Скажите, какими звуками отличаются эти пары — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Скажите, какими звуками отличаются эти пары



Задание 2. Прослушайте слоги. Запишите первую букву каждого слога.

Са, ша, шу, су, ши си, сы, се, ше, шо, со, сё; ела, шла, шло, сли, ска, шко, шка, спа, шпа, шпу, еле, шти.

Задание 3. Прослушайте звукосочетания, выпишите только соглас­ные:

Алша, аса. ушу, усу, усы, ыши, уси, еси, еша, юса, уше.

Задание 4. Прослушайте, повторите и запишите ряды слогов в той же последовательности.

со — ша — са ша — са— ша са — ша — са— ша со — шо — со шо — со — шв шо — со —шо — со су — шу —су шу—су— шу су—шу—шу— су.

Задание 5. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в одну — с буквой с, в другую — с буквой ш.

Са, се, ше, су, ши, си, щ6, сё, сю, ша, ста, шта, шпо, сла, слу, шлу, ска, шка, шку, ску; аша, ушу, усу, усе, усы, иси, ише, оси, оши.

Задание 6. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку. (Исполь­зовать материал предыдущих заданий.)

Дифференциация с — ш в словах

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слова, выделите звуки с, ш, запишите соот­ветствующие буквы. а) Из начала слова:

Сад, шаль, сук, шум, шило, сила,, сани, шапка, стул, шторм, штык, стол, шутка, шар, сыр;

б) из середины слова.

Маска, кошка, миска, мошка, катушка, масло, лист, мыш­ка, каска, уши, усы, басня, крышка;

в) из конца слова.

Душ, квас, наш, грош, нос, камыш, малыш, фокус, голос, налог, волос, голыш, кактус, лес.

Задание 2. Спишите слова, подчеркните в них слоги с ш, с.

Сани, шили, сухо, сало, шея, шило, сомы, шаги, соли, шуба, соловей, шоколад, шипеть, сырой, сапог, шумит, серый, лиса, каша, носы, косы, наша. Маша, ношу, носи, паши, несет, ушат, укус, весит, машина, красивый, кушает, мышата, усики, по­душка, осинка, косичка, косилка, ватрушка.

Задание 4. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти пары слов? С каждым словом устно сост&вьте предложение.

Басня—башня; крыса—крыша; уши—усы;каска — кашка; шутки — сутки; мишка — миска.

Задание 5. Закончите слово, добавив слоги.а) со. или ша.

Ли-... ко-... Ми-... коле-... но-... ка-... су-... кры-..., колба-... ро-...;

б) сы или ши:

Ли-... у-... но-... ро-... шала-... воло-... ко-... у-... мы-... кры-... камы-... малы-....

Задание 6. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуковс, / -2 ш в них. составьте схемы этих слов, надпишите буквыс, ш над соответ- " ствующим слогом, а под схемой — слово.

Старушка, пеструшка, сушка, макушка, капуста, косын­ка, ватрушка, шишки, братишка, пастушок, солнышко, ма­шинист, слышу, ладошки, насмешка, стишок, страшно.Образец: старушка с __ __ ш__.\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

 

Задание 7. Спишите слова, вставьте пропущенные в них буквы с или ш:



а) Игру...ка, пе...трый, ...каф, кру...ина, кра...ивый, ...ка-тулка, ...тальной, ...ить, голо..., маку...ка, ме...то, ри..., ...агать, кро...ить, ...крепка, камы..., Ко...ка, плю...ка, пи...к, каранда..., вы...ивать, реди...ка, марты...ка, ...ур...ит, кро...ки;

б) ...тра...но, ...е...ть, пу...и...тый, пу...ты...ка, ...ме...ин­ка, ...у...ки, па...ту...ок, ма...ини...т, ...у...трый, бес...тра...ный, ...у...укал...я, ве...ну...ки, ...ти...ок.

Задание 8. Ответьте на вопросы. Определите наличие и место звуков с, ш в словах. Запишите слова-ответы.

Вопросы. Кто ведет поезд? Что светит днем? Как называется человек, который пасет стадо коров? Чем покрыто тело кошки, собаки? Каким другим словом можно назвать маленькие баранки? Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рас­сказ?

Как называются маленькие крапинки на лице? Как называется дорога, по которой едут машины?

Слова для справок: машинист, солнышко, пастух, шерстью, сушки, смешной, веснушки, шоссе.

Задание 9. Закончите предложения.

Да здравствует мыло.... И полотенце.... И зубной ... . И густой ....

Слова для с п р а в о к: душистое, пушистое, поро­шок, гребешок.

Задание 10.

Слов ар ные диктанты. Методические указания. Логопед предлагает ученикам:

а) начертить, схему слова и надписать буквы с, ш над соответствую­щим слогом; б) написать слова, деля их на слоги; в) писать слова, прого­вариваяих по слогам.

а) Шапки, сушняк, слышен, шуршат, посыпались, пушис­тые, услышал, рассмешил, весна, пушок, шумный, весы, га­лоши, самолет, велосипед, автобус, астра, пошел, нашел, брош­ка, пешка, крылышко, сторонушка, спешка;

б) стишок, стихи, дедушка, соловушка, головушка, наслу­шался, послушался, непослушный, шерстяной, шестеренка, поспешно, слышно, шерсть, шест, шествие, нашествие, путе­шествие, наступила, ландыши.

в) используются слова из пункта а или б по выбору логопеда.

 

Дифференциация с — ш в предложениях

Тренировочные упражнения

Задание 1. Измените словосочетания по образцу.




а) Ты носишь — Я ношу:

ты просишь—...

ты сыплешь — ...

ты рисуешь—...

ты спешишь — ...

ты спишь—...

ты гасишь — ...

ты сеешь—...

б) я ношу — ты носишь... я спешу—...

я ношу—...

я гашу —…

я прошу — ...

я рисую—...

я сыплю — ...

я сею—....


Задание 2. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

кашка — каска Гоше дали ....

У пожарников железные....

мишка — миска Соне купили плюшевого ....

Дай собаке ... с супом.

крыша — крыса Надо менятьстарую ....

Мы видели большую страшную ....

уши — усы Услона большие ....

У дедушки пушистые ....

башня—басня Мывидели Кремлевскую ....

На уроке мы читали ... Крылова.

Задание 3. Составьте словосочетания, подбирая к словам первого стол­бика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните букву с синим карандашом, букву ш — черным.

а) Веселый шоссе б) высокая овес

ясное пастушок синий башня

сухое солнышко шерстяной шар

интересное кошка сушеный шарф

серая путешествие пушистый снег.

Задание 4. Составьте и запишите предложения, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Под­черкните буквы с и ш:

а) Сосна спешит б) листья пасет Соня сохнет старушка шьет мышь шумят солнышко сушит камыши шуршит; пастушок осыпаются.

Задание 5. Придумайте и запишите предложения с данными слово­сочетаниями:


Вкусная лапша; сосновая шишка; душистый ландыш; вишневый сад; старший машинист; катаешься на санках; моешься под душем; красишь стену;

шесть шаров; семь машин; восемь матрешек; десять шарфов; посылаешь письмо; торопишься в школу.

 


Задание 6. Закончите предложение, вставив пропущенное слово с бук­вамис, ш, подчеркните вставленные буквы.

Саша уступил место .... Петушок, петушок, золотой ..., масляна..., шелкова.... Кошка сидит на... и греется на.... У Саши в диктанте всего одна.... Ласточка свила гнезды.. .ко под.... Саша и Леша — братья. Леша моложе Саши, а Саша... Леши. Саня учит­ся в новой.... Машины мчались по....

Задание 7. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквыс, ш.

Куку...ка ве...ело кукует. Са...а не...ет гру...и. Па...ту...ок ...пе...ит домой. Се...тра ...шила ...а...е руба...ку.

Ма...а не...ет бабу...кину ...умку. ...а...е ...тра...но. Он тру...и...ка. Как по...тели...ь, так и по...пи...ь. ...тоит Анто....ка на одной ножке.

Методическое у к а з а н и е: Логопед читает стихот­ворение «Шутки» целиком. Затем ученики выполняют зада­ние.

 

Задание 2. Скажите, какие яз этих звуков схожи по артикуляции. а, з,у, ж.

Задание 3. Запишите буквы з, ж:

а) опираясь на кисть руки логопеда;

б) ориентируясь на стрелки;

в) ориентируясь на условные значки;

г) под диктовку логопеда.

(См. методические указания на зв. с,ш)

Задание 4. Прочитайт^ слитно слоги и звукосочетания:

Дифференциация з — ж в слогах

I Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слоги и словосочетания парами. Скажите, ка­кими звуками отличаются эти пары

за   — жа   жа   —за   аза   — ажа   ожа   — оза    
30   — жо   жо   — 30   030   — ожо   ажо   — азо    
зу   —жу   жу   —зу   узу   —ужу   ажу   —азу    
зи   — жи   жи   — зи   изи   —ижи   ижо   —изо  
зе   — же   же   — зе   езе   — еже   оже   — озе.    
                     

Задание 2. Прослушайте слоги. Напишите первую букву каждого слога.

За, жа, жу, зу, жи, зы, зе, же, зо, зё; жла, зла, жло, зло, зли, жли, зла, шла, зме, жму, жмы, зна.

Задание 3. Прослушайте звукосочетания. Запищите только согласные:

Ажа, аза, ужу, узу, узы, ужи, ыжи, езы, язы, ежи, ежу, езу.

 

 

 

коза — кожа лоза — ложа узы — ужи зевать — жевать.

Задание 4. Закончите слово, добавив пропущенный слог:

а) за или са:

Ли..., ко..., ло..., сту..., ко..., ро..., са..., гро..., сле..., гла...,лу...;

б) зы или жи:

во..., но..., ро..., та..., эта..., ко..., лы..., сле..., вож..., стри..., арбу..., чи..., стреко...

в) зу или жу:

ве..., во..., ле..., хо..., бу..., вя..., гры..., сту..., вле..., бро...

Задание 5. Вставьте в слова пропущенные слоги за или жа.

Пи...ма вя...ли ...ноза ма...ли пол...ли ...лейка ска...ли ...студил ле...ли са...ли ...лила.

Объяснить смысл слова жалейка.

Задание 6. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуковз,ж. Составьте схемы этих слов, надпишите буквы з, ж над соответствую­щим слогом, под схемой запишите соответствующее ей слово.

Звезда, зажигалка, задержал, заржали, заржавел, жажда, злак, железо, железный, зажал, жужжит, зазвенел, замок, жестянка, кружева, раздражает, книжный, гвоздика, кружит, резвый, залежи, заряжает, зажимает, лужайка, базар, завиз­жала, визжит, дребезжит.

Задание 7 Словарные диктанты

а) с опорой на схему и выделенные буквыз, ж;

б) .с делением на слоги и проговариванием.

(Используется лексический материал предыдущих заданий.)

Дифференциация з — ж в предложениях

Тренировочные упражнения

Задание 1. Составьте словосочетания со словами пунктова иб;

а) Влажная, железный, свежий, пассажирский, зеленая, железная, зимняя, полезное, железное, заряженное;

б) ружье, кольцо, животное, дорога, стужа, поезд, лужайка, замок, воздух, земля.

Задание 2. Закончите словосочетание, отвечая на вопросы. (Использу­ется лексический материал предыдущего занятия.)

Стужа (какая?)..., поезд (какой?)..., ружье (какое?)..., лу­жайка (какая?) ..., замок (какой?) ....,кольцо (какое?)..., зем­ля (какая?)..., воздух (какой?)..., животное (какое?)....

Задание 3. Запишите предложения. Вставьте недостающее слово, от­ветив на вопрос.

После дождя (какой?) воздух. Корова — (какое?) животное. После дождя земля (какая?). Дети гуляли на (какой?) лужай­ке. На калитке висел (какой?) замок.

Задание 4. Закончите предложения по картинкам. Запишите их. Под­черкните букву з зеленым карандашом, ж — желтым. (Картинки подби­рает логопед.)

Зоя нашла зеленого {жук}. У Лизы новые (лыжи). Во мху живут (ужи). В зоопарке живет полосатая (зебра). Женя и Зина ждут (поезд). В дождь надо брать (зонт).

Задание 5. Спишите предложения, вставляя, в слова пропущенные буквы.

...убры ...ивут в ...аповедниках. ...уки бывают ра...ные: ...ук-олень, ...ук-носорог. Е…ик …ивет в норе, а у зайца нет .. .илья. Е... и .. .аяц — дикие ...ивотные.

Жильцы.

У дома ...дет гру...овик. На гру...овике приве...ли вещи. В новый дом ...аселяются ...ильцы. Новые ...ильцы будут ...ить на пятом эта...е. Скоро ...ильцы ...аселят все эта...и. Но­вые дома удобны для ... илья.

300

Медвежата.

Не ...нали медве.-.ата, —Ежики - ...ано...ы.

Что колются е...ата. Испугались е...ики:

И давай с е...атами Несут щипцы и но...ики.

Играть, как с медве...атами. И давай по штучке

Вдруг медве...ата в сле...ы: Вынимать колючки.

Задание 6. Прослушайте рассказ. Нарисуйте к нему картинку. Напи­шите изложение по плану.

Весна.

Наступила долгожданная весна. Засверкало солнце. Зажур­чали ручейки. Ожила трава. На деревьях зазеленели первые ли­сточки. Птицы радостно готовят себе гнезда. Все рады весне.

План.

1. Приход весны. 4. Трава.

2. Солнце. 5. Листочки.

3. Ручейки. 6. Птицы.

Методические указания. Логопед составляет план вместе с учащи­мися и записывает его на доске. Учащиеся рисуют картинку и после этого пишут изложение.

Задание 7. Прочитайте рассказ. Правильно ли он составлен? Поду­майте, как составить рассказ правильно. Составьте и запишите его. (Текст деформированного рассказа записывается на доске.)

Жучка.

Ежик испугался и убежал. У нас есть собака Жучка. Раз во двор забежал ежик. Жучка сторожит двор. Жучка залаяла на ёжа.

 

 

Гнездышко.

Утром пришли дети, а гнездышко было пустое. Дети на­шли гнездышко и сняли его на землю. Птичка свила гнез­дышко на кусте. В гнездышке было три птенчика. Жалко было детям птенчиков.

 

ЗАЙКА

Один раз зайка убежал в заросли малины. У Жоры папа охотник. Зайка жил у Жоры всю зиму. Он принес Жоре зайца. Жора поймал зайку и отнес в живой уголок.

 

Задание 3. Образуйте слоги и звукосочетания. Прочитайтеих.

Дифференциация с — ц в слогах

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слоги и звукосочетания парами. Определите, какими звуками отличаются эти пары.

са—ца ца—со. аса—аца осе — оце со — цо цо — со осо — оцо есо — ецо су —цу цу— су усу — уцу усе — уце сы — цы цы. — сы исы — ицы исе — ице.

Задавие 2. Запишите первые буквы каждого слога:

Са,ца, цу, сы, су, це, се, си, цы, ся, цо, со.

Задание 3. Прослушайте звуковые сочетания, запишите только со­гласные.

Ацу, исе, иса, уцу, ицу, есу, ису, ецу, оцы, осы, оси.

Задание 4. Прослушайте и запишите ряды слогов в той же последова­тельности. ,

са — ца — са со — цо — со цу — су —цу са—ца — са — ца ца — са — ца со — со — цо

су — цу — су цо — со — цо — со.

Задание 5. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой с, во вторую — с буквой ц. (Использовать материал предыдущих заданий.)

Задание 6. Запишите слоги и звуковые сочетания под диктовку лого­педа. (Используйте материал предыдущих заданий.)






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.204 с.