Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Психология субъекта. Разработка субъектно- деятельност- ного подхода в трудах А. В. Брушлинского

2017-05-12 2276
Психология субъекта. Разработка субъектно- деятельност- ного подхода в трудах А. В. Брушлинского 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

 

Категория субъекта, как она проанализирована в работах А. В. Брушлинского, представляет собой результат целостного видения че- ловека в единстве его природного, социального и духовного начал. Целостность субъекта, по А. В. Брушлинскому, означает прежде всего единство, интегративность его деятельности и вообще всех видов его активности. Согласно А. В. Брушлинскому, «Субъект – это человек, люди на высшем (индивидуализировано для каждого) уровне деятель- ности, общения, целостности, автономности и т. д… Субъектом может стать и группа людей по мере формирования у них общих интересов, целей и т. д. (например, субъект совместной деятельности, совместной собственности)» [15, C. 21]. Высший уровень активности субъекта, отмечает А. В. Брушлинский, является таковым по отношению 1) к предшествующим (досубъектным, детским) стадиям развития, а также по сравнению со всеми 2) остальными определениями человека (как личности, индивидуальности и т. д.). Человек как субъект развивается всю жизнь, на основе своего индивидуального, группового, и, прежде всего, профессионального опыта. Человек не рождается субъектом, а становится им, начиная примерно с 7-10 лет, когда постепенно овла- девает хотя бы простейшими понятиями, в которых он все более пол- но раскрывает существенные свойства объекта, инвариантного к на- глядно-чувственным признакам последнего [15].

Субъект, таким образом, согласно А. В. Брушлинскому, это

всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство, целостность всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивиду- альных и т. д. В этом отношении А. В. Брушлинский противопостав-

 


ляет понятие субъекта понятию личности, как менее широкому опре- делению человеческого индивида. Личность по своему содержанию и объему является понятием более узким, раскрывающим взаимосвязь лишь некоторых, хотя и очень существенных черт человека: экстра- версии – интроверсии, тревожности, ригидности, импульсивности и т. д. (например, Big Five) [15].

А. В. Брушлинским разработан континуально-генетический (не- дизъюнктивный) метод исследования человека и его психики, обоб- щающий специфическую непрерывность последней [10, 11, 15]. Тео- рия психического как процесса начала разрабатываться еще С. Л. Ру- бинштейном и получила окончательное свое оформление в исследо- ваниях А. В. Брушлинского. Данная теория раскрывает основной спо- соб существования психического как процесса и учитывает диффе- ренциацию психики на процесс, его продукт и результат.

Согласно А. В. Брушлинскому, непрерывность (недизъюнктив-

ность) психического как процесса означает, что все его компоненты, стадии, уровни и т. д. онтологически (точнее, онтически) нераздель- ны, но различны [15, C. 26]. В этом смысле, отмечает А. В. Брушлин- ский, психическое и физиологическое нераздельны, но различны, по- скольку являются суть разными уровнями саморегуляции всей жизни человека и животного. Континуально-генетическая логика предпола- гает, таким образом, выявление различий между компонентами даже тогда, когда последние нераздельны.

Теория психического как процесса наиболее разработана на ма-

териале психологии мышления. Мышление как процесс – недизъюнк- тивно, а формирующиеся и функционирующие в нем операции (логи- ческие, математические и т. д.) – дизъюнктивны. Процесс мышления всегда первичен, предельно пластичен, непрерывен. Умственные дей- ствия и операции, формирующиеся в процессе мышления, являются вторичными, производными от него, относительно стабильными, ме- нее пластичными и прерывными. Мышление субъекта представляет собой живой, развивающийся процесс, никогда полностью не завер- шенный, не заданный (не «запрограммированный») и всегда хотя бы немного обгоняющий любую алгоритмизацию и формализацию. Не операции, в этом смысле, порождают мышление, а мышление как процесс порождает операции, которые потом в него включаются. Лю- бая интеллектуальная операция формируется, таким образом, не сама по себе, лишь по ходу мышления как непрерывного процесса [15].

 


В процессе непрерывного познания субъект оперирует объек- том, а не с самими по себе понятиями, смыслами, значениями, зна- ниями, информацией и т. д. В понятиях, смыслах и т. д. фиксируется содержание объекта. Следовательно, отмечает А. В. Брушлинский,

«психика – не переработка информации, а важнейший способ непре- рывного взаимодействия субъекта с объектом, вообще людей с окру- жающей действительностью» [15, C. 25]. Субъект осуществляет дан- ное взаимодействие и деятельность в целом на разных, но взаимосвя- занных уровнях. Так, например, мышление формируется субъектом на личностном и процессуальном уровнях. В личностном аспекте мыш- ление рассматривается на уровне личностных психических свойств (мотивации, целей, способностей, рефлексии и т. д.). В данном аспек- те мышление осуществляется в основном, но не полностью на уровне сознания. В процессуальном аспекте мышление рассматривается как процесс анализа, синтеза и обобщения, с помощью которых субъект выявляет новые существенные свойства и отношения познаваемого объекта. В данном аспекте мышление формируется в основном, но не полностью на уровне бессознательного.

Обобщая, можно выделить следующие основные положения теории психического как процесса [по 48].

1. Психическое объективно существует как живой, пластичный, непрерывный процесс, никогда изначально полностью не заданный, а формирующийся и развивающийся субъектом в ходе деятельности, общения и т. д. порождающий те или иные продукты и результаты (психические образы и состояния, понятия, чувства, решение или не решение задачи и т. д.).

2. Психическое существует как процесс, формирующийся субъ- ектом в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия (деятельно- сти, общения) с внешним миром и не сводим к последовательности стадий во времени. Психическое потому всегда и, следовательно, само непрерывно изменяется и развивается, все более полно отражая эту динамичность окружающей действительности и тем самым участвуя в регуляции всех действий, поступков и т. д. Т. о., А. В. Брушлинским подчеркивается активная роль субъекта во взаимодействии с внешним миром и роль деятельности в изучении психического. Все компоненты деятельности формируются процессуально.

3. Психическое существует как единство непрерывного и пре- рывного. Процессуальность психического есть его непрерывность,

 


продукт или результат такого процесса (например, инсайт) представ- ляет собой нечто прерывное. Психика – это всегда взаимосвязь и ор- ганическое единство непрерывного и прерывного [13, C. 29]. Специ- фическая непрерывность психического как процесса обусловлена не- разрывной взаимосвязью сознательного и бессознательного (осознан- ного и неосознанного) в ходе постоянно изменяющегося взаимодейст- вия индивида с внешним миром [11, C. 22]. Для теории психического как процесса «единицей» психического является уже не действие, а единство в любом психическом акте уже двух противоположных ком- понентов – познавательного (интеллектуального) и аффективного (эмоционально-волевого), из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего [11, C. 22-23].

4. Психическое как процесс всегда является содержательным, а не формально-динамическим. Данное положение было раскрыто вы- ше, на примере исследования мышления как процесса.

Одним из важных положений, разрабатываемых А. В. Брушлин- ским, является положение об изначальной социальной природе субъ- екта. В широком понимании, «социальность – это всегда непрерывные взаимосвязи (производственные, духовные и др.) между людьми во всех видах активности, независимо от степени их общественной по- лезности, нравственной оценки и значимости: будь то высшие уровни творчества или противоправное поведение и др. (… последнее не мо- жет быть асоциальным, вопреки широко распространенной точке зре- ния). Это социальность всех взаимодействий человека с миром (обще- ством, природой, другими людьми и т. д.) – его индивидуальности, свободы, ответственности и т. п.» [15, C. 31]. Социальность, отмечает далее А. В. Брушлинский, не означает, что индивид как субъект нахо- дится внутри человечества и лишь воспроизводит усваиваемую им культуру. Каждый человек в силу своей независимости, самостоя- тельности и уникальности участвует в развитии культуры. В частно- сти, это проявляется в том, что мышление человека, хотя бы в мини- мальной степени является творческим, продуктивным и самостоя- тельным. В этом смысле неправильно делить мышление на продук- тивное, репродуктивное, творческое. Мышление всегда есть процесс искания и открытия, созидания субъектом чего-то существенно ново-

го [15].

 

 



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.