Кто кого сборет – кольчуга или латы? — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Кто кого сборет – кольчуга или латы?

2019-07-12 297
Кто кого сборет – кольчуга или латы? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

А вот так ставить вопрос неправильно. Всякий доспех изготовляется ко времени и к месту. Какой враг – такой и доспех.

Кольчуга и латы – это уже продвинутые технологии. Раньше просто пришивали на кожу железные (а до того медные) бляхи – ну и на голову что‑нибудь прочное, с подкладкой.

В кольчуге, конечно, воин движется свободней. Но кольчуга – это в среднем двадцать тысяч колец! Полкилометра проволоки! Ну‑ка, посиди, поплети!

Ясно, были какие‑то приспособления, гибочные станочки. Не может быть, чтобы не было. Все же массовое производство.

Свобода движений – это плюс. Хотя бы на коня можно садиться самостоятельно.

Меньше вес – тоже плюс, правда, очень маленький – ненамного кольчуга легче рыцарских лат. Этакая железная толстовочка до колен…

А вот удар кольчуга держит хуже. Тут плюс превращается в минус. Слишком близка она к телу, не поможет и простеганный поддоспешник. Враг если не перерубит ключицу, так сломает – тоже радости мало. У лат поверхность кривая, клинок скользит по ней. И стрелы отскакивают.

Кольчугу арбалетный болт пробивает наверняка, латы – при большом невезении латника. Хоть и рано еще говорить об арбалетах.

Лучше говорить о противнике.

Это лишь в телепередаче «Непобедимый воин» можно свести в бою пирата с рыцарем, индейца с викингом, а японского самурая с римским легионером.

В жизни таких глупостей не бывает. Это все равно что спорить, кто кого сборет – слон или кит?

Русские богатыри постоянно, столетиями сражались со степняками‑кочевниками – половцами, печенегами, торками, черными клобуками, берендеями – многие племена их населяли Дикую Степь. С ними по‑соседски воевали, мирились, роднились и снова враждовали. Звали кочевников – «свои поганые». И против их легких луков и сабель кольчуга была надежной защитой. А от добра добра не ищут.

Нет нужды в латах – нет и технологий.

Рыцари Западной Европы бились против таких же рыцарей – потому‑то и совершенствовались их доспехи. И потому страшны были бронированные крестоносцы на бронированных битюгах для легкой и стремительной арабской конницы, пока султан Саладин не научился брать оккупантов измором.

И уже совсем было достигли латы пика совершенства – да тут, как на грех, появилось ручное огнестрельное оружие. От всех лат остались только шлем да кираса, продержавшаяся до девятнадцатого века… Шлем и вовсе никуда не делся, его нынче каской или сферой зовут.

А как сейчас доспехи делают – спроси у знакомых ролевиков. Они кольчугу, бывает, собирают из заводских шайбочек…

 

 

Кто умеет – шаг из строя!

 

…Вышел млад кузнец да во широкий двор, снял прожженный фартук, засунул кудрявую головушку в бочку с дождевой водой, пофыркал, распрямился, кудрями помотал – хорошо освежает после огненных дел‑то!

Тут и подкатился к нему Колобок.

– О, я как раз хотел спросить, – сказал Костя. – По моим прикидкам, уже к зиме дело должно идти, а тут и до осени не дошло!

– Нет в былинах ни осени, ни зимы, – сказал вожатый. – Не упоминаются ни сугробы, ни снег. Потому что в сугробах совершать подвиги неудобно.

– Всю дорогу лето, что ли?

– Вечное былинное время, – сказал Колобок. – Так им ловчее. Скажи еще спасибо, что день и ночь меняются, уж не до хорошего! Но все это лирика. А я спросить хочу – не надоело тебе в кузнице?

– Да я еще личного клейма не удостоился, – сказал Жихарев. – Мне еще молотом махать да махать до звания мастера…

– А как же богатыристика?

– Положил я на нее, – решительно сказал Костя. – Людота говорит, что я тогда феодалом в натуре заделаюсь, угнетателем простого человека. Феодалу ведь положены земля с крепостными. А за крепостничество меня батя сто пудов выпорет! За киоск не выпорол, а за это обязательно ремня вложит. Он и в мирное‑то время, когда я посуду не вымою, говорит: «У нас в доме крепостных нет!» Вернусь – стану каминные решетки ковать, оградки всякие, фуфловое оружие на стену для богатых дураков… Но ихний конский клуб мне теперь по фигу. Не хватало еще всяких толстых теток в седло подсаживать…

– Ну и каша у тебя в голове, – сказал Колобок. – Какие крепостные? До них еще дожить надо! Как ты быстро решения свои меняешь, повар‑конюх‑кузнецович, мякиш ты бесхарактерный!

– Кто бы говорил… – начал Костя, но тут раздался низкий железный рев.

– Общий сбор трубят, – догадался Жихарев. – Опять, паразиты, трудящихся от классовой борьбы отвлекают…

На площадь перед штабом паробки собрались быстро, за ними подтянулись оруженосцы, а уж затем, зевая и почесываясь, прибыли по одному и недовольные богатыри.

Все, кроме Большой Тройки с картины Васнецова.

На штабное крыльцо поднялся заместитель Ильи Самсон Колыбанович – на богатыря он не походил, а скорее сходен был с директором школы Семеном Ароновичем, разве что помоложе да покрепче.

– Грамотные – шаг вперед! – рявкнул он.

Строй не дрогнул.

– Шагай! – шепнул Колобок, сидевший на Костином плече.

– Ну да! Знаю я эту разводку!

Когда Костю было не с кем оставить, генерал (тогда еще полковник) Жихарев брал его на службу, и уж там‑то мальчик насмотрелся и наслушался подобных армейских шуточек.

Гаркнет командир:

– Музыканты, художники, певцы и чтецы – шаг вперед!

Они сдуру и вылезут, сверкая очечками.

И огребут по полной: пошлют их или рояль клубный туда‑сюда таскать, или газоны в зеленый цвет красить, или помои свиньям на хоздворе разливать. Потому что интеллигенция должна знать свое место по жизни военной.

Так что дурных нема, товарищ полковник…

– Что, ни одного нету грамотных? – продолжал Самсон Колыбанович. – Таки плохо. Потому что наши кошки уже не ловят наших крысок в прямом смысле. Все грамотки погрызены! Стыдно в люди представить!

– То ваша, набольших, забота, – прогудел кто‑то из строя. – Наше дело – меч вострый да конь добрый…

– …да вольная волюшка во чистом полюшке! – поддержали его.

– Это не забота, – ласковым для вразумления голосом сказал Самсон Колыбанович. – Это уже настоящая беда. Повреждены грызунами списки‑ведомости богатырские, по каким нам князь стольно‑киевский денежное содержание отпускает да довольствием желудочным наделяет… Перебелить те списки надобно, уточнить… Нету грамотеев – сидеть‑таки всей заставе голодом и без копеечки!

Личный состав недовольно загудел, но признаваться в грамотности никто почему‑то не пожелал. Хотя понятия «ботаник» тогда наверняка еще не было.

Самсон Колыбанович пошел вдоль строя, внимательно вглядываясь в суровые лица бойцов и побледневшие рожицы отроков – как британский премьер Черчилль в военной кинохронике.

И безошибочно ткнул пальцем Косте в грудь:

– Вот ты!

«Это по доносу Колобка. Сдал меня Виссарион Глобальный, больше некому», – подумал Костя. И сделал мужественный шаг вперед.

Остальные облегченно вздохнули.

Колобок на плече помалкивал. Потом охнул и спрыгнул на траву…

– Хороший мальчик, – сказал Самсон Колыбанович. – Честный. Далеко пойдет с одного этого шага…

«А отчего же сам‑то не переписываешь?» – подумал Костя.

Но когда вошел в здешний архив, понял – отчего. Отчего в строю грамотеев не нашлось. И почему слинял хитрый Глобальный.

Потому что серых грызунов боятся не только женщины, но даже целые боевые слоны…

На полках вдоль стен среди клочков и огрызков непонятного происхождения шныряли канцелярские крысы – отделениями, взводами, батальонами. От обыкновенных они отличались только предельной наглостью и каким‑то подобием очков вокруг глазок. Крысы пищали, махали хвостиками и не обращали на людей никакого внимания. Стоял непрерывный и жуткий хруст…

– Коты сюда уже давно не заходят – боятся, – сказал Самсон – деловой богатырь. – Амбар они кое‑как еще удерживают, а тут… На канцелярскую крысу и кот нужен канцелярский, а где его взять?

И махнул рукой.

«Ой!» – подумал мальчик, а вслух сказал:

– Щас сделаем!

И побежал в казарму паробков.

Паробки встретили его угрюмым ропотом – любимчиков начальства нигде не жалуют. Кого ненавидят солдаты всех времен и всех призывов? Да того, кто командира части возит или в штабе на машинке стучит!

Знали бы они, несмышленые…

– Кузьма‑Демьян, просыпайся! – позвал Жихарев. – Надо зачистку провести в одном месте.

– Давно не вопрос, – откликнулся филин и слетел Косте на плечо с поперечной балки.

– Только там все запущено! – предупредил Костя.

– Мы работаем над этим, – откликнулся Кузьма‑Демьян.

И они поработали.

…Через несколько минут канцелярские крысы хлынули на двор изо всех щелей. Самсон Колыбанович всплеснул руками и закричал:

– Ребятушки! Не выдайте! Отсекай их от амбара, отсекай, а то голодом помрем!

Богатыри, грозно топоча сапогами, выстроили вдоль амбара живую стенку, словно футболисты. Кто‑то догадался достать из‑за голенища нагайку…

Филин Кузьма‑Демьян парил над крысиным потоком и, вроде пастушеской собаки, заходил то справа, то слева, стараясь сбить серых паразитов в колонну. В конце концов ему это удалось – и общими усилиями вещей птицы и богатырской воли все канцелярские крысы, теряя на ходу очки, организованно устремились в ворота заставы…

– Сейчас в поле побегут, – задумчиво сказал Самсон Колыбанович. – По зерновым ударят. Ой, не погладит нас Микула по головке… Хотя это еще когда‑то будет!

Но вовсе не крысы стали главным испытанием для писаря Жихарева.

Когда с этой бедой было покончено, а паробки под надзором Кости подмели и убрали все следы преступного крысиного режима, деловой богатырь Самсон поставил на стол большую глиняную корчагу с бурой жижей и выложил пучок гусиных перьев.

– Чернил тебе на два века хватит, – весело сказал он. – Чтоб я столько на свете прожил, сколько тут чернил. А перья все из правого крыла, как положено…

«Перьями, кажется, еще Пушкин писал, – подумал Костя, вспомнив картинку в учебнике. – Значит, я‑то и подавно справлюсь!»

Но все‑таки спросил:

– А почему именно из правого?

– Так пишем‑то мы справа налево! – сказал Самсон Колыбанович. – Мы же не хазары и не какие‑то басурмане, чтобы навыворот корябать! А вот тебе и пергамент – только под личной подушкой и сохранил!

И с этими словами хлопнул на стол толстый рулонище толстой же бумаги – только не белой, а желтоватой.

– Резать будешь по мере надобности, – сказал он. – Ну, чини перышко!

И тут Костя понял, что снова попал. Оказывается, перья еще как‑то нужно чинить?

Он вспомнил, что в школьном музее, где стояла старинная тяжеленная парта, хранились под стеклом старинные же ручки с металлическими перьями. Перья были расщеплены на конце.

Он выбрал перо из связки, взял самодельный ножик…

– Кто же так чинит? – сказал Самсон. – Чему тебя учили, отрок? Вот как надо!

Он ловко срезал кончик пера, потом расщепил…

– Сперва обмакни в чернила, – сказал Самсон. – Вот так…

Первой буквой учащегося Жихарева в мире былин стала клякса.

Она была похожа на черное солнце.

Правда, Костя не знал, что это именно клякса – нет такого слова в нынешней школе…

А вот богатырская затрещина от Самсона Колыбановича очень даже есть – здесь и сейчас!

И не пожалуешься без особого телефона…

– Пергамент, чтоб ты знал, – сказал Самсон, – делают из кожи совсем молоденьких теляточек. И мы уже не получим от них ни молока, ни мяса, ни приплода – представляешь, сколько он стоит! Тут целое стадо пришлось забить! Бери ножик и вычищай… А потом надо вот такой пемзочкой загладить… И вот такой костяной лопаточкой заполировать…

Хорошее дело, оказывается – пергамент! Можно соскрести с него любую ошибку так, что ни один учитель не придерется!

Но и вторая буква получилась не лучше. Правда, клякса была другой формы – вроде ракеты.

Самсон Колыбанович поглядел на Костю задумчиво. Он как будто решал – то ли послать лживого и наглого отрока чистить отхожие места, то ли уж сразу повесить на покляпыя березоньке…

– Интересно знать, где тебя учили, – сказал он. – Разве что в пустыне, где розги, должно быть, на вес золота…

 

Грамотешка богатырская

 

У западных рыцарей с этим делом было туго.

Мало того, благородные графы да бароны даже гордились своей неграмотностью – ведь они не монахи какие‑нибудь, не крючкотворы судейские, с них воинской науки хватает…

Вот и ставили на своих договорах вместо подписи крестик или отпечаток грязного пальца…

Даже стихи для своей Прекрасной Дамы рыцарь был вынужден складывать в уме!

На Руси же к грамотности относились с особым почтением – и уж, во всяком случае, невежеством не бахвалились.

Среди достоинств Добрыни, например, всегда подчеркивается его грамотность.

Завзятыми книжниками богатыри, конечно, не были, но уж надпись на камне прочитать могли. Иначе для кого эти надписи делали? Можно же было нанести на камень что‑то вроде дорожных знаков. Такие знаки называются пиктограммами.

 

 

Стрелка направо – череп и кости.

Стрелка налево – два голубка с обручальными кольцами.

Стрелка прямо – знак рубля или доллара.

 

Так нет же!

 

…На камешке надпись подписана:

 

«Старому да казаку да Илье Муромцу

Три пути пришло дорожки широкие:

А во дороженьку‑ту ехать – убиту быть,

Во другую‑ту ехать – женату быть,

Да во третью‑ту ехать – богату быть».

 

Мало того, после каждой поездки Илья возвращается к камню и собственноручно «поднавливает» надпись:

 

«Да и та была дорожка прочищена».

 

Правда, Алеша Попович, наткнувшись на подобный камень, просит своего спутника:

 

– А и ты, братец, Еким Иванович,

В грамоте поученый человек!

Посмотри на каменю подписи,

Что на каменю написано.

 

Но тут уж позвольте не поверить: быть того не может, чтобы попович, сын священника, да не умел читать!

Уметь‑то Алеша умеет, но Еким Иванович – оруженосец, вчерашний «паробок», и нужно ведь пацану напомнить, кто тут старший!

Не диво была грамотность на Древней Руси.

Когда Солнышко Владимир сажал очередного бедолагу в погреб, и то

 

…Еще выдали ему да полну порцию,

Еще дали ему да свечи воску ярого,

Еще дали книг да сколько надобно.

 

Так появилась первая тюремная библиотека на Руси…

Писать‑читать в былинах навострились даже враги – и Калин‑царь, и Тугарин, и даже Идолище Поганое. Они то и дело отправляют князю Владимиру оскорбительные письма. Правда, гонец должен вызубрить послание наизусть – вдруг на Руси никто грамоте не знает?

Да нет, в те времена многие знали, это сейчас разучились…

Вот только давалась эта грамота тяжело. «Азбуку учАт – на всю улицу кричат», гласит поговорка. Розог учителя не жалели.

Другая поговорка была у родителей, отдававших свое дитятко в учение: «Мясо ваше, а кости наши». То есть лупи его за лень как сидорову козу, только не калечь. Плохо? Конечно, плохо.

Теперь учителям трогать детей строго‑настрого запрещено. Дети это быстро понимают и поэтому плюют в педагогов жеваной бумагой. Тоже мало хорошего.

…А пергамент и вправду был очень дорог, и использовали его многократно, по нескольку раз переписывая, к примеру, летописи…

И каждый раз вносили туда все новые и новые поправки, из‑за которых нынешние историки и мучаются…

 

 

Как избежатьанахронизма

 

– Да сдались вам эти перья! Перья – это вчерашний день! Нечего невинных гусей щипать!

С этими словами запыхавшийся Колобок вспрыгнул на лавку и положил на стол коробку с фломастерами.

«Какой я все‑таки молодец, – подумал Костя. – Все предусмотрел!».

На самом деле коробку в рюкзаке он забыл совершенно случайно, но надо же себя подбодрить!

Самсон Колыбанович достал первый попавшийся фломастер, догадался снять колпачок и провел у самого краешка пергамента четкую красную линию.

– О! – сказал он. – Это что‑то!

Костя быстро расправился со второй кляксой и спросил:

– Начнем с Алеши Поповича?

– Почему с Алеши? – удивился Самсон.

– Так ведь он на букву «А»! – сказал Костя.

– А‑а! – сказал Самсон Колыбанович. – Нет, начинать надо с самого старшего богатыря…

– Святогора! – блеснул знаниями Жихарев.

– Эх, если бы, – сказал Самсон. – Под Святогора можно столько добра списать, что ужас! Я бы из этой заставы сделал игрушечку! И все были бы довольны… Но нет с нами Святогора. Начинай с Ильи Ивановича и далее по старшинству и значению… Несколько слов про каждого еще подпишешь – чем славен, сколько служит, нет ли взысканий… Грамотный, разберешься! А я пойду себе, не буду над душой стоять…

И оставил паробка наедине с Колобком и бесконечным пергаментным свитком.

И тут до Кости дошло, что знает он только трех классических богатырей, а их ведь тут три десятка…

– Не кручинься, – сказал Колобок. – Прямо из книжки и списывай. Чего мудрить?

Жихарев выбрал деловой черный фломастер, занес его над листом, но вдруг остановился.

– Колобочек, – сказал он. – А если ученые найдут когда‑нибудь мою писанину?

– Ну и что?

– Анахронизм получится! Не было тогда фломастеров!

– Нашел о чем печалиться, – сказал Колобок. – Фломастерные чернила выцветут быстрее здешних, что на жирной саже с рыбьим клеем замешаны. Да и обновят этот пергамент еще многажды…

Костя вздохнул, высунул язык и вывел:

«Ведомость богатырская».

А потом, с отступочкой:

«Мурамец Илья Иванович, русский, старый, казак, был, учавствовал, привликался…»

 

Богатырь номер один

 

Его в былинах по‑разному зовут: Илья Муромец, Мурович, Муравленин, Моровленин. Ильюшенька, Илейко, Илеюшка… Но всегда он Иванов сын. Других отчеств не встречается.

Он главный герой русского эпоса. Он военный вождь всех богатырей. Он принимает клятвы, решает споры, первым идет в сражение – как и положено герою.

И в богатыри он вышел не просто так. Судьба героя не похожа на обычную.

Геракл – полубог, сын Зевса. Основателей Рима – Ромула и Рема – вскормила волчица. Богатыри лесных народов рождены от медведя. Иногда героя, лежащего в люльке, приносит река.

В общем, не в капусте находят, как простых смертных.

Илья же родился от обычных русских селян. И родился калекой.

«Тридцать лет и три года» (иногда чуть поменьше – ровно 30) сидел он на печи. В иных былинах он не то что ногой – рукой двинуть не мог. Похоже на детский церебральный паралич…

В реальной жизни, конечно, такой ребенок был бы обречен. Крепко же любили батюшка с матушкой своего Илейку, раз уж холили его и лелеяли до своей старости… Родительская любовь способна на чудеса…

Но тут у ворот остановились калики перехожие…

Калик зовут еще странниками, паломниками, пилигримами. Они бродят по земле, из княжества в княжество, от монастыря к монастырю, добираются и до святого города Иерусалима. Они разносят вести, и обижать калик не принято – их положено привечать, кормить, оказывать почтение. Ведь узнать новости больше не у кого – информационный голод!

В общем, калики – не туристы какие‑нибудь голоштанные, а люди в высшей степени уважаемые и полезные.

 

«Ай же ты Илья Муромец, крестьянский сын!

Отвори каликам ворота широкие,

Пусти‑ка калик к себе в дом».

Ответ держит Илья Муромец:

«Ай же вы, калики перехожие!

Не могу отворить ворот широкиих,

Сиднем сижу цело тридцать лет,

Не владаю ни руками, ни нОгами».

 

Не бойся, вставай, настаивают калики. И встает Илья! И ворота отпирает! И в дом ведет!

Как ни удивительно, но подобные чудесные исцеления бывают. Если болезнь вызвана не физическим пороком, а нервным расстройством…

Потом калики подносят Илье «питьецо медвяное». Илья выпивает чарку и…

 

Бил челом Илья, калик поздравствовал:

«Слышу в себе силушку великую».

 

Что это? Волшебство? Вроде колдовства Вольги‑шамана?

Нет, это уже другое время и другие люди:

 

Они крест кладут по‑писаному,

Поклон ведут по‑ученому…

 

Сказитель впрямую не говорит, а современник‑то догадается, что пришли странники из Святой Земли, а в чарочке у них не простое «питьецо медвяное», а вода, скажем, из реки Иордан…

Значит, складывали былину уже после Крещения Руси – или, во всяком случае, внесли новые детали.

Но и о старом времени калики помнят:

 

«Будь ты, Илья, великий бОгатырь,

И смерть тебе на бою не писана;

Бейся‑ратися со всяким богАтырем

………………

А столько не выходи драться

Со Святогором‑богАтырем –

Его и земля на себе через силу носит;

Не ходи драться с Самсоном‑богАтырем –

У него на голове семь власов ангельских;

Не бейся и с родом Микуловым –

Его любит матушка сыра земля;

Не ходи еще на Вольгу Сеславьича –

Он не силою возьмет,

Так хитростью‑мудростью».

 

Вот так сказитель и вводит новичка Илью в уже населенный мир русской былины.

Целители‑чудотворцы объясняют ему, как вырастить богатырского коня, и…

 

Тут калики потерялися.

 

То есть попросту исчезли таинственным образом…

Потом Илья выполняет свою первую и последнюю крестьянскую работу – вырубает на пашне «все дубье‑колодье» и просит у отца благословления на богатырские дела:

 

…Я поеду в славный стольный Киев‑град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой‑правдою,

Постоять за веру христианскую…

 

У отца Ильи тоже есть отчество – Тимофеевич. Отвечает Иван Тимофеевич:

 

…Я на добрые дела тебе благословленье дам,

А на худые дела благословленья нет.

Поедешь ты путем и дорогою,

Не помысли злом на татарина,

Не убей в чистом поле христианина.

 

Вот уже и христиане‑крестьяне появились – не селяне! И заповедь Христову знают: «Не убий!»

…Сел Илья на коня. С третьего прыжка Бурушка‑Косматушка достиг аж Чернигова. Посмотрите по карте, где нынешний Муром и где Чернигов. Не ближний свет, да как‑то и не по пути в Киев! Так что о географической родине богатыря можно еще поспорить…

Но Чернигов осажден татарами: три царевича, и «с каждым силы сорок тысячей». Прикинул Илья и молвил:

 

Не хотелось было батюшку супротивником

быть,

Еще знать‑то заповедь преступить.

 

Но пришлось. Взял он в руки «саблю боевую» (именно так! Не зря Илью «казаком» называют, от более поздних времен эти слова!), да и навел порядок во вражеском войске:

 

Где повЕрнется, делал улицы,

Поворотится – часты площади.

 

От 120‑тысячного воинства остались только трое незадачливых царевичей. Герой размышляет – то ли в плен их взять, то ли головы поотрубать. И то, и другое не годится. Пленных придется кормить из своих припасов, а царскую кровь проливать нельзя – по древнему поверью (архаизм!). Но не будет же Илья царевичам хребты ломать, как у них в поганой Орде заведено! Лучше пусть пользу приносят в качестве пропагандистов и агентов влияния:

 

Вы поедьте по своим местам,

Вы чините везде такову славу,

Что Святая Русь не пуста стоит,

На Святой Руси есть сильны могучи богАтыри.

 

От гостевания в хлебосольном Чернигове отказался Илья – нужно ему в Киев‑град, желательно напрямую. Но…

 

Ответ держат князи‑бояра:

«Ох ты гой еси, Илья Муромец!

Пряма дорожка не проста стоит:

Заросла дорога лесами Брынскими,

Протекла тут речка Смородина;

Еще на дороге Соловейко‑разбойничек

Сидит на тридевяти дубах, сидит тридцать лет,

Ни конному, ни пешему пропУску нет».

 

Кто такой Соловей? Почему он так себя ведет? До сих пор ученые спорят. Кто говорит, что это языческий жрец вроде ирландского друида, живущего в дубовой роще, кто видит в нем вообще сверхъестественное существо; свист Соловья то взвевается в ультразвук, то падает в инфразвук – то и другое для живого вредно. Дубы преклоняются, конь богатырский оступается…

Возможно, поединок Ильи с Соловьем – это отголосок славянского мифа о битве звериного бога Велеса с громовержцем Перуном (Велес – Волос – Волосей – Соловей!). И стрела – это молния. Недаром же Перун позже превратился в Илью ‑пророка! Да наверняка когда‑то наш Муромец и был Перуном!

Глубоки корни русского эпоса…

Но у былинного Илейки молний нет, а нужно чем‑то ответить на акустическую атаку.

В одном из вариантов былины говорится:

 

Разрушает Илья заповедь великую…

 

Как разрушает? Чем? Да тем, что берется за лук. Лук – оружие дистанционное, и настоящий богатырь против соперника никогда его не применит. На мечах, на палицах, на топорах – другое дело.

Но ведь и поражающий свист – тоже дистанционное оружие! Разбойник первый начал!

В общем, выбил Илья Соловью «око со косицею». Только не подумайте, что разбойничек был в дредах. Просто стрела в глаз вошла, в висок вышла. Висок для ока – что косяк для окна. Отсюда и «косица».

Жив остался Соловей – подобно адмиралу Нельсону или фельдмаршалу Кутузову. И даже попросил Илью заехать к нему в гости. И тут возникает такой дивный эпизод. Спрашивает Илья у хозяина:

 

«Что у тебя дети во единый лик?»

Отвечает Соловейко‑разбойничек:

«Я сына‑та выращу, за него дочь отдам;

Дочь‑ту выращу, отдам зА сына,

Чтобы Соловейкин род не перевОдился»…

 

Вот это да! Вот какое далекое прошлое о себе объявило! Дикий для нас обычай царских внутрисемейных браков существовал у владык многих народов – от египетских фараонов до Верховных Инков в Перу. Соловейко‑то, получается, древнего царского роду?

Такой лютый архаизм «за досаду показался» даже Илье Ивановичу. «Вынимал он саблю свою вострую»… и повез уже бездетного Соловья в Киев‑град. Возраст Соловьиного отродья не уточняется – но коли бросались они на богатыря с дрекольем, так, поди, не груднички были.

Ну, что в Киеве случилось, все знают по фильму «Илья Муромец» с великим русским актером Борисом Андреевым в заглавной роли (а другого Илью теперь трудно и представить!). Акустический удар пуще прежнего – во всем городе крыши посносило, «разломало все связи железные», один Муромец устоял.

А вот что в фильм не вошло:

 

Возговорит сам батюшка Владимир‑князь:

«Исполать тебе, Соловейко‑разбойничек!

Как тебя взял это Илья Муромец?»

Ответ держит Соловейко‑разбойничек:

«Ведь на ту пору больно пьян я был,

У меня большая дочь была именинница»…

 

Конечно, пьяного‑то и дурак победит!

Этого унижения богатырь не стерпел. Подбросил вражину «чуть пониже облака ходячего» – только ловить не стал. Сгинул злодей, а загадка его происхождения осталась…

Князь не знает, куда и поместить такого гостя: хошь со мной рядом садись, хошь супротив меня, а хошь – где хошь…

Но Илья и тут отличился:

 

Зашел Илья Муромец со коничка,

Пожал он всех князей и бОяров

И сильных могучих богАтырей.

Очутился он супротив князя Владимира.

За досаду Алеше Поповичу показалося,

Взял Алеша булатный нож,

Он и кинул его в Илью Муромца;

Поймал на полетУ Илья булатный нож,

Воткнул его в дубовый стол.

 

И тем точку поставил. Из тех, кого с лавки спихнули, больше никто не возражал.

Вот так крестьянский сын и встал во главе всех русских богатырей…

 

 

Соло на гуслях

 

…Костя заканчивал страничку, посвященную богатырю номер один. Для этого ему пришлось прочитать несколько былин со всеми сносками и примечаниями, хотя вопросы остались, а Колобок, как назло, куда‑то укатился.

Ничего. Жихарев‑младший вспомнил, что он все‑таки генеральский сын и армейская жизнь со всеми ее поощрениями и взысканиями ему знакома. А кое‑что он списывал прямо из книги…

«…Службишкой у князя тово ой да Владимира тяготится. На замечания ведь командирушки ри‑агируит да ой болезнино. Не одно‑кратно раз был отправлен на га…»

Тьфу ты! Чуть не написал «на гауптвахту»! Как же при Красном Солнышке «губа»‑то называлась?

Снова полез в книгу.

Нашел! В погреб его, голубчика, сажали, в погреб! Один раз чуть совсем там не уморили!

«…в погреба да те глубокия. Отбывши тыи наказания суровыя, продолжаючи совершаючи подвигов да побиваючи злых…»

Татаринов? Или татаровей?

Как бы с этим былинным языком школьную свою грамотешку не угробить! И так еле живая!

Хорошо, что фломастерные чернила выцветут задолго до того, как родится на белый свет русалочка Анастасия дочь Кондратьевна!

Сколько ни старайся, она непременно ошибки найдет, даже когда их там совсем нет. Подойдет из‑за спины и зашипит:

– Исполать тебе, отрок! Славно грамоте знаешь!

Костя поднял голову.

Перед ним возвышался суровый воин средних лет с аккуратно подстриженной бородой. Голубые глаза его были задумчивы.

– Вижу, есть на кого дела оставить, – продолжал воин. – А то у меня, как перо возьму, сразу начинает пальцы крючить – потому что богатырская десница к мечу привыкла! Не горюй: во всяком войске писарь – тоже человек нужный!

«А как же богатыристика?» – хотел было спросить Жихарев, но тут же сообразил, кто именно его похвалил. С этим вопросом придется повременить, потому что нельзя обращаться к вышестоящему начальнику через голову непосредственного… Наверняка и здесь это правило соблюдается…

Между тем Добрыня Никитич тяжело вздохнул, открыл сундук, стоявший у стены, и достал плоскую коробку. Коробка зазвенела.

– Ты смотри – не сгрызли! – изумился он.

– Ой вы гой еси Добрыня сын Никитович, – Жихарев припомнил, что младший представляется первым. – Я млад Костянтинушко сын Жихарев. У меня ведь тут немножечко порядочек! Крысы гадские окарачь ползут…

– Красно выражаешься, – сказал Добрыня. – Ты пиши, пиши. На меня не смотри, я ныне печален… Ты работай, как бы меня и нет… Я ведь тихонечко…

Правду говорят былины о тактичности да вежливости Добрыниной!

Коробка оказалась гуслями.

Добрыня сел на лавку, поставил гусли на колени, занес над струнами руки с длинными тонкими пальцами.

Голос у него оказался неожиданно высокий и звонкий, как у певца Преснякова‑младшего…

 

Ты свет государыня да родна матушка,

Честна вдова Офимья Олександровна!

Ты зачем меня, Добрынюшку несчастного,

спорОдила?

Породила, государыня бы родна матушка,

Ты бы беленьким горючим меня камешком,

Завернула, государыня да родна матушка,

В тонкольняный было белый во рукавчичек,

Да вздынула, государыня да родна матушка,

Ты на высокую на гору Сорочинскую

И спустила, государыня родна матушка,

Меня в Черное бы море, во Турецкое, –

Я бы век там, Добрыня, во море лежал,

Я отныне бы лежал да я бы дО веку,

Я не ездил бы, Добрыня, по чистУ полю,

Я не убивал бы, Добрыня, неповИнных душ,

Не проливал бы крови я напрасныя,

Не слезил бы, Добрыня, отцов‑матерей,

Не вдовил бы я, Добрынюшка, молОдых жен,

Не спущал бы сиротать малых детушек…

 

И так‑то пронзительно, так‑то жалобно рокотали струны гусельные, что хотелось заплакать.

«Депрессия у человека, – догадался Костя. – Переживает. Тяжело ему. А если бы узнал, что в будущем в честь его пельмени назовут, стало бы еще тяжелее. Но все‑таки на людях, при товарищах он бы так не запел. А я тут для него вроде мебели… Писаришка…»

И совсем неожиданно подумал:

«А не хочет ли Добрыня как раз меня и предупредить, что, мол, нелегко дается богатыристика?»

 

Судьбинушка богатырская

 

Сложный человек, оказывается, Добрыня Никитич. Как нынче говорят – неоднозначный. По‑русски молвить – амбивалентный.

Но такова уж его участь. Не зря матушка отвечает ему:

 

Я бы рада тебя, дитятко, спорОдити:

Я таланом‑Участью в Илью Муромца,

Я бы силой в Святогора да богАтыря,

Я бы смелостью во смелого Алешу во Поповича,

Я походкою тебя щапливою

Во того Чурилу во Пленковича.

Только тыи статьи есть, других Бог не дал,

Других Бог статей не дал, не пожаловал…

 

Вот она, богатырская судьба. Издержки профессии. И вообще Добрыня не простой человек. В одних былинах он княжеского происхождения, в других боярского, в третьих отец у него торговец Никита Романович. Но не видел богатырь отца, как и отец не видел сына – погиб родитель до того, как герою на свет появиться.

Добрыня преуспел не только в ратной науке – он хорошо воспитан («вежество знает»), он искусный гусляр и шахматист. Его гложут сомнения, как типичного русского интеллигента…

Воспитала Добрыню его матушка, в данном случае Офимья (Ефимия) Александровна. Она и по‑другому может зваться – как сказителю запонадобится. И она‑то уж сына от воинских подвигов всячески отговаривала:

 

Ты не езди‑ка далече во чисто поле,

На ту гору да Сорочинскую,

Не топчи‑ка ты младых змеенышей,

Ты не выручай‑ка пОлонов да русскиих,

Не куплись, Добрыня, во Пучай‑реке –

Пучай‑река очень свирепая,

Середняя‑то струйка как огонь сечет…

 

Как же! Чтобы русского человека на что‑то сподвигнуть, надо это самое ему запретить – тогда наверняка возьмется за дело!

А дело непростое.

Мало того, что Змей (Змея) существо сверхъестественное, так еще и Пучай‑река – не просто река, а Река – та самая, что отделяет мир живых от мира мертвых. Живому ее не переплыть.

Добрыня, конечно, все делает наоборот – едет, топчет змеенышей, после чего лезет купаться в роковую реку. И ничего смелому не вредит:

 

А Пучай‑то река она кротка‑смирна,

Она будто лужа‑то дождевая!

 

Тут прилетает Змеище‑Горынище «о двенадцати о хоботах» – но это не слон‑мутант, потому что «хоботом» называли хвост.

Сказители именуют чудовище то Змеем, то Змеей, им без разницы. И ничего удивительного – вспомните хотя бы двуполое голливудское Годзилло с потомством… Воистину, нельзя ничего нового придумать!

Но Годзиллу‑то всей армией США кое‑как одолели, а Добрыня – один и голышом! Мало того, какая‑то сволочь украла и коня, и одежду, и оружие!

 

Только лежит один пухов колпак,

Пухов колпак да земли Греческой,

По весу тот колпак да целых три пуда.

 

Странный головной убор. Кажется, что сказитель наш просто шутит – какой пуховый колпак! Это он про шелом его богатырский! Сорок восемь килограммов! Да еще набитый мокрым песком!

Кстати, на картине Васнецова голова Добрыни увенчана шлемом именно византийского (греческого) образца…

Шарахнутая таким снарядом Змея просит милости и заключает с богатырем договор – Добрыня не трогает ее с детенышами, а она не разоряет Святую Русь.

Наивный Добрыня соглашается. Змея тут же нарушает договор – похищает племянницу князя Забаву Путятичну и уносит ее «во нору во глубокую», к остальным русским пленникам…

Не может быть никаких договоров с врагом – учись, доцент!

Но на что Змею‑Змее пленники? Жрать, что ли? Так разве мало коров да овец пасется почти без охраны?

Во времена, когда складывали былину в ее нынешнем виде, тема «полонов русскиих» была самой что ни на есть больной. Из века в век степняки, а потом крымские татары захватывали население порубежных городов и сел, чтобы продать на невольничьих рынках. Работорговля всегда была очень выгодным бизнесом…

Так мифическая Змея переплелась с конкретным злом, а сказка – с жизнью. Было из‑за чего воевать богатырю. «…Не ради славы – ради жизни на земле», как сказал другой поэт.

Добрыня – богатырь‑змееборец, чей образ уходит в далекую древность, к Гераклу


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.307 с.