Тема: «Тысяча миров» музыки. Наш вечный спутник. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема: «Тысяча миров» музыки. Наш вечный спутник.

2019-08-03 650
Тема: «Тысяча миров» музыки. Наш вечный спутник. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание).

Ø Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).

Ø М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение).

Дополнительный материал:

Ø Картинки.

Ø Портрет композитораИ. Брамса.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Запись на доске:

Тут целый мир, живой, разнообразный, Волшебных звуков и волшебных снов, – О, этот мир, так молодо-прекрасный, Он стоит тысячи миров. Ф. Тютчев

 

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Тысяча миров» музыки. Наш вечный спутник.

III. Работа по теме урока.

«Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт», – сказал немецкий поэт Л. Тик. Музыка образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растёт, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик. Каждый помнит песни своего детства – песни бабушки и мамы, песни которыми встречает и провожает нас школа; каждый помнит, как «звучат» праздники: ведь своя музыка есть у дней рождения, у проводов зимы или встреч Нового года. Она бывает весёлой, шуточной, а бывает волшебной, таинственной, как бы приоткрывающей завесу над чудесами жизни, в которые так хочется верить.

Музыка никуда не уходит от человека, она всегда с ним – и та, совсем далёкая, детская, и та, что пришла вместе с юностью, помогала взрослеть, любить и думать.

Мы «перерастаем» свои игрушки и платья, мебель и даже дома, весь этот мир вещей, который с течением времени становится нам тесен и узок.

Но любимая музыка, которая как и всё, что мы ценим по-настоящему, остаётся с нами всю жизнь.

Потому что во всём, что нам дорого, мы оставляем частицу собственной души – она и в памяти первых лет, овеянных любовью близких друзей, и в детском восхищении чудесной мелодией, когда-то открывшей невиданные миры музыкальной фантазии, и в живых воспоминаниях о первых радостях и надеждах.

В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения. Один – видимый – составляет внешние события. Другой составляет сокровенные мысли, глубинные переживания, духовные искания человека. Именно в нём сосредоточено главное содержание человеческой жизни: ведь сказал же Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Музыкальные произведения в какой-то мере похожи на людей. В них могут быть своя глубина и характер: порой сложный, порой легкомысленный. Поэтому разные люди любят разную музыку: одни слушают Моцарта и Брамса, другие довольствуются нехитрыми песенками. Ведь музыка бывает разной.

ü   Послушайте музыку. И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание).

ü Что вам хотелось бы делать под эту музыку? (Можно отдохнуть или спеть её.)

ü Что таится в этой музыке за внешней простотой и ясностью? (Скрытые, затаённые, глубокие мысли и чувства.)

ü Следовательно, в искусстве, как и в человеческой жизни, присутствуют те же два плана: внешний и внутренний, поверхностный и глубинный. Наверху находится та часть, которая видима, не составляет никакой тайны, потому что «обслуживает» события внешней жизни. В глубине таится тот пласт, подобраться к которому не так-то просто – ведь его понимание требует зрелости души, опыта и мудрости.
ü Жизнь одного человека не так уж велика и богата событиями, и опыт её не всегда достаточен, чтобы разобраться в глубинах мудрости и философии, заключённых в произведениях искусства. Недаром ещё древние говорили: «Ars longa, vita brevis» («Жизнь коротка, искусство вечно»).

Вокально-хоровая работа.

ü Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).

ü М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение).

IV. Итог урока.

Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь – ведь в нём, таком большом, поистине безграничном, заключён опыт всего человечества, всех времён, стран и сословий. Поэтому оно раздвигает обычные границы пространства и времени, умеет открыть человеку то, на что порой самому ему не хватает целой жизни.

Каждое такое открытие даёт возможность и в самом искусстве находить всё больше, обогащать свой собственный духовный мир, без которого жизнь никогда не бывает по-настоящему полной.

V. Домашнее задание.

Выучить песню.

 

***

Урок 3

Тема: Искусство и фантазия

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание).

Ø Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).

Ø А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь? (пение).

Дополнительный материал:

Ø Картинки.

Ø Портреты композиторов: М. Глинки, М. Мусоргского.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит музыка М. Глинки. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание).

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Искусство и фантазия».

Искусство будит фантазию, навевает образы дальних стран, в которых, может быть, человеку никогда не суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрёл. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времён, наделявшие фантазию волшебными крыльями, уносящими человека в царство невиданных чудес.

III. Работа по теме урока.

Реальность и фантазия – эти два мира сосуществуют постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и всевозможных романтиков – лётчиков, геологов, путешественников.

 

В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,

Не вынеся тягот, под скрежет якорей,

Мы всходим на корабль – и происходит встреча

Безмерности мечты с предельностью морей.

 

Эти строки из стихотворения французского поэта Ш. Бодлера «Плаванье». Обратите внимание: «встреча безмерности мечты с предельностью морей» обозначает такие горизонты человеческой меты, в сравнении с которыми даже моря – эти извечные символы необозримого пространства – кажутся предельными, узкими и тесными.

Что же такое фантазия?

Иногда её называют высшей реальностью, душой всего существующего.

Без фантазии невозможно ничего создать: от самой простой вещи до произведения искусства. Многие поэты, художники и композиторы – люди, живущие в мире своих фантазий, – вызывали удивление тем, что ничего не понимали в повседневной действительности, но потрясали всех своим знанием человека, самых сокровенных тайников его души.

 

ü М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание).

 

ü Почему композитор дал своему произведению такое название?

ü Для какой обстановки больше подходит этот вальс – для бала, балета или симфонического концерта?

ü Это просто вальс или в музыке или в музыке слышится нечто большее?

ü К какой области её отнести: лёгкой или серьёзной?

 

Эта музыка, безусловно лёгкая для восприятия, но не развлекательная по своему содержанию, а тонкая и бесконечно разнообразная по нюансам настроения.

Главная тема построена необычно (отсутствие квадратности придаёт ей взволнованность, смятение), щемящая начальная интонация, которая не находит своего разрешения и возвращается к исходному звуку как бы в непрерывно кружащемся движении.

Эта глубоко человечная интонация подчиняет себе вальсовое движение, придаёт ему неповторимое своеобразие искреннего романтического порыва. Вальс перерастает границы бытового жанра и выражает целую гамму тонких, чистых и нежных движений души, объединяя их в одну большую симфоническую картину. Не случайно «Вальс-фантазию» считают одним из источников русской лирической балетной музыки, русского классического балета.

Интересный факт: Глинка создал свой вальс первоначально для фортепиано. Первая оркестровая редакция была сделана дирижёром Павловских концертов Г. Германом. В его оркестровке произведение Глинки трактуется как лёгкая оркестровая пьеса, предназначенная для исполнения на открытом воздухе. Сам Глинка переделывал партитуру своего произведения три раза. В последней, третьей редакции он не ограничился только оркестровкой, а расширил сочинение, внёс в него симфоническое развитие и тем самым, переосмыслив всю музыку, углубил её смысл.

Этот факт подтверждает тесную взаимосвязь формы и содержания в музыке, в данном случае связь замысла и оркестровки. Об этом писал сам Глинка:

«Все искусства, следственно и музыка, требуют:

1) Чувства – это получается от вдохновения свыше.

2) Формы. Forme – значит красота, т. е. соразмерность частей для составления стройного целого.

Чувство… даёт основную идею; форма облекает идею в приличную, подходящую ризу…

Чувство и форма – это душа и тело.

Первое дар высшей благодати, второе приобретается трудом…»

«Инструментовка находится в прямой зависимости от самого творчества музыкального. Красота музыкальной мысли вызывает красоту оркестра».

«Серьёзный, мыслящий человек никогда не может быть щёголем, точно так же, как миловидная деревенская красавица отнюдь не нуждается в изящных произведениях гостиного двора. Композитор… серьёзно понимающий искусство, мыслитель в области звуков, никогда не дозволит себе сделать оркестр слишком нарядным – не дозволит щеголять тем или другим сочетанием инструментов, тем или другим приёмом, хотя бы в самом деле чрезвычайно эффектным…»

Вокально-хоровая работа.

Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).

А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь? (пение).

IV. Итог урока.

Произведения искусства учат нас глубже понимать именно живую жизнь – как бы далёк от её повседневного течения ни был их создатель.

V. Домашнее задание.

Выучить песни.

***

Урок 4


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.