Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-05-14 | 356 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ТЕМА: «ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»
Сознание
Определение сознания, его структура и функции.
Сознание имеет следующие характеристики:
— это целенаправленное отражение действительности;
— творчество: сознание не только отражает действительность, но и конструирует, творит его;
— предвидение: опережающее отражение действительности, мысленное построение действий и предвосхищение их результатов;
— идеальность: идеальное – субъективный образ предмета. Идеальное возникает в результате взаимодействия двух систем: предмета – сигнализирующая система и человеческого мозга - воспринимающей системы. Образы сознания не обладают ни свойствами отражаемых ими предметов, но свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникли. Идеальное, отражая предмет и его свойства, само этих свойств не имеет (ни физических, ни химических, ни объема, ни массы);
— материальным субстратом сознания является мозг;
— результат сознания – знание.
Таким образом, сознание – высшая стадия развития психики, свойственная только человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме. Это высшая, связанная с речью функция мозга, заключающаяся в отражении и конструировании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Оно обеспечивает возможность как свободной ориентации человека в окружающей среде, так и ее преобразование в процессе предметно-практической деятельности.
Сознание форма внутренней активности субъекта и его ориентации в мире и в самом себе, когда он отражает мир и когда его действия строятся, исходя из смысла решаемой жизненной задачи.
|
Основные функции сознания:
1) регулятивная (ориентировочная) функция заключается в разумном контролировании поведения и управления им, в предварительно мысленном построении разумно мотивированных действий и предусмотрении их личных и социальных последствий;
2) отражательно-информационная функция заключается в адекватном, целенаправленном активном отражении действительности, в связывании вновь поступающих впечатлений с прежним опытом. В результате этой функции человек получает знание о действительности и о самом себе.
3) коммуникативная функция выражается в речевой или в символической форме, посредством которых осуществляется обмен информацией между людьми;
4) творческая – человек создает то, что природа до него не порождала, принципиально новое.
Какую структуру имеет само сознание? Структура сознания в значительной мере весьма условна, элементы сознания тесно взаимосвязаны. Однако при всей условности можно выделить следующие элементы сознания.
Структура сознания:
1) познавательная (когнитивная) сфера
2) эмоциональная сфера
3) мотивационно-волевая сфера.
Познавательная сфера сознания включает в себя познавательные способности человека: знание, чувственные способности (ощущения), абстрактное мышление, память, внимание,самосознание.
Знание – э то понимание человеком действительности, отражение ее в виде осознанных чувственных и абстрактных образов. Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности. Мышление создает абстрактные понятия, которые представляют собой отражение существенных и закономерных отношений вещей на основе известного, ощутимого, услышанного и т.п. Благодаря мышлению, мы проникаем в невидимое, в то, что не воспринимается путем прикосновения и что нельзя почувствовать.
Важным компонентом когнитивной сферы сознания является память — способность мозга сохранять и воспроизводить информацию. Без памяти сознание не может существовать, строить сложные образы на основе простых, создавать абстрактные образы и идеи. Внимание – форма психической деятельности человека, которая проявляется в направленности и сосредоточенности на определенных объектах.
|
В структуре самосознания можно выделить такие элементы как самочувствие, самопознание, самооценка и самоконтроль. Самооценка не всегда соответствует истинной сущности человека, не всегда адекватна. Она бывает либо заниженной, либо завышенной.
Человек как субъект истории
Действующими лицами, субъектами исторического процесса являются народ, нации, классы, социальные группы, личности. Начиная с периода Древней Греции и кончая современной историей среди мыслителей, историков, социологов продолжается спор о том, кто из субъектов истории играет решающую роль в общественном развитии. Древнегреческие историки Геродот и Фукидид (460 395 до н. э.) утверждали, что всемирная история есть результат деятельности великих личностей: королей, полководцев, завоевателей. Столетия спустя, в XIX в. английский философ, писатель и историк Т. Карлейль (1795 — 1881) высказал ту же мысль: что всемирная история — в сущности биография выдающихся личностей.
Особенно выпукло, даже резко выразил эту идею немецкий философ Ф. Ницше, который считал, что люди — бесформенный материал, из которого творят, простой камень, который нуждается в резчике. Историю делают не они, а сверхчеловеки, могучие и деятельные натуры, герои, которыми движет воля к власти, которым все дозволено для достижения цели. «История принадлежит прежде всего деятельному и мощному, тому, кто ведет великую борьбу...»
В этих высказываниях ясно и четко изложена концепция, по которой творцами истории могут быть только выдающиеся личности.
Согласно другой позиции, отраженной в теории элиты, ее (как и науку, культуру) творит особый слои высокоодаренных людей - элита. Основоположники этой теории итальянский социолог и экономист В. Парето (1848 — 1923) и итальянский политолог Г. Моска (1858 1941) утверждали, что общество всегда делится на элиту (лучших) и неэлиту (остальных). Первая выполняет функции управления обществом к выступает движущей силой общественного развития.
|
Внутри элиты различают группу под названием «лисы» (индивиды, обладающие способностью к манипулированию массами при помощи хитрости н обмана) и группу «львов» (индивиды, отличающиеся способностью применять насилие). Между ними идет постоянное соперничество за власть. Приходя на смену друг другу, они создают два различных типа правления. Совершается постоянный «круговорот», циркуляция элит, н это поддерживает общество в состоянии стабильности.
Когда же правящие группировки не в состоянии разрешить социально-экономические проблемы, возникающие в ходе общественной практики, наступает социальная революция, которая заключается в обновлении персонального состава правящей элиты (путем кооптации новых членов, обладающих умом, способностями и образованием, из низших классов или «чистого обновления» — полной замены).
Эта позиция находит поддержку и дальнейшее развитие в теориях некоторых современных социологов и политологов — немецкого философа К. Маннгенма, американцев Т. Дайа, X. Цанглера.
Существует и третья точка зрения: историю творят не только отдельные выдающиеся личности и не только высший слой, но и все другие люди. Каждый человек, каждая личность - субъект истории и творец ее. Ф. Энгельс, анализируя вопрос о соотношении человека н общества в «Святом семействе» (1845), писал: не какая-то абстрактная «история», «...а именно человек, действительный, живой человек — вот кто делает все это (историю, исторический процесс. — Н. С.), всем обладает и за все борется. «История» не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целен. История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека».
Человек является субъектом истории прежде всего как главная производительная сила общества, субъект общественного производства — экономического, политического, духовного, социального. Создавая необходимые для жизни средства (материальный и духовный продукт), он воспроизводит себя, а через распредмечивание овеществленного в продуктах социального бытия труда воспроизводит других людей, общество в целом. Общество — это мир материальной и духовной культуры, цивилизации, мир социальных явлений. Этот очеловеченный мир есть продукт, реальное воплощение человеческой деятельности. Главным же результатом деятельности человека как субъекта общественного производства становится производство самого человека истинного богатства общества.
|
Способность человека опредмечивать свои социальные сущностные силы в продукте относится не только к материальному производству, но и к духовному. Им рождаются и духовные ценности искусство, наука, литература, мир духовной культуры. Человеческая духовность — это целая сфера общественной жизни, совокупность идеи, теорий, идеалов, душевных состояний — от апатии, разочарования, отчаяния, депрессии до восхищения, наслаждения, любви, экстаза. Человек творит по законам красоты, значит, он создает и эстетические ценности и нравственные идеалы. Сложнее и драматичнее складываются человеческие взаимоотношения в социально-политической сфере.
Вопрос о природе героизма был впервые поставлен итальянским философом Джамбатиста Вико (1668 – 1744 гг.), считавшим его характерной чертой лишь определенного периода истории - «века героев», предшествовавшего «веку людей».
В эпоху революционного романтизма (XIX в.) была выдвинута идея героической личности бунтаря, борющегося за национальную и политическую свободу. Он противопоставлялся «толпе» как инертной массе и наделялся чертами индивидуальной исключительности, даже «сверхчеловка» (Ницше). Именно герой рассматривался в качестве главной движущей силы истории и ее творца, а остальные - в виде бесконечного количества нулей, которые могут стать положительной величиной лишь тогда, когда во главе них становится герой. Так представляли роль личности в истории русские народники 70 — 80-х гг. XIX в. и некоторые анархисты.
В марксистской философии героизм трактуется как слияние индивидуального подвига с массовыми героическими действиями. Индивидуальный подвиг понимается как самопожертвование личности ради достижения общих целей (трудовой героизм рабочих новостроек, подвиги в борьбе против фашизма в Великой Отечественной войне).
Проблема соотношения роли героя и толпы в историческом процессе является частью более общего социально-философского вопроса о роли личности и народных масс (нации, классов, социальных групп) в истории.
Известно, что народ, классы, социальные группы состоят из личностей, многообразие индивидуальных действии которых и образует общественный процесс, историю человечества. Поэтому каждый активно действующий человек, каждая отдельная личность выступает, несомненно, как деятель, субъект и творец истории. Но масштабы, интеллектуальный «ресурс», дарования, качества личностей неодинаковы. Поэтому в истории, науке, искусстве, других сферах жизни и видах деятельности отдельные люди выделяются как великие, выдающиеся личности.
|
Совершенно очевидно, что выдвижение и реализация выдающейся личности предполагают два обязательных условия: 1) общественную потребность в такой личности, рождаемую сложившимися обстоятельствами; 2) ее особые индивидуальные качества. Этот вопрос достаточно обстоятельно проработан в философской теории, поэтому приведем лишь два высказывания известных философов на эту тему. Г. В. Ф. Гегель писал в «Философии истории» (1837): «Историческими людьми, всемирноисторическимиличностями являются те, в целях которых содержится... всеобщее... Их следует называть героями, поскольку они черпали своп цели и свое призвание не просто из спокойного, упорядоченного, освященного существующею системою хода вещей, а из источника, содержание которого было скрыто и недоразвилось до наличного бытия... Они являются великими людьми именно потому, что они хотели и осуществили великое и притом не воображаемое и мнимое, а справедливое и необходимое».
Еще более точно и определенно сказал об этом Г. В. Плеханов в работе «К вопросу о роли личности в истории» (1898): «Великий человек велик... тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».
Иную трактовку соотношения роли личности и группы в истории дает концепция харизматического лидерства. Термин «харизма» (от греч. charizma — божественный дар, благодать) в социологию введен немецким философом Э. Трельчем (1865 — 1923) и применялся в социологических концепциях немецкого ученого М. Вебера.
Харизматическое лидерство базируется на исключительных качествах, приписываемых лидеру и данных ему богом. Как отмечал М. Вебер, харизматическая власть - это власть «вождя», «фюрера», основанная на безоговорочном радостном подчинении и поддерживаемая прежде всего верой в избранность, харизму властителя. Его считают пророком, гигантской исторической фигурой,полубогом, выполняющим «великую миссию». Взаимоотношения вождя и группы имеют эмоционально-мистический характер, предполагают слепую веру, безотчетное следование за лидером. Вместе с тем такой тип взаимоотношении требует от подчиненных, группы, масс постоянных «подвигов», «энтузиазма», «свершений», «героизма», т. е. непрерывной психологической подпитки. Сам же вождь находится за пределами критического анализа, над правовым и институциональным порядком.
Это особый тип мистической, эмоционально-психологической власти, опирающейся на личную приверженность лидеру, наделенному в глазах его последователей исключительными качествами мудрости, святости, героизма. Как тип лидерства он существует наряду с традиционными (легальными) типами.
Решающая роль личностей в истории отнюдь не означает отрицания или принижения роли народных масс, классов, этносов и наоборот. Раз история делается людьми, то деятельность личностей не может не иметь в ней значения. Заметим, что говоря об «отдельных личностях» мы имеем в виду не только особо выдающихся личностей, но и каждого индивида, занимающего активную жизненную позицию и вносящего своим трудом, борьбой, теоретическими поисками и т.д. определенный вклад в развитие той или иной сферы общественной жизни, а через нее в исторический процесс в целом.
Особое значение при исследовании истории и роли в ней отдельной личности играет проблема авторитета и его проявлений.
Авторитет (от лат. auctoritas - власть, влияние) одна из форм власти, основанная на общепризнанном влиянии лица пли организации на других людей. Это связано с признанием у авторитета нравственных и интеллектуальных достоинств, опыта, знаний, вызывающих уважение и даже восхищение. Авторитет - власть без принуждения, власть одного над другими, исходящая из уважения и преклонения перед лидером. Она выражается в способности лица направить, не прибегая к принуждению, поступки или мысли другого человека или группы людей.
Различают «власть авторитета» и «авторитет власти». В первом случае речь идет о подлинном авторитете, который гарантируется традицией, уверенностью в справедливости лидера и преклонением перед ним. Во втором имеется в виду узаконение авторитета, осуществляемое средствами принудительного контроля. Это авторитет принудительной власти, которая оказывается соперницей действительного авторитета. Авторитет власти всегда испытывает тяготение к тому, чтобы освятить себя властью авторитета.
Вместе с тем иногда их весьма трудно отделить друг от друга. Если закон, социальный порядок более или менее длительное время функционируют, становятся традицией и поддерживаются большинством, осознается их необходимость, то вполне правомерно говорить об авторитете закона, какого-либо правила, социальной нормы.
В истории бывает сочетание, совпадение, олицетворение в одном лице авторитета власти и власти авторитета. Чрезмерная вера и суеверное преклонение перед авторитетом наряду с концентрацией власти в одних руках приводят к культу личности, который, как правило, перерастает в авторитаризм и тоталитаризм. Культ личности имеет свои объективные и субъективные причины. К объективным относятся: концентрация власти в одних руках, значительные ограничения или отсутствие демократии, невысокий уровень социальной и политической зрелости масс; к субъективным - вера масс людей в непогрешимость личности, слепое преклонение перед ней, обожествление, а также ее личные качества неуемная жажда власти, нетерпимость к критике н др.
При культе личности в обществе легальные механизмы изъятия и передачи власти, как правило, отсутствуют или принципиально не мыслятся - как противоречащие самой сути харизмы. Власть воспринимается как нечто сакральное (от лат. sacer, sacri — священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу). Она будто бы утверждается не в этом мире, не в текущей политической жизни, а дается обществу извне и свыше. Народ но возможности изолирован от внешних и внутренних «неверных» идейных влиянии, политически и духовно не суверенен. Культ личности имеет древнюю историю: он встречается еще в далеком прошлом (например, фараонов). Позднее были созданы культы личности Наполеона Бонапарта, Мао Цзедуна, И. В. Сталина и др.
ТЕМА: «ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!