Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-05-12 | 1570 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И КАТЕГОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Учебное пособие
Рекомендовано методическим советом Морского государственного университета в качестве учебного пособия
для специальностей 020400, 521000
Владивосток
УДК 159.923.2 (07)
Волкова М. Н. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии: Учеб. пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2007. – 78 с.
В учебном пособии представлены общие теоретические ориентиры в
анализе категории деятельности, а также основные направления развития деятельностного подхода в психологии.
Учебное пособие предназначено для студентов психологических фа- культетов по дисциплине «Деятельностный подход в психологии», а также для студентов всех специальностей, посещающих спецкурсы по психологии.
Рецензенты:
Берг Т. Н., канд. психол. наук, доцент, психолог учебного отряда ТОФ
Костина Е. Ю., канд. соц. наук, старший преподава- тель кафедры социальной работы ИПСН ДВГУ
© Волкова М. Н., 2007
© Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского, 2007
Введение
В отечественной психологии понятие деятельности играет клю- чевую, методологически центральную роль в изучении закономерно- стей развития сознания и личности человека. Данное направление ис- следований в отечественной психологии получило название деятель- ностного подхода.
Данное учебное пособие представляет собой краткое изложение основных положений отечественных психологических теорий дея- тельности. В учебном пособии кратко представлены основные теоре- тические ориентиры в анализе категории деятельности, а также ос- новные направления развития деятельностной методологии в психо- логии. Обобщенно освещаются центральные вопросы общепсихоло- гической теории деятельности, а также современные достижения в разработке проблемы деятельности в психологии.
|
Особое внимание в представленном пособии уделяется вопро- сам одного из современных направлении в психологической науке – психологии субъекта. Показаны достижения и тенденции в разработке категории субъекта в психологии. Представлена характеристика сис- темного подхода и реализация его принципов в изучении деятельно- сти в психологии на современном этапе.
В целом, данное учебное пособие позволяет получить читателю обобщенное представление об основных достижениях и тенденциях в разработке проблемы деятельности в психологии, а его использование в учебном процессе будет полезным при изучении дисциплин, где представлена деятельностная проблематика.
Глава 1. Деятельностный подход и категория деятельности в пси- хологии
1.1. Категория деятельности в психологии: основные теоретические ориентиры
В отечественной психологии понятие деятельности играет клю- чевую, методологически центральную роль. Как отмечают многие ис- следователи, содержательная неоднозначность категории деятельно- сти порождает на сегодняшний день множественность ее интерпрета- ций, смешение философского, методологического и собственно пси- хологического планов анализа, не различение специфики проблем, решаемых в каждом из этих планов, а соответственно, не различение и специфики средств их решения. Так, до сих пор, отмечает В. И. Сло- бодчиков, недостаточно определен понятийный статус целого ряда терминов, близких к понятию “деятельность”, – например, “жизнедея- тельность”, “поведение”, “работа”, “труд”, “занятие”, “практика”, “де- ло” и др. Все эти слова широко используются при характеристике че- ловеческой реальности, но само слово “деятельность” фактически оказывается лишь общим именем разнородных форм человеческой активности [47].
|
На сегодняшний день, как отмечают В. П. Зинченко и Е. Б. Мор- гунов, имеются принципиальные расхождения и трудности в трактов- ке понятия деятельности, выборе оснований для ее классификации, в создании таксономии единиц, предназначенных для ее анализа, в вы- боре адекватных методов исследования и т. д. Для иллюстрации этих трудностей можно привести далеко не полный перечень различий ме- жду формами и видами деятельности, существующих в современной науке: материальная и духовная, внешняя и внутренняя, непосредст- венная и опосредствованная, произвольная и непроизвольная, творче- ская и репродуктивная, индивидуальная и коллективная и т. д. Име- ются различия и другого рода: игровая, учебная, трудовая, художест- венная, спортивная. Деятельность также разделяют на исполнитель- ную и познавательную (перцептивная, мнемическая, умственная или мыслительная). Наконец, можно дифференцировать деятельность по целям, мотивам, предметному содержанию (Климов Е. А.), способам осуществления, результату, условиям (в экстремальных…), в выборе средств (ручной, машинный труд…), степени свободы в постановке
цели. Так одна деятельность может быть описана с помощью многих систем отчета [19].
Основная задача психологического исследования деятельности состоит в разработке теоретического и методического плана данной проблемы, с учетом основных черт деятельности, выявления ее собст- венных, имманентных ей свойств, законов ее движения и самодвиже- ния.
Теоретические ориентиры в анализе категории деятельности
Обобщая исследования по психологии деятельности Г. А. Суво- рова выделяет следующие теоретические ориентиры в анализе катего- рии деятельности [48].
Деятельность характеризует бытие человека.
В своей работе «Человек и мир» С. Л. Рубинштейн определил человека как существо изначально сознательное, способное отдавать себе отчет о сделанном (т.е. рефлексивное), и деятельное, способное к осознанному преобразованию. Сознание и деятельность являются, со- гласно С. Л. Рубинштейну, суть основополагающими характеристиками человеческого существования, конституирующими саму его человеч- ность. «Своеобразное отношение человека к миру, – пишет
С. Л. Рубинштейн, – связано с наличием у него сознания. Человек вы- ступает как часть бытия, сущего, осознающая в принципе все бы- тие… осознающий – значит как-то охватывающий все бытие, созер- цанием его постигающий, в него проникающий, часть, охватывающая целое…» [44, C. 69]. Созерцательность при этом, отмечает С. Л. Ру- бинштейн, не должна быть понята как синоним пассивности, страда- тельности, бездейственности человека. Она, в соотношении с действи- ем, является другим способом отношения человека к миру, бытию, способом чувственного эстетического, познавательного отношения.
|
На важную роль деятельности как категории, характеризующей бытие человека, указывал А. Н. Леонтьев, подчеркивая, что без дан- ной категории анализ человеческого бытия не возможен.
Деятельность – форма и проявление активности.
Б.Ф. Ломов отмечает, что в широком значении слова термин деятельность эквивалентен термину активность, и, безусловно, может применяться при описании и анализе широкого класса явлений, в том числе и психических [33]. В этом смысле деятельность первоначально
отождествлялась с разными формами активности человека. Впервые С. Л. Рубинштейн, обозначив две фундаментальные опоры бытия че- ловека в мире (сознание и деятельность), резко проблематизировал отражательно-познавательный образ психики в традиционной психо- логии. Сознание перестало быть лишь совокупностью знаний челове- ка о мире, соответственно, и деятельность как научно- психологическая объяснительная категория перестала отождествлять- ся с разными формами активности (деятельность ≠ рефлекс, реакция, активность). Деятельность, по С. Л. Рубинштейну, – это всегда отно- шение человека к миру, она целенаправленна, сознательна [44].
А. Н. Леонтьев, анализируя основные психические процессы, выделил среди всего многообразия форм человеческой активности – различные типы сложных деятельностей, как различные формы отно- шения человека к действительности (практическая, познавательная, эстетическая деятельность) [28].
Категория деятельности тесно взаимосвязана с базовыми категориями психологии.
Категория личности и категория деятельности взаимосвя-
Заны.
Личность по А. Н. Леонтьеву, есть «относительно поздний про-
|
дукт общественно-исторического и онтогенетического развития чело- века» [28, C. 135], это особое качество, социальное, которое возникает по мере существования человека в мире. Деятельность при этом явля- ется основанием формирования личности. Личность, согласно А. Н. Леонтьеву, не предсуществует деятельности, она в этой деятельности порождается. Такое понимание дает основание для структурирования личности: структура личности – это структура деятельностей и стоя- щая за ней структура мотивов и потребностей. Именно деятельности являются, согласно А. Н. Леонтьеву, единицами психологического анализа личности.
Действие, трансформируясь в поступок, становится единицей анализа личности. С. Л. Рубинштейн выделил основные формы или компоненты деятельности: действия, операции, поступок. Согласно С. Л. Рубинштейну, действие становится поступком по мере того, как оно начинает регулироваться общественными отношениями к дейст- вующему субъекту и к другим людям в процессе формирования само- сознания. Но действие становится поступком не только когда начина-
ет регулироваться общественными отношениями, но, прежде всего то- гда, когда оно осознается самим субъектом как общественный акт, выражающий отношение к другим людям [по 48].
А. В. Петровский определяет личность как субъекта устойчивой системы социальных отношений, реализующихся в деятельности и общении. Главной характеристикой личности он считает ее представ- ленность в жизнедеятельности других людей (в форме деятельности и общения).
Б. Ф. Ломов, рассматривая базовые психологические категории, подчеркивал: «…психические явления формируются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту – общественному индивиду-личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе ника- кими психическими качествами не обладают, да они сами по себе не существуют. Но этим качеством обладает личность. Таким образом, и проблема деятельности и проблема общения «замыкаются» на про- блему личности… через анализ деятельности и общения психология раскрывает… психический склад личности, ее внутренний духовный мир» [32].
С. Л. Рубинштейна
Впервые психология субъекта начала развиваться, главным об- разом С. Л. Рубинштейном, еще в 1920-30-е годы. Субъект, согласно С. Л. Рубинштейну, это человек, люди, на высшем (индивидуализиро- вано для каждого из них) уровне активности, целостности (системно- сти), автономности и т. д. Для субъекта окружающая действитель- ность выступает не только как система раздражителей (с которой он взаимодействует на уровне реакций) и сигнальных раздражителей, но прежде всего как объект действия и познания, а другие люди высту- пают для него тоже как субъекты. Субъект, согласно С. Л. Рубин- штейну, это субъект творчества, созидания, инноваций. Любая его деятельность (хотя бы в минимальной степени) является творческой и самостоятельной [по 10].
|
Согласно С. Л. Рубинштейну и его последователям, человек становиться субъектом по мере того, как он – будучи еще ребенком, подростком и т. д. – начинает выделять себя (не отделять!) из окру- жающей действительности и противопоставлять себя ей как объекту действия, познания, созерцания и т. д. [по 10]. Как видно, категория субъекта по С. Л. Рубинштейну многомодальна: она выявляет не только разные характеристики самого субъекта, но и его разные от- ношения к миру. Согласно С. Л. Рубинштейну такими отношениями являются следующие: познавательное, деятельностное (деятельность), этическое (отношение к другому человеку) и включающее последнее
– созерцательное: субъект в процессе сознания реорганизует объект, но не изменяет его онтологически, реально, выявляет его подлинную сущность. Каждому из этих отношений присуща своя «логика», своя
качественная определенность [по 1]. Так, например, по мере станов- ления человека как субъекта он формирует, создает, конструирует хо- тя бы простейшие понятия, элементарное понятийное мышление (у ребенка эти понятия формируются в процессе школьного обучения и воспитания). На данном этапе развития деятельности и общения ок- ружающая действительность именно в понятиях начинает выступать для людей в качестве объекта (а не только как система раздражителей и сигнальных раздражителей). Как видно, вся в целом познавательная (как и любая другая) деятельность осуществляется только субъектом и в принципе невозможна без него. Объект существует только соотно- сительно с субъектом, субъект возникает, действует, живет лишь во взаимосвязи с объектом и с другими людьми как субъектами [по 10].
Разрабатывая теорию личности как субъекта единства сознания и деятельности, С. Л. Рубинштейн делает следующие важные теоре- тические обобщения относительно основных особенностей деятель- ности [по 10].
1. Деятельность субъектна, т. е. принадлежит человеку, а не живот- ному и не машине, не может быть деятельности бессубъектной (выде- лен субъект деятельности).
2. Деятельность осуществляется в условиях совместной деятельности
субъектов (выделены субъекты деятельности и совместная деятель- ность).
3. Деятельность предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т. е. всегда предметна, реальна, содержательна.
4. Деятельность сознательна и целенаправленна.
5. В деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, форми- руются, развиваются, и прежде всего в ней они могут быть объектив- но исследованы.
Выделяя в качестве специфической особенности человеческой деятельности ее сознательный и целенаправленный характер, С. Л. Рубинштейн отмечает, что в ней и через нее человек реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи. Вместе с тем, объективное содержание предметов, которыми он оперирует, и общественной жиз- ни, в которую он своей деятельностью включен, входит определяю- щим началом в психику индивида. «Значение деятельности в том прежде всего и заключается, что в ней и через нее устанавливается действенная связь между человеком и миром, благодаря которой бы-
тие выступает как реальное единство и взаимопроникновение субъек- та и объекта» [43, C. 436]. Категория деятельности используется С. Л. Рубинштейном для раскрытия неразрывной связи человека с миром и понимания психического как изначально включенного в эту фунда- ментальную взаимосвязь.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!