Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-05-12 | 1200 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Рассмотрение деятельности в качестве предмета психологии, выделение и анализ структуры и механизмов деятельности являются
центральными вопросами психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева.
В психологии под структурой принято понимать единство эле- ментов, целостности и их всесторонних связей [39, C. 23]. Системно- структурный анализ психологических явлений предполагает выделе- ние единиц анализа, которые отражают характеристику явления как целого, а также раскрытие закономерных связей этих единиц между собой и со структурой в целом. В системно-структурном анализе можно выделить, таким образом, несколько этапов [39].
На первом этапе необходимо установить, какое явление берется
за целостность. В качестве последней может рассматриваться вся пси- хологическая наука в целом, или ее отдельные отрасли или проблемы; как система может рассматриваться личность в целом, или ее опреде- ленной свойство; это может быть определенная деятельность или только одно действие и т. п.
На втором этапе целесообразно выяснить, что является едини- цами анализа этой целостности. Под единицами анализа понимаются условно недробимые и относительно сопоставимые ее части. Так, на- пример, единицами анализа деятельности являются действия.
На третьем этапе необходимо раскрыть наиболее существенные
связи единиц между собой и их связи с системой в целом: причинные связи, взаимозависимости и взаимовлияния в проявлении и развитии и т. п.
На следующем этапе анализа важно выявить необходимое и достаточное число подсистем или подструктур, в которые входят, или на пересечении которых находятся все единицы анализируемой цело- стности. Подструктуры или подсистемы, как и элементы, объединя- ются понятием компоненты. При исследовании компоненты должны быть упорядочены и классифицированы, что является главной задачей структурного анализа в психологии.
|
На завершающем этапе необходимо сопоставить связи элемен- тов между собой и системой с обобщенными связями подструктур (подсистем) и системой и установить генетическую иерархию компо- нентов, сложившуюся в процессе развития системы.
На основе анализа работ А. Н. Леонтьева разработана схема анализа психологической структуры деятельности. Согласно теорети-
ческим взгляда А. Н. Леонтьева, «тело» деятельности образуют неко-
торые инвариантные единицы: предметные и структурные компонен- ты (Рис. 3).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МОТИВ
ДЕЙСТВИЕ
ЦЕЛЬ
ОПЕРАЦИЯ
ЗАДАЧА
УСЛОВИЯ
Рис. 3. Психологическая структура деятельности (по А. Н. Леонтьеву)
Предметное содержание деятельности (предметные компонен- ты) в деятельности субъекта образуют:
1) мотив – предмет, на который направлена деятельность, или пред- мет потребности;
2) цель – представление о результате действия (что должно быть дос-
тигнуто);
3) условия осуществления деятельности, среди которых важнейшими являются способы достижения цели;
4) цель, данная в определенных условиях, представляет собой задачу деятельности.
Структурные единицы деятельности составляют:
1) отдельная (особенная) деятельность, которая может быть выделена по критерию побуждающих ее мотивов;
2) действия – процессы, подчиняющиеся сознательно поставленным
целям; могут быть относительно самостоятельными и входить в раз- ные виды деятельности;
3) операции – способы осуществления действий, непосредственно за- висят от условий достижения конкретных целей;
4) выполнение задач осуществляется с помощью действий и опера-
ций.
Согласно А. Н. Леонтьеву, понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. «Деятельности без мотива не бывает;
|
«немотивировнная» деятельность – это деятельность не лишенная мо-
тива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом»
[28, C. 81]. Каждая деятельность отвечает определенной потребности субъекта и стремится к предмету этой потребности. Именно предмет деятельности придает ей определенную направленность, он и есть ее действительный мотив. Главное, что отличает одну деятельность от другой, отмечает А. Н. Леонтьев, состоит в различии их предметов. Мотив деятельности может быть как вещественным, так и идеальным,
«главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности» [28, C. 80].
Основными «составляющими» деятельности являются осущест- вляющие ее действия. Действие – это процесс, подчиненный созна- тельной цели. А. Н. Леонтьев отмечает, что «подобно тому, как поня- тие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соот- носится с понятием действия» [28, C. 81]. По мнению А. Н. Леонтьева, выделение целей и соответствующих этим целям действий приводит к расщеплению прежде слитых в мотиве функций. Если за мотивом полностью сохраняется функция побуждения к деятельности, то дей- ствия, которые осуществляют эту деятельность и побуждаются ее мо- тивом, реализуют функцию направления деятельности, то есть явля- ются направленными на цель.
Согласно А. Н. Леонтьеву, деятельность и действия представ-
ляют собой подлинные и не совпадающие между собой реальности. Одно и тоже действие может осуществлять разные деятельности (иметь совершенно разные мотивы), переходить из одной деятельно- сти в другую, являясь, таким образом, относительно самостоятель- ным. Справедливо и обратное: мотив может конкретизироваться в разных целях и породить соответственно разные действия.
Цели деятельности, по мнению А. Н. Леонтьева, не изобретают- ся и не ставятся субъектом произвольно, они даны в объективных об- стоятельствах. В связи с этим, выделение и осознание целей представ- ляет собой не автоматический, одномоментный акт, а относительно длительный процесс «апробирования целей действием». Другой важ- ной стороной процесса целеобразования является конкретизация цели и выделение условий ее реализации. Действие в конкретных условиях его реализации имеет особое качество, особую «образующую» – спо- собы, которыми оно осуществляется. Таким образом, помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто), действие
|
имеет и операциональный аспект (как, каким способом это может
быть достигнуто). Способы осуществления действий А. Н. Леонтьев назвал операциями [28].
Действия и операции, по мнению А. Н. Леонтьева, имеют разное происхождение, разную динамику и судьбу. Генезис действия лежит в отношениях обмена деятельностями, операция же есть результат пре- образования действия, происходящего в результате его включения в другое действие и наступающей его «технизации» [28].
Таким образом, анализ психологического строения деятельно- сти показывает, что категория целостной деятельности соотносима с понятием потребности и с понятием мотива, с определением их пред- метного содержания. Мотив побуждает человека к выявлению цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует вы- полнения действия, направленного на создание или получение пред- мета, удовлетворяющего мотив и потребность. В целом процесс, рас- смотренный со стороны мотива, выступает в качестве особенной дея- тельности, со стороны цели – в качестве действия, со стороны условий осуществления действий – в качестве операции [по 48].
Исследование деятельности, согласно А. Н. Леонтьеву, требует анализа именно ее внутренних системных связей и отношений. Такой подход позволяет ответь на самые простые вопросы: имеем ли мы в данном случае деятельность, действие или же операцию? А. Н. Леон- тьев неоднократно отмечает, что деятельность представляет собой процесс, который характеризуется постоянно происходящими транс- формациями. «Деятельность может утратить мотив, вызвавший ее к жизни, и тогда она превратится в действие, реализующее, может быть, совсем другое отношение к миру, другую деятельность; наоборот, действие может приобрести самостоятельную побудительную силу и стать особой деятельностью; наконец, действие может трансформиро- ваться в способ достижения цели, в операцию, способную реализовать различные действия» [28, C. 86]. Взаимные переходы типа «деятель- ность – действие – операция» и «мотив – цель – условия» происходят постоянно. Подвижность «образующих» системы деятельности выра- жается, таким образом, в том, что каждая из них может становиться более дробной или, наоборот, включать в себя единицы, прежде отно- сительно самостоятельные. Так, например, в случаях, когда действие протекает в условиях, затрудняющих его выполнение с помощью уже сформировавшихся операций, целостное действие может дробиться на ряд отдельных последовательных действий, при соответствующем
|
дроблении общей цели на ряд промежуточных подцелей. Противопо- ложный процесс имеет место тогда, когда достигаемые в процессе деятельности промежуточные результаты сливаются и перестают осознаваться субъектом. Уточняя различные стороны деятельности, А. Н. Леонтьев отмечает: «…действие как процесс, который направ- лен на осознаваемую в связи с определенным мотивом цель, это есть сторона деятельности, внутренне связанная с той «единицей» созна- ния, которую мы обозначаем термином личностный смысл… содер- жание или стороны действия, которые отвечают условиям действия, это операция. С этим содержанием деятельности тоже связана своеоб- разная «единица» сознания, а именно значение» [29, C. 491].
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!