Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Работа над слого-звуковым составом

2017-05-12 932
Работа над слого-звуковым составом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Конспекты занятий

Занятие 1

Тема. Звук.

Цель. Познакомить учеников со способом образования раз­личных звуков.

Оборудование. Зеркала, предметные картинки с изоб­ражением мака, дома, рака, лука, сука и др. (по количеству учеников).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать картинки.

II. Работа с текстом.

Логопед читает рассказ «Мак»:

«Бабушка посадила мак. Когда мак расцвел, огород стал кра­сивым, нарядным.

Ярко-красные маки привлекали насекомых. Над алыми ле­пестками порхали разноцветные бабочки, жужжали пчелки.

Но вот лепестки мака стали опадать, и вместо нарядной ша­почки появился зеленый кувшинчик. Это плод мака. Кувшин­чик быстро рос, округлился и превратился в «погремушку». Внутри «погремушки» были семена мака. Когда семена собра­ли, бабушка испекла вкусный калач с маком».

Вопросы.

Что вы прослушали? (Рассказ.).

Про что этот рассказ? (Про мак.)

Что вы узнали о маке? (Как мак растет и зреет.)

Из чего состоит рассказ? (Из предложений.)

Из чего состоит предложение? (Из слов.)

Задания. Назвать первое предложение. (Бабушка посадила мак.) Назвать первое, второе и третье слова в предложении. (Бабушка, поса­дила, мак.)

Назвать третье слово. (Мак.)

III. Понятие о звуке.

Логопед произносит отдельные звуки: м, а, к. Выясняется, что звук сам по себе ничего не значит. Затем логопед предлага­ет ученикам определить, какое слово получится, если произне­сти звуки м _____ а _____ к слитно.

Потом логопед просит учеников определить, из каких зву­ков состоят слова ах, ха, ух, ау, уа.

IV. Образование звуков.

«Сейчас вы узнаете, что помогает образованию звуков. — говорит логопед. Произносит звук а, широко раскрыв рот. — Какой слышится звук? (а.)»

Логопед произносит звук а с почти закрытым ртом, получа­ется неопределенный звук.

«Почему в первом случае звук а произносится четко, — спра­шивает логопед, — а во втором — нечетко? (Во втором случае не открывали рот.) Что помогло правильному, четкому звуча­нию звука а? (Широко открытый рот.)»

Ученикам предлагается широко открыть рот и произнести звук в, затем закрыть рот, ощутив рукой работу челюстей. (Вы­полнение задания контролируется зеркалом.)

Произносится звук п. Выясняется, что образованию этого звука помогают губы.

При произнесении звука т выясняется участие языка.

При произнесении звука с устанавливается участие зубов и языка.

Учащимся предлагается поочередно произнести звуки п, т, с на тыльную сторону руки. Ощущается ветерок, воздух. Выясняется участие воздушной струи при образовании зву­ков.

Произносятся звуки с яз. Делается вывод, что при произ­несении звука з слышится голос. Логопед показывает место­нахождение голосовых связок. При произнесении звука с го­лоса нет, голосовые связки не участвуют в образовании этого звука. При произнесении звука з голосовые связки вибри­руют.

Логопед предлагает ученикам вспомнить и назвать, какие органы помогают в образовании звуков, обращает внимание детей на то, что звуки надо произносить правильно, чтобы речь была четкой и понятной окружающим.

V. Итог занятия.

Логопед спрашивает у учащихся, что нового они узнали на за­нятии и как следует произносить звуки.

Занятие 2

Т е м а. Та же.

Цель. Познакомить учеников со строением артикуляци­онного аппарата.

Оборудование. Артикуляционные профили, зеркала.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед предлагает ученикам назвать три любых звука.

II. Закрепление материала предыдущего занятия и сообще­ние нового материала.

Логопед предлагает ученикам назвать органы речи, которые участвуют в образовании звуков. Ученики их поочередно назы­вают. Затем ученики произносят звуки и показывают профили

этих звуков.

Логопед говорит, что все органы речи: губы, зубы, язык, го­лосовые связки — называются артикуляционным аппаратом.

Ученики по очереди, повторяя за логопедом звуки ф, с, а, р, п и др. перед зеркалом, объясняют, какие органы участвуют в их образовании.

III. Итог занятия.

Логопед спрашивает, что узнали сегодня учащиеся на заня­тии.

Занятие 3

Т е м а. Та же.

Цель. Познакомить учеников со способом образования

гласных и согласных звуков.

Оборудование. Профили, зеркала, алфавит.

Ход занятия

I. Организационный, момент.

Логопед предлагает ученикам назвать какой-нибудь один звук и сказать, какие органы артикуляционного аппарата уча­ствуют в его образовании.

П. Образование гласных и согласных звуков.

Ученики перед зеркалом поочередно произносят звуки а, о, у, з, ы и показывают их профили. При этом они отвечают, что при произнесении этих звуков воздух свободно проходит через рот, воздушная струя не встречает преграды.

Затем ученики перед зеркалом произносят звуки п, т. От­мечают, что при произнесении этих звуков воздух встречает препятствие в виде сомкнутых губ, языка и т. д.

Вывод. Звуки а, о, у, 9, ы произносятся свободно, без пре­грады и всегда с голосом, они называются гласными. Звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает прегра­ду, называются согласными. При произнесении согласного зву­ка не всегда участвует голос.

III. Закрепление материала.

Логопед вывешивает на доску алфавит и предлагает учени­кам назвать все гласные звуки по порядку.

Затем он задает вопросы: «Почему эти звуки называются гласными? Как называются остальные звуки? Чем отличается произнесение гласных звуков от произнесения согласных зву­ков?»

IV. Итог занятия.

«Что нового вы узнали на занятии?» — спрашивает логопед.

Тренировочные упражнения на различение гласных первого ряда и согласных звуков

Задание 1. Поднимите красный кружок, если в ряду звуков услыши­те гласный.

А — м — у — т — о;т — с — ы — а — р;э — а — м — у — т; о — п — у — а — с — ы — ш;к — э — о — у — п — ы — н.

Задание 2. Из ряда букв выберите гласные, назовите их.

Р, у, ы, о, с, а, ш, к, э, п, л, н

Задание 3. Поднимите еиний кружок, если в ряду звуков услышите согласный звук. Определите место преграды.

 

М, о, п, у, с, к, р, ы, т, ф.

Задание 4. Из ряда букв выберите согласные, назовите их (логопед следит за кратким произнесением согласных звуков).

А, п, в, о, с, ф, к, ш, ы, р, л, э, ж, х. Задание 5. Назовите буквы, написанные на ваших карточках. Под со­гласные положите синие кружочки, под гласные — красные. (Работа вы­полняется учениками самостоятельно.)

Образец карточки:

р атку

Задание 6. Положите букву под соответствующий кружок.

(Ученики получают по четыре буквы, из них две гласные и две соглас­ные. На доске красный и синий кружки. Ученики называют звук, опре­деляют, гласный он или согласный, и кладут букву под соответствую­щий кружок.)

Задание 7. Запишите буквы в две строчки.

Методические указания.

Логопед называет вперемежку гласные и согласные звуки. На верх­ней строчке ученики пишут гласные буквы, иа нижней — согласные. При проверке логопед просит учеников прочитать только гласные или только согласные буквы. Ошибки исправляются по ходу работы.

ГЛАСНЫЕ ПЕРВОГО РЯДА Конспектзанятия

Тема. Гласные звуки.

Цель: Учить детей слышать и выделять гласные первого

ряда.

Оборудование. Предметные картинки, таблица с глас­ными первого ряда, красные кружки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится на место тот ученик, который назовет гласный звук.

П. Закрепление материала предыдущего занятия.

Ученики называют гласные по беззвучной артикуляции ло­гопеда. Логопед произносит беззвучно гласные в следующем порядке: а, о, у, э, ы, при этом обращает внимание детей на по­ложение губ при произнесении: а — рот широко раскрыт; о — губы округлены и слегка вытягиваются вперед; у — губы ок­руглены и больше вытягиваются вперед; э, ы — губы слегка растягиваются в улыбке. (Такая последовательность поможет ученикам запомнить гласные первого ряда.) Для наглядности можно использовать таблицу. Ученики заучивают эти гласные в указанном порядке.

III. Выделение гласных первого ряда из других звуков.

Логопед произносит гласные и согласные звуки вперемеж­ку. Ученики на гласный звук: а) показывают красный кружок, б) соответствующую букву, в) записывают в тетрадь гласную букву.

А, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, л, э, п, о.

IV. Выделение гласных первого ряда из слогов.

Логопед называет слог, выделяя голосом гласный звук, уче­ники: а) называют гласный, б) показывают соответствующую букву.

1) Ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс, ак, от;

2) Ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы, ка, то.

V. Итог занятия.

Логопед: «Сегодня мы учились слышать и выделять гласные звуки», — подводит итог логопед.

Выделение гласных первого ряда из слов

Тренировочные упражнения

Задание 1. Выделите начальный гласный из слов, запишите соответ­ствующую букву.

Аня, Оля, утка, Эля, осы, Ася.

Задание 2. Выделите гласный из середины каждого слова, запишите букву.

Лак, дым, суп, рот, сок, пар, луч, бык, сам, мак.

Задание 3. Назовите картинки. Выделите гласный звук из названий этих картинок. Запишите соответствующую букву.

Приблизительный перечень картинок (подбирает логопед): жук, мох, зуб, сук, сыр, рак, мэр.

Задание 4. Выделите гласную из данных слов, запишите ее. а) Торт, март, куст, клык, корм;

б) Крот, стол, шкаф, плыл, слух, град, гнул, брось, кто. Задание 5. Назовите картинки. Выделите гласный звук из их назва­ний. Запишите соответствующую букву.

Приблизительный перечень картинок (подбирает логопед): кран, стул, волк, гусь, хвост, клык, слон, мост, глаз, бровь.

ГЛАСНЫЕ ВТОРОГО РЯДА Конспект занятия

Тема. Гласные звуки.

Цель. Познакомить учеников с образованием гласных вто­рого ряда.

Оборудование. Буквы и, й, таблица с гласными второ­го ряда.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать гласные первого ряда.

II. Знакомство с буквами и, й. Образование гласных второго ряда. Логопед рассказывает сказку о буквах и, й:

«Жили-были две буквы-сестрички. Они были очень похо­жи. Писались почти одинаково. Только у буквы й был сверху беретик, а у и не было. Звучали они почти одинаково. Только и— протяжно, а й — коротко, отрывисто. Их часто путали, а букве й было очень неприятно.

Однажды буква й пришла в гости к гласным буквам первого ряда и предложила вместе спеть. Й начала, а подхватила. Сли­лись их звуки и получилась новая буква — я. Тогда остальные буквы — о, у, э — тоже стали петь вместе с й. И стали получать­ся новые буквы ё, ю, е:

Новые буквы заняли место во втором ряду. К ним присоеди­нилась буква и. Так и получились гласные второго ряда».

Логопед вывешивает таблицу с гласными второго ряда и пред­лагает ученикам запомнить эти гласные. Затем спрашивает детей, из каких звуков получились буквы я, ё, ю, е.

Ш. Итог занятия.

«Что интересного вы сегодня узнали на занятии?» — спра­шивает логопед.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте' слова, выделите голосом начальный глас­ный звук, покажите букву, запишите ее в тетрадь.

1) Яма, Яша, якорь, ясно, ястреб.

2) Ёж, ёлка, ёрш, ёлочка, ёжится.

3) Юра, Юля, юг, юркий, южный, юрта.

4) Ель, ем, ели, едут, ехать.

5) Ира, имя, Инна, игры, икры, искры.

6) Ёжик, юрта, «ли, иглы.

Задание 2. Прослушайте слова, выделите голосом гласный на конце слова, запишите соответствующую букву. Логопед голосом выделяет глас­ный в конце слова.

1) Моя, твоя, Зоя, Рая.

2) Пою, мою, рою, свою, твою.

3) Моё, твоё, своё, бельё, старьё.

4) Мою, мои, твоё, бельё, семья.

Задание 3. Назовите картинки. Выделите голосом гласные второго ряда в начале слова, запишите соответствующие буквы. (Логопед пока­зывает картинку, не называя ее, ученики называют, выделяют гласные и записывают их в тетрадях.)

Примерный перечень картинок: ежик, яб­локо, елка, юрта, искры.

СЛОГОВОЙ СОСТАВ СЛОВА

Конспекты занятий

Занятие 1

Тема. Слоговой состав слова.

Цель. Учить детей делить двусложные слова на слоги.

Оборудование. Тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.

Ученики вспоминают и называют гласные первого и второго

ряда.

III. Знакомство со слогом.

Логопед произносит слог ра и спрашивает, понятно ли, что она хотела сказать. Ученики отвечают, что непонятно. Анало­гично логопед работает со слогом ма. Затем произносит по сло­гам слово рама.

«Сначала были произнесены части слова, поэтому было не­понятно, — объясняет логопед. — Когда части соединились, получилось слово. Часть слова называется слогом».

Подобным же образом логопед строит работу со словами мука, лапа и т. п.

IV. Деление слов на слоги.

Ученикам предлагается отхлопать количество слогов в словах, произнести эти слова по слогам и назвать первый и второй слоги. Слова: муха, ваза, роза, сани, вата, лужа, рыба.

V. Графическое изображение слогов. I «Поставьте вопрос к слову рыба. (Кто? Рыба) —Что обозна­чает это слово? (Предмет.)*

Ученики на доске и в тетрадях изображают слово рыба гра­фически (одной чертой). Затем логопед вместе с учениками ус­танавливает, что в слове рыба две части, т. е. два слога. Каждую часть обозначают короткой черточкой------.

Аналогично графически изображаются слова, состоящие из двух открытых слогов: соки, липа, нога, луна, рука, Валя, Миша, Лида.

VI. Итог занятия.

«Чему вы научились на занятии?» — спрашивает логопед.

Занятие 2

Т е м а. Та же.

Цель. Учить детей делить трехсложные слова на слоги.

Оборудование. Схемы слова (---------).

Ход занятия

I. Организационный момент.

П. Закрепление пройденного материала.

Логопед называет двусложные слова с открытыми слогами и просит учеников определить количество слогов и назвать сло­ги по порядку.

III. Работа с трехсложными словами.

Логопед просит учеников определить количество слогов в слове рыба и спрашивает: «Кто ловит рыбу? (Рыбаки.) Какой новый слог появляется в слове рыбаки? (Ки.)*

 

Логопед предлагает ученикам хлопками выделить слоги в следующих словах: машина, береза, лимоны, малина, пижа­ма, газета, назвать слоги по порядку, подсчитать количество слогов.

IV. Графическое изображение трехсложных слов. Логопед предлагает ученикам графически изобразить слово

малина, затем обращает их внимание на то, что в этом слове три

слога. Это тоже и что надо показать на схеме (----------). При

графическом изображении слов дети проговаривают каждый слог.

V. Определение количества слогов в словах.

Логопед называет вперемежку двух- и трехсложные слова. Ученики поднимают соответствующую схему.

Слова: куры, курица, лужа, лужица, мыла, вымыла, водила, возили, мыло.

VI. Графический диктант двусложных и трехсложных слов. (Можно использовать слова, которые даны в п. V.)

VII. Итог занятия.

«Что вы сегодня учились делать?» — спрашивает логопед.

Занятие 3

Т е м а. Та же.

Цель. Дать ученикам представление о слогообразующей роли гласного, учить выделять гласные из слов.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садятся на свои места ученики, которые назовут слово, со­стоящее из двух слогов.

II. Деление слов на слоги и выделение голосом гласных:

а) из двусложных слов. Логопед произносит слово горы по слогам, выделяя голосом гласные: «Го- какой вы слышите глас­ный в этом слоге? О. А в слоге ры (ы.) Сколько слогов в слове горы? (Два.) Сколько гласных звуков в этом слове? (Два.) Назо­вите еще раз гласные в слове горы (О, ы.)».

Аналогично разбираются еще два-три слова. Логопед обра­щает внимание учеников на то, что в словах количество глас­ных соответствует количеству слогов;

 

б) из односложных слов. Логопед произносит слово дом. Уче­ники выделяют голосом гласный (о), определяют количество сло­гов. Затем логопед спрашивает, как ученики догадались, что в

слове один слог;

в) из трехсложных слов. Логопед произносит слово малина. Ученики считают слоги, выделяют голосом гласные из каждо­го слога (А, и, а), определяют количество гласных.

«Что вам помогло определить количество слогов в слове?» — спрашивает логопед. (Количество гласных.)

Затем логопед вместе с учениками делает вывод: «Количество слогов в словах зависит от количества гласных, а количество глас­ных должно соответствовать количеству слогов в слове».

Ш. Итог занятия.

Логопед обращается к детям: «Что вы сегодня учились делать на занятии? О чем надо помнить при делении слов на слоги?»

Тренировочные упражнения

Задание. Выделите гласные из слов. Определите количество слогов в слове (каждый раз логопед требует доказательства, почему в слове один, два, три слога. Логопед произносит слово так, как оно пишется.):

а) из односложных слов:

Сом, сам, мыл, лук, мир, зал, жар, куст, стал, мост, брат,

друг, стул, клин, кнут, штык;

б) из двусложных слов:

Мыло, ноты, мука, сода, жало, зубы, куры, карта, кошка, ручка, рыбка, душно, пышно, пышка, крыло;

в) из трехсложных слов:

Машина, лопата, сорока, домики, рыбаки, бумага, сапоги.

Конспекты занятий Занятие 1

Т е м а. Та же.

Цель. Закрепить у детей умение делить слова на слоги, вы­делять гласные из слов.

Оборудование. Предметные картинки, схемы слов.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится на свое место тот ученик, который назовет слово, со­стоящее из трех слогов.

II. Закрепление материала предыдущего занятия.

Логопед выставляет на доску три картинки, изображающие шар, вазу, лимоны.

Задание 1. Скажите, что изображено на картинках. Выделите голосом гласные звуки. Подсчитайте, сколько в слове слогов. Произнесите слово по слогам.

Задание 2. Изобразите слова графически. Напишите над каждым сло­гом соответствующую гласную.

Ноты, мак,

о ы а

Логопед может использовать слова, данные выше в «Тренировочных упражнениях».

Задание 3. Назовите картинку, дайте графическое изображение сло­ва, напишите гласную над соответствующим слогом.

Приблизительный перечень картинок: кот, муха, кубики, дуб, рыба, бумага, рак, рука, рубашка и т. д.

III. Проверка выполненной работы.

IV. Итог занятия.

«Что вы сегодня делали на занятии?» — спрашивает логопед.

Занятие 2

Т е м а. Та же.

Цель. Учить детей определять порядок слогов в слове. Оборудование. Предметные картинки, слоги из раз­резной азбуки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится на свое место тот ученик, который назовет слово, состоящее из двух слогов.

II. Закрепление материала предыдущих занятий.

1) Графический диктант с выделением гласных.

Логопед произносит слова так, как они пишутся, и напоми­нает, что слова следует разделять запятой.

Ученики в тетрадях дают графическое изображение этих слов и пишут гласные над соответствующим слогом.

рыбаки. ы а и

Приблизительный перечень слов: шар, гусь, игла, радуга, ворота, еж, дом, шапка, музыка, вата, погода.

2)Проверка выполненной работы.

Логопед называет слова в порядке предъявляемых карти­нок, ученики называют количество слогов и гласные в каж­дом слове.

III. Порядок слогов в слове.

Логопед выставляет на доску картинки, изображающие сум­ку и машину. Название этих картинок произносит деформиро-ванно: ка-сум, ши-ма-на. Затем спрашивает, получились ли слова. (Не получились.) Переставляет слоги и произносит слова правильно. «Теперь получились слова? {Получились.) Почему в первом случае слова не получились? (Слоги произносились не по порядку.) Чтобы получались слова, необходимо слоги не пу­тать и произносить их по порядку».

Задание 1. Прослушайте стихотворение «Петя и слова», закончите его, составив последнее слово из предложенных слогов. (На доску выстав­ляются слоги мы, вы, ты.)

...Вот с какими он словами Прибежал однажды к маме:

— Если руки мыли ВЫ, ■ Если руки моем МЫ,

— Если руки моешь ТЫ, Значит, руки....

Задание 2. Составьте слова из слогов: а) с опорой на картинку, б) без опоры на картинку.

Логопед произносит слова, переставив слоги, учащиеся пра­вильно называют слово:

а) Пи-ла, ки-ра, ки-ма, ры-ша, ба-шу, зы-ко, ру-ка;

б) ка-ру, ги-но, ма-зи, жу-ки, е-ду, бу-ду.

Задание 3. Составьте правильно слово из слогов разрезной азбуки: ма-ра, ни-са, ка-бел, ро-вед, ка-шап, бик-ку, мар-ко, ки-мар.

IV. Итог занятия.

«Чему вы сегодня научились?» — спрашивает логопед.

УДАРЕНИЕ

Логопед для практического усвоения темы «Ударение» предлагает ученикам выполнить различные упражнения. При выполнении этих упражнений дети сначала отхлопывают рит­мический рисунок слова, соотносят его с самим словом. На­учившись выделять ударный слог в слове, легко находят удар­ный гласный.

Тренировочные упражнения Задание 1. Прослушайте и отхлопайте ритмические рисунки.

а) х-х-х, х-х-х, х-х-х;

б) Х-х, Х-х, Х-х и т. д.;

в) х-Х, х-Х, х-Х и т. д.;

г) х-Х-х, х-Х-х, х-Х-х и т. д.;

д) Х-х-х, Х-х-х, Х-х-х и т. д.;

е) х-х-Х, х-х-Х, х-х-Х;

ё) х-х-Х-х, х-х-Х-х, х-х-Х-х;

Задание 2. Прослушайте и повторите слова, отхлопайте ритмичес­кий рисунок слов. (Логопед называет слово, выделяя голосом ударный слог, учащиеся отхлопывают ритмический рисунок слова, громким хлоп­ком показывает ударный слог, например: рыба —Х-х).

Логопед произносит слова так, как они пишутся:

а) рыба, липа, соки, заяц, тихо, руки, ходит, водит, крас­ный, синий, горький, птица;

б) рука, дубы, лицо, лиса, валы, окно, пятно, шаги, ковры, столы, стакан;

в) лимоны, бумага, сугробы, выходит, столица, корзина, ту­маны, рубашка;

г) бабушка, курица, солнышко, лапочка, дудочка;

д) крокодил, проводник, сапоги, попугай, провода, расска­жи, положи;

е) попугайчик, сарафаны, крокодилы, загородка.

Задание 3. Прослушайте и повторите слова, выделите голосом удар­ный слог, затем ударную гласную. Начертите схему слова, обозначьте ударение.

Образец: руки ____2 ____«

(Можно использовать лексический материал предыдущего зада­ния.)

Задания 4. Составьте слова из слогов, запишите получившиеся слова в тетрадь. (У детей имеются индивидуальные карточки, на которых даны деформированные слова: а) с картинами (картинки подбирает логопед), б) без картинок. Ученики самостоятельно выполняют задания, после чего работа проверяется.)

а) По опорным картинкам.

ка-мас, та-пас, ты-кус, ры-ша, ки-ру, па-ли, ги-но, ло-мы, та-кар, ка-круж, ка-шап, лаш-ша, на-вес, шок-ме, ба-тру, ка­бул, ка-мис, ма-до, ши-у, па-шля, ка-чаш, ло-ши, жи-лы, ба-жа.

б) без картинок.

ба-ры, ки-нос, на-ши-ма, тец-си, чи-клю, ка-руч, ка-ба-буш, за-ро, лец-па, тя-те, ки-оч, ка-де-душ, ка-кор, ны-мо-ли, ла-кук, ка-лож, лы-сто.

Задание 5. К данным слогам добавьте еще один слог так, чтобы полу­чилось слово.

ура /ба /сы / ха / то

Л га // бы 1^ря /? сор А са

но4^—ги гуу^-си бу\—тон муте—хи ле{^— жи "*"■ жи \^ ща кет \^ка \

док лы карь

Задание 6. К конечному слогу добавьте слог, чтобы получилось слово.

ры \ са \ шап \ ма \ сум \

ба ды пал -^ка ка -^ ша ка

ба у ра Ч пол /7 Са / бул ^

пуш ' Да' дыр'

Задание 7. Закончите слово, добавив слог.

а) по картинкам:

ра...(ма), мо...(ре), ро...(га), фла...(ги), гру...(ша), гри... (бы);

б) без картинок:

ду...(бы), цве...(ты), крыль...(цо), кры...(ша), шар...(фы), тап...(ки).

Задание 8. Составьте слово, добавив начальный слог.

(но)^сок, (за)...бор, (ры)...ба, (ме)...шок, (лен)...та, (ста).„-кан, (мис)...ка, (гри)...бы, (кры)...ша, (бел)...ка.

Задание 9. Из слов задания 6 выбрать слова, соответствующие схе­мам:

ыа, 2й) И Ы» а й» & а

Задание 10. Измените слово так, чтобы получилось два слога. Составьте схему на вновь образованные слова, выделите гласные. Образец: сомсомы.

Сом, мак, рак, ночь, сад, сыр, сок, крот, куст, мост, нож.

Задание 11. Измените слово так, чтобы получился один слог. Вновь образованные слова запишите, подчеркните гласную.

Образец: сокисок.

Соки, носы, кусты, столы, дома, коты.

Задание 12. Измените слово так, чтобы получилось в слове два, затем три слога. Составьте схему на вновь образованные слова, выделите гласные. Образец: домдомадомики, сольсолисоленый.

Дом, гриб, сом, крот, куст, соль, стол, блин, нож, лист. (В случае затруднения ребенку помогает логопед.)

Задание 13. Вставьте пропущенный слог. Составьте 'схему слов, под­черкните гласные. Запишите слова по слогам (требовать проговаривания слогов при записи):

а)...-ши-на б)ра-...-та в) мы-ша-... г)...-жи-на

...-жа-ма е...-та ко-жу-... га-зе-...

...-ро-жок ку-...-ки тор-мо-... аз-...-ка

...-буш-ка вол-...-та ли-ней-... ма-...-зин

...-рад-ка; мо-...-зы; ка-ран-...; звез-...-ка

Задание 14. Спишите слова. Разделите их на слоги, подчеркните гласные.

а) Коза, лужа, сани, зима, риса, роза, Маша, луга, рама, роща, Вова, трава, школа, плита, книга, марка, мосты, буквы, шап­ка, кофта, карта, диван, малыш, домик, завод, банан, лимон,

 

 

садик, голос, пирог, замок, картон, листок, матрац, пиджак, кружок;

Образец: ра-бо-та, о-хо-та, ри-су-ю

б) работа молоко машина заводы музыка вагоны береза ворона паруса сорока

в) кар-тош-ка, картинка корзина листочки

морковка

и-рис-ка

яичко

Аленка

Алешка

огурчик

пузыри

сапоги

топоры

моторы

сухари

ру-баш-ка

ниточка

девочка

крыжовник

кружечка

кра-пи-ва

яблоки

столики

медведи

кроватка

охота

осока

озеро

уроки

утята

рисую

думаю

вымою

болею

копаю;

яр-мар-ка

искорка

игрушка

стаканчик

красочный

г) са-мо-ле-ты гу-се-ни-ца чемоданы пулеметы телефоны черемуха царапина черепаха товарищи теплоход земляника молочник накормила бархатные махровые накрошила

жа-во-ро-нок

жеребенок

вороненок

нарисовал '

наговорил

колхозники

смородина

дежурные

зе-ле-нень-кий хорошенький колокольчик игрушечка катушечка медвежата напортила уронила.

Задание 15. Сначала выпишите слова, состоящие из одного слога, за­тем из двух и трех слогов. Подчеркните гласные буквы.

Пушка, суп, кошка, сапоги, тыква, ключ, вишни, лук, рысь, брат, ребята, мальчики, стон, капуста, щука, тишина, ракета.

Задание 16. Графические диктанты с выделением гласных. Логопед использует слова предыдущих заданий. Напоминает ученикам о посло-говом проговаривании слов.

Задание 17. Выпишите из текста слова, состоящие из одного слога, в один столбик, слова, состоящие из двух слогов, — в другой, слова, состо­ящие из трех слов — в третий. Подчеркните гласные.

У дома сад. В саду клумба. На клумбе разные цветы: тюль­паны, розы, маки.

Это наша река. В реке щуки, ерши, караси. Володя ловит рыбу. Вот лещ, Володя несет леща бабушке.

У Пети папа — плотник. У Веры папа — повар. У Полины папа — капитан. У Наташи — врач. У Риты — сталевар.

Ут-ро.

Утром мой чисто руки, лицо и шею. Вот чайник. Пей чай. Иди погулять.

Задание 18. Спишите текст, не деля слова на слоги. Подчеркните глас­ные буквы. Проговаривайте слоги.

Ка-те да-ли мы-ло. Она мы-ла ру-ки, ли-цо, ше-ю. Ру-ки» ли-цо, ше-я бы-ли бе-лы.

У до-ма бы-ла лу-жа. На лу-жу се-ли гу-си. Гуси бы-ли се-ры.

Ко-ни бы-ли на лу-гу. Ко-ни е-ли се-но. Па-ша, го-ни ко-ня. Э-то се-но на зи-му.

Ма-ма и де-ти у-шли. Кош-ка Мур-ка до-ма. Кош-ка ис-ка-ла е-ду. На пол-ке бы-ла ры-ба. Мур-ка взя-ла ры-бу и е-ла на по-лу. Кош-ка Мур-ка сы-та, а ры-бы нет.

Ле-то.

На-сту-пи-ло ле-то. По-ля-на по-кры-та цве-та-ми. Де-воч-ки рва-ли цве-ты. У Ри-ты боль-шой бу-кет ко-ло-коль-чи-ков. У Ма-ши бу-кет ро-ма-шек. Со-ня пле-ла ве-ноч-ки. Всем бы-ло ве-се-ло.

Зи-ма.

При-шла хо-лод-ная зи-ма. Кру-гом мно-го сне-га. На-ме-ло боль-шие суг-ро-бы. Де-ти на го-ре. Они ка-та-ют-ся на лы-жах, а Ми-ша и Ко-ля на пруду. У них конь-ки. Ве-се-ло ка-тать-ся на конь-ках.

О-сень.

А вот и о-сень. Листь-я па-да-ют. Тра-ва по-жел-те-ла. Цве­ты за-вя-ли. Ду-ет ве-тер. И-дет дож-дик.

Вес-на.

На-сту-пи-ла вес-на. Та-ет снег. По-ка-за-лись пер-вы-е про-та-лин-ки. За-жур-ча-ли ру-чей-ки. Ре-бя-тиш-ки нус-ка-ют ко-раб-ли-кй.

Задание 19. Спишите предложения, разделите слова на слоги. Под­черкните гласные. Поставьте ударение в словах.

Было лето. Таня рада. Дети пели. Мыли руки. Мама дома.

Неси рыбу. Пили липу» Лови рыбу. Неси воду. Были дома.

Была зима. Сани новы. Чижи пели. Мыли ноги. Веди козу.

Проверь свою работу! Количество слогов должно соответство­вать количеству гласных в слове.

Задание 20. Спишите предложения, разделите слова на слоги, прого­варивайте каждый слог. Поставьте ударение в выделенных словах.

Коле дали кашу. Сима, неси пилу. Сено было сухо. Коля, пили липу.

Куры пили воду. Папа, неси лыжи.

Утро было ясно. Лена, вези сено.

Лиса рыла нору. Мама, вари мясо. ударной гласной произноси слово целиком).

Мама дала мыло. Маша мыла лицо. Таня мыла руки. Няня мыла Вику. Дети были дома. (При определении

Задание 21. Спишите предложения, разделите слова на слоги, прого­варивайте слоги. Подчеркните гласные первого ряда.

Мила лепит. Лида несет. Коля пасет. Мыши пищат. Вася — малыш.

Маша уснула. Папа устал. Малыш шалит. Гусак шипит. Мыши пищат.

Пером пишу*. Рукой машут. Пилой пилят. Ручкой пишут. Ножом режут.

Задание 22. Спишите предложения, разделите слова на слоги. Под-

черкните гласные второго ряда.

Кошка спала. Тесто месят.

Мышка ушла. Ножик точат.

Марта стучит. Марки клеят.

Рыбка плывет. Лапка болит.

Столы стоят. Дожди идут. Ветры дуют. Солнце светит.

Задание 23. Спишите текст, разделите слова на слоги. Подчеркните гласные. (При списывании требовать послоговое проговаривание слов.)

У мамы сын Миша. Сын мал. У мамы Луша. Она мала.

Шура мыла рамы. На полу сыро. Шура вымыла пол. Стало сухо.

У Сони Мурка. Соня дала молоко. Мурка лакала молоко.

Лида мала. У Лиды мыло. Она сама мыла руки.

Это наш сад. В саду роза. У розы хорош запах. Роза хороша.

Вова и Шура ловили рыбу. У Вовы лещ. У Шуры щука. Вари, мама, уху.

Папа и мама были дома. Папа читал газету. Мама читала книгу. Маша учила уроки.

Рома мал. Мама дала сыну мыло. Рома сам мыл лицо и руки.

В дупле белка. У белки детки. Белка тащит в дупло грибы, орехи и мох.

Пришла зима. Кругом снег. Дети рады. У Лиды санки. У Тани лыжи. Лида возит Колю.

Птичка села на ветку. Это синичка. Вот снегирь. Снегирь долбит шишку. Он любит семена.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Твердые и мягкие согласные

Конспект занятий

Тема. Твердые и мягкие согласные.

Цель. Научить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных.

Ход занятий

I. Организационный момент. П. Твердые и мягкие согласные.

Логопед предлагает учащимся прослушать сказку про двух медведей:

«Жили-были два медведя. Оба медведя любили петь песен­ки. Садились на пенек и пели. Один медведь пел: "Та-та-та", а другой: "Тя-тя-тя"».

Какими были медведи? (Один был большой, другой малень­кий.)

Песенки похожи, но медведи их пели по-разному.

Чем отличались эти песенки?

(Большой медведь пел грубым, твердым голосом, а малень­кийласковым, мягким голосом.)»

«В песенке большого медведя согласный т звучал твердо, а в песенке маленького медведя т звучал мягко», — говорит логопед.

III. Обозначение мягкости согласных на письме буквой ь знак. (Мягкий согласный в конце слова.)

Задание 1. Прослушайте пары слов. Сравните их по смыслу, по звуча­нию последнего согласного, по написанию:

Угол — уголь; ел — ель; мел — мель;

брат — брать; топ — топь; хор — хорь.

Задание 2. Прочитайте пары слов. Сравните их по написанию.

угол — уголь брат — брать хор — хорь.

Логопед задает вопрос: «Как произносится согласный в конце слова, если после него стоит мягкий знак?»

Задание 3. Прослушайте слова. Назовите в слове согласный, который звучит мягко.

Сталь, пыль, гусь, жарь, цепь, соль, быль, пузырь, огонь.

IV. Итог занятия.

«Как могут звучать согласные? Как обозначается мягкость согласных в конце слова?» — спрашивает логопед.

Мягкий согласный в середине слова

Задание 1. Прослушайте слова. Сравните их по смыслу и звучанию:

Булка — Булька, полка — полька, уголки — угольки.

Задание 2. Прочитайте слова из задания 1. Сравните их по написа­нию.

Задание 3. Прослушайте слова. Назовите в словах согласный, кото­рый звучит мягко.

Горько, мыльный, больно, пальто, полька, долька, пыльно, калька.

Задание 4. Замените твердый согласный в конце слова на мягкий. Произнесите получившееся слово. Образец: жаржарь.

Стал, брат, ел, любит, хор, мел, угол, вес.

Задание 5. Замените твердый согласный в середине слова на мягкий и наоборот. Произнесите получившееся слово.

Банка, уголки, полка, булка.

Игра «Спрячем мягкий знак в середину» Логопед называет слово с мягким знаком на конце, например: пень, день, уголь, огонь, зверь, окунь — и предлагает учащимся изменить слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

Образец: пеньпеньки.

Обозначение мягкости согласных

при помощи гласных второго ряда

Конспект занятия

Тема. Твердые и мягкие согласные.

Цель. Учить детей слышать мягкие согласные перед глас­ными второго ряда.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать гласные второго ряда.

II. Закрепление материала предыдущего занятия.

«Послушайте и скажите, как звучат согласные в конце сло­ва конь, день, — говорит логопед. — (Мягко.) Назовите мягкие согласные в словах банька, зорька. Что обозначает мягкость согласных? (Мягкий знак.)*

III. Влияние гласных второго ряда на впереди стоящие со­гласные.

Логопед читает сказку «Хвастун»:

«Живет в стране Грамматика известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и

оно делается совершенно неузнаваемым: слово ел превращает­ся в ель, а консервная банка стала теплой банькой. Расхвастал­ся Мягкий знак: "Я, дескать, самый волшебный". Но некото­рые жители из страны Грамматика (гласные второго ряда) стали смеяться: "Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был лук, стал люк, был мал, стал мял". Так гласные второго ряда

поставили на место хвастунишку».

(По ГЛ. Сорокину.)

Логопед объясняет выражение поставили на место и спра­шивает: «Кто же поставил на место хвастунишку?»

Задание 1. Прослушайте слова, назовите согласный, который звучит мягко. (Логопед следит за тек, чтобы дети произносили согласный мяг­ко. Слова записывает на доске.)

Слова: Коля, Варя, Валя, воля, пятка, пятна, Лена, Люба.

«В этих словах есть мягкий знак? — спрашивает логопед. — (Нет.) Здесь буква я обозначает мягкость впереди стоящего со­гласного».

Задание 2. Прослушайте слова. Назовите согласный, который звучит мягко. Догадайтесь, какие буквы обозначали мягкость согласных.

а) Тёрка, рёв, тётка, тёлка, сёмга;

б) клюв, глюкоза, сюда, рюшка, плюшка;

в) мел, сел, кеды, лес, левый, нежный, ветер;

г) мир, тир, тигр, сито, вико, винт, синий. «Вспомните, какие гласные влияли на смягчение согласных

(я, ё, ю, е, и), — спрашивает логопед. — Как мы называем эти гласные? (Гласные второго ряда.) Когда согласный звучит мяг­ко? (Если после согласного стоит мягкий знак или гласный второ


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.341 с.