Дифференциация д — т в слогах — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Дифференциация д — т в слогах



Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками от­личаются эти пары слогов.

да — та та — да дя— тя тя — дя дя— тя до—то то—до дё — те тё—дё те—де ду — ту ту — ду дю—тю тю—дю дё—те ды — ты ты — ды ди — ти ти — ди тю — дю.

Задание 2. Прослушайте слоги, запишите первую букву каждого слога.

Та, дя, по, до, то, ты, ды, до, тя, те, де, дё, то, ту, тю, дю;

тла, для, тло, дло, тля, дли, тлы, дра, тра, тру, вру.

 

 

Задание 3. Прослушайте звукосочетания, запишите только соглас­ный:

Ада, ата, ода, ота, уту, уду, иди, ити, удю, уди, ути.

Задание 4. Прослушайте, Запомните ряды слогов, повторитеих в той же последовательности:

та — да —та ту — ду — ту та — да — та — да да — та — да ду — ту — ду да — та — да —та

ту — ду— ду— ту

ду — ту — ту — ду.

Задание 5. Прочитайте и повторите слоговые ряды:

то—до— то то — до — до— то то —до — то — до ди — ти — ди ти — ди — ди — ти ди — ти — ди — ти тя — дя— тя ду— ту — ду — ту ты — ды — ты — ды де— те — де бе — те — те — де дё — те — дё — те.

Задание 6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой д, во вторую — с буквой т:

а) Да, та, ту, де, те, ту, тю, дю, ды, ты, то, до, ди, ти;

б) ада, ата, ату, аду, оду, оту, уда, ута уте, уде, уди, ути.

Задание 7. Запишите слоги и звуковые сочетания под диктовку:

Да, то, до, ты, ты, ды, ти, де, те, дю, тю; аду, ату, оте, оде, иди, ити, юта, еде, эти.

Дифференциация д — т в словах

Задание 1. Прослушайте слова, назовите, какой звук — д или т — а) стоит в начале слова, б) стоит в середине слова.

Образец ответ а: а) в слове дом — звук д;

б) в слове петух — звук т.

а) Дом, дым, там. Тома, темный, доля, толь, думай, тихо, туфли, друг, тля, для, дружба, трудный, труд;

б) петух, ветка, ведра, ветер, погода, победа, посуда.

Задание 2. Прослушайте слова, выпишите слоги с буквами д илит,запишите эти слоги.

235

 

Дыни, тело, дело, дыши, тише, диван, духи, тебе, туман, сады, соты, коты, иду, иди, следы, радуга, победа, затихло, труба, трава, дракон, стена, метла, другой, трудно.

Задание 3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звука­ми отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом.


Дом — том;

дачка — тачка;

Дима — Тима;


дочка — точка;

душ — тушь;

дело — тело;


удочка — уточка;

плоды — плоты;

день — тень.


Задание 4. Рассмотрите картинки. Определите наличие и места зву­ков д, т в названиях этих картинок.


 

 


Задание 5. Определите наличие и место букв д, т над схемами слов.



Тарелка, бидон, подруга, работа, пальто, твердый, трудный, дотронулся, путник, дотянулся, радио, сутулый, заводы, ко­мандир.

Задание 6. Определите наличие звуков д, т в названиях картинок. Составьте схемы слов. Надпишите букву д или т над схемой слова. Под схемой запишите соответствующее слово.

 

 

 

 

 

 

 


 

 


Задание 7. Выпишите слова в три столбика: в первый — с буквой д, во второй — с буквой то, в третий — с буквами д и т. Трех- и более сложные слова разделите ва слоги.

Туда, трудно, тетрадь, дата, дотронулся, дотянулся, ветер, туча, подул, стук, нарядный, отодвинулся, страны, ударил, туман, дотащил, задремал, двери, свисток, труба, подруга, тра­ва.

Задание 8. Закончите слова, добавив слоги да или та.

бе...   ...бун   горо...   приро..  
коф...   ...та   воро...   порося.  
во...   ...кой   боро...   свобо...  
ва...   ...ры   гуся...   добро...  
ро...   ...ют   утя...   полно…  

Задание 9. Закончите слова, добавив слоги ду или ту.

...май за...мал забу... ...май за...шил зае...

...га прос...да при... ...гой по...шил по...шка

Задание 10. Закончите слова, добавив слог ди. или ти.

де... ...хо лю... бан...ки

во... ...кий тетра... вой...те

уй... ...хий лю...ки во...те.

Задание 11. Измените слова, добавив слог те. Запишите получившие­ся слова по слогам .

Об р а з е ц: войди —вой-ди-те.

Иди — ..., уйди — ..., приди — ..., отойди — ..., найди — ..., зайди — ..., отодвинь— ..., надень — ..., думай — ..., стирай —

Задание 12. Измените слова, добавив приставку до. Запишите полу­чившиеся слова.

Образец: тащить — дотащить.

Топить — .... таять — .... тянуть — ..., держать —..., нести — ...,пить—..., бежать—...,есть—..., тронуться — ...,стучаться —...,терпеть — ...,толочь — ....

Задание 13. Измените слова, добавив приставку от. Запишите полу­чившееся слово по слогам.



Образец: таял — от-та-ял.

Дал — ...» тащил— ..., делил —..., давил — ..., точил — ..., тянул — ..., таял — ..., толкнул — .... давал — ....

Задание 14. Вставьте в слова пропущенную букву д или т.

Трак...ор, боро...а, с...реоа, воро...а, гра...усник, заво...ной, ве...ка, ве...ро, пого...а, желу...и, м6ло...ок, о...еяло, ве...ер, капус...а, пар...а, у...очка, ...е...ра...ь, ...ож...ик, с...а...о, ...ру...но.

Задание 15. Спишите слова, вставляя пропущенную букву д или т. Объясните, почему вы ставили именно эту букву:

а) Утка — у...очка, ягода — яго...ка, погода — пого..;ка, се­ледочка — селе...ка, лодочка — ло...ка, шуточка — шу...ка,

238

 

тетрадочка — тетра...ка, веточка —ве,..ка, деточка — де...ка, подкладочка—подкла.-.ка; .

б) сладок — ела...кий, меток — ме...кий, гладок — гла...-кий, редок —- ре...кий, краток д— краткий;

в) гряда — гря...ка, платок — пла.-.ки, заплата — запла...ка, пряди—пря...ка.

Задание 16. К данным словам подберите проверочные слова так, что­бы после согласныхд, т появился гласный. Запишите эти слова.

О б р а з е ц : куст — кусты, тетрадь —тетради.

холод—... лед—... билет—... халат— ... завод — ...

рекорд — ... город—... гвоздь—... медведь—... пруд—…

обед... ледоход—... мост—... привет—... прут—...

след — ... парад — ... груздь — ... крот—... год—...

брат—... енот—... самолет—... град—...

Задание 17. Вставьте в слова пропущенную букву д или т. В скобках запишите проверочное слово.

Образ е ц: город (города).

еле..., голо..., кну..., пру..., гра..., салю..., заво..., пило..., огоро..., са..., виногра..., ала..., плака..., комо..., еле..., еле..., шокола..., мармела..., дроз..., клее... .

Задание 18. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите слова-отве­ты. Подчеркните в них буквы д, т. '

Вопросы.

Какая погода бывает зимой?

Какая погода бывает летом?

Какие дни бывают летом?

Какие дни бывают зимой?

Как называется инструмент, с помощью которого делают отверстия в стене?

С л о в а д л я справок: теплая, холодная, короткие, длинные, дрель.

Задание 19.. Назовите и запишите одним словом следующие поня­тия:

239

 

Последний месяц года, первый месяц весны; последний ме­сяц лета, первый день недели; третий день недели; пятый день недели.

Задание 20. Отгадайте загадки. Запюпите отгадки. Подчеркните букву д или т.


Круглая, а не месяц. Желта, а не масло. Сладка, а не сахар.

С хвостом, а не мышь.


Я шарик пушистый

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок —

Остался стебелек.


Она идет между сел и полей, Я в любое время года А люди все идут по ней. И в любую непогоду


Цветное коромысло,

На небе повисло.


Очень быстро в час любой Провезу вас под землей.


Отгадки: дыня, одуванчик, дорога, радуга, метро

Задание 21. Разгадайте кроссворд.

Методические указания. Учащимся раздают карточки с кроссвор­дом. На доске помещено описание предметов, которые входят в кроссворд. Обязательное условие: подбирать для кроссворда только те слова, в назва­ниях которых есть звук д или т.

По вертикали: 1. Учебная принадлежность для классных и домашних работ.

                            4 6 8  
       
                   
                       
                       
                       
                       
                       

По горизонтали: 2. Знак препинания, который ставится в кон­це предложения.

3. Инструмент, которым работает кузнец.

4. Вещество, находящееся в градуснике. .

5. Предмет классного оборудования, на котором пишут уча­щиеся.

6. Лесная птица. .

7. Месато, где дети развлекаются зимой.

8. Внезапное наступление войск. ———— Слова для справок: по вертикали: 1. Тетрадка.

По горизонтали; 2. Точка. 3. Молот. 4. Ртуть, 6. Доска. 6.

Дятел. 7. Каток. 8.Атака.

 

Дифференциация д — т в предложениях

Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово.

дачка —тачка Летом мы жили на маленькой ....

Толя возил кирпичи на ....

дочка — точка В конце предложения надо поставить....

Мама вела за руку маленькую ....

душ — тушь Для чертежей нужна ....

Холодный... полезен всем.

удочка — уточка На озере плавала серенькая ....

Рыболову нужна хорошая....

плоды — плоты В саду созрели вкусные ....

По реке плыли....

день — тень Под деревом-...

Сегодня хороший....

доска — тоска У сестрицы Аленушки на сердце ....

В заборе сгнила....

стул — сдул Ветер ... последние листья.

Придвинь гостю .... Подвинь ... ближе.

сдал—стал Коля ... инженером.

Брат ... последний экзамен.

Задание 2. К словам из пункта а подберите подходящие по смыслу слова из пункта б:

а) Холодный, густая, тяжелое, медная, младшая, старинная;

б) Мелодия, ведро,.трава, сестра, труба, ветер;

а) Товарные, летний, медная, лебединая, студеная, ягодные;

б) Дождик, поезда, места, труба, стая, вода.

Задание 3. Выпишите из предложения словосочетания с буквамид, т. Подчеркните буквыд, т разными карандашами.

Образец: Весь день дует холодный ветер. Холодный ве­тер.

Солнце светит тускло. Дует холодный ветер. Часто идут хо­лодные дожди. С деревьев опадают последние листья. Птицы улетели в теплые страны. Дни стали короткие. У Димы всегда чистые тетради. Ученики писали трудный диктант. Алеша за­болел, ему поставили градусник. Холодный душ полезен. У пруда стояла старенькая дачка. Набрала девица студеной води­цы из деревянного колодца.

 

Задание 4. Придумайте и запишите предложения с каждым словосочетанием. Подчеркните буквыд, т.

Трудное дело. Тенистый садик. Трудная задача,

Чистая тетрадь. Дубовые столбы. Тяжелое ведро.

Сладкий торт. Гладкий лед. Последние листья






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.017 с.