Феноменологическое исследование — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Феноменологическое исследование



Данная тактика ориентируется на поиск общего смысла, значения жизненного опыта индивида или индивидов. При этом жизненный опыт рассматривается безотносительно к реальным фактам жизни, а строится его общая картина, основываясь на интуиции исследователя. Из значения опыта одного индивида строится его общее универсальное значение для тех, кто имел аналогичный прожитый опыт. При этом предполагается, что исследуемый смысл действительно есть и он исследуется как определенный социальный феномен.

Восхождение к теории (grounded theory)

Тактика предполагает рассмотрение конкретной жизненной ситуации как формы проявления определенного феномена, который подлежит теоретизированию – обобщенному абстрактному представлению в виде теоретического утверждения или гипотез относительно данного феномена, наблюдаемого в реальной практике.

Технология: исследователь собирает из разных источников информации многоаспектные данные о конкретных событиях, действиях или отношениях людей; группирует и связывает разнородные данные в обобщенные категории. Поэтапно поднимаясь ко все более абстрактным категориям и научным концепциям он в результате конструирует их в «теоретический случай». Это позволяет представить наблюдаемый случай в виде самостоятельной авторской версии относительно природы данного феномена.

Социолог, выбирающий тактику «восхождения к теории» должен:

-Ориентироваться на теоретическое видение ситуации и ее составляющих;

-Несмотря на индуктивный и творческий характер методики, помнить, что она предусматривает систематический подход и определенные стадии анализа;

-Прочувствовать ту степень абстракции, которая обеспечивает, с одной стороны, конкретность (заземленность) теории, а с другой – ее категориальный характер в научных терминах.

-Созданная теория должна хорошо объяснять центральный феномен, определять условия, при которых она «работает», и предусматривать следствия, вытекающие из данной теории.

 

Методы качественного исследования: общий обзор

Качественные методы – методы, в которых основой исследования является способность (мастерство) интервьюера или наблюдателя получать уникальные данные от объекта исследования. Инструментарий – неструктурированный, нестандартизированный (то есть, иногда нет конкретного плана работы). Качественные методы часто используются на начальных стадиях соц. исследований для описания проблемы, а также в этнографических и других исследованиях.



 

  Примеры качественных методов: наблюдение глубинное интервью фокусированное интервью традиционный анализ документов визуальные методы анализа: (анализ рисунков, анализ фотографий, фоторепортажи и др.)

Общие черты, характерные для качественных методов:

1. Ориентация на изучение каждодневной практики социального взаимодействия;

2. Изучение неструктурированных источников текстовой информации как живых образцов устной или письменной речи, содержащих субъективные свидетельства о социальном существовании индивидов и практике взаимодействий с другими людьми;

3. Кроме текстовой информации используются и другие разноплановые данные об объекте интереса;

4. Анализ предполагает всестороннее описание и интерпретацию состояния социального феномена в единстве его внутренних взаимосвязей.

 

Метод наблюдения

 

  Наблюдение – прямая регистрация события очевидцем. Наблюдение – метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия объекта

 

 

 

 

Классификация разновидностей метода наблюдения:

 

1. По положению наблюдателя:

А) Включенное (соучаствующее): исследователь опосредовано или непосредственно включен в процесс жизнедеятельности наблюдаемых и принимает в нем активное участие.

-«Участник» - чье истинное лицо и цели неизвестны наблюдаемым. Он вступает в группу и работает наравне с другими членами. Недостаток: опасность необъективности материала, сложно по реализации.

-«Участник-наблюдатель» - участие социолога не секрет для группы.

-«Наблюдатель-участник» - наблюдение носит более формальный характер, контакт минимален. Исследователь не скрывает своих целей.

-«Наблюдатель». Сходно с невключенным наблюдением. Наблюдаемые не знают задачи, контакт осуществляется, когда к этому принуждает ситуация.



 

«Стимулирующее» - наблюдатель – источник поведения наблюдаемых. Он их провоцирует.

Степень включенности наблюдателя в исследование определяется целями и задачами исследования.

Б) Невключенное наблюдение – исследователь находится в стороне от исследуемой ситуации, не участвуя в ситуации наблюдения.

2. По степени формализованности:

Неструктурированное – Вид наблюдения, при котором исследователь не определяет заранее, какие элементы изучаемого явления он будет наблюдать. Задача – наблюдение за объектом в целом или за его основными составляющими. Техника данного вида наблюдения заимствована из антропологии. С помощью данного вида наблюдения мы можем выяснить границы объекта и его основные элементы, определить какие из этих объектов наиболее значимы, и получить информацию о взаимодействии элементов. Применяется на начальных этапах разведывательных, аналитических исследований.

 

3. От элементов контроля при проведении наблюдения:

Неконтролируемое (нестандартизированное): исследуется реальная жизненная ситуация при постановке лишь общей задачи – описать то или иное явление. Зависимость от квалификации наблюдателя, нет плана наблюдения. Опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту.

 

4. По условиям организации:

А) Полевое (в реальной жизни);

Б) Лабораторное (условия окружающей среды определены исследователем – в исследованиях экспериментального плана).

 

5. Самонаблюдение- (хронометраж).

 

Фокусированное интервью (фокус-группа)

 

Фокусированное интервью - разновидность интервью, определяющая качественную оценку в понимании одной и той же проблемы или явления множеством людей. Группы интервьюируемых в целом должны репрезентировать некую общность, относительно которой решается данная проблема.

Состав группы определяется целью и задачами исследования. Это могут быть представители полярных общностей (сторонники и противники политических партий, и др.); гомогенная группа (студенты, пенсионеры, представители одной профессиональной группы), «целевая» аудитория (слушатели какого-либо источника средств массовой информации), «случайная» аудитория (люди, внезапно пережившие общее бедствие). Численность таких групп – от 6 до 12 человек.

Дискуссия, как правило, фиксируется на аудио- и видеокассеты, чтобы в дальнейшем проанализировать вербальные и невербальные реакции членов фокус-группы с точки зрения цели и задач исследования.

Проводит дискуссию модератор- специалист по проведению фокус-групп.

Заранее разрабатывается план проведения дискуссии. Он называется «гайд», «топик-гайд» или «сценарий».

По итогам проведения фокусированного интервью формируется документ «транскрипт»- запись беседы с участниками.

 

Условия проведения фокус-группы:

1) интервьюируемые лица должны быть участниками определенной ситуации (они просмотрели фильм, приняли участие в психологическом эксперименте…и т.д.);

2) гипотетически важные элементы, характер, процессы и общая структура данной ситуации заранее проанализированы социологом (на основе этого социологом выдвигаются гипотезы);

3) разрабатывается руководство для исследователя, проводящего интервью, в котором очерчиваются важные для исследования гипотетические предположения;

4)интервью фокусируется на субъективных переживаниях лиц по поводу заранее проанализированной ситуации в попытке получить от респондентов их собственное определение данной ситуации.

«Фокусирование на проблеме» означает концентрацию усилий модератора на изучении одной проблемы или какого-либо ее аспекта.

 

Типы фокусировокзависят от цели и задач исследования:

Фокусирование на «проблеме»: (фокусирование проблемы; принятие решения по поводу необходимой информации; формулирование конкретных вопросов, которые следует задать для получения необходимой информации; принятие решений по поводу стратегии, методов, при помощи которых предстоит получать ответы на вопросы);

Фокусирование на источнике информации – тенденция некоторых слушателей оценивать источник информации, а не саму информацию. Возможна ситуация фокусировки внимания на каком-либо респонденте, в случае если он чем-то не понравится интервьюеру;

Фокусировка на фактах: факты вторичны по отношению к мыслям и идем. (Интервьюер может получить большое количество ненужной информации) – ошибочный тип фокусировки;

Самофокусирующееся интервью (клиническое, психологоаналитическое) – применяется в практике психологов. Роль интервьюера здесь – помочь респонденту самому сфокусировать свои мысли.

 

Глубинное интервью

 

  Глубинное интервью - неструктурированное, прямое и личное интервью, неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану и основанная на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов.

 

  ВИДЫ ГЛУБИННЫХ ИНТЕРВЬЮ: По количеству респондентов: -индивидуальное интервью; -диады -триады -квадры

 

В диадах, триадах и квадрах требуется интервьюер более высокой квалификации, чем в индивидуальных интервью (из-за возможных конфликтов).

Структурная единица глубинного интервью в опросном листе, не вопрос, а тема. По итогам проведения глубинного интервью формируется транскрипт (стенограмма), - документ, в котором зафиксирован текст проведенного глубинного интервью.

Индивидуальные интервью –интервью с одним респондентом.

Парные интервью – интервью с двумя респондентами одновременно (знакомые люди, супружеские пары, родитель с ребенком и др.). Используются в случаях, когда необходимо исследование разницы отношения и поведения, а также когда целью исследования является глубинное понимание относительно тех проблем, которые решаются совместно.

Триангулярные интервью – интервью с тремя респондентами. Каждый респондент отбирается таким образом, чтобы представить определенную точку зрения относительно предмета обсуждения. Исследование проводится таким образом, чтобы стимулировать выражение разных точек зрения и таким образом моделировать разные модели поведения.

«Квадры» – четыре респондента.






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.01 с.