Неисправности и отказы машин — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Неисправности и отказы машин

2019-07-12 311
Неисправности и отказы машин 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛЕКЦИИ

по дисциплине

 

«Техническое обслуживание транспортных средств»

 

 

Луганск 2004

 

 

Лекция №1

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Перспективное развитее предприятий и организаций всех форм собственности, крестьянских и фермерских хозяйств и предпринимательских предприятий, а также население страны находятся в неразрывной связи с транспортным комплексом.

Полученные научно-технические открытия привели к коренным изменениям в структуре экономики, включили в сферу производства и сбыта новые модели машин, оборудование, новые материалы и технологии; изменили организацию производства, системы сбыта; привели к ускоренному моральному старению машин и оборудования, сократили сроки их замены. Наблюдается массовое поступление на рынок принципиально новых видов транспортных средств и оснащения, парк которых достиг уже миллионов Высокая работоспособность и исправность парка транспортных средств может быть достигнута своевременным и качественным выполнением работ по их диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту.

В этих условиях возросли роль и значение технического обслуживания транспортных средств, которое превратилось на важную область сферы услуг. Сервис, который фирма-продуцент предоставляет клиенту сегодня, включает кроме технического обслуживания (ТО) и другие виды услуг. Главная задача ТО состоит в обеспечении постоянной готовности транспортных средств (ТС) к эксплуатации и высокой эффективности их использования.

Работа фирмы-продуцента по ТО начинается уже к заключению контракта купли-продажи — на стадии проектирования и производства ТС, а также в период подготовки их к продаже, которая называется предпродажным техническим сервисом. Таким образом, в наиболее общем виде ТОэто комплекс технических услуг, связанных с продажей и использованием ТС и обеспечением постоянной готовности их к высокоэффективной эксплуатации.

Из сути ТО вытекают две его важных функции: обеспечение оптимального и экономического использования покупателем приобретенных ТС, а также содействие расширению их продажи.

Между спросом на ТС и спросом на ТО есть двусторонняя связь. Спрос на технический сервис есть производной от спроса на ТС. И вместе с тем обеспечение сервиса купленных ТС расширяет спрос на них. Эффективный технический сервис дает возможность покупателю более эффективно использовать ТС и оказывает содействие увеличению продажи.

В условиях острой конкурентной борьбы обязательным условием успешной работы фирмы-продуцента есть создание развернутой и хорошо организованной сети ТО: консультационных пунктов, станций технического обслуживания (СТО), составов запасных частей, учебных центров и т.п.. Сеть ТО должна быть создана к началу работы фирмы-продуцента на соответствующем рынке (внешнему или внутреннему).

В условиях современного производства важные экономические показатели работы транспортного предприятия во многом зависят от уровня ТО ТС, которые находятся в эксплуатации, поскольку покупатель, который не желает или не может своими силами обеспечить ТО, практически не купит ТС до тех пор, пока не будет уверен, что он получит необходимый сервис.

В широком понимании сервис фирмы-продуцента включает большую часть всех операций, связанных с современной системой маркетинга, где ТО составляет часть всей системы производства и сбыта фирмы-продуцента. Более того, поскольку покупатель ждет получение максимального эффекта при использовании купленного ТС, ТО составляет важную часть всей программы маркетинга.

Современное развитие НТП привело к созданию более сложных и усовершенствованных ТС, которые требуют улучшения ТО и технической помощи покупателю этих изделий. Массовая механизация и автоматизация производственных процессов, все возрастающий парк ТС требуют развития и постоянного усовершенствования системы ТО и четкой работы всех ее подразделов.

Сегодня система ТО являть решающим фактором обеспечения высокой эффективности экономики, использование производственного потенциала государства и быстрого возрастания объемов выпуска продукции. Даже незначительные недостатки в сети ТО могут послужить причиной больших убытков для отдельной области и всего народного хозяйства в целом.

ТО ТС характеризуется значительным многообразием его организационных форм и методов. Но в основе этого многообразия лежит ряд общих принципов, которые сложилось в многолетней практике работы фирм-продуцентов. К важнейшим из этих принципов относятся такие.

Ответственность за организацию ТО ТС на протяжении всего периода их эксплуатации и использование несет, как правило, фирма-продуцент.

ТО является важным инструментом конкурентной борьбы монополий за рынки и сферы влияния.

Фирма-продуцент обеспечивает ТО ТС на протяжении всего периода их эксплуатации (к полной амортизации). ТС работают 5-10 и больше лет. На протяжении всего этого времени фирма-продуцент обеспечивает их ТО.

Система ТО ТС фирмы-продуцента включает комплекс услуг: снабжение запасных частей, обеспечение технической документацией, проведение ремонтных работ, обучение специалистов, изучение эффективности работы ТС, обоснование их преимуществ и недостатков, проведение модернизации ТС, которые обслуживаются.

Послепродажное ТО ТС является функционально автономным и организационно отделенным от системы продаж.

Фирма-продуцент организовывает ТО ТС независимо от ее масштабов и территориального расположения.

Предпродажный сервис включает изучение спроса на данный ТС, участие персонала в научно-исследовательских и проектно-конструкторских роботах, подготовка ТС к продаже, предоставление им товарного вида после транспортирования к месту назначения, монтажные и регулировочные работы, показ ТС в действия, содействие продажи ТС.

Послепродажный сервис делится на гарантийное и послегарантийное ТО ТС. Принципиальная разность между ними в том, что в период гарантийного ТО вся техническая помощь в соответствии с инструктивными материалами, при условиях выполнения инструкции по эксплуатации ТС, осуществляется фирмой-продуцентом, как правило, за свой счет, а после окончания гарантийного периода — за счет покупателя.

Гарантийный период является важнейшим и ответственным периодом в всей системе ТО ТС. В этот период закладывается основа правильной эксплуатации ТС персоналом покупателя для того, чтобы на протяжении всего срока эксплуатации ТС работал надежно, без отказов. В гарантийный период фирма-продуцент обеспечивает ТО ТС в полном объеме, начиная от разгрузки в пункте назначения, консультаций из эксплуатации ТС.

  Послегарантийный период фирма-продуцент на основе договоренности с покупателем проводит планово-предупредительное ТО, выполняет текущий ремонт, обеспечивает покупателя запасными частями, предоставляет консультации из эксплуатации ТС, проводит за необходимость модернизацию ДТС, учит персонал правилам ТО ТС.

С учетом названных факторов для современного ТО ТС характерны такие формы организации, по которым оно выполняется:

— непосредственно фирмой-продуцентом;

— фирмой-продуцентом через свои филиалы;

— фирмой-продуцентом через консорциум фирм-поставщиков отдельных узлов ТС;

— фирмой-продуцентом через независимые специализированные фирмы на договорной основе;

— через агентов и других посредников и концессионеров;

— фирмой-покупателем ТС при активном содействии и с помощью фирмы-продуцента.

Кроме приведенных основных форм организации ТО на практике случаются и другие, которые составляют модификации названных форм или объединения отдельных их элементов. Например, ТО может быть выполнен путем распределения функций между фирмой-продуцентом и покупателем ТС, или фирмой-продуцентом и независимой специализированной фирмой и т.д. Но и в этих случаях фирма-продуцент несет полную ответственность за ТО, помогает фирмам-посредникам или специализированным предприятиям, если они сами не могут полностью обеспечить ТО ТС.

В итоге следует заметить, что учебная дисциплина «Техническое обслуживание транспортных средств» относится к циклу фундаментальных и профессионально ориентированных дисциплин в направлении 0902 «Инженерная механика».

Предметом учебной дисциплины являются основные принципы и методы планирования, организации и проведения технического обслуживания транспортных средств и использование этих принципов в практической деятельности.

Цель дисциплины – подготовка специалистов к самостоятельному выполнению профессиональных задач на занимаемой должности в области обслуживания транспортных средств, максимальное поддержание их технической готовности и долговечности с обеспечением необходимого уровня эффективности, экономичности и безопасности движения при минимальных материальных и трудовых затратах.

Задачами дисциплины является формирование у студентов совокупности знаний, умения и навыков, необходимых для решения производственных задач ТО ТС.

 В результате изучения дисциплины слушатель должен знать:

- закономерности изменения технического состояния ТС, основы технологии и организации технического обслуживания и эксплутационного ремонта ТС, особенности влияния различных факторов на их работоспособность, порядок организации работ по восстановлению работоспособности, основные виды технологического и диагностического оборудования, основы технической диагностики, организацию и управление планово-предупредительной системой ТО и сохранения подвижного состава.

Должен уметь:

- предлагать, рассчитывать и внедрять технические идеи, направленные на обеспечение работоспособного состояния подвижного состава.

Иметь представление:

- о перспективах развития конструкций транспортных средств, направленных на снижение трудоемкости обслуживания с перспективами развития теории взаимодействия ТС с окружающей средой, снижения его вредного влияния на среду обитания людей.

Объектами профессиональной деятельности инженера по направлению 0902 «Инженерная механика» являются предприятия и организации транспортного комплекса разных форм собственности, сервисные и ремонтные предприятия, фирменные и дилерские центры транспортных и ремонтных заводов, маркетинговые и транспортно-экспидиционные службы, система материально-технического обеспечения, оптовая и розничная торговля транспортной техникой, запасными частями, комплектующими изделиями и материалами, необходимыми для эксплуатации.

 

Литература:

1.Крамаренко Г.В Техническая эксплуатация автомобилей. М.: Транспорт, 1983.-448 с.

2. Крамаренко Г.В Техническое обслуживание автомобилей. М:Транспорт, 1982.-368 с.

3. Канарчук В.Е. и др. Техобслуживание, ремонт и хранение автотранспортных средств. К.: Выща школа, в 3-х кн. Учебник. 1991.

4. Техническая эксплуатация автомобилей. Под ред. Кузнецова Е.С. М.: Наука, 2001.- 535 с.

5. Лудченко О.А. Технічне обслуговування і ремонт автомобілів: організація і управління: Підручник.-К.: Знання-Прес, 2004.-478 с.

6. Лудченко А.А. Основы технического обслуживания автомобилей. К.: Выща школа, 1987.-399 с.

7. В.П.Карташев, В.М. Мальцев. Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей. М.:Транспорт, 1979.-215 с.

8. Говорущенко Н.Я. Техническая эксплуатация автомобилей. Х.:ХГУ, 1984.-1984.-312 с.

9. В.В.Бернадский. Техническое оьслуживание и ремонт автомобилей. Учебник. Ростов н/д. Феникс, 2005.-448 с.

10. Положгние о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава.К.: Минтранспорт Украины, 1998.-43 с.

.  11.Нагомедзян Ю.А. и др. Эксплуатация и ремонт подвижного состава промышленного транспорта. Политех. ин-т, 1970.-103 с.

12. Айзенбург С.Я.и др. Локомотивное хозяйство. М., Транспорт, 1986-263с.

13. Хохлов Е.А. и др. Эксплуатация и ремонт локомотивов промышленного транспорта. М.: Транспорт, 1978.-200 с.

 

Лекция № 2

 

Основы надежности машин

Качество и надежность машин

 

Результатом производственной деятельности является создание материальных ценностей, предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. Созданные материальные ценности называются продукцией, которая может быть изделиями или продуктами.

Изделия — продукция промышленного предприятия, исчисляемая в штуках или экземплярах. К изделиям относятся машины, приборы, их детали и сборочные единицы.

Продукты — продукция, исчисляемая в килограммах, литрах, метрах и т. п. К продуктам относятся металлы, нефтепродукты, краски и т. д. По способу использования продукция может быть потребляемая и эксплуатируемая.

Качество выпускаемой продукции является одним из важнейших показателей деятельности предприятия.

Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением; свойство продукции — объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании и использовании. Из этой формулировки следует, что не все свойства изделия имеют одинаковую значимость и входят в понятие «качество». Например, качество автомобиля будет определяться тяговым усилием, удельным расходом топлива, наработкой до капитального ремонта и др.

Показатели качества продукции — количественная характеристика свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания или эксплуатации. Другими словами, качество складывается из свойств. Каждое свойство характеризуется одним или несколькими параметрами, которые могут принимать при эксплуатации различные количественные значения, называемые показателями.

 Так, одним из параметров топливной экономичности автомобиля (свойство) является контрольный расход топлива, количественное значение которого для конкретной модели (показатель) составляет 7 л/100 км.

Обычно рассматривают технико-эксплутационные свойства (ТЭС) транспортных средств, главными из которых являются: масса и габариты, грузоподъемность, вместимость, маневренность, безопасность, экологичность, топливная экономичность, динамичность (тягово-скоростная),   производительность, экономичность, надежность, цена и др.

При этом потребителя интересуют в первую очередь два главных показателя ТЭС: начальное значение показателя качества и стабильность в процессе эксплуатации, т.е. изменение свойств в зависимости от наработки с начала эксплуатации.

Стабильные ТЭС практически не изменяются в течении всего срока службы изделия (габаритные и весовые показатели, грузоподъемность, вместимость и др.)

Нестабильные ТЭС ухудшаются в процессе работы и по мере старения транспортного средства или агрегата (производительность, затраты на обеспечение работоспособности, интенсивность использования ТС и др.)

Качество транспортного средства — это совокупность свойств, определяющих ее способность выполнять свои функции в соответствии с требованиями. Все показатели качества автомобиля делятся на несколько групп: показатели назачения, технологичности, эргономические, унификации и стандартизации, экономические, экологические, эстетические и патентно-правовые.

.

Взаимосвязь показателей качества машин приведена на рис. 1.1

 

 


1.1. Показатели качества машин

 

В значительной степени стабильность ТЭС автомобилей определяется их надежностью.

Надежность ТС — один из важнейших показателей качества. Надежность — это свойство изделия, обеспечивающее выполнение заданных функций при сохранении эксплуатационных показателей в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.

Наработка — продолжительность функционирования изделия, измеряемая единицами пробега (километры), времени (часы), числом циклов. Различают наработку с начала эксплуатации изделия, наработку до определенного состояния (например, предельного), наработку интервальную, до первого отказа, между отказами и др.

Отказ— нарушение работоспособности ТС (детали, узла и т. п.). Повреждение заключается в нарушении исправности. В соответствии с теорией надежности ТС может находиться в состоянии работоспособности или неработоспособности, исправности или неисправности.

Работоспособность — состояние ТС или сборочных единиц, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют нормативно-технической (стандарты, технические условия и т.д.) и (или) конструкторской документации (мощность двигателя, сила тяги на крюке, расход топлива и т. д.).

Неработоспособность — состояние ТС, при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

Исправность — состояние ТС, при котором оно соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической и (или) конструкторской документацией.

Неисправность — состояние машины, при котором она не соответствует хотя бы одному из этих требований.

Понятие «исправность» шире, чем «работоспособность». Работоспособная машина в отличие от исправной удовлетворяет лишь тем требованиям нормативно-технической документации, которые обеспечивают ее нормальное функционирование при выполнении заданных функций. Однако машина может не удовлетворять, например, требованиям, относящимся к внешнему виду (дефекты кабины, облицовки и др.). Следовательно, работоспособная машина может быть неисправной, однако ее повреждения не препятствуют нормальному функционированию.

Надежность ТС — комплексное свойство, которое характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью, долговечностью и сохраняемостью. Каждое из указанных свойств надежности оценивается рядом технических и экономических показателей, физическая сущность и количество которых зависит от конструкции автомобиля, технологии изготовления и условий эксплуатации, качества технического обслуживания и ремонта.

Для оценки надежности ТС или сборочной единицы используются единичные и комплексные показатели надежности.

Виды трения и изнашивания

 

Виды трения. Причина износа деталей машин — внешнее трение. Согласно ГОСТ 27674—88, внешнее трение — это явление сопротивления относительному перемещению, возникающее между двумя телами в зонах соприкосновения поверхностей по касательным к ним. Трение сопровождается переходом части кинетической энергии в теплоту.

Изнашивание деталей, образующих неподвижные соединения, зависит от силы трения покоя.

Сила трения представляет собой силу сопротивления при относительном перемещении одного тела по поверхности другого под действием внешней силы, тангенциально направленной к общей границе между этими телами.

Трение покоя — трение двух тел при микросмещениях без макросмещения (до перехода к относительному движению).

Для деталей, входящих в подвижное соединение, изнашивание будет зависеть от силы трения движения.

Трение движения — трение двух тел, находящихся в движении относительно друг друга.

По характеру относительного движения трение движения разделяют на трение скольжения и трение качения.

Трение скольжения — кинематическое трение, при котором одна и та же точка одного тела соприкасается со следующими одна за другой точками другого тела.

Трение качения — кинематическое трение, в котором каждая из точек одного тела приходит в соприкосновение только с одной из точек другого тела, а точка их касания является мгновенным центром вращения (подшипники качения, зацепление шестерен и др.).

По характеру протекания процесса различают трение без смазочного материала и со смазочным материалом.

Виды изнашивания. Изнашивание деталей сопровождается сложными физико-химическими явлениями. Скорость изнашивания зависит от материала и качества трущихся поверхностей, характера контакта и скорости их взаимного перемещения, вида и значения нагрузки, вида трения и смазки, качества смазочного материала и от многих других факторов. В соответствии с ГОСТ 27674—88 установлены следующие виды изнашивания в ТС.

Механическое изнашивание — это изнашивание в результате механических воздействий. Этот вид изнашивания подразделяется на абразивное, гидроабразивное (газоабразивное), гидроэрозионное (газоэрозионное), кавитационное, усталостное, при заедании и при фреттинге. Кроме то имеются изнашивания при действии электрического тока, коррозионно-механическое, окислительное и при фреттинг-коррозии

 

 

Лекция № 3

 

Модели отказов автомобиля

 

Результаты испытаний автомобилей на надежность позволяют найти математическое описание полученных закономерностей т.е. вывести соответствующие формулы, по которым можно вычислить показатели надежности. Эти формулы принято называть математическими моделями. Поскольку показатели надежности являются случайными величинами, их математические модели должны показать, как распределяются показатели надежности в зависимости от наработки. Такими моделями являются законы распределения случайных величин.

С учетом того, что отказы автомобиля носят случайный характер, закономерности возникновения отказов можно установить на базе теории надежности двумя способами.

Первый способ основан на изучении физико-химических свойств и параметров элементов автомобиля, происходящих в них физико-химических процессов, физической природы и механизма отказов. При этом текущие состояния элементов и систем описываются уравнениями, отражающими физические закономерности.      

Второй способ предполагает изучение статистических вероятностных закономерностей появления отказов множества однотипных моделей автомобилей. При этом отказы рассматриваются как некоторые отвлеченные случайные события, а многообразные физические состояния элементов автомобиля сводятся к двум состояниям — исправности и неисправности (полной и частичной), которые описываются функциями надежности. Поскольку первый способ изучен пока еще недостаточно, рассмотрим второй, устанавливающий закономерности возникновения отказов автомобиля.

 

 

 
   

 

 


Рис. 2.3. Изменение нагрузки деталей автомобиля при его движении

 

Внезапные отказы. Изменение нагрузки (напряжения) отдельных деталей автомобиля в процессе эксплуатации имеет «пиковый»       характер (рис. 2.3). Если предположить, что отказ элемента автомобиля наступает в случае, когда нагрузка S превышает некоторый уровень , то в силу случайности изменения нагрузки момент отказа также случаен. Характерно, что отказ наступает независимо от времени нахождения элемента автомобиля в эксплуатации и технического состояния. Примером образования такого отказа могут служить излом зубьев шестерен главной передачи при движении автомобиля в условиях бездорожья, прокол шины автомобиля. В первом случае отказ может произойти вследствие «пиковой» нагрузки на главную передачу, превышающей допустимые пределы, во втором — из-за попадания острого предмета. В обоих примерах отказ не зависит ни от изношенности главной передачи и шины, от технического состояния автомобиля в целом. Для схемы мгновенных повреждений наработка на отказ подчиняется экспоненциальному распределению (табл. 2.2).

При экспоненциальном распределении наработки на отказ нет смысла прибегать к профилактическим работам. Действительно, поскольку отказ возникает лишь как следствие внешнего воздействия, выполненные профилактические работы не могут повлиять на причину отказа.

Постепенные отказы. Рассматриваемая схема соответствует ситуации, когда отказ образуется за счет постепенного накопления повреждений (постепенного старения или изнашивания). Для некоторых рабочих параметров автомобиля и его элементов заранее устанавливаются допустимые пределы, выход за которые квалифицируется как отказ. Изменение параметров вызвано старением деталей, и время (пробег) до выхода параметров за допустимый предел является временем (пробегом) безотказной работы. Например, поломка коренного листа рессоры может произойти в результате постепенного накопления усталостных повреждений без появления каких-либо внешних признаков.

В случае постепенного старения и изнашивания наработка на отказ элементов автомобиля в большинстве случаев подчиняется нормальному и логарифмически-нормальному распределению. В отдельных случаях она подчиняется гамма-распределению. Основные данные по этим распределениям приведены в табл. 2.2.

 

                                                                                             Таблица 2.2

 

 

Модель релаксации. Скачкообразное изменение состояния, возникающее как следствие накопления повреждений, называют релаксацией. Постепенное накопление повреждений может быть не прямой, а лишь косвенной причиной отказа. Примером такой схемы является разрушение деталей, которое возникло внезапно из-за резкого ухудшения условий эксплуатации — перегрузки, большие вибрации, экстремальные температурные условия и т. д.

Отказы в результате действия нескольких независимых причин. Такие отказы в практике эксплуатации автомобилей являются наиболее типичными. Применительно к шине автомобиля совершенно очевидно, что одновременно действуют две причины отказа: прокол шины из-за попадания острых предметов и постепенное изнашивание протектора. Аналогично обстоит дело с отказами шестерен, крепежных соединений и других деталей автомобиля. Их отказ возможен в результате постепенного старения или конструктивного несовершенства.

Следует помнить, что не всегда удается учесть все факторы, влияющие на отказ. Поэтому модель возникновения отказа оказывается в той или иной степени приближенной и принятый закон распределения отражает лишь некоторые черты наблюдаемого явления. Это вызывает необходимость учитывать конкретные потребности решаемой задачи параллельно с физической природой отказов автомобиля.

 

 

Профилактика отказов

 

Профилактика отказов — одно из основных направлений повышения надежности автомобилей в эксплуатации. В нашей стране принята планово-предупредительная система ТО автомобилей, отвечающая принципам планового производства.

Несмотря на достаточно широкое распространение этой системы, в нашей стране и особенно за рубежом все еще имеют место серьезные разногласия во взглядах не только по вопросам планирования и осуществления профилактических мероприятий, но и вообще о целесообразности их выполнения.

Важнейшее значение при рассмотрении вопроса об эффективности планово-предупредительной системы имеет классификация отказов в работе машин в зависимости от характера их возникновения. По этому признаку различают отказы внезапные и постепенные. В отличие от внезапных постепенные отказы можно предупредить, периодически производя технический осмотр машины, своевременно меняя детали, близкие к отказу, или выполняя крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы ТО.

Следовательно, нельзя говорить об эффективности планово-предупредительной системы вообще. Единственным критерием, который позволяет судить о целесообразности профилактического ремонта или обслуживания применительно к той или иной конкретной модели машины, является удельный вес постепенной составляющей в общем потоке отказов при ее эксплуатации.

Лекция № 4

Лекция № 5

 

 

Таблица 3.5

Категория условий эксплуатации

Условия движения

за пределами пригородской зоны (более 50 км. от границы города) в малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне В больших городах (более 100 тыс. жителей) I D1 – P1, P2, P3 - - II D1 – P4 D1 – P1, P2, P3, P4, -   D2 – P1, P2, P3, P4 D2 – P1 -   D3 – P1, P2, P3     III D1 – P5 D1 – P5 D1 – P1, P2, P3, P4, P5   D2 – P5 D2 – P2, P3, P4, P5 D2 – P1, P2, P3, P4   D3 – P4, P5 D3 – P1, P2, P3, P4, P5 D3 – P1, P2, P3   D4 – P1, P2, P3, P4, P5 41 – P1, P2, P3, P4, P5 D4 – P1 IV D5 – P1, P2, P3, P4, P5 D5 – P1, P2, P3, P4, P5 D2 – P5       D3 – P4, P5       D4 – P2, P3, P4, P5       D5 – P1, P2, P3, P4, P5 V   D6 – P1, P2, P3, P4, P5  

 

Исходные нормативы уточняют во второй части Положения по семейству автомобилей и корректируют с учетом условий эксплуатации.

Корректирование нормативов. Автотранспортным предприятиям и территориальным объединениям автотранспорта предоставлено право на корректирование нормативов ТО и ремонта путем изменения количественного значения этих нормативов при работе подвижного состава в условиях, отличающихся от тех, которые приняты для исходных нормативов, с учетом конкретных условий эксплуатации: ресурсные (на общесоюзном, отраслевом и внутриотраслевом уровнях) — для создания автотранспортным предприятиям сопоставимых условий работы; оперативные (на внутриотраслевом и хозяйственном уровнях) — для обеспечения эффективного использования на АТП трудовых и материальных ресурсов.

Корректирование производят изменением количественного значения нормативов ТО, перечня операций ТО; соотношения между объемами работ ТО и ремонта за счет включения в ТО характерных, часто повторяющихся операций ТР.

Корректирование нормативов ТО и ремонта подвижного состава в зависимости от условий эксплуатации осуществляется в соответствии с их классификацией (табл. 3.5), которая включает пять категорий условий эксплуатации. Категория условий эксплуатации автомобилей характеризуется типом дорожного покрытия D, типом рельефа местности Р, по которой пролегает дорога, и условиями движения.

Определено шесть типов (материалов) дорожного покрытия:                     D1 — цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;                                     D2 — битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом); D3 — щебень (гравий) без обработки, дегтебетон; D4 — булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники; D5 — грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами, лежневые и бревенчатые покрытия; D6 — естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и отвальные дороги, подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.

Исходные нормативы, регламентирующие ТО и ремонт подвижного состава, с целью обеспечения высокой эксплуатационной надежности автомобилей, повышения производительности труда ремонтно-обслуживающих рабочих и сокращения затрат на ТО и ремонт подвижного состава уточняют применительно к конкретным автомобилям и корректируют с помощью коэффициентов в зависимости от следующих факторов: условий эксплуатации автомобилей — К1, модификации подвижного состава и организации его работы — К2; природно-климатических условий — К3; пробега с начала эксплуатации — К4 и К΄4 размеров автотранспортного предприятия и количества технологически совместимых групп подвижного состава — К6.

Исходный коэффициент корректирования, равный 1,0, принимается: для I категории условий эксплуатации; базовых моделей автомобилей; умеренного климатического района с умеренной агрессивностью окружающей среды; пробега подвижного состава с начала эксплуатации, равного 50...75 % от пробега до КР; АТП, на которых производится ТО и ремонт 200...300 ед. подвижного состава, составляющих три технологически совместимые группы (табл. 3.6).

Технологически совместимая группа включает автомобили, конструкция которых позволяет использовать одни и те же посты и оборудование для ТО и ремонта. Организация работ и выбор оборудования для ТО и ремонта автомобилей внутри каждой технологически совместимой группы осуществляется с учетом производственной программы. Специальные или специализированные автомобили (за исключением самосвалов и фургонов) объединяют в дополнительные технологически совместимые группы с учетом базовой модели автомобиля и сложности установленного на нем специального оборудования.

Результирующий коэффициент корректирования нормативов получается перемножением отдельных коэффициентов: периодичность ТО — К1К3; пробег до КР — К1К;2К3, трудоемкость ТО — К2К5; трудоемкость ТР — К1К2К3К4К5; расход запасных частей — К1 K 2 K 3.

Таблица 3.6

Типы подвижного состава на автотранспортном предприятии

Технологически совместимые группы по типам и базовым маркам подвижного состава

I II III IV V
Автомобили:          
легковые АЗЛК, ИЖ, ВАЗ ГАЗ
грузовые ИЖ УАЗ, ЕрАЗ, ГАЗ ЗИЛ, КАЗ, Урал МАЗ, КрАЗ, КамАЗ
Автобусы РАФ, ПАЗ ЛАЗ (карб.), ЛАЗ (диз.)
    УАЗ КАвЗ ЛиАЗ  

 

Примечания: 1. Технологически совместимая группа включает подвижной состав, конструкция которого позволяет использование одних и тех же постов и оборудования для ТО и ТР.

2. Организация работ и выбор оборудования для ТО и ремонта подвижного состава внутри каждой технологически совместимой группы осуществляются с учетом производственной программы.

3. Специальный и специализированный подвижной состав (за исключением автомобилей-самосвалов и автомобилей-фургоков) формируется с учетом базовой модели автомобиля и сложности конструкции установленного на нем специального оборудования.

Результирующие коэффициенты корректирования нормативов периодичности ТО и пробега до КР должны быть не менее 0,5.

Значения коэффициентов корректирования (К1 — в зависимости от условий эксплуатации; К2 — от модификации подвижного состава и организации его работы; К3, К΄3, К΄΄3 — от природно-климатических условий, К3 = К΄3К΄΄3; К4,


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.