Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-05-14 | 1086 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Длительное время все речевые расстройства были объединены термином «косноязычие». Это древний народный термин, означает всякую неправильную речь. В настоящее время не используется. Уточнение «косноязычия» в медицинской литературе 19 века, после того как в 1930 году швейцарский врач Шультес разделил все речевые расстройства на 2 группы: заикание и косноязычие. «Косноязычие» он обозначил термином «дислалия», который до него ввел профессор Франк (вильнюсский университет).
В монографии 1827 года Франк применил этот термин в обобщающем значении, как наименование всех видов произносительных расстройств различной этиологии.
Шультес употребил этот термин более узко. Он причислил к «дислалии» только те произносительные нарушения, которые обусловлены анатомическим дефектом артикуляционного аппарата.
В 1879 году Кусмауль в работе «Расстройство речи, опыт, патологии речи» выделяет виды «косноязычия»:
1) Функциональная – вследствие неправильного воспитания и недостаточных упражнений;
2) Механическая – вследствие пороков развития периферического артикуляционного аппарата;
3) Органическая – вследствие поражения нервной системы (литеральная дизартрия).
Иную позицию занимал польский исследователь Вацлав Алтушевский. Он относил к дислалии все случаи нарушения произношения, не обусловленные анатомическим дефектам артикуляционного аппарата. Он выделял 2 формы «дислалии»:
1) Функциональная;
2) Дислалия, обусловленная снижением слуха.
Дефекты при анатомическом нарушении речевого аппарата, он назвал «дисглоссией». В зависимости кокой отдел периферического аппарата страдает, Алтушевский выделил 4 вида «дисглоссии»:
|
1) губную (толстые, отвисшие);
2) язычную;
3) зубную;
4) небную.
В 30-40 годы 20 века «дислалию» объясняли нарушением периферических органов слуха. Такая точка зрения встречается в работах М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Ю.А.Флоренской и других.
М.Е.Хватцев выделил 3 формы дислалии:
1) Механическая – грубые анатомические дефекты органов артикуляционного аппарата (расщелины, короткая уздечка и т.д.);
2) Органическая – периферическая тугоухость, менее грубые нарушение артикуляционного аппарата (аномалии зубов, челюстей, неба);
3) Функциональная – мышечная вялость мягкого неба, недостаточная гибкость кончика языка, слабость выдыхаемой воздушной струи.
В последствии Правдиной из группы «дислалий» исключены нарушения, обусловленные дефектами слуха, она выделила 2 формы: «дислалия» и «дизартрия». В дальнейшем такое разделение стало поддерживаться, а нарушение звукопроизношения вызванные расщелинами, называют «ринолалия».
Органическая дислалия – употребляется в отдельных работах, но точка зрения на содержание этого термина различна. В работах Е.Ф.Рау и В.А.Синяка – органическая дислалия совпадает с определением «механической дислалии». В работе Л.В.Мелиховой «Очерки по патологии речи и голоса» - органическая дислалия это произносительные нарушения, переходные между «дислалией» и «дизартрией». Сейчас – это «стертая дизартрия».
От греческого dis-расстройство, lalio-говорю. Это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Главным образом страдают согласные звуки, более сложные при артикуляции. Простые звуки, как правило не нарушаются (к,п,т).
Симптоматика - Внешние нарушения звукопроизношения могут быть выражены либо в одном из нижеперечисленных вариантах, либо сочетание:
1) отсутствие звука (рыба-ыба);
2) искажение звука, при котором искаженный звук не соответствует нормальному языку (рыба-ыаба, г`ыба);
3) замена одного звука другим, при этом звук заменитель будет нормальным, соответствующим фонетической системе языка (рыба-лыба, саша-саса);
|
4) смешение звуков и взаимозамена звуков (рыба-лыба и лампа-рампа);
Замена и смешение звуков квалифицируется, как фонематические или фонологические дефекты, при котором нарушена фонематическая система языка (различение звуков речи), а отсутствие и искажение звуков является фонетическим дефектом, при котором нарушается способность произвольно производить правильные артикуляционные позы.
Этиология – нет ярко выраженных факторов. Анамнез очень часто свидетельствует об отсутствии проблем в внутриутробном и раннем развитии, исключения составляют дети с аномалиями в строении органов артикуляционного аппарата.
2 группы причин:
1) Биологические – *общая физическая ослабленность, вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного развития речи; *вредности внутриутробного периода и неблагоприятная наследственность, которые приводят к нарушению строения органов периферического артикуляционного аппарата; *травмы (выбитые зубы).
2) Социальные – *вредная манера взрослых общаться с ребенком лепетной речью; *подражание неправильной речи окружающих; *длительное пребывание ребенка среди сверстников без планомерного воздействия на его речь образца речи взрослых; *билингвизм в раннем детстве (двуязычие).
Распространенность - во 2 половине 20 века недостатки звукопроизношения отмечались у 20-30% детей 5-6 лет и 17-20% младших школьников. У старших классов они занимали не более 1%. В настоящее время 70-80% нарушений речи у дошкольников, из них Дислалия менее 1% от всех речевых патологий.
В 1879 году Кусмауль описал классификацию нарушения звукопроизношения, которая в основных чертах сохранилась до настоящего времени. Используя греческий алфавит, он ввел терминологию для обозначения нарушений отдельных звуков:
«ротацизм» Он обозначил искаженное произнесение звуков, а для обозначения
«ламбдацизм» случаев замен и смешении, он ввел приставку «пара», которая
«гаммацизм» добавляется к терминам.
«сигматизм»
Затем эта классификация была доработана и описывает, какие группы звуков нарушены и объем нарушенного звукопроизношения. Согласно этой классификации можно выделить группы нарушения звуков:
1. Сигматизм – недостатки свистящих и шипящих звуков (свистящие - с,с`,з,з`,ц – 22% нарушений, шипящие – ш,щ,ж,ч – 24%. Если замена и смешение, то это «парасигматизм».
|
2. Ротацизм – недостатки произношения вибрантов (р,р` - 26%), если замена и смешение, то это «параротацизм» (р на л).
3. Ламбдацизм – недостатки произношения «л» и «л`» - 20%, если замена и смешение, то это «параламбдацизм».
4. Йотацизм – дефекты произношения звука «й» - 1,5%, если замена, то это «парайотацизм».
5. Дефекты произношения заднеязычных – 1%:
«к», «к`» - каппацизм; «г», «г`» - гаммацизм, «х», «х`» - хитацизм.
6. Дефекты смягчения – полное отсутствие мягких согласных в тексте, измененное смягчение, нарушение дифференциации между твердыми и мягкими – 1,5%.
7. Дефекты звонкости ( озвончение ) – полное отсутствие звонких согласных, недостаточное оглушение (некоторые глухие заменяются звонкими).
Произношение других звуков названий не имеют.
По объему нарушения звукопроизношения:
1) мономорфные – нарушено произношение 1 звука или группы звуков;
2) полиморфные – нарушено произношение звуков из разных фонетических групп.
В диагнозе отражается объем нарушений, группы.
Пример: полиморфное нарушение звукопроизношения, парасигматизм шипящих, ротацизм, губно-губной ламбдацизм; мономорфное нарушение звукопроизношения, парасигматизм свистящих и шипящих звуков.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!