В сб.: Риторика диалога: Проблемы исследования и освоения в школе и вузе: Тезисы докладов Всероссийской сессии – научно-методической конференции (3-5 декабря 2001 г.). – Пермь, 2001. С. 4-6. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

В сб.: Риторика диалога: Проблемы исследования и освоения в школе и вузе: Тезисы докладов Всероссийской сессии – научно-методической конференции (3-5 декабря 2001 г.). – Пермь, 2001. С. 4-6.

2019-07-13 56
В сб.: Риторика диалога: Проблемы исследования и освоения в школе и вузе: Тезисы докладов Всероссийской сессии – научно-методической конференции (3-5 декабря 2001 г.). – Пермь, 2001. С. 4-6. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

О разграничении предметов "русский язык" и "риторика"

в вузовских программах

 

Как известно, риторика была введена в программы высших учебных заведений еще в 1991 году, и за прошедшие 10 лет преподаватели вузов проделали нелегкую работу по разработке концепций, созданию программ и учебных пособий, необходимых для качественного обучения студентов специфике речевого воздействия в соответствующей сфере общения. В связи с этим чувствовалась настоятельная необходимость внедрения этого предмета на всех формах обучения специалистов высшей квалификации. И вот пару лет назад такой предмет появился во всех программах вузов. Правда, он получил название "Русский язык", что создало большие трудности для преподавателей, поскольку ясно, что весь русский язык за весьма ограниченное время изучить невозможно, да и не нужно для студентов-нефилологов, а выбор аспекта преподавания связан с определенными сложностями. Не помогла и министерская программа, разосланная по вузам, поскольку в ней не чувствовалось единой концепции и сведения, которые она рекомендовала сообщать студентам, не представлялись бесспорно полезными для них (именно в таком подборе и такой последовательности). Мы специально произвели опрос преподавателей г. Волгограда и других городов, чтобы выяснить, что они считают целесообразным преподавать в рамках "русского языка" в вузах.. Прежде всего бросилось в глаза то, что уже подготовленными учебниками по этому предмету почти никто не пользуется, хотя многие о них слышали (видели, читали). Как правило, преподаватели выбирают тот аспект русского языка, который наиболее близок их сердцу и преподают именно его, тем более, что министерская программа предоставляет такую возможность. Наиболее стойкие риторы после вступительной лекции, посвященной обзору проблем русского языка, переходят к общей риторике, руководствуясь тем абзацем в программе, где говорится о публицистическом стиле, поскольку там есть все те слова, которые дают возможность изучать риторику: портрет аудитории, задача речи, основная мысль речи, аргументация и т. д. Примерно половина опрошенных сказали, что используют эти часы на преподавание основ культуры речи (борются с речевыми ошибками студентов), руководствуясь последней фразой программы: "культура русской речи". Многие используют "русский язык" для повторения орфографии и пунктуации, поскольку считают именно этот аспект наиболее полезным для их студентов, а в программе есть соответствующая фраза о необходимости повышения культуры письменной речи. Лишь в одной программе удалось обнаружить последовательное изучение материала, предусмотренного программой, т.е. стилей русской речи. Правда, остается совершенно непонятным, зачем студентам-нефилологам нужна функциональная стилистика. Большинство преподавателей так или иначе комбинируют сведения по стилистике, риторике, культуре речи и орфографии, что приводит к тому, что ни один из этих аспектов не оказывается рассмотренным глубоко.

Практически введение предмета "русский язык" привело к существенному оттеснению риторики из практики преподавания в высших учебных заведениях, и это не кажется оправданным. Если студент вуза пишет с орфографическими ошибками, избавиться от этого недостатка в течение одного семестра все равно не удастся. Если он не узнает о системе функциональных стилей русского языка и не познакомится с их языковыми особенностями, это почти не отразится на его будущей профессиональной деятельности. Однако если не обучать его грамотно строить свои высказывания, аргументированно воздействовать на аудиторию, правильно вести дискуссию, понимать специфику того или иного жанра деловой речи, он много теряет именно как будущий специалист, поскольку мы, как правило, обучаем людей, для которых речь – это рабочий инструмент, и они должны научиться им пользоваться.

Другой аспект этой проблемы состоит в том, что даже если преподаватель сознательно выбирает риторику как объект преподавания, это не означает, что он действительно сможет это сделать, поскольку во многих учебниках до сих пор не проводится разграничения риторики и смежных дисциплин. В некоторых пособиях собственно риторический материал сводится к одному разделу “Как работать над устным выступлением”, а все остальные заполняются сведениями из смежных наук. Это связано с тем, что хотя предмет риторики и определен точно, но в описании действий, необходимых для создания речи, имеется много неразработанных тем, которые часто заменяются общими советами. Вот типичное содержание одного такого учебника[11]: Введение: Риторика и ее место в системе научных знаний. 1 раздел: Краткий очерк истории риторики. 2 раздел: Теоретические и практические аспекты риторики. Глава 1: Основные виды красноречия (социально-политическое, юридическое и т.п.) Глава 2: Культура, выразительность и техника звучащего слова. Глава 3: Жестово-мимические средства общения. Глава 4: Риторика диалога (полемика, спор, дискуссия) Из этого перечня разделов видно, что в учебнике не хватает именно риторики, а представлены только второстепенные и дополнительные сведения.

Обычно авторы таких учебников предваряют разделы, посвященные посторонним сведениям, такими предисловиями: "Повышение речевой культуры учителя - необходимая составная часть совершенствования его педагогического мастерства. Но разве только преподаватели должны в совершенстве владеть культурой речи?... Речевая культура - показатель профессиональной пригодности и для дипломатов, юристов, для ведущих различного рода передачи по телевидению и радио, для дикторов, журналистов. Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги."[12] Далее следует весьма обширный раздел "Основы культуры речи", в котором сообщается о качествах речи (богатство, чистота, ясность, точность и т.д.), о различиях между устной и письменной речью, о нормах произношения и ударения, о функциональных стилях, об особенностях употребления профессионализмов, диалектизмов, терминов, иностранных слов и т.п. Другой раздел начинается с утверждения: "Но вот если этому же музыканту задать вопрос, как он, когда говорит, превращает воздушную струю в звуковую волну и где, при помощи чего эта волна превращается в звуки речи, то вряд ли можно ожидать вразумительного ответа. Да что музыканты! Не каждый профессионал-лектор, учитель, юрист, дипломат, политический деятель, для кого звучащая речь - профессиональная необходимость, даст правильный ответ. В то время, как для всех, кто по своей профессии "работает" голосом, речевой аппарат - своеобразный музыкальный инструмент, созданный природой и поэтому совершенный, который необходимо знать во всех тонкостях, чтобы успешно пользоваться им."[13] Далее подробно описывается речевой аппарат, дикция, интонация (даже перечисляются интонационные конструкции русского языка) и т.п.

Таким образом, в этих случаях вопрос: какие действия должен совершить оратор, чтобы создать грамотную речь? заменяется вопросом: что полезно знать человеку, который собирается стать оратором? На отрицательные последствия такой подмены указывал еще В.В. Одинцов, который писал о нежелательности беглого и неизбежно поверхностного пересказа основ философии, логики, педагогики, психологии, языкознания, этики и т.п., никак не связанных между собой и превращающих пособия по риторике в конгломерат отрывочных сведений: "Можно с уверенностью сказать, что при таком подходе не может быть единой системы понятий, охватывающей все эти факты, т.е. невозможно построить цельную,совершенную теорию ораторского искусства. Из этого, конечно, не следует, что оратору не нужно знать логику или языкознание. Соблюдение законов логики важно в любом виде деятельности. Однако очевидно, что изучение логики вообще, так же, как педагогики, психологии и т.д., не сделает человека оратором. К тому же поверхностное знакомство с этими науками дает мало, а основательное изучение немыслимо для оратора, специалиста в иной области."[14] Следовательно, автор считает, что такое построение учебников нецелесообразно по двум причинам: 1) в рамках учебника по риторики не может быть более или менее полного изложения основ соответствующих наук, а отрывочные сведения все равно не принесут ощутимой пользы обучаемому; 2) само по себе изучение смежных наук не прибавляет обучаемому риторических умений. Эти мысли были высказаны около двадцати лет назад, но не потеряли актуальности до сих пор, т. к. и в новейших учебных программах и учебниках по риторике мы видим точно такую же картину.

Чтобы отграничить круг собственно риторических проблем от проблем смежных дисциплин, рассмотрим несколько таких пограничных областей.

Риторика и культура речи. Культура речи ведает ресурсами языка, определяет, какие из имеющихся форм более предпочтительны в литературном языке и почему, что вообще свойственно современному состоянию литературного языка и каковы тенденции его развития. Так, в рамках культуры речи можно обсудить наличие двух форм множественного числа от слова договор: договоры и договора - причины появления, приоритеты употребления в литературном языке.

Риторика использует культуру речи как базис, предварительное условие речевой подготовки человека, приступающего к созданию своей речи и предлагает использовать эти знания с учетом ситуации, для определенной аудитории и в соответствии с задачей речи. Классический, часто цитируемый ответ академика И.П. Бардина на вопрос студентов о том, как он говорит: киломeтр или килoметр (“На заседании президиума АН - конечно, киломeтр, а то председатель морщиться станет; а на Уральском металлургическом заводе - конечно, килoметр, а то рабочие подумают: зазнался Бардин”) - выходит за рамки культуры речи и является исключительно риторическим: в разных ситуациях, для разных аудиторий академик ставит разные задачи и для их решения ему нужны неодинаковые речевые средства, которые он сознательно отбирает из описанной культурой речи системы. Следовательно, культура речи должна обеспечивать владение ресурсами русского языка, а риторика - умение использовать эти ресурсы в соответствии с ситуацией. И это совершенно разные задачи. Поэтому вызывают принципиальные возражения задания, которые обычно включаются в “риторики”:

Проанализируйте с помощью толкового словаря или других справочников лексику и фразеологию приведенных ниже предложений. Исправьте их, объясните характер ошибок.

Составьте предложения с данными ниже словами, соблюдая правильное управление. Проверьте себя по словарю.

Укажите варианты управления, которые имеют данные слова, составьте с ними предложения. Как меняется значение слова в зависимости от управления? Проверьте себя по словарю.

Риторика и стилистика. Прежде чем приступать к изучению риторики, будущий оратор должен познакомиться с системой функциональных стилей русского языка и принципами их выделения. Без этого работа над речью может оказаться недостаточно грамотной. Вместе с тем само описание системы стилей, стилистических ресурсов языка и т.п. совершенно не входит в задачу риторики и не требуется, поскольку стилистика может справиться с этой задачей самостоятельно. Риторика использует только готовые рекомендации стилистики при создании речевых произведений определенных жанров. Поэтому в рамках риторики уместны вопросы: в каком функциональном стиле строится инструкция (доклад, митинговая речь...)? Какие черты делового стиля необходимо использовать при создании инструкции? Но вызывает принципиальные возражения включение в риторики заданий типа:

Выделите в следующих предложениях речевые штампы, избыточные конструкции, канцелярские слова и выражения.

Проанализируйте стилистическую правку писателя, называя устраненные недочеты (смешение стилей, неточность словоупотребления, канцеляризмы, многословие, речевые штампы и т.д.)

Проанализируйте ошибки, допущенные в предложениях. Сделайте стилистическую правку.

Риторика и развитие речи. Нередко можно встретить в пособиях по риторике рассуждения типа: “Ребята не в состоянии пока распорядиться в полной мере всем богатством русского языка. Следовательно предстоит серьезная и кропотливая работа, прежде всего, над пополнением их активного словарного запаса. Развивать способности учащихся к общению и продуцированию собственных текстов предлагается вам с помощью специальных тестов. Тест “Подбери синонимы”... Тест “Поиск эпитетов”... Тест “Найди сравнение”...“[15] Разумеется, хороший оратор должен владеть всем богатством русского языка, должен развивать свою речь в течение всей жизни, но это не является задачей риторики. Разница между рассматриваемыми предметами состоит в том, что в рамках развития речи учитель работает над совершенствованием речи учащихся в целом, стремится ввести в их лексикон новые слова, фразеологические обороты, пословицы и пр. Риторика не рассуждает об усовершенствовании речи оратора вообще, она может только дать совет, какие речевые ресурсы нужно использовать, чтобы в конкретной аудитории успешно реализовать поставленную задачу. Поэтому вызывает возражения включение в риторику заданий, обращенных к рассмотрению ресурсов языка, а не уместности использования того или иного явления в речи оратора:

Расположите предлагаемые синонимы в порядке усиления степени признака и действия.

Придумайте как можно больше предложений со словами: язык, слово, речь, мышление, лексика.

Распределите следующие слова на группы с положительной и отрицательной эмоциональной окраской.

Таким образом, несмотря на всю важность совершенствования речи учащихся, эту работу нужно проводить на соответствующих занятиях, а не за счет риторики.

Риторика и лексика. Во многих случаях в рамках риторики предлагается изучение вопросов, входящих в компетенцию лексикологии. Сюда, в частности, относится подробное перечисление всех типов тропов, слов ограниченного употребления (диалектизмы, жаргонизмы и пр.), иностранных слов и пр. Что касается жаргонизмов, иностранных слов и пр., то здесь нужно иметь в виду, что лексика изучает их место в системе языка, а риторика - лишь оценивает уместность их употребления в конкретной речи. Сложнее с тропами, которые активно изучаются риторикой. Однако и здесь разница ощутима. Риторика не может рассматривать тропы списком, как свидетельство богатства русского языка (это прерогатива лексики), ее интересует, какого эффекта воздействия на слушателей можно добиться употребив в речи тот или иной троп, чего можно рассчитывать достигнуть с помощью этого тропа.

Поэтому в риторике не должно встречаться заданий типа:

В приведенных текстах найдите все метафоры и определите их тип.

Вспомните отрывки из литературных произведений, где прилагательные: прекрасный, ужасный, очаровательный и т. д. использовались в качестве эпитетов.

Придумайте по 4 примера на каждый тип тропа.

Риторика и логика. Логика - одна из наиболее родственных для риторики дисциплин, поскольку она определяет способы рассуждения, типы аргументов, отвечает за стройность и непротиворечивость высказывания. Сведения по теории аргументации могут включаться в учебники по риторики, однако при этом эти сведения обязательно должны подвергаться переосмыслению, приспосабливаться для нужд риторики. Нельзя просто перечислить основные законы логики или рассмотреть теорию силлогизма, нужно объяснить, как они работают в живой речи. Ведь логика, как правило, рассматривает исключительно доказательство и отвергает психологические способы воздействия, в то время как риторика интересуется особенностями речи в таких ситуациях, где действуют не только логические приемы построения высказывания (а логические действуют не всегда, не все и не в полной мере). Оратор обязательно должен познакомиться с логикой, но это знакомство должно состояться за пределами риторики.

Поэтому в риторике нежелательны задания типа:

Установите посылки и заключение в следующем выводе: "Все преступления - наказуемые деяния, поэтому хулиганство - наказуемое деяние, поскольку хулиганство - преступление".

Произведите превращения следующих суждений: а) все судьи - юристы; б) некоторые многолетние растения цветут один раз в жизни и т. д.

Восстановите энтимемы до полных силлогизмов с соблюдением всех правил их фигур. По каким признакам после этого можно установить неприемлемость этих энтимем? а) он не болен, так как у него нет повышенной температуры; б) некоторые металлы - химические элементы, так как все вещества - химические элементы и т. д.

Риторика и физиология. В некоторых пособиях по риторике, как уже говорилось, в качестве отдельного раздела предлагается для изучение строение речевого аппарата человека (пищевод, гортань, голосовая щель, мягкое небо, язык...); особенности дыхания и его роль в процессе речи; физиология голосообразования и качества профессионального речевого голоса (гибкость, полетность, выносливость и т.д.); дикция; и даже интонационные конструкции (ИК), типичные для русского языка и т. д. Нет никакого сомнения в том, что постановка голоса и хорошее владение техникой речи - чрезвычайно важные для оратора качества, а человек с непоставленным голосом вообще вряд ли сможет выступать публично, но все же перечисленные содержательные блоки должны изучаться в рамках фонетики, техники речи и пр., а не риторикой. В этом смысле между указанными предметами нет вообще никаких точек соприкосновения.

Поэтому в учебниках по риторике не должно быть заданий типа:

На какие особенности звучащей речи указывают следующие пословицы, поговорки, устойчивые выражения? Какие из них характеризуют темп речи?

Для отработки дикции больше всего подходят скороговорки. Прочитайте предлагаемые скороговорки. Сначала читайте медленно, четко выговаривая звуки. Постепенно убыстряйте темп чтения, следите за тем, чтобы не выпадали слоги и звуки. Особенно часто повторяйте те скороговорки, в которых встречаются трудные для вас звуки.

Проверьте работу своих резонаторов. Прочитайте стихотворение так, чтобы сначала работал грудной резонатор. При чтении второго куплета - средний резонатор. При чтении третьего куплета - верхний резонатор. Последние две строки читайте в два раза быстрее и с быстрым переключением с грудного - на головной и со среднего - на головной резонаторы.

Риторика и этикет. Нередко в рамках риторики предлагают изучать формулы речевого этикета. Нет слов, многие наши ученики совершенно не представляют себе, как нужно обращаться к людям, нередко невзначай наносят обиды, употребляя в речи неподобающие обороты. Обучение детей (да и не только детей) всему богатству имеющихся в языке ресурсов - важная задача, но она никак не связана с риторикой, которая может только рекомендовать черпать те или иные формулы из имеющегося запаса в соответствии с ситуацией и задачей речи. Поэтому в пособиях по риторике не должно появляться заданий типа:

Поздоровайтесь со своим другом, со знакомым, с преподавателем, с директором школы. (По каждой ситуации найдите не менее 5 вариантов с условием, что они не будут повторяться)

Придумайте как можно больше формул, при помощи которых можно поблагодарить человека, определите их стилевую принадлежность.

 Согласитесь с собеседником: “Климат как будто меняется в последние годы”. “Хорошо бы побывать на Канарских островах”.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.