Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2019-08-03 | 273 |
5.00
из
|
Заказать работу |
— «Танец без музыки, — утверждал английский писатель Реймонд Уильяме, — может превратиться в серию бессмысленных ужимок».
На протяжении столетий люди танцевали под лютню, клавесин, скрипку, флейту, волынку, под любой инструмент. А с возникновением балета роль аккомпанемента к танцам и пантомиме взял на себя оркестр.
Французское слово «Ьа11еЬ произошло от итальянского «ballet» — танец. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец/драматическое и изобразительное искусство, то есть балет — это тоже синтетический вид искусства.
Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там весёлые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.
Во Франции эпохи абсолютизма расцвёл придворный балет — пышное и торжественное зрелище, в котором принимали участие король, королева и придворные. Конечно, до балета в нашем понимании было ещё очень далеко: ведь танцоров никак нельзя было назвать профессионалами.
Высвобождение балета в самостоятельное представление было связано с новыми взглядами на танец, которые провозглашали французские просветители XVIII века. Разрабатывая идеи революции, Дидро и Руссо, критикуя все сферы жизни общества, касались и проблемы балета. Дидро призывал превратить балет из пустой забавы, какой он был для двора и знати, в искусство, служащее школой нравов. Для этого балет, по его мнению, следовало выделить из других искусств, «тесно связать пантомиму с драматическим действием... придать танцу форму настоящей жизни»- и таким образом создать театр, в котором
ставились те же волнующие проблемы, которые определяли и содер-
жание драматических пьес.
Эти требования уже в начале XVIII века начали претворяться в
жизнь. Большую роль в развитии искусства танца сыграли итальянские
актёры комедии масок. В их игре применялись сложнейшие технические
приёмы танца, широко использовалась пантомима.
Попытки создать самостоятельные балетные представления пред-
принимались и в ряде других стран, и всё же они не привели к полной
ломке устаревших традиций. «Танец ещё ждёт своего гения!» — вос-
клицал Дидро. И такой гений, стремившийся «делать немой танец гово-
рящим, выражать страсти и движения души», явился. Это был Жан Жорж
Новер. «Письма о танце и балетах» произвели подлинную революцию в
умах мастеров танцевального искусства. В результате его исключитель-
но смелой творческой деятельности в Королевской Академии музыки,
как-тогда называли театр «Гранд-Опера», балет выделился из оперного
спектакля и приобрёл самостоятельность. Так родилось искусство хо-
реографии.
2. Работа с учебником
— Откройте учебники и прочитайте текст на стр. 123 (3 абзаца).
Что вы узнали из прочитанного? (О том, что балет, как и опера, относится к жанрам, связанным с литературой. Замысел писателя или драматурга в балете выражает себя через музыку и танец, жест и мимику.)
Образ, созданный произведениями литературы, может быть подхвачен и развит в других видах искусства. Ведь недаром, когда мы читаем какие-либо произведения, каждый по-своему представляет персонажи, описываемые авторами романов, поэм. Иногда хочется увидеть их в движении, ощутить их характер в звучании музыки. А позволяет нам это сделать такой замечательный жанр, как балет. Как вы думаете, а почему балет так привлекал композиторов? {Наверное, потому, что музыка балета очень изобразительна.)
Да, конечно. Уже известный нам с вами Жан Жорж Новер говорил: «Хорошо написанная музыка должна живописать, должна говорить. Танец, изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что
говорит музыка».
3. Слушание музыкального произведения
— Послушайте музыку, быть может, она вам знакома? (Эта музыка звучала в начале урока.)
Да, вы правы, это музыка из балета «Щелкунчик», Вариация № 2, Петра Ильича Чайковского.
Слушание музыкального произведения.
— Что вы можете рассказать об этой музыке? (Музыка звучит сказочно, волшебно; необыкновенное звучание, какое-то хрустальное, очень красивое, нежное.)
Да, я думаю, что эта музыка всем вам хорошо знакома. А что вы себе представляли, слушая это произведение? (Музыка рисует сказочное новогоднее царство, кружащиеся изящные снежинки, переливающиеся новогодние игрушки...)
Пётр Ильич Чайковский произвёл настоящий переворот в балетной музыке. Он приблизил её к симфонической. Оставаясь в основе своей танцевальной, она приобрела драматическую выразительность, непрерывное симфоническое развитие. Его «Щелкунчик» — музыкальная поэма о высокой любви, о борьбе с силами зла. Смелая девочка Маша, спасая уродливого Щелкунчика от полчищ Мышиного короля, вознаграждена за отвагу и бескорыстие. Деревянный Щелкунчик превращается в прекрасного принца и под просветлённо-радостную музыку ведёт её в волшебное царство феи Драже. И, хотя превращения эти происходят с Машей во сне, они реальны, как правдива всякая сказка.
Не менее изобразительна музыка из балета Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка». Удивительно точно передаёт композитор своей музыкой характеры различных персонажей, а также рисует времена года, изображаемых в музыке Феями Зимы, Весны, Осени. Сейчас мы с вами послушаем Вариацию Феи Зимы из этого замечательного балета.
Слушание музыкального фрагмента.
— Расскажите об этой музыке. (Под эту музыку можно представить себе, как Фея Зимы обходит свои владения и, прикоснувшись волшебной палочкой, замораживает всё на своём пути. Музыка очень красивая, но какая-то холодная.)
Балет является настолько ярким средством образной характеристики, что часто вводится в действие опер. Насколько многограннее стал образ поляков в уже знакомой нам опере «Жизнь за царя», после того, как композитор включил в неё балетный фрагмент — польский бал. Ребята, а кто написал эту оперу? (Эту оперу написал М. И. Глинка.)
Так вот, образ поляков на балу отображён через национальные танцы — полонез, краковяк, мазурку. Глинка нарочно подчёркивает резкие и угловатые интонации, обнажая негативные качества врагов — самодовольство и тупость.
Слушание полонеза из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки.
— Что вы заметили в этой музыке? (Да, действительно, музыка звучала как-то напыщенно, резко, угловато, остро.)
А теперь послушаем, как совершенно по-другому звучит музыка великого польского композитора-романтика Фредерика Шопена, воспевающего душу своего народа.
Слушание: Мазурка № 13 Ф. Шопена.
— Как звучит эта музыка? (Мазурка звучит поэтично, нежно, мечтательно, мягко.)
4. Знакомство с менуэтом. Вокально-хоровая работа
— А сейчас мы с вами познакомимся с ещё одним танцевальным жанром. Послушайте музыкальное произведение.
Звучит «Песня менуэта», муз. Е. Адлера, ел. Л.Дымовой в исполнении учителя.
— Кто из вас может назвать этот танец? (Это придворный французский танец — менуэт, без которого бал был бы ненастоящим. Ведь даже король с королевой его танцуют.)
Правильно, ребята. А сейчас мы с вами будем разучивать эту очаровательную изящную песенку в духе менуэта.
Вокально-хоровая работа.
IV. Итог урока.
— Что нового вы узнали на уроке?
V. Домашнее задание.
Дневник музыкальных наблюдений, стр. 19.
***
Урок 20
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!