Профессиональный ландшафт вашего мозга — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Профессиональный ландшафт вашего мозга

2019-07-12 178
Профессиональный ландшафт вашего мозга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Пусть твой труд будет в согласии с твоей целью.

Леонардо да Винчи (1452–1519)

 

Убежденным универсалам особенно трудно выбрать профессию. Выбору профессии всегда сопутствует столько волнений и беспокойства (и так и должно быть!), что я подумала: «Мне следует немного порассуждать на эту тему, представив ее на фоне системного мышления». Выбирать жизненный путь, возможно, более мучительно для тех из нас, кто мыслит широко и неглубоко. Так много возможностей, и так мало времени! Хочется верить, что отражением вашей целостной личности является бесконечно разветвляющийся алгоритм выбора. Как вы проводите большую часть рабочего времени – так вы проводите большую часть жизни, а что еще может иметь столь же ощутимые последствия? След, оставленный в профессии, скорее всего, станет одной из важнейших граней вашего жизненного наследия.

 

Во все времена лучшее, что предлагает жизнь – это возможность трудиться над тем, что заслуживает труда.

Теодор Рузвельт (1858–1919)

 

Торо предупреждал, что следует остерегаться любого начинания, для которого требуется новая одежда (или новое образование, могу добавить я). Средний человек меняет в течение жизни от пяти до десяти профессий, но для этого не обязательно требуется пять или десять новых образований. Слушайте свой внутренний голос и используйте то, что Френсис Крик, один из первооткрывателей ДНК, называл проверкой на болтливость: то, о чем вы все время болтаете, действительно вас интересует. Может ли это стать вашей профессией?

 

Большинство людей сходит в могилу, так и не спев свою песню.

Бенджамин Дизраэли (1804–1881) – премьер-министр Британии и писатель

 

Многие клиенты, с которыми я работаю, ощущают отсутствие связи между тем, кто они на самом деле, и тем, что они делают, чтобы заработать на жизнь. Они надеются изменить свою профессиональную жизнь так, чтобы она больше соответствовала их личной жизни, где все складывается удачно и гармонично. Они часто говорят мне, что хотят, чтобы их работа заключалась в том, чтобы помогать другим на пути к их цели, и что они хотят посвятить свое время самым возвышенным проявлениям жизни. И конечно, в то же время они чувствуют беспокойство и разочарование, потому что в этом стремительно меняющемся мире им не представилось случая испытать все это.

 

Твой труд в том, чтобы найти свой труд и потом отдаться ему всем сердцем.

Будда

 

Часто это выливается в длительную дискуссию о том, насколько реально оставить карьеру специалиста и каким-то образом подобрать наполненную смыслом работу для скроенного наспех универсала. Строить карьеру специалиста – означает подбирать специальность очень и очень осторожно, а не полагаться на волю случая, как это делают многие. Главное – найти свой истинный путь, свою путеводную звезду. Очень просто стать кем-то, кем вы не хотите быть. Для этого достаточно просто пассивно плыть по течению.

Насколько эффектно вы преподносите себя? Вы можете спросить, какое отношение имеет самопродвижение к тому, с чего должна начаться ваша перекрестная тренировка? К честному вопросу. Я продолжаю утверждать, что мы, мастера на все руки, обязаны держать руку на пульсе капиталистического маркетинга в гораздо большей степени, чем наши собратья из лагеря специалистов, потому что с самого начала счет не в нашу пользу.

Наш мир оказывает предпочтение специалистам, – часто для этого есть основания. И в результате мы оказываемся в невыгодной позиции. Мы вынуждены убедительно объяснять, какую иногда трудную для понимания ценность мы приносим в ту или иную профессиональную область, какую уникальную точку зрения мы можем предложить. Мы должны с гордостью во всеуслышание заявлять, кто мы такие, вместо того чтобы извиняться  за это. У нас есть преимущества, которыми наши собратья хотели бы обладать, но часто мы сами ими не пользуемся. Мы должны заявлять о себе и предлагать наши разносторонние навыки людям, готовым помочь нам и оценить нас. Короче говоря, нам нужно «продавать» наше умение мыслить широко. В противном случае, мир и дальше будет стараться не замечать «профессиональных любителей», считая нас рассеянными чудаками, которые слишком много на себя берут и недостаточно сведущи, чтобы им можно было доверить управление в какой-либо отрасли бизнеса. Конечно, мы чертовски интересные люди, и нас будут приглашать на вечеринки, где требуется вести блестящую беседу, обсуждать текущие события, отпускать остроумные замечания и играть в игры из разряда «Trivialized Pursuit». Но пока мы не направим свои усилия на то, чтобы продвигать себя, мы рискуем тем, что нами будут восхищаться, но не будут принимать на работу.

 

Работать – веселее, чем просто веселиться.

Ноэль Ковард (1899–1973), актер и драматург

 

 

Поступайте правильно

 

Бизнес-консультанту Томасу Пирсону «было позволено» выбрать в качестве основного предмета математику и физику, несмотря на то, что он играл в футбольной команде – редкое сочетание в эпоху, когда от футболистов ожидали только спортивных дипломов. Опыт, полученный на футбольном поле, сослужил Пирсону хорошую службу: когда на своей первой работе он, молодой ученый, столкнулся с инженерами-специалистами, он знал, что значит соревноваться, быть командным игроком, и понимал важность широкой, системно-ориентированной перспективы. Например, Пирсон говорил мне, что в современных исследованиях онкологических заболеваний или СПИДа не так важно изобретать новые формулы, как «отыскивать новые неизвестные вещества в травяной подстилке дождевых лесов и исследовать их свойства», и подчеркивал: «Универсал просматривает всю информацию, обнаруживает потенциальные опасности и возможности и передает ее в распоряжение специалиста. Предоставленные сами себе, специалисты так сосредотачиваются на своей специальности, что им никогда не понять, как внешне не связанные явления могут содержать ключ к решению проблемы».

Кто-то однажды так сказал о разнице между универсалами и специалистами: «Когда специалист обнаруживает, что отклонился от сути, он немедленно бросает то, чем занимается. Универсал, обнаружив, что отклонился от сути, говорит: „Ого, это интересно!“ и ищет взаимосвязи, чтобы вернуться к предмету исследования». Пирсон иначе определяет это отличие: «Специалистам важно „сделать правильно“, а для нас, универсалов, важно убедиться, что мы делаем „правильное дело“».

 

Подлить масла в огонь

 

В некоторых рекламных агентствах, архитектурных и дизайнерских фирмах предусмотрена статья расходов на посещение творческими штатными сотрудниками спектаклей, кинопоказов и так далее. Дополнительные расходы могут также включать подписку на журналы, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к рекламе, архитектуре или дизайну.

Творческие способности – это устойчивая валюта в бизнесе творчества. Таким специалистам необходимы свежие идеи, постоянно поддерживающие энтузиазм. В этой сфере необходимо постоянно «подливать масла в огонь», на котором кипят и доходят до кондиции еще не оформившиеся мысли, давать пищу для воображения, чтобы источник творчества не иссяк. Идея, позаимствованная из мира архитектуры, может привести к созданию нового дизайна одежды. Впечатления от чтения журнала «National Geographic», в конце концов, выливаются в успешную рекламную кампанию. Удачная хохма из «Спамалота»[72], как это ни странно, находит применение в бизнесе. Эти неожиданные связи быстрее замечает тот, кто мыслит системно и умеет учитывать информацию, приходящую из огромного количества разнообразных и в особенности неинтуитивных источников.

Например, чья-то работа в косметической индустрии может заключаться в том, чтобы изобретать причудливые названия лака для ногтей и губной помады. Вот только несколько примеров: «Жгучий шоколад», «Фантастическая фуксия», «Страстный коралл», «Золотое удовольствие». По словам президента фирмы «Ревлон» Рори Гевис, «Самые интересные названия приходят в голову, когда вы сидите за чашкой кофе или оставляете привычную обстановку, чтобы заняться чем-то другим. Вот откуда приходит вдохновение».

Изобретатели, как правило, – вдохновенные системные мыслители, поскольку они обладают способностью брать те новшества, что уже существуют, и комбинировать их новыми революционными способами. Они видят взаимосвязи там, где другие не видят или не могут, используют составные части, которыми уже пользуются все, чтобы создать нечто абсолютно оригинальное. Прекрасный пример – всеми признанный изобретатель телевидения Фило Фарнсворт, который использовал комбинацию уже существующих технологий для создания первой телевизионной сети вещания (позже были и другие, кто оспаривал первенство Фарнсворта как изобретателя телевидения). Только человек, видящий системную мысленную перспективу, мог бы представить себе взаимосвязи, которые в результате сделали телевидение реальностью.

Уникальная способность проводить такого рода связи отличает универсалов в профессии. Карикатурист Гарри Ларсон позаимствовал сюжет из Библии, когда нарисовал комическую карикатуру, где маленький мальчик Моисей эффектно разделяет молоко в стакане. Застежки-липучки появились в результате умения видеть аналогии, когда их изобретатель отправился побродить по окрестностям и, вернувшись, обнаружил, что к его брюкам прицепились репьи. И мы знаем, что печатный пресс начал свое существование весьма скромно – как гибрид давильного пресса и станка для чеканки монет. На изобретателя картофельных чипсов Принглс снизошло вдохновение, когда он увидел крепко слипшиеся мокрые листья. И последний пример: ксерокс был изобретен, когда парень по имени Честер Карлсон подумал, что если рисунок оригинальной фотографии или документа спроецировать на фотопроводящую поверхность, поток будет попадать только на те области, куда падает свет. Физик Карлсон испытал ту вспышку вдохновения, о которой мечтают все изобретатели. Это вершина системного мышления – озарение, инсайт, когда две разные идеи превращаются в одну новую, блестящую. Конечно, – это знают все изобретатели, – озарение еще не означает изобретения. Нужно одно ослепительное мгновение вдохновения, чтобы пришло решение, и вся жизнь – чтобы решение заработало, и его можно было продать. И все же, мы все можем оценить тот факт, что ни одна из этих технологий не стала бы реальностью, если бы не системное мышление, в котором так искусны универсалы.

 

 

Немного о нейробиологии

Что происходит в мозге в тот момент, когда две идеи сливаются вместе, чтобы стать одной новой идеей? Ученые точно не знают – это новая область. Даже профессор Стенфордского университета Роберт Саполски лишь строит предположения: «На самом примитивном уровне каждая идея так или иначе запечатлевается в цепи взаимосвязанных нейронов (и в том, что касается синапосов и их интенсивности, и в том, что касается статистики их активации как единого целого). Две сети в некоторой степени перекрывают друг друга (то есть частично используют одни и те же нейроны), и, когда они приобретают некоторую пластичность (легкость), происходит слияние, укрепляющее эту связь таким образом, что активация одной из сетей дает активацию другой.

Личность Сполски, автора книги «Почему у зебр не бывает язвы», и все предположения этого человека, обладающего впечатляющим интеллектом, заслуживают самого пристального внимания.

 

 

Ум как игровая площадка

 

Редактор журнала «The New Yorker» Девид Ремник сравнивает Америку с большим шприцом с героином и называет это «вездесущностью» американского образа жизни. Если вы достаточно смелы, чтобы сопротивляться диктату современной экономики и быть универсалом в профессии – захватить столько этой плодородной «вездесущности», сколько возможно, можно считать, что полкарьеры уже сделано. Все эти занятия превосходно задействуют каждую область вашего мозга или, как иногда его называют, «влажного продукта»[73].

Это не значит, что другие профессии этого не делают или не могут сделать, но я представляю мой личный «Рейтинг лучших профессий для универсалов, эрудитов, дилетантов и разносторонних людей». Итак…

Архитектор.  У меня есть теория, что лучшие представители этой профессии являются совершенными универсалами. Архитектура уникальна в том, с какой очевидностью она задействует оба – и левое, и правое – полушария мозга: рациональное и поэтическое. Архитектура создает функциональные произведения искусства. Ее по праву называют «застывшей музыкой». Сначала вы чертите законченный проект, потом строите надежный фундамент, который будет поддерживать вес здания, когда будут установлены стропила, балки и перекрытия, вы можете перейти к таким художественным изыскам, как лепнина, облицовка и мозаика. Слияние формы и функциональности. Архитектура – безупречная романтика. Она – моя Несбывшаяся Мечта.

Писатель (издатель).  Работа репортера, журналиста, писателя или издателя – это идеальная профессия для универсала, поскольку от вас требуется углубляться – ненадолго – практически в любую из существующих тем: раз-два – и готово, идем дальше! Несколько дней или недель вы занимаетесь только темой преступлений, или моды, или политики. Писательство – это, в сущности, искусство мыслить. Особенно хорошо оно сочетается с наукой, что делает сочинительство и тем и другим. Такая комбинация позволяет писателю исследовать обе наиглавнейшие сферы знания. Возьмем, например, писательницу и ученого Натали Ангиер. Когда она пишет, она дает работу всему мозгу: его артистической стороне (сочинительство) и научной стороне (содержание ее сочинения). Поэтому самая изящная аналогия того, как я понимаю писательство – это архитектура. И то и другое подразумевает основополагающую структуру и организацию. Как только вы отдадите ей должное, вы свободны перейти к красоте и стилю, если хотите. Профессиональные тесты всегда показывали, что мне нужно было становиться архитектором. И как писательница я чувствую себя именно так. К тому же писательство поддерживает универсальное мировоззрение, потому что устаревшее разделение между беллетристикой и научно-документальной литературой практически полностью себя изжило. Писатели не обязательно являются специалистами, но они могут однажды ими стать, особенно, если они не добиваются признания как беллетристы или документалисты. И все же работа писателя открывает путь к дивной алхимии, поскольку сочинительство, по крайней мере в лучшие времена, позволяет вам обратить серую жизнь в золото. А энергичный ум дает массу жизненных впечатлений.

Музыкант.  Для меня музыка и архитектура – практически равноценные понятия, поскольку и то и другое подразумевает научно-обоснованный рационализм (учитывая математическую точность ритма), а уже потом эмоции, красота, душа слой за слоем ложатся на основу из точных цифр. Как мы знаем из главы 4, ученые часто посвящают свое время музыке.

Повар.  Профессия повара тоже находится где-то между искусством и наукой. Если вы умеете готовить, вы балансируете между эстетикой и питанием, гостеприимством и коммерцией. Если вы хотите, чтобы ваша жизнь стала одним большим пробным меню – да и кто этого не хочет – знайте: готовить еду – это здорово!

Библиотекарь. В нашем мире, перенасыщенном информацией, знать, как получить информацию, означает практически то же самое, что и уже  обладать ею. Библиотекари-референты сегодня работают как искусные добытчики информационных данных и находятся на вершине технологий и современных течений. Библиотекари также склонны к критическому мышлению, потому что они вынуждены постоянно оценивать достоверность источников получения информации.

Учитель. Учительство – героическая профессия, в особенности если вы – человек со склонностями универсала. Да, академическое образование строго разделено на узкие дисциплины, но это не значит, что учитель не может провести взаимосвязи, которые существуют между дисциплинами. Вы можете быть учителем французского языка, но история Франции, социология Франции, психология европейцев будут тесно связаны с вашими интересами. Одна учительница ценила свои уроки именно за то, что они позволяли ей выразить себя. «В жизни я плохо схожусь с людьми, – говорила она, – а то обстоятельство, что я учитель, создает для меня безопасное пространство, где я чувствую глубокую связь с другими людьми, где соприкасаются наши сердца». Писатель и педагог Паркер Палмер говорил: «Я не мог бы заниматься ничем другим. Учительство – с самого рождения – мой единственный способ существования в этом мире». Я вспоминаю преподавателя финансовой экономики, который был у меня в колледже. Он шутил, что мог бы зарабатывать гораздо больше денег на Уолл-стрит, но его слова я помню до сих пор: «Даже если бы я работал на Уолл-стрит, я бы преподавал. Я – профессор. Я – профессионал. Значит – я могу учить».

 

Полный комплект

 

В какой-то момент, после особенно оживляющей сессии, посвященной фотографии, бегу или бонсаи, спросите себя, что в этих занятиях действительно заставляет ваше сердце биться чаще. Отвечайте конкретно, а не вообще. И попробуйте отследить, какое чувство вызывает у вас это занятие. Определите, по крайней мере, три маленькие черточки, которые вас вдохновляют в иероглифике, строительстве декораций или собирании древностей. Эти три вещи – то есть чувства – должны составлять основу всего, что вы делаете, чтобы заработать на жизнь. Приведу пример.

Ами, которая пока что работает экспертом по стандартизации, любит собирать грибы. Это ее страсть, и иногда за этим занятием она теряет счет времени (это значит, что она попадает в столь желанное состояние текучести – очень хороший знак, означающий, что Вселенная пытается привлечь ее внимание; когда вы попадаете в состояние потока, происходит нечто поучительное и волшебное). Сейчас Ами не особенно задумывается, почему она любит собирать грибы. И вообще, она вроде бы не собирается стать профессиональным грибником и тем зарабатывать на жизнь. В действительности, я бы ей посоветовала не относиться с таким пренебрежением к этой возможности. Кто-то где-то именно так и делает, но она не хочет идти по этому пути. Секрет в том, чтобы определить три чувства, которые вызывает у нее грибная охота. После некоторого размышления она говорит: во-первых, ей нравится азарт охоты, во-вторых, ей просто хорошо от этого занятия, и, в-третьих, ей нравится самой выбирать направление.

Когда я попросила ее подумать о том, какие профессии могли бы соответствовать тем же критериям и вызывать у нее те же чувства, она, не долго думая, ответила: пожарный, библиотекарь и почтальон. В конце концов, она выбрала профессию библиотекаря и теперь работает в самой большой городской библиотечной сети, потому что ее восхитила возможность снова пойти учиться, чтобы стать дипломированным специалистом в библиотечном деле. Все, чем ей так нравилось заниматься в свободное время, теперь стало частью ее профессии.

 

Я всегда старался думать о Земле как об организме, но он слишком большой, слишком сложный, и в нем так много функциональных частей, между которыми нет очевидных связей! Если она не похожа на организм, то на что она больше всего похожа? Потом я понял: больше всего она похожа на биологическую клетку.

Льюис Томас, писатель (отрывок из произведения «Жизнь клетки»)

 

 

Придумайте свои метафоры

 

Те, кто умеет мыслить системно, обычно хорошо мыслят метафорически. Годы формального образования не прошли для нас даром. В награду мы получили умение проводить рациональные, линейные и буквальные связи между вещами. Метафора, наоборот, порождает синтез – иногда неожиданный, даже радикальный синтез. Метафорическое мышление – это замещающий умственный процесс, посредством которого сравниваются несоизмеримые идеи или объекты. Метафоры создают связи, аналогии, ведут к размышлениям. Метафора – это проявление творчества. Человеческие существа – это метафорические машины. Наш мозг создан для того, чтобы находить взаимосвязи, нащупывать аналогии, скрытые от очевидного восприятия, хотя для того, чтобы делать это хорошо, нужно быть немного поэтом. Вот примеры некоторых простых, но сильных метафор: автомобиль – это безлошадный экипаж; кофе – это жидкая энергия; архитектура – это застывшая музыка.

 

Панорамное восприятие

 

Преимуществом мультидисциплинарности является способность в результате достичь междисциплинарности. Вот что я имею в виду: сначала вы работаете по программе «Живой ум», чтобы тренировать мозг во множестве областей – это мультидисциплинарная часть. В скором времени вы приобретаете кругозор системного мыслителя, когда начинаете замечать взаимосвязанность того, что вы изучаете – это междисциплинарная часть.

Особое умение ощущать взаимосвязи характерно для полностью развитого мозга. Это часто проявляется в использовании метафор и аналогий и является просто лингвистическими образами связей между вещами. Фактически, мозг – это метафорическая машина, работающая как мощное сортирующее устройство, чтобы сравнивать новую информацию с тем, что уже отсортировано.

Гарвардский лингвист Стивен Пинкер называет метафору «лингвистическим супергероем». Метафора – это то, как мы трансформируем способы мышления в область реальных действий – льем воду, кидаем камни, закрываем заедающий ящик. «Мы можем выщелочить из них содержание и использовать их, чтобы рассуждать о других вещах, – сказал он в своем интервью журналу „Discover“. – Когда мы соединяем силу метафоры с комбинаторной природой языка и мысли, мы получаем возможность создавать практически бесконечное число идей. Я убежден, что метафора – это механизм, который разум использует, чтобы понять иначе недоступные пониманию абстракции. Это похоже на то, как разум развивает способность рассуждать о шахматах или политике, которые в действительности неконкретны и нематериальны и не имеют очевидной связи с воспроизводством и физическим выживанием. Таким образом, метафорические озарения, видение сходств и связей положили начало бесчисленным открытиям в науке, искусстве и многих других областях человеческой деятельности».

Но метафоры могут приводить к парадоксам. Оба утверждения ложны в буквальном смысле, но, тем не менее, они истинны на более абстрактном уровне. Парадокс может быть описан как утверждение, в котором противоположности не отрицают друг друга. Парадокс это еще и «сопротивление беспорядку», способность принять двойственность и неопределенность, которая считается отличительной чертой высокотворческих и хорошо уравновешенных людей. Возьмем, например, внутреннее напряжение, заложенное в следующих парах слов: «радость – грусть», «близость – независимость», «сила – слабость», «добро – зло», «жизнь – смерть», «универсал – специалист». Мы должны научиться принимать обе половины каждой пары, используя их динамическое напряжение как активатор нашей силы, творчества и личного роста.

Парадокс вызывает крайне некомфортное состояние, так называемый «когнитивный диссонанс», в котором вы не знаете, что и думать, потому что оказываетесь между двумя равноценными суждениями. Вы ощущаете естественный дискомфорт, сталкиваясь с двумя или более противоречивыми знаниями о себе и об окружающем мире. Выбор, который делают люди, изначально драматичен, потому что в нем потенциально заложен когнитивный диссонанс – отсюда и неуверенность в себе. Все мы, и особенно те из нас, кто обладает живым умом, должны научиться обитать в этом неудобном пространстве, принять парадокс.

Ф. Скотт Фицджеральд написал в сборнике «Крушение»: «Признаком выдающегося интеллекта является способность одновременно держать в уме две противоположные идеи и сохранять способность действовать. Например, кто-то, может быть, и видит, что его дело безнадежно, но вынужден так поступать». Любой, кто хочет проложить широкую дорогу в этом мире, неизбежно должен будет пройти через противоречия, двойственность и несоответствия. Принимая парадокс, мы развиваем текучий, гибкий и открытый склад ума в противоположность редукционистскому, буквальному и манихейскому. Как только вы свыклись с противоречиями, смирились с несоответствиями и приняли двойственность, считайте, что можно расслабиться и перестать бороться с абсурдностью мира. Теперь вы можете заняться перекрестным тренингом, а не возмущаться, что какие-то части не подходят, не имеют смысла, не складываются. Парадокс хорош для ваби-саби, учитывая его несовершенство и неполноту.

 

Существуют два вида истины: малая истина и великая истина. Вы можете узнать малую истину, потому что ее противоположность – ложь. Противоположность великой истины – другая великая истина.

Нильс Бор (1885–1962), физик, нобелевский лауреат

 

Люди, обладающие живым, разносторонне развитым умом, способны одновременно держать в голове множество таких противоположных идей и все равно действовать эффективно. Если для вас это не представляет трудности, мне бы хотелось посмотреть, как вы справитесь с еще одним парадоксом: быть системно мыслящим универсалом и в то же время специалистом в выбранной вами сфере профессиональной деятельности. В нашу сложную, требовательную эпоху люди Возрождения находятся в наилучшей позиции, чтобы не просто «сопротивляться» давлению противоположностей, но и преуспевать в атмосфере неопределенности, парадокса и двойственности.

Итальянцы называют такое приятие двойственности sfumato. Этот метафорический термин пришел из мира искусства. В живописи он означает размытые или смягченные очертания, когда один оттенок постепенно и едва уловимо добавляется к другому. Классический пример – дымка вокруг глаз Моны Лизы, что придает ее образу волнующе загадочное выражение. Вы не можете угадать ее мысли за этими непроницаемыми глазами. И в результате вы можете заключить, что она одновременно и счастлива, и грустна, лукава и покорна, непорочна и искушена жизнью. В этом сила искусства: передать сложность восприятия, свойственную реальным людям и неоднозначность реальной жизни. Это правда. Если мы хотим прожить нашу жизнь полно, мы должны принять наши личные противоречия, жить в творческом напряжении, возникающем между нашими склонностями как универсалов и нашей реальностью как специалистов.

Кто-то сказал, что в нашу эпоху героизм можно определить как способность принимать парадокс как данность и научиться использовать внешне противоположные силы, не отвергая одну или другую, только чтобы освободиться от нее. Главное – понимать, что жизнь – это игра по правилам парадокса: выиграть хорошо, но и проиграть неплохо; свобода так же хороша, как и власть. Это относится и к противопоставлениям: иметь и отдавать, действовать и бездействовать, входить и выходить; смелость и страх, широкий взгляд и глубокий взгляд. Одно не отменяет другого: и то и другое – верно. Как пишет Грег Левой в «Призваниях», эти пары «могут сидеть за столом, друг напротив друга, но под столом – их ноги переплетены».

 

 

Немного о нейробиологии

Ученые, приверженцы когнитивного подхода, говорят: мозг не обрабатывает информацию в буквальном смысле этого слова. Он быстро просматривает существующую «базу данных» – имеющийся у нас к этому моменту опыт, после чего происходит следующее: визуальные данные переводятся в образы, акустические – в звуки, впечатления – в память. Этот процесс облегчает обработку и запоминание ежедневных опытов; в противном случае их поток был бы неудобоваримым и чрезмерным.

 

 

Упс! Закон непредвиденных последствий

 

Раз уж, вооружившись кайдзен, вы решились предпринять путешествие, я призываю вас всегда держать в поле зрения широкую панораму действительности. Вы же не захотите, чтобы резкие перемены в одной области отрицательно сказались на других аспектах вашей жизни. Узкий, чисто специализированный склад ума или отсутствие воображения вполне могут стать причиной того, что вы окажетесь неспособным представить потенциальные негативные последствия ваших благих намерений. Например, не могло ли случиться так, что, с упоением оттачивая мастерство барабанщика и барабаня дни напролет, вы раздражаете жену и приводите в бешенство соседей? Хорошего мало, не так ли?

Закон непредвиденных последствий (ЗНП) в общих чертах выглядит так: любое ваше действие имеет последствия – запланированные и незапланированные, предвиденные и непредвиденные, намеренные и ненамеренные, позитивные и негативные; все взаимосвязано, и это – одна из главных тем данной книги.

Вот реальные сценарии, взятые прямо из истории: в 1920-е годы сухой закон привел к тому, что многие мелкие поставщики алкоголя разорились, а рынок захватили представители организованных преступных группировок, связанных с нелегальным производством и оборотом алкогольной продукции. Шестьдесят лет спустя объявление «Войны против наркотиков» с целью предотвращения незаконного распространения наркотических препаратов привело к тому, что многие мелкие наркодилеры остались не у дел, и в нелегальной наркоиндустрии укрепились позиции криминалитета. Это ЗНП в действии.

Другие примеры.

 

• Появление продуктов с низким содержанием жиров привело к тому, что американцы в еще большей степени начали страдать от ожирения. Как выяснилось, люди переедают, употребляя в пищу продукты, на этикетках которых указано низкое содержание жира, а учитывая, что жир в пищевой промышленности часто заменяется спредами, которые – потенциально – в гораздо большей мере способствуют набору веса, чем собственно жир – вот ведь незадача, – ситуация и вовсе становится катастрофической!

• В Австралию завезли на разведение кроликов с целью развития спортивной охоты, что привело к взрыву кроличьей популяции. Сегодня одичавшие кролики – самый главный враг сельского хозяйства в этой стране.

• Попытка цензуры или уничтожения определенной части информации становится причиной того, что данная конкретная информация получает широкую огласку в кратчайшие сроки. Тот факт, что часть информации запретна, в глазах общественности придает ей наибольшую ценность.

• Пытаясь решить проблему перегруженных дорог, городской совет рекомендует увеличивать количество полос движения или строить объездные пути. Чаще всего подобные меры способствуют увеличению транспортного потока, и пробок в результате меньше не становится.

• Ужесточение наказаний за вождение в нетрезвом виде в Соединенных Штатах в 1980 году привело, прежде всего, к тому, что водители стали оперативно «сматываться» с места ДТП.

• По причине увеличения количества травм головы среди велосипедистов австралийские власти обязали их надевать во время езды шлем. Ожидаемое сокращение травматичности произошло, но не по причине ношения шлемов, а потому, что люди стали меньше ездить на велосипедах, особенно женщины, сочтя указанный аксессуар неэстетичным.

• Попытки правительства снизить стоимость жилья посредством ввода регулирования арендной платы приводят к пресловутому жилищному кризису, выражающемуся в снижении качества жилья.

• В микробиологии случается, что уничтожение одного болезнетворного микроба приводит к эволюции других, более опасных.

• Цифровые записывающие видеоустройства были изначально выпущены на рынок в качестве удобного приспособления для записи телевизионных программ, чтобы мы могли посмотреть их в удобное для себя время. Нежелательным последствием, если не сказать – соблазном, стала возможность перескакивать через рекламные «паузы».

 

Если вы специалист по рождению или по собственному выбору, вы, скорее всего, столкнетесь со всеми возможными непреднамеренными последствиями ваших действий (хотя, возможно, и не столь ужасающими и трагическими, как те, что породил сухой закон или война против наркотиков).

Специалисты-редукционисты, по определению, лишены системного взгляда. Они не видят целого, поскольку поглощены исследованием его частей. Альберт Эйнштейн, несомненно, был заинтересован в том, чтобы в его лаборатории работали узкоспециализированные физики. Непреднамеренным последствием их исключительной сосредоточенности стала, конечно же, атомная бомба. Как сказал мне Том Пирсон, «Когда вы внимательно смотрите на дюйм в ширину и на милю в глубину, как Эйнштейн, вихри войны в Европе не вспыхивают на экране вашего радара. Когда ваше чудесное открытие превращается в бомбу, вы удивлены и опечалены. Универсал, привыкший видеть широко, сосредотачивает свой поиск не на отдельных деталях системы, а на изменениях в самой системе. Специалист наблюдает бейсбольный матч и говорит: „Этот подающий игрок сильно сдал“. Если вы взглянете на большую картину, то заметите, что все подающие игроки проходят через циклы спадов. У специалиста очень узкий фокус, и потому он не замечает важных изменений, происходящих вне его узкого спектра внимания».

По иронии судьбы, именно Эйнштейн и сказал: «Проблемы, которые существуют в мире, сегодня не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором они возникли». В каком-то смысле, ученый должен был понимать, что в дополнение к обилию специалистов миру нужны люди, умеющие мыслить системно. Интересно, что этот человек также признавал, что «воображение важнее знания». И это вновь возвращает нас к разговору о необходимости сохранять видение большой широкомасштабной перспективы.

Помимо всего сказанного, важно отметить, что закон непредвиденных последствий распространяется на всех, а не только на системно мыслящих универсалов. Пирсон говорит: «Универсалов так увлекает большая картина, что они упускают возможности». Например, врач может настолько увлечься широкомасштабной реформой национального здравоохранения, что пропустит основной, решающий симптом стрептококковой ангины у пациента – с потенциально катастрофическими для него (пациента) последствиями. Хотя, правда, в положительном балансе, универсалы легче приспосабливаются. По словам Пирсона: «Мы менее подвержены старению, потому что специальность устаревает». Если вы – специалист по радиотранзисторным технологиям (кассетам с восемью записывающими дорожками, пишущим машинкам, автомобильным антеннам и так далее), вы окажетесь на обочине, когда эта технология устареет. Вот почему Пирсон говорит, что иногда он определяет свое кредо как «систематический наблюдатель систем». По сути, он смотрит на системы бизнеса и наблюдает за тем, как они себя ведут. Он подчеркивает: «Вы должны это делать, чтобы предупредить возможные непредвиденные последствия».

 

Живу в воображении – и это лучший дом.

Эмили Дикинсон (1830–1886), поэтесса

 

Вышесказанное не означает, что непредвиденные последствия всегда негативны. Наоборот, всю эту книгу можно было бы назвать «Как извлечь неожиданную выгоду из системного мышления». Если вы в свободное время пишете маслом, это увлечение может сделать вас более способным менеджером по недвижимости. Как это ни странно, если вы понемногу изучаете антропологию на стороне, вы станете лучшим профессионалом в качестве управляющего арт-галереей. Ясно, что это – положительные дополнительные выгоды от того, что вы следуете выбранным направлениям деятельности. Вот несколько счастливых примеров.

 

• Средневековая традиция оставлять большие охотничьи угодья для аристократии сохранила нетронутыми большие пространства (часто это парки) в Англии и других областях Европы.

• Принятая на войне практика затапливать корабли на мелководье создала большое количество искусственных коралловых рифов. И если в них селятся рыбы, значит эти корабли расположены очень правильно с точки зрения окружающей среды.

• Медицине известно, что употребление большинства лекарственных средств связано с непредвиденными побочными эффектам


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.