ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И КАТЕГОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И КАТЕГОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ



ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И КАТЕГОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

 

 

Учебное пособие

 

Рекомендовано методическим советом Морского государственного университета в качестве учебного пособия

для специальностей 020400, 521000

 

 

Владивосток

 


УДК 159.923.2 (07)

 

Волкова М. Н. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии: Учеб. пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2007. – 78 с.

В учебном пособии представлены общие теоретические ориентиры в

анализе категории деятельности, а также основные направления развития деятельностного подхода в психологии.

Учебное пособие предназначено для студентов психологических фа- культетов по дисциплине «Деятельностный подход в психологии», а также для студентов всех специальностей, посещающих спецкурсы по психологии.

 

Рецензенты:

 

Берг Т. Н., канд. психол. наук, доцент, психолог учебного отряда ТОФ

 

 

Костина Е. Ю., канд. соц. наук, старший преподава- тель кафедры социальной работы ИПСН ДВГУ

 

© Волкова М. Н., 2007

© Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского, 2007


 

Введение

 

 

В отечественной психологии понятие деятельности играет клю- чевую, методологически центральную роль в изучении закономерно- стей развития сознания и личности человека. Данное направление ис- следований в отечественной психологии получило название деятель- ностного подхода.

Данное учебное пособие представляет собой краткое изложение основных положений отечественных психологических теорий дея- тельности. В учебном пособии кратко представлены основные теоре- тические ориентиры в анализе категории деятельности, а также ос- новные направления развития деятельностной методологии в психо- логии. Обобщенно освещаются центральные вопросы общепсихоло- гической теории деятельности, а также современные достижения в разработке проблемы деятельности в психологии.

Особое внимание в представленном пособии уделяется вопро- сам одного из современных направлении в психологической науке – психологии субъекта. Показаны достижения и тенденции в разработке категории субъекта в психологии. Представлена характеристика сис- темного подхода и реализация его принципов в изучении деятельно- сти в психологии на современном этапе.

В целом, данное учебное пособие позволяет получить читателю обобщенное представление об основных достижениях и тенденциях в разработке проблемы деятельности в психологии, а его использование в учебном процессе будет полезным при изучении дисциплин, где представлена деятельностная проблематика.



 

 


Глава 1. Деятельностный подход и категория деятельности в пси- хологии

 

 

1.1. Категория деятельности в психологии: основные теоретические ориентиры

 

 

В отечественной психологии понятие деятельности играет клю- чевую, методологически центральную роль. Как отмечают многие ис- следователи, содержательная неоднозначность категории деятельно- сти порождает на сегодняшний день множественность ее интерпрета- ций, смешение философского, методологического и собственно пси- хологического планов анализа, не различение специфики проблем, решаемых в каждом из этих планов, а соответственно, не различение и специфики средств их решения. Так, до сих пор, отмечает В. И. Сло- бодчиков, недостаточно определен понятийный статус целого ряда терминов, близких к понятию “деятельность”, – например, “жизнедея- тельность”, “поведение”, “работа”, “труд”, “занятие”, “практика”, “де- ло” и др. Все эти слова широко используются при характеристике че- ловеческой реальности, но само слово “деятельность” фактически оказывается лишь общим именем разнородных форм человеческой активности [47].

На сегодняшний день, как отмечают В. П. Зинченко и Е. Б. Мор- гунов, имеются принципиальные расхождения и трудности в трактов- ке понятия деятельности, выборе оснований для ее классификации, в создании таксономии единиц, предназначенных для ее анализа, в вы- боре адекватных методов исследования и т. д. Для иллюстрации этих трудностей можно привести далеко не полный перечень различий ме- жду формами и видами деятельности, существующих в современной науке: материальная и духовная, внешняя и внутренняя, непосредст- венная и опосредствованная, произвольная и непроизвольная, творче- ская и репродуктивная, индивидуальная и коллективная и т. д. Име- ются различия и другого рода: игровая, учебная, трудовая, художест- венная, спортивная. Деятельность также разделяют на исполнитель- ную и познавательную (перцептивная, мнемическая, умственная или мыслительная). Наконец, можно дифференцировать деятельность по целям, мотивам, предметному содержанию (Климов Е. А.), способам осуществления, результату, условиям (в экстремальных…), в выборе средств (ручной, машинный труд…), степени свободы в постановке



 


цели. Так одна деятельность может быть описана с помощью многих систем отчета [19].

Основная задача психологического исследования деятельности состоит в разработке теоретического и методического плана данной проблемы, с учетом основных черт деятельности, выявления ее собст- венных, имманентных ей свойств, законов ее движения и самодвиже- ния.

 

 

Теоретические ориентиры в анализе категории деятельности

 

 

Обобщая исследования по психологии деятельности Г. А. Суво- рова выделяет следующие теоретические ориентиры в анализе катего- рии деятельности [48].

Деятельность характеризует бытие человека.

В своей работе «Человек и мир» С. Л. Рубинштейн определил человека как существо изначально сознательное, способное отдавать себе отчет о сделанном (т.е. рефлексивное), и деятельное, способное к осознанному преобразованию. Сознание и деятельность являются, со- гласно С. Л. Рубинштейну, суть основополагающими характеристиками человеческого существования, конституирующими саму его человеч- ность. «Своеобразное отношение человека к миру, – пишет

С. Л. Рубинштейн, – связано с наличием у него сознания. Человек вы- ступает как часть бытия, сущего, осознающая в принципе все бы- тие… осознающий – значит как-то охватывающий все бытие, созер- цанием его постигающий, в него проникающий, часть, охватывающая целое…» [44, C. 69]. Созерцательность при этом, отмечает С. Л. Ру- бинштейн, не должна быть понята как синоним пассивности, страда- тельности, бездейственности человека. Она, в соотношении с действи- ем, является другим способом отношения человека к миру, бытию, способом чувственного эстетического, познавательного отношения.

На важную роль деятельности как категории, характеризующей бытие человека, указывал А. Н. Леонтьев, подчеркивая, что без дан- ной категории анализ человеческого бытия не возможен.

Деятельность – форма и проявление активности.

Б.Ф. Ломов отмечает, что в широком значении слова термин деятельность эквивалентен термину активность, и, безусловно, может применяться при описании и анализе широкого класса явлений, в том числе и психических [33]. В этом смысле деятельность первоначально

 


отождествлялась с разными формами активности человека. Впервые С. Л. Рубинштейн, обозначив две фундаментальные опоры бытия че- ловека в мире (сознание и деятельность), резко проблематизировал отражательно-познавательный образ психики в традиционной психо- логии. Сознание перестало быть лишь совокупностью знаний челове- ка о мире, соответственно, и деятельность как научно- психологическая объяснительная категория перестала отождествлять- ся с разными формами активности (деятельность ≠ рефлекс, реакция, активность). Деятельность, по С. Л. Рубинштейну, – это всегда отно- шение человека к миру, она целенаправленна, сознательна [44].

А. Н. Леонтьев, анализируя основные психические процессы, выделил среди всего многообразия форм человеческой активности – различные типы сложных деятельностей, как различные формы отно- шения человека к действительности (практическая, познавательная, эстетическая деятельность) [28].

Категория деятельности тесно взаимосвязана с базовыми категориями психологии.

Категория личности и категория деятельности взаимосвя-


Заны.


 

 

Личность по А. Н. Леонтьеву, есть «относительно поздний про-


дукт общественно-исторического и онтогенетического развития чело- века» [28, C. 135], это особое качество, социальное, которое возникает по мере существования человека в мире. Деятельность при этом явля- ется основанием формирования личности. Личность, согласно А. Н. Леонтьеву, не предсуществует деятельности, она в этой деятельности порождается. Такое понимание дает основание для структурирования личности: структура личности – это структура деятельностей и стоя- щая за ней структура мотивов и потребностей. Именно деятельности являются, согласно А. Н. Леонтьеву, единицами психологического анализа личности.

Действие, трансформируясь в поступок, становится единицей анализа личности. С. Л. Рубинштейн выделил основные формы или компоненты деятельности: действия, операции, поступок. Согласно С. Л. Рубинштейну, действие становится поступком по мере того, как оно начинает регулироваться общественными отношениями к дейст- вующему субъекту и к другим людям в процессе формирования само- сознания. Но действие становится поступком не только когда начина-

 


ет регулироваться общественными отношениями, но, прежде всего то- гда, когда оно осознается самим субъектом как общественный акт, выражающий отношение к другим людям [по 48].

А. В. Петровский определяет личность как субъекта устойчивой системы социальных отношений, реализующихся в деятельности и общении. Главной характеристикой личности он считает ее представ- ленность в жизнедеятельности других людей (в форме деятельности и общения).

Б. Ф. Ломов, рассматривая базовые психологические категории, подчеркивал: «…психические явления формируются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту – общественному индивиду-личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе ника- кими психическими качествами не обладают, да они сами по себе не существуют. Но этим качеством обладает личность. Таким образом, и проблема деятельности и проблема общения «замыкаются» на про- блему личности… через анализ деятельности и общения психология раскрывает… психический склад личности, ее внутренний духовный мир» [32].

Определение деятельности.

А. Н. Леонтьев: «Мы называем деятельностью не всякий про- цесс. Этим термином мы обозначаем только такие процессы, которые, осущеcтвляя то или иное отношение человека к миру, отвечают собой, соответствующей им потребности» [по 48, C. 9]. «Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т.е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутрен- ние переходы и превращения, свое развитие» [28, C 65].

С. Л. Рубинштейн: «…деятельность человека в целом – это пре- жде всего воздействие, изменение действительности; … это не только воздействие, изменение мира и порождение тех или иных объектов, но и общественный акт или отношение в специфическом смысле этого слова. Поэтому деятельность – это не внешнее делание, а позиция по отношению к людям, обществу, которую человек всем своим сущест- вом, в деятельности проявляющимся и формирующимся, утверждает» [по 48, C. 9].

В. Д. Шадриков: «…деятельность – как форма активного отно- шения к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта» [по 48, C. 9].

 

 

1.2. Деятельностный подход в психологии: основные направления ис- следований

 

 


Деятельностный подход является основным подходом к изуче- нию закономерностей развития сознания и личности человека в отече- ственной психологии. Существенный вклад в разработку одной из фундаментальных проблем в психологии, проблемы деятельности внесли многие ученые и исследователи. Традиции в изучении пробле- мы деятельности заложены в работах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Ле- онтьева.

Условно можно выделить три направления исследований, в ко- торых заложены контуры деятельностного подхода в психологии:

1) знаково-символическое направление в развитии психики

(разрабатывалось Л. С. Выготским);

2) личностное направление: личность формируется в деятель- ности (разрабатывалось С. Л. Рубинштейном);

3) деятельность как самостоятельный предмет исследования

(разрабатывалось А. Н. Леонтьевым).

Приоритет переноса философской категории «деятельность» на психологическую почву принадлежит С. Л. Рубинштейну. Именно С. Л. Рубинштейн впервые выделил предметную деятельность как пред- мет психологической науки. Он обратил внимание на тот аспект, что формирование идеального плана может осуществляться в САМО- ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека, результатом которой являются его разви- вающиеся психические свойства.

А. Н. Леонтьев обратился к проблематике деятельности значи- тельно позже С. Л. Рубинштейна. Но именно ему принадлежит раз- вернутая общепсихологическая теория деятельности [19].

Как отмечает Г. А. Суворова [48], изучение основ двух методо- логических функций категории деятельности было начато еще Л. С. Выготским. В своей теории высших психических функций Л. С. Вы- готский акцентировал внимание на изучении первой методологиче- ской функции деятельности – деятельности как общем методологиче- ском принципе, при этом деятельность рассматривалась им как кате- гория надиндивидуального, культурного уровня. Идея деятельности как главного объяснительного принципа разрабатывалась С. Л. Ру- бинштейном, а также присутствовала в исследованиях А. Н. Леонтье- ва, А. Р. Лурия и др. Деятельность в качестве особого предмета иссле- дования, т.е. второй ее методологической функции интенсивно изуча- лась А. Н. Леонтьевым и его последователями. А. Н. Леонтьевым про- веден развернутый анализ макроструктуры деятельности, выделены ее

 


формы и виды. А. Н. Леонтьев рассматривал категории психического отражения, личности в неразрывной связи с категорией предметной деятельности. В своих работах он подчеркивал, что психическое от- ражение порождается именно в процессе развития чувственно- практической деятельности и вне целостной ее системы не может быть понято. В тоже время данная линия исследований проводилась С. Л. Рубинштейном и его последователями. В работах С. Л. Рубин- штейна мы находим общую схему психологического анализа деятель- ности и ее основных компонентов: мотивов, целей, действий, опера- ций. Идеи, выдвинутые С. Л. Рубинштейном при разработке пробле- мы деятельности, развивались его учениками и последователями – К. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинским и др. Данное направле- ние деятельностной проблематики в отечественной психологии полу- чило название субъектно-деятельностного подхода.

На современном этапе в разработку проблемы деятельности

внесли большой вклад исследования Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, В. В. Давыдова, Е. А. Климова, В. Д. Шадрикова и др.

Рассматривая основные направления деятельностного подхода в психологии, Г. А. Суворова [48] приводит следующую схему основ-

ных направлений деятельностной методологии в психологии (Рис. 2).

 


 

Климов Е. А.   Шадриков В. Д.   Брушлинский А. В. К. Абульханова- Славская
Труд – деятельность Человек как субъект труда Деятельность – система в развитии (системогенез деятельности) Деятельность, дейст- вие, психическое как процесс

Последняя четверть 20-го столетия

 

Ломов Б. Ф.

Системная методология в психологии. Системный подход в исследовании деятельности

 


Платонов К. К. Левитов Н. Д. и др.

Человек и труд

Середина 20-

гостолетия

 

 

Начало 20-го сто- летия


 

 

Леонтьев А. Н. Деятельностное направ- ление в развитии психи- ки (деятельность пред-

метна)


 

 

деятельность как пред- мет исследования   Деятельность как объ- яснительный принцип
Выготский С. Л. (Знаково-символическое направление в развитии пси- хики) Обозначены контуры деятельностного подхода в пси- хологии. Выделены функции деятельности:

 

Рубинштейн С. Л. Личностное направле- ние в развитии психики (личность развивается

в психике)


 

Психотехники

 

Рис. 2. Основные направления развития деятельностной методологии в психологии

 

 


А. Н. Леонтьева

 

 

Ключевыми моментами теории деятельности А. Н. Леонтьева являются следующие положения (методологические принципы) [19]:

1. Принцип предметности. Уже в самом зарождении деятельно- сти и психического отражения, согласно А. Н. Леонтьеву, обнаружи- вается их предметная природа. Предмет при этом необходимо пони- мать не как стимул или объект, существующий сам по себе и воздей- ствующий на субъекта, а как «…то, на что направлен акт, т.е. как не- что к чему относиться живое существо, как предмет его деятельности

– безразлично, деятельности внешней ли внутренней» [31, C. 169]. Собственно, в самом понятии деятельности уже имплицитно содер- жится понятие ее предмета. Далее, А. Н. Леонтьев отмечает: «При этом предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем не- зависимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в ре- зультате деятельности субъекта и иначе осуществляться не может» [28, C. 67].

2. Принцип активности. Принцип активности раскрыт А. Н. Ле- онтьевым в положениях о пристрастности, активности психического отражения, опосредствующего деятельность субъекта. А. Н. Леонтьев

 


подчеркивал зависимость психического отражения от того, «что чело- веку нужно», – от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. Важно при этом отметить, что такая пристрастность психического от- ражения сама объективно детерминирована и выражается не в неадек- ватности образа, а в том, что она позволяет активно проникать в ре- альность. Иначе говоря, пристрастность, «субъективность на уровне чувственного отражения следует понимать не как его субъективизм, а скорее как его «субъектность», т. е. его принадлежность деятельному субъекту» [28, C. 46]. Противопоставление принципа активности субъекта принципу реактивности позволяет преодолеть подход к че- ловеку как лишь приспосабливающемуся к окружающим условиям. Принцип активности позволяет постулировать положение о творче- ском и преобразующем характере деятельности субъекта.

3. Принцип неадаптивной природы предметной деятельности. Положение о неадаптивной природе человеческой деятельности сле- дует из знаменитой леонтьевской формулы активности: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и тем самым само себя изменяет». На активный и неадаптивный характер человеческой деятельности указывает то, что «психическое отражение предметного мира порож- дается не непосредственно внешними воздействиями.., а теми процес- сами, с помощью которых субъект вступает в практические контакты с предметным миром и которые поэтому необходимо подчиняются его независимым свойствам, связям, отношениям» [28, C. 68].

4. Принцип интериоризации и экстериоризации. Внутренняя

деятельность, согласно А. Н. Леонтьеву, вторична: она формируется в процессе интериоризации внешней предметной деятельности. Инте- риоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности в предсуществующий ей внутренний план сознания, а в формирова- нии самого этого плана. А. Н. Леонтьев, вслед за Л. С. Выготским подчеркивал не только предметную, но и социальную природу инте- риоризации. Социальная природа интериоризации раскрыта и отраже- на Л. С. Выготским в основном генетическом законе культурного раз- вития: от интерпсихического, социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому, собственно психо- логическим формам его деятельности. Вторая грань интериоризации – экстериоризация – отражает переход от «я» к «мы» и представляет со-

бой необходимое условие возникновения новообразований. Благодаря

 

 


ей внутренние формы действия становятся как бы видимыми субъек- ту, доступными наблюдению, управлению и контролю.

5. Принцип опосредствования. Принцип опосредствования включает несколько ключевых положений: а) опосредствование пси- хического отражения тем содержательным процессом, который свя- зывает субъекта с предметным миром, т. е. процессом предметной деятельности; б) опосредствование межличностных отношений со- вместной предметной деятельностью [по 48].

6. Психологическое строение деятельности. Одной из централь- ных идей общепсихологической теории деятельности является анализ структуры деятельности. А. Н. Леонтьевым раскрыта психологическая структура деятельности, выделены основные единицы деятельности, раскрыты закономерные связи этих единиц между собой и их связь с деятельностью как целым. Целостная деятельность, согласно А. Н. Леонтьеву, имеет следующие составляющие: потребность, мотив, цель, условия достижения цели (единство целей и условий составляет задачу) и соотносимые с ними деятельность, действие, операции, функциональные блоки [28].

7. Общность строения внешней и внутренней деятельности. Оп- ределяется тем, что они обе опосредствуют связи человека с миром. Общность строения усматривалась А. Н. Леонтьевым в возможности переходов от одной деятельности к другой (интериоризации и эксте- риоризации). Внутренняя деятельность в процессе своего формирова- ния приобретает такие средства, которые позволяют субъекту решать задачи, невыполнимые в плане внешней деятельности и наоборот.

8. Принцип зависимости психического отражения от места от-ражаемого объекта в структуре деятельности. Характер психической деятельности изменяется в зависимости от того, с какими компонен- тами деятельности – мотивами, целями или условиями выполнения действия – связан объект.

 

 

С. Л. Рубинштейна

 

 

Впервые психология субъекта начала развиваться, главным об- разом С. Л. Рубинштейном, еще в 1920-30-е годы. Субъект, согласно С. Л. Рубинштейну, это человек, люди, на высшем (индивидуализиро- вано для каждого из них) уровне активности, целостности (системно- сти), автономности и т. д. Для субъекта окружающая действитель- ность выступает не только как система раздражителей (с которой он взаимодействует на уровне реакций) и сигнальных раздражителей, но прежде всего как объект действия и познания, а другие люди высту- пают для него тоже как субъекты. Субъект, согласно С. Л. Рубин- штейну, это субъект творчества, созидания, инноваций. Любая его деятельность (хотя бы в минимальной степени) является творческой и самостоятельной [по 10].

Согласно С. Л. Рубинштейну и его последователям, человек становиться субъектом по мере того, как он – будучи еще ребенком, подростком и т. д. – начинает выделять себя (не отделять!) из окру- жающей действительности и противопоставлять себя ей как объекту действия, познания, созерцания и т. д. [по 10]. Как видно, категория субъекта по С. Л. Рубинштейну многомодальна: она выявляет не только разные характеристики самого субъекта, но и его разные от- ношения к миру. Согласно С. Л. Рубинштейну такими отношениями являются следующие: познавательное, деятельностное (деятельность), этическое (отношение к другому человеку) и включающее последнее

– созерцательное: субъект в процессе сознания реорганизует объект, но не изменяет его онтологически, реально, выявляет его подлинную сущность. Каждому из этих отношений присуща своя «логика», своя

 


качественная определенность [по 1]. Так, например, по мере станов- ления человека как субъекта он формирует, создает, конструирует хо- тя бы простейшие понятия, элементарное понятийное мышление (у ребенка эти понятия формируются в процессе школьного обучения и воспитания). На данном этапе развития деятельности и общения ок- ружающая действительность именно в понятиях начинает выступать для людей в качестве объекта (а не только как система раздражителей и сигнальных раздражителей). Как видно, вся в целом познавательная (как и любая другая) деятельность осуществляется только субъектом и в принципе невозможна без него. Объект существует только соотно- сительно с субъектом, субъект возникает, действует, живет лишь во взаимосвязи с объектом и с другими людьми как субъектами [по 10].

Разрабатывая теорию личности как субъекта единства сознания и деятельности, С. Л. Рубинштейн делает следующие важные теоре- тические обобщения относительно основных особенностей деятель- ности [по 10].

1. Деятельность субъектна, т. е. принадлежит человеку, а не живот- ному и не машине, не может быть деятельности бессубъектной (выде- лен субъект деятельности).

2. Деятельность осуществляется в условиях совместной деятельности

субъектов (выделены субъекты деятельности и совместная деятель- ность).

3. Деятельность предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т. е. всегда предметна, реальна, содержательна.

4. Деятельность сознательна и целенаправленна.

5. В деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, форми- руются, развиваются, и прежде всего в ней они могут быть объектив- но исследованы.

Выделяя в качестве специфической особенности человеческой деятельности ее сознательный и целенаправленный характер, С. Л. Рубинштейн отмечает, что в ней и через нее человек реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи. Вместе с тем, объективное содержание предметов, которыми он оперирует, и общественной жиз- ни, в которую он своей деятельностью включен, входит определяю- щим началом в психику индивида. «Значение деятельности в том прежде всего и заключается, что в ней и через нее устанавливается действенная связь между человеком и миром, благодаря которой бы-

 


тие выступает как реальное единство и взаимопроникновение субъек- та и объекта» [43, C. 436]. Категория деятельности используется С. Л. Рубинштейном для раскрытия неразрывной связи человека с миром и понимания психического как изначально включенного в эту фунда- ментальную взаимосвязь.

 

 

Список литературы

 

 

1. Абульханова К. А. Рубинштейновская категория субъекта и ее раз- личные методологические значения // Психология индивидуально- го и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Во- ловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 34–50.

2. Абульханова К. А., Рубинштейн С. Л. Ретроспектива и перспектива

// Проблема субъекта в психологической науке. – М.: Изд-во ИП- РАН, 2000. – С. 13–27.

3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.:

Наука, 1977. – 397 с.

4. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: пере- осмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защи- та // Психологический журнал. – 1994. – № 1. – С. 3–16.

5. Анцыферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир

личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. – 1993.

– № 2. – С. 3–16.

6. Барабанщиков В. А. Онтологическое основание перцептивного процесса // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ,

2002. – С. 182–220.

7. Барабанщиков В. А., Мебель Л. Г. Ситуационный подход к иссле- дованию психики и поведения человека // Системные исследования в общей и прикладной психологии. – Набереж. Челны: Слово, 2000.

– С. 54–69.

8. Барабанщиков В. А., Носуленко В. Н. Системность. Восприятие.

Общение. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 480 с.

9. Бекасов О. Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности // Гуманистические проблемы психологической теории / Под ред. К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского. – М.: Наука, 1995. – С. 169–179.

10.Брушлинский А. В. Вопросы методологии и теории субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С.

9–33.

11.Брушлинский А. В. Деятельность, действие, психическое как про- цесс // Вопросы психологии. – 1984. – № 5. – С. 17–29.

 

 


12.Брушлинский А. В. К проблеме субъекта в психологической науке

// Гуманистические проблемы психологической теории / Под ред. К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского. – М.: Наука,

1995. – С. 5–14.

13.Брушлинский А. В. Мышление как процесс и проблема деятельно- сти // Вопросы психологии. – 1982. – № 2. – С. 28–40.

14.Брушлинский А. В. О критериях субъекта // Психология индивиду- ального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 9–33.

15.Брушлинский А. В. Психология субъекта / отв. ред. проф. В. В.

Знаков. – М.: Институт психологии РАН; СПб.: издат. «Алетейя»,

2003 г. – 272 с.

16.Брушлинский А. В. Психология субъекта и его деятельности // Со- временная психология / Под ред. В. Н. Дружинина. – М.: ИНФРА- М, 1999. – С. 330–346.

17.Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. Т 4. – М.: Пе- дагогика, 1984. – С. 380–383.

18.Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. –

Киев: Наукова Думка, 1984. – 208 c.

19.Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. – М.: Тривола, 1994. – 304 с.

20.Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа.

– М.: Политиздат, 1974 – 328 с.

21.Климов Е. А. Введение в психологию труда – М.: Издательство

Московского университета, 1988. – 199 с.

22.Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения –

М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

23.Климов Е. А. Пути в профессионализм – М.: Московский психоло- го-социальный институт: Флинта, 2003. – 320 с.

24.Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жиз- ни // Гуманистические проблемы психологической теории / Под ред. К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского. – М.: Наука, 1995. – С. 179–184.

25.Коржова Е. Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации

// Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. – СПб.: Алетейя, 2000. – С.

155–159.

 

 


26.Крылов А. А. Психология труда и инженерная психология – Л.: ЛГУ, 1979. – 124 с.

27.Кублицкене Л. Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности // Гуманистические проблемы психологической тео- рии / Под ред. К. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского. – М.: Наука, 1995. – С. 185–192.

28.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиз- дат, 1977. – 304 с.

29.Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1981. –

508 с.

30.Леонтьев А. Н. Философия психологии. Из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. – М.: Изд-во Моск. ун- та, 1994. – 288 с.

31.Леонтьев А.Н. Избр. Психол. Произв. В 2-х т. – М.: Педагогика,

1983.– Т. 1. – С. 169.

32.Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. – 1979 г. – № 8, – С. 34–47.

33.Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психо- логии / РАН, Ин-т психологии. – М.: Наука, 1999. – 350 с.

34.Мильман В. Э. Функциональный анализ деятельности // Вопросы

психологии. – 1991 г. – №1. – С. 71–80.

35.Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.: Московский психо- лого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МО- ДЭК», 1995. – 356 с.

36.Петровский А. В., Петровский В. А. Категориальная система пси- хологии // Вопросы психологии. – 2000 г. – №5. – С. 3–17.

37.Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической пси- хологии. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 528 с.

38.Петровский В. А. Феномен субъектности в психологии личности:

Автореф. дис. … д-ра психол. наук / Ин-т пед. инноваций Рос. ака- демии образования. – М, 1993. – 70 с.

39.Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. – 216 с.

40.Пряжников Н. С. Психологический смысл труда – М.: Издательст- во «Институт практической психологии», Воронеж:НПО «Модек»,

1997, – 352 с.

41.Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.

– 328 с.

 

 


42.Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии. – М.: Наука, 1997. – 463 с.

43.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер Ком,

1998. – 688 с.

44.Рубинштейн С. Л. Человек и мир. – М.: Наука, 1997. – 191 с.

45.Селиванов В. В. Свойства субъекта и его жизненный цикл // Пси- хология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 310–

329.

46.Славская А. Н. Роль субъекта в создании и интерпретации автор- ской концепции // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 161–182.

47.Слободчиков В. И. Выявление и категориальный анализ норматив-

ной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психоло- гии. – 2000 г. – № 2. – С. 42–52.

48.Суворова Г. А. Психология деятельности. – М.: ПЕРСЭ, 2003 г. –

176 с.

49.Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности как систе- мы // Психологический журнал. – 1980. - № 3. – С. 33–46.

 


 

Оглавление

 

 

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Деятельностный подход и категория деятельности в психо- логии…………………………………………………………………… 4

1.1. Категория деятельности в психологии: основные теоретические ориентиры……………………………………………………………………. 4

1.2. Деятельностный подход в психологии: основные направления ис- следований………………………………………………………………… 17

1.3. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как направление

в развитии деятельностного подхода………………………………………. 20

1.4. Общепсихологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева………. 21

1.5. Человек как субъект деятельности и жизнедеятельности. Общая ха- рактеристика субъектно-деятельностного направления в психологии... 31

1.5.1.Разработка проблемы деятельности в трудах С. Л. Рубинштейна…. 39

1.5.2. Психология субъекта. Разработка субъектно-деятельностного

подхода в трудах А. В. Брушлинского…………………………………….. 44

1.5.3. Достижения и тенденции в разработке категории субъекта в пси- хологии…………………………………………………………………… 48

1.6. Трудовая профессиональная деятельность как предмет изучения в психологии…………………………………………………………………… 54

Глава 2. Системная методология в разработке проблемы деятельности

в психологии………………………………………………………………… 62

2.1. Характеристика системного подхода и реализация его принципов в изучении деятельности в психологии……………………………………… 62

2.2. Теория системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова………………. 69

<





Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.048 с.