Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Устная история (oral history) или историческое исследование

2017-05-14 865
Устная история (oral history) или историческое исследование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данная тактика помогает описать субъективный опыт переживания исторических событий. В центре внимания исследователя могут быть изучение истории становления локальных сообществ (движений, населенного пункта и т.д.) или описание опыта переживания крупного исторического процесса (войны, революции и др.). Аспектом анализа являются проблемы, связанные с социальным восприятием данных процессов.

Область применения: тактикой исторического исследования можно руководствоваться в случаях, когда отсутствует достаточная документальная информация об исторических событиях общенационального масштаба.

Технология: исследователь изучает, прежде всего, воспоминания индивида о событиях прошлого, рассматривая их как субъективное свидетельство о прошлом. Необходимым дополнением является тщательный анализ социально-исторического контекста события по официальным документальным источникам. Источники информации: мемуары, дневники, письма, а также интервью с очевидцами событий.

 

Принципы исторического исследования:

-обязательное ознакомление с официальными источниками информации по данному историческому периоду;

-ограничение исследования относительно узкой проблемной областью и временными рамками.

-отбор информантов должен точно соответствовать проблеме и цели исследования;

-информанты должны освещать одни и те же аспекты исторического события, поэтому перечень вопросов должен быть достаточно формализован;

-рассматриваются и анализируются противоречия в высказываниях разных очевидцев или участников события

-свидетельства информантов сравниваются с уже имеющимися документальными фактами.

 

История жизни (биографический метод)

Данная тактика позволяет изучить индивидуальный путь и жизненный опыт на различных стадиях (от детства к взрослению и старению) Центральный вопрос исследования: индивидуальная судьба человека. Может быть основой исследования как уникальная судьба так и типическая, среднестатистическая. Исключительно редки автобиографические исследования.

Основной метод: биографическое интервью (длительные беседы с респондентом). Используются также различные документы, (от писем до мемуаров) которые называются «документами жизни». Также интервью и документы дополняются рассказами очевидцев: членов семьи, а также снимками из фотоархива.

В социологии выделяются несколько подходов к реализации тактики истории жизни:

1) классический, в котором исследователь использует биографический материал как иллюстративную основу для своей концепции. Материал представлен под углом зрения самого исследователя. Он создает историю жизни, анализируя ее с точки зрения культурных представлений общества, жизнедеятельности отдельных социальных институтов или социальной истории в целом.

2) интерпретативный, полагающий, что рассказанная биография является биографией только частично: она содержит не только факты и вымыслы о своей жизни, но и призвана создать некий «образ себя». В таком подходе биографическое повествование как некое «сценическое представление». В этом случае интерес исследователя направлен на сам «способ конструирования» биографии для выявления социальной идентичности рассказчика (анализируются способы построения идентичностей и их изменения).

Создавая такую историю жизни при интерпретативном подходе, исследователь должен пройти следующие этапы:

-зафиксировать элементы объективного опыта, обозначая этапы жизненных циклов и событий, которые для простоты можно выстроить в хронологической последовательности.

-собрать более детальную информацию о контексте наиболее важных событий и сформировать таким образом набор отдельных историй;

-истории, касающиеся отдельных событий жизни, организовать вокруг более общих тем и выстроить в эпизоды индивидуальной жизни.

-сфокусировать смысл отдельных историй для жизни индивида в целом; обратиться к информанту за дополнительными объяснениями в поисках различных аспектов этих смыслов.

-обратившись к дополнительным источникам, (проведя анализ социально-исторического контекста и отношений в непосредственном окружении), сформировать свою общую интерпретацию жизненного опыта индивида как целостного «произведения».

Данный подход ориентируется на поиск общего смысла жизненного опыта индивида или группы. На основании воображения и интуиции исследователя строится общая картина, независимо от реальных жизненных фактов и событий.

Индивидуальная история жизни может стать основой и при изучении способов «проживания» жизненных событий: индивидуальных кризисов, поворотных моментов в жизни человека.

3) Биографические повествованиямогут стать предметом анализа и в совокупности – как коллективный опыт «проживания» определенной социальной ситуации. Сравнительный анализ большего числа аналогичных случаев (от 5 до 25), становится основой для описания социальной проблемы, которая вырисовывается за типовыми действиями людей. Такой методологический подход позволяет типологизировать жизненные стратегии в сходных ситуациях, конструировать образцы поведения или типы культурных ориентаций, стилей жизни. В данном случае проблема сравнительного анализа историй жизни или отдельных эпизодов становится центральной задачей с целью построения типологии индивидуального поведения.

Источниками информации в этом случае служат: некоторая совокупность «историй жизни»; официальные и неофициальные документы, статистика, архивы, данные опросов общественного мнения и т.д.

История жизни – тактика, которая концентрируется на индивиде или индивидах, их опыте проживания жизни и отражении в нем социально-культурных процессов. Эта тактика предусматривает досконально полную информацию о всей протяженности жизненного пути и субъективных переживаниях человека.

Основные принципы действий социолога в контексте тактики «истории жизни»:

-необходимо иметь точное представление об историко-социальном контексте, соответствующем исследуемой ситуации;

-важно точно определить ключевые моменты жизненного пути, которые анализируются тематически как эпизоды, имеющие скрытый смысл и представляющие аспект жизненного опыта в целом. Исходя из этого интерпретируется смысл данного жизненного опыта;

-в случае изучения нескольких историй жизни и их сравнительного анализа, необходимо:

а) первоначально выделить отдельные эпизоды, подлежащие сравнению;

б) проанализировать их в контексте данной жизни;

в) перейти к перекрестному анализу с биографическими данными других людей.

История семьи

Эта тактика фокусируется на истории семьи как локального сообщества на протяжении поколений. Семья рассматривается как относительно устойчивая малая группа, взятая в исторической ретроспективе, которая в каждом поколении перестраивается, что не исключает ее «непрерывности» как социального феномена. Анализируются процессы социальной и территориальной мобильности членов семьи в длительной динамике нескольких поколений, преемственность или изменение ее социального статуса, передача культурного наследия семьи и трансформация ее ценностей.

Источники информации: семейные архивы, глубинные интервью с представителями нескольких поколений, генеалогические графы.

Технология анализа:

-сбор информации об истории и современной жизни семьи от нескольких представителей данной семейной группы, желательно представителей разных поколений.

-анализ проходит в два этапа. Сначала анализируются отдельные рассказы людей по тактики истории жизни, а затем анализируется история семьи в целом. При этом учитываются сведения разных членов для поиска противоречий и несоответствий в их рассказах.

-существенно важным является точное представление не только о социальном контексте жизни семьи в целом, но и информация о региональных особенностях того региона, где жила семья.

-особое внимание как источнику информации следует уделять генеалогическим графам, повествующим о сети родственных связей на протяжении нескольких поколений с указаний годов жизни, мест рождения, профессии и т.д.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.