Характеристика системного подхода и реализация его прин- ципов в изучении деятельности в психологии — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Характеристика системного подхода и реализация его прин- ципов в изучении деятельности в психологии



 

 

Под системным подходом понимают методологическое направ- ление, разрабатывающее средства познания и конструирования слож- ноорганизованных объектов. Системный подход исходит, прежде все- го, из качественного анализа целостных объектов (систем). Система представляет собой качественное единство, или совокупность, обла- дающую интегральными свойствами.

Согласно Б. Ф. Ломову, ядро системного подхода образуют шесть принципов или норм описания психических явлений [по 8, 33].

1. Психические явления рассматриваются исследователем в не- скольких планах.

Первый фиксирует взаимосвязь изучаемого явления с явлениями того же класса. Психика рассматривается здесь следующим образом: а) как субъективное отражение действительности, выступающее в ря- ду других видов отражения (абиотического, биологического и соци- ального), и б) как регулятор активности субъекта (его деятельности, игры, общения, познания).

Второй план определяет всю совокупность психических явле-

ний как относительно самостоятельную целостность (систему). Когда исследуемое явление рассматривается как некоторая система (качест- венная единица), то главная задача здесь состоит в том, чтобы вы- явить «составляющие» этого явления и способ их организации. В ка- честве компонентов психики выделяются не отдельные процессы, а относительно самостоятельные функциональные образования. Так, Б. Ф. Ломов дифференцирует когнитивную, коммуникативную, регуля- тивную подсистемы, которые обеспечиваю различные формы взаимо-

связи индивида с окружающей средой.

 


Третий план рассматривает психические явления в их отноше- нии к системам более высокого уровня. Так, включаясь в социальную систему, человеческий индивид становится носителем социального качества и выступает как личность; включаясь в систему биологиче- ских отношений со средой – носителем природных качеств и выступа- ет как организм; в физической системе отношений индивид открыва- ется как тело, обладающее массой, температурой, плотностью и т. д. Каждая из систем становится основанием разнообразных свойств че- ловека: материально-структурных, функциональных или системных.

Четвертый план раскрывает психические явления как движение

микросистем, в терминах нейрональных интеграций, психика пред- ставляется здесь как отражательная функция мозга.

Целостное описание предполагает сочетание всех планов иссле- дования.

2. Психические явления многомерны и должны рассматривать-



ся в разных системах координат.

Иногда психические явления рассматриваются в какой-либо од- ной системе координат, что позволяет охватить лишь одну сторону психических явлений, выявить какой-то один ряд свойств. Так, пси- хофизические исследования восприятия дают нам один срез, психофи- зиологические – другой, исследования восприятия в контексте дея- тельности – третий и т. д. Поскольку каждый из этих срезов позволяет обнаружить лишь определенную группу качеств, ни одно из измере- ний, сколь бы существенным оно ни было, не может охватить всего явления в целом. Так, в представленном случае остаются нераскры- тыми такие качества восприятия как осмысленность, категориаль- ность и т. д. Задача теоретико-методологической работы состоит в том, чтобы объединить различные способы измерения и подходить к исследованию психических явлений как многомерных.

3. Система психических явлений должна исследоваться как многоуровневая.

Психика, или целое, дифференцируется на подсистемы: когни- тивную, в которой реализуются функции познания, регулятивную, обеспечивающую регуляцию деятельности и поведения, коммуника- тивную, формирующуюся и реализующуюся в процессе общения че- ловека с другими людьми. В свою очередь каждая из подсистем имеет вертикальную структуру. Так, когнитивная система включает сенсор- но-перцептивный, «представленческий», и речемыслительный уро-

 


вень. Данный принцип распространяется далее на отдельные психиче- ские процессы, свойства, состояния и т. д. выделение уровней органи- зации позволяет преодолеть упрощенное представление о психике как некоей гомогенной целостности и указать место изучаемого феномена в системе психических явлений.

4. Необходимо учитывать совокупность разнопорядковых ка-

честв и свойств (материально-структурных, функциональных, сис- темных), которыми обладает человек.



Согласно Б. Ф. Ломову, существует необходимость разработки системной многомерной классификации свойств человека. Свойства человека, по мнению Б. Ф. Ломова, организованы в некоторое целое, напоминающее по своему строению пирамиду: на вершине размеща- ются общие свойства, в основании – раскрывающие их свойства n- ного порядка, а грани символизируют различные категории свойств. К свойствам первого порядка относятся свойства индивида, или физио- логические свойства (чувствительность анализаторов, свойства нерв- ной системы). Системные свойства существуют постольку, поскольку индивид принадлежит определенным системам. Так, способности, как свойства более высшего порядка, раскрываются только через анализ деятельности индивида (общественно-исторически сложившейся дея- тельности, которой овладевает индивид) и не могут быть поняты вне этой системы.

5. Целостное познание психического явления предполагает вы- деление системы детерминант.

По Б. Ф. Ломову, за многоплановостью, многомерностью и мно- гоуровневостью психического стоит множественность его детерми- нант. Наряду с причинно-следственными связями, в их число входят общие и специальные предпосылки психических явлений, опосредст- вующие звенья, внешние и внутренние факторы и др. Детерминацию не следует понимать как «линейную» (как это отчетливо выступает в бихевиоризме). Разные детерминанты действуют как параллельно, так и последовательно, имеют ограниченную «зону влияния» и «вес». Де- терминация носит, таким образом, динамичный, нелинейный, опо- средствованный и гетерохронный характер. Соотношение между де- терминантами очень подвижно: то, что в одних условиях выступает в роли предпосылки, в других может оказаться причиной, фактором или опосредствующим звеном, и наоборот. Так, например, в разных усло- виях жизнедеятельности человека, на разных этапах его развития (и

 


филогенетического и онтогенетического), относительно к разным уровням и к разным измерениям психических явлений соотношение социальной и биологической детерминаций складывается по разному.

6. Психические явления должны изучаться в их динамике и раз- витии.

Развитие выражает способ существования психического как

системы. Целостность и дифференцированность психических явлений возникают, формируются или разрушаются в ходе развития индивида, которое выступает, в свою очередь, как полисистемный процесс.

«Психическое развитие, – отмечает В. А. Барабанщиков, – это движе-

ние его оснований, сменность детерминант, возникновение, формиро- вание и преобразование новых качеств и свойств» [8, C. 37]. С пози- ций системного подхода, развитие предполагает многообразие источ- ников и движущих сил, которое всегда связано с системой противоре- чий (между разными качествами, уровнями, основаниями, факторами и т. п.) и допускает различные пути их разрешения.

С позиций системного подхода деятельность рассматривается как сложное, многоуровневое, многомерное и развивающееся явление. С точки зрения ее структуры и организации деятельность начала рас- сматриваться в работах А. Н. Леонтьева. Согласно взглядам А. Н. Ле- онтьева, деятельность является сложной динамической системой, имеющей свое строение, свои внутренние переходы и свое развитие. На сегодняшний день в изучении деятельности как системы выделяют следующие уровни [по 48]:

· Личностно-мотивационный (значимость деятельности для личности, деятельность рассматривается с точки зрения удовлетворе- ния потребностей личности, с точки зрения ее личностного смысла);

· Компонентно-целевой (основные компоненты деятельно-


сти);


 

 

· Структурно-функциональный (анализ структуры, а также


функциональных подсистем деятельности как системы, т. е. связей между компонентами деятельности);

· Психофизиологический уровень (изучение физиологиче- ских систем, задействованных в деятельности);

· Индивидуально-психологический уровень (изучение лич- ности во всем многообразии систем существования – природной, со- циальной, физической, как субъекта деятельности).

 

 


Деятельность рассматривается также в единстве ее компонен- тов: мотивационно-ценностных, когнитивно-информационных, ис- полнительных (операционно-дйственных).

В целом, общеметодологические процедуры системного подхо- да реализуются в изучении:

· законов строения целого (структурный анализ);

· законов образования и законов развития целого (процессуаль- ный анализ);

· законов функционирования целого (функциональный анализ);

· отношений явления (системы) с родовой системой и другими системами, средой.

 

 

Перечисленные принципы, представленные в системных иссле- дования Б. Ф. Ломова, затрагивают разные стороны познания и замы- каются на представлениях о полисистемности бытия человека и инте- гральности его качеств и свойств.

 

 






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.006 с.