Эволюция юридических понятий и их закрепление в современном праве — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эволюция юридических понятий и их закрепление в современном праве

2019-07-12 375
Эволюция юридических понятий и их закрепление в современном праве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Правовая наука зиждется на категориальном фундаменте, апробированном временем и юридическими традициями. Определенное место среди них занимают, в частности, греческие, латинские, церковно-христианские лексилогические элементы в языке права, понятия, вошедшие в отечественный юридический язык из галлицизмов, германизмов, англицизмов и иных прижившихся лингвистических корней права. Юридическая терминология органически связана с происхождением и развитием самого общества, государства и права. Однако исторические основы отнюдь не остаются раз и навсегда законсервированными в своей неизменности. Право, как и его терминология, не стоит на месте, отвечая возникающими общественным потребностям. Закономерно появляются новые понятия, отходят в небытие старые, возрождаются несправедливо и давно забытые, соответственно меняются определения.

В этом процессе немало и субъективного, наносного, что нередко связано с авторитетом и компетентностью тех, кому дано фиксировать в праве тенденции и фактически сложившиеся отношения и результаты. Вспомним виднейшего немецкого мыслителя Иммануила Канта (1724-1804), который иронично писал более 200 лет тому о современниках, что все еще продолжают поиски определений для собственного понятия права. И спустя столетия так же ломаются копья теоретиков, пытающихся отстаивать именно свое концептуальное видение права, давать собственную трактовку многих других понятий и категорий сегодняшней юридической теории.

В то же время важно подчеркнуть именно закономерность процессов объективных перемен в юридических понятиях. Они неизбежны, поскольку истинным критерием корректирования традиционных образцов юриспруденции всегда служила практика, т.е. в конечном результате изменяющиеся общественные отношения, которые требовали и нового правового регулирования.

Представляется очевидным выделение следующих групп понятий, закрепленных современным правом.

- Юридические понятия, которым возвращен первоначально заложенный в них смысл.

Понятийный аппарат юридической науки во многом связан со словами, восходящими к терминологии предыдущих эпох. Но далеко не всегда первичный юридический смысл слова или выражения оставался неизменным. Примечательна в этой связи эволюция одного из наиболее принципиальных понятий права, а именно - закона. Так, в Риме первоначально латинский термин "lex" означал всякое правило, которое римский гражданин устанавливает для себя или вместе с другими (например, при составлении завещания или договора), т.е. в законе закрепились взаимные права и обязанности сторон, его подписавших. Позднее рамки понятия значительно расширяются, поскольку действие закона распространяется на широкий круг лиц, повинующихся его предписаниям "в силу разных оснований, по словам знаменитого афинского оратора Демосфена (ок. 384-322 гг. до н.э.), но главным образом потому, что всякий закон есть мысль и дар бога, решение мудрых людей... и общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней".

А в Законах XII Таблиц записывается положение о том, что любое решение народного собрания должно иметь силу закона. Последний таким образом обретает форму юридической регламентации, установленной народом и потому обязательной для исполнения. Институции Гая закрепляют определение закона, звучащее весьма современно и сегодня: "Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил".

В условиях перераспределения верховной власти в государстве в пользу правителя исключительная законодательная прерогатива народа вначале совмещается с правотворческими полномочиями монарха, поскольку, как утверждается в Кодификации Юстиниана, "и то, что решил император, имеет силу закона", а затем и нередко переходит к нему полностью. Закон признается нормой, исходящей от высшего авторитета в государстве, и в силу этого на долгие столетия размывается его первичное понимание как акта народной воли.

С появлением конституционных или парламентарных государств, строящихся на принципе разделения властей, создание законов вновь становится единоличной функцией представительного (законодательного) органа, который лишь в особых случаях может делегировать свои законотворческие полномочия исполнительной власти. Закрепившиеся тенденции отражаются и в определении самого законодательного акта, который вновь рассматривается как важнейшее правило поведения в обществе, принимаемое и утверждаемое парламентом - носителем первичной воли народа.

Если же воспринимать закон в качестве основы системы современных источников права, то на сегодня он предстает обладающим высшей юридической силой нормативным правовым актом, принятым в особом порядке непосредственно народом путем референдума или его представительным (законодательным) органом, и регулирующим важнейшие стороны общественной и государственной жизни.

- Юридические понятия, которые приобретают новое смысловое значение при современном использовании.

Смысл слова или словосочетания становится совершенно иным либо им придают ограничительное или расширительное толкование, в любом случае отличное от того, каким оно было при введении понятия в правовую лексику.

В качестве примера сошлемся на широко известное понятие "юрисконсульт". В Риме iurisconsultus (правовед) являлся юристом в широком смысле как знаток правовой теории и практики, который давал также консультации и заключения. В современном понимании юрисконсульт - работник правовой службы организации, в функции которого входят: контроль за законностью приказов и распоряжений администрации; участие в составлении договоров и соглашений организации с иными субъектами правоотношений; оказание правовой помощи членам трудового коллектива; ведение дел в суде, по которым организация выступает как истец или ответчик, и т.п. Налицо ограничение первично заложенного в юридическое понятие смыслового содержания.

- Юридические понятия, которые не изменяли содержания, адекватно соответствуя своему первоначальному значению.

К таковым можно отнести понятие, определяемое термином "презумпция невиновности". В него вложено положение, согласно которому "каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты" (ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.). В правовой истории юридическая теория и правоприменительная практика различных государств нередко позволяли себе игнорировать эту основополагающую идею законности и правопорядка в цивилизованном обществе, пренебрегать ею, ложно истолковывать. Однако истинный смысл презумпции невиновности оставался тем же, что и при начальном формулировании. Еще римский юрист Домицилий Ульпиан восклицал в своих "Институциях": "Лучше оставить преступление безнаказанным, чем осудить невиновного!". Ныне презумпция невиновности повсеместно признана важнейшим принципом права и в качестве таковой присутствует в подавляющем большинстве современных конституций.

- Юридические понятия, которым вновь придается общепринятое значение в результате их терминологического очищения.

Подобное определение следует отнести к терминологии, имевшей двусмысленное значение и избавленной от дополнительной смысловой нагрузки, от идеологических и политизированных наслоений.

В частности, в условиях господства социалистической идеологии официальная правовая доктрина переписывала общие юридические понятия и категории, включая в них обязательную для классового понимания государства и права атрибутику. Теоретически обосновывались и закреплялись законодательно словосочетания с идеологической "привязкой": "социалистическое правосознание", "социалистическая законность", "социалистический правопорядок" или "социалистическое правовое государство". Крах идеократии привел помимо прочего и к восстановлению прежнего смысла многих, в том числе юридических понятий, избавленных от сочетаемости с навязанными ценностями и идеалами.

- Возрожденные юридические понятия, вновь вошедшие в лексикон права после многолетнего забвения.

В отечественной государственно-правовой теории и практике таковыми являются, например, губернатор, казенное предприятие, судебный пристав, мировой судья, суд присяжных и т.п. Использование подобной терминологии в действующем законодательстве прекратилось с крушением Российской империи и возобновилось лишь в самом конце прошедшего тысячелетия в иных общественно-политических условиях.

- Юридические понятия, заменяющие традиционно использованную терминологию, которая ныне противоречит международным требованиям.

Примером может служить понятие "сильнодействующие вещества", доставшееся российскому праву от старой нормативной системы. Сейчас в связи с требованиями международного права новый статус "психотропных" или "наркотических" получили около 30 наименований контролируемых веществ, действующих на психику человека, которые фиксируются в российском законодательстве.

- Юридические понятия, которые закрепляются в процессе отражения в праве современных отношений и связей.

Они фиксируются в нормативных источниках в основном в силу возрастающего значения для общества и государства тех действий, которые составляют их содержание. Закрепление, в частности, в уголовном законодательстве (ст. 358 УК РФ) термина "экоцид" как совокупность действий, способных вызвать экологическую катастрофу, непосредственно соотносится с актуальностью создания юридических преград массовому уничтожению растительного и животного мира, масштабному отравлению атмосферы или водных ресурсов. Термин "рейдерство", означавший ранее "недружественный захват предприятий", ныне в силу своей асоциальной значимости оперативно вводится в юридический оборот законодательством многих стран. А компьютерное право, само являясь порождением современной технологической революции, оперирует понятиями, которые еще несколько лет тому назад вообще отсутствовали в каком-либо лексиконе (среди них, например, "хакер", "кракер", "киберск-ваттер", "кардер" и т.п.).

- Устаревшие юридические понятия, которые уже не отражают действующее право, но остаются в юридическом языке как исторический феномен.

Примером может служить понятие "спекуляция", входившее в уголовно-правовую терминологию в качестве отражения реально существовавшего состава преступления в период функционирования так называемой социалистической экономики. Так, Уголовный кодекс РСФСР до 1991 г. сохранял статью о спекуляции как скупке и перепродаже по повышенным ценам товаров в целях наживы. Ныне подобные действия уже не подпадают под юридическую оценку и расцениваются как поведение в рамках дозволенного обществом и государством в условиях рыночных отношений. Примечательно, что составители современных универсальных справочных изданий по праву (Большая юридическая энциклопедия, Российская юридическая энциклопедия, Большой юридический словарь) обошли вниманием это понятие, некогда служившее олицетворением сущности карательной политики государства.

 

Основные понятия государства

 

При исследовании общих закономерностей государственных и правовых явлений важно установить, прежде всего, то, что собственно становится непосредственным объектом изучения. Как государство, так и право понимаются различными науками весьма разнопланово, и потому целесообразно остановиться на основных их понятиях, которые существуют в силу многогранного проявления таких важнейших социально-политических явлений.

В юридической теории государство представляется как определенный способ организации и руководства обществом на началах подчиненности его членов властным структурам в общих интересах. Государство является особой организацией суверенной публичной власти, распространяющей ее на всю территорию и население на основе юридически обязательных велений.

Государство обладает специфическими признаками, ставящими его над иными элементами политической системы общества. Для выполнения возложенных на государство общих и специальных функций создаются соответствующие органы власти, использующие в этих целях правовые средства воздействия на поведение граждан. С другой стороны, право предназначается для ограничения государственного господства юридическими рамками.

В международном праве понимание государства связывают, прежде всего, с его ролью в качестве основного субъекта международных отношений. И потому его понятие фактически и юридически исходит из неотъемлемо присущего любому государству свойству - суверенитета. Последний, как собирательный признак, впитывает в себя наиболее существенные черты государственной организации общества, означая верховенство и независимость государственной власти в осуществлении собственной политики как в пределах своей территории, так и в межгосударственном общении. Международное право соответственно устанавливает обязанность всех реальных участников международно-правовых отношений уважать суверенитет любого государства, не вмешиваться в дела, составляющие суверенную компетенцию государства, исходить из суверенного равенства государств в отношениях друг с другом.

Во внутригосударственном праве, прежде всего в конституционном, государство ассоциируется с совокупностью официальных органов власти, действующих от его имени в масштабах всей страны (глава государства, представительный (законодательный) орган, правительство и иные органы исполнительной власти, суды). Его понятие раскрывается через полномочия и прерогативы системы разделения властей, их взаимодействие и взаимозависимость.

По отношению к религии, которое проявляется в различных формах ее закрепления в государственной жизни, современные страны рассматриваются как:

- светское государство - понятие, включающее в себя отказ официальной власти от признания в качестве обязательной или государственной какой-либо религии, имеющей распространение в данной стране. В таком государстве ни одно из вероучений не признается официальным или предпочтительным; религиозные каноны и религиозные объединения не могут влиять на деятельность государственных органов и их представителей, на государственный строй в целом. В свою очередь, государство не ставит препоны свободы совести и свободы вероисповедания, не вмешивается в деятельность религиозных объединений, действующих в рамках закона. Светский характер государства не препятствует ему оказывать из своего бюджета различную помощь религиозным общинам;

- атеистическое государство, которое функционирует на основе открыто враждебного отношения власти к религии, сопровождаемого гонениями на верующих, открыто проявляющих свои религиозные убеждения, а также запрещением официальной деятельности различных конфессиональных организаций;

- клерикальное государство, допускающее высокую степень воздействия церкви и ее институтов на государственную политику, но при этом сохраняющее светский характер власти, поскольку обеспечивает всем своим гражданам право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;

- теократическое (теистическое) государство, представляющее собой властную структуру, фактически управляемую церковной иерархией. Религиозные догмы провозглашаются официальными источниками права страны, и вся общественная жизнь подчинена каноническому праву.

В современном мире выделяют и иные формы взаимоотношения государства с обществом, закрепленные соответственно в понятийном ряде.

Социальное государство воспринимается в современном мире как такое государство, в котором населению обеспечивается определенный уровень экономических и иных благ, т.е. жизненно необходимый человеку прожиточный минимум. Понятие социального государства устанавливается современными конституциями в качестве важнейшей его характеристики. Выполнение главной задачи социального государства - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека - рассматривается целью, стремление к достижению которой должно быть приоритетным в системе государственных ценностей.

Конечно же, объявляемые социальные услуги и льготы должны быть реальными, обеспеченными действительными ресурсами страны. На практике же обещание всеобщего благосостояния и фактическое положение населения с социальным равенством чаще всего не совпадают. Особенно в условиях ослабления иных функций государства, кризиса власти, ее неспособности проводить эффективную, в том числе экономическую, политику. Поэтому вполне допустимо применение и иного термина - асоциальное государство, в котором подобающие нормальной жизни условия создаются лишь для правящей элиты.

Конституционное государство обычно понимается двояко. Прежде всего как государство, формально принявшее основной закон, устанавливающий систему зафиксированных в нем важнейших положений, которые определяют основание, цели и устройство государства, принципы и формы организации государственной власти и ее функционирования, взаимодействия различных составляющих власть ветвей, правовой статус личности, порядок взаимоотношений граждан с государством и т.п. Практически в мировом сообществе не осталось государств, не имеющих конституций как в виде единого специального документа либо как совокупности конституционных актов или представляющих собой сочетание важнейших законов, судебных прецедентов и обычаев страны. С их помощью происходит легализация государственной власти, т.е. юридически провозглашается правомерность ее установления на территории страны, организации и деятельности в отношении всего населения.

Не менее важно состояние фактически действующей конституции, которая легитимирует государство, придает ему характер законности, подтвержденный поддержкой со стороны общества, заключающего с государством договор о взаимных правах и обязанностях. Легитимная власть соответствует представлениям общества и граждан о должном в стране управлении, что подкрепляется реальностью конституции, степенью воплощенности конституционных норм и положений в действиях тех, чье поведение она регламентирует, - государственных органов, общественных организаций и объединений, граждан.

Демократическое государство охватывает своим понятием государство, в котором достигается высокая степень вовлеченности народа в организацию публичной власти в стране и в процесс практического контроля над ее осуществлением. "Демократия" как термин (от греч. demokratia - народовластие) и означает форму государственной власти, основанной на признании народа в качестве ее важнейшего источника. И потому речь идет о государстве, в котором его граждане имеют реальные возможности путем свободного волеизъявления определять и закреплять форму и способ правления в государстве, избирать полномочных представителей для принятия государственных решений от своего имени. В демократическом государстве также находят признание и гарантируются такие проявления демократизма, как разделение властей, политическое многообразие, равенство всех перед законом, реальность конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина, которые являются неотчуждаемыми и непосредственно действующими. Именно демократическое государство закрепляет легитимность государственной власти и ее подконтрольность народу, со своей стороны обеспечивая защиту и охрану его прав и свобод.

Если попытаться соединить вместе компоненты государства, реально воплотившего идеи и принципы конституционализма, стремящегося к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования и его социальной защищенности, обеспечивающего подлинное народовластие и в то же время связанного в своих действиях правом, то таким путем можно выделить еще одно понятие - правовое государство. Оно представляет собой демократическое государство, основанное на праве и верховенстве закона, которое осуществляет власть посредством ее разделения и при приоритете прав человека. Именно правовое государство определяет преимущественные тенденции развития демократических форм государственности в начале XXI столетия, являя собой закономерный итог длящегося не одно столетие процесса выработки наиболее рационального соотношения между государством и правом.

 

Основные понятия права

 

Различия в представлениях о праве существуют и вызываются его плюралистическим проявлением в жизни, что соответственно отражается в самих понятиях права. Их многообразие позволяет судить об этом целостном и однородном, но в то же время и сложном явлении с различных точек зрения, нередко рассматривающих право в более широком смысле, чем его юридическое (объективное) содержание.

В юридическом аспекте право представляет собой совокупность общеобязательных велений, установленных от имени государства и им обеспеченных, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на создание условий для нормальной жизнедеятельности личности, общества и государства в целом. Это объективное право, распространяющее в пределах своего действия заданный им масштаб свободы в поведении на всех своих субъектов и независимо от них.

В субъективном аспекте право рассматривается как обеспеченная юридической нормой мера возможного поведения конкретного участника правовых отношений. Субъективное право принадлежит установленному (персонифицированному) индивиду как рамки свободы его действий, обеспеченные соответствующими действиями иных субъектов.

Общее право как общесоциальное понятие позволяет обозначить установленную уровнем развития человеческой цивилизации совокупность правовых идей и начал, которые являются критерием права современного государства как части мирового сообщества. Эти показатели содержатся в общих (генеральных) принципах права, которые признаются важнейшими международно-правовыми документами и по которым оценивается соответствие правовой системы страны общепринятым в современном мире представлениям о праве, его сути, роли и социальной предназначенности. Среди них демократизм и гуманизм права, выраженная в нем справедливость, равноправие и законность, независимость правосудия и т.д.

Естественное право как понятие политико-правовой мысли включает в себя совокупность основных прав, данных человеку от рождения и проистекающих из его природы как существа разумного и в силу этого не зависящих от их официального признания и законодательного закрепления в отдельной стране. Такими неотчуждаемыми и неизменными правами признаются право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на частную собственность, право на свободу передвижения, свободу совести, свободу мысли и слова и др.

Неофициальное (неформальное) право как понятие свойственно так называемым дуалистическим (смешанным) правовым системам, где наряду с действующими от имени государства и им обеспеченными юридическими нормами осуществляют нормы, диктуемые образом жизни, религией или обычаями определенных общин или слоев населения. Их предписаниями регулируется поведение значительного числа людей в семейно-брачных, имущественных, наследственных, земельных и иных отношениях в ряде стран Тропической Африки, Индии, мусульманского мира, Дальнего Востока и Тихоокеанского бассейна.

Национальное (официальное) право является совокупностью нормативных установлений государства, соединенных в его законодательных и иных источниках права и отражающих в себе специфические черты (исторические, социально-экономические, национально-культурные и иные), а также правосознание конкретного народа и общества. Это так называемое позитивное право государства, формируемое в официально принятом порядке и являющееся общеобязательным для всего населения страны.

Международное право в своем понятии объединяет совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными участниками международного общения. Эти принципы и нормы являются результатом согласования государственных воль, компромиссом суверенных образований в пользу общих для всех стран интересов и целей. И потому международное право не входит в национальное право какого-либо государства, представляя собой особую систему собственных международно-правовых источников, отраслей и отношений, субъектами которой являются государство и международные организации.

В последние годы реально заявляет о себе право межгосударственных союзов (например, право Европейского Союза, право Совета Европы, право Содружества Независимых Государств, право Союзного государства Белоруссии и России, право Евразийского Экономического Сообщества), которое можно определить как правовой порядок, устанавливаемый рядом государств в отношениях между собой и ограничивающий тем самым суверенитет национального права в определенных сферах.

 

Контрольные вопросы по теме

 

1. Чем можно объяснить существование собственного языка права?

2. В чем отличие между юридическими понятиями и юридическими терминами?

3. К каким группам юридических терминов относятся следующие слова: "обязанность", "выборы", "товарищество", "промульгация"?

4. Что означает "полисемичность" юридической терминологии?

5. Чем вызывается появление профессионального жаргона у юристов?

6. Проследите эволюцию понятия "конституция". Всегда ли оно использовалось в своем современном юридическом значении?

7. Каким понятием можно обобщенно охарактеризовать "демократическое конституционное социальное государство"?

8. Приведите примеры современных клерикальных государств?

9. Что представляет собой право в юридическом и субъективном аспектах?

10. В чем различие между национальным и международным правом?

11. Имеют ли законодательное закрепление естественные права человека?

 

Дополнительная литература к теме

 

Бодров В.А. Совершенствование правовой терминологии в сфере "легализации (отмывания) имущества, полученного в результате совершения преступления" // Право и безопасность. 2007. N 1-2 (22-23).

Власенко Н.А. Жаргоны в праве: пределы и техника использования // Проблемы юридической техники: Сборник статей. Н. Новгород, 2000.

Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М., 2004.

Зайцева С.Г. Злоупотребление правом. К вопросу о соотношении слова и понятия // Юрист. 2002. N 1.

Мелькин А.А. Формирование юридических понятий в российской правовой системе: Автореф.... канд. юрид. наук. М., 2008.

Рогов В.А., Рогов В.В. Древнерусская правовая терминология в отношении к теории права // Очерки IX - середины XVII в. М., 2006.

Симаков К.А. Интерпретация термина "демократия" в Конституции Российской Федерации // Государство и право. 2007. N 11.

Скрипалев Е. Слово "нотариус" - латинского происхождения // Российская юстиция. 2003. N 5.

Словарь криминологических терминов. СПб., 2009.

Терминология российского законодательства: Справочник юриста / Сост. Р.Б. Сумцова. М., 2003.

Туранин В.Ю. Проблемы и перспективы унификации терминологии // Журнал российского права. 2002. N 11.

Хвостова К.В. Развитие правовых понятий в эпоху Средних веков (методологический и конкретно-исторический аспекты проблемы) // Вопросы философии. 2004. N 1.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.