Дифференциация ч — ш в словах Тренировочные упражнения — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Дифференциация ч — ш в словах Тренировочные упражнения




Задание 1. Прослушайте слова, найдите звуки ч, ш и запишите соот­ветствующие буквы:

а) из начала слова.

Червяк, шапка, чемодан, шкатулка, чай, шар, чайник, шко­ла, чулки, штаны, часы, шутка, чтение, шпилька, шпалы, чи-, стота, чисто, штамп, чихать;

б) из середины слова.

Учет, решать, решето, почтение, мишень, кричать, ошиб­ка, получка^отлучка, мышонок, горошина, кулачок, младший, новичок, стручок, хороший, ребятишки, сучок.

а) в конце слова.

Врач, малыш, грач, галош, калач, наш, плач, ваш, обруч, душ, кирпич, шалаш, сыч.

Задание 2. Закончите слово, дописав слога:

а) ча, ша (вспомните, как всегда пишется слог ча):

Ка..., ту..., Ма..., ку..., кры..., встре.... Ми..., лап..., да..., на..., зада.... Па..., переда..., све..., поро..., отда..., еда..., уда...;

б) Чи, ши (вспомните, как всегда пишется слог ши). но..;., на..., мы..., да..., у..., ту..., гало..., кала...,, зада..., малы..., ветре..., ланды..., гра..., мол..., пи..., ды..., ни... .

Задание 3. Сравните по звучанию и смыслу пары слов. С каждым словом устно придумайте предложение. -

Даша — дача; кошка — кочка;

туча—туша; кручу—крушу.

Задание 4. Измените слова по образцу. Запищите:

О бра з е ц: кошка — кошечка.

лягушка — ..., катушка — ..., опушка — ..., ракушка — ..., кукушка — ..., крошка — ...,шапка — .... мошка — ..., по­душка—... .

Задание 5. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков ш, ч в словах. Составьте схемы слов. Надпишите буквы ш, ч над соответ­ствующим слогом. Под схемой напишите слово по слогам.

Крошечка, подушечка, строчка, чашка, чешуя, крошка, лягушечка, лягушачий, кошачий, паучки, мошки, игрушеч­ный, крошечный, пшеничный, гречневая, ночная.

Задание 6. Прослушайте и запишите ряды слов.

Лягушка — лягушечка — лягушонок — лягушачий; кош­ка — кошечка— кошачий; крошка — крошечка - крошечный.

Задание 7. Запишите слова в три строчки: в первую —с буквой ч, во вторую — с буквой — ш, в третью — с буквами ч, ш.

Чулок, пушка, чайник, чешуя, шуба, шина, чайка, маши­на, почка, печка, мошка, мачта, крошёчный, почта, калач, ма­лыш, силач, чешется, плач, шоколад; кошечка, чашка, чемо­дан.

Задание 8. Вставьте в слово пропущенные буквы ш или ч.

Лап...а,кру...а, ...ахта,сту...ит, ...ервяк, ...топать, ...угун, ...иж, ко...ка, о...ки, клю..., поту...и, лу..., кирпи.,., ...ере-нок, пе...енье, ...ту...ка, ...а...ки, то..е...ка, ...емодан...ик, ...еп...ик, ...а...е...ка, бука...е...ка, ...айни...ек, ...уло...ки, ба...ма...ки,...у...у, ...е...уя.

Задание 9.

Словарныедиктанты

а) с опорой на схему выделенные буквыш, ч;

б) с делением слов на слоги;

в) без опоры на схему и выделенные буквы. (Используется материал предыдущих заданий.)



Дифференциация ч — ш в предложениях Тренировочные упражнения

Задание 1. К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркните буквы ш, ч разными карандашами.

а)сочная шоколад б)гречневая ручка крошечная пятнышко чистые паштет черное груша большая человек сливочный мышка школьная ладошки заточенный каша широкий каша горячая ватрушка печеночный чашка молочная карандаш чуткий ручей. Коричневая шляпа

Задание 2. Закончите предложения подходящими по смыслу словосо-четания. (Используются ранее отработанные словосочетания.)

Бабушка сварила ... (к а к у ю? ч то?). На грушевом дереве созрели... (к а к и е?ч т о?). У белой кошки было одно ... (к а к о е? ч т о?). У малышки всегда ... (к а к и е? ч т о?). Наташа любит... (к а к о й? ч т о?). В углу шуршит... (к а к а я? к т о?). Со стола упала иразбилась... (к ак а я?ч т о?). Под горой течет ...(к а к о й?чт о?). Миша надел на голову... (к а к у ю?ч т о?).

Задание 3. Придумайте и запишите предложения со словосочета­ниями.

Молочная лапша, печеночный паштет, ночной шорох, кера­мический горшок, школьная ручка.

Задание 4. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквыч, ш.

У Ма...и новая ...а...ка. Папа пьет ...ай из боль...ой кори... невой ...а...ки. Бабу...ка пе...ет ватру...ки. Ми... а любит го­ря...ие ватру...ки. Вну...ка вы...ивала деду...ке поду...е...ку.

Кошка.

Это ко...ка Ма...ка. Она в ...улане поймала мы...ку. Хозяин ее моло...ком напоил. Сидит Ма...ка на поду...е...ке и песенки мурлы...ет. А ее котено...ек сам с собой играет.

 

 

Дифференциация ч — щв слогах Тренировочные упражнения

Задание 1.

ча — ща ща — ча ач — ащ ащ — ач ача — аща

чо – що що – чо оч – ощ ощ – оч ощо – очо чу – щу щу – чу уч – ущ ущ – уч учу – ущу чи — щи щи —чи ич— ищ ищ — ич ищи — ичи че — ще ще — че еч — ещ ещ — еч ече — еще.

Задание 2. Прослушайте слоги. Запишите первую букву каждого слога. Ча, ща, щу, чу, чи, щи, че, ще.



Задание 3. Прослушайте слоги. Запишите последнюю букву каждого слога.

Ач, ащ, оч, уч, ущ, ещ, еч, ощ.

Задание 4. Прослушайте звукосочетания. Запишите только соглас­ные:

Аща, ача, ущу, учу, еще, ечо, ечи, ищи, очо, уче, уще.

Задание 5. Прослушайте, запомните, повторите и запишите ряды сло­гов в. той же последовательности. Вспомните, как пишутся ча, ща.

ча — ща — ча че — ще — че ач— ащ — ач що— чо — що ще — че — ще оч — ощ — оч чу —щу —чу чи — щи — чи уч — ущ — уч

ча — ща — ча — ща чу — щу — чу — щу чо — що— чо— що чи — щи — щи — чи

ча — ща — ча — ща ще — че — че — ще.

Задание 6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой ч, во вторую — с буквой щ. (Используется материал предыдущих заданий.)

 

 

Дифференциация ч — щ в словах . Тренировочные упражнения.

Задание 1. Прослушайте, слова, найдите звуки ч, щ, запишите соот­ветствующие буквы:

а) в начале слова.

Щетка, четко, челнок, щи, щавель, чистота, щепка, чистый, чары, щелка, щеки, чтение;

б) в конце слова.

Хрящ, меч, борщ, мяч, плач, вскачь, хвощ, сыч, клещ;

в) в середине слова.

Свечка, трещина, морщины, качели, веревочка, вещевой, тачанка, тащить, защитник, начало, качка, стачка, пещера.

Задание 2. Найдите и запишите слоги с буквами ч, ш.а) в начале слова:

чета, щенок, человек,'щипать, щиты, чижик, чудо, щеки, чехол, щенки, чихнуть;

б) в середине слова.

Защита, початок, пощада, кричали, вещание, морщины, пе­чали, защищали, ищейка, починка, начинка, перчатки, мор­щинки;

в) в конце слова.

Вещи, ключи, встречи, плющи, ищу, кричу, стучу, тащу, кузнечик, стрекочет, пищит.

Задание 3. Закончите слова, дописав слоги.

а) ча или ща:

Ро ..., пи ..., све..., ветре..., ча ..., зада ..., ку ...;

б) чу или щу

Та..., то ..., пи ..., кри ..., уго ..., ветре ..., наве ... гта..., изве..., кру..., зачи ....

Задание 4. Вставьте в слова пропущенные буквы ч или щ.

Пи...а, све...а, ту...а, мо...ный, пло...адь, зада...а, по...ада, ...ит, ...естный, ...еткий, ...а...а, ...у...ка, ...ено...ек, ве...и...ка, ру...и...а, то...иль...ик, вол...и...е, уро...и...е, я...и...ек, ...ето...ка,кри...а...ий.

Объяснить слово: урочище.

 

Задание 5. Прослушайте ряды слов, запомните, запишите в той же последовательности.

пишу — кричу — гощу ящик — мячик — вещи молчу — тащу — верчу пища — куча — пуща

Задание 6. Ответьте на вопросы одним словом, запишите ответ.

Вопросы.

Где жили первобытные люди? Какой прибор показывает время? Чем чистят одежду? Чем покрыта кожа свиньи?

Как по-другому называются огурцы, капуста, свекла, лук? Как по-другому называют диких животных?

Слова для справок: пещера, часы, щетка, щети­на, овощи, хищники.

Задание 7.

Словарные диктанты:

а) с опорой на схему слова и выделенные буквы ч,щ;

б) с делением на слоги;

в) без опоры на схему слова и выделенные буквы.

Щель, чисто, щит, плащ, щепки, печка, мяч, речка, щетка, чай, мочалка, пища, щенок, дача, чаща, встреча» круча, чище, дощечка, товарищ, чугун, щебечут, кричащий, мальчики, ще­ночек, точильщик, щепочка, щепотка, чешуйка, речной, лета­ющий, щучка, ящичек, палящие, удочка, болельщик, хищник, чемоданчик, строчка, ищейка, поищи, лещи, платочки.

Дифференциация ч— щ в предложениях

Задание 1. Спишите словосочетания. Слова, обозначающие призна­ки, . пишите по слогам. Подчеркните буквы ч, щ:

Почтовый ящик; врачебная помощь; поющие чижи; ночной хищник; горячие щи; четкие шаги; очищенные овощи; жгу­чие лучи;

Задание 2. Со словосочетаниями из задания 1 составьте и запишите предложения. Подчеркните буквы ч и щ разными карандашами.

Задание 3. Спишите предложения, вставьте пропущенные слова.

Письма опускают в почтовый.... Для дождливой погоды мама купила красивый .... Надо отдать чужую .... Мы собирали на огороде сочные ....

Очень вкусен копченый ....

В лесу разда­вался птичий ....

Туристы вошли в чудесное ....

Слова для справок: ящик, плащ, вещь, овощи, лещ, щебет, ущелье.

 

Задание 4. Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы.

Была ...удесная погода. Мы вышли из ...а...и леса. Под де­ревьями росла.. .ахлая трава. В ро.. .е поют.. .ижи, кри.. .ат гал...ата, пи...ат сквор...ата. Птицы хлопо...ут у своих гнезд. Мы наве...аем больных у...еников. Филин —но...ной хи...ник. Больному необходима вра...ебная помо...ь. То...иль...ик то...ит ножи.

Задание 5. Закончите предложения, отвечая на вопросы что делает? к т о?

Стекла ... ... . Вещи ... ... . Ножи ... ... . Ботинки

Крышу ... ....

Задание 6.

Диктанты.

Зрительные диктанты

Учись защищать Родину. Нет большего счастья, чем служить народу. В беде выручай товарища. Жизнь правде посвящай.

Солнце освещает землю. Журчат ручейки. Зазеленела роща. Мы видели грача. Весну встречай. Ребятишки повесили скво­речники. Грачи вьют гнезда. Повсюду щебечут птицы.

 

Дифференциация ч—ц

Тренировочные упражнения

Задание 1. Назовите первый звук в словах чайка, цапля. Охарактери­зуйте эти звуки. Сравните их по артикуляции, назовите сходство и раз­личие.

Задание 2. Прочитайте слоговые цепочки. Повторитеих, как запом­нили.

ча — ца — ча ца — ча — ца ча—ца—ча—ца ца—ча—ца—ча.

Задание 3. Прочитайте буквы слитно. Повторите получившиеся зву-косочетания.


 

 

 


Задание 4. Прослушайте слоги. Запишите:

а) первую букву каждого слога. Ча, чо, ца, чу, цо, цы, чи, це, че

319

 

б) последнюю букву каждого слога.

Ач, ац, уц, уч, оц, ыц, оч, ич, иц, ец, еч.

Задание 5. Прослушайте звукосочетания. Запишите только согласные.

Ача, учу, уча, ица, ечо, ецо, юца, уче, уце, ечи.

Задание 6. Прослушайте, запомните, запишите ряды слогов в той же последовательности.

цу—чу - цу чу—цу—цу—чу чу—цу—чу цу—чу—чу—цу

цо – чо – цо – чо чо – цо – чо – цо цы — чи — чи — цы чи — цы — цы — чи.

Задание 7. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой ч, во вторую — с буквой ц.

Ча, цу, ач, уц, чу. чи. еч, це, оц, ца, яч, яц; чре, цве. чле, цвё, чте, чти, чмо, ача, аца, учу, уце, еце, ица, учи, уче, аце.






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.02 с.