Тема: Песня – верный спутник человека — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема: Песня – верный спутник человека

2019-08-03 730
Тема: Песня – верный спутник человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø В. Баснер, стихи М. Матусовского. С чего начинается Родина? (слушание).

Дополнительный материал:

Ø Повесть Ю. Нагибина «Книга детства» (фрагмент).

Ø Повесть В. П. Астафьева «Последний поклон».

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит песня Е. Крылатова на стихи Ю. Энтина «Крылатые качели».

¾ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Как волшебный клубок из сказки Песни – на всём моём пути… Идите по следу до самой последней, Коль захотите меня найти!» (М. Джалиль)

     

II. Сообщение темы урока.

¾ Темой сегодняшнего урока является песня. Песня – самый главный, самый первый музыкальный жанр, который родился почти с первыми музыкальными звуками.

III. Работа по теме урока.

Как появилась песня

¾ Десятки тысяч лет назад первобытные мамы, укачивая своих младенцев, напевали тихим, нежным голосом следующее: «А-а-а! а-а-а», такое мы слышим и в наш компьютерный век. А ведь этот незатейливый напев – самая настоящая колыбельная песня с её размеренным ритмом и убаюкивающими интонациями. Так вот, колыбельная – это начало песни.

Колыбельная – это первая представительница вокального жанра да и музыкальных жанров вообще. И эта самая первая песня была без слов. Догадайтесь почему? (Потому что люди тогда ещё не умели разговаривать.)

Видите, как интересно получается. Человек и человеком-то ещё не стал, а первый музыкальный жанр уже появился.

Песня и деятельность человека

¾ Песен написано огромное количество. Да это и понятно, ведь песня является верным спутником человека на протяжении всей жизни.

Она убаюкивает его в колыбели, рассказывает о далёких странах, учит нас смеяться, плакать, читать и считать, сопровождает повсюду.

Ведь не зря поётся в известной песне Василия Ивановича Лебедева-Кумача:

Нам песня строить и жить помогает.

Она, как друг и зовёт, и ведёт.

И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадёт.

Годы учёбы, труда, будни и праздники, сражения и победы – всё оставляет свои песни, если попытаться собрать воедино все когда-либо рождённые песни, получилась бы огромная летопись всей истории человечества.

А сейчас давайте почитаем фрагмент из повести Юрия Нагибина «Книга детства» на стр.52 ваших учебников.

¾ Какой вывод можно сделать из прочитанного отрывка? (Слова песни, с душой пропетые родным человеком, заставляют задуматься о будущем, могут увести в прекрасный мир фантазии.)

¾ Да, человек, даже совсем юный, впервые ощущает в себе неизведанные ещё силы, способность к поэтическому состоянию души – тому главному, что отличает его от всех других живых существ.

Вокально-хоровая работа.

Учитель берёт первый такт мелодии «Маленький принц» М. Таривердиева.

Учащиеся называют произведение.

¾ Скажите, о чём эта песня и чей образ здесь присутствует? (Это песня – мечта о высоких стремлениях. Образ Маленького принца возник из одноимённой сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери.)

¾ О чём говориться в сказке? Кто такой маленький принц? (Маленький принц – мальчик с очень далёкой планеты, который очень любил путешествовать. Однажды он попал и на нашу планету. Его путешествия принесли ему знания главных истин на свете: что такое любовь и дружба, что такое ответственность за другое живое существо и что всё это и составляет главное богатство жизни, а вовсе не деньги и власть. Он очень удивился, что такое понимание жизни недоступно многим людям, которых повстречал на своём пути маленький принц: Королю – который был горд своим величием, Звездочёту – который только и делал, что считал своё богатство, Пьянице – который искал своё счастье в вине, и только лётчику открылись чистые истины, которые поведал ему маленький ребёнок. И с тех пор Маленький принц и его далёкая планета стали символом сказочной мечты.)

Диапазон у песни достаточно широкий, поэтому обращаем внимание на лёгкое, полётное, нефорсированное звучание как низких, так и самых высоких звуков.

Хоровое исполнение песни.

Песни о главном

¾ А сейчас мы обратимся к ещё одному воспоминанию о песне – оно из повести «Последний поклон» Виктора Петровича Астафьева.

Беседа о прочитанном.

Почему звучит зорькина песня в душе автора вечно? Как вы думаете? (Потому что она родом из детства: о доме, бабушке, о самом сокровенном и близком.)

Заслушиваются ответы учащихся.

¾ А сейчас мы с вами послушаем одну из самых лучших и трогательных песен, которая называется «С чего начинается Родина?». Музыку к этой песне написал В. Баснер, слова М. Матусовский.

Слушание песни.

¾ Какие чувства вызвала у вас эта песня? (очень хорошая, добрая песня, вызывает чувство гордости, любви.)

¾ А что для вас Родина? (Для меня мамины руки, голос, для меня родной двор, дом, родители и т. д.)

IV. Итог урока.

¾ Что вы узнали о песне?

V. Домашнее задание.

Дневник музыкальных наблюдений, стр. 11-12.

¾ Следующий урок у нас будет обобщающим; в начале урока вы ответите на вопросы тестов, затем мы с вами поговорим о пройденном за эту четверть материале с опорой на дневник музыкальных наблюдений.

Урок 9

Тема: Заключительный урок

      Урок - обобщение

Цели урока:

Музыкальный материал урока:

Ø Обобщить пройденный материал за период обучения в первой четверти.

Дополнительный материал:

Ø Слуховая наглядность.

Ø Портреты композиторов.

Ø Тестовые задания.

Ход урока:

I. Организационный момент.

В начале урока детям раздаются тестовые задания по пройденному материалу (два варианта).

Урок открывается песней «С чего начинается Родина?». Музыка В. Баснера, слова М. Матусовского.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Она ещё не родилась, Она – и музыка, и слово, И потому всего живого Ненарушаемая связь». (О. Мандельштам)

 

После того как дети сделалют работу, проводится коллективная проверка.

¾ А сейчас я предлагаю игру «Узнай произведение».

Учитель наигрывает по 1-2 фразы произведений, разученных в течение первой четверти, а дети узнают, называют и произведения, и авторов.

Также можно предложить узнать композиторов, показывая из портреты.

Затем учитель предлагает спеть песни, разученные в течение четверти. По желанию детей можно выбрать солистов, либо группу запевающих, либо использовать пение по цепочке.

В конце урока дети сдают дневники музыкальных наблюдений.

Вариант 1

1. Кому принадлежит следующее высказывание: «слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём»:

а) А. де Сент-Экзюпери

б) Э. Григу

в) И. Гердеру

2. Музыка – это искусство…

а) звуков

б) красок

в) слов

3. Кто написал сказку «Соловей»:

а) а) Г. Х. Андерсен

б) Братья Гримм

в) К. Чуковский

4.К миру искусства принадлежат:

а) живопись, литература, математика

б) музыка, литература, живопись

в) литература, музыка, природа

5.Учебное заведение, предназначенное для получения музыкального образования, - …

а)  галерея

б)  консерватория

в)  оперный театр

6.Кто написал картину «Опавшие листья»?

а)  И. Левитан

б)  И. Бродский

в)  И. Айвазовский

7.Кто написал стихотворение «Я помню чудное мгновение»:

а)  М. И. Глинка

б)  Н. Рубцов

в)  А. С. Пушкин

8. Кто написал фортепианный цикл «Времена года»:

а) П. И. Чайковский

б) Р. Шуман

в) М. И. Глинка

9. Кто считал, что все люди делятся на музыкантов и не музыкантов:

а) Э. Гофман

б) Э. Григ

в) М. П. Мусоргский

10. Каким певческим голосом обладал Фёдор Иванович Шаляпин:

а) баритон

б) тенор

в) бас

 

Вариант 2

1. Кому принадлежат следующие слова: «Всё, что звучит в природе и есть музыка»?

а) И. Гердеру

б) А. де Сент-Экзюпери

в) Э. Григу

2. Что в стихотворении С. Я. Маршака «Гвоздь и подкова» явилось первопричиной, вызывающей цепь всех последующих бед:

а) подкова

б) лошадь

в) гвоздь

3. Кто написал сказку «Маленький принц»?:

а) Братья Гримм

б) А. де Сент-Экзюпери

в) Г. Х. Андерсену

1. Кому принадлежат следующие слова: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля»:

а) М. Таривердиев

б) А. Н. Толстой

в) А. де Сент-Экзюпери

 

2. Что является эпиграфом к произведениям фортепианного цикла «Времена года» П. И. Чайковского:

а) картины русских живописцев

б) строки из стихотворений русских поэтов

в) комментарии об исполнении данного произведения

3. Цикл «Детская» М. П. Мусоргского состоит из … пьес

а) 5        б) 7        в) 9

7. Кому принадлежат следующие строки:

«В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть…»

а) М. Ю. Лермонтову

б) А. С. Пушкину

в) Ф. И. Тютчеву

8. Кто написал музыку к песне «Маленький принц»:

а) М. И. Глинка

б) М. Таривердиев

в) Е. Крылатов

9. К первым литературным источникам, которые дали жизнь значительной части музыкального наследия, относятся…

а) мифы и легенды

б) тексты священных писаний: Библия и Евангелие

в) сказки, предания

10. Как звали греческого бога-покровителя искусств:

а) Зевс

б) Аполлон

в) Гермес

 

***

 

II четверть

Урок 10

Тема: Мир русской песни

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Приобщить к культуре русского народа.

Ø Изучать истоки народной песни и её дальнейшее развитие в композиторской музыке.

Музыкальный материал урока:

Ø В. Баснер, стихи М. Матусовского. С чего начинается Родина? (слушание и пение).

Ø Ах ты, степь широкая… Русская народная песня, обработка Т. Триодина (слушание).

Ø Вечерний звон. Стихи И. Козлова, обработка Н. Иванова (слушание).

Ø В. Лебедев, стихи Ю. Ряшенцева. Песня гардемаринов (пение).

Дополнительный материал:

Ø Портреты композиторов.

Ø Репродукции картин.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит песня «С чего начинается Родина?»

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Ничего нет на свете чудесней И прекраснее нет ничего, Чем простая народная песня, Что в душе разливалась его.»                          (С. Широбоков)

 

II. Сообщение темы урока.

 – Просто сказать о песне, что это музыкальный жанр или жанр вокальной музыки – значит сказать всё и ничего.

Песня – душа народа. Песня – это верный и вечный, живой и чуткий спутник человека.

В каких бы условиях не находились люди, в песне они всегда свободны и искренни. Помимо воли людей песни выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, возраст и социальный статус, время и место их пребывания на земле. Особое место в искусстве занимает русская песня. Сегодня мы будем говорить о русской песне.

III. Работа по теме урока.

Народные праздники и обряды

 –  Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для большей художественной достоверности вводились в литературные и музыкальные произведения – часто с элементами обряда. К примеру, свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Русалка» и в опере Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. Знаете ли вы, как в далеком прошлом праздновали на Руси свадьбы? Свадебная игра, как её принято называть (во многих сказках вы, вероятно, слышали: «сыграли свадьбу»), продолжалась несколько дней, а иногда и несколько недель. Она складывалась из разнохарактерных сцен, то лирических, то комических, а то и трагедийных, из различных игр и обрядов. Очень большое место в ней занимали песни.

Звучали песни торжественные, величественные, славящие невесту и жениха, шуточные, комические, иногда пародийные, чаще всего высмеивающие сватов; гостевые, застольные, плясовые. Всё в этом своеобразнейшем действе – песни, хороводы, диалоги, прибаутки – проникнуто мудростью и красотой сердца русского народа.

Не только свадьбы игрались в народе так ярко и красочно. Вся жизнь наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями. Существуют песни бытовые: колыбельные, шуточные, лирические; песни причитания, оплакивающие умерших; песни – сказы, былины, повествующие о далеком прошлом.

Слушание музыки

– Сегодня мы с вами послушаем замечательную лирическую русскую народную песню «Ах ты, степь широкая».

Слушание музыки.

 – Как звучала эта песня? Кто её исполнял? Что в ней необычного в сравнении с современными песнями? (Прозвучала русская народная песня «Ах ты, степь широкая» в исполнении смешанного хора, без сопровождения. Музыка звучала широко, раздольно, плавно, протяжно. Она рассказывала о бескрайней степи, о Волге-матушке.)

А как вы думаете, почему Волгу народ называет матушкой? (Потому что Волга – кормилица и поилица народа. Она полноводна, в ней много рыбы, по ней бурлаки тащат баржи, зарабатывают себе копейку на пропитание.)

Совершенно верно. А что же всё-таки отличает лирическую народную песню от современных песен с музыкальной точки зрения.(То, что в протяжных лирических песнях много распевов, то есть на один слог пропевается достаточно много нот.)

 – Множество песен связано с годовым земледельческим кругом: все сельские работы, все календарные праздники нашли в них свое отражение.

Использование русской народной песни придает музыкальным произведениям особый колорит, так как в них запечатлены образ времени и глубокое своеобразие народной культуры. К примеру, Петр Ильич Чайковский использует детскую песню-игру «Гори, гори ясно» в первом действии оперы «Пиковая дама», Николай Андреевич Римский-Корсаков – народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка».

Работа с учебником

 – Откройте учебники на стр. 60 и прочитайте два последних абзаца.

 – Какой вывод можно сделать? (Мы можем сказать, что русская поэзия также является важным источником для создания песен.)

Прочитайте стихотворение И. Козлова «Вечерний звон», которое легло в основу известной песни. А теперь послушайте это поистине знаменательное для России произведение.

Слушание.

 – Что вы можете сказать об этом произведении? (Прозвучала песня «Вечерний звон» в исполнении солиста и детского хора, который как бы аккомпанировал певцу. Музыка звучала плавно, протяжно, задумчиво, а детский хор изображал колокольный звон.)

 Это не единственный вариант песни «Вечерний звон». Существует несколько музыкальных интерпретаций к этому стихотворению, среди которых известен и «Вечерний звон» Александра Алексеевича Алябьева, автора знаменитого «Соловья». Как вы думаете, в чём секрет привлекательности этого стихотворения? (Наверное, это стихотворение привлекает композиторов потому, что оно легко ложится на музыку. Кроме того, образ деревянной России с её церквями, храмами, колокольным звоном близок каждой русской душе. Это часть родного края, детства, юности, мечтах, надеждах, то есть всего того, что составляет духовную сторону человеческой жизни.)

Рассматривание картины

 – Всмотритесь, вслушайтесь в репродукцию картины замечательного художника Левитана, которая так и называется - «Вечерний звон». Перекликается ли это произведение искусства с тем, что мы с вами только что прослушали? (Да. На картине изображены храм, церковь на берегу небольшой речушки, в водах которой они отражаются. Сумерки, лодка на противоположном берегу и осенний лес. Всё это – облик Родины.)

Вокально-хоровая работа.

  – Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи.

Мир русской песни включает в себя: поля, леса, степи, дубравы, реки, озёра и многие другие картины природы.

Сегодня мы разучим русскую народную песню «Вьюн над водой».

 – Что вы можете рассказать о прослушанной песне? (Песню, наверное, можно отнести к разряду свадебных песен, плавная, протяжная, очень красивая песня.)

Разучивание.

IV. Итог урока.

 – Что нового вы узнали на уроке? (Песни пришли к нам сквозь «дым столетий». Их создавал весь народ. И рождались они для определенных «житейских» целей. Были песни трудовые, помогающие в работе – бурлацкие, покосные, жатвенные; существовали песни обрядовые, звучащие на праздниках, - свадебные, масленичные, колядки; есть песни игровые; исторические. Лирические и т. д.  Веками переходя из поколения в поколение, оттачивались напевы, шлифовался текст. И лучшие из народных песен радуют нас величайшей художественной ценностью, нерасторжимым сплавом текста и мелодии. В них живут вечная мудрость и красота.)

V. Домашнее задание.

Урок 11

Тема: Песни народов мира

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø Висла. Польская народная песня (слушание).

Ø Г. Малер, стихи из немецкой народной поэзии. Похвала знатока. Из вокального цикла «Волшебный рог для мальчика» (слушание).

Ø Ф. Мендельсон. Песня без слов № 14. Фрагмент, (слушание и пение).

Дополнительный материал:

Ø Портреты художников.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Урок начинается с песни «Вьюн над водой».

 – Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Как птицы песни старые летают. В них прошлое живет всего сильней, В них время сердце века оставляет, В них бродит ветер отшумевших дней».                         (К. Кулиев)

 

II. Сообщение темы урока.

 – Сегодня мы отправимся в путешествие для того, чтобы ещё больше узнать о песне.

III. Работа по теме урока.

Памятник песне

 – В одном из самых музыкальных городов мира – Вене – есть памятник: над неиссякающей струёй воды стоит человек с волынкой в руках. Это памятник песне. Для начала давайте разберёмся, что же такое волынка.

 – Волынка – духовой музыкальный инструмент, очень своеобразный. У разных народов волынка имеет различные названия. В Польше её называют «коза», по внешнему виду инструмента, так как это надутый воздухам продолговатый мешок, подобный телу козы, из которого словно ноги торчат длинные трубки. Инструмент этот сложный. Манипулируя трубками. Вдувая в волынку воздух, музыкант умудряется одновременно извлекать тянущиеся низкие и подвижные звуки. На волынке играют обычно на открытом воздухе. Так как звук её сильный, пронзительный. Ею сопровождают исполнение народных танцев.

Издавна знали его у нас в России под названием дуды. Дудой, или козой назывался он на Украине, в Белоруссии; в Грузии – это ствири; в Армении – паркабзук и т. д.

Ну, а теперь о памятнике, посвящённом песне, нам поведают ваши одноклассники.

Первый учащийся.

Давным-давно жил в вене весельчак, который был известен благодаря своим песням. Многие из которых сочинял прямо на ходу… он был своего рода символом радости и веселья.

Но однажды в страну пришла страшная болезнь – чума, которая уносила жизни людей, так что вымирали целые улицы и даже города. Приуныли жители Вены. И только Августин по-прежнему появлялся то там, то здесь со своим немудрёным инструментом, и повсюду задорно звучала волынка, словно бросая вызов смерти. Он подбадривал горожан, а они смотрели на него с удивлением: неужели он не боится смерти?

Как-то раз усталый Августин, возвращаясь домой ночью, забрёл на окраину города. Он долго блуждал в темноте, совершенно выбился из сил и мечтал только о том, чтобы немного поспать, засыпая прямо на ходу от усталости. Проплёлся Августин по каким-то оврагам и колдобинам и вдруг, споткнувшись, свалился в яму. «Яма – так яма, – подумал он.

 – Чем не место для сна, главное – ветер не дует». И проспал Августин в ней мирно и тихо до самого утра.

Второй учащийся.

А утром он вдруг обнаружил, что попал на кладбище и провёл ночь в общей могиле для бедняков, сражённых болезнью.

Августин выбрался из ямы, стряхнул с волынки землю и направился в город. А по дороге он сочинил песню, в которой говорилось о том, что сегодня ночью он повстречался со Смертью и победил её.

Он пел эту песню повсюду, и жители гибнущего города с восторгом и надеждой слушали его, веря, что песня может спасти человека от гибели.

Вместе с Августином эту песню запела вся Вена. И в конце концов страшная болезнь отступила перед жизнелюбивыми венцами, поющими наперекор смерти. С жизнерадостными и сильными людьми ей и впрямь справиться труднее, чем с людьми слабовольными.

А Августин с тех пор стал народным любимцем и героем.

Стоит на площади памятник Августину и звучит по сей день веселая песенка-вальс «Ах, мой милый Августин». Но, конечно, лучший памятник песне – она сама, её звучание сегодня и всегда.

Беседа о фольклоре

 – Огромное песенное богатство объединяется термином «фольклор» - народное творчество. Этот термин пришёл к нам из староанглийского языка. Быть может, потому, что относится он не только к музыке. Англ. «folk» – народ; «lore» – учение. Вместе эти слова – folklore, что переводится как «народная мудрость». Именно так, уважительно и даже возвышенно, принято во всём мире называть устное народное творчество, музыкальное и литературное.

Название это глубоко справедливо. В самом деле: в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть действительно передана народная мудрость, но проявление души народа. Нельзя спутать русскую песню с грузинской, как нельзя спутать неаполитанский напев с шотландским наигрышем. Потому что каждая из них – порождение всей жизни народа, его истории и быта.

Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу.

Ø Висла. Польская народная песня (слушание).

 – Расскажите об этой песне. (музыка звучит плавно, спокойно, как вода в реке Висла. Песню поёт пастух, который пасёт стадо волов на берегу, а вокруг шумит лес. Музыка передаёт любовь к родному краю, какую-то особую теплоту, она очень красивая, лёгкая.)

Ученики отвечают с опорой на учебник.

(Народные песни так привлекали композиторов разных стран потому что они полны любви к своей Родине. Возьмём, к примеру, русских композиторов. В их музыке мы слышим всю красоту и раздолье родного края, это относится и к музыке композиторов других стран. Сюжеты и герои, поэтические и музыкальные интонации – всё несёт печать глубокой национальной самобытности.)

В поисках такой самобытности композиторы и поэты разных стран ездили по деревням и сёлам, собирая народные песни, народную поэзию.

Вспомните удивительную музыку великого норвежского композитора Эдварда Грига из сюиты «Пер Гюнт», фрагмент «Утро».

Наиграть музыку.

(Да, нам знакома эта музыка. Она действительно необыкновенно точно передаёт настроение утра, очень трогательно и нежно звучит мелодия.)

Поэзия – источник песен

 – Русская поэзия является неисчерпаемым источником для написания песен. В других странах существуют свои замечательные сборники стихов, которые превращаются в замечательные песни, пронизанные народным духом.

В Германии, например, таким сборником является «Волшебный рог мальчика» - кладезь немецкой поэзии.

Послушаем одну из песен замечательного мастера немецкой музыки Густава Малера, которая называется «Похвала знатока». Основой этой песни стало шуточное стихотворение о состязании двух лесных певцов – соловья и кукушки. А что было дальше и кто пытался разрешить этот спор, вы расскажите после прослушивания.

Ø Г. Малер, стихи из немецкой народной поэзии. Похвала знатока. Из вокального цикла «Волшебный рог для мальчика» (слушание).

 – Понравилась ли вам эта песня? (Это очень интересная песня-сценка. Спор между соловьём и кукушкой было предложено разрешить ослу. Звукоподражательные приёмы очень точно изображают каждый персонаж. Именно длинные уши не значит иметь музыкальный слух, осёл, конечно, выбрал победительницей кукушку, поскольку его «иа–иа» чем-то похоже на «ку – ку».)

Средства музыкальной выразительности могут и без слов сказать о музыке очень многое. Такая способность музыки к высокому обобщению проявила себя ещё в одном песенном жанре – жанре песни без слов.

Работа с учебником

 – Прочитайте стихотворение на стр.72 «Песня без слов» Ф. Мендельсона, который является поистине мастером этого замечательного жанра.

Произведение строится так же, как построены куплеты в стихотворении, от «чудом рождённых трелей и лепета ручья» до нарастающего звука грозы и рушащегося ливня. А затем снова безмятежность, спокойствие.

«И всё это – песня о счастье,

которой не будет конца».

IV. Итог урока.

 – Что вы узнали на уроке?

V. Домашнее задание.

В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите слова любимой песни (стр. 12)

***

Урок 12

Тема:   Романса трепетные звуки

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Ознакомить с романсом – одним из жанров вокальной музыки.

Ø Формировать умение выделять особенности романса и находить отличия от других вокальных жанров.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Жаворонок (слушание и пение).

Ø С. Рахманинов, стихи И. Бунина. Ночь печальна (слушание).

Дополнительный материал:

Портреты композиторов, фотографии исполнителей.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Урок начинается с романса.

 – Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Люблю я слушать, в негу погружаясь, Романов пылких вздохи огневые». (С. Данилов)            

 

II. Сообщение темы урока.

 – Сегодня мы будем говорить о романсе.

III. Работа по теме урока.

Что такое романс

 – Приходилось ли вам когда-нибудь слышать, как об одном из иностранных языков говорят, что он относится к романским или к «романской группе»? В Испании, в средние века, всякое произведение, написанное на романском языке (так назывался тогда испанский), а не латинском, официальном языке католической церкви, называли романом. Стихотворения, положенные на музыку, в отличии от латинских песнопений стали называть романсами.

Как музыкальный жанр романс со временем расширил свои рамки, наполнился любовным, шуточным, сатирическим содержанием. Потом появились разновидности романса: элегия, баллада, драматический монолог. Все они глубоко и точно передают душевный мир человека и широкий круг явлений действительности.

Романс, как и песня, относится к жанрам вокальной миниатюры, однако ему присуща более сложная поэтическая и музыкальная образность. Романс – музыкально-поэтическое сочинение для голоса в сопровождении аккомпанирующего инструмента (рояля, арфы, гитары или камерного ансамбля). Романс никогда не поют хором, потому что в этом произведении выражаются глубоко личные чувства.

В современном понимании романс возник в начале XIX века, при формировании романтизма. В это самое время в музыке происходил поворот от осмысления глобальных философских проблем в сторону личных интересов человека с его внутренним миром, полным разнообразных, а порой и противоречивых чувств. Это первое художественное мироощущение, связанное с личными переживаниями человека, не смогли бы выразить крупномасштабные жанры. Такие как симфонии, концерты, кантаты, оратории, которые были созданы для утверждения общечеловеческих идей и истин.

Простые лирические чувства потребовали как бы уменьшения музыкальных форм. Тогда и стали возникать как инструментальные, так и вокальные миниатюры: прелюдии, ноктюрны, романсы.

Конечно же, такую музыку создавали композиторы-романтики – Шуберт и Шуман, Шопен и Брамс, Мендельсон и Григ.

Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов. Наверное, многие из вас слышали замечательные романсы Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Глинки. Как называется романс, с которым мы недавно знакомились? («Я помню чудное мгновение» на стихи А.С. Пушкина.)

Романс может воспевать красоту природы, поднять высокие нравственные темы, мягким, доверительным тоном попечалиться о прошлом, перевернуть страницы истории, заглянуть в будущее.

Слушание романса

 – Сейчас мы с вами послушаем необыкновенно поэтичный и задушевный романс М. И. глинки «Жаворонок» на слова Нестора Кукольника.

Ø М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Жаворонок (слушание).

– Как вы думаете, что хотели передать авторы своим произведением. Какие чувства, настроения? (Настроение светлое, приподнятое, радостное. И всё же чувствуется некоторая грусть, пусть светлая, мечтательная, но она всё же присутствует в этом романсе.)

Ответ учащихся с опорой на текст и иллюстрацию на стр. 78.

Психологизм романса

– Романсы – подлинно лирические произведения, отражающие переживания, чувства, мечты человека. Все произведения, которые обращены к внутреннему миру человека, его мыслям, чувствам, стремлениям, называют психологичными.

Назовите виды искусства, которым присущ психологизм.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.154 с.