Самодельный стул. Старый холодильник. Душистый ландыш — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Самодельный стул. Старый холодильник. Душистый ландыш



Задание 5. Закончите предложения, изменяя слова, данные в скоб­ках, по-смыслу.

Даша рисует цветными ... (карандаши). Гвозди забивают ... (молоток). Воду носят... (ведро). Дрова рубят... (топор). Землю копают ... (лопата). Рыбу ловят ... (удочка). Дети сидят за ... (парта). Толя забежал за... (дома). Мальчик бежит за ... (девочка). Дедушка заплатил за ... (тапочки). Дима спрятался за ... (штора). На лугу растут сочная ... (трава). Сено сложили в ... (стог). В лесу растут разные... (ягоды). На опушке леса растут ... (дубы).

Задание 6. Вставьте пропущенные слова с буквой д или т. Выпишите предложения.

Толя... до одуванчика, и он облетел. Лена встала на носочки и ... до перекладины. Даша быстро ... до станции. Дети помогли бабушке ... тяжелую сумку до дома.... ветер, и полил сильный .... Солнце спряталось за.... Дети решили трудную....

Слова для справок: дотронулся, дотянулась, дош­ла, донести, подул, дождь, тучу, задачу.

Задание 7. Вставьте в предложения пропущенные слова. Подберите к ним проверочные.

Образец: На реке крепкий лед (ледок).

На реке крепкий.... На зиму... забирается в берлогу. Моск­ва— очень большой.... Весной на реке начинается.... В городе строится металлургический .... Рыболов ловил ... рыбу. Порва­лась ..., и рыба уплыла. По реке плывет пассажирский ....

Задание 8. Вставьте в предложения пропущенный предлог от или до.

Лодка отплыла... берега. Плот незаметно доплыл... берега. ... станции... деревни было недалеко.... понедельника... втор­ника один день. Дима помог маме донести сумку ... дома. По­езд отошел ... станции. ... Москвы ... Петропавловска лучше лететь на самолете. Малыш добрался ... верхней ступеньки.

Задание 9. Спишите предложения, вставляя пропущенную букву д или т.

Де...и гос...или у те...и в ...еревне.

...ё...я...я утос...ило...е...ей ме...ом.

Ребя...ишки пус...или ло...очку по во...е.

Скоро при...ет ле...о, ...е...и пой...ут в лес за яго...ами.

Бу...ут дубы.

Бу...у...т и желу...д.

Тоня ви...ела на ...ереве ...я…ла.

Дя...ел ...олбил ...ерево.

Те...я На...аша— ...ворник.

Каж...ое у...ро она по...ме...ает ...ро...уар.

У Ан...она ...линная у...очка. ...евочка кормила у...очку.

На...я и Ва...ик бу...у... пилить...рова.

Задание 10. Вставьте в слова пропущенные буквы. К выделенным сло­вам подберите проверочные.

Собака взяласле.... Нашгоро... стой... на берегу реки. Пожел.. .ел иопус.. .ел нашса....Лена купилабиле... в кино. Нашпру..замерз. Мы пой...ем на бале.... По реке плыве......еплохо....Турис...ы пошли в похо... . Гра... побил наши поса...ки. Кто люби...тру..., того лю...и чту.... Пионеры иду... напара... . Этот пру... богат рыбой. Толя сломал пру.... На тропинке мыуви.. .ели сле.... Весной пионеры вскопали огоро.... У Тимы есть бра.... К стан­ции по.. .хо.. .ил поез.... Бабушка приго.. .овила вкусныйобе....



243

 

 

Задание 11. Ответьте на вопросы полным предложением. Запишите эти предложения. Подчеркните в словах буквыд, т. Многосложные сло­ва напишите по слогам.

В чем жарят картошку? Где растут фрукты? На чем растут желуди? Кто долбит клювом кору? На ком ездят верхом? Сколько дней в неделе? Где растут овощи? Куда ты записываешь домашние задания?

Задание 12. Прочитайте слова. Составьте из них предложения. Запи­шите.

Идти, Таня, в, и, Даша, театр; дуть, в, холодный, октябрь, ветры; падать, листочки, с, последние, деревья; готовы, утки, к, дальним, перелеты; ты, красная, соблюдать, строка, должен;

зимой, становится, дни, короче, ночи, а, длиннее; стадо, теля­та, два, пасти, пастуха; созрели, в, плоды, саду; жить, кроты, земля, под; белки, любить, желуди, орехи, и. .

Дифференциация д — т в связных текстах

Тренировочные упражнения Задание 1. Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.

Топоры остры до поры. Топоры стучали до поры. До поры остры топоры. До поры стучали топоры.

Дятел на суку сидит. На дворе трава. Дятел дерево долбит. На траве дрова. День долбит, два долбит. Не руби дрова Носом в небо угодит. Посреди двора.

Задание 2. Диктанты

Зрительные диктанты Проверьте с послоговым подчеркиванием.

Володя шел на пасеку к дедушке. Стало темнеть. Видит Во­лодя: что-то под деревом. Он подумал, что это медведь, а это был кустик. Смешно стало Володе.

Долго стоит в средней полосе тоскливая осень. Дожди, вет­ры, холода. Все задернуто сизой дымкой тумана. Все живое ждет, когда же придет матушка-зима.

 

Дифференциация в— ф

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слова варежки, фартук. Назовите первый звук в этих словах. Охарактеризуйте эти звуки. Чем они различаются?

Задание 2. Из данное ряда звуков назовите похожие по артикуляции звуки



Задание 3. Соотнесите первый звук в данных словах, с соответствую­щей буквой.

Ваня, Фаина, вата, фантик, фасоль, валенки, флаг.

Задание 4. Образуйте слоги и звукосочетания:

 

Дифференциация в — ф в слогах

Задание 1. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками от­личаются эти пары слогов

ва—фа фа—ва фя—вя ве—фе фе—ве во—фо фо—во фе—вё вю—фю фи—ви ву—фу фу—ву фе—ве ви—фи ве—фе вы—фы фы—вы фю—вю вё—фё фя—вя

Задание 2. Прослушайте слоги и звуковые сочетания, запишите пер­вую букву каждого слога.

Ва. вы, фа, во, фо, фу, вы, ве, фе, фи, ви, вя, фя;

вею, фю, фла, ела, флу, фло,

влу, ело, флы, влы, вра, фра, фру, вру, вры, фле;

еле, вля, фля, фри, фре, флю, влю.

 

Задание 3. Прослушайте звуковые сочетания. Запишите только со­гласные.

Афа, ава, ова, офа, ыва, уфа, ифа, ева, ефа. уфо, уво.

Заданне 4. Прослушайте слоги, повторите в той же последовательности:

фа — ва —фа фа—ва — ва — фа ва — фа — ва ва — фа— фа— ва фу—ву—фу ву—фу—ву—фу ву—фу—ву фу—ву—фу—ву.

Задание 5. Прочитайте и запишите ряды слогов в той же последова­тельности:

во — фо — фо фо — во — фо — во во— фо— фо — во фи—ви—фи ву — фу—ву — фу фи—ви—ви—фи фя — вя — фя фё — вё— фё — её вы — фы — фы — вы ве — фе — ве вю — фю —вю — фю фе — ве — ве — фе.

Задание в. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в одну — с буквойв, в другую — с буквойф:

Ва, фа, фу, ве, фе, вы, фы. фю, вю, ву, ви, фи, фё, вё; афа, ава, уфа, ува.офе, ове, еве, ифе, ова, увя.уву, уфи.

Задание 7. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку. Исполь­зуется материал предыдущего задания.

Дифференциация в — фв словах

Тренировочные упражнения

Задание I. Прослушайте слова. Определите наличие звуковв, ф. Оха­рактеризуйте эти звуки. Скажите, чем они различаются:

Образе ц; а) В слове вата - звукв; Он гласный звонкий

б) В слове факел — звук ф. Он гласный глухой.

а) Фокус, ворота, фабрика, воротник, фартук, флаг, вратарь, вращать, флейта, время, флоксы;

б) конверты, конфеты, кофта, ковать, кровать, кофе, салфет­ка.

Задание 2. Прослушайте слова, запишите слоги с в или ф.

а) Вата, Фая, фото, фонарь, вилы, Ваня, ваза, возы, филин, ветер, факел, веер, фокус, веник, Фаня;

б) совы, ива, шкафы, ивы, шарфы, софа, софы, сова;

в) конфеты, советы, фуфайка, совенок, зафыркал, завыли, развеял, лафеты, сарафанчик, рукавичка, шарфики, кофейный.

Объяснить слова: фуфайка, лафеты.

 

 

. Задание 3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите,ка­кими звуками отличаются эти слова. Устно составьте предложение с каж­дым словом.

Объяснить слова: фаза, фляга.

Феня — Веня, сова — софа, ваза —фаза, влага — фляга.

Задание 4. Прослушайте слова. Составьте схемы этих слов, надпиши­те букву в или ф над соответствующим слогом.

Фрукты, кровать, овраг, кузовок, воткнуть, вливать, фитиль, фыркать, кафтан, Африка, картофель, фиолетовый,веселый, вафельный, фланелевый.

Задание 5. Рассмотрите и назовите картинки. Разложите их в три столбика: в первый — со звуком в, во второй — со звукомф, в Третий — со звуками в и ф. .


 

 

 


На рисунках дан примерный перечень.

248

 

 

Задание 6. Выпишите слова в три колонки:' в первую — с буквой в, во вторую — с буквой ф, в третью.— с буквами в и ф. Подчеркните буквыв,ф, разными карандашами, выделенные слова объясните.

Соловушка,ватрушка, фуражка, лифтер, вывеска,вафель­ница, кофейник, филин,нафталин, фестиваль, весло, подво­да, завернул, суфле, ферма,фруктовый, поспевает, ворон, фи-ник, шарфик, мануфактура.

Задание 7. Закончите слова, дописав слоги с буквамив, ф.

Образец: шка-фы, бро-ви.

Бро—... клю—... шка—... чер—... со— ... сли — ... со — ... шар — ....

Задание 8. Вставьте в слова пропущенные буквы в или ф.

а) ...лакон, ...агон, ...орота, ...торой, ...люс, ...орона, ...оро­бей, ...орма, ...рукты, ...орточка, ...игура, ...ратарь, ...ильм, ...лот, ...ыркает, ...ото, ...орель, ...етер, ...ихрь, ...ихор;

б) ци...ра, про...од, с...ерток, ке...ир, с...екла, сара...ан, ко...ер, ли...тер, сли...а, ели...очный, соло...ей, пер...ый, сал...етка; ,

в) ...ежли...ый, ...рукто...ый, ...ор...ался, ...иолето...ый, ...ланеле...ый, го...орли...ый, ...ар...ор, ...е...раль, ...ести... аль, ...отогра...ия, ...а...ли, ...ыдерги...ает.

Задание 9. Прослушайте слова. Повторитеих по слогам. Определите, в каком слоге слышится звукв, или ф. Запишите слова по слогам, под­черкните буквы в, ф разными карандашами. (Логопед диктует слова так, как они пишутся.)

Светофор, верблюд, мануфактура, шлифует, шлифоваль­щик, кофейник, кофеварка, фамилия, алфавит, вывих, флане­левый, фруктовый, фиолетовый.

Задание 10. Измените слова так, чтобы после согласныхв, ф появился гласный.

Образец: шарф — шарфы, лев — львы.

Объяснить слова: лиф, скиф.

Шкаф — ... бровь — ... лиф — ... рукав — ... кровь — ... лев — ... шарф—... ветвь—... слив—... посев—... ров—... скиф—...

 

 

Задание 11. Допишите недостающую букву. В скобках-вапишите про­верочное слово

Ро..., шка..., ле..., шар..., посе..., кро...ь, бро...ь, морко...ь, хле....

Задание 12. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите слова-отве­ты. Определите наличие букв в, ф в словах.

Яблоки, груши, лимоны—это.... Капуста, огурцы, свекла, морковь — это .... Второй месяц зимы—.... Последний месяц зимы—.... Сосуд, в котором варят кофе — это .... Добрая волшебница—это....

Слова для справок: фея, кофейник, фрукты, ово­щи, февраль, январь.

Задание 13. Разгадайте кроссворд. (См. методическое указание

на звуки д — т.)

По вертикали: 1. Праздник молодежи.

По горизонтали: 2. Осветительный прибор на передней ча­сти машины. 3. Напиток. 4. Фрукт. 5. Средство передвиже­ния, находящееся в доме. 6. Мужское имя. 7. Помещение для овец. 8. Фрукт, произрастающий на Кавказе. 9. Геометричес­кая форма.

Слова для справок: фестиваль, фары, кофе, слива. лифт. Иван, хлев, айва, овал.

 

Дифференциация в — ф в предложениях Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

сова — софа Мы видели в лесу....

Мама купила новую.... влага — фляга Весной на полях много ....

У туристов не оказалось ....

Задание 2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а под­ходящие по смыслу слова из пункта б. Подчеркните буквы в, ф разными карандашами.

а) Свежий, фиолетовый, фланелевая, красивый, фарфоровая, фруктовые, высокая;

б) фигура, сарафан, кефир, ваза, кофта, фарфор, конфеты.

Задание 3. Выпишите из предложения словосочетания с буквамив, ф.

Мы ехали на дачу в первом вагоне. На даче мы ели свежие фрукты. На дороге появилась высокая фигура незнакомого муж­чины. Фокусник показывал забавные фокусы. Вова не видел финиковое дерево. Свежие овощи и фрукты полезны всем. Се­годня влажный воздух. Мы пили чай с фруктовыми конфета­ми. Дует северный ветер. На елку ребята повесили разноцвет­ные флажки.

Задание 4. Придумайте к запишите предложения с данными слово­сочетаниями.

Вафельный торт; дырявый кафтан; деревянные воро­та;

красивый флажок; фарфоровая вазочка; родниковая вода;

вкусная форель; красивый флакон; оловянная фляжка;

новые туфли; фиолетовый свитер; финиковое дерево.

Задание 5. Закончите предложения, используя картинки.

В нашем доме не работает (лифт). Фая сварила компот из (сливы). Федя осветил дорогу (фонарь). Вера надела фланеле­вую (кофта). У автомобиля не было одной (фара). Гости пили чай с фруктовыми (конфеты). На всех домах развевались крас-

' Логопед представляет картинки со с. 244.

 

 

Задание 8. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы в или ф. Подчеркните их.

Парк.

Рядом с нашим домом красивый парк. В парке бьют ...онтаны. Около ...онтанов ц...етут ...иалки и ...ысокой стеной рас­тут тра...а. На ...етках дере.-.ьев ...есело чирикают ...оробьи.

Задание 9. Ответьте на вопросы полвыми предложениями. Запишите их. Подчеркните буквыв, ф разными карандашами. Многосложные сло­ва пишите по слогам.

Вопросы.

Где изготовляют конфеты?

Куда наливают воду туристы?

Чем покрыты дороги в городе?

Что открывают зимой для проветривания комнаты?

Задание 10. Составьте предложения по опорным словам.

Форточка, Вера, закрывать; Вова, подвязать, фартук; ночью, филин, видеть, хорошо; у, ворота, вратарь, стоять; Фаина, по­дарить, Вера Федоровна, фиалки; Вера Федоровна, ставить, в, фиалки, ваза, фарфоровая; овцы, жить, в, хлев; Варя, фиолето­вые, найти, васильки.

Дифференциация в — фв связных текстах

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте скороговорки, запишитеих по памяти.

У Фомки в гостях Фимка. Наш Филат не бывает виноват. Фимка в гостях у Фомки. Не бывает виноват наш Филат.

Задание 2. Диктанты.

Зрительный диктант.

Проверьте с послоговым подчеркиванием и проговариванием слогов.

Методические указания. Логопед пишет на доске пред­ложение. Дети читают это предложение, затем логопед его стирают. Уча­щиеся пишут предложение по памяти. Аналогично ведется работа с остальными предложениями. Затем ученики проверяют свою работу.

253

 

 

Вопросы.

В чем заключалась ошибка Мишки? Какие два значения имеет слово кол?

«Назовите первые звуки в словах кол, гол, — дает задание логопед. — Что общего в этих звуках? (Звукиг, к — согласные.) Чем различаются эти звуки? (Звук г — звонкий, звук к —глу­хой.)»

IV. Выделение звуков г, к из слогов.

Логопед предлагает учащимся слитно прочитать слоги и зву­ковые сочетания, выделить голосом согласные г, к

 

Задание 1. Прослушайте слоги, запишите начальную букву каждого слога.Логопед диктует слоги, учащиеся записывают буквы в тетради.

Ка, гу, гы, ки, ги, ко, го, кё, ге, кя; кра, кро, гра, кры, гру, гры, гро, гре, кри, крё, грё.

Задание 2. Прослушайте звуковые сочетания, запишите только со­гласные (работа выполняется аналогично предыдущей):

Око, ого, ука, уки, оги, ака, ага, уго, уко, оки, оги.

Задание 3. Прослушайте ряды слогов, повторитеих в той же последо­вательности.

Га — кага ка — га — ка го — ко — го

ко — го — ко ку — гу'— ку.

Задание 4. Запишите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую — с буквой г, во вторую — с буквой к:

Гы, кы, ка. га, гу, ку, ке, ге,. ака, ока, ога, ука, ига, его, ого, ёки, еги.

Скажите, сколько слогов со звонкой согласной и сколько с глухой. Сколько звукосочетаний со звонкой и сколько с глухой согласной?

V. Итог занятия.

Логопед спрашивает, какие звуки дети учились сегодня различать в слогах.

256

 






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.118 с.