Кольцевая линия Московского метрополитена — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кольцевая линия Московского метрополитена

2019-07-13 171
Кольцевая линия Московского метрополитена 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Она соединила почти все радиусы Московского метро и семь из девяти вокзалов столицы. Станции этой линии – глубокие; ее заранее рассматривали как укрытие в случае новой войны. Строилась кольцевая всего четыре года – с 1950 по 1954 год; это совсем немного для столь грандиозного сооружения. Ее депо расположено на Красной Пресне. В настоящее время каждая из двенадцати станций на кольцевой линии – пересадочная.

 

Из истории

Согласно легенде, Иосиф Сталин, выслушав план развития метро (без кольцевой линии), неожиданно поставил кофейную чашку на схему, оставив на ней пятно, окружавшее центр Москвы, и сказал: «Вот ваш главный недостаток, его и постройте». Якобы именно поэтому кольцевая линия обозначается на схемах коричневым цветом.

 

 

Это самая красивая и пышно оформленная линия Московского метро. Сталинский ампир – богатый, тяжеловесный, помпезный – представлен здесь во всем своем блеске. Каждая из ее станций достойна того, чтобы сказать о ней хотя бы два слова.

Пилоны «Краснопресненской» украшены не панно, а лепными барельефами. Восемь из них посвящены теме революции 1905 года и шесть – событиям 1917‑го. Их авторы: Н. А. Щербаков, Ю. П. Поммер, Ю. Г. Ушков, В. А. Федоров, Г. Н. Колесников. В северном торце станции, где сначала стояли скульптуры В. И. Ленина и И. В. Сталина, сейчас расположен переход. Наземный вестибюль выполнен в виде ротонды, у его входа установлена скульптура «Дружинник» (автор А. Е. Зеленский, 1955).

 

Из истории

Автором вестибюля был знаменитый Каро Алабян. В числе его проектов – знаменитые высотные дома. Из‑за них архитектор чуть было не лишился всех званий и самой жизни: на одном из совещаний Л. П. Берия в числе преимуществ новых зданий назвал их экономичность. Каро Алабян возразил, что экономичными эти здания никак не будут. Не имея аргументов, Л. П. Берия резко огрызнулся: «Будут». Вскоре после этого инцидента конструктора вывели из состава авторов проектов высоток, сместили со всех постов. Вскоре в мастерской Алабяна по указанию Берии вычислили «японского шпиона», арестовали… Теперь тюрьма грозила и самому конструктору. Тогда в дело вмешался А. И. Микоян и без объяснения причин отправил Алабяна в Армению. У конструктора в Москве остались молодая жена – актриса Людмила Целиковская – и годовалый сын. Алабян умер в 1959 году от рака легких.

 

 

В 1951 году И. Г. Таранов, Н. А. Быкова и Г. И. Опрышко удостоены Сталинской премии за «Белорусскую». Станция эта очень светлая, облицованная белым мрамором, ее оформление посвящено теме рассвета хозяйства и культуры Белоруссии.

Своды украшают 12 мраморно‑мозаичных панно, выполненных по эскизам художника Г. И. Опрышко мастерами мраморного завода Метростроя С. Волковым и И. Морозовым. До 1997 года в торце центрального зала стояла скульптурная группа «Советская Белоруссия» работы Матвея Манизера. При строительстве второго выхода выяснилось, что места на станции этой довольно массивной скульптуре нет, не смогли ее и извлечь из‑под земли. И тогда, к большому сожалению, скульптуру уничтожили, просто разрезав на части автогеном.

Станция «Новослободская» была открыта в 1952 году. Ее украшают 32 оригинальных витража из разноцветного стекла, обрамленные сталью и золоченой латунью и освещаемые изнутри. Автор художественного оформления станции – художник Павел Дмитриевич Корин. Торцевую стену станции украшает сделанное по его эскизу мозаичное панно «Мир во всем мире». На нем изображена счастливая мать с ребенком на руках; при Хрущеве с панно было удалено лицо Сталина, к которому тянулся ребенок. Витражи на пилонах изготовлены по эскизам Павла Корина в Риге.

 

Вот это личность!

Павел Дмитриевич Корин (1892–1967) – народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1958). Лауреат нескольких Государственных премий. Его наиболее известные работы – триптих «Александр Невский», портреты Жукова и Горького. Обширная коллекция икон, собранных Кориным, является одной из известнейших и наиболее изученных в России.

Из истории

Близ «Новослободской» расположена Бутырская тюрьма, построенная еще при Екатерине Второй. Здание темницы было спроектировано архитектором Матвеем Казаковым. С 1868 года заведение было центральной пересыльной тюрьмой, через которую ежегодно проходило порядка 30 тысяч человек. В 1905–1910 годах в тюрьме содержались Иван Каляев, Николай Шмидт, матросы с восставшего крейсера «Очаков», Владимир Маяковский. Во времена «ежовщины» в 1937–1938 годах в каждой камере находилось до 170 людей, а всего тогда в тюрьме одновременно содержалось около 20 тысяч человек. Среди известных заключенных Бутырки – Варлам Шаламов, Осип Мандельштам, Сергей Королев, Александр Солженицын, Евгения Гинзбург, Борис Фомин, Владимир Гусинский, Сергей Магницкий.

А самой первой «звездой», знаменитостью, побывавшей в стенах Бутырки, стал Емельян Пугачев. В январе 1775 года его до казни держали в подвале башни закованным в цепи. Эта башня и ее подвалы сохранились до наших дней, она охранялась с большой строгостью: говорят, что именно здесь в тридцатые приводили в исполнение смертные приговоры. После исполнения приговора труп сжигался в специальном контейнере, а пепел развеивался по ветру. Можно услышать рассказы о привидениях, бродящих в ней по ночам и беспокоящих охранников, о внезапно вспыхивающих и так же неожиданно исчезающих огоньках. Диггеры, забредающие в коллекторы рядом в тюрьмой, охотно расскажут вам о «сверхъестественном мерцании», порой замечаемом ими в подземных коридорах.

Из «Бутырки» порой совершались побеги, подчас удачные. Иногда заключенные использовали для этого подкопы и подземные ходы. Так, в сентябре 2001 года из «камеры смертников» сбежали три особо опасных преступника с большими сроками заключения. Проковыряв за несколько дней растрескавшийся цементный пол ложками, они прорыли ход, добравшись до коллектора, по которому и выбрались на улицу. Двоих задержали в Московской области через три недели. Третьего поймали только в апреле 2003 года. Изучив подробности дела, эксперты пришли к выводу, что побегу немало помогла вибрация от движения поездов в метро: она разрыхлила почву и разрушила цементный пол камеры.

 

 

Станция «Проспект Мира» до 1966 года называлась «Ботанический сад» – по расположенному рядом Аптекарскому огороду, старейшему ботаническому саду Москвы, заложенному еще при Петре I. Архитектор «Проспекта Мира» – знаменитый Алексей Щусев, а художественное оформление станции посвящено ботанике. Фасад вестибюля украшен скульптурами и оригинальными часами, внутри – смальтовое панно «Матери мира» художника А. Н. Кузнецова.

Роскошные мозаичные панно есть и на станции «Комсомольская», в создании которой тоже участвовал Щусев; они изображают оружие разных эпох. Свод центрального зала украшают восемь прекрасных картин из смальты и ценных камней; они созданы по эскизам П. Д. Корина. Пять из них – портреты русских полководцев (Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова), а три посвящены победе советского народа в Великой Отечественной войне. В торце зала у эскалатора – флорентийская мозаика, изображающая орден Победы на фоне красных знамен. Наземный вестибюль станции между зданиями Ленинградского и Ярославского вокзалов украшен барельефами Г. И. Мотовилова.

 

Вот это личность!

Академик Алексей Викторович Щусев (1873–1949) – заслуженный архитектор СССР (1930), лауреат четырех Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1952 – посмертно) – известен в первую очередь как автор Мавзолея Ленина на Красной Площади. Другие его проекты – здание Казанского вокзала, Центральный дом культуры железнодорожников, здание Наркозема на Садовой‑Спасской улице, гостиница «Москва», здание НКВД на Лубянской площади.

 

 

Станция «Курская» открыта 1 января 1950 года. Ее оформление очень строгое и необыкновенно стильное, станция лишена броских украшений и напоминает античный храм. Даже ориентация центрального зала вполне храмовая: вход – на западе, торцевая часть – на востоке. Это – храм Побед, и его создатели в 1950 году были удостоены Сталинской премии. Необыкновенно красив и аванзал с одной срединной колонной‑цветком, словно подсвеченной изнутри. Вестибюль оформлен как беседка, ее купол напоминает солнце с лучами. Лучей – шестнадцать, по числу республик, входивших тогда в состав СССР. По диаметру купола прикреплена надпись с текстом второго куплета гимна СССР:

 

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил.

Нас вырастил Сталин на верность народу,

На труд и на подвиги нас вдохновил.

 

В 1961 году по инициативе Никиты Хрущева вторую половину надписи уничтожили, тогда же чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города, но затем в начале двухтысячных все детали были возвращены на свои места. Это вызвало ярость москвичей, но фамилию тирана со стены так и не убрали. Вестибюль украшает хоровод женских фигур работы Николая Томского и пустая апсида, в которой некогда стояла скульптура Сталина.

В 1961 году по инициативе Никиты Хрущева вторую половину надписи уничтожили, тогда же чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города, но затем в начале двухтысячных все детали были возвращены на свои места. Это вызвало ярость москвичей, но фамилию тирана со стены так и не убрали.  

 

Это интересно

На станции висит табличка «Курская большого кольца», так как строительство еще одного – малого – предполагалось под Бульварным кольцом. За «Курской»‑кольцевой между главными путями расположен пункт технического обслуживания составов, от которого отходит соединительная ветвь на Люблинскую линию. Она используется для служебных перевозок и для отправки составов с одной линии на другую.

 

 

Станция «Таганская» расположена глубоко под Таганским холмом и имеет два последовательных эскалаторных наклона. Между ними – промежуточный зал, свод которого украшен росписью «Салют Победы» (художник А. К. Ширяева).

Пилоны центрального зала покрыты светлым мрамором и украшены майоликовыми панно с позолотой, изображающими воинов Советской армии. В южном торце центрального зала размещалась скульптурная композиция «Сталин и молодежь» (скульпторы Е. П. Блинова и П. А. Баландин), впоследствии замененное на панно тех же авторов с портретом В. И. Ленина, гербом СССР и союзных республик и изображениями городов‑героев Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы. Сейчас нет и его: в торце устроен переход на станцию «Таганская» Таганско‑Краснопресненской линии. В центре станции есть лестницы, ведущие на станцию «Марксистская» Калининской линии.

 

Это интересно

«Таганка – я твой бессменный арестант…» – наверняка каждый читатель этой книги хоть раз да в кругу друзей повторил слова народной песни. Речь в ней идет о Таганской центральной пересыльной тюрьме, находившейся близ Новоспасского монастыря на улице Малые Каменщики. Сооруженная в 1804 году, она повидала многих именитых арестантов и продолжала использоваться вплоть до 1958 года. В подвале тюрьмы казнили преступников. В 1958 году она была взорвана, на ее месте построили детский сад МВД и четыре жилых пятиэтажных дома для охранников Таганки. В настоящее время сохранилось одно из тюремных административных зданий и помещение бывшей прачечной (там сейчас ЖЭК). Перед сломом Таганская тюрьма представляла собой кирпичное шестиэтажное здание желтого цвета, внутри которой шли галереи, огороженные металлическими сетками для предупреждения попыток самоубийства.

Точно известно, что в тюрьме был по крайней мере один подземный ход, он вел в соседний Новоспасский монастырь, банями которого могли пользоваться заключенные. Диггеры утверждают, что этот ход был далеко не единственным, их мнение подтверждается и тем, что несмотря на крепость стен из тюрьмы время от времени убегали. Так, в 1905 году известная актриса М. Андреева, гражданская жена Максима Горького, на деньги Саввы Морозова подготовила побег нескольких большевиков из Таганской тюрьмы.

Именно в Таганской тюрьме поэт Леонид Радин написал песню «Смело, товарищи, в ногу». Здесь сидел видный большевик‑революционер Н. Бауман. В 1905 году сюда на несколько дней попал писатель Леонид Андреев. Его обвиняли в том, что он предоставил свою квартиру для совещания ЦК РСДРП. Залог в 10 000 рублей, внесенный Саввой Морозовым по просьбе Максима Горького, позволил Андрееву уехать за границу. Но и сам миллионер Савва Мамонтов провел в этой тюрьме в одиночной камере более пяти месяцев – за помощь революционерам. За проповедь «Голос крови», посвященную памяти лейтенанта Шмидта, здесь отсидел семь суток Павел Флоренский. По нескольку месяцев провели здесь революционер Л. Красин и будущий нарком просвещения А. Луначарский.

В конце 1937‑го года в тюрьме держали 82‑летнего святителя Серафима (в миру – Леонида Чичагова). Потом его вывезли в Бутово и расстреляли. Церковь считает Чичагова священномучеником. Во времена сталинских репрессий здесь содержались опальные ученые (академики Т. П. Кравец и Л. С. Лейбензон). Авантюрист Осип Шор, ставший прототипом Остапа Бендера, ненадолго попал в Таганку в 1922 году – за драку. В этой тюрьме провел дни перед казнью Лацис, бывший член коллегии ВЧК и один из инициаторов «красного террора». По недоразумению в 1942 году в Таганскую тюрьму попал выживший в бою на разъезде Дубосеково связной политрука В. Г. Клочкова – Даниил Кожубергенов. А. А. Власов и его окружение, просившие расстрелять их как солдат, в августе 1946 по приговору суда был повешены во внутреннем дворе Таганской тюрьмы. В феврале 1951‑го перед высылкой по этапу в Таганской тюрьме содержался известный целитель Порфирий Иванов, более всего знаменитый тем, что ходил в любые морозы без обуви и голым до пояса.

 

 

«Павелецкая» – единственная привокзальная станция на кольцевой линии, не имеющая прямого выхода к вокзалу. Пилоны ее зала декорированы решетками и колоннами, облицованы светлым мрамором и орнаментированы коричневым. Раньше в торце центрального зала находился бронзовый медальон Ленина и Сталина (скульптор М. Г. Манизер), замененный потом на мозаичное панно с изображением рабочего и колхозницы по эскизам художника П. Д. Корина. Еще два панно из мозаики (И. М. Рабинович) помещены на куполе вестибюля и над эскалатором.

«Добрынинская» – очень строгая и элегантная, оформлением пилонов напоминающая перспективные порталы памятников древнерусского зодчества. Светлый мраморный зал лишен украшений, за исключением одного смальтового панно на торцевой стене «Утро космической эры» художника С. А. Павловского. Зато вестибюль украшен тремя мозаичными панно с портретами Ленина, гербами республик и изображениями воинов Советской армии и трудящихся столицы, идущих в праздничном шествии по Красной площади (художники Г. И. Рублев и Б. В. Иорданский). Вестибюль освещают пять люстр с огромными рубиновыми звездами. По обе стороны от эскалаторов стоят грандиозные торшеры.

Перед входом в наземный вестибюль в 1967 году был установлен бюст Петра Добрынина – токаря Московского телефонного завода и участника Октябрьской революции, погибшего в 1917 году. Пилоны в центре станции украшены двенадцатью мраморными барельефами на тему труда народа республик СССР (скульптор Е. А. Янсон‑Манизер).

Станция «Октябрьская» (до 1960 года – «Калужская») задумывалась как торжественный реквием павшим в Великой Отечественной войне. Архитектор Леонид Поляков уподобил станцию храму, она напоминает раннехристианскую базилику. Свод подземного зала разделен арками, у основания которых – барельефы с изображением советских воинов. Ряды факелов ведут к апсиде с предполагаемым алтарем – нише с голубым небом, призванным отобразить «светлое будущее» страны. Эта апсида, закрытая решеткой в стиле ампир, стала мишенью для многих поколений остроумцев, иронизировавших по поводу «светлого будущего за решеткой». Однако правительственная комиссия ничего дурного в проекте не углядела, и в 1950 году автор станции Л. М. Поляков был удостоен Сталинской премии.

«Парк Культуры» отделан мрамором серых тонов. Его украшают барельефы из белого мрамора, рассказывающие о жизни советской молодежи, их авторы – И. А. Рабинович и Г. И. Мотовилов.

На кольцевой линии закончилась эпоха подземных дворцов. Ей на смену пришел хрущевский минимализм, строители и архитекторы вспомнили, что метро – не повод похвастаться богатством страны, а всего лишь вид городского транспорта. Повинуясь традиции, станции по‑прежнему отделывали, старались придавать им монументальный вид, но ни мозаик, ни лепнины более не использовали, да и мрамор стал редкостью.

На кольцевой линии закончилась эпоха подземных дворцов. Ей на смену пришел хрущевский минимализм, строители и архитекторы вспомнили, что метро – не повод похвастаться богатством страны, а всего лишь вид городского транспорта.  

И снова станция «Киевская», уже третья в метрополитене и единственная, которую действительно строили киевляне. Их проект одержал победу в конкурсе среди других сорока работ. Руководил строителями архитектор Евгений Катонин. Именно «Киевская», построенная уже после смерти Сталина, замкнула кольцо. Она стала, пожалуй, самой пышной и яркой на кольцевой ветке.

У станции – параболический свод, поддерживаемый расширяющимися кверху пилонами. Неповторимой ее делают 18 мозаичных панно в массивных лепных рамах. Они иллюстрируют историю взаимоотношений России и Украины, начиная с Переяславской Рады до мирной жизни в советской стране. Мозаики выполнены по эскизам художника А. Мизина, работавшего с большим коллективом помощников, в числе которых были Г. И. Опрышко, А. Г. Иванов и другие.

Станция была последней и самой «богатой» на изображения И. В. Сталина: их было пять. Потом все изображения уничтожили.

 

Это интересно

На одной из мозаик на станции «Киевская» – «Борьба за Советскую власть на Украине» – современные пассажиры усматривают у одного из партизан в руках мобильный телефон, а на коленях – ноутбук. В действительности он использует полевой телефон модели УНА‑И или УНА‑Ф, причем тяжелую трубку партизан держит двумя руками, а то, что принимают за ноутбук, – крышка от ящика с телефонным аппаратом.

Это интересно

В Московском метро уже несколько лет курсируют необычные поезда. По кольцевой линии движется шестивагонный состав «Читающая Москва». Внутри на стенах вагонов размещены иллюстрации, сделанные известными художниками к популярным литературным произведениям от русских былин до Сент‑Экзюпери и Марка Твена.

На Арбатско‑Покровской линии – поезд «Акварель», подаренный Школой Сергея Андрияки и расписанный как самим художником, так и его учениками; изображения пионов, хризантем, ромашек, подсолнухов – у каждой секции вагонов свой яркий неповторимый образ. По Сокольнической линии ходят поезда «Красная стрела» (аналог знаменитого скорого поезда Октябрьской железной дороги) и «Курская дуга», посвященный 60‑летию битвы; на Замоскворецкой – «Народный ополченец», тексты и рисунки на стенах которого пересказывают трагическую историю московского ополчения.

 

 

6. Калужско‑Рижская линия

 

Шестая линия Московского метрополитена пролегает с северо‑востока на юго‑запад города. Она обозначается оранжевым цветом. Некоторые ее станции – глубокие, а некоторые лишь «условно подземные». Через реку Яузу ведет крытый метромост. В составе линии 24 станции, ее длина – 37,8 км.

Эта линия – вторая по загруженности в Московском метро, она уступает только Таганско‑Краснопресненской. Ветку начали строить сразу после кольцевой в 1950‑е годы, чтобы соединить Всесоюзную Сельскохозяйственную Выставку с центром города. Потом линию продлили, и сейчас она соединяет старинное село Медведково (названное не в честь бурых лесных мишек, а по прозвищу владевшего им в XVI веке боярина князя Василия Федоровича Пожарского) и бывший город Бабушкин, ставший одним из районов северо‑восточного округа столицы, с Теплым Станом и Битцевским парком на юго‑западе.

 

Это интересно

Часто можно увидеть на картах сокращение «Л. Бабушкин». Здесь Л – не инициал, а первая буква слова «летчик». Полярный летчик Михаил Бабушкин погиб в 1938 году при очередном вылете. В следующем году в его честь переименовали городок Лосиноостровский, а спустя сорок лет – назвали станцию метро.

 

 

Станция «ВДНХ» стала жертвой экономии. По первоначальному проекту ее пилоны обрамляли арки, украшенные зеленой с золотом флорентийской мозаикой. Эту работу поручили художнику В. А. Фаворскому, который создал орнаменты из переплетенных дубовых листьев и лент. Однако когда часть одного пилона уже была исполнена в камне, бюджет внезапно сократили. Дивной красоты мозаику безжалостно заштукатурили и закрасили темно‑зеленой краской. В результате станция, которая могла бы стать произведением искусства, выглядит довольно невзрачно и даже убого.

Среди достопримечательностей на этой ветке можно назвать акведук XVIII века близ «ВДНХ», Алексеевскую водокачку у станции «Алексеевская», Политехнический музей на «Китай‑городе», Третьяковскую галерею у «Третьяковской», «Палеонтологический музей» недалеко от станции «Теплый Стан» и роскошный теплостанский лес – остаток древней чащи, в которой сохранились чистые родники, курганы вятичей и остатки линии Московской зоны обороны, устроенной в 1941 на правом берегу речки Очаковки.

 

Это интересно

На оранжевой линии в течение почти двадцати лет существовала своя станция‑призрак – «Шаболовская», расположенная рядом со знаменитой телебашней. Тоннели и подземные залы были построены в 1962 году, а эскалаторные наклоны из‑за сложных геологических условий сумели пробить лишь к ноябрю 1980 года.

 

 

Недалеко от Донского кладбища, между «Шаболовской» и «Ленинским проспектом», за современными домами прячется небольшое оригинальное здание эпохи позднего классицизма (1920–1930‑е гг.), так называемая Дача‑голубятня. Некогда оно принадлежало графу Орлову, действительно любившему голубей. Известный знаток Москвы Н. П. Чулков полагал, что в этом доме собирались масоны и из него есть тайный подземный ход.

В составе «Третьяковской», названной в честь знамений картиной галереи, – два зала и так называемая кросс‑платформенная пересадка: для того чтобы сесть на другую линию, достаточно перейти на противоположную сторону платформы; но для того чтобы вернуться по той же ветке, нужно подняться и спуститься по лестнице, ведущей в параллельный зал. В южный зал прибывают поезда Калужско‑Рижской линии, следующие в сторону станции «Китай‑город», и поезда Калининской линии, следующие в сторону станции «Марксистская»; в северный зал прибывают поезда Калужско‑Рижской линии, направляющиеся к станции «Октябрьская»; на поезда Калининской линии из северного зала посадки нет, так как там конечная станция. Такая система пересадки считается удобной, но с непривычки может сбить с толку.

На этой станции есть закрытый неработающий переход. Метроманы утверждают, что он ведет в секретное «Метро‑2».

 

Из истории

Дважды – в 1981‑м и 2010‑м годах – на перегоне «Третьяковская» – «Октябрьская» загорались поезда. Оба раза персонал и пожарные службы реагировали быстро и оперативно, но из‑за молчания СМИ после первого случая (когда сгорело четыре вагона) стали ходить самые мрачные слухи: говорилось, что погибли люди; официально это не было подтверждено.

 

 

7. Таганско‑Краснопресненская линия (до 1990 года – Ждановско‑Краснопресненская)

 

Седьмая линия Московского метрополитена пролегает с северо‑запада на юго‑восток города. На схеме обозначается фиолетовым цветом. Ее конечная станция – «Планерная» – названа по расположенному рядом аэроклубу; «Сходненская» – по речке Сходне и таинственному «Сходненскому ковшу» – гигантской впадине, скорее всего, метеоритного происхождения. Следующая – «Тушинская» – по имени района, а тот, в свою очередь, в честь одного своего владельца, боярина Василия Квашни, за чрезвычайную дородность прозванного «Тушей». На противоположном, южном, конце линии находится электродепо «Выхино» и строятся еще несколько станций.

Это самая загруженная линия в Московском метрополитене. Самая глубокая ее станция – «Пушкинская». Южный участок с крупным пересадочным узлом Выхино, обслуживающим все Подмосковье, работает на пределе возможностей. Северный удалось частично разгрузить с проведением другой линии в Строгино и Митино.

Между «Щукинской» и «Полежаевской» есть станция‑призрак, о которой будет подробно рассказано позже.

«Полежаевская» была открыта в декабре 1972 года. Названа она не в честь известного поэта, а по имени рабочего, Героя Социалистического Труда Василия Дементьевича Полежаева, бригадира проходчиков, а затем начальника Московского метростроя. Именно его обычно называют одним из строителей секретного метро.

На станции «Китай‑город» – два зала, и тоже действует кросс‑платформенная пересадка. «Таганская» долгое время была конечной. Вблизи станции в сторону центра есть пошерстный съезд, раньше его использовали для оборота составов. От второго пути Таганско‑Краснопресненской линии отходит соединительная ветвь на кольцевую линию для служебных перевозок, которую некоторые проникающие туда диггеры любят фотографировать, выдавая за «Метро‑2».

 

Городская легенда

Смеющийся юноша

«Метропоезд шел от Таганской к Пролетарской. Это старый глубокий тоннель, и в поездах там часто бывает душно. От недостатка воздуха я начала задремывать, и мне приходилось периодически «встряхивать» саму себя, чтобы не заснуть. В очередной раз «встряхнувшись», я вдруг увидела, что к оконному стеклу прижимается лицо юноши, первой моей мыслью было, что бедняге грозит несчастный случай, а потом я сообразила, что поезд несется на бешеной скорости и живой человек просто не удержится у окна. Юноша – он был одет во что‑то серое, выглядел очень молодым и сильным, – посмотрел на меня внимательно, усмехнулся, показав крепкие белые зубы, потом вдруг дохнул на стекло и написал на запотевшем месте две буквы: С и Р. А потом, отпрянув в темноту, исчез».

Рассказчица не поняла, было ли это коротким сном или она действительно видела призрак. В Таганской тюрьме заключенные не только отбывали заключение, там также приводились в исполнение и смертные приговоры. Среди повешенных были и эсеры – «социалисты‑революционеры». Леонид Андреев описывает последние дни казненного в 1906 году эсера Владимира Мазурина, обвиненного в нескольких убийства и ограблениях. Мазурину было 19 лет: «По виду Владимир Мазурин был скорее похож на рабочего, чем на студента, носил пиджак поверх синей рубахи и небольшой серый картузик. Росту был он среднего, но широкоплеч, коренаст и, видимо, очень крепок…»

 

 

Самая громкая криминальная слава – у другой станции: «Выхино», в прошлом «Ждановской». Она построена так, что боковые платформы разделены, у них нет прямого перехода друг на друга. Если пассажир, прибывший на станцию из центра, решит вернуться обратно, ему придется выйти на улицу и еще раз пройти через турникеты, купив новый билет.

«Выхино», бывшая «Ждановская», – единственная станция в Московском метрополитене, на которую можно легально зайти бесплатно, поскольку на платформе в сторону области нет ни турникетов, ни контролеров; правда, с нее никуда не уедешь. В свою очередь, с платформы к центру формально нельзя выйти в город, поскольку турникеты у нее – только на вход. Это очень неудобно – станция весьма востребованная, на ней всегда толпы людей, и скорей всего, там сделают нормальную пересадку после продления линии в Жулебино.

«Выхино», бывшая «Ждановская», – единственная станция в Московском метрополитене, на которую можно легально зайти бесплатно, поскольку на платформе в сторону области нет ни турникетов, ни контролеров; правда, с нее никуда не уедешь. В свою очередь, с платформы к центру формально нельзя выйти в город, поскольку турникеты у нее – только на вход.  

 

Из истории

Убийство на «Ждановской»

27 декабря 1980 года возле поселка Пехорка, недалеко от дороги, ведущей в аэропорт Быково, нашли избитого, полураздетого и полузамерзшего человека. Его ограбили, но одежда валялась рядом; видно было, что раздели его специально, чтобы ускорить смерть. Пострадавшего отправили в больницу, где он через несколько дней умер.

Документов при нем не было, но в кармане нашлась записная книжка. Позвонив по одному из записанных там телефонов, работники милиции выяснили: жертвой стал сорокалетний заместитель начальника секретариата КГБ СССР майор Афанасьев. Поздним вечером офицер был схвачен постовыми милиционерами станции метро «Ждановская». Пьяные милиционеры вывезли Афанасьева за город, избили, раздели и бросили умирать. Хотя убийство было бытовым, оно внезапно оказалось политически ангажированным: его использовали КГБ и МВД в борьбе за власть при умирающем генсеке Брежневе. Убийцы в погонах были приговорены судом к длительным срокам заключения, четверо (Барышев, Лобанов, Рассохин и Попов) – к расстрелу. Суд был закрытым: власть решила не очернять правдой светлый образ советского милиционера. Секретность не слишком помогла: слухов по Москве ходило немало.

С этого расследования началась показательная чистка рядов МВД. По его мотивам был даже написан роман и снят художественный фильм.

 

 

Калининская линия

 

Восьмая линия Московского метрополитена, на схемах обозначается желтым цветом, на ней всего семь станций, вся длина ветки – 13,1 км. Строили ее к Олимпиаде 1980 года.

Линия полностью подземная, частично глубокая, частично – нет. Ниже всех лежит «Марксистская» – на 60 метрах от поверхности земли, – она четвертая по глубине после станций «Парк Победы», «Дубровка» и «Тимирязевская».

Линия эта очень нужная: рядом с ее станциями располагается четыре железнодорожных платформы; так она связывает значительную часть Московской области с центром города. Однако суеверные люди считают эту ветку метро «нехорошей»: ее маршрут почти полностью совпадает со страшным Владимирским трактом – дорогой, по которой по этапу вели в Сибирь осужденных

Арестанты шли пешком, небольшими группами, закованные в ручные и ножные кандалы. Пройдя 15–25 верст, они останавливались на привал, «этап». Для более длительного отдыха существовали специальные «этапные» и «полуэтапные» тюрьмы с огороженным двором. Арестантов охранял конвой. Кандальники шли не по проезжей части дороги, а по параллельным ей грунтовым тропам за рядами деревьев, посаженных вдоль тракта. Путь этот был очень тяжелым, люди болели, умирали, и часто их хоронили тут же, у обо чины.

В 1919 году часть Владимирского тракта от московской Рогожской заставы переименована в шоссе Энтузиастов. «Энтузиастами» А. В. Луначарский называл революционеров и политических заключенных, которые шли в ссылку этим трактом, но вскоре это значение забыли.

Однажды на «Авиамоторной» случилось ужасное. Семнадцатого февраля 1982 года около пяти часов вечера, вскоре после того, как на спускающийся резервный эскалатор ступили первые пассажиры, из‑за поломки механизма пропало сцепление тележек лестницы с двигателем, и эскалатор под тяжестью людей пополз вниз, набирая скорость. К этому времени общий вес пассажиров составил 12 тонн. Рабочий тормоз не смог остановить лестницу, аварийный тормоз тоже не справился.

Лестница катилась вниз в два раза быстрее, чем обычно; люди не удерживались на ногах и падали, загораживая проход в зоне нижней выходной площадки. За несколько секунд почти все пассажиры, находившиеся на эскалаторе, скатились вниз.

Трагедия длилась 110 секунд. Дежурный по эскалатору, увидев, что лестница движется ненормально, попытался остановить машину рабочим тормозом с пульта в своей кабине, но безрезультатно. Выскочив из кабины, он бросился к аварийному тормозу, но и это не помогло… В 17 часов 10 минут вход на станцию был ограничен, в 17 часов 35 минут перекрыт, а еще через десять минут станцию закрыли. Поезда проезжали без остановки.

В восьмидесятые газеты не писали о таких вещах: в стране Советов царила тишь да гладь. Единственная из всех, «Вечерняя Москва» написала коротко о том, что «среди пассажиров имеются пострадавшие». Зато активно работало «сарафанное радио», и столицу немедленно наводнили самые страшные слухи. Говорилось о сотнях погибших. Утверждали, что люди проваливались в находящееся под эскалатором машинное отделение, и работающие механизмы разрывали их на куски, что вся станция была залита кровью. Надо заметить, что пол «Авиамоторной» действительно вымощен мрамором красноватого оттенка, напоминающим запекшуюся кровь. Понимая, что с пористого мрамора любые загрязнения удаляются довольно трудно, и напрочь забыв о том, что пол станции выглядел точно так же и год назад, москвичи посчитали эти «кровавые пятна» доказательством правдивости самых жутких сплетен. Многие, не желая ходить по крови, стали избегать страшной станции, и «Авиамоторная» надолго стала пустынной и безлюдной.

В восьмидесятые газеты не писали о таких вещах: в стране Советов царила тишь да гладь. Единственная из всех, «Вечерняя Москва» написала коротко о том, что «среди пассажиров имеются пострадавшие». Зато активно работало «сарафанное радио», и столицу немедленно наводнили самые страшные слухи. Говорилось о сотнях погибших. Утверждали, что люди проваливались в находящееся под эскалатором машинное отделение, и работающие механизмы разрывали их на куски, что вся станция была залита кровью.  

Вопреки слухам, наводнившим город, люди не проваливались в машинное отделение, и никого не затянуло в механизмы. Все восемь погибших были задавлены массой навалившихся на них людей. Некоторые пассажиры, пытаясь спастись, запрыгивали на балюстраду эскалатора. Пластиковые листы облицовки действительно не выдержали и провалились, но под ними были не электромясорубки, а устойчивые бетонные основания. Упавшие ушиблись, но остались живы. Спустя девять месяцев на заседании Верховного суда РСФСР назвали точное число жертв: 8 погибших и 30 раненых.

Следователи выяснили, что в декабре 1981 года на четырех эскалаторах серии ЭТ «Авиамоторной» установили рабочие тормоза новой системы. Но мастер, не пожелав изучить новые требования, продолжал регулировать их по старой, привычной инструкции. Три месяца эскалаторы работали в аварийном режиме, потом сломалась одна из ступеней, деформировав и разрушив гребенку, а тормоза, которые должны были остановить потерявший управление эскалатор, не сработали.

Руководство метрополитена оказалось в сложной ситуации. С одной стороны, следовало немедленно проверить все эскалаторы серии ЭТ – поскольку на них часто жаловались, но для этого пришлось бы закрыть больше полутора десятков станций, а значит, парализовать главную транспортную систему города и вызвать громкий скандал.

Закрыта была только «Авиамоторная», на три недели. Работали на ней круглосуточно, в три смены и без выходных, бригадами по 70 человек. Эскалаторы на остальных станциях ремонтировали постепенно: укрепляли ступени, модернизировали тормоза, заменяли главные приводные валы и щиты балюстрады.

 

Из истории

Первая в мире крупная авария в метро случилась в 1903 году в Париже. Погибло 84 человека. В


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.