В сб.: Риторическая культура в современном обществе: Тезисы IV Международной конференции по риторике (26-28 января 2000 г.) – М., 2000. – с. 46-48. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

В сб.: Риторическая культура в современном обществе: Тезисы IV Международной конференции по риторике (26-28 января 2000 г.) – М., 2000. – с. 46-48.

2019-07-13 84
В сб.: Риторическая культура в современном обществе: Тезисы IV Международной конференции по риторике (26-28 января 2000 г.) – М., 2000. – с. 46-48. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Анисимова Т.В.

Практические задания на уроках риторики

В старших классах

 

Осознание необходимости преподавания риторики в средней школе начинает понемногу утверждаться в нашей системе образования. Однако школы весьма осторожно вводят этот предмет в практику обучения. Как представляется, причин здесь две. Первая состоит в том, что в стране очень мало специалистов по риторике, преподавание подчас ведется на очень низком уровне, в школах отсутствуют учебники. Однако ясно, что если предмет не вводить в практику преподавания, специалисты по нему никогда не появятся. Вторая причина тесно связана с первой и состоит в том, что содержание дисциплины по-разному понимается разными учителями. Так, в Волгограде в некоторых школах под вывеской риторики ведут культуру речи, развитие речи, изучают формулы этикета. Есть случаи, когда на уроках риторики проходят технику речи (постановку голоса) и даже просто фразеологию. Разумеется, все это важные и нужные филологические дисциплины, но они не должны заменять собой риторику. Но и те учителя, которые правильно понимают суть и назначение риторики, часто не достигают успеха, так как ограничиваются только обсуждением теоретичёского материала. Это связано в большой степени с отсутствием учебных пособий, содержащих практический материал, и навыков самостоятельного подбора такого материала. Между тем просветительский подход совершенно неприемлем для риторики, поскольку ее главная задача— выработка активных коммуникативных умений и навыков. Эта ситуация побуждает нас поделиться некоторыми соображениями о построении практической части курса риторики в старших классах.

Как показывают наблюдения, на уроках чаще всего используются два основных типа практических заданий: риторический анализ образцов (речей) и задания творческого характера. Правда, кроме этого могут быть использованы и тренинги, но они не должны занимать много времени, поскольку не способствуют развитию творческой личности и в целом противоречат деятельностной технологии, применяемой при преподавании риторики. Однако на этапе закрепления теоретического материала такие упражнения необходимы. Например, после объяснения темы "Аргументы убеждающей речи" предъявляем упражнение, состоящее из небольших фрагментов речей, в которых содержатся разные типы аргументов для того, чтобы закрепить.правильное понимание этих типов доводов. Аналогичное задание необходимо и по темам "Логические ошибки в аргументации" и "Софизмы и уловки в споре". Эти упражнения помогают детям запомнить и правильно понять элементы сложной системы. Но все-таки главное место на уроках риторики занимают два названные выше типа заданий.

Анализ публичных выступлений (или законченных по смыслу фрагментов) дает возможность познакомиться с речевой практикой, проследить приемы влиятельной речи. Здесь возможны как более простые задания: определите задачу и сверхзадачу речи; определите, по какому принципу построено доказательство в речи; оцените композицию речи и т.д.; так и более сложные: проанализируйте замысел речи; оцените систему доказательств речи или еще более сложное задание: "Предлагается дискуссионная тема: "Нужно ли развивать систему платного образования?" Проанализируйте предлагаемые ниже мнения. Оцените убедительность аргументации. Приведите свои доводы в защиту одного из тезисов. Опровергните противоположную точку зрения". В качестве итогового задания может быть предложен комплексный риторический анализ речи. Другой разновидностью этого типа заданий является редактирование неудачных речей. Упражнения по анализу и исправлению (если это возможно) недочетов чужих речей лучше всего использовать на этапе повторения, так как в этом случае от учащихся требуется четкое представление не только о том, что должно быть, но и о том, как этого добиться. Для анализа причин риторической неудачи можно предложить рассказы А.П. Чехова "0 вреде курения" и "Письмо к ученому соседу". Для редактирования хорошо использовать речь-инструкцию завхоза НИИ ЧАВО (А. и Б. Стругацкие "Понедельник начинается в субботу"), обращенную к герою романа, назначенному дежурным по учреждению в ночь под Новый год; а также речь-объяснение профессора математики о блинах (Н. Тэффи "Блины").

Однако самый эффективный и естественный вид практических заданий для урока риторики — творческие задания. Они могут быть рассчитаны на создание своей речи или ограничиваться анализом и обсуждением риторических ситуаций. Именно этот вид работы дает наилучшие результаты, поскольку побуждает детей к самостоятельной деятельности, показывает, каких знаний и навыков не хватает ораторам для достижения намеченной цели. Изобретение форм творческих заданий — бесконечное поле для выдумки и фантазии учителя. Однако нелишне заметить, что особенные учебные формы (выставки, конкурсы, конференции, театрализованные действия и т.п.) могут и должны встречаться в работе учителя сравнительно редко. В остальное же время творческие задания чаще всего сводятся к таким основным разновидностям:

1. Задания без речепорождения предполагают выработку умения видеть. соотношение между отдельными риторическими категориями, их взаимосвязь и.взаимодействие. Основное преимущество этого типа упражнений в том, что на их выполнение уходит сравнительно мало времени, что позволяет сэкономить время на уроке, разнообразить виды заданий.

А)Моделирование:

— Подумайте, в каких различных аудиториях вы могли бы выступить на следующие темы. Каковы в каждом случае будут задача и тезис речи? Какие аргументы в каждом варианте лучше всего использовать?

— Сочините к одной из своих речей несколько начал разных типов. Объясните, в какой аудитории и в каких обстоятельствах эти начала оказались бы наиболее уместны.

— Можно ли считать дискуссионными следующие темы? Не подходящие для дискуссии темы перестройте так, чтобы они приобрели дискуссионный характер.

— Сформулируйте тезис дискуссии по предлагаемым темам. Найдите для каждого из них по несколько пунктов разногласия. Сформулируйте полученные таким образом антитезисы.

Б) Редактирование:

— Отредактируйте ученические развернутые планы речей так, чтобы они соответствовали тезису и имели правильную форму.

— Оратор собирается выступить перед сельской молодежью на тему: "0 воспитании гуманного отношения к животным". При этом он отобрал такие аргументы... Оцените степень их уместности для данной ситуации.

2. Задания с речепорождением — кульминация занятий по риторике. В этом случае дети выступают с собственными речами, обращаются к реальной или предполагаемой аудитории. Особое внимание здесь хотелось бы обратить именно на аудиторию. Очень часто на уроках по тем или иным причинам учитель предлагает детям выступать с речами, ориентированными исключительно на одноклассников. Это очень ограничивает возможности 'выработки навыка учета особенностей реальной ситуации. Поскольку в жизни публичные речи всегда произносятся.по конкретному поводу для конкретных людей, то и на уроках необходимо стремиться к воссозданию таких жизненных ситуаций, в которых детям может понадобиться выступить с речью. На наш взгляд, успешнее всего эта цель может быть достигнута в форме ролевой или ситуативной игры. Ср., например:

- Представьте, что стали победителем телевизионной игры "Звездный час" и у вас появилась возможность обратиться ко всей стране с коротким словом. Что бы вы сказали?

- На заседании педсовета школы предложите ввести какой-нибудь предмет в программу своей школы или убрать какой-нибудь предмет из программы школы.

- На ярмарке продукции школьных мастерских убедите потенциальных покупателей приобрести продукцию именно вашей школы.

- Выступите с речью перед предполагаемыми спонсорами на тему "Нашей школе нужна хорошая спортплощадка".

Необходимость таких упражнений становится совершенно очевидной после выполнения первого же задания. Оказывается, что ученики довольно легко усваивают последовательность риторических операций, правильно находят тезис в чужой речи и формулируют свой, понимают особенности разных риторических жанров. Однако очень трудно добиться того, чтобы дети говорили не то, что интересно и убедительно для них, а то, что покажется интересным и убедительным для предполагаемой аудитории. Обычно они с большим трудом осознают необходимость в этой ситуации встать на позицию другого человека, взглянуть на проблему его глазами. Именно поэтому вопросу изучения интересов и потребностей аудитории мы уделяем особенно много внимания, вспоминая об этом практически при рассмотрении каждой темы.

В связи с этим остановимся немного подробнее на конкретных упражнениях, используемых при изучении отдельных тем и способствующих лучшему пониманию этого аспекта.

После обсуждения особенностей формулирования темы речи обязательно поднимаем вопрос об уместности той или иной темы в определенной аудитории. Для закрепления выполняем такое упражнение:

"Помогите лектору оценить степень уместности темы для данной аудитории: можно использовать или нельзя; если можно, то в каком аспекте, если нельзя, то почему.

1. В ЖЭУ перед пенсионерами: а) Социальная политика правительства; б) 0 воспитании молодежи; в) Мода вчера и сегодня; г) Что такое современный рок? д) Секреты рационального питания.

2. На женсовете: а) Мода вчера и сегодня; б) Спорт — посол мира и дружбы; в) Секреты французской кулинарии; г) Налоговая политика в Мексике; д) Социальная политика правительства.

3. В шахматном клубе: а) Спорт—посол мира и дружбы; б) Вклад А. Карпова в теорию эндшпилей; в) 0 новейших приемах рыбной ловли; г) Новая система организации турниров по переписке; д) Как вести себя в обществе.

4. Перед школьниками старших классов: а) Что такое современный рок? б) Вклад А. Карпова в теорию эндшпилей; в) Как вести себя в обществе; г) 0 новых методах выращивания клубники; д) Гастрольная афиша Волгограда.

5. На родительском собрании: а) 0 воспитании молодежи; б) Гастрольная афиша Волгограда; в) 0 новой методике преподавания математики в старших классах; г) Как помочь детям подготовиться к экзаменам? д) Как организовать фермерское хозяйство?"

После изучения задачи речи выполняем такое упражнение:

"Сформулируйте задачу вашей речи в зависимости от предполагаемой ситуации: Тема: Петя Смирнов — лучший оратор нашей школы. Ситуации: 1. Организатор конкурса юных Цицеронов сообщает на педсовете о результатах конкурса. 2. Классный руководитель рассказывает одноклассникам Пети о результатах конкурса. 3. Председатель жюри обосновывает участникам конкурса решение жюри". В процессе обсуждения выясняем, что в первом случае задачей оратора скорее всего будет: проинформировать учителей о результатах конкурса; во втором случае оратор выступает с поздравительной речью, поэтому его задача — похвалить Петю; в третьем случае оратор хочет убедить аудиторию в правильности принятого решения, объяснить, почему именно Петя стал победителем конкурса. Аналогично разбирается и такой пример: "Тема: Реклама — двигатель прогресса. Ситуации: 1. Представитель рекламного агентства выступает на предприятии. 2. Ученик выступает перед своим классом на уроке по экономике (раздел "история экономики"). 3. Тот же ученик повторно выступает после того, как класс не согласился с концепцией речи.

Далее обращаем внимание на то, что и тезис должен быть сформулирован обязательно с учетом специфики предполагаемой аудитории. Закреплению этого положения служит такое упражнение: "Выступите на каждую из следующих тем не менее чем перед тремя различными аудиториями. Опишите особенности предполагаемой аудитории. Как вы их будете учитывать? Сформулируйте тезис каждой речи. Темы: 1. Самая острая экологическая проблема Волгоградской области. 2. О необходимости гуманного отношения к животным. 3. Нужна ли молодежи классическая музыка и др."

Однако наибольшее внимание специфике предполагаемой аудитории уделяем при изучении аргументации. Начинаем рассмотрение этой темы с обсуждения рассказа А.П. Чехова "Дома", в котором отец, прокурор окружного суда, пытается объяснить семилетнему сыну, что курить вредно. Сначала он использует эмоциональное доказательство: "Я тебя не люблю и ты мне не сын...", потом правовое: "Ты не имеешь права брать табак, который тебе не принадлежит...", затем обращается к медицине: "Особенно же вредно курить таким маленьким, как ты, у тебя грудь слабая..." Однако ничего не действует, ребенок не воспринимает аргументацию. Наконец, отец понимает, что "нужно также уметь и мыслить на его манер". После этого приходит верное решение, и отец начинает рассказывать сказку о старом царе, у которого от курения умер сын, и поэтому царство было завоевано и разрушено врагами. "На Сережу сказка произвела сильное впечатление. Он вздрогнул и сказал упавшим голосом: "Не буду я больше курить" Из этого делаем вывод, что каждая мысль, которую оратор хочет донести до слушателей, сделать их достоянием, ввести в систему их убеждений, должна быть понятна и убедительна для них. Чем ближе доказательство к жизненному опыту слушателей, тем лучше оно подействует, тем легче дойдет до ума и сердца человека.

После этого я говорю: "Представьте себе, что вы взялись распространять в своей школе билеты на концерт классической музыки (вы получите премию с вырученной суммы). Убедите пойти на этот концерт учащихся младших классов, учащихся старших классов и учителей. Подумайте, какие аргументы покажутся убедительными для каждой аудиторий". Начинаем всегда со старших классов. Хотя это самая сложная, самая критически настроенная аудитория, но она и более всего близка оратору, ему не нужно слишком сильно перестраиваться. Всегда находится скептик, который заявляет: "Лично меня вы никогда никакими аргументами не убедите пойти на такой концерт". Я сразу же соглашаюсь: "Разумеется, мы и не рассчитываем убедить всех. Наверняка найдутся люди, которые не захотят пойти, несмотря на все наши усилия. Нам также вряд ли удастся найти аргумент, убедительный для всех слушателей. Мы даже, не будем к этому стремиться. Если каждый наш аргумент покажется убедительным хотя бы для нескольких ребят, будем считать, что цель достигнута". В результате обсуждения выясняем, что аргументы могут касаться содержания самого концерта, а могут быть по отношению к нему внешними, посторонними. Среди аргументов первого.типа самыми удачными обычно признают два: 1) "Ты читала интервью в прошлом месяце в "Литературке" ("Комсомолке", "Огоньке"...) с твоим кумиром Макаревичем (Пресняковым, Агутиным...)? Он признается, что его любимым композитором является Шостакович (Глинка, Чайковский). Если ты хочешь получше узнать своего любимого певца, проникнуть в особенности его творческой манеры, ты должна обязательно познакомиться с его любимыми музыкальными произведениями". 2) "Я слышал, что ты большой любитель рок-музыки. Ты, конечно, знаешь. что она почта всегда вырастала из классической музыки. Очень часто в рок-музыке встречаются мотивы, заимствованные из известных произведений классики. Программа нашего концерта составлена таким образом, чтобы познакомить аудиторию с наиболее популярными среди рок-музыкантов произведениями". Внешние аргументы более разнообразны и ситуативны. В зависимости от особенностей класса могут возникать разные типы доводов, однако чаще всего предлагаются доводы от авторитета 1) Та девушка, которая тебе нравится, уже купила три билета; 2) Наш тренер (футболист любимой команды...) уже решил отправиться на концерт; З) Главным гостем концерта будет А. Малинин (И. Николаев, Ф. Киркоров), который находится сейчас на гастролях в нашем городе. Поскольку наш задача — продать билеты, а не заинтересовать содержанием, одобряем и такие доводы: от обещания: "кто пойдет на концерт, будет освобожден от дежурства (участия в субботнике...)"; от угрозы: "в пятницу на уроке литературы вы будете писать сочинение "Осень в русской поэзии и музыке". Кто не пойдет на концерт, тот не сможет рассчитывать на хорошую оценку" и др.

А теперь переходим в младшие классы. Здесь аргументы по содержанию сводятся к минимуму. Обычно только один такой довод признается всеми удачным: "Ребята! Вы, конечно, любите читать сказки. А знаете ли вы, что многие композиторы писали музыку к нашим любимым сказкам? Я вас приглашаю на очень интересный концерт, где музыканты совсем по-новому расскажут вам "Золушку" и "Спящую красавицу", "Щелкунчик" и "Сказку о царе Салтане". Зато внешних аргументов здесь может быть очень много: повезут на автобусе, будут продавать вкусные пирожные, посмотрим на очень красивый зал в старинном стиле, в фойе висит выставка детских рисунков и т.д. и т.п. Совсем иное дело учителя. Здесь делаем упор на интеллектуальные и профессиональные интересы. Больше содержательных доводов: 1) Редкая возможность посетить выступление известного коллектива, который дает у нас один концерт по дороге из Парижа в Москву; 2) Замечательный коллектив, очень высокий уровень мастерства; 3) Самые лучшие редко исполняемые (или, напротив, наиболее популярные) музыкальные произведения, любимые всеми и пр. Но возможны и внешние доводы: 1) Когда еще удастся отвлечься от будничных забот и культурно отдохнуть (ведь не на боевики же, в самом деле, ходить!); 2) Ваши ученики уже купили билеты, неужели вы не пойдете с ними! 3) Нельзя прививать детям хороший эстетический вкус, если сами вы не будете эстетически развиваться; 4) На этот концерт придут все самые уважаемые люди нашего рода.

Разумеется, предлагают и другие доводы, но главное, чтобы мотивация для этой аудитории была обоснованной и убедительной. Обращать внимание на потребности и интересы аудитории, к которой мы обращаемся с речью, — важнейшая задача.

Аналогично выполняются и такие задания: 1. Ты подрабатываешь как агент по подписке. Твоя задача — уговорить как можно больше людей на что-нибудь подписаться. Как ты думаешь, что захочет выписать твоя учительница, соседка, друг старшего брата, бабушка и т.д.? И почему? В зависимости от интересов и потребностей собеседника предложи ему то издание, которое для него нужнее всего. При выполнении этого задания обращаем особое внимание на то, чтобы оратор демонстрировал интерес и уважение к увлечениям и потребностям собеседника, говорил вежливо и доброжелательно. 2. Вашу любимую учительницу выдвинули кандидатом в депутаты. Вы решили пойти по дворам и убедить избирателей голосовать за нее. В разных местах вам встречается разная аудитория: старушки на лавочке, молодежь с гитарой, мамы с детишками, бригада ремонтных рабочих во время обеда.

В дальнейшем задание усложняется, и теперь учащиеся выступают с речами от имени разных людей: 1. Ваш класс решено послать в колхоз собирать помидоры. Однако ребята должны сделать это добровольно, их необходимо убедить в нужности (для школы, для колхоза) этого дела или в том, что в колхозе будут созданы хорошие условия, что там будет весело и т.д. Сделай это от лица любимой учительницы; малознакомой классу учительницы, отвечающей за поездку; председателя колхоза; директора школы; старосты класса. 2. В вашей школе открывается выставка детского рисунка района. Выступи на презентации как участник выставки; организатор выставки; спонсор; родитель участника выставки; директор школы. 3. Твоего одноклассника собираются отчислить из школы за прогулы. Убеди директора школы не делать этого от имени старосты класса; классного руководителя; учителя физкультуры; родителя. Приступая к выполнению этого задания, сначала выясняем: каков статус говорящего; каков его интерес, его позиция, его отношение к затронутой проблеме; каково отношение аудитории (собеседника) к оратору; какого типа аргументы лучше всего приводить оратору; что в его речи будет наилучшим образом воспринято слушателями.

В результате обсуждения дети обычно приходят к выводу; что, например, участник выставки должен высказать радость, что имеет возможность принять участие в этой выставке и благодарность организаторам и спонсорам. Организатору хорошо бы в нескольких словах охарактеризовать подготовительный этап, поблагодарить спонсора и выразить надежду на успех выставки. Спонсор скорее всего захочет объяснить, почему он дал деньги на эту выставку и поэтому будет говорить о необходимости культурного возрождения нации и поддержке молодых дарований. Обязательно будет присутствовать элемент рекламы его фирмы. Родитель участника, очевидно, захочет сообщить, как трудно теперь всесторонне воспитать ребенка, как мало для этого возможностей и горячо поблагодарит организатора. И, наконец, директор, по-видимому, должен выразить радость по поводу того, что это мероприятие проходят именно в его школе и надежду на то, что оно будет способствовать правильному эстетическому воспитанию учащихся его школы. Иногда высказываются и другие идеи, но главное добиться, чтобы задачи и тезисы выступлений отличались друг от друга и. соответствовали выбранному образу. Это обсуждение проводится в.форме ролевой игры и вызывает большой интерес у детей.

А теперь вспомним рассказ И.Л. Андроникова "Первый раз на эстраде", тот эпизод, где И.И. Соллертинский приглашает Андроникова на должность помощника лектора Ленинградской филармонии, потому что имеющийся у них работник очень плох. Почему? Вот как об этом говорит в рассказе Соллертинский: "0 том, что в ходе беседы лектор должен уметь перестроиться, напоминать ему бесполезно. Недавно был запланирован симфонический утренник для ленинградских школ, точнее, для первых классов "А" и первых классов "Б", но по ошибке билеты попали в Академию наук и вместо самых маленьких пришли наши дорогие мафусаилы. 06 этом мой помощник узнал минут за пять до концерта, и не имея вашей способности учесть требования новой аудитории. он рассказал академикам и членам-корреспондентам, что скрипочка — это ящичек, на котором натянуты кишочки, а по ним водят волосиками, и они пищат. Почтенные старцы стонали от смеха, но это не совсем та реакция, которая нам нужна."

Что же делать, чтобы не оказаться в положении такого нерадивого лектора? Очевидно, что оратор должен, во-первых, хорошо знать предмет речи, а во-вторых, предвидеть заранее возможность изменения ситуации. Эта мысль кажется детям ясной и не вызывает возражений. Закрепление ее проводим в форме ситуативной игры. Я вызываю ученицу и говорю:

"Лена, у меня к тебе очень ответственное поручение. Ты, конечно, знаешь, что наш молодежный ансамбль "Подруги" хоровой студии детского центра (это, действительно, известный в городе коллектив) занял первое место на областном конкурсе вокалистов и готовится принять участие во всероссийском конкурсе. Однако до сегодняшнего дня не было известно, где состоится этот конкурс. И вот только что мы получили радостное известие. Принято решение, что этот конкурс состоится у нас в Волгограде через месяц. Сейчас в Детском центре проходит собрание всех кружковцев (там сидят и спортсмены, и рукодельницы, и танцоры, и хоровая студия). Я прошу тебя сейчас же поехать туда и сообщить им эту радостную новость. У тебя есть вопросы?" После уточнения деталей (в каком помещении пройдет конкурс, каковы условия проведения конкурса, кто в жюри и под.) мы обсуждаем задачу и тезис речи и выясняем, что речь информационная, аудитория в основном неподготовленная, не знакомая с предметом речи, поэтому выступление будет иметь преимущественно объяснительный характер. "А теперь, - говорю я, - ты приехала в Детский центр и видишь, что все спортсмены и танцоры давно разбежались, и в зале сидят только члены хоровой студии. Как изменится твоя речь?" Ясно, что этим детям не нужно объяснять детали, ведь они уже участвовали в подобных конкурсах и знакомы с процедурой лучше самого оратора. В той ситуации более уместна воодушевляющая речь - пожелать успеха конкурсантам, сказать, что мы все придем и будем за них болеть. Из информации остается только сообщение о том, что конкурс пройдет в Волгограде.

Аналогично можно разобрать и такие ситуации: 1. На торжествах по случаю годовщины победы в Сталинградской битве вы должны обратиться с приветственным словом к ветеранам. Однако программа изменилась, и ветераны пока заняты в другое месте. Перед вами сидит молодежная аудитория. 2. Наступила весна и оказалось, что школьный двор и соседний скверик, где так любят гулять дети, завалены мусором и грязью. Вам поручили организовать уборку этих мест силами вашего класса. Вы ожидали найти полное взаимопонимание. Но одноклассники настроены весьма скептически. 3. Вам поручили выступить с речью и поблагодарить спонсоров, предоставивших школе оборудование для дискотеки. Однако предыдущий оратор высказал половину приготовленных вами мыслей.

В заключение обращаем внимание и еще на один очень важный момент. Все мы гораздо чаще бываем слушателями, чем ораторами. Если для оратора важно правильно оценить и понять аудиторию, то и для слушателей немаловажно научиться узнавать как можно больше о говорящем по его речи. Выработке этого умения способствует такое упражнение: "Прочитайте высказывания ораторов. Ответьте на вопросы:.І.Что сказал оратор? 2. Что хотел сказать оратор? 3. Что он сказал о себе ненамеренно?" Ответ на первый вопрос — это краткий пересказ речи. Ответ на второй вопрос — это выяснение сверхзадачи речи, формулирование мысли, лежащей в подтексте речи. Отвечая на третий вопрос, мы определяем, что мы узнали о человеке, о его взглядах из его речи. Например: "Я думаю, — начал медленно Пигасов, — что есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые. сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут, и другим не дают. Женщины большею частию принадлежат к третьему разряду.

—Как это любезно! Одному я только удивляюсь. Африкан Семеныч, какая у вас самоуверенность в суждениях: точно вы никогда ошибиться не можете.

— Кто говорит! И я ошибаюсь, мужчина тоже может ошибаться. Но знаете ли, какая разница между ошибкою нашего брата и ошибкою женщины? Не знаете? Вот какая: мужчина может, например, сказать, что дважды два — не четыре, а пять или три с половиною, а женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка." (И.С. Тургенев "Рудин").

Что сказал оратор? Женщины очень эгоистичны и лишены способности мыслить логически. Что хотел сказать оратор? Необходимо держаться подальше от женщин и не иметь с ними никаких дел. Что он сказал о себе ненамеренно? Он человек умный, может мыслить афористично, но вместе с тем он язвительный и желчный женоненавистник.

В качестве учебного материала для этого упражнения рассматриваем отрывки из пьесы Г. Полонского "Ключ без права передачи", из комедии Мольера "Тартюф" и из повести О. Бальзака "Гобсек".

Такая система упражнений дает возможность сформировать сознательное отношение к применению риторических правил и рекомендаций, а главное, максимально приближает учебную ситуацию к жизни.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.