Тема: Что может изображать хоровая музыка. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема: Что может изображать хоровая музыка.

2019-08-03 387
Тема: Что может изображать хоровая музыка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент. (6 класс. I четверть), (слушание).

Ø Н. Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». IV действие. Фрагмент;

Ø Г. Свиридов. Поёт зима. Из «Поэмы памяти Сергея Есенина».

Ø Кант XVIII века «Музы согласно» (пение).

Ø Канон «С весёлой песней» (музыка неизвестного композитора), (пение).

Дополнительный материал:

Портреты композиторов: Л. Бетховена, Н. А. Римского-Корсакова, репродукции картин.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит фрагмент из симфонии № 9 Л.В. Бетховена.

      — Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной».

 

II. Сообщение темы урока.

— Мы продолжаем разговор о хоровом пении.

III. Работа по теме урока.

Влияние духовной музыки на творчество

- Ребята, прочитайте внимательно эпиграф к нашему уроку. Эти слова взяты из симфонии № 9 Л.В. Бетховена. Да-да, не удивляйтесь, именно из симфонии. Хотя симфония — музыка инструментальная, которая написана для симфонического оркестра, но эта симфония особенная: чтобы показать мощь и единство людей, Бетховен в заключительной части вводит хор.

Обращение к церковным жанрам и текстам свидетельствовало об огромном влиянии духовной музыки на светское композиторское творчество. Это влияние обнаруживало себя и в таких далеких от литургической традиции жанрах, как опера, симфония, инструментальный концерт.

Звуковые образы древнерусского пения запечатлены в концертах и   симфонических произведениях С.В. Рахманинова, в оперных сценах    «Бориса Годунова» и «Хованщины» М.П. Мусоргского, «Псковитянки»    Н.А, Римского-Корсакова.

2. Слушание музыкального произведения

— Откройте учебник на стр. 97, прочитайте текст. Как называл Н.А. Римский-Корсаков свою предпоследнюю оперу «Сказание о невидимом граде Китеже»? (Н.А. Римский-Корсаков называл свою оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» литургической.)

Что лежит в основе её сюжета? (В основе сюжета этой оперы лежат древние сказания о чудесном спасении города Китежа от нашествия татар, благодаря погружению под воды озера Светлояр. Вся музыка этой оперы как будто пропитана интонациями духовных песнопений, звоном колоколов, молитв, духовных стихов. Само действие оперы развивается скорее по законам литургии, нежели театрального спектакля.)

Прослушайте фрагмент из четвёртого действия этой замечательной   оперы.                                                 

Далее проводится беседа о прослушанной музыке.

— Зарубежное хоровое искусство имеет те же истоки, что и русское—церковное пение.

Конечно, отличие проистекает из многих причин и прежде всего, из  различия между православной и католической верами.

Об одной из отличительных особенностей мы с вами говорили на  прошлом уроке. Что это за отличие? (Богослужение в православной церкви совершается «а капелла», то есть без музыкального сопровождения, о в католической под орган, либо другое инструментальное сопровождение.)

Страницы хоровых сочинении таких величайших мастеров хоровой музыки, как Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен озарены светом высокой веры в сосредоточение в христианских идеях всей мудрости и нравственности человечества. Освобождённость от всего житейского, суетного составляет главный смысл христианской культуры.

Работа с учебником

— Прочитайте стихотворение Максимилиана Волошина на стр. 99 рассмотрите фотографию внутреннего вида собора Сен-Шапель в Париже, рассмотрите репродукцию картины Клода Моне «Руанскйй собор в  полдень», и вы поймёте, что церковная музыка устремлена ввысь, подобно линиям собора.

Прослушайте хорал Оивье Мессиана — выдающегося французского  композитора, с именем которого связаны прекрасные страницы духовной музыки. Его фотографию вы увидите на стр. 100.

«Хорал» — немецкое слово, означающее хоровое песнопение. Мелодии хоралов отличаются простотой и строгостью, намеренной обезличенностью, объективностью. Тексты были взяты в основном из Библии и во всей Европе пелись на латыни.

Слушание музыкального произведения.

— Хор напоминает совершенный многоголосный инструмент. Ему  доступны все средства музыкальной выразительности. Хоровое звучание может передать тончайшие оттенки чувств, воплощённых в музыке,  способно нарисовать живописные музыкальные картины.

По своей манере пения хоровые коллективы отличаются друг от  друга. Хоры, исполняющие классическую музыку и современные произведения, поют «прикрытым», «округленным» звуком. Народные хоры поют в особой манере, так называемым «открытым» звуком (показ).

В хоровой музыке выражен огромный диапазон художественных образов — христианская вера и природа, человеческая личность и драматичность судьбы всего народа.

Есть в опере действующие лица без собственных имён. Имена у них      собирательные: войско, крестьяне, народ и т.д. Собирательный, многоликий, многоголосный герой в опере поёт хором. Хор может быть с главными героями в полном согласии, поддерживая их во всем, а может и вступать с ними в конфликт.

   Он может звучать как многоголосная лирическая песня, например хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы Александра Порфирьевича Бородина, как торжественный гимн — в опере «Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки (хор «Славься»).

Иногда хор становится выразителем больших идей. Известна роль хора в опере Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», которым сам композитор дал определение народных музыкальных драм. Ни в каком другом искусстве нет возможности так достоверно, зримо, реально выразить характер, силу, самобытность народа, его историю и эпос и так же легко обрисовать слепоту и глупость толпы.

4. Выразительные возможности хоровой музыки

   — Шло время, и хоровая музыка обретала всё более самостоятельную роль. Выразительные возможности хоровой музыки стали развиваться в сторону усиления её изобразительных средств. А каковы эти возможности, вы узнаете, прочитав текст, начиная со второго абзаца на стр.102.

   Стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима — аукает» легло в основу    второй части кантаты Георгия Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина».

Слушание с одновременным чтением.

— Ребята, скажите, содержание поэтического текста соответствует музыке? (Да, конечно. Музыка делает еще более зримым содержание, углубляет смысл.)

Кантата — это многочастное музыкальное произведение для хора с симфоническим оркестром. О чём же идёт речь в этом произведении и как это углубляют музыка и хор? (Очень ярко в произведении передан образ русской зимы — и бескрайняя снежная долина, и звон бубенцов мчащейся тройки, и завывание вьюги, и безмолвный, скованный морозом лес.)

Как стихотворение Есенина «помогает» музыке? (Оно передаёт своеобразную музыку зимы, в самих строках звучит музыка:

                   «Поёт зима—аукает,

                   Мохнатый лес баюкает

                   Стозвоном сосняка».

Суровому, казалось бы, непрекращающемуся -холоду противопоставлены «пташки малые, голодные, усталые» — они прижимаются к окну. Это контрастный образ, тёплый и живой на фоне этой суровой и холодной зимы.)

Мы видим, что не случайно Георгия Свиридов обратился к этому стихотворению, потому как необходима для достоверной передачи образа  эта хоровая разница, в которой отчетливо слышны и шум ветра, и свист  вьюги, и весь суровый, холодный, зимний мир. Аккомпанирующий хору  симфонический оркестр передаёт своей партией непрерывное движение, кружение зимней метели.

Вокально-хоровая работа.

— Представим, что наш класс — это профессиональный хор, способный выразить всё то, что хотели выразить как Сергей Есенин, так и Георгий Свиридов.

Разучивание фрагмента из кантаты «Поёт зима — аукает». Работа над выразительностью исполнения.

IV. Итог урока.

— Ребята, мы видим, что хоровая музыка способна

       выражать любые образы. С самого начала своего существования она объединяла людей, сплачивала их. Давайте вспомним этапы формирования хоровой музыки. (Народная хоровая музыка возникла там, где люди собирались вместе: трудились ли они, праздновали или просто собирались отдохнуть.

Когда появились храмы, хоровая музыка поселилась и в них, затем хор стал играть важную роль и в операх, хор стал непременным участником кантат и ораторий, где ему отводят очень важное место.)

Без хоровой музыки невозможно себе представить и жизнь современного человека, потому что совместное пение заключает в себе много  замечательного и, прежде всего, конечно, объединяет людей.

Ведь недаром говорят, что по хоровому пению, по отношению к хоровой музыке определяется культурный уровень страны.

V. Домашнее задание.

Узнать, как называются традиционные песнопения, исполняемые на православных службах.

Урок 16

Тема: Обобщающий урок

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Проверить полученные знания, обобщающие раздел, посвященный вокальной музыке;

Ø  Развивать слушательскую культуру учащихся.

Ø Проверить полученные знания, обобщающие раздел, посвященный вокальной музыке.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø В. Баснер, стихи М. Матусовского. С чего начинается Родина? (пение).

Дополнительный материал:

Ø Тестовые задания.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Урок начинается с песни М. Таривердиева на слова Н. Добронравова «Маленький принц».

 Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Откройся, мысль! Стань музыкою, слово! Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!» (Н. Заболоцкий)

 

II. Сообщение темы урока.

— На уроках второй четверти мы с вами говорили о вокальных жанрах музыки. В них происходит взаимное обогащение слова и музыки; слово делает музыку конкретней, по содержанию, а музыка усиливает эмоциональность слова.

Легендарный певец Орфей не только доставлял своим пением наслаждение, но и усмирял диких животных. Имя Орфея сделалось синонимом замечательного певца; его лира, на которой он аккомпанировал себе, – эмблема искусства, а пение муз оставило нам великое слово — музыка.

С незапамятных времен вокальная музыка, ставшая выразителем благородных, высоких чувств, у всех народов обрела способность волновать человеческие сердца, помогать людям в жизни.

Сегодня вы покажете свои знания.

III. Работа по теме урока.

Раздаются тестовые задания.

 

Вариант 1

1. К вокальным жанрам относятся...

а) опера, симфония, кантата

б) песня, романс, кантата

в) романс, балет, песня

2. Из какого произведения эти строки:

«"Зорька поёт! Зорька поёт!" — закричал я и запрыгал неизвестно  отчего».

а) В. Астафьев «Последний поклон»

б) Ю. Нагибин «Книга детства»

в) Г. Гейне «Похвала знатока»

3. Из какой песни следующие строчки:

                    «Со старой отцовской будёновки,

                    что где-то в шкафу мы нашли»:

   а) М.И. Глинка, Н. Кукольник^ «Жаворонок»

   б) В. Баснер, М. Матусовский, «С чего начинается Родина?»

   в) И. Козлов, «Вечерний звон»

  4. Какое известное стихотворение легло в основу нескольких песен:

  а) «Вечерний звон»

  б) «Ах ты, степь широкая»

  в) «Жаворонок»

    5. Как называется один из наиболее известных сборников, кладезь     немецкой народной поэзии:

  а) «Волшебный рог мальчика»

  б) «Любовь поэта»

     в) «Прекрасная мельничиха»

  6. Кто является известным мастером жанра «Песня без слов»:

   а) Ф. Мендельсон

  б) Г. Малер

  в) Э. Григ

  7. Как называется обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением:

  а) песня

 б) романс

  в) хорал

  8. Какой подход господствует в музыке композиторов-романтиков, как русских, так и зарубежных:

а) восприятие природы сквозь призму человеческих отношений

б) утверждение общечеловеческих идей и истин

в) прямое, непосредственное выражение чувств и стремление как

одного человека/так и многих людей;

9. «Висла»—это...

а) польская народная песня

б) русская народная песня

в) венгерская народная песня

10. Кто был судьёй песни «Похвала знатока»:

а) кукушка

б) осёл

в) соловей

11. Романс «В сиянье тёплых майских дней» является первым произведением, цикла:

а) «Любовь поэта»

б) «Волшебный рог мальчика»

в) «Прекрасная мельничиха»

12. Какой музыкальный жанр характеризуется стремлением к единению людей отличается особой мощью и слаженностью звучания:

а) романс

б) песня

  в) хоровая музыка

 

Вариант 2

1. Какую оперу Н.А. Римский-Корсаков называл «литургической»:

а) «Хованщина»

б) «Сказание о великом граде Китеже и деве Февронии»

в) «Князь Игорь».

2. Многоголосное музыкальное произведение для хора с симфоническим оркестром — это...

а) хорал

б) кантата

в) литургия

3. Кто написал оперу «Сказание о великом граде Китеже и деве  Февронии»:

а) Н.А. Римский-Корсаков

б) М.П. Мусоргский

в) П.И. Чайковский

4. Одной из особенностей православного богослужения является  хоровое пение...

а) без сопровождения

б) с инструментальным сопровождением

в) и с сопровождением, и без сопровождения

5. Художники данного направления стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать мимолётное впечатление...

а) импрессионизм

б) фольклор

в) романтизм

6. Кто написал музыку к романсу «Ночь печальна»:

а) С.В. Рахманинов

б) М.И. Глинка

в) Р. Шуман

7. Кого пригласили кукушка с соловьем для разрешения их спора:

а) осла

б) козла

в) петуха

8. О чём поётся в польской народной песне «Висла»:

а) о вечернем звоне

б) о пастушке, пасущем стадо волов у реки

в) о широкой степи

9. В какой песне речь идёт об облике «деревянной» России с её церквами, воспоминаниях о юных днях, мечтах, надеждах:

а) «Ах ты, степь широкая»

б) «Вечерний звон»

в) «Висла»

10. Из какой песни взяты слова:

             «Из клятвы, которую в юности,

             Ты ей в своём сердце принёс».

а) «Ах ты, степь широкая»

б) «Вечерний звон»

в) «С чего начинается Родина?»

11. Из какой повести взяты следующие строки:

             «Мне пела мама —

              Шумом полны бульвары,

              Ходят, смеются пары... —

              Звучало по утрам в залитой солнцем комнате».

а) Ю. Нагибин «Книга детства»

б) В. Астафьев «Последний поклон»      -

в) Г. Гейне «Похвала знатока»

12. Что называют верным спутником человека:

а) романс

б) песню

в) оперу

  

 

 

Через 20-25 минут работы собираются.

Затем проводится коллективная работа. Учащиеся отвечают на вопросы тестов.

Далее можно повторить выученные музыкальные произведения, которые узнаются по наигрываемым на фортепиано мелодиям.

Концертное исполнение разучиваемых в четверти вокальных произведений.

«Вьюн над водой», русская народная песня.

«Маленький принц», М. Таривердиев, Н. Добронравов.

IV. Итог урока.

— Довольны ли вы своей работой на уроке?

Третья четверть

Урок 17


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.