Организационные формы коммерческих предприятий — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Организационные формы коммерческих предприятий

2019-07-12 133
Организационные формы коммерческих предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основное место в экономической жизни государства занимают имущественные отношения, т. е. отношения, выступающие в товарно‑денежной форме и связанные с обладанием и распоряжением вещами, деньгами, ценными бумагами и имущественными правами.

Поэтому участниками экономического взаимодействия могут быть только самостоятельные и независимые собственники имущества. Коллективные образования могут быть признаны субъектами хозяйственных отношений лишь в том случае, если они имеют законное право на независимое от отдельных участников имущество. Такое коллективное образование носит название «юридическое лицо».

Юридическим лицом, согласно ГК РФ, считается организация, имеющая в собственности, в хозяйственном ведении или в оперативном управлении обособленное имущество. Эта организация отвечает данным имуществом по своим обязательствам перед различными физическими и юридическими лицами. Кроме того, организация имеет:

1) фирменное наименование;

2) может приобретать от своего имени и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;

3) выступать, как единое целое и защищать свои интересы в суде или предстать перед ним в качестве ответчика.

Уставный капитал коммерческого предприятия – это то обособленное имущество, в рамках которого оно обычно начинает свою рисковую деятельность. В дальнейшем данное имущество наращивается за счет прибыльной работы. Учредители, как правило, не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (если иное не предусмотрено учредительными документами). Исключения составляют случаи, оговоренные ГК РФ для разных типов юридических лиц. Например, если банкротство юридического лица вызвано ошибками учредителей, имеющих право отдавать обязательные распоряжения, то на них в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена ответственность по его обязательствам.

Конкретной целью любой коммерческой фирмы, как известно, является получение максимальной прибыли при изготовлении товаров, проведении работ и оказании услуг. Но способы ее достижения могут быть разными. Им соответствуют и разные формы организации экономической деятельности. Это могут быть:

1) хозяйственные товарищества и общества;

2) производственные кооперативы;

3) государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоторые виды предпринимательской деятельности возможны и в некоммерческих организациях, например, в потребительских кооперативах. Там эта деятельность в соответствии с ГК РФ имеет определенные рамки.

Коммерческие предприятия могут заниматься любым видом деятельности, не запрещенным законом. Однако на практике существуют определенные ограничения, обусловленные тем, что выполнение целого ряда работ и услуг, на разных типах производства требует специальных навыков, квалификации и условий. Несоблюдение их может привести к неоправданным потерям материального, морального и социального характера, как для отдельных граждан, так и для общества в целом. Поэтому для этих видов деятельности, таких как: ведение строительных работ, на изготовление и продажу пищевых продуктов, на организацию валютных операций, на образовательную деятельность и тому подобное, требуется получить специальную лицензию.

Хозяйственные товарищества и общества – это коммерческие предприятия, уставный капитал которых разделен на определенные доли. Каждая доля – это вклад учредителя. Пропорционально этим вкладам делятся и доходы участников. Имущество на сумму уставного капитала, а также приобретенное за время хозяйствования, принадлежит данному виду предприятия на правах собственности.

Товарищества подразделяются на:

1) полные товарищества;

2) товарищества на вере.

Общества подразделяются на:

1) общества с ограниченной ответственностью;

2) дополнительной ответственностью;

3) акционерные общества.

Акционерные общества могут быть открытого и закрытого типа.

Часть хозяйственных товариществ и обществ, согласно ГК РФ, несет ответственность перед своими кредиторами не только в размере имущества предприятия, но и отвечает личным имуществом учредителей в размерах, пропорциональных вкладам в уставный капитал. Это относится ко всем членам полного товарищества, к полным товарищам в товариществах на вере и ко всем учредителям обществ с дополнительной ответственностью. Собственники обществ с ограниченной ответственностью и учредители акционерных обществ исполняют обязательства по своим долгам только в размерах своих вкладов в уставный капитал.

Общества и акционерные общества имеют важное отличие. Участники общества вносят свои паи и получают доходы (дивиденды), пропорциональные этим паям. Участники акционерного общества приобретают на свои паи ценные бумаги предприятия – акции. Они получают свои дивиденды пропорционально количеству акций. Акционерное общество может быть открытого и закрытого типа. Акционерное общество открытого типа предполагает в своем уставе, что его участники могут отчуждать свои акции и продавать их независимо от других членов, поэтому оно обязано публиковать свой годовой бухгалтерский баланс и отчетность в открытой печати. В акционерном обществе закрытого типа акции распространяются только между его членами.

Производственные кооперативы – это коммерческие предприятия в виде добровольных объединений граждан, созданные для совместной производственной и хозяйственной деятельности. Пай члена кооператива состоит из паевого взноса и части накопленного в ходе деятельности имущества, исключая неделимый фонд, который необходим для полноценной производственной деятельности. Кооператив отвечает по своим обязательствам перед кредиторами всем принадлежащим имуществом. Ответственность членов носит субсидиарный характер, то есть если один или несколько членов не являются платежеспособными, их долги должны погасить остальные члены в порядке, предусмотренном уставом кооператива. На неделимый фонд кооператива нельзя обращать взыскание по личным долгам членов кооператива.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия – это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Имущество данных предприятий неделимо и не может распределяться по вкладам (долям, паям). Оно находится в государственной или муниципальной собственности. Распоряжаться им (или его частью) предприятия могут только с согласия собственников.

Некоммерческие организации – это организации, не имеющие целью своей деятельности извлечение прибыли и предназначенные для удовлетворения социальных, благотворительных, образовательных, научных, оздоровительных, духовных и иных материальных потребностей своих членов. Они включают: потребительские кооперативы и общества; общественные и религиозные организации (объединения); фонды и прочие подобные объединения граждан. Данные организации могут заниматься коммерческой деятельностью в рамках тех целей, во имя которых они созданы. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» их прибыль не может распределяться между участниками. Исключение составляют потребительские кооперативы и общества, на которых данный закон не распространяется.

Коммерческое предприятие в основном функционирует в двух состояниях:

1) как замкнутая внутренняя система;

2) как элемент общей экономической системы государства(внешняя среда предпринимательства).

Внешняя предпринимательская среда характеризуется следующими элементами, существенно влияющими на деятельность предприятия:

1) экономическое состояние и обстановка в обществе;

2) политическая ситуация;

3) правовая система государства;

4) социально‑культурная среда;

5) технологическая сфера;

6) физическая и географическая среда;

7) партнерская финансово‑техническая сфера.

Экономическое состояние определяет общее положение доходов и расходов граждан, вид и характер их потребностей, а также их возможности как покупателей.

Внутренняя предпринимательская среда характеризуется:

1) определенным уровнем заработной платы и безработицы в стране и в конкретном регионе;

2) оказывает влияние на степень доступности денежных ресурсов, на величину процентов, которые можно получить на вложенный капитал;

3) определяет цены на сырье, материалы и другие элементы производства.

Политическая ситуация оказывает существенное воздействие на предприятие через экономическую обстановку. Политика – это концентрированное выражение экономики. Правительство при помощи экономических мероприятий проводит свои политические цели и задачи. Развитие экономики и степень ее управляемости также находятся в сильной зависимости от степени политизации всего общества и наличия конструктивной оппозиции власти. Правовая система государства теснейшим образом связана с этими двумя сферами воздействия на предприятие. Наличие развитой правовой основы коммерческой деятельности в совокупности с отработанным налоговым законодательством во многом способствуют динамичной и прибыльной работе коммерческих предприятий и общему экономическому подъему государства.

Правовая система в России до настоящего времени остается чрезвычайно слабым звеном, оказывающим негативное влияние на развитие коммерческих предприятий, в частности на организацию бухгалтерского учета. Нынешняя правовая база финансово‑экономической деятельности предприятий характеризуется:

1) нестабильностью действия нормативных актов;

2) чрезмерной жесткостью налоговой политикой.

В такой обстановке бухгалтер должен тщательно следить за выходящими законодательными актами, постоянно переделывать или существенно корректировать бухгалтерскую документацию и расчеты, изыскивать малейшие возможности для уменьшения налоговых платежей. Ведь порой налоговые платежи превосходят реальные возможности предприятий. В результате законопослушная часть общества вынуждена искать пути к уклонению от части платежей, чтобы снизить налоговое бремя.

Социально‑культурная среда определяет вид и цену товаров, потребляемых в обществе и в отдельных группах покупателей. Основные элементы этой среды: образование, культура, нравственные нормы и религиозные традиции оказывают непосредственное влияние на потребительский спрос и отношение отдельных работников к своим трудовым обязанностям. Социально‑культурная среда – чрезвычайно тонкая сфера человеческих отношений. Общество через государственные институты должно оказывать на нее регулирующее воздействие. В противном случае стихия рынка с ее конкуренцией и достаточно жесткой борьбой может сместить нравственные ориентиры в область борьбы за выживание и деформировать общественное сознание.

Технологическая среда отражает уровень научно‑технического развития и воздействует на коммерческие предприятия в качестве повышения автоматизации производства, контроля и управления, внедрение информационных технологий, улучшает характеристики и уменьшает сроки изготовления продукции, снижает потребность в рабочей силе и переориентирует общество на качественное изменение профессионального мастерства.

Физическая или географическая среда характеризует возможности коммерческой фирмы, функционирующей в конкретном регионе, определяет, какое сырье, какие энергоресурсы, какой вид транспорта выгоднее использовать, в каких условиях хранить и перерабатывать сырье, где и как набирать рабочую силу, как ее доставлять к месту производства, с какими поставщиками иметь дело.

Партнерская финансово‑техническая сфера определяет финансовые, оперативные и деловые возможности предприятий. Она включает:

1) предприятия‑поставщики;

2) предприятия‑покупатели;

3) банки;

4) страховые компании;

5) аудиторские и нотариальные конторы;

6) транспортные фирмы;

7) рекламные бюро;

8) организации средств связи и коммунальных услуг;

9) информационные службы;

10) другие субъекты хозяйственных отношений.

Все участники финансово‑технической сферы могут оказывать существенное влияние на конечный финансовый результат работы предприятия. Поэтому на ряде предприятий в бухгалтерии созданы специальные отделы, отвечающие за работу с ними. Эти подразделения часто носят название «отделы расчетов с дебиторами и кредиторами».

Выбору партнеров в бизнесе со стороны руководителя и главного бухгалтера всегда уделяется особое внимание. Договор с ненадежным поставщиком или партнером – один из серьезнейших промахов, за который нередко жестоко расплачивается предприятие. Например, за границей данную проблему стараются решать тремя способами:

1) всегда иметь дело только с постоянными и проверенными клиентами;

2) большинство договоров заключать с дополнительной подстраховкой в виде оговорок и специальных форм оплаты.

При этом для защиты от возможных рисков можно привлекать страховые компании.

А так же пользоваться платными услугами банков по предоставлению информации о финансовом состоянии предполагаемого партнера.

В России количество коммерческих мошенничеств и преступлений из года в год нарастает. Наиболее распространенными способами коммерческих мошенничеств являются действия, связанные с получением и не возвратом кредитов. Осуществляются эти мошенничества чаще всего одним из двух традиционных способов: путем создания фиктивных предприятий или путем фальсификации документов.

В России коммерческие банки, к сожалению, практически не оказывают предприятиям информационной помощи о финансовом состоянии партнеров по бизнесу. При этом они и сами нередко становятся жертвами коммерческих мошенничеств. Поэтому руководителю и главному бухгалтеру предприятия приходится в настоящее время вести себя осторожно не только с коммерческими предприятиями, но и с банками, страховыми компаниями и другими финансовыми институтами. Приходится полагаться, чаще всего, на свой опыт, свои знания и принимать решения исходя из неполной информации. Государство со своей стороны обязывает банки и страховые компании проходить аудиторскую проверку и регулярно публиковать свои балансы и отчеты по доходам и расходам в открытой печати, или же в средствах информации нередко публикуются разного рода оценки (рейтинги) этих финансовых организаций. Однако на практике часто встречаются случаи, когда предприятие попадает в чрезвычайно затруднительное положение из‑за приостановления банками платежей с их расчетного счета вследствие собственной неплатежеспособности. Бухгалтеру целесообразно научиться разбираться в публикуемых оценках и использовать их для своей ориентации. Для практического применения предложим простую методику выбора надежного партнера по бизнесу на основе публикуемых рейтингов.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.