Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Дифференциация гласных первого и второго ряда

2017-05-12 1608
Дифференциация гласных первого и второго ряда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Конспект занятия

Тема. Дифференциация гласных первого и второго ряда. Цель. Учить детей различать гласные ы — и устно и на пись­ме.

Оборудование. Текст стихотворения С. Погореловско-го «Ох и неполадки в Мишкиной тетрадке», таблица с гласны­ми первого и второго ряда.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся вспомнить и назвать гласные первого и второго ряда.

II. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед предлагает учащимся вспомнить, как образовыва­ются гласные второго рода. Вывешивает таблицу с гласными первого и второго ряда.

а 0 У э ы
я ё ю е и

Предлагает сравнить пары гласных: ая, оё, ую, эе, ы — и. Выявляется сходство этих пар по артикуляции и раз­личие по написанию.

«Эти гласные называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их различать», — говорит логопед.

III. Работа со стихотворением.

Логопед читает стихотворение.

— Что глядишь, корова, Строго и сурово?

— Мишка-лодырь через «а» Написал корова, Напишите вы

Мишку через «ы», Проучите Мишку — Превратите в мышку. Кошка мышку хвать! Будет лодырь знать.

Логопед предлагает детям сравнить слова Мишка и мышка по смыслу и написанию. Пишет на доске эти слова. Спрашива­ет, какими буквами отличается написание этих слов.

IV. Дифференциация ы — ив слогах.

1. Прослушайте слоги. Скажите, какой гласный вы слышите.

а) Пы, ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы;

б) пи, ти, ми, си.ри, ди, би, ки.

«Как произносятся согласные, которые вы слышали снача­ла и потом? (Твердо, мягко.)

Какой звук здесь обозначает мягкость согласных?» — спра­шивает логопед.

2. Повторите слоги за логопедом.

Пыпипи, титыти, сысыеи,рирыры» ды диды.

3. Запишите слоги в две строчки: сы — в первую, си — во вторую.

Мы, си, сы, ми,ры,ри, ти, ты, кы, ки, ли, пи, пы, лы.

. Задание 4. Закончите слова, вставив слоги, данные в скоб­ках.

Гри...(о'ы), ли...(лы), ле...(тш), бо...(бы), ру...(/ш), ры...(бы), ла...(гаы), но...(гы), кни...(ги), со...(вы), ке...(ды), бе...(ги), ке- д...(ры), ко...(ты), ка...(ти).

V. Итог занятия.

Логопед задает вопрос: «Какие звуки и буквы мы учились сегодня различать?»

Тренировочные упражнения

Задание 1. Вставьте пропущенную букву ы или и. Запишите слова. Прочитайте их.

Р...с, м...с, м...р, с.р, к...т, р...сь, б...т, м...ло, л...па, Л...да, к...но, Р...та, с.ро, с.ла, м...л..., в..»л..., в...л..., л...с..., р...л..., п...л..., п...л....

Задание 2. Закончите слова, дописав букву ы или и.

Ног..., стол..., книг..., мак..., сыр..., лом..., шар..., сак..., бус..., кур..., сол..., сор....

Задание 3. Измените слова по образцу. Назовите в получившихся сло­вах последний слог, затем последнюю букву.

Образец: садсады, ды, ы.

Коза —..., сова —..., муха —..., игра —..., оса —..., ро­за —..., лимон —..., сапог —..., собака —..., стакан —..., куст —..., рысь —..., корабль —..., стол —..., куча —....

Задание 4. Спишите слова, деля их на слоги. Подчеркните слоги с ы, и разными карандашами.

Горы, мухи, кино, рыба, вари, сори, комары, фонари, суха­ри, рыбаки, рынки, киты, рыбки, рыбешки.

Задание 5. Запишите слова графически, напишите ы, и.

(Логопед называет слово, учащиеся изображают его графически, учи­тывая количество слогов, над соответствующим слогом пишут букву ы или и.)

Соки, мыло, гуси, сыро, соты, вилы, куски, кусты, марки, карты, козлы, сапоги, рыбаки, листики, вагоны, сухари, узо-ры, уроки, музыка, пузыри, моторы.

Задание 6. Составьте слова с буквами ы, и. Сравните эти слова по смыслу и звучанию. Составьте устно предложение с каждым словом: ы ы ы. ы. ы.

вилС пил в\. уть вЧ ?ли п\ /лил

и и и и и

Задание 1. Спишите слова, подчеркните ы, и разными карандаша­ми. Объясните, почему после букв ж, ш написали букву и (вспомните правило).

Мыши, камыши, шина, лыжи, ножи, жиры, машины, ту­шил, галоши, решил, ширина, выжили, рыжики, лопухи, пру­жины, тишина, вышина, выжигали, вышивали.

Задание 8. Прочитайте предложения. Выпишите слова с буквой ы в один столбик, си — в другой, с буквами ы. и и — в третий.

У папы пила. Рита купила мыло. У Тани болят зубы. У Нины бусы. Из трубы идет дым. В саду растут сливы. В лесу сыро. У машины новые шины. У Миши ландыши.

Мила и мыло.

Не любила Мила мыла. Но не ныла Мила.

Мама Милу с мылом мыла. Мила — молодчина.

Задание 9. Словарные диктанты.

Дым, мил, мыло, рыба, коровы, сами, уроки, быль, было, пила, грибы, волки, лисы, кусты, зайцы, медведи, ковры, кра­бы, пруды, этажи, малыши, мыши, жили-были, уши, рыжики, комары, тишина, пружина, лужи, крыши, стрижи, виражи.

Объяснить слово: виражи.

Задание 10. Проверочные диктанты.

Мила и Нина мыли Симу. Миша и Витя — малыши. Нина умыла Мишу. Мила вымыла Витю. Зимой рыбы ушли на дно реки. Дети искали желуди. Куры рыли грядки. Ночью выли волки.

Зима.

Наступила зима. Дуют ветры. Кругом сугробы. Тихо в лесу. Птицы улетели. Звери ушли в норы.

Дети рады зиме. Они встали на лыжи. Взяли санки и ката­ются с горы. Заливают катки.

Дифференциация а—я Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слоги. Скажите, какой гласный вы слышите.

Ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва Мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, тя, фя, вя

Как звучат согласные в слогах первой строчки и второй. Какой гласный обозначает мягкость согласных?

Задание 2. Произнесите слоги парами. Выделите гласные в слогах. Образец: мамя, а, я.

ма — мя та тя ла ля ва вя да дя

па пя са ся ра ря ка кя ба : бя.

Задание 3. Прослушайте, запомните и повторите ряды слогов.

татята мамяма бябабя

тятатя мямамя бабяба

ря—ра—ря—ра ра~ря—ра—ря

Задание 4. Запишите слоги в две строчки: в первую с буквой а, во вторую с буквой я.

Ла, ля, ся, тя, са, па, пя, ря, ла, ра, ба, бя, вя, да, ва, дя.

Задание 5. Закончите слово, добавив букву а или я. Запишите эти слова.

Мо..., Зо..., Мил..., Миш..., зме..., рыб..., мор..., земл..., трав..., стран..., сем,.., семен..., осок..., вым..., гор....

Задание 6. Закончите слово, добавив слог с буквой а или я. Запишите эти слова.

Ва-...,0-...,Ма-...,Ка-...,Я-...,ня-...,ба-...,ра-...,бас-...,мо..., стра-..., соба-..., бесе-..., собо-...,, бе-..., семе-..., лебе-....

Задание 7. Сравните слова мал, мял по смыслу, по звучанию первого согласного, по написанию гласной буквы.

Задание 8. Спишите слова, вставляя пропущенную букву а или я.

Б...к, р...д, м...к, вр...ч, с.дь, м...ч, в...з, м...ч, в...з, т...з, м...со, к...ша, д...дя, гр...ды, р...ды, гр...чи, шл...па, в...ли, вр...ги.

Задание 9. Запишите слова графически, надпишите гласные а, я над соответствующим слогом.

О б р а з е ц: а) ___ а, б)___ яа

а) Рыба, пояс, ряды, прятки, пряжа, прялка, грязь, пояс;

б) утята, завяли, вагоны, спелая, грязная, баяны, синяя, вся­кая >:'.->.

Задание 10. Спишите слова, деля их на слоги, подчеркните буквы а, я карандашами разного цвета.

доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, алая, вялая, старая, земная.

Задание 11. Сравните пары слов по смыслу, по звучанию первого со­гласного и написанию гласного. Придумайте устно предложение с каж­дым словом.

Мал — мял, рад — ряд, завал — завял, сад — сядь.

Задание 12. Прочитайте предложения. Выпишите слова с буквой а в один столбик, с буквой я — в другой столбик, с буквами а,я — в третий.

Наша Мая мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

Задание 13. Спишите предложения, вставьте пропущенную букву а

ИЛИЯ.

У В...ли з...в...ли ром...шки. Ир..., Ан... и В...л... игр...ли в пр...тки. Ир... водил..., а В...л... и Ан... были р...дом. Н...д... и Д...Ш... ед...т л...пшу. Кол... р...д, он поп...л в первый р...д.

Задание 14. Словарный диктант.

Сам, сядь, рад, ряды, вал, вялый, врач, время, мясо, мята, маяк, змея, яркая, мясная, рыбная, вареная, вымя, семя, кали­на, малина.

Задание 16. Проверочные диктанты.

У утки утята. У кошки котята. У лисы лисята. У медведя медвежата. У коровы телята. У лося лосята.

Рая и Мая едят малину. В саду вишня и яблоня. Мята — по­лезная трава. Нет дождя. Трава завяла. На полу валялась старая тряпка.

Дифференциация о—ё Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слова нос, нёс. Сравните эти слова по смыслу, звучанию и написанию. Подумайте, какими буквами различаются эти сло­ва.

Задание 2. Прослушайте пары слогов. Скажите, как звучат согласные в каждой паре, какая буква обозначает мягкость согласного.

момё сосё рорё воеё бобё

попё тоте лолё ноне фофё

Задание 3. Произнесите слоги парами.

ом ём отёт тоте ко кё во её

ос ёс ор ёр сё со рё ро ол ёл.

Задание 4. Запомните и повторите ряды слогов.

мо — мё — мо мо — мё — мо — мё

то — те —то то — те —то —те

мё — мо — мё мё — мо —* мё — мо

те —то —те те —то —те — то.

Задание 5. Запишите слоги в две строчки: с буквой о в одну строчку, с буквой ё — в другую.

от, ёт, ом, ём, сё, со, по, пё, ор, ёр, ло, лё.

Задание в. Запишите слова графически, надпишите буквы о, ё. Над соответствующими слогами.

Образец: __ о_ ё

Костёр, ёрш, козёл, сёла, соль, осёл, сом, весёлый, сёмга.

Задание 7. Сравните пары слов по смыслу и написанию. Устно приду­майте предложение с каждым словом.

Воз — вёз, нос — нёс, вол'— вёл.

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы о, ё в словах.

Тел...н...к, козл...н...к, ут...н...к, лис...и...к, ягн...н...к,

щен...к, жереб...н...к.

Задание 9. Спишите предложения. Подчеркните буквы о, ё разными карандашами. Выделенные слова разбейте на слоги.

В поле растет береза. У нее белый ствол и зеленые листики. Весной у березы сережки. На березе грачи свили гнезда.

Ежик.

Алеша был в лесу. Он нес грибы. На тропинке он увидел ежика. Ежик бежал к елке. Алеша не тронул ежика.

Загадка.

Кто рано встает, Голосисто поет, Нам спать не дает?

Задание 10. Спишите предложения, вставляя пропущенную букву о или ё.

Л...няприв...зв...зсена. Мы услыхали р...в бык...в. Ут...ти П...ли есть т...лка Т...мка. Пч...лка делает м...д. У Л...ши н...вые тап...чки.

Задание 11. Словарный диктант.

Тёмный, топать, штопать, мел, подмел, тёлка, толкать, вёд­ра, торт, торопливо, метлы, стёкла, стол, слёзы, клоун, клёны, ветлы, вода, ствол, мёрзнуть, солить.

Задание 12. Предупредительные диктанты.

Спасибо, мороз, что снегу нанес. Лева вел вола. Мы идем в дом. В лодке новые весла. Начался большой клев рыбы. У школы клен. Вова мел пол.

Клен.

Рос клен. Клен высок. У клена красивый лист. Сема и Боря сели у клена.

Ежик.

Ежик живет у Левы. У ежика иголки. Лева кормит ежика молоком. У Лени тоже есть ежик.

Ерш и лещ.

Дядя Леня — рыбак. Он поймал много рыбы. Вот лещ. Вот ерш. Ерш и лещ — вкусная рыба.

Дифференциация у—ю

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слова лук, люк. Сравните эти слова по смыслу и написанию. Скажите, какими буквами различаются эти слова.

Задание 2. Прочитайте слоги первой и второй строчек.

Му, ну, пу, су, ку, ду, ту, ру, гу. Мю, ню, пю, сю, кю, дю, тю, рю, гю.

Скажите, чем отличается произнесение согласных в слогах первой и второй строчек. Какую букву вы будете писать после мягких согласных?

Игра «Наоборот».

Логопед называет слог с твердым согласным звуком, учени­ки называют слог с мягким согласным звуком, выделяют голо­сом гласные звуки у, ю.

Образец: Логопед: Ученики: му мюю

мю муу

Задание 3. Запишите слоги в две колонки: с буквой у — в первую, с буквой ю — во вторую.

Бу, бю, тю, ту, лу, лю, рю, сю, ру, су, пю, пу

Задание 4. Запишите слоги под диктовку. (Используются слоги пре­дыдущих заданий.)

Задание 5. Запишите слова графически, надпишите буквы у, ю над соответствующим слогом.

Уля, Юля, лук, сук, пою, мою, юла, Люба, рисую, руки, тюль, трус, сплю, слюни, туфли, слюда, тюлень, служба, трусы Слова для объяснения: тюль, слюда.

Задание 6. Прочитайте стихотворения. Выпишите слова с буквой у в один столбик, с буквой ю — в другой столбик, слова с буквами у, ю — в третий.

На уроке. Мой спутник.

На уроке я читаю, На полу юлу пока я,

И рисую, и считаю. Как умею, запускаю,

Руку тихо поднимаю. Подрасти скорее мне бы,

Если спросят, отвечаю. Запущу я спутник в небо.

Задание 7. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю.

...лей,...ла, сп...тник,...рта, пл...с, мин...с, сл...х, кра...-ха,...литка,...лит.

Задание 8. Измените слово по образцу. Подчеркните последнюю бук­ву в измененном слове.

Образец: писатьпишу.

п

Писать —..., кричать —..., петь —..., лететь —..., спать — 1..., читать —..., вертеть —..., качать —..., смотреть —..., пи­щать —..., трещать —..., говорить —....

Задание 9. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю.

Кат...шакормитк...р. К...рыкл...ют зерна. Ил...шал...бит л...к....ля надела...бку. Л...ба и Ил...ша г...ля...т. Я вста... рано...тром. Ил...шарис...ет ваз....

Задание 10. Спишите предложения. Подчеркните буквы у, ю разны­ми карандашами. Выделенные слова разделите на слоги.

Люся мыла шею. Ооня грела утюг. Петя и Нюра кормят ин­дюка. Люба любит айву. Юра и Уля вместе учат уроки.

Задание 11. Прочитайте стихотворения. Выпишите слова с буквами у,ю. Ответьте на вопросы.

Кто что любит. Про Юленьку.

Юра — малину. Юля — Юленька — юла,

Нюра — рябину. Юлька юркая была.

Леля — брюкву. Усидеть на месте Юлька

Коля — клюкву. Ни минуты не могла. А наш Сережа любит изюм.

Вопросы.

Какая была Юлька? Почему ее назвали юркой!

Задание 12. Словарный диктант: а) графический диктант с выделени­ем букв у, ю; б) те же слова записываются под диктовку логопеда.

Люба, Луша, Павлуша, юбка, индюк, краюшка, старушка, крючок, петрушка, качают, шагают, пишут, стрекочут, стри­гут, моют, играют, рисуют, поют.

Задание 13. Проверочные диктанты.

Юла.

Мама купила Илюше юлу. К Илюше пришла Люда. Она на полу запустила юлу. Юла вертится и гудит. Забавная игрушка юла.

 

Встала Люба возле дуба. Любо нам глядеть на Любу.

На краю леса стояла избушка.

Октябрята — дружные ребята: читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Однажды в студеную, зимнюю пору я из лесу вышел — был сильный мороз.

Дифференциация ё—ю

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слова ёж, юбка. Назовите начальные звуки. Вспомните, как образуются гласные ё, ю. Сравните эти гласные по арти­куляции губ.

Задание 2. Прослушайте слоги. Назовите гласную букву. (Логопед называет слог, ученики называют только гласный звук).

а) Юм, ём, ёт» ют, юн, ён, ёс, юс, ёр, юл, юр, ур;

б) мё, мю, не, ню, сё, рё, сю, лё, рю, лю, тю, вё;

в) юм, мю, ню, ён, ёр, рю, рё, ёл, лё, юр, ёс.

Задание 3. Прослушайте, запомните и произнесите ряды слогов. ёмюм мёмю тетю ётют мюмёмю юмём мюмё тюте ют -~ ёт мёмюмё

Задание 4. Прослушайте слова. Назовите только гласный ё или ю.

Юг, ёж, Юля, Алёша, Юра, вёл, всё, всю, юбка, орёл.

Задание б. Запишите слоги в две строчки: в первую — с буквой ё, во вторую — с буквой ю.

Ёт, мю, юм, мё, сю, сё, юс, ню, не, рю, рё.

Задание 6. Спишите слова. Подчеркните буквы ё, ю карандашами разного цвета.

Юг, мёд, июнь, ёрш, июль, клён, Лёня, Стёпа, Нюра, ёжик, юрта.

Задание 7. Запишите слова графически. Надпишите над соответству­ющим слогом буквы ё, ю.

Клён, юркий, ковёр, блюдо, самолёт, флюс, свёкла, овёс, плюс, клюква, шлюпка, костёр.

Задание 8. Закончите предложения по образцу. О б р а з е ц: а) Юра поетдети поют; б) Дети поютЮра поет.

Юра поёт — дети.... Ворона вьёт — птицы.... Швея шьёт — швеи.... Курица клюёт — куры.... Люба пьёт — дети.... Дождь льёт — дожди....

Распространите предложения по образцу.

О б р а з е ц: а) Юра поёт песню; б) Дети поют песни. Дети поют — Юра.... Вороны вьют — ворона.... Швеи шьют —швея.... Куры клюют — курица.... Дети пьют — Люба.... Дожди идут — дождь....

Задание 9. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы.

Л...ня л...бит из...м. Л...да л...бит св...клу. Л...ба ела кл...кву. Ал...на носит...бку....ра зав...л...лу. С бер...зы и кл...на пада...т листь.... Тел...нок попал в ов...с.

Задание 10. Словарный диктант.

Клён, клюв, клёв, даю, сплю, полю, бельё, твоё, моё, старьё, люк, лук, лёд, слюда, слёзы, на краю, на землю, вёз, вьюн, вьют, гнёзда, всё, всю.

Задание 11. Проверочные диктанты.

На березе грачи вьют гнезда. У Левы новые шлепанцы. Надо иметь свою расческу. По изгороди вьются вьюны. Баю-баюш-ки-баю, не ложись на краю. Над избушкой висит хлеба краюш­ка. (Луна.) Птицы собрались в стаю. Под елочкой Алеша нашел колючего ежика.

Степа и Алеша поют любимые песни. Я стою на краю обры­ва. Бабушка любит пшеничные лепешки. В магазине продава­ли плюшки и сдобные лепешки. Дай мое полотенце и мою рас­ческу. Надень теплую кофту и синюю юбку. У школы клен. Мы любим сидеть у клена. Гудят пчелы, поют птицы.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте пары слов. Сравните их по смыслу и написанию.

Мал- — мял; лук — люк; ров - -рев;
рад- -ряд; воз — вез; мыл — мил

Задание 2. Спишите слова. Подчеркните мягкие согласные. Назови­те гласные» стоящие после мягких согласных.

Салют, сито, мех, пёс, мяч, мясо, рис, брюки, мята, дядя, вёдра, лес, мёд, мир, тело, весы.

Задание 3. Выпишите слова парами. Устно придумайте предложения с каждой парой слов.

Образец: радряд.

Дёма, круг, крюк, дома, воз, вёз, мыл, осы, мил, оси.

Задание 4. Вставьте в предложения пропущенные слова.

Радыряды. Дети сажали овощи. Старались делать ровные.... Осенью убирали урожай. Все были.... Неснос. Буратино... золотой ключик. Он любит всюду совать свой.... Косыкоси..., коса, пока роса. У Любы длинные.... Мишкамышка. Кот... ловил....

Проверочные диктанты

Словарный диктант.

Овёс, ящик, мясо, Фаня, рядом, Люда, Люся, люди, Лёня, имя, брела', любит, южный, всякие, яркий, тает, поют, всю, все, всё, клюшка, сёмга, прятки, утята, уютно, яблоня, ягода, пу­зыри, озёра, берёзы, телята.

Слуховые диктанты.

Методические указания. Выделенные слова логопед произносит по слогам.

1. Леня любит яблоки. Люся любит вишни. Тетя Таня купи­ла изюм. Птицы улетают на юг. Люба всюду поспевает. Оля и Федя хорошо танцуют. Маленькая Люба очень любопытная.

2. Утята заплыли в камыши. Скоро в гнездах запищат птен­цы. На березах стучат дятлы. На лугу паслись телята и ягнята. Зацветают яблони и груши. В ящике пищали маленькие цып­лята.

3. Пришла весна. Солнце льет на землю свет и тепло. Жур­чат ручейки. На деревьях зеленеют листочки. Появились пер­вые пчелки. Птицы вьют новые гнезда.

Зрительные диктанты. Методические указания. Логопед пишет на доске предложение. Дает возможность ученикам почитать предложение один раз. Затем закрыва­ет текст. Ученики пишут его по памяти.

1. Миша и Ирина любят маму. Они всегда помогают ей. Дети подметают пол, моют посуду, вытирают пыль. Вечером все вме­сте смотрят телевизор.

2. Яша и его друзья — юнги. Они плавают на большой яхте. Юные моряки и-зу-ча-ют приемы морского дела. Они у-прав-ля-ют яхтой. Ребята ставят паруса. Поднимают и о-пус-ка-ют якорь. Стоят за штур-ва-лом. С ними всюду их капитан.

Слова, написанные по слогам, пишите целиком.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ

На первом занятии логопед дает понятие о звонких и глухих согласных. Сравнивая пары звуков: зс, бп, д — го, в — ф, гк, жш, объясняет, что каждая пара звуков очень схожа по артикуляции и различается только тем, что при произнесении звуков з, б, д, в, г, ж голос участвует, а при произнесении звуков с, п, го, ф, к, ш голос отсутствует. Поэтому одни звуки называют звонкими, другие — глухими.

Затем логопед может предложить детям ощутить работу го­лосовых связок (при помощи тыльной стороны ладони) при про­изнесении звонких согласных. Далее логопед говорит, что дети не всегда правильно различают эти звуки, а потому делают на письме ошибки. Предлагает научиться правильно различать эти звуки.

Целесообразно начинать работу по различению звонких и глухих согласных с пары звуков з — с, так как четче ощущает­ся работа голосовых связок.

Дифференциация з —с

Задание 1. Выделите начальные звуки из слов сани, зайка.

Задание 2. Из ряда звуков назовите похожие по артикуляции звуки: с, к, з, у.

Назовите сходства и различие звуков з, с. Дайте характеристику этих звуков.

Задание 3. Соотнесите звуки с, з с буквами.

Задание 4. Назовите начальные звуки в словах. Сани, зайка, Соня, Зоя, сыр, зубы, зонт, стол. (Логопед называет звуки, дети поднимают буквы; логопед называет звуки, дети пишут буквы.)

Задание б. Назовите начальные звуки в названиях картинок. (Лого­пед только предъявляет картинки.)

а) Зубы, сук, сыр, зонт, сани, самолет;

б) стакан, звонок, стул, змея;

в) зебра, зеркало, семечко, сено, сирень, сеялка.

ЛЧ4^

Задание 6. Назовите звуки з, с, если услышите их в словах. Запишите соответствующие буквы.

Методические указания: 1) Логопед называет слово, учащиеся назы­вают звук з или с, затем записывает букву с или а;

2) Логопед показывает картинки, не произнося слова, учащиеся назы­вают звуки, затем записывают буквы.

Приблизительный перечень слов: роса, гу­сак, возок, песок, поясок, музыка, осина, красивый, музей, воз­дух, резиновый, полезно, веселый.

Приблизительный перечень картинок: коза, роза, лиса, хвост, береза, косы, усы, гуси, хвост, свинья.

Дифференциация з — ев слогах Тренировочные упражнения Задание 1. Образуйте слоги. Прочитайте их.

а о а. о я ё я ё

^Х ^ч ^ Щ

ы у ы у и ю и ё

Задание 2. Образуйте звукосочетания. Прочитайте их:

3 С 3 С

Задание 3. Прочитайте слоги парами:

заса щ саза зяся сязя сезе

зосо созо зёсё сёзё зесе

зысы сызы зиси сизи сюзю

зусу сузу зесе сезе зюсю

Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов.

Задание 4. Прослушайте: а) слоги запишите начальные звуки каждо­го слога.

За, са, зы, сы, су, зо, зе, си, се, зё, сё, зи, зю, сю; злу, слу, зло, ело, слы, злы, зли, ели, еле, слё, зле, ска, зля;

б) звукосочетания; запишите только согласные.

Аза, осу, азы, осо, озу, асы, изы, есы, езы, язы, ёсы, ёзы, узу, узы.

Задание 5. Прослушайте ряды слогов. Запомните и повторите их в той же последовательности. Запишите эти слоги по памяти:

засаза сазаса

СЛ ОЛ' Сл

ал ~****" с (Л -■— зи

сазаса засаза

зи — си — зи су — зу — су
си — зи си зу — су — зу
зо со 30 зысызы
со зо со сызысы
за зы сы - - сызы
са сы зы - - зысы.

Задание в. Прочитайте, запомните и запишите слоговые ряды в той же последовательности. (Дается время на прочтение слогов одной цепоч­ки, затем слоговой ряд закрывается и т. д.)

сазаза

С Л ~~ ЗЯг "■"■■* ЗЛ

зу — су — зу

засаса

ил "**■" СЛ "™" С|%

су зюсюзюсю

сазасаза изисизи

Задание 7. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую -с буквой з, во вторую — с буквой е.

За, зу, са, зо, сы, зы, си, зи, зе, се, сю, зю, зо, со, аса, аза, узу, усы, узи, узе, усе, осо, озо, ызы, езу

Дифференциация з — ев словах Тренировочные упражнения

Задание 1. Сравните пары слов по звучанию и смыслу.

Роза — роса, коза — коса, Зоя — соя.

Задание 2. Прослушайте слова, поднимите букву з или с, если в слове услышите звук с или з.

Сок, зонт, сук, зуб, сон, сталь, звон, зыбкий, сытый, вязан­ка, забота, суровый, арбузы, вазелин, восемь, восковой, пузырь, василек, пузырек.

Задание 3. Определите наличие и место звуков с, з: а) в словах, б) в названиях картинок. (Слова произносит логопед, картинки он только по­казывает.)

Приблизительный перечень слов: выстав­ка, красота, зубр, квас, стекло, возы, озимые, зимние, весен­ние, стакан, забор.

Приблизительный перечень картинок: слон, нос, ставни, змея, арбузы, обезьяна, замок, санки, страус.

Задание 4. Прослушайте слова. Назовите и запишите: а) начальный слог; б) конечный слог.

а).Сани, соты, Зоя, Соня, зубы, сухо, сыты, салют, закат, зима, синий, сели, зелень, семя, Сема, сыны;

б) коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, росы, весы, возы, неси, вези.

Задание 5. Прослушайте слова. Запишите их в две строчки: в первую с буквой з, во вторую — с буквой с. Подчеркните слог с з или с. (Можно использовать слова предыдущих заданий.)

Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы з или с.

...такан,...акон,...покойно,...ладкий,...лой,...абота,...лово,...доровье,...оловей,...а...лонка,...драв...твуй,...па.-..ибо,...анаве...ка,...о...нательный,...али...ать,...о...тавить,...а...тавить,...ано...а.

Задание. 7. Допишите недостающий слог с буквой з или с по картинкам.

Та..., ко..., ко..., ва..., ро..., бу....

Задание 8. Закончите и запишите слово, добавив слоги.

а) За или са. ЛИ......пог

Ли......мок

ко......хар

мимо......жег

б) зы или сы. но... воло... ва... моро... ро... стреко..

...бота...гадка...поги...веса

зано...

занаве...

капри...

пи...тель

ВЯ...ЛИ

пи...ла ли...ла;

на...вать на...пать

по...пать.

Задание 9. К данным словам присоедините приставку за. Назовите и запишите получившиеся слова.

Образец: нестизанести.

Вязать, светить, нести, возить, носить, сесть, стелить, со­лить, сорить, просить.

Задание 10. Составьте схемы слов. Буквы з, с напишите над соответ­ствующим слогом.

Образец: забор з ____, кузнец з,

засохнуть з __с_____

Сливы, забор, хвост, звонок, пастух, магазин, посадил, куз­нец, гуси, зелень, угостил, засохнуть, созывать, зазвенел, за­поздать, звезда, засеять, составить, созреть, записка, засту­дить, засада, заснуть.

Задание 11. Рассмотрите картинки. Назовите их. Сделайте схему этик слов. Надпишите буквы з, с над соответствующим слогом. Под схемами напишите слова.

Задание 12. Измените слово так, чтобы после согласных з, с появился гласный, подчеркните и назовите последний слог. Образец: вязвязы, леслеса.

глаз—... пояс —... насос —... автобус —...

нос —... арбуз —... промхоз —... занос —...

мороз —... груз—... водолаз —... трус —...

овес —... компас —... вкус —... шлюз —...

грязь —... заказ —... обоз —... воз —...

Слова для объяснения: шлюз, обоз.

Задание 13. Измените слово так, чтобы после согласных Л, с появился гласный. Подчеркните гласную. Объясните, как проверить звонкий со­гласный в середине слова.

Образец: низконизок, коляскаколясочка. ш

низко —... сказка —... замазка —... стамеска —...

узкий —... березка—... повязка—... просьба—...

близко —... коляска—... краска —... дерзкий —...

скользко —... указка —... маска —... редиска —...

Задание 14. Вставьте пропущенную букву з ли с. В скобках напишите проверочное слово. Подчеркните гласную, при помощи которой вы про­верили эти согласные.

Образец: у...кий (узенький), кра...ка (красочка).

Кра...ка, тру..., зака..., дер...кий, бли...ко, бере...ка, ове..., гла..., вку..., водола..., автобу..., троллейбу..., сколь...кий, ни...ко, повя...ка, свя...ка.

Задание 15. Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте провероч­ные слова к словам раз, ваз. Выпишите слова парами. Подберите прове­рочное слово к слову таз.

Ни разу! -

Можно двадцать тысяч раз Уронить железный таз. А фарфоровую вазу Уронить нельзя ни разу. Ведь на двадцать тысяч раз Надо двадцать тысяч ваз.

(А. Кондратьев.)

Задание 16. Запишите слова в три колонки: с буквой а — в первую,' с буквой с — во вторую, с буквами з с — в третью. Подчеркните букву а зеленым карандашом, букву с — синим. Выделенные слова пишите по слогам.

Савки, сели, славный, запах, разок, редиска, зарядка, ста­дион, салазки, красивый, розовый, сказочный, морозный, глазки, записка, низкий, указка, вывеска, краска, узкий, за-' навеска, забился, развесистый, засветить, пластилин, засада.

Задание 17. Словарный диктант (с опорой на графическую ехему слова).

Методические указания.

а) логопед произносит слово, учащиеся дают графическое изобра­жение этого слова, надписывают буквы з, с, затем пишут слово цели­ком.

Резинка, музыка, угостил, спелый, занозы, сукно, кусок, весна, зелень;

заставил, золото, засверкал, зазнайка, замерзло, стадо, спят, заснул, застыл, пастух, запасы, морозы.

б) логопед показывает картинку, не называя ее. Затем учащиеся вы­полняют задание, как в пункте а.

Задание 18. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните буквы з, с. Запишите выделенные слова по слогам.

Методические указания. Логопед выписывает загадку на доску или раздает ученикам индивидуальные карточки с загадками. Учащиеся чи­тают загадку и выполняют задание. Правильность выполнения проверя­ется по ходу работы.

Летом серый, зимой белый. Серебристые подвески —

След январского мороза — Надевает в перелеске Белоствольная....

Слова для объяснения: подвески, перелески.

Бел, как снег, В рот попал —

В чести у всех. Там и пропал.

Объяснить выражение: «в чести у всех».

Дом открыт со всех сторон, Над колоннами шатры, Под колоннами — ковры.

Тут живут и на коврах, И в колоннах, И в шатрах.

Слово для объяснения: шатер.

Золотое решето Черных домиков полно Сколько черненьких домов

Снег на полях, Лёд на реках. Иней сверкает,

Сколько черненьких домов, Иней сверкает,

Столько беленьких жильцов. Когда это бывает?

Пусты поля. Мокнет земля. Лист опадает. Когда это бывает?

Сам алый, Сахарный, Кафтан зеленый, Бархатный.

Отгадки: зайчик, сорока, береза, лес, подсолнух, сахар, весной, зимой, арбуз.

Дифференциация з — ев предложениях Тренировочные упражнения

Задание 1. Вставьте в предложения пропущенные слова, подходящие по смыслу.

зубсуп козакоса зыбьсыпь солитьзалить севзев злитьслить

У Зои разболелся коренной... Бабушка сварила вкусный.... У Зины красивая, пышная.... В огород забрела.... У больного высыпала красная На болоте страшная.... Огурцы надо... рассолом. Надо... на зиму огурцы. У больного красный.... Начался весенний.... Не надо... собаку. Остатки воды можно....

Задание 2. Закончите словосочетание одним словом, содержащим звук с или з.

Образец: вязать носок.

Нести.... Занести.... Везти.... Завезти.... Вязать Завязать....

Слова для справок: сумку, газету, санки, узел, носки.

Задание 3. Составьте словосочетания, используя слова пунктов а и б.

а) Морозный, веселый, интересная, звонкая, полосатая, Кремлевские, высокий, знойная, зыбкая;

б) сказка, воздух, песня, запевала, пустыня, забор, звезды, зебра, трясина.

Задание 4. Составьте словосочетания, подбирая к словам первой строч­ки подходящие по смыслу слова из второй строчки. Затем придумайте с этими словосочетаниями предложения.

а) Самовар, озеро, автобус, звонок, соловей, кузнечик, змея;

б) замерзло, закипел, уползла, засвистел, затормозил, заст­рекотал, зазвенел.

Задание 5. С каждым словосочетанием составьте и запишите предло­жения.

Спелый арбуз. Загорелая спина Злая собака.

Сильный мороз. Здоровые зубы. Заботливая сестра.

Зимняя спячка. Старый зонтик. Смелый поступок.

Интересная сказка. Морозный воздух. Звездное небо.

Звонкий голос. Спелый колос. Звонкий звонок.

Задание 6. Выпишите из текстов слова с буквами з, с. Подчеркните букву з зеленым карандашом, букву с — синим.

Ждите нас.

Улыбнись, луна, засмейся. Так взлетим, что только звезды Мягкий свет, вокруг разлейся. Пронесутся мимо! Два луча пусть перед нами Вы не бойтесь — мы вернемся Лягут словно рельсы. Живы, невредимы.

Оторвемся от земли мы,

Зарядка.

По порядку Мы растем смелыми,

Стройся в ряд! На солнце

На зарядку Загорелыми. Все подряд!

Заметно стали убывать дни. Быстро наступают сумерки. Ночное небо затянуто тучами. На нем не видно ни одной звез­ды. Поздно приходит рассвет.

Зазвенел звонок, дети быстро заняли свои места. Снег быст­ро засыпал заячьи следы. Спелые арбузы привезли на рынок. Фермеры вовремя скосили спелый овес.

Золотой луг.

Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг. На лугу росли одуванчики, и луг был весь золотой. Это было очень кра­сиво.

Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зеленый. Когда я днем шел домой, луг опять был весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрылся, спрятал свои золотые лепестки в зеленую ча­шечку.

Когда солнце взошло, я мог видеть, как одуванчики раскры­ваются и как луг становится опять золотым.

Какие интересные цветы одуванчики: они вечером ложатся спать, а утром встают.

(По М. Пришвину.)

Задание 7. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

Зазвенел..., и ученики вошли в.... Пошел дождь, люди раскрыли.... Самолет набрал... и.... После... наступает вес­на. На елку к детям пришел Дед.... Солнце... мало. Вот при­шли..., и зима....

Задание 8. Составьте предложения из данных слов.

За, собака, забором, залаяла; зубы, у, разболелись, Сони, сильно; за, собака, гналась, зайцем; взяла, зайца, собака, след;

оборвалась, песня, внезапно, звонкая; в, стог, змея, сена, упол­зла; звонко, в, запел, саду, соловей; лепестки, Соня, и, собира­ли, Зоя, роз; на, засверкала, кустах, роса.

Задание 9. Составьте предложения по сюжетным картинкам.

Задание 10. Составьте предложения по предметным картинкам.

Дифференциация з — ев связных текстах Тренировочные упражнения

Задание 1. Вместо точек вставьте пропущенную букву з или с.

Зима.

На...тупила...има. Были...ильные моро...ы....ина в...яла...анки и пошла на горку. Она катала...ь на...анках с горки. За ней бегала...обакаТре...ор. Небоит...я...инаморо...а.

Березка.

В...аду бере...ка. Бере...ка была...ухая. Набере...кегне...-до...яблика,...яблик та...кал в гне...до ли...тики.

Гвоздика.

Погляди-ка, погляди-ка, Что за кра...ный огонек? Это дикая гво...дика Новый пра...днует денек.

...иним утром от моро...а На...аре...венят бере...ы. Все бере...ы — зеркала Из...еленого...текла.

Белка пе...енки поет Да орешки в...е гры...ет, А орешки не про...тые В...е...корлупки...олотые. (А. Пушкин.)

Задание 2. Спишите текст, заменяя картинку словом. Логопед разда­ет детям тексты, где вместо слов в скобках — картинки.

Зоя гуляла в (сад). В (сад) (березы). На (березы) были (осы). Зоя села у (береза). (Оса) укусила Зою. (Девочка) заплакала


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.353 с.