Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-05-16 | 1291 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Ключевые понятия
Альтернативные издержки
Благо
Воспроизводство
Кривая производственных возможностей
Обмен
Общественное производство
Ограниченность ресурсов
Потребление непроизводственное
Потребление производственное
Потребности
Предмет труда
Производительные силы
Производственная функция
Производственные отношения
Производство
Распределение
Ресурсы
Средства производства
Средства труда
Товар
Труд
Услуги
Факторы производства
Учебная цель: выяснить содержание экономического процесса и его
институциональную организацию.
После изучения темы обучающийся должен:
Знать:
· определение блага, продукта, товара, услуги, потребности, ресурса;
· классификацию благ, потребностей и ресурсов;
· характеристики кривой производственных возможностей.
Уметь:
· определять характер изменения производственных возможностей.
Владеть:
· навыками самостоятельной аналитической работы (сбора, систематизации и научной интерпретации экономической информации).
Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование, позитивный и нормативный анализ.
План семинарского занятия
1. Основы общественного производства.
3. Факторы производства, их взаимоотношение и комбинация.
4. Экономические ограничения. Граница производственных возможностей.
Литература
· Курс экономической теории: учебник – 7-е дополненное и переработанное издание / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - Киров: «АСА», 2013. Гл. 3.
Дополнительная литература
· Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. – М.: Республика, 1992. Гл.2.
|
Примерная тематика рефератов и сообщений
1. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и благ.
2. Россия – ресурсная кладовая мира.
Сочините экономическое эссе
§ «Ты и убогая, ты и обильная, матушка Русь» (Н.А. Некрасов).
Выполните самостоятельно
Задание 1. Перед вами таблица производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров:
Вид продукции | Производственные альтернативы | ||||
Автомобили (млн.) | |||||
Военные самолеты (тыс.) |
а) Изобразите данные о производственных возможностях графически. Что показывают точки на кривой?
б) Обозначьте точку «А» внутри кривой и точку «Б» вне кривой. Что показывают эти точки? Что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, который показывает точка «Б»?
в) Начертите кривую производственных возможностей для того случая, когда технология производства военных самолётов усовершенствовалась, а технология производства автомобилей осталась неизменной.
Задание 2. Выпускник школы имел возможность устроиться на работу помощником повара с зарплатой 1 000 руб. в месяц или помощником слесаря с зарплатой 1 200 руб. в месяц, но предпочел продолжить образование в колледже с платой за обучение 20 000 руб. в год и одновременно подрабатывать почтальоном за 500 руб. в месяц. Определите альтернативную стоимость его выбора.
Задание 3 (для обсуждения на семинарском занятии). Кейс. Альтернативные издержки.
В квартире преподавателя экономической теории устанавливают новые окна производства компании «Окна Роста». В беседе с монтажниками оконных систем выяснилось, что в их квартирах уже стоят пластиковые окна этой компании. «Компания продала нам пластиковые окна со скидкой в 45%, а монтаж был бесплатный, так как устанавливали окна мы сами», — поделились они. Своим заказчикам компания поставляет пластиковые окна по цене 15 278 руб., а оконно - балконные блоки по цене
|
17 301 руб. Стоимость монтажных работ составляет 15% стоимости изделия. Для выполнения работ по замене одного окна (или оконно - балконного блока) требуется бригада из двух монтажников. В течение одного дня такая бригада может установить два окна (или одно окно и один оконно - балконный блок). Информация об оплате труда монтажников в «Окнах Роста» является конфиденциальной и третьим лицам не разглашается. Поэтому относительно заработной платы монтажников примем предположение, что за установку одного окна (или оконно - балконного блока) каждому монтажнику компания платит 600 руб.
Далее выяснилось, что и другие производители пластиковых окон продают своим сотрудникам окна со скидкой. Так, в деловых контактах с разными сотрудниками фирмы «Фабрика окон» была получена следующая информация: для внешних заказчиков фирма поставляет пластиковые окна по цене 18 746 руб., установка одного окна стоит покупателю 6600 руб. Оконно - балконный блок поставляется по цене 27 955,2 руб., его
монтаж обходится внешним клиентам в 9900 руб. Монтаж одного изделия осуществляется силами одного работника. Со слов монтажника «Фабрики окон», за установку одного окна он получает 585 руб., а за установку оконно - балконного блока — 870 руб. Себе он купил у фирмы «Фабрика окон» со скидкой в 30% два пластиковых окна и один оконно – балконный блок, а монтаж этих изделий ему ничего не стоил, поскольку их установку
он осуществлял собственными силами.
Вопросы.
1. Действительно ли для монтажников компании «Окна Роста» и фирмы
«Фабрика окон» монтажные работы были бесплатными?
2.Что такое альтернативные издержки (альтернативная стоимость)?
3.Каковы альтернативные издержки замены одного окна для монтажников компании «Окна Роста» и для монтажника фирмы «Фабрика окон»? Одного оконно - балконного блока?
4. Какова выгода каждого монтажника при замене одного окна? При замене одного оконно - балконного блока?
5. Каковы альтернативные издержки замены всех старых окон и оконно - балконных блоков в квартирах монтажников на новые, пластиковые? Допустим, в каждой из двух квартир заменили по два окна и одному оконно - балконному блоку.
6. Какую выгоду в целом получила бригада монтажников из компании «Окна Роста» при замене старых окон и оконно - балконных блоков на новые по сравнению с обычными потребителями? Какую выгоду в целом получил монтажник фирмы «Фабрика окон»?
|
(Микроэкономика. Макроэкономика: сборник кейсов: учеб. пособие для преподавателей / А.В. Аносова, И.В. Зороастрова, А.А. Касаткина и др.; под ред. С.Ф. Серегиной, А.В. Аносовой. – М.: Маркет ДС, 2008. – 384 с.)
Проверьте себя
1. Что такое экономические ресурсы?
2. Согласны ли вы с тем, что время представляет собой экономический ресурс?
3. Что понимается под редкостью ресурсов?
4. Чем естественная ограниченность ресурсов отличается от экономической редкости?
5. Почему экономика как наука занимается только редкими благами?
6. Что относится к средствам труда?
7. Что относится к средствам производства?
8. Существует ли разница между понятиями «ресурс» и «фактор»? Назовите ресурсы и факторы производства на мебельной фабрике.
9. Каково содержание понятий «производительные силы» и «производственные отношения»?
10. Объясните, как каждый фактор производства участвует в выпуске учебника по экономической теории.
11. Какие стадии проходит в своём движении общественный продукт? Как они связаны между собой?
12. Как потребности воздействуют на производство?
13. Возможно ли потребности какого-то одного человека точно количественно соизмерить с объёмом потребностей другого человека?
14. Почему экономический выбор всегда сопряжен с альтернативными издержками?
15. По какому принципу вы распределяете ограниченные ресурсы между членами вашей семьи (по желанию, способностям, возможностям, …)? Может быть, ресурсы вашей семьи неограниченны?
16. Имела ли альтернативную стоимость ваша последняя крупная покупка? Что было альтернативной стоимостью вашего решения провести время так, как вам хотелось?
17. Что такое вмененные (альтернативные) издержки? Какова вмененная стоимость учебы в Университете?
18. Каковы причины постоянного повышения человеческих потребностей?
19. Какова позитивная сторона в факте постоянно растущих потребностей?
20. Какова негативная сторона в факте постоянно растущих потребностей?
21. Существует ли объективный предел для роста потребностей человеческого общества?
|
22. Сделайте прогноз: какие виды потребностей получат наибольшее развитие у молодёжи во время обучения в университете и на работе по специальности?
23. Если принять во внимание, что ресурсы ограничены, а потребности безграничны, существует ли опасность снижения степени удовлетворения потребностей с течением времени (т.е. по мере истощения ресурсов и роста потребностей)?
24. Как связаны нынешние альтернативы с будущим ростом производства?
25. Как технический прогресс влияет на положение кривой производственных возможностей?
26. Каковы, на ваш взгляд, сферы практического применения кривой производственных возможностей?
27. Может ли НТР изменить место и роль человека в системе общественного производства?
28. В чем состоит единство и различие производства, распределения, обмена и потребления?
29. Предположим, что вы выиграли 1 млн. рублей в лотерее. Решит ли это вашу экономическую проблему?
30. Предположим, вы ищете работу и вам поступило два предложения. Одна работа менее приятна, но более высоко оплачиваемая. Каким образом вы будете принимать рациональное решение о том, на какую работу пойти?
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!