Тема: Музыкальные сюжеты в литературе. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема: Музыкальные сюжеты в литературе.

2019-08-03 495
Тема: Музыкальные сюжеты в литературе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

Ø Научить слышать музыку со страниц литературных произведений.

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø К. В. Глюк. Жалоба Эвридики. Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).

Ø М. Яковлев, стихи А. Пушкина. Зимний вечер (пение).

Дополнительный материал: портреты композиторов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит песня Б. Окуджавы «Надежды маленький оркестрик».

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Что общего в стихотворении Константина Никольского и песне Булата Окуджавы?

Запись на доске:

           

О несчастных и счастливых. О добре и зле. О лютой ненависти И святой любви, Что творилось, Что творится на твоей земле – Всё в этой музыке Ты только улови.                              (К. Никольский)

 

II. Сообщение темы урока.

      — Музыка жила в литературе всегда. Она несла надежду и

      спасение, оплакивала потери и возвеличивала любовь. В

музыке вся наша жизнь. Не случайно эпиграфом к нашему уроку мы

взяли слова Константина Никольского из песни «Музыкант». Музыка

бросала вызов судьбе — и нередко выигрывала, потому что перед её

силой отступала даже смерть.

Сегодня мы продолжаем разговор о музыкальных сюжетах в литера-

туре.

III. Работа по теме урока.

Легенды о музыке

       — Люди давным-давно слагали легенды о силе музыки. Но, наверное, самым известным мифом античного мира является миф об Орфее.

Прекрасная античность — золотой век человечества, эпоха, когда  преклонялись перед искусством. Эпос Гомера рисует многочисленные  состязания певцов, которые способны глубоко очаровывать слушателя  своим искусством.

Так вот, Орфей — один из легендарных прародителей самоотверженных певцов и музыкантов, голос которого покорял не только людей и природу, но и диких зверей, которые забывали свой жестокий нрав и вражду к человеку, окружали и слушали его пение с покорностью и вниманием.

  Прочитайте миф об Орфее в учебниках на стр. 140-141.

  Самостоятельное чтение учащихся.

  — Кто же такой Орфей? (Согласно легенде, это самый известный поэт и певец, когда-либо живший на свете. Сила его искусства была настолько велика, что, когда он пел и играл на лире, которую подарил ему Аполлон, даже скалы двигались под его музыку. Он участвовал в походе аргонавтов, помогая им своим талантом преодолевать различные трудности. Силой своего искусства он даже воскресил умершую жену, прекрасную Эвридику.)

  Помните, когда мы с вами говорили о балете, мы слушали замечательное произведение из оперы «Орфей и Эвридика»..

  Слушание: «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка (заслушиваются ответы детей).

  — Расскажите, как называется эта «Ария без слов», кто написал эту    оперу и как звучит эта музыка? О чём же дальше повествует миф? (Орфей не выполнил условия Аида обернулся Эвридика тут же исчезла в царстве смерти.

  Музы погребли Орфея у подножия горы Олимп, а соловьи там поют    теперь более красиво, чем где бы то ни было.

  Лиру, на которой играл Орфей, по просьбе муз и Аполлона поместили на небе в виде созвездия.)

2. Музыканты-виртуозы

  Учитель читает стихотворение.

                На руке написано: музыкант.

                А в глазах написано: не умру.

                Я никак не выучу языка,

                Что научит кланяться серебру.

                Серебру да золоту, но зато

                Понимаю запросто скрипача.

            В небесах он, проклятый, знает толк,

            Знает толк и в милости палача,

            Вне земли и времени он парит.

            Что ему, бессмертному, смертный час?!

            Он через столетия говорит,

            Словно на мгновение отлучась.

            Скрипка и любовь ему, и жена.

            И любовь отдал он ей, и жену.

            Будут все оплаканы времена

            Я как в шаль закутаюсь в тишину.

Это замечательное стихотворение Н. Мирошниченко посвятила музыканту-легенде — Никколо Паганини. Публика приходила в неистовый восторг, когда смычок великого итальянского скрипача касался струн. Искусство его было столь необычно, что приписывалось дьявольской силе, а самого маэстро считали учеником дьявола. Зато настоящие музыканты учились у Паганини музыкальной смелости и изобретательности, неудержимой страстности и потрясающему виртуозному мастерству, которое великий итальянец добыл огромным неустанным трудом.

Я зачитаю вам небольшой эпизод из романа российского писателя Анатолия Виноградова «Осуждение Паганини» — замечательное произведение о жизни великого скрипача.

«Под обстрелом сотен глаз Паганини поднял смычок. Мелодии ушедшего столетия, мелодии Люлли и Рамо, чарующие такты менуэтов и гавота сменялись звуками охотничьего рога. Торжественное звучание церковных колоколов, похоронные песни и голоса гневных псалмов постепенно уступали место вторгающимся нечаянно стеклянным перезвонам колокольчиков. Раздавалась музыка того странного тысячелетия, когда в церковные хоралы вливались звуки веселых танцев. Колокольный звон благословения переходил в набат, набат сменялся простыми солдатскими и крестьянскими песнями Франции. Опять «День гнева» (церковное песнопение) и, как из пропасти, раздаются глухие удары, топот конницы и вой бури врезаются в зал, наполненный праздничной нарядной толпой. Всё ускоряются всплески аккордов, Паганини рисует звуками, музыкальным вихрем колоссальную картину событий, потрясающих Европу». 

3. Слушание музыки. Вокально-хоровая работа над песней

  — А теперь давайте вспомним, какому герою принадлежит эта песня?

  Учитель наигрывает мелодию из песни «Емеля». Учащиеся называют её.

  — Прежде чем мы продолжим разучивать дальше эту песню, вспомните, в каком настроении мы должны её исполнять. (Настроение должно быть задорным, веселым, ведь в песни есть юмор.)

IV. Итог урока.

          — Мы изучили первую часть учебника, значительную часть.

          Слово и Музыка. Язык слов и язык музыки... На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой.

Слова  прежде всего воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека — универсальный язык нашего общения между людьми. Разговаривая, мы отлично понимаем друг друга. Но не всё можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.

  Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим другом-соперником в передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна существует стремление слиться в едином произведении. Музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придаёт музыке большую определенность.

V. Домашнее задание.

Дневник музыкальных наблюдений, стр. 22.

***

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.