Проблема сознания в философии — КиберПедия


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Проблема сознания в философии



В истории философии существовало несколько теоретических вариантов по проблеме возникновения и сущности сознания:

1) идеализм:

объективный идеализм– исходил из воззрения, что идеальное может существовать без своего материального носителя, вне человеческого мозга.

Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли).

С религиозной точки зрения сознание человека – нечто принципиально новое, оно не возникает эволюционным путем. Сознание, разум – это дар Творца, отличающий человека от животных.

2) дуализм рассматривает сознание и материю как равноценные и самостоятельные начала. Как и материя сознание вечно, оно не рождалось и не возникало (М С).

3) вульгарный материализм. Представители рассматривали сознание грубо, упрощенно, вульгарно. Они сделали вывод о материальности сознания: мозг точно также выделяет мысль, как печень желчь. Климат, пища и т.п., по их мнению, непосредственно определяет образ мышления человека.

4) гилозоизм (гило – вещество, зоя – жизнь; греч.) – согласно этой концепции, вся материя обладает способностью чувствовать, ощущать.

5) Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды.

6) В западной философии ХХ в. широкое распространение получила феноменологическая трактовка сознания. Ее основоположник – немецкий философ Э.Гуссерль. Исходный пункт феноменологии – интенциональность сознания (его направленность на предмет), его несводимость к предметному миру.

7) диалектический материализм – рассматривал сознание как продукт закономерного исторического развития материи, его социальной формы движения (М С); как функцию не всей материи, а лишь особым образом организованной материи (человеческого мозга). Материя в процессе развития под влиянием определенных обстоятельств порождает разум.

 

Отражение –– это свойство материальных систем воспроизводить в процессе взаимодействия друг с другом особенности других систем, посредством собственных изменений.

В процессе эволюции материи, формы отражения качественно изменялись; они прошли следующие основные качественные ступени:

1) на уровне неживой природы осуществляется физико-химическое отражение. Его особенность состоит в том, что оно может осуществляться в непосредственном контакте и имеет пассивный характер. След не оценивается объектом, на котором он появился (например, след оставленный на песке, или на снегу, изменение формы камня под воздействием атмосферных явлений, годовые кольца на дереве).



2) на начальной стадии развития живой природы присуще физиологическое отражение. Более простой формой физиологического отражения является раздражимость. Раздражимость – способность живого организма к активным реакциям на биологически значимые факторы. Например, тропизмы у растений: герань, стоящая на окне, поворачивает листья перпендикулярно плоскости солнечных лучей.

3) психическое отражение возникает на более высоком этапе развития живой природы. Психика — это функциональная система отражения и активной регуляции поведения живого организма. Психический уровень характерен для организмов, имеющих центральную нервную систему.

Простейшая форма психического отражения – чувствительность. Чувствительность – это способность организма к дифференцированным реакциям, основанным на специализации функций между нервными клетками: одни специализируются на восприятии света, другие – звука, третьи – вкуса и т.д. Согласование работы этих клеток осуществляет разветвленная нервная система. Таким образом, на этом уровне произошел скачок: возник специальный аппарат этого регулирования - нервная система. Появление чувствительности означает переход от пассивного приспособления к активно-поисковой ориентационной деятельности. Ориентационная деятельность осуществляется в форме наследственного инстинктивного или личностно-приобретенного поведения.

Психика — это особый механизм управления поведением, фор­мирующийся у наиболее высокоорганизованных живых существ, об­ладающих центральной нервной системой и ведущих подвижный об­раз жизни. Психика определяет направленность и содержание активности живого организма по удовлетворению потребностей. Психика более сложный тип регуляции поведения на основе образа окружающей среды. При ориентировании на основе идеального образа в поле сигналов мозга проигрывается ситуация будущего действия. Напр., хищник, чтобы произвести успешный прыжок должен предварительно интерпретировать пространство, а также создать представление о собственных действиях в этих физических параметрах. Идеальное, таким образом, опережающее отражение действительности.



4) сознание как высшая форма психического отражения действительности. Психика животных является той биологической предпосылкой, на основе которой развилось человеческое сознание. Но настоящее человеческое сознание появляется не как простое продолжение и усложнение психической деятельности этих животных, а вследствие глубоких принципиальных изменений в жизнедеятельности далеких предков человека. Несмотря на генетическую общность психики человека с психикой животных их не следует отождествлять. Сознание – новое качество, которое как бы надстраивается над психикой.

Качественное отличие психики животных от психики человека состоит в следующем:

а) психика животных направлена на приспособление к условиям окружающей среды; психика человека – на преобразование внешней среды (природной и социальной), т.е. человеческое отражение носит не приспособительный, а активно-преобразовательный характер. Человека не удовлетворяет то, что дано природой, и он стремиться изменить эту данность так, чтобы она отвечала его потребностям;

б) психическая активность животных носит стихийный характер; деятельность человека – целенаправленный характер, человек способен предусмотреть не только ближайшие, но и отдаленные результаты своей деятельности;

в) поведение животных регулируется биологическими потребностями, жестко детерминированными генетическими механизмами; деятельность человека определяется системой потребностей: биологических, социальных, духовных;

г) психика животных регулируется первой сигнальной системой, представляющей собой совокупность условных и безусловных рефлексов; психика человека регулируется наряду с первой и второй сигнальной системой — речью;

д) психика животных отражает среду в форме конкретных, наглядных представлений и восприятий; человек отражает мир не только посредством конкретных, чувственных, наглядных образов, но и посредством элементов абстрактного мышления: понятий, суждений, гипотез, теорий и т.д.

е) отсутствие самосознания. Животные имеют знания, но они не знают, что они знают. Человек знает, что он знает, и что он не знает. «Я знаю, что я не знаю» - Сократ.

Наиболее важной проблемой является вопрос о том, как произошел качественный скачок от психики животных к сознанию человека. Он произошел при сломе инстинктивной связи предка человека со средой обитания. Согласно современному научному пониманию выделяют природно-биологические и социальные предпосылки возникновения сознания.

Природно-биологические предпосылки возникновения сознания:

1) развитие прямохождения;

2) прогрессивные преобразования мозга и коры головного мозга;

3) развитие передних конечностей - адаптация руки к трудовой деятельности;

4) изменение зубочелюстного аппарата;

5) изменение гортани.

Перечисленные биологические предпосылки возникновения сознания человека лишь подготовили возможность формирования нового явления. Однако их абсолютно недостаточно для превращения возможности в действительность. Решающую роль сыграли социальные условия.

Кроме того, выделяют 3 группы факторов, способствующих возникновению сознания:

1)труд (общественно-историческая практика). Археологическими находками подтверждается соответствие между изменением объема мозга, развитием лобных долей предка человека и сложностью изготавливаемых им орудий труда. Во время процесса изготовления элементарных орудий труда человек постоянно выделял общие связи и отношения в предметах труда. Напр., он со временем начал осознавать, что режет не только данный острый предмет, но и острый предмет вообще, огонь дает не только трение этих кусков дерева, но и трение вообще. Изготавливая средства труда, в которых закреплялись выявленные свойства предметов, человек учился мысленно их выделять, приучался к абстрагированию. Логика орудийной деятельности фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Человек учился думать;

2) язык (членораздельная речь). Он возник в коллективе первобытных людей. Чтобы общими усилиями вырыть яму, загнать в нее зверя и убить его, охотники могли много сообщить друг другу. Разнообразие информации, которую передавали друг другу наши предки, требовала определенных знаков. Жесты не отвечали этим требованиям: их можно было принять и понять лишь при условии, что их видишь. В коллективном же труде принимают участие и те, которые не видят друг друга. Возникла новая система знаков – речь; Для различения высшей нервной деятельности (ВНД) животных и человека И.П. Павлов ввел понятия первой и второй сигнальных систем, выражающих различные способы психического отражения действительности. Первая сигнальная система имеется и у животных и у человека. Деятельность этой системы проявляется в рефлексах, формирующихся на любые раздражения внешней и внутренней среды, за исключением смыслового содержания слова. Сигналами 1-й сигнальной системы являются запах, цвет, форма, температура, вкус предметов и т.д. Эти сигналы воздействуют на рецепторы анализаторов, от которых в головной мозг поступают нервные импульсы. И человек и животные в результате деятельности 1-й сигнальной системы осуществляют анализ и синтез этих нервных импульсов.

Первая сигнальная система обеспечивает конкретно-чувственное отражение окружающей действительности. Характерными чертами условных рефлексов 1-й сигнальной системы являются: 1) конкретность сигнала (то или иное явление окружающей действительности); 2) подкрепление безусловным раздражителем (пищевым, оборонительным, половым); 3) биологическая природа достигаемого приспособления (к наилучшему питанию, обороне, размножению).

У человека в процессе его социального развития, в результате коллективной трудовой деятельности появилась, по словам И.П. Павлова, «чрезвычайная прибавка» к механизмам работы мозга. Ею стала 2-я сигнальная система, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью слова и речи. Вторая сигнальная система тесно связана с сознанием и абстрактным мышлением человека.

Сигналами 2-й сигнальной системы являются слова устной и письменной речи, а также – формулы и символы, рисунки, жесты, мимика. Деятельность 2-й сигнальной системы проявляется, главным образом, в речевых условных рефлексах. Сигнальное значение слова для человека заключается не в простом звукосочетании, а в его смысловом содержании (в отличие от дрессированных животных. Причём смысловое значение слова, например апельсин, не зависит от звучания этого понятия на рзличных языках.

Слово для человека является таким же и даже более сильным физиологическим раздражителем, как предметы и явления окружающего мира. Вторая сигнальная система является всеобъемлющей, способной заменять и обобщать все раздражители 1-й сигнальной системы. Сигналы 1-й сигнальной системы, поступающие из различных частей тела и окружающей среды, непрерывно взаимодействуют с сигналами 2-й сигнальной системы. При этом образуются условные рефлексы второго и более высших порядков.

Вторая сигнальная система составляет физиологическую основу абстрактного речевого мышления, присущего только человеку. Абстрактное мышление позволяет человеку отвлекаться от конкретных предметов и явлений окружающего мира, мыслить словами, заменяющими эти предметы, словесно сопоставлять и обобщать их в виде понятий и умозаключений. В осуществлении функций 2-й сигнальной системы принимают участие структуры правого и левого полушарий головного мозга.

3) социальность,или общинный характер жизни людей. Сознание продукт общества и общественного развития. Каким образом социальность формировала сознание людей? В процессе трудовой деятельности люди вступают друг с другом в те или иные формы отношений. В общении происходит обмен информацией, опытом, способностями, навыками, умениями и т.п. Необходимость коммуникации в сообществе позволила закреплять и транслировать из поколения в поколение навыки к умственной деятельности, стимулировала развитие языковой и знаковой деятельности человека.

Итак, сознание – есть продукт общественного развития и усложнения материи. Однако, при всей социальной обусловленности сознания, его нельзя отрывать от биологической основы. Сознание – это свойство высокоорганизованной материи. Биологическое не растворяется в социальном в ходе становления сознания. В конечном счете, функционирование сознания всегда сопровождается определенными биологическими функциями. Социальное и биологическое в сознании тесно переплетены. Сознание является функцией нормально работающего мозга человека. Функциональность сознания подчеркивает его зависимость от физического и психического здоровья человека. При патологических процессах в мозговой и общефизической деятельности человека нормальность функционирования сознания нарушается и может вовсе исчезнуть.

 






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.