Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-05-12 | 776 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Логопед требует от учащихся очень коротко рассказать о процессе добывания соли. Отмечаются наиболее удачные варианты.
IV. Итог занятия. Логопед спрашивает: «Чему вы научились сегодня?»
Тренировочное упражнение
Задание 1. Прослушайте рассказ «Карандаш», составьте план рассказа. Кратко перескажите каждую часть.
Карандаш.
У каждого школьника есть карандаш. Казалось бы, такая простая, привычная вещь, а знаешь, как не просто ее сделать?
Когда-то люди писали свинцовыми палочками, которые оставляли бледный след на бумаге. Потом появился карандаш, но, чтобы его сделать, понадобился труд людей различных профессий.
Прежде всего, не всякое дерево годится на карандаш. Вот, например, сибирский кедр или красный можжевельник — у них древесина не лохматится под ножом, режется гладко, ее удобно строгать.
Графит добывают в горах, он такой же черный, как и уголь. Но одного графита мало, нужна еще хорошая глина, чтобы стерженек карандаша был прочным; нужны клей и жир, чтобы графит не рассыпался и оставлял на бумаге яркий след.
На карандашной фабрике все это проходит через умные машины, превращаясь то в порошок, то в мягкую нить, то в тонкие палочки. Кто только ни работал для того, чтобы получился карандаш! И уважая труд людей, надо беречь такую маленькую, простую, привычную вещь — твой карандаш!
Слова для объяснения: можжевельник, древесина, графит.
Конспект занятия
Тема. Рассказ «Бабочки».
Цель. Учить детей понимать главное в рассказе и составлять условие задачи по данному тексту.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Работа с рассказом.
1) Логопед читает рассказ:
«Стояла жаркая погода. На лесной полянке летали три бабочки. Одна была желтая, другая коричневая с красными пятнышками, а третья бабочка была голубая.
|
Бабочки сели на ромашку. Тут прилетели еще две разноцветные бабочки и опустились на эту же ромашку. Тесно было бабочкам, зато весело!»
2)Составление условия задачи.
Логопед предлагает учащимся вспомнить, из каких частей состоит задача. (Условие и вопрос.)
Л о г о и е д: «Сейчас мы будем учиться составлять задачу, используя рассказ «Бабочки». Следует помнить, что из рассказа надо выбрать самое главное. Что самое главное в рассказе? (Бабочки.) Сколько сначала бабочек сидело на ромашке? (Три.)
Сколько еще прилетело? (Две.) А теперь подумайте и составьте задачу про бабочек».
3) Составление задачи учащимися. Учащиеся. На ромашке сидели три бабочки. К ним прилетели еще две бабочки.
Логопед. Что вы составили? (Условие задачи.) Логопед. Задача получилась? (Нет, потому что нет вопроса.)
Поставьте вопрос к этой задаче. (Сколько всего стало бабочек?)
4) Сравнение текста рассказа с текстом задачи.
Логопед. Чем отличается рассказ от задачи? (В рассказе все говорится подробно, а в задаче — кратко. В рассказе нет вопроса.)
III. Итог занятия.
Логопед. Чему вы сегодня научились?
Тренировочные упражнения
Задание 1. Прослушайте рассказ «Рыбки» и составьте задачу.
Рыбки.
Папа подарил Маше аквариум. Маша с мамой пошли в зоомагазин и купили семь красивых рыбок. Там они купили морские растения и камешки. Маша радостная бежала домой, ей так хотелось пустить рыбок в аквариум.
Дома в аквариум положили камешки, опустили растения, налили воды и пустили рыбок.
Утром случилась беда. Кот Васька влез на аквариум, лапой вытащил двух рыбок и съел. Кота наказали, а рыбок стали прикрывать стеклом.
Задание 2. Прослушайте рассказ «Цыплята» и составьте задачу.
Цыплята.
У бабушки в деревне есть курица Пеструшка. Нанесла Пеструшка 15 яиц. Яйца оставили в гнезде. Курица сидела на яйцах и не слетала даже поклевать корм. Вскоре из яиц вылупились цыплята. Все пятнадцать цыплят были желтенькие, как пушистые комочки. Цыплята росли.
|
И скоро мы могли уже определить петушков, потому что у них быстро росли гребешки. Получилось восемь петушков, а остальные были курочки.
(Аналогичные задачи можно составить из рассказов на еле* дующие темы: «Грибы», «Птицы», «Посуда» и др.)
ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ
Тренировочные упражнения
Задание 1. Прослушайте рассказ, расскажите сначала о Дружке, затем о Пушке.
Дружок и Пушок.
У Шуры есть собака Дружок и кот Пушок. Дружок белый, а Пушок серый. Когда Шура идет гулять, Дружок бежит с ним, а Пушок ждет их на окошке. Дружок и Пушок живут дружно. Дружок любит грызть кости, а Пушок лакает молоко. Ночью Дружок не спит, он сторожит дом, а Пушок пугает мышей.
Задание 2. Прослушайте рассказ. Расскажите о том, как медицинская сестра спасла ранего солдата.
Храбрая девушка.
В бою с фашистами был ранен наш солдат. Пуля пробила ему руку и попала в грудь. Солдат упал на снег. Товарищи его ушли вперед. Они гнали фашистов дальше.
К солдату тихо ползла медицинская сестра. Она перевязала ему рану.
Потом эта маленькая девушка потащила солдата в безопасное место. Всю дорогу фашисты обстреливали ее из пулемета. Но девушка продолжала ползти и доставила бойца к своим. Так храбрая девушка спасла жизнь солдату.
Задание 3. Прослушайте рассказ. Расскажите о том, как муравей выбрался из банки с медом.
Догадливые муравьи.
На столе стояла банка с медом. В нее забрались муравьи. Хозяйка выгнала муравьев. Потом обвязала банку веревкой и подвесила к потолку.
Один муравей остался в банке. Он наелся и хотел уйти, но выхода не нашел. Долго он бегал по банке. Потом добрался до веревки. По веревке он добрался до потолка. Затем до стены и спустился на пол.
Прошло немного времени, и полчища муравьев поползли по стене. Они переползли на потолок. С потолка по веревке отправлялись в банку.
Муравьи спускались и поднимались до тех пор, пока не съели весь мед.
Задание 4. Прослушайте рассказ. Расскажите только о том, как ежик сделал себе постельку.
Хорошая постелька.
Скоро наступила зима. Пора делать норку. Вырыл ежик себе норку под деревом. Хороша норка, только постельки нет. Побежал ежик вокруг дерева. А под деревом много сухих листьев. Нашел зверек листья и стал по ним кататься. Листья пристали к иголкам ежа. Потащил он их в свою норку. Освободил иголки от листьев и опять побежал листья накалывать. Натаскал ежик много сухих листьев, уложил их на дно норки.. Теперь у ежа есть мягкая постелька. Не страшна ежику зима!
|
ТВОРЧЕСКИЕ ПЕРЕСКАЗЫ Тренировочные упражнения
Задание 1. Прослушайте начало рассказа. Придумайте конец рассказа. Дайте название рассказа. Перескажите его целиком.
Борис и Андрей ходили в лес за грибами. Долго они бродили по лесу. Грибов набрали полную корзину. Вдруг под кустом...
Задание 2. Прослушайте начало рассказа. Придумайте конец. Дайте название рассказу. Перескажите его целиком.
Юра и Миша — товарищи. Они живут в одном доме и учатся в одном классе. Они всегда вместе играют, делают уроки. Однажды Юра заболел...
Задание 3. Прослушайте начало рассказа, придумайте конец. Дайте название рассказу, перескажите его целиком.
Кончились уроки. Толя и Миша решили идти через проходной двор. За ними шел первоклассник Степа.
На крылечке чужого дома сидела большая собака. Толя и Миша стали бросать в собаку камни. Тогда Степа...
Задание 4. Прослушайте начало рассказа, закончите его. Придумайте название. Разделите рассказ на части. Перескажите его по частям.
Весна. Солнце сверкает на небе. Марина спешит во двор. Там ждут ее подруги. Она бежит по лестнице.
Вдруг Марина услышала жалобное мяуканье...
Задание 5. Прослушайте начало рассказа, закончите его. Придумайте название. Разделите рассказ на части. Перескажите его по частям.
Выло жаркое лето. Саша пошел в лес за грибами. Вдруг он увидел дым. В лесу начинался пожар. Саша бросился...
Задание 6. Прослушайте конец рассказа. Придумайте начало. Перескажите рассказ целиком.
... Но вот дождь начал стихать. Выглянуло солнышко. Мокрые, но довольные ребята бежали домой.
Задание 7. Прослушайте конец рассказа. Придумайте начало. Перескажите рассказ целиком.
День рождения.
... Потом ребята пели и танцевали. Всем было весело.
Задание 8. Прослушайте конец рассказа. Придумайте начало. Озаглавьте. Перескажите рассказ целиком.
... Крылышко подживало. Вс. зиму прожила дикая уточка у Алеши. Весной, когда начало пригревать солнышко, Алеша выпустил ее на волю.
|
Задание 9. Прослушайте середину рассказа. Придумайте начало и конец. Озаглавьте. Перескажите рассказ целиком.
... По дороге из школы Дима думал о случившемся. Когда пришел домой, он быстро спрятал свой дневник...
УСТНЫЕ СОЧИНЕНИЯ Тренировочные упражнения
Задание 1. Ответьте на вопросы полным предложением. Перескажите получившийся рассказ.
Вопросы.
В каком классе ты учишься? Как ты учишься? Как зовут твою учительницу? Как зовут твоего воспитателя? Какие предметы тебе больше нравятся? Как ты готовишь домашнее задание? (Самостоятельно или с помощью старших?)
Задание 2. Ответьте на вопросы полным предложением. Перескажите получившийся рассказ. Придумайте название рассказа.
Вопросы.
Какие деревья сажают в саду?
Какие ягодные кусты сажают в саду?
Когда особенно красив сад? Почему?
Когда снимают с деревьев плоды?
Кто вредит деревьям?
Как надо бороться с вредителями?
Задание 3. Ответьте на вопросы полным предложением. Придумайте название рассказа. Нарисуйте картинку к рассказу. Перескажите получившийся рассказ.
Вопросы.
Где живет заяц?
Какие у него лапы, уши и хвост?
Какой по цвету заяц зимой и летом?
Чем питается заяц летом и зимой?
Кто опасен зайцу?
Задание 4. Рассмотрите картинки. (Даются картинки, изображающие ель и сосну.) Ответьте на вопросы. Перескажите получившийся рассказ.
Вопросы.
К какой породе деревьев относятся ель и сосна?
Какой ствол у елки и какой у сосны?
Чем отличается хвоя ели от хвои сосны?
Где растут ель и сосна?
Как называются леса, в которых растут ели и сосны?
Задание б. На прогулке рассмотрите березу и рябину. Обратите внимание на ствол, ветки и листья березы и рябины. Вспомните, какие плоды у рябины.
Ответьте на вопросы. Перескажите получившийся рассказ. Нарисуйте рябину и березу.
Вопросы.
Чем отличается береза и рябина?
Где растут эти деревья?
Как называется лес, в котором растут березы?
Есть ли леса, в которых произрастает только рябина?
Какое дерево чаще встречается: береза или рябина?
Задание 6. Прослушайте стихотворения про березку. Расскажите, как описывается березка в этих стихотворениях.
Березка.
Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочком
в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. (А. Прокофьев.)
Березка.
Средь сосен суровых, Среди темных ракит В серебряном платье Березка стоит. Склонились деревья, Цветы и кусты Пред гордым величьем Ее красоты.
(Русская народная песня.)
Конспект занятия
Тема. Осень в лесу.
Цель. Учить детей составлять рассказ по представлению.
Ход з а н я"т и я
|
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели занятия.
Логопед читает загадку:
Пусты поля, Мокнет земля,
Лист опадает. Когда это бывает?
Логопед говорит: «Сегодня мы нарисуем картину, которая будет называться «Осень в лесу». Но будем рисовать ее без карандашей, без кистей и красок — словами. А чтобы вам не было трудно, каждый будет изображать один из фрагментов нашей картины). (Распределяются темы: «Погода», «Деревья», «Звери».)
«Я буду рассказывать о погоде, — говорит логопед. — небо закрывают тучи. Дует пронизывающий ветер. Идут холодные дожди.
Дальше рассказ продолжит Саша. Он расскажет о деревьях».
Продолжает Саша.
Примерный текст рассказа Саши: «Цветы увяли. Трава засохла. Листья на деревьях пожелтели и опали. Они покрыли всю землю. Остаются зелеными только ели и сосны».
Продолжает Рита.
Примерный текст рассказа Риты: «Звери тоже готовятся к зиме. Они утепляют свои норы. Белка и заяц поменяли шубки».
Логопед следит за рассказами учеников, не позволяя им отступать от темы. Остальные участники занятия дополняют рассказы. Затем одному из учеников предлагается пересказать рассказ целиком.
III. Задание на дом. Нарисовать картинку к рассказу. Пересказать текст маме.
IV. Итог занятия.
«Чему вы сегодня научились на занятии?» — задает вопрос логопед.
Тренировочные упражнения
Задание 1. Прослушайте слова. Придумайте по ним рассказы. (При затруднении логопед может использовать соответствующие картинки.)
За малиной.
Утро, роса, малинник, лукошки, крапива, ребята, полдень.
На озере.
Озеро, утки, собака, выстрел, охотник, осечка.
Задание 2. Рассмотрите картинки. Составьте рассказы, используя данные картинки. Придумайте названия рассказам.
а) нарядное платье, пирог, конфеты, чашки с блюдцами, фрукты в вазе, подарки: книжка, мяч, шары, краски, фломастеры; б) мальчик, папа, девочка, наполненная провизией, корзинка, наполненный вещами рюкзак, палатка, берег реки, ягоды, грибы.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!