экономики (Что производить? Как производить? Для кого производить?) остаются неизменными при любой форме организации общественного производства?
5. Что относится к экономическим институтам? Приведите примеры.
6. Институты заставляют людей отвечать за результаты своих решений?
7. Какие экономические системы выделяют с точки зрения эффективности управленческих решений о распределении редких ресурсов?
8. Какие экономические системы выделяют согласно исторической классификации?
9. Как отличаются друг от друга страны в плане организации их экономики?
10. Каковы преимущества экономики централизованного планирования?
11. При какой экономике принимаются решения благодаря взаимодействию спроса и предложения?
12. Чем различаются организационно-экономические и социально-экономические отношения?
13. Что принимается за основу при цивилизационном подходе к классификации социально-экономических систем?
14. Охарактеризуйте возможности и пределы применения цивилизационного подхода для сравнительного исследования экономических систем.
15. Что является критерием формационной классификации социально-экономических систем?
16. Некоторые экономисты считают, что рыночная экономика свободна от «экономических традиций» и элементов «командной системы». А как думаете вы? Обоснуйте примерами свое мнение.
17. Что такое уклад? Является ли экономика современной России многоукладной?
18. Какова роль науки в индустриальном обществе? Согласны ли вы с утверждением
Ж.-Ж. Руссо, что науки и искусства лишь обвивают цветами цепи, сковывающие человека?
19. В чем ограниченность исторического подхода к типологизации экономических систем?
20. Каким образом и кем принимаются экономические решения в традиционной, плановой и рыночной экономике.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!