Вступительное слово Главы города Нижний Тагил — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Вступительное слово Главы города Нижний Тагил

2019-07-12 166
Вступительное слово Главы города Нижний Тагил 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПАСПОРТ СТРАТЕГИИ

 

Наименование Стратегия развития муниципального образования  «Город Нижний Тагил» Свердловской области до 2020 года.
Основные разработчики Администрация города Нижний Тагил Центр региональных экономических исследований Экономического факультета УрГУ (Екатеринбург) Министерство экономики Свердловской области
Авторский коллектив     1. Кузнецов Юрий Григорьевич - заместитель Главы Администрации города Нижний Тагил по стратегическому развитию и инвестициям; 2. Ларин Андрей Валерьевич – заместитель Главы Администрации города Нижний Тагил по экономике и финансам; 3. Кадочников Сергей Михайлович – декан экономического факультета УрГУ, д.э.н.; 4. Воробьев Павел Владимирович – научный сотрудник ЦРЭИ, к.э.н.; 5. Григорович Михаил Александрович – заведующий кафедры экономики ГОУ ВПО «НТГСПА» 6. Артемьева Елена Анатольевна – научный сотрудник ЦРЭИ; 7. Баландина Марина Сергеевна – научный сотрудник ЦРЭИ; 8. Коновалова Мария Александровна – научный сотрудник ЦРЭИ; 9. Останин Илья Валентинович – научный сотрудник ЦРЭИ; 10. Никитина Ольга Владимировна – научный сотрудник ЦРЭИ; 11. Тычинская Татьяна Александровна – научный сотрудник ЦРЭИ; 12. Щербинина Алла Анатольевна– научный сотрудник ЦРЭИ; 13. Щербинин Максим Михайлович – декан факультета Экономики и менеджмента НТИ (ф) УрФУ
Консультанты 1. Ахалая Вахтанг Гурамович - начальник управления стратегического развития Администрации города Нижний Тагил     2. Боголюбова Надежда Павловна – доцент кафедры экономической теории экономического факультета УрГУ, к.э.н. 3. Вахрушев Игорь Александрович - начальник управления по физкультуре, спорту и туризму Администрации города Нижний Тагил          4. Геворгян Каринэ Манвеловна - главный специалист управления стратегического развития Администрации города Нижний Тагил 5. Жеребцова Татьяна Владимировна - начальник управления по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации города Нижний Тагил          6. Кызласов Артемий Игоревич - директор представительства государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности «Внешэкономбанк» по Уральскому федеральному округу 7. Капкан Владимир Иванович – начальник управления культуры Администрации города Нижний Тагил     8. Хулап Оксана Львовна - начальник управления здравоохранения Администрации города Нижний Тагил     9. Новоторженцева Елена Васильевна - начальник управления инвестиционной политики и мер государственной поддержки Министерства экономики Свердловской области 10. Савина Ангелина Владимировна - начальник отдела по экологии и природопользованию Администрации города Нижний Тагил          11. Синицын Евгений Валентинович – зав. кафедрой финансового менеджмента и права экономического факультета УрГУ, д.ф-м.н. 12. Соложнин Анатолий Валентинович - начальник управления образования Администрации города Нижний Тагил 13. Суров Валерий Георгиевич - начальник управления социальных программ и семейной политики Администрации города Нижний Тагил 14. Удинцева Татьяна Аркадьевна - заместитель начальника управления образования Администрации города Нижний Тагил 15. Чистякова Тамара Петровна – начальник отдела прогнозирования и социально-экономического развития города Администрации города Нижний Тагил;          16. Язовских Дмитрий Валерьевич - начальник управления по делам молодежи Администрации города Нижний Тагил     17. Янец Анатолий Евгеньевич - начальник отдела промышленности Администрации города Нижний Тагил
Миссия города Обеспечение устойчивого повышения качества жизни населения города на основе экономического роста, диверсификации структуры экономики, развития социальной сферы и улучшения среды обитания. 
Цели стратегии Нижний Тагил 2020 – город нового стиля и образа жизни Нижний Тагил 2020 – город с диверсифицированной структурой промышленности Нижний Тагил 2020 – город с высоким уровнем экологической безопасности Нижний Тагил 2020 – город с развитой социальной инфраструктурой
Сроки и этапы реализации 1-й этап – 2010-2012 гг. – реализация мероприятий, необходимых для решения первоочередных задач в социальной и экономической сферах, включая подготовку институциональной базы. 2-й этап – 2013–2015 гг. – комплексная реализация мероприятий программы, создание основы для дальнейшего устойчивого социально-экономического развития города. 3-й этап – 2016-2020 гг. – полная реализация мероприятий стратегии, обеспечение выхода системы на заданные параметры и устойчивое функционирование.  
Источники финансирования Федеральный, областной и местный бюджеты, привлекаемые средства частных инвесторов.
Механизмы управления реализации стратегии Общее управление реализации Стратегии возлагается на Управление стратегического развития города Нижний Тагил Оперативное управление реализацией Стратегии осуществляется Главой города Нижний Тагил.

Оглавление

ПАСПОРТ СТРАТЕГИИ.. 2

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ГЛАВЫ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ. 2

ВВЕДЕНИЕ. 2

1.  ОСНОВНЫЕ ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ         В 2009-2010 ГГ. 2

Краткая характеристика социально-экономического развития города. 2

Производственный комплекс. 2

Финансовый сектор. 2

Внешнеэкономическая деятельность. 2

Инвестиции. 2

Развитие малого и среднего предпринимательства. 2

Развитие потребительского рынка. 2

Банковский сектор. 2

Уровень жизни населения. 2

Рынок труда. 2

Бюджет города. 2

Демография. 2

Обеспечение жилищных условий. 2

2.  ПРОЦЕССЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ. 2

Внешние вызовы долгосрочного развития города Нижний Тагил. 2

SWOT - анализ города Нижний Тагил. 2

3.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА. 2

Цель 1. НИЖНИЙ ТАГИЛ 2020 – город нового стиля и образа жизни. 2

Цель 2. Нижний Тагил 2020 – город с диверсифицированной структурой экономики. 2

Цель 3. НИЖНИЙ ТАГИЛ 2020 – город с высоким уровнем экологической безопасности. 2

Цель 4. НИЖНИЙ ТАГИЛ 2020 – город с развитой социальной инфраструктурой. 2

4.  ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА. 2

Развитие производственного сектора. 2

Рынок труда. 2

Экономическое положение населения. 2

Строительство. 2

Развитие малого и среднего предпринимательства. 2

Демографическое развитие. 2

5.  МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ.. 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 2

Основные цели, задачи и показатели развития малого и среднего предпринимательства

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 2

Основные цели, задачи и показатели развития экологии

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 2

Основные цели, задачи и показатели развития кадрового обеспечения

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 2

Основные цели, задачи и показатели развития уровня жизни населения

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 2

Основные цели, задачи и показатели развития демографии

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. 2

Основные цели, задачи и показатели развития доступности жилья

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. 2

Основные цели, задачи и показатели развития жилищно-коммунального хозяйства и энергетики

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. 2

Основные цели, задачи и показатели развития образования

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. 2

Основные цели, задачи и показатели развития здравоохранения

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. 2

Основные цели, задачи и показатели развития культуры

ПРИЛОЖЕНИЕ 11. 2

Основные цели, задачи и показатели развития физической культуры и спорта

ПРИЛОЖЕНИЕ 12. 2

Основные цели, задачи и показатели развития туризма

ПРИЛОЖЕНИЕ 13. 2

Основные цели, задачи и показатели развития социальной сферы

ПРИЛОЖЕНИЕ 14. 2

Основные цели, задачи и показатели развития молодежной политики

ПРИЛОЖЕНИЕ 15. 2

Основные цели, задачи и показатели развития общественной безопасности

ПРИЛОЖЕНИЕ 16. 2

Основные цели, задачи и показатели развития в сфере логистики и транспорта

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Географическое положение

Город Нижний Тагил расположен на западе Свердловской области, на восточном склоне Уральского хребта, в 20-25 километрах от условной границы Европы и Азии, в 130 км к северо-западу от Екатеринбурга, в долине реки Тагил. Нижний Тагил является центром Горноуральского городского округа и Горнозаводского управленческого округа. Город разделен на три района: Дзержинский, Ленинский, Тагилстроевский. Город занимает площадь 4106 км2.

Первое поселение на территории города возникло в октябре 1722 года при строительстве Н.Д. Демидовым Выйского медеплавильного завода. 1722 год считается датой основания Нижнего Тагила.

Документ «Стратегия развития муниципального образования «Город Нижний Тагил» Свердловской области до 2020 года» (далее – Стратегия) разработан в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 01.10.2008 №1043-ПП «О задачах исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области по реализации основных положений стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года» и основывается на действующей системе стратегических документов Свердловской области и муниципального образования город Нижний Тагил.

Необходимость разработки стратегии города Нижний Тагил обусловлена следующими причинами:

1. Стратегия является действенным инструментом приобретения и поддержания конкурентных преимуществ города при соперничестве с другими городами за инвестиции, высококвалифицированную рабочую силу и передовые позиции в международном сотрудничестве.

2. Стратегия позволяет упорядочить и распределить ограниченные ресурсы города предельно эффективным образом.

3. Стратегия помогает обеспечить концентрацию усилий муниципальных властей, бизнеса и городского сообщества на ключевых направлениях развития, являющихся наиболее перспективными для города.

4. Стратегический план, содержащий идеи, принципы городского развития, дает ориентиры представителям бизнес-сообщества, предпринимателям, потенциальным внутренним и внешним инвесторам, помогает им принимать оперативные решения с учетом видения перспективы.

5. Стратегия привлекает к активному творчеству население города, которое в процессе разработки или реализации вовлекается в партнерство с местными властями, общественными организациями, предпринимательскими структурами.

6. Стратегический план, раскрывая основные цели и ориентиры развития города на длительный период времени, позволяет сделать механизм управления городом более открытым, дает возможность населению, всем общественным силам, представителям всех хозяйствующих, финансовых, научных структур принимать участие в выборе различных решений и их успешной реализации.

7. Стратегия показывает широким кругам городской общественности, что усилия муниципальных органов направлены не только на решение частных задач, но и устремлены в будущее с целью обеспечения своему городу устойчивого развития и процветания.

8. Стратегия дает основания верить, что обеспечение жителей города общественными благами с учетом имеющихся ресурсов будет осуществляться самым справедливым, эффективным и демократическим способом.

Цель разработки Стратегии – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей города Нижний Тагил и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (до 2020 года), укрепления позиций города среди муниципальных образований Свердловской области и Российской Федерации.

Для достижения данной цели в Стратегии решаются следующие задачи:

− оценка текущего состояния социально-экономического положения;

− постановка стратегических целей с учетом основных вызовов предстоящего периода;

− определение возможных сценариев долгосрочного социально-экономического развития;

− определение направлений, способов и этапов достижения поставленных целей;

− формирование целей, приоритетов и основных задач долгосрочной экономической политики, целевых индикаторов по основным видам деятельности экономики;

− определение параметров, целей и задач территориального развития города в долгосрочной перспективе;

− выработка механизмов реализации Стратегии.

Основа для разработки стратегии:

− Федеральный закон от 20 июля 1995 года №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»;

− Закон Российской Федерации от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

− Проект концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации;

− Проект концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, разработанный Министерством регионального развития Российской Федерации;

− Постановление Правительства Свердловской области от 01.10.2008 №1043-ПП «О задачах исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области по реализации основных положений стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года»;

− Стратегия социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года.


Производственный комплекс.

В промышленном комплексе города сохраняется положительная динамика. В январе - декабре 2010 года оборот крупных и средних организаций добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды в действующих ценах увеличился по сравнению с 2009 годом на 38%, а без учета предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) – на 35,5%.

В 2010 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в отпускных ценах текущего года (далее - объем отгрузки) без учета предприятий ОПК превысил 113 млрд. руб. или 135,6% к 2009 году, а в целом по городу темп роста по объему отгрузки составил 138,2%.

В разрезе видов экономической деятельности: в добыче полезных ископаемых – темп роста достиг 147,2%; в обрабатывающих производствах – 139,6%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 114,7%.

Рис. 1

В разрезе обрабатывающих производств наибольший темп роста по-прежнему сохраняется в химическом производстве – 157,1%, в производстве транспортных средств и оборудования объем отгрузки увеличился на 48,5%, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - на 36,8%, в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов - на 31,5%, в производстве пищевых продуктов - на 35,1%.

Таблица 1

 

Оборот организаций добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды и объем отгрузки в фактических отпускных ценах года за 2010 год, в % к 2009 году

ОКВЭД

Наименование видов

Экономической деятельности

Оборот организ.

Финансовый сектор.

По состоянию на 01.01.2011 года по крупным и средним предприятиям города получен положительный сальдированный финансовый результат в размере почти 23,6 млрд. руб., что в 7,4 раза больше чем за 2009 год (3,2 млрд. руб.).

Количество убыточных предприятий сокращается. По итогам 2010 года убытки имеют 37% от числа крупных и средних предприятий города, за 11 месяцев - 37,4% за 10 месяцев - 38,9%, за 9 месяцев - 43%, за 8 месяцев - 45,6%, по итогам первого полугодия – 51,6%.

На предприятиях добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды получен положительный сальдированный финансовый результат в размере почти 22,3 млрд. руб., при этом сальдированная прибыль в текущем году увеличилась в 7 раз.

В строительном комплексе по состоянию на 01.01.2011 года получена сальдированная прибыль в размере 108,2 млн. руб.  (по итогам 2009 года убытки превышали полученную прибыль почти на 3,4 млн. руб.).

По итогам 2010 года организациями города в областной бюджет перечислено почти 3 180,9 млн. руб. налога на прибыль, что в 3,7 раза больше чем за 2009 год (858,9 млн. руб.).

Удельный вес организаций города Нижний Тагил в общей сумме налога на прибыль областного бюджета возрос более чем в 2 раза и по итогам года составил 8,65% (по итогам 2009 года – 4,2%).

Инвестиции.

На развитие экономики и социальной сферы города за 2010 год использовано инвестиций 10 074,9 млн. руб., что на 49,8% выше уровня соответствующего периода прошлого года в сопоставимых ценах (темп роста в действующих ценах составил 151,6%).

Подрядными организациями в 2010 году по договорам строительного подряда выполнено строительно-монтажных и ремонтных работ более чем на 2,8 млрд. руб. с темпом роста к 2009 году в действующих ценах 122,4%, из них на объектах города выполнено работ на 2,76 млрд. руб. (темп роста 138,1%).

За 2010 год в городе Нижний Тагил введено 27 758 кв. м общей площади жилья, что составило 50,7% к уровню 2009 года. Индивидуальными жилищными застройщиками введено 20 725 кв. м общей площади жилья, что на 26,8% больше чем за 2009 год. Доля индивидуального жилья в общем объеме ввода составляет 74,7%.

Банковский сектор

По состоянию на конец 2010 года банковская сеть в городе представлена 30 кредитными учреждениями, имеющими 46 структурных подразделений.

По данным кредитных учреждений за январь - декабрь 2010 года в городе было выдано кредитов на общую сумму около 16,9 млрд.руб., в том числе, юридическим лицам – свыше 11,7 млрд.руб. или 69,7%, субъектам малого и среднего бизнеса – более 2,9 млрд.руб. или 17,4%, физическим лицам – почти 2,2 млрд.руб. или 12,9%.

С начала 2010 года остатки денежных средств на вкладах населения выросли по сравнению с началом года почти на 2,3 млрд. руб.  и составили по состоянию на 01.01.11 года более 10,9 млрд. руб., при этом, 64,4% этих средств находится в Сберегательном банке.

Уровень жизни населения.

В первое десятилетие XXI в., в экономике города наблюдался рост, длившийся до середины 2008 года. Он привел к стабильному повышению уровня жизни населения.

Фонд оплаты труда по крупным и средним организациям города за 2010 год составил свыше 25,5 млрд. руб. и превысил соответствующий уровень 2009 года более чем на 1,6 млрд. руб. (темп роста – 106,7%).

Среднемесячная номинальная заработная плата по крупным и средним организациям города за 2010 год составила 17 972,4 рублей, что почти на 2,3 тыс. руб. больше чем за 2009 год (рост на 14,4% в номинальном исчислении и на 6,3% в реальном исчислении).

Рис. 2

 

В декабре средняя заработная плата по городу составила 23 817,8 рублей или 135,4% в действующих ценах к декабрю 2009 года.

 

 

Рис. 3

 

 

Данные по уровню доходов населения приведены в таблице.

Таблица.

Рынок труда.

Расчетная численность экономически активного населения города, включая сельские населенные пункты, по состоянию на 01.12.2010г. составила 204,7 тыс. человек, что ниже данных на начало текущего года на 1,8 тыс. человек.

Ситуация на рынке труда города стабилизировалась и характеризуется снижением численности безработных граждан и уровня регистрируемой безработицы.

В ГУ «Нижнетагильский центр занятости» за содействием в поиске подходящей работы в 2010 году обратилось 12648 человек, что  на 9468 человек или на 42,8% меньше, чем за 2009 год (22116 человек). Из них незанятых трудовой деятельностью – 10208 человек, что на 7619 человек или на 42,7% меньше, чем за 2009 год.

Рис. 4

 

В структуре обратившихся граждан, по сравнению с 2009 годом, отмечены следующие изменения. Основную долю обратившихся граждан, по-прежнему, составляет незанятое трудовой деятельностью население: 80,7% в 2010 году и 80,6% в 2009 году. Доля учащихся, желающих работать в свободное от учебы время, увеличилась с 10,8% до 18,1%; а занятых трудовой деятельностью граждан – снизилась с 8,4% до 1,2%.  

Среди обратившихся граждан по отдельным учитываемым категориям: женщины составляют 50,4%; граждане в возрасте от 14 до 29 лет – 52,5%; граждане, относящиеся к категории пенсионеров - 4,3%; граждане, относящиеся к категории инвалидов - 6,1%; уволенные в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации – 11,7%; граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва – 12,5% от общего числа обратившихся.

По результатам анализа обратившихся граждан по профессионально-квалификационному составу, по сравнению с данными за 2009 год: удельный вес категории граждан, работавших по рабочей профессии, снизился с 56,1% до 46,7%; работавших на должности специалиста или служащего - увеличился с 24,0% до 24,4%; ранее не работавших, ищущих работу впервые, возрос с 19,9% до 28,9% от общего числа обратившихся.  

При всей сложности ситуации, при содействии службы занятости трудоустроено 8853 человека (70,0% от общего числа обратившихся), из них незанятых трудовой деятельностью – 6437 человек (63,1% от общего числа обратившихся). По сравнению с 2009 годом, доля трудоустроенных граждан,  от числа обратившихся возросла по общему количеству трудоустроенных на 17,4%, а незанятых трудовой деятельностью – на 21,2%.

На постоянную работу в 2010 году трудоустроено 4972 человека или 56,2% от общего числа трудоустроенных. На квотируемые рабочие места трудоустроено 99 граждан, относящихся к категории инвалидов, что на 22,2% больше, чем за 2009 год.    

Досрочно, по предложению органов службы занятости, оформили пенсию 75 человек, из них 4 человека, относящихся к категории инвалидов (за 2009 год данные, соответственно, 44 и 2 человека). Трудовая пенсия назначена 270 гражданам. 

Государственные услуги по профессиональной ориентации получили 3339, по психологической поддержке безработных граждан – 2192, а по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда - 1132 человека. На профессиональное обучение направлено 1408 человек, завершили профессиональное обучение 790 человек. Профессиональную подготовку и переподготовку завершил 541 человек, повысили квалификацию 149 человек. Услуги по содействию самозанятости оказаны 556 безработным гражданам. В качестве индивидуальных предпринимателей зарегистрировано 224 человека.

За 2010 год 6954 человека были официально признаны безработными, что на 5161 человек меньше, чем за 2009 год.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, за 2010 год снизилась в 2,4 раза и составила по итогам года 2668 человек (на начало года – 6319 человек). Численность зарегистрированных безработных граждан в сельской местности снизилась с 87 до 56 человек.

Уровень официально регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения с начала года сократился в 2,4 раза и составил 1,3% по итогам года (на начало года - 3,06%).

 

Рис. 5

 

Выплаты пособий по безработице за прошедший год превысили 176,4 млн. рублей.

Анализ состава безработных граждан по поло - возрастным признакам показывает, что удельный вес женщин среди безработных с начала года увеличился с 49,0% до 59,3% (в абсолютных числах снижение на 1514 человек); молодежи в возрасте от 16 до 29 лет снизился с 37,9% до 34,0% (в абсолютных числах снижение на 1485 человек).

По результатам анализа состава безработных по причинам увольнения, по сравнению с данными на начало года, удельный вес категории граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности работников   уменьшился с 21,8% до 20,1%; уволившихся по собственному желанию увеличился с 42,5% до 48,6%; выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования снизился с 5,9% до 3,7% от общего числа безработных. 

Анализ численности безработных по уровню образования показывает, что образовательный уровень зарегистрированных безработных остается достаточно высоким. Высшее и среднее профессиональное образование имеют 1220 человек или 45,7% безработных (на начало года - 39,0%); начальное профессиональное образование - 793 человека или 29,7% (на начало года – 36,4%). Доля безработных граждан, не имеющих основного общего образования, составляет 1,0%.  

Число безработных граждан, относящихся к категории инвалидов, по сравнению с данными на начало прошедшего года, уменьшилось на 28 человек или на 7,3% и составило 357 человек.

По состоянию на 01.01.2011г. по продолжительности периода безработицы: до 1 месяца на учете состоит 399 человек или 15,0% безработных (на начало года – 10,9%); от 1 до 4 месяцев – 1009 человек или 37,8% (на начало года - 39,9%); от 4 до 8 месяцев – 665 человек или 24,9% (на начало года – 21,8%); от 8 месяцев до 1 года – 364 человека или 13,6% (на начало года – 19,5%); более 1 года – 231 человек или 8,7% от общего числа безработных (на начало года – 1,6%), из них женщин – 123 человека, граждан, относящихся к категории инвалидов – 37 человек.

В службу занятости населения представлены сведения о планируемом высвобождении с организаций города 2267 человек в связи с ликвидацией организации или сокращением штата численности, что в 1,9 раза или на 2138 человек меньше, чем за 2009 год (4405 человек).

Заявленная работодателями потребность в работниках для замещения вакантных рабочих мест (включая временные рабочие места) возросла, по сравнению с данными на начало года, на 521 вакансию или в 1,7 раза и составила 1265 вакансий. Потребность в работниках по рабочим профессиям составляет 66,6% от общего числа вакансий, а с оплатой труда выше установленной величины прожиточного минимума в регионе - 81,4% от общего числа вакансий.

Бюджет города.

Доходы бюджета города при годовом прогнозе 6 336 616 тыс. руб. исполнены в сумме 6 361 760 тыс. руб. или на 100,4 %.

Объем налоговых и неналоговых поступлений составил 3 099 999тыс. руб. или 103,3 % от прогноза, учтенного при определении общего объема доходов.

Объем межбюджетных трансфертов составил 3 261 761 тыс. руб.  при плане 3 335 592 тыс. руб. или 97,8%.

В сравнении с 2009 годом поступление доходов в бюджет города увеличилось на 21%, в том числе:

− по налоговым и неналоговым доходам – на 11,4%;

− по межбюджетным трансфертам – 31,9%.

 

Кассовые расходы исполнены в сумме 6 172 624 тыс. руб. или на 96,8 % к годовым назначениям. К прошлому году расходы увеличились на 16,4%. На выплату заработной платы в 2010 году было направлено 2 658 714 тыс. руб., что составляет 43,1 % от общих расходов

На содержание учреждений социальной сферы, составляющих около 70 % расходной части бюджета, направлено 4 300 726 тыс. руб., что составило 69,7% в структуре расходов.

В разрезе отраслей высокий уровень финансирования характерен для наиболее бюджетоемких отраслей социальной сферы:

− образования –2 639 774 тыс. руб. (42,8 % от общей суммы финансирования);

− здравоохранения – 916 768 тыс. руб. (14,9% от общей суммы финансирования).

Доля расходов на финансирование жилищно-коммунального и городского хозяйства занимает 24,5 % от расходной части бюджета.

Финансирование жилищно-коммунального хозяйства, составляющего 24,5% в структуре расходов бюджета, осуществлено в сумме 1 516 035 тыс. руб. или 95,5% к годовым плановым назначениям. Из них на реализацию мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в 2010 году было направлено 784 402 тыс. руб.

Просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2011 г. составила 189 816 тыс. руб., в том числе по коммунальным услугам – 30 633 тыс. руб. Задолженность по выплате заработной платы отсутствует.

 К уровню начала года просроченная кредиторская задолженность снизилась на 122 709 тыс. руб. (на 01.01.2010 года задолженность составила 312 525 тыс. руб.).

 

Таблица 2

 

Динамика доходов и расходов в бюджет города Нижний Тагил

Наименование показателя Ед. изм. 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Всего доходов, в том числе: млн. руб. 2975,8 3153,0 4179,5 5325,1 5255,1 6361,8
- собственные доходы млн. руб. 1779,1 1636,9 2144,2 2974,3 2782,6 3100,0
- средства, полученные в рамках межбюджетных отношений млн. руб. 1196,7 1516,1 2035,3 2350,8 2472,5 3261,8
Доля собственных средств в общем объеме доходов бюджета % 59,8 51,9 51,3 55,9 53,0 48,7
Расходы млн. руб. 3044,4 3284,0 4277,9 5497,9 5300,2 6172,6
Профицит (-дефицит) бюджета млн. руб. -68,6 -131,0 -98,3 -172,8 -42,5 189,1
Доля расходов на образование, от всех расходов % 38,5 42,3 42,6 42,4 43,3 42,8
Доля расходов на здравоохранение, от всех расходов % 24,1 19,2 21,5 22,5 17,5 14,9
Доля расходов на капитальное строительство объектов социальной сферы и капитальные ремонты, от всех расходов тыс. руб. 3,8 6,8 11,8 11,6 23,8 16,2
Доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, от всех расходов % 19,3 22,2 20,7 21 23,6 24,5

 

 

Таблица 3

 

Структура основных расходов бюджета города Нижний Тагил, в процентах

Наименование показателя 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Управление 4,1 4,4 4,3 4,8 4,6 4,1
Национальная оборона, безопасность и правоохранительная деятельность 0,9 0,9 0,8 0,6 0,4 0,5
Капитальное строительство 3,8 6,8 11,8 11,6 23,8 16,2
Транспорт 1 0,6 0,8 0,8 3,5 0,5
ЖКХ 19,3 22,2 20,7 21 23,6 24,5
Здравоохранение и спорт 24,1 19,2 21,5 22,5 17,5 14,9
Образование 38,5 42,3 42,6 42,4 43,3 42,8
Культура, кинематография, СМИ 3,8 4,9 4,9 4,5 4,1 3,3
Социальная политика 5,3 1,7 1,2 1,8 2,1 8,8
Резервный фонд 1 1 0,9 - - -
Прочие расходы 1,7 2,2 2,1 1,5 0,6 0,7

 

Помимо дефицита бюджета к проблемам формирования бюджета также можно отнести высокую зависимость доходной части бюджета от состояния градообразующих предприятий города, в том числе высокая волатильность, вызванная существенной зависимостью от мировых цен на сырье и металлы.

Демография.

В настоящее время демографическая ситуация в городе Нижний Тагил и присоединенных сельских территориях характеризуется стабилизацией численности постоянного населения. Это связано с наблюдающимся подъемом рождаемости и сокращением смертности. Основные характеристики демографической ситуации в Нижнем Тагиле приведены в таблице. Отметим, что в данную таблицу включены данные по включенным в городскую территорию сельским населенным пунктам.

Таблица 4

Демографическая ситуация в городе Нижний Тагил

Показатель

2008 2009 2010

Численность на начало года, тыс. чел.

375,7 380,0 378,2

- мужчины

172,0 174,0 173,1

- женщины

203,7 206,0 205,1

Численность городского населения, тыс. чел.

375,7 374,5 372,6

Численность сельского населения, тыс. чел.

0 5,5 5,6

Число родившихся за год, чел

4233 4547 4575

коэффициент рождаемости (на 1000 чел)

11,28 11,99 12,1

Число умерших за год, чел.

5544 5612 5211

в т.ч. детей до 1 года

25 35 39

Коэффициент смертности (на 1000 чел)

14,78 14,8 13,78

Коэффициент младенческой смертности (на 1000 родившихся)

5,91 7,7 8,5

Коэффициент смертности в трудоспособном возрасте (на 1000 трудоспособного населения)

6,7 н.д. н.д

Естественный прирост/убыль, чел.

-1311 -1065 -636

Коэффициент естественного прироста (на 1000 человек)

- 3,2 - 2,81 - 1,68

Число прибывших, чел.

3393 2339 2396

Число выбывших, чел.

3312 2813 2131

Миграционный прирост, чел.

81 - 474 265

Коэффициент миграционного прироста (на 1000 человек)

0,22 - 1,25 0,7

Табличные данные наглядно показывают процесс увеличения рождаемости и снижения смертности, что дает сокращение темпов естественной убыли населения: в 2008 году она составила 1311 чел., а в 2010 г. уже 636 чел., т.е. различия составляют более 100 %. Миграционные потоки также изменяются – растет число прибывающих и сокращается число выбывающих, что уже обусловило положительное миграционное сальдо в 2008 и 2010 гг., которого, тем не менее, не хватает для покрытия естественной убыли населения.

Нижний Тагил обладает типичной для городов-«старопромышленных» центров возрастной структурой.

 

Таблица 5

Возрастная структура населения города Нижний Тагил

Показатель Ед. изм. На 01.01.2008 На 01.01.2009 На 01.01.2010
Численность населения младше трудоспособного возраста (0-15 лет) тыс. человек 54,1 55,7 55,5
Доля населения младше трудоспособного возраста % 14,4 14,6 14,67
Численность населения трудоспособного возраста (16-54(59)) тыс. человек 241,2 240,8 239,0
Доля населения трудоспособного возраста % 64,2 63,4 63,16
Численность населения старше трудоспособного возраста (старше 55 (60)) тыс. человек 80,4 83,5 83,9
Доля населения старше трудоспособного возраста % 21,4 22,0 22,17
Демографическая нагрузка человек на 1000 жителей трудоспособного возраста 557,6 578,1 583,3

 

На основании табличных данных можно сделать следующие выводы об особенностях демографической ситуации в городе:

− низкая рождаемость (ниже, чем в области и России в целом), высокая смертность (выше, чем в области и России в целом), в том числе смертность в трудоспособном возрасте, младенческая и преждевременная смертность, отрицательный прирост населения, низкая продолжительность жизни;

− число родившихся мальчиков превышает число родившихся девочек, но и мужская смертность превышает смертность среди женщин;

− превышение числа женщин над числом мужчин в общей численности населения (54,2% и 45,8% соответственно);

− численность населения в возрасте старше трудоспособного составляет 83,9 тыс. человек (22,1%


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.194 с.