Луна печалилась. Смычками в забытьи — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Луна печалилась. Смычками в забытьи

2019-08-03 498
Луна печалилась. Смычками в забытьи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Водили ангелы. Из трепетной груди

Виол в тиши цветов рождался плач горючий

То белых, как туман, то голубых созвучий.

Задание: проследите за изменением силы звучания в пьесе.

            Пьеса «Лунный свет» К.Дебюсси (слушание)

Краски, звуки, ароматы, звучащий свет – это мерцание передаётся в музыке Дебюсси как будто на грани мыслимых возможностей.

 - Какая картина предстала перед вами при прослушивании?

Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, - таков образ этой музыки.

Слушая «Лунный свет» испытываешь впечатление полной зримости лунного света, каждой веточки, каждого сучка на его фоне, каждого еле уловимого шороха.

Всё, что звучит в музыке, напоминает утончённую ажурную ткань, сотканную из нежных динамических оттенков.

 - Каких, по-вашему?

 - Только ли пиано присутствует в пьесе?

На протяжении всей пьесы господствует «p», но оно постоянно то уходит, то возвращается к «pp» и даже «ppp».

Это едва уловимое колебание передаёт всю красоту очаровательной лунной ночи, наполненной тишиной.

(например, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии — fffff)

 

- Определите, пожалуйста, динамические оттенки представленных картин, аргументируйте ответы.

 - Соотнесите картины и музыкальные произведения, которые сегодня прозвучали на уроке. Определите динамический оттенок получившихся пар.

 - Где, помимо музыки, проявляет себя динамика?

 - Как громкостная динамика участвует в создании образа летней грозы из Симфонии №6 Л.Бетховена?

- Каким музыкальным термином, обозначающий динамику, можно охарактеризовать фрагмент «Утро в горах» из оперы Ж.Бизе «Кармен»?

 - Как схематично передать динамику этого произведения?

 - Какие динамические оттенки использовал К.Дебюсси для передачи тихого очарования лунной ночи?

Вокально-хоровая работа.

Ø И. Брамс. Ночной костёр (на основе «Венгерского танца» № 1). Обработка Ю. Алиева (пение).

Ø М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра (пение).

IV. Итог урока.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

 - Что же такое музыкальная динамика?

V. Домашнее задание.

Выучить текст песен наизусть.

Урок 31

Тема: Тонкая палитра оттенков.

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø Л. Бетховен. Симфония № 6. IVчасть. «Гроза. Буря» (слушание).

Ø К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты» (слушание).

Ø О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент (слушание).

Ø И. Брамс. Ночной костёр (на основе «Венгерского танца» № 1). Обработка Ю. Алиева (пение).

Ø М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Тонкая палитра оттенков.

III. Работа по теме урока.

Запись на доске:

Возможно передать сто динамических градаций, помещающихся между пределами, которые я называю: ещё не звук и уже не звук.     Генрих Нейхауз

Музыка — искусство звука. Она не дает видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуками. Но говорит так же ясно и понятно, как говорят слова, понятия и зримые образы. Ее структура так же закономерна, как структура художественной словесной речи, как композиция картины, архитектурного построения. Теория музыки, учение о гармонии, контрапункте и анализ формы занимаются раскрытием этих закономерностей, закономерностей, создаваемых великими композиторами в согласии с природой, историей и развитием человечества.

Исполнители не анализируют, не разлагают музыку, они ее воссоздают в ее органическом единстве, в целостности и конкретности ее материального звучания. Из этих простых, известнейших положений пианист должен сделать все нужные, напрашивающиеся сами собой выводы,— и очень часто он их не делает.

Раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком. Казалось бы, ничего более очевидного нет. И, однако, очень часто забота о технике в узком смысле, то есть беглости бравуре, вытесняет или ставит на второй план у учеников важнейшую заботу о звуке.

¾ Какова роль нюансов в динамике музыкального произведения? Постарайся связать свой ответ со словами Г. Нейхауза, которые являются эпиграфом к нашему уроку.

Постепенные изменения

 Crescendo, Diminuendo

Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины креще́ндо (итал. crescendo), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэ́ндо (итал. diminuendo), или декреше́ндо (decrescendo) — постепенное ослабление. В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.). Для этих же целей используются особые знаки-«вилочки». Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся (<), это означает усиление звука, если сходятся (>) — ослабление. Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:

«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке. Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. — изменения на более долгом интервале времени.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (рус. по́ко — немного), poco a poco (рус. поко а поко — мало-помалу), subito или sub. (рус. су́бито — внезапно) и т. п.

 

Обозначение сфорцандо

Резкие изменения

Сфорца́ндо (итал. sforzando) или сфорца́то (sforzato) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz. Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо (итал. rinforzando) и обозначается rinf., rf или rfz.

Обозначение fp (forte piano) означает «громко, затем сразу тихо»; sfp (sforzando piano) указывает на сфорцандо с последующим пиано.

Акцент

Акцент (итал. accento) — выделение отдельных тонов или аккордов посредством более сильного ударения[2]. При письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.

Музыкальные термины, связанные с динамикой

al niente — буквально «до ничего», до тишины

calando — «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость.

crescendo — усиливая

decrescendo или diminuendo — снижая громкость

marcato — подчёркивая каждую ноту

morendo — замирая (затихая и замедляя темп)

perdendo или perdendosi — теряя силу, сникая

più — более

poco — немного

poco a poco — мало-помалу, постепенно

sotto voce — вполголоса

subito — внезапно

История

Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музыкальную нотацию композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. Бах использовал термины piano, più piano и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что обозначение ppp в тот период означало pianissimo.

По учебнику стр. 131 – 138.

¾ Л. Бетховен. Симфония № 6. IVчасть. «Гроза. Буря» (слушание).

 

Дети отвечают на вопрос учителя: «Какое явление природы изображает музыка?»

 

Общими усилиями учеников и учителя описываем прослушанную сцену грозы: хмурится небо, начинается разгул стихии, усиливается ветер, слышны удары грома, видны молнии, гроза постепенно затихает.

 

Перед прослушиванием пьесы К. Дебюсси звучат строки из стихотворения С. Малларли «Явление»

Луна печалилась. В цветочной тишине

Водили ангелы по умершей струне,

И скрипки плакали под грустными перстами

Слезами белыми в лазури над цветами.

 

Эти поэтические строки могут быть отнесены к музыке К.Дебюсси - удивительного композитора – выразителя неуловимых чудес природы. Краски, звуки, свет и тень, мерцание - передается в музыке тонко и зримо.

 

¾ К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты» (слушание).

 

По прослушивании дети пробуют описать картину лунной ночи, сияние лунного света, делятся впечатлениями воздействия музыки на чувства, возникающие в душе, и высказывают мысли о волшебстве и таинственности лунной ночи, увиденной и услышанной в пьесе.

 

Как восхитительно и гармонично звучат голоса живой природы! Природа всегда искренна и чиста с нами, мы слышим и созерцаем ее, мы переживаем ее красоту, ее ритмы могут менять наше настроение, мы можем печалиться и радоваться, восхищаться и успокаиваться и, желая выразить высшую прелесть природного мира, говорим: «Музыка природы»

 

И сегодня мы с вами, ребята, услышим природу в музыке! И это будет также интересно и волнующе, как и почувствовать живое дыхание природных стихий.

 

¾ О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент (слушание).

 

Дети описывают лес, в котором пробуждается утро, пытаются назвать птиц по голосам.

Вокально-хоровая работа.

Ø И. Брамс. Ночной костёр (на основе «Венгерского танца» № 1). Обработка Ю. Алиева (пение).

Ø М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра (пение).

IV. Итог урока.

Природа и человек не разделимы, вся жизнь человека тесно связана с природой, и искусство музыки тесно связано с миром чувств человека, с прекрасным миром природы, и поэтому красота музыки вдохновляется красотой природы и учит нас любить и беречь природу.

V. Домашнее задание.

Урок 32


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.