Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-05-16 | 476 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Несмотря на то, что каждая страна, планируя деятельность по созданию электронного правительства, обязательно принимала те или иные стратегические документы, в мире не существует единого способа описания соответствующей стратегии и планов. Можно лишь выделить наиболее характерные общие черты национальных стратегий стран, добившихся наилучших успехов в формировании электронного правительства (анализ стратегий стран, не достигших успеха, не имеет практической ценности).
Анализ, описанный подробно в статье Rabaiah, A, and Vandijck, E. ― A Strategic Framework of e-Government: Generic and Best Practice // Electronic Journal of e-Government, Volume 7, Issue 3, 2009, (pp241-258), www.ejeg.com и изложенный в настоящем документе, основан на изучении статистических и причинно-следственных связей между стратегическими документами, принимавшимися в странах выборки, и фактическими успехами этих стран. Такой подход позволил выявить предположительно, какие именно факторы при планировании электронного правительства в наибольшей степени влияют на успешность проектов.
Обычно успешная стратегия формирования электронного правительства (далее — Стратегия) сформирована совокупностью документов «сверху-вниз» (от высокоуровневой «целевой» концепции до низкоуровневых планов по, например, изменению тех или иных публичных услуг), в порядке важности (см. рис. 1):
1. Миссия формирования электронного правительства (политический уровень).
2. Стратегические цели формирования электронного правительства (декомпозиция и формализация миссии на отдельные целевые компоненты).
3. Руководящие принципы формирования электронного правительства («граничные условия»: что делаем и что не делаем).
4. Стратегические направления формирования электронного правительства («фокусы деятельности»).
|
5. Ключевые организационные, управленческие, технологические компоненты электронного правительства.
6. Ключевые реализуемые проекты.
7. Высокоуровневый план реализации.
Рис. 1. Иерархия стратегических документов, описывающих формирование электронного правительства
Стоит обратить внимание на то, что в связи с тем, что различные страны по-разному формируют иерархию миссия-цели-принципы-проекты, одни и те же сущности могут оказаться у различных стран на разных уровнях иерархии. С одной стороны, это формирует некоторую методическую сложность при анализе чужого опыта, с другой — не препятствует его извлечению, так как сущностные процессы и подходы, очевидно, единообразны.
Важнейшие признаки успешных Стратегий — их определенность, недвусмысленность и понятность для государственных служащих и общества. Качественная Стратегия содержит наглядные графические материалы и не допускает произвольной интерпретации того, что и с какой целью планирует правительство. Стратегия обычно минимально затрагивает технологические вопросы. Качественная стратегия является прямым руководящим источником для дальнейшего планирования.
Полезным практическим упражнением может быть поиск приведенных выше свойств в действующих и действовавших ранее аналогичных по назначению документах[1], например, в концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р, концепции региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. № 1024-р, (в случае которых уже можно проанализировать практические результаты) или действующей стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212, и государственной программе «Информационное общество (2011–2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства от 20 октября 2010 г. № 1815-р (результативность которых оценивать пока рано, но уже можно предугадать).
|
Важность наличия «правильной» Стратегии обусловлена тем, что формирование электронного правительства невозможно осуществить как централизованно спланированный и выполненный проект. Административный подход неэффективен потому, что формирование электронного правительства представляет собой комплексную реформу государственного управления, затрагивающую как «внешние» проявления государства (предоставление публичных услуг), так и «внутренние» (административная оптимизация, электронный обмен данными и т. п.). В реформу оказываются вовлечены многие правительственные органы, бизнес, экспертные и общественные группы, которые должны действовать, насколько это возможно, скоординировано. Эффективно управлять в таких масштабах можно целями и принципами (общими подходами, а не процессами), оценивая успешность деятельности измерением конечного результата, выраженного в очевидных и объективно измеримых индикаторах.
Органы власти, отвечающие за практическое воплощение реформы, должны иметь четкое и стабильное руководство к действию, позволяющее планировать работу и понимать, как будет оцениваться ее успешность. Кроме того, те политические и лоббистские силы, которые продвигают идеи формирования электронного правительства в странах развитой демократии (их в числе лидеров подавляющее большинство), должны:
- получить одобрение деятельности в обществе;
- как следствие, получить политическое одобрение деятельности и выделение соответствующего бюджета;
- «оправдаться» впоследствии за потраченные бюджеты, недвусмысленно продемонстрировав успех.
Получение одобрения и отчет об успехах осуществляются обычно на очень высоком «политическом» уровне, не терпящем деталей, с одной стороны, и недоговоренностей (невнятности) — с другой. Что в свою очередь требует наличия стратегической ясности целей и подходов, во-первых, и, во-вторых, обеспечивает связку между обещаниями, даваемыми на старте проекта, и отчетом по его итогам.
Хорошим примером протекания процесса получения одобрения и отчета о результатах перед обществом является проект внедрения в Великобритании электронных удостоверений гражданина (ID-карт). Проект продвигался партией лейбористов, победившей на выборах в 2004 году, и начал реализовываться с 2006 года. После смены власти в результате выборов 2010 года новое правительство (коалиция консервативной партии и либеральных демократов), выполняя свои предвыборные обещания[2], отказалось от продолжения проекта, полностью свернув его в отношении граждан. ID-карты будут выдаваться в Великобритании только иммигрантам.
|
Примеры хорошо поставленной цели:
- Повысить до определенного значения уровень удовлетворенности граждан, получающих услуги, по окончании проекта в сравнении со стартовым значением (понятие «удовлетворенность» раскрыто на старте проекта по итогам опросов, мониторинг хода проекта проводится независимой организацией и немедленно публикуется по ходу получения результатов).
- Снизить до определенного значения сроки, необходимые заявителю для получения услуги, по окончании проекта в сравнении со стартовым значением.
- Снизить до определенного значения законные выплаты и незаконные поборы, необходимые заявителю для успешного получения услуги по окончании проекта в сравнении со стартовым значением.
- и т. п.
Негативным примером может служить, скажем, цель «обеспечить публикацию на Портале государственных услуг сведений о 100% государственных услуг к такому-то сроку» (поскольку не выделен приоритет проекта, не инструментально понятие «публикация»; опубликованные неверные сведения хуже вовсе не опубликованных, успехи одних и провалы других при такой формулировке не наглядны и т. п.).
«Обеспечение публикации на Портале государственных услуг сведений о 100% государственных услуг к такому-то сроку» может быть весьма достойной задачей того или иного большого проекта, однако никак не может быть политической целью проекта, в роли которой должны выступать только непосредственно важные для граждан ценности.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!