Тема: Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема: Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека.

2019-08-03 373
Тема: Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

Ø Учить «слышать» увиденный образ.

Ø Развивать вокально-хоровые навыки.

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Музыкальный материал урока:

Ø М. Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (слушание).

Ø М. Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Ø Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Песня о картинах (пение).

Дополнительный материал: портреты композиторов, репродукции картин.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит произведение М.П.Мусоргского «Гном».

       — Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Пусть настроения останутся главной сущностью музыкальных впечатлений, но они полны также мыслей и образов».                                                                                             (Н.А. Римский-Корсаков)

II. Сообщение темы урока.

 — Как вы думаете, ребята, а может ли музыка выразить характер человека, под силу ли ей это? На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами ответить.

III. Работа по теме урока.

Анализ картины

       — Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, а не только видим, что происходит на полотне. Наш взгляд, по образному определению Александра Ивановича Герцена, становится «слушающим».

Ребята, всмотритесь внимательно в картину Ильи Репина «Протодьякон», кого вы видите перед собой, опишите. (Перед нами портрет протодьякона — это такой духовный чин в православной церкви. Мы видим пожилого человека, с длинной седой бородой, грузного, у него сердитое выражение лица/которое придают ему изогнутые брови. У него крупный нос, большие руки — в общем-то, мрачноватый портрет. Наверное, у него низ кий голос, может, даже бас.)

Вы правильно всё увидели и даже услышали его низкий голос. Так вот, ребята, когда эта картина появилась на выставке художников-передвижников, известный музыкальный критик В. Стасов увидел на ней

персонаж из поэмы Пушкина «Борис Годунов» — Варлаама. Точно так

 же отреагировал и Модест. Петрович Мусоргский, увидев «Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!»

Как вы думаете, что позволило этим двум метким наблюдателям увидеть в портрете сходство с персонажем оперы «Борис Годунов»? (Наверное, А.С. Пушкин охарактеризовал своего героя словами так живописно, что Мусоргский очень похоже изобразил персонаж в опере, ну а Репин изобразил протодьякона таким, каким он его видел на самом деле.)

Вы правы, ведь это собирательный образ. Встречался такой тип людей на Руси в то время. Общим является не только внешнее сходство, но и определённые черты характера. Главное между ними — необузданность нрава, грубость натуры, склонность к обжорству и разгулу.

 2. Слушание музыкального произведения

— Послушаем, как поёт Варлаам свою знаменитую песню «Как во  городе было во Казани».

Слушание музыкального произведения.

— Каким предстал перед вами Варлаам? (Шумным, буйным, с необузданным нравом.)            

А вот совсем другой музыкальный портрет. Написал его мастер вокальной лирики Ф.П. Шуберт, называется это произведение «Маргарита  за прялкой».

При слушании постарайтесь обратить внимание на всё, что составляет это произведение: смысл слов, характер мелодии, аккомпанемент,  изобразительность музыкального исполнения

Слушание музыкального произведения.

— Высказывайтесь. (Маргарита тоскует по своему любимому, все оттенки любви переданы в этом произведении. Аккомпанемент напоминает жужжание прялки.)                   

Совершенно верно. Изобразительность заключена в музыке аккомпанемента, с первых тактов слышна «партия» прялки. Шуберт, как и другие композиторы-романтики, в своих сочинениях раскрывал тончайший душевный мир отдельной личности, в частности влюбленной девушки. 

Такой вот одухотворенный музыкальный портрет/созданный Шубертом,  где каждый штрих играет важную роль.

То же происходит и в живописи, детали в произведениях изобразительного искусства также дополняют облик персонажа. Посмотрите внимательно на известную картину Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками», что вы видите? (Перед нами девочка, в руке у нее персик, она очень красива в пронизанном солнечным светом платье. Любая мелочь, будь то нож для фруктов, лежащий рядом, персики с листьями на столе, свет, падающий из окна, настенная тарелка — всё подчеркивает уют, тепло и свет, юность и нежность, составляющие обаяние главной героини.)

 3. Музыкальные образы

— Мы познакомились с двумя совершенно разными вокальными  портретами, а следующий музыкальный образ будет звучать без слов.  Это произведение «Гном» из фортепианного цикла М.П. Мусоргского  «Картинки с выставки» — музыкальный портрет маленького сказочного  существа, выполненный с необыкновенной художественной силой. Написан он под впечатлением картины В. Гартмана — близкого друга композитора.

Это не только «картинки, написанные музыкантом, но это маленькие драмы, в которых раскрыта самая суть явлений жизни, — сквозь звуки  как бы просвечивает душа событий, душа вещей», — писал Б. Асафьев.

И вот — первая картинка «Гном». У Гартмана это эскиз ёлочной игрушки, нечто вроде щелкунчика. Он предназначен для того, чтобы колоть орехи.

Слушание музыкального произведения.

— Ребята, каким вам представился гном? (В музыке слышны и хромающая походка, и какие-то резкие, угловатые прыжки. Чувствуется, что гном этот одинок, он страдает.)                 

Правильно, движется он действительно угловато, скачками. Забавный гномик превращён композитором в глубоко страдающего человека. Слышно было, как он стонет, жалуясь на судьбу. Он вытащен из своей родной сказочной стихии и отдан на забаву людям. Гном пытается протестовать, бороться, но раздаётся отчаянный вопль... Ребята, как заканчивается музыка? (Она не заканчивается как обычно, она как бы обрывается.)

Видите, ребята, «Гном» — это не просто иллюстрация картины, это более глубокий образ, созданный композитором.        

Вокально-хоровая работа.

— А сейчас, ответьте мне на такой вопрос: кому принадлежала лодка «Наутилус» и что это была за лодка? (Это была подводная лодка и принадлежала она капитану Немо.)

Работа над песней.

IV. Итог урока.

       — Итак, может ли музыка выразить характер человека? (Да, конечно, причём необыкновенно выразительно. Мы это проследили на примере абсолютно разных образов: Варлаама, Маргариты, гнома...)

V. Домашнее задание.

«Дневник музыкальных наблюдений» — стр. 26-27.

Урок 26


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.