Управление предприятием – менеджмент — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Управление предприятием – менеджмент

2019-07-12 136
Управление предприятием – менеджмент 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Предприятие способно органично выполнять свои функции при условии, если оно управляется грамотными специалистами по управлению – менеджерами.

Основные задачи менеджеров состоят в следующем:

1) подбор и наем кадров;

2) координация действий с внешними организациями;

3) поиск, сбор и анализ внешней информации;

4) организация производственного процесса и управление распределением ресурсов;

5) сбор, анализ и передача по управленческой сети внутренней информации;

6) управление персоналом.

Каждый конкретный менеджер в своей работе обязан руководствоваться следующими правилами:

1) направлять усилия на реализацию конечных целей и задач предприятия;

2) предусматривать рациональное использование структуры предприятия;

3) принимать решения в рамках использования имеющихся кадров, наличия основных и оборотных средств, а также информационных ресурсов;

4) проводить работы в рамках комплексной организации технологического процесса производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);

5) осуществлять производственную деятельность одновременно с подбором, расстановкой и воспитанием кадров;

6) руководствоваться принципом принятия оптимальных решений.

Решение этих задач требует высокой профессиональной подготовки и значительного опыта работы. Поэтому назначение на данную должность – ответственное право учредителей и высших руководителей предприятия, в том числе главного бухгалтера.

Чтобы коммерческое предприятие прибыльно работало на протяжении целого ряда лет, в сфере его управления целесообразно придерживаться нескольких основополагающих принципов. Эти принципы были заложены в основу функционирования крупных государственных предприятий еще до начала рыночных преобразований в России:

1) единство управления. Независимо от формы организации и стиля управления, полную и абсолютную ответственность за деятельность предприятия должен нести один человек;

2) единство подчинения. Любой работник предприятия должен подчиняться только одному непосредственному начальнику;

3) соответствие полномочий уровню ответственности. При возложении на подчиненного дополнительных обязанностей, ему должны быть приданы и дополнительные права. Следует помнить, что ответственности без прав не бывает;

4) ограниченность масштабов управления. В непосредственном подчинении у менеджера может находиться ограниченное число работников. По оценкам специалистов, это число не должно превышать семи;

5) ориентация управления на цели предприятия. Процесс управления следует направлять только на решение главных задач предприятия. Личностные факторы должны быть существенно ограничены или полностью исключены;

6) избирательность информации. В целях экономии времени руководство предприятия должно получать только ту информацию, которая выходит за рамки коммерческого плана в положительную или отрицательную сторону;

7) доступность любого уровня управления. Любой сотрудник предприятия должен иметь право и возможность обратиться с производственным или личным вопросом и предложением к руководителю любого ранга;

8) приоритет планирования. Любая работа должна быть предварительно спланирована;

9) дифференцированный подход к организации труда. Труд разной квалификации требует разных условий;

10) разбиение сложных процессов на простые операции. В целях экономии средств управленческие и хозяйственные функции целесообразно разбивать на ряд простых операций, используя при этом стандартные приемы и методы;

11) непрерывность контроля. Часть управленческого аппарата должна быть задействована на ежедневном контроле хода выполнения коммерческого плана;

12) гибкость структуры управления. С изменением масштабов, задач и целей предприятия, его система управления должна подвергаться соответствующим корректировкам.

Свою работу менеджеры предприятия оценивают путем сравнения фактических показателей отчета о прибылях и убытках. Однако эта форма отчетности содержит лишь интегрированную по компании информацию о сумме доходов, заработанных компанией за отчетный период, и размере израсходованных при этом средств. Анализ затрат традиционно сводится к определению количества ресурсов, потребленных тем или иным отделом, и не дает представления о том, насколько рационально они были использованы. В то же время для того чтобы эффективно управлять таким сложным бизнесом, необходимо знать:

1) реальную стоимость отдельных операций, в частности приема курьером корреспонденции у клиента, проверки номера авианакладной (отслеживание груза) в информационной системе, выставления счета, визита коммерческого представителя к клиенту и т. д.;

2) какие услуги более выгодны, а какие – в меньшей степени;

3) какие клиенты приносят предприятию лишь минимальную прибыль, а какие и вовсе убыточны и т. д.

Информация такого рода позволяет более эффективно осуществлять планирование и оценку капиталовложений, определять затраты на обеспечение качества, сравнивать показатели своей работы с аналогичными параметрами других предприятий, анализировать деятельность конкурентов.

Все эти возможности предоставляет Система анализа затрат, способствующая более эффективному управлению прибылью и контролю за уровнем расходов. Систему анализа затрат условно можно разделить на два направления.

Управление затратами – это один из основных инструментов, позволяющих менеджерам более эффективно управлять отделами или процессами. Понимание руководителями того, как строится работа их отделов, и какие факторы определяют объем этой работы, создает необходимые условия для более эффективного управления финансовыми потоками. Система анализа затрат должена способствовать выявлению и определению стоимости операций, являющихся следствием чьих‑либо ошибок. Предметом изучения и оценки в этом случае становятся отдельные операции или так называемые второстепенные виды деятельности, из которых складывается основной вид деятельности. Система анализа затрат позволяет не только анализировать затраты по категориям второстепенных видов деятельности, но также определить – какие статьи расходов и в какой пропорции составляют их стоимость. В этом заключается еще одно необходимое для эффективного управления затратами условие.

Управление прибылью ни в коей мере не сводится лишь к ценообразованию по схеме «затраты плюс». Управление прибылью скорее состоит в достижении более глубокого понимания того, что именно является ее источником, какие:

1) продукты;

2) клиенты;

3) географические сегменты;

4) коммерческие зоны.

Важно понять, каким образом требуется изменить коммерческую и рыночную стратегию для увеличения прибыли. Система анализа затрат позволяет осуществить детальный анализ того, во что компании обходится обслуживание отдельно взятого клиента. Например, крупный клиент, который пользуется услугами коммерческой организации часто и помногу, в действительности может приносить лишь минимальную прибыль, или же вовсе оказаться убыточным в силу того, что те усилия и средства, которые сотрудники компании затрачивают на него, не покрываются в полном объеме его платежами. Наличие подобной информации является необходимым условием для принятия решения в отношении каждого клиента:

1) каким образом можно снизить затраты на его обслуживание;

2) как повысить для него цену и оценить его реакцию;

3) оставить ли все как есть, и удерживать этого клиента за собой как заведомо убыточного, но престижного.

Основной принцип системы анализа затрат заключается в следующем: он измеряет то, как услуги, оказанные компанией, и клиенты влияют на объем деятельности, и затем определяет, как различные виды деятельности потребляют ресурсы. Вместо традиционной для учетной практики разбивки расходов по элементам (материальные затраты, расходы на оплату труда и т. д.) система анализа затрат рассчитывает стоимость отдельных операций (доставки грузов, организации расчетов с клиентами, приема заявок и т. д.). Подобный подход позволяет не столько регулировать затраты с точки зрения расходования средств, сколько управлять теми видами деятельности, которые потребляют эти средства.

В бизнесе существуют различия в стоимости обслуживания отдельных клиентов. Чтобы оценить эти различия, в качестве основного критерия уместно использовать время, затраченное на них сотрудниками компании. Чем больше времени тратится на клиента, чем сложнее с ним работать, тем больше затраты на него, и, следовательно, тем дороже компании обходится данная услуга.

Учитывая специфику коммерческого предприятия, выполняемые им виды деятельности целесообразно разделить на: основные и вспомогательные.

К основным видам деятельности отнести те операции, которые напрямую связаны с клиентами и масштабы которых непосредственно зависят от нужд последних (например, прием или доставка грузов курьерами, организация расчетов с клиентами, работа коммерческих представителей и т. п.).

Под вспомогательными, рассмотреть те виды деятельности, которые не связаны напрямую с клиентами или продуктами. Но которые обеспечивают необходимые условия для нормального существования основных видов деятельности (функционирование отдела работы с персоналом, отдела информационного обеспечения и т. д.).

Расходы на обеспечение основных и вспомогательных видов деятельности зависят от объемов оказываемых услуг, а потому должны учитываться при формировании их себестоимости.

Постоянные (периодические) расходы, обычно рассматривают как расходы периода, и они покрываются из выручки от продаж. В условиях работы анализируемой компании к этой категории затрат будут отнесены расходы на: проведение аудита, ведение финансовой отчетности, рекламу, административные расходы и т. д.

Необходимо обратить внимание еще на одну категорию, встречающуюся в системе анализа затрат, – «избыточные ресурсы». Примером здесь является арендная плата и расходы на содержание площадей, которые в первое время после переезда в новое помещение используются не полностью. Как и периодические, такого рода затраты не относятся на клиентов и продукты, а показываются в управленческой отчетности отдельной строкой.

Основой метода построения системы анализа затрат, предполагается отнесение прямых затрат на клиентов и продукты, а накладных расходов (с целью их возмещения) при разработке тарифов – посредством процентной надбавки к прямым затратам.

 

2.4. Организация сбыта продукции (работ, услуг) – маркетинг

 

Преследуя в качестве одной из главных целей получение максимально возможной прибыли, коммерческое предприятие, должно планировать и управлять процессом сбыта продукции, выполнения работ и оказания услуг. Этот процесс носит название маркетинга. Маркетинг – специфический элемент системы управления коммерческим предприятием. Его главные задачи:

1) получение необходимой информации о рынке и его участниках;

2) планирование выпуска и реализации продукции (работ, услуг);

3) разработка системы ценообразования;

4) организация поставок и распределения готовой продукции (работ, услуг);

5) составление прогноза расширения сбыта и увеличения сферы охвата рынка.

Суть маркетинга заключается в том, чтобы собрать информацию о потребностях покупателей в необходимых им товарах (работах, услугах), провести соответствующие исследования по возможностям предприятия организовать в оптимальные сроки выпуск требуемой продукции и определить примерную ее цену. После этого рекомендовать ее к производству.

Готовую продукцию система маркетинга продвигает на рынок, организуя каналы ее распространения, хранения и сбыта. При этом она обеспечивает рекламу и комплекс сопутствующих мероприятий по доведению продукции до потребителя. Одновременно служба маркетинга изучает реакцию покупателя на качество и потребительские свойства товара.

В дальнейшем при определенном насыщении рынка данным товаром служба маркетинга изучает возможности продолжения его выпуска путем модернизации, повышения качества, оказания дополнительных услуг покупателям при его приобретении и использовании.

Определив момент, заметного снижения объема сбыта товара, служба маркетинга анализирует возможности существенной его переделки или замены новой продукцией. Так заканчивается жизненный цикл товара.

Главным принципом современной маркетинговой политики предприятия является девиз: «Производить то, в чем испытывает потребность покупатель, а не пытаться, во что бы то ни стало, сбыть ему то, что выпустило производство». Только следование данному принципу может обеспечить коммерческий успех.

 

2.5. Ценообразование

 

Важнейшим элементом маркетинговой политики коммерческого предприятия является ценообразование. Цена – это денежный показатель стоимости продукции (работ, услуг), по которой она предлагается покупателю. Формирование цены зависит от многих факторов, главными из которых являются: издержки (расходы) производства, спрос на данный вид продукции, степень конкуренции на рынке в области аналогичной продукции.

Для принятия решения о цене конкретного товара необходимо установить:

1) величину спроса на данный товар (работу, услугу) и степень его продолжительности;

2) границы рынка товара по объему и времени действия;

3) наличие и характер конкурентов на рынке;

4) перспективы роста продаж;

5) уровень цен на рынке аналогичной продукции;

6) связь между ценой и объемами продаж;

7) степень влияния на рынок и рамки вмешательства государства;

8) суммы издержек производства;

9) возможности быстрого запуска товара в производство;

10) реальность наращивания объема производства товара.

Перечисленные выше факторы являются существенными, рассматривать их целесообразно именно в той последовательности, в которой они перечислены. При этом издержки производства желательно оценить заранее. Очевидно, что если расходы на изготовление товара, планируемого к выпуску, значительно превышают установившуюся на рынке цену, то такой товар заведомо неконкурентоспособен. Поэтому исследования лучше проводить методом последовательных приближений: от себестоимости продукции (работ, услуг) к потребительскому спросу и обратно.

В настоящее время в международной практике наиболее распространенными являются следующие методы установления цен на продукцию предприятия:

1) исходя из себестоимости;

2) на основе анализа безубыточности продаж и обеспечения целевой прибыли;

3) с ориентацией на спрос;

4) по уровню текущих цен;

5) на базе закрытых торгов.

Каждому конкретному предприятию необходимо выбрать свой подход при ценообразовании, увязывая рекомендации со своей конкретной практикой.

Так как Россия по своему климатическому и географическому положению находится в трудных экономических условиях, которые характеризуются низкими среднегодовыми температурами, большой протяженностью территории и наличием обширных зон рискованного земледелия, то в нашей стране преимущественным всегда было ценообразование на базе себестоимости.

В процессе ценообразования самая активная роль отводится бухгалтерскому учету.

Бухгалтерия, имея большой опыт расчетов и анализа расходов на изготовление различных видов продукции, хорошую вычислительную базу и программное обеспечение, достаточно оперативно и точно может выполнить подобные исследования. Кроме того, в рамках бухгалтерского учета при определении стоимости продукции возможен анализ различных параметров, в том числе будущих налоговых платежей.

На практике применяются разные названия цен, действующих на разных стадиях производственного обращения.

Оптовая цена – цена, по которой предприятие‑изготовитель продает свою продукцию оптовым покупателям. Оптовая цена складывается из цены предприятия‑изготовителя (себестоимость плюс прибыль) и скидки (наценки) в пользу сбытовой организации для покрытия сбытовых расходов и получения прибыли.

Розничная (продажная) цена – цена, по которой продается товар населению в розницу. Розничная цена включает в себя оптовую цену и скидку (накидку) для покрытия торговых расходов розничной торговой организации, уплаты установленных налогов (например, НДС, налога с продаж) и получения прибыли.

Продажная цена – цена, по которой продается товар оптом и мелким оптом.

Договорная цена – цена, устанавливаемая соглашением сторон. Порядок применения договорных цен регулируется гражданским законодательством. Согласно ст. 424 ГК РФ, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором или законом.

Свободная (рыночная) цена – цена, которая устанавливается продавцом товара с учетом конъюнктуры рынка, спроса и предложения.

Рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

В п. 2 ст. 40 НК РФ приведен исчерпывающий перечень сведений, когда налоговые органы вправе контролировать правильность цены на товар. Это может быть в случаях, когда:

1) сделка заключена между взаимозависимыми лицами;

2) сделка является товарообменной (бартерной) операцией;

3) сделка является внешнеторговой;

4) имели место отклонения более чем на 20 % в сторону повышения или понижения уровня цен, применяемых налогоплательщиком (продавцом товара) по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

Указанные отклонения определяются по формуле:

(Рыночная цена – Цена сделки) / Рыночная цена × 100 %.

При этом не рассматриваются случаи, когда снижение цен вызвано следующими факторами:

1) сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары;

2) потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

3) истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

4) маркетинговой политикой (в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов; при продвижении товаров на новые рынки);

5) продажей опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

 

Пример. Бухгалтерия малого предприятия по производству кондитерских изделий, проведя серию расчетов по программе «1С: Бухгалтерия», установила следующую зависимость средней отпускной цены изготовляемых тортов от величины расходов на рекламу.

Величина расходов на рекламу представлена в процентах от суммы предполагаемой выручки от продажи тортов. Для принятия правильного решения о затратах на рекламу эта зависимость была сопоставлена со средней рыночной ценой на аналогичную продукцию, путем нанесения этой цены на график в виде горизонтальной линии. По точке пресечения легко выявить зону прибыльности продукции и установить соотношение объемов ее выпуска и затрат на рекламу. Иначе сколько данное предприятие может тратить на рекламу своей продукции от выручки.

 

Пример. Рассматриваемое малое предприятие по производству кондитерских изделий решило организовать у себя участок по выпечке хлеба. В ходе подготовки процесса производства возникла проблема определения соотношения средней цены батона и средней заработной платы сотрудников участка. Бухгалтерия, проведя серию расчетов по программе «1С: Бухгалтерия», установила следующую зависимость отпускной цены изготовляемых батонов от величины средней заработной платы.

Для принятия решения о величине предполагаемой заработной платы и объемах производства эта зависимость была сопоставлена со средними рыночными ценами на аналогичную продукцию. После этого было принято решение. Что данное предприятие может обеспечить среднюю заработную плату сотрудникам участка по выпечке хлеба в пределах 3500 руб.

 

Пример. Малое предприятие приобрело сахар у организации, которая работает по упрощенной системе налогообложения и, следовательно, не является плательщиком НДС.

Стоимость единицы товара составляет 18 руб. НДС в этой цене нет. Само малое предприятие является плательщиком НДС. Поэтому, когда предприятие продаст кондитерские изделия, он должен будет уплатить НДС со всего оборота. Поэтому в составе розничной цены товара наценки должно быть достаточно, чтобы получить доход и уплатить НДС. Упростим пример и рассчитаем розничную цену сахара, входящего в состав кондитерского изделия:

цена поставщика – 18 руб.

Торговая наценка 35 процентов – 6,30 руб. (18 руб. × 0,35);

НДС 18 процентов – 4,37 руб. ((18 руб. + 6,30 руб.) × 0,18).

Розничная цена равна:

18 руб. + 6,30 руб. + 4,37 руб. = 28,67 руб.

Общая величина торговой наценки составит:

6,30 руб. + 4,37 руб. = 10,67 руб.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.