Рождение искусства хореографии — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Рождение искусства хореографии

2019-08-03 273
Рождение искусства хореографии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

          — «Танец без музыки, — утверждал английский писатель     Реймонд Уильяме, — может превратиться в серию бессмысленных ужимок».

  На протяжении столетий люди танцевали под лютню, клавесин, скрипку, флейту, волынку, под любой инструмент. А с возникновением балета роль аккомпанемента к танцам и пантомиме взял на себя оркестр.

  Французское слово «Ьа11еЬ произошло от итальянского «ballet» —    танец. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец/драматическое и изобразительное искусство, то есть балет — это тоже синтетический вид искусства.

  Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет   возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там весёлые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и    превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.

  Во Франции эпохи абсолютизма расцвёл придворный балет — пышное и торжественное зрелище, в котором принимали участие король, королева и придворные. Конечно, до балета в нашем понимании было ещё    очень далеко: ведь танцоров никак нельзя было назвать профессионалами.

  Высвобождение балета в самостоятельное представление было    связано с новыми взглядами на танец, которые провозглашали французские просветители XVIII века. Разрабатывая идеи революции, Дидро и Руссо, критикуя все сферы жизни общества, касались и проблемы балета. Дидро призывал превратить балет из пустой забавы, какой он был для двора и знати, в искусство, служащее школой нравов. Для этого балет, по его мнению, следовало выделить из других искусств, «тесно связать пантомиму с драматическим действием... придать танцу форму настоящей жизни»- и таким образом создать театр, в котором

ставились те же волнующие проблемы, которые определяли и содер-

жание драматических пьес.

Эти требования уже в начале XVIII века начали претворяться в

жизнь. Большую роль в развитии искусства танца сыграли итальянские

актёры комедии масок. В их игре применялись сложнейшие технические

приёмы танца, широко использовалась пантомима.

Попытки создать самостоятельные балетные представления пред-

принимались и в ряде других стран, и всё же они не привели к полной

ломке устаревших традиций. «Танец ещё ждёт своего гения!» — вос-

клицал Дидро. И такой гений, стремившийся «делать немой танец гово-

рящим, выражать страсти и движения души», явился. Это был Жан Жорж

 Новер. «Письма о танце и балетах» произвели подлинную революцию в

умах мастеров танцевального искусства. В результате его исключитель-

 но смелой творческой деятельности в Королевской Академии музыки,

 как-тогда называли театр «Гранд-Опера», балет выделился из оперного

 спектакля и приобрёл самостоятельность. Так родилось искусство хо-

 реографии.

 2. Работа с учебником

— Откройте учебники и прочитайте текст на стр. 123 (3 абзаца).

Что вы узнали из прочитанного? (О том, что балет, как и опера, относится к жанрам, связанным с литературой. Замысел писателя или драматурга в балете выражает себя через музыку и танец, жест и мимику.)

Образ, созданный произведениями литературы, может быть подхвачен и развит в других видах искусства. Ведь недаром, когда мы читаем какие-либо произведения, каждый по-своему представляет персонажи, описываемые авторами романов, поэм. Иногда хочется увидеть их в движении, ощутить их характер в звучании музыки. А позволяет нам это сделать такой замечательный жанр, как балет. Как вы думаете, а почему балет так привлекал композиторов? {Наверное, потому, что музыка балета очень изобразительна.)

Да, конечно. Уже известный нам с вами Жан Жорж Новер говорил:   «Хорошо написанная музыка должна живописать, должна говорить. Танец, изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что

 говорит музыка».

 3. Слушание музыкального произведения

— Послушайте музыку, быть может, она вам знакома? (Эта музыка  звучала в начале урока.)

Да, вы правы, это музыка из балета «Щелкунчик», Вариация № 2,  Петра Ильича Чайковского.

Слушание музыкального произведения.

— Что вы можете рассказать об этой музыке? (Музыка звучит сказочно, волшебно; необыкновенное звучание, какое-то хрустальное, очень красивое, нежное.)

Да, я думаю, что эта музыка всем вам хорошо знакома. А что вы себе  представляли, слушая это произведение? (Музыка рисует сказочное новогоднее царство, кружащиеся изящные снежинки, переливающиеся новогодние игрушки...)

Пётр Ильич Чайковский произвёл настоящий переворот в балетной  музыке. Он приблизил её к симфонической. Оставаясь в основе своей танцевальной, она приобрела драматическую выразительность, непрерывное симфоническое развитие. Его «Щелкунчик» — музыкальная поэма о высокой любви, о борьбе с силами зла. Смелая девочка Маша, спасая уродливого Щелкунчика от полчищ Мышиного короля, вознаграждена за отвагу и бескорыстие. Деревянный Щелкунчик превращается в прекрасного принца и под просветлённо-радостную музыку ведёт её в волшебное царство феи Драже. И, хотя превращения эти происходят с Машей во сне, они реальны, как правдива всякая сказка.

Не менее изобразительна музыка из балета Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка». Удивительно точно передаёт композитор своей музыкой характеры различных персонажей, а также рисует времена года, изображаемых в музыке Феями Зимы, Весны, Осени. Сейчас мы с вами послушаем Вариацию Феи Зимы из этого замечательного балета.

Слушание музыкального фрагмента.

— Расскажите об этой музыке. (Под эту музыку можно представить себе, как Фея Зимы обходит свои владения и, прикоснувшись волшебной палочкой, замораживает всё на своём пути. Музыка очень красивая, но какая-то холодная.)

Балет является настолько ярким средством образной характеристики, что часто вводится в действие опер. Насколько многограннее стал образ поляков в уже знакомой нам опере «Жизнь за царя», после того, как композитор включил в неё балетный фрагмент — польский бал. Ребята, а кто написал эту оперу? (Эту оперу написал М. И. Глинка.)

Так вот, образ поляков на балу отображён через национальные танцы — полонез, краковяк, мазурку. Глинка нарочно подчёркивает резкие и угловатые интонации, обнажая негативные качества врагов — самодовольство и тупость.

Слушание полонеза из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки.

— Что вы заметили в этой музыке? (Да, действительно, музыка звучала как-то напыщенно, резко, угловато, остро.)

А теперь послушаем, как совершенно по-другому звучит музыка великого польского композитора-романтика Фредерика Шопена, воспевающего душу своего народа.

Слушание: Мазурка № 13 Ф. Шопена.

— Как звучит эта музыка? (Мазурка звучит поэтично, нежно, мечтательно, мягко.)

4. Знакомство с менуэтом. Вокально-хоровая работа     

 — А сейчас мы с вами познакомимся с ещё одним танцевальным  жанром. Послушайте музыкальное произведение.

Звучит «Песня менуэта», муз. Е. Адлера, ел. Л.Дымовой в исполнении учителя.

— Кто из вас может назвать этот танец? (Это придворный французский танец — менуэт, без которого бал был бы ненастоящим. Ведь даже король с королевой его танцуют.)

Правильно, ребята. А сейчас мы с вами будем разучивать эту очаровательную изящную песенку в духе менуэта.

Вокально-хоровая работа.

IV. Итог урока.

      — Что нового вы узнали на уроке?

V. Домашнее задание.

Дневник музыкальных наблюдений, стр. 19.

***

Урок 20


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.