Основные проблемы философской антропологии. Природа и сущность человека — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Основные проблемы философской антропологии. Природа и сущность человека

2017-05-14 701
Основные проблемы философской антропологии. Природа и сущность человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. До настоящего момента времени ни одна из существующих вненаучных и научных концепций человека. Антропология – наука о происхождении и эволюции человека. Прежде всего, вспомним, что существуют разного рода антропологии. В исследовательском мире существует физическая антропология, или антропобиология, предметом которой являются палеонтологические темы, генетика популяций, вопросы этоэкологии. Далее, существует психологическая антропология, изучающая человеческое поведение в психической или психо-соматической перспективе как в нормальных субъектах, так и в субъектах с нарушениями психического равновесия. К этой области принадлежат психоанализ, парапсихология и так далее. Культурная антропология, наиболее развитая, занимается изучением этнологии первобытных народов, их обычаев, обрядов, родственных связей, языка, нравственности и религии. Существует также социальная антропология, которая занимается исследованиями современных обществ и потому не всегда чётко отграничивается от социологии. Теологическая антропология - она рассматривает и разъясняет то, что Бог открыл людям о реальности, по имени «человек».

Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

Классическая философская антропология отвечает на вопрос «Что есть человек?». В основе классической философской антропологии лежит пять фундаментальных принципов:

1. Человек может быть понят только из самого себя, никакими внешними причинами существование человека объяснить нельзя.

2. Человеческое бытие является всегда осознанным бытием.

3. Сознание человека является одновременно самосознанием.

4. Человек есть в той мере, в которой он себя делает.

5. Человеческое бытие есть всегда бытие в мире.

Классическая антропология связана с именами Шелера, Гелена, Плеснера.

Распознать природу человека пытались многие мыслители и ученые. В со­временной литературе признается факт природно-социального бытия человека. Биологизаторский подход ограничен, так как ак­центирует эволюционно-биологические предпосылки норм чело­веческого общения. Социологизаторский — объясняет природу человека в первую очередь социально значимыми причинами и приводит к господству образа человека как социального функци­онера, винтика государственной машины, использовать который можно без оглядки «на какие-то гены».

В действительности, в фи­лософской антропологии человек есть существо одновременно природное, социальное и духовное. Все эти три составляющие находятся в органическом един­стве, и только в таком единстве, взаимодействии и взаимообуслов­ленности они образуют и реализуют его родовую сущность.

Как природное существо человек –величайший итог и высший уровень длительной эволюции материи. Его генетическая программа обеспечивает рождение индивидов с универсальным неспециализи­рованным мозгом, руками и гортанью, которые в комплексе создают готовность новорожденного к вхождению в систему общественных отношений и практической деятельности.

Как живой организм человек в течение всей жизни подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) законам, благодаря которым сохраняется глубокое единство его со всем органическим миром. Это означает, что развитие и жизнедея­тельность невозможны без действия его генетической программы. Используя уникальные биологические особенности в качестве пред­посылок, каждый индивид в своем онтогенезе (индивидуалном развитии организма) в процессе социали­зации реализует себя как социальное существо.

При наличии глубокого единства с природой человек, отделив­шись, стал радикально, качественно отличаться от нее. Это своеобра­зие его как существа социального заключается в следующем:

- человек умеет производить и производит, животное не производит;

- животное строит только сообразно мерке своего вида, реали­зуя видовой опыт, человек же — по мерке любого вида, ибо он универсален. Он опирается также на законы красоты;

- деятельности человека свойственны целесообразность, целенаправленность. У него ценностно-ориентированное поведение. У животных же нет целей, нет мотивов и интересов. Вследствие этого жизнедеятельность человека выступает как сознательная деятель­ность; трудовая деятельность человека носит общественный характер: опредмечивая в продукте свои социальные и интеллектуальные силы, он тем самым создает объективные условия обмена результатами труда. Распредмечивание этого продукта другим субъектом устанавливает связь между людьми. Человек может производить и заниматься трудовой деятельностью, лишь вступая прямо пли опо­средованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество.

Человек одновременно существо духовное, умное, сознательное. Он — Homo sapiens («человек разумный»). Каждое его действие, поведенческий акт совершается с участием сознания. Он живет в очеловеченном мире, ноосфере (от греч. nous - разум, sphaira шар), где все предметы, процессы, явления наделены человеческим смыслом, значимостью, социальной функцией, целью. Продукты че­ловеческой деятельности представляют собой культуру.

Овладевая в процессе социализации, общения, распредмечивания овеществленного в продуктах труда заложенными в них смыслом, содержанием, индивид осваивает очеловеченный мир, приобщается к бытию культуры, обретает способность разумно действовать с ору­диями труда, различного рода символами, словами, языком инфор­мации, понятиями, со всей совокупностью социальных норм. У него вырабатывается широкий диапазон потребностей, интересов, целей и вместе с тем формируются механизмы самоконтроля, саморегуля­ции, выражающиеся в способности волевыми усилиями подавлять или усиливать те или иные виды деятельности. Появляется долг, ответственность. Иначе говоря, индивид становится «человеком ра­зумным».

Итак, человек есть существо и природное (биологическое), н производящее, политическое (социальное), и разумное, культурное, нравственное (духовное). Он аккумулирует в себе весь комплекс общественных отношений и таким образом реализует свою социаль­ную сущность. Он — дитя человеческой истории, результат разви­тия общественного исторического процесса.

Одновременно человек творец этого общества, объект и субъект общественных отношении.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.