Скоморохи – от Бояна до уркагана — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Скоморохи – от Бояна до уркагана

2019-07-12 277
Скоморохи – от Бояна до уркагана 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На колу мочало – начнем сначала.

Трудна жизнь древнего земледельца. Весной у него посевная, летом сенокос и заготовки, осенью уборка урожая. Не продохнуть.

Продохнуть можно разве что зимой, хотя и зимой дела немало: лапти плести (по сорок пар за лето стаптывали!), валенки катать, лучину щепать для освещения в избе, упряжь конскую готовить, шерсть прясть, носки да платки из нее вязать, за скотиной ходить…

Но не может человек, хотя бы и древний, без культуры обходиться. Скучно ему без культуры.

Поэтому женщины за пряжей пели, а мужики за деревянной работой рассказывали всякие байки. А уж сельская свадьба была в ту пору настоящей оперой – с ариями и хором. Да и похороны, хоть дело и грустное, целый ритуал.

Но все песни были знакомыми, от дедов‑прадедов перенятыми. А хотелось всегда чего‑то нового.

Поэтому и привечали в поселениях любого странника, от которого можно что‑нибудь узнать. Поэтому и говорили: «Гость в дом – Бог в дом». Поэтому гость был особой неприкосновенной.

Но не всякий гость умел складно сказывать, а тем более петь и плясать. А потребность в этом была немалая.

Так и возникли скоморохи.

Слово это древнее и сложное. Греки называли бродячих актеров «маскарас». Это слово, в свою очередь, происходит от арабского «машкара» – насмешка.

Русский язык могуч – любое иноземное слово переделает по‑своему. Даже и в наше время появились «клава», «приаттачить», «забанить», «погуглить»… Вот так «маскарас» и превратился в «скомороха». Долго ли умеючи!

Скоморох был универсал, мастер на все руки и ноги, человек‑оркестр. Рассказать степенную, солидную былину, спеть веселую плясовую песню, сыграть на дудке, колесом пройтись – запросто!

Тогда в любой деревне ты – желанный гость. Тебя и накормят от пуза, и в дорогу еды дадут, и рубаху новую (или ношенную, но крепкую) преподнесут…

Скоморохи собирались в целые эстрадно‑цирковые коллективы – ватаги. Там у каждого был свой номер. Почему цирковые? Потому что часто бывал членом ватаги дрессированный медведь – он неуклюже плясал под бубен и показывал, как бабы белье стирают да как боярин свое добро от народа прячет… Козы были ученые, собаки… Даже крысы!

И первые оркестры учиняли эти веселые люди.

Музыкальных инструментов у них было множество: бубны, сопели, сурны, домры, накры, волынки, дуды, лиры, органы, свирели, тимпаны, набаты, гудки… Думаете, гудок – духовой инструмент? Ан нет, струнный – ведь струна тоже гудит…

Кроме того, скоморохи ходили по канату, лечили, гадали, судьбу предсказывали, романы с селянками заводили, в кости мужиков обыгрывали…

Люди они были ловкие, крепкие, могли за себя постоять в случае чего. Например, перед разбойниками, которых немало водилось по путям…

Да они ведь и сами были немножко разбойники. А когда и множко. То курицу прихватят у скупых селян, то сохнущее белье с плетня стянут, а то и коня уведут. За ними ведь не углядишь! А уж если в селе мужиков мало, скоморохам было полное раздолье! Ищи‑свищи их потом по всем дорогам!

А в трудные и смутные времена скоморошья ватага запросто могла перекинуться шайкой разбойников. До сотни человек бывали шайки!

Дошло до того, что в XVI веке появился указ, дозволяющий гнать скоморохов взашей со двора. А до тех пор их право охраняла традиция!

Граница между эстрадой и криминалом была зыбкой и в те далекие годы. Богатые воры и бандиты скоморохов очень даже привечали и приглашали на свои корпоративы.

Богатыми ворами и бандитами тогда были князья и бояре. В свободное от воровства и бандитизма время они устраивали веселые пиры‑застолья, а что за веселье без скоморохов! И не былины слушали на пирах, а задорные неприличные песни да пляски‑побаски.

А былины они сами сочиняли – пародийные, глумливые и тоже не слишком пристойные.

 

Высока ли высота потолочная,

Глубока глубота подпольная,

А и широко раздолье – перед печью шесток,

Чисто поле – по подлавечью,

А и синее море – в лохани вода…

 

Потом стянет скоморох с себя портки, поворотится к публике, нагнется – ан у него там две забавные рожи намалеваны!

Как тут с лавки от смеха не упадешь! «Пацталом» и селяне, и бояре валялись!

Число бродячих затейников росло, возникали даже целые скоморошьи деревни – там в основном зимовали…

Конец тогдашнему веселью положил царь Алексей Михайлович под влиянием духовенства – ведь скоморохи высмеивали даже церковные службы и обряды, то есть кощунничали.

Зимой 1648 года на льду Москвы‑реки сложили в огромную кучу все эти гудки и сопели, маски и наряды, скомороший транспорт (телеги и сани), примитивные декорации – и подожгли.

Что не сгорело, то ушло под лед.

О судьбе самих скоморохов летописи умалчивают – то ли от скромности, то ли от стыда. Но упоминаний о веселых и пройдошливых бродягах больше нет.

Перевешали, видно. С тех пор и существуют некоторые разногласия между властью и творческой интеллигенцией.

А возродил старое ремесло, как ни странно, сын строгого Алексея Михайловича Петр, впоследствии прозванный Великим.

Он тоже устраивал пародийные «всепьянейшие, всешутейшие соборы», где его вельможи надевали маски, запрягали в сани свиней и клеили себе на бритые лица бороды из пакли.

А немного погодя место скоморохов на Руси заняли… правильно, цыгане. Залезли из Европы в прорубленное Петром окошко.

С песнями, плясками и учеными медведями.

 

 

Большая‑пребольшая

 

…Учащийся Жихарев торжественно въезжал на школьный двор. Весь личный состав учебного заведения выстроился, как на Первое сентября.

Тяжелый шлем на голове мешал обзору – как ни скашивал Костя глаза, не мог рассмотреть своего коня. И богатыристику в руке разглядеть тоже не мог, но твердо знал, что она налицо. С печатью и всеми подписями.

Потому что парни‑старшеклассники, завидев этот документ, в ужасе разбегались, нарушая строй. Многие при этом ползли окарачь. То есть на карачках.

Старшеклассники и раньше‑то старались не связываться с Костей, а уж при наличии богатыристики тем более.

На крыльце стоял старый директор Семен Ароныч с огромным букетом алых роз. Не миллион их, конечно, было, но где‑то близко.

Богатырский конь остановился напротив директора.

И возговорил Семен Аронович:

 

Ой ты гой еси, могучий сильный бОгатырь!

Ой ты гой еси, учащийся сын Жихарев!

Хорошо тебе, что не побрезговал

Нашей школой муторной, докучною!

Не нужны тебе ни физика, ни химия,

Даже катет со гипотенузою!

Уж не станем мы грузить твою головушку

Письмецом Татьяны ко Онегину!

Не к лицу богатырю чужие письма читать,

Пусть ботаники этим занимаются!

Не потребуем и глагол просклонять –

Пред тобой любой глагол сам преклонится!

Ни к чему тебе образование –

Ведь оно у нас так себе, среднее.

Ни к чему тебе все аттестаты зрелости,

Коль владеешь ты богатыристикой –

Никого зрелей тебя на свете нет,

Нет на свете и боле не предвидится!

И за те ли за успехи за дивные,

И за те ли результаты олимпийские

Награждаешься ты медалию –

Золотой ведь медалью, серебряной!

 

Тут Косте вдруг стало так неудобно, что он проснулся.

Лежал он на куче сена посреди деревенского двора – но такого просторного, что на нем уместился бы с десяток бабушкиных подворий. Тут был и колодец с «журавлем», и всякие строения, и даже длинный стол с лавками по обеим сторонам.

За столом, покрытым белоснежной скатертью, сидели Колобок и Микула Селянинович. Точнее, сидел один Микула, а Глобальный катался по скатерти туда‑сюда, как разминающийся фигурист‑одиночник. Кузьмы‑Демьяна видно не было – поди, отсыпался где‑нибудь в темном тихом месте.

– Жор у него богатырский и сон богатырский, – сказал Микула. – Но мало ли на свете объедал да лежебок!

– Он не такой, – сказал Колобок. – Вот увидишь…

Но тут он и сам увидел, что Костя поднимается, и завизжал противно:

– Сколько ты еще будешь валяться, проглот окаянный? Перед хозяином неудобно: весь припас у него слопал! А от храпа твоего даже куры разбежались, гуси в теплые края улетели!

И Косте снова стало стыдно. Во‑первых, он совершенно не помнил, как они приехали к Селяниновичу, что он там ел и как повалился спать. Во‑вторых, он понимал, что Колобок строжится напоказ, но все равно…

Стыд – хороший стимулятор. Или мотиватор.

Костя, как смог, поклонился, и даже рукой махнул от неба до земли – так делали в школьном танцевальном ансамбле «Прялица» девчонки в кокошниках – но, может, тут и парням так положено?

А что положено говорить?

Кстати вспомнился мультфильм «Аленький цветочек».

– Спасибо тебе, хозяин мой ласковый… – начал Костя.

Микула захохотал басом, а Колобок захихикал гнусно.

Опять не угодил! Вспоминай, вспоминай…

– Э‑э… Благодарствуй… это… Все было очень вкусно! Какая прелесть эта ваша заливная рыба!

Микула озадачился.

– Дивно, – сказал землепашец. – Тельное из осетра, кажись, было. Стерлядь на вертеле тоже имелась. А заливная… Василиса! Была на столе заливная рыба?

Тут Костя увидел, что на крыльце избы (ничего себе изба, с трехэтажный дом!) стоит краснощекая девушка с косой до земли – и ростом эта девушка никак не меньше самого Кости…

Костя же – без штанов, в одной рубахе до колен! А в таком наряде даже сам Шварценеггер довольно погано выглядит, если верить американским фильмам…

– Некогда было готовить, батюшка, – доложила басом красавица. – Не до разносолов. На скорую руку все состряпала, а то бы ваш питомец помер, не дотерпел…

– Извини… те, – сказал Костя и чуть не прикрылся ладошками, хоть и был все‑таки не голышом. – Простите за хлопоты…

– Ладно уж, – сказала Василиса. – Батюшка, велите мальчонке вашему эту проклятую репку наконец выдернуть, коли у вас руки не доходят. Вот и будет от него благодарность… Только пусть сперва умоется гостенек, а то у него весь ужин на роже!

Гордо повернулась девушка Василиса и скрылась в избе.

«Прямо как Верка Титова, – подумал Костя. – Но у Верки‑то папаша – владелец мыльного завода, а у этой всего лишь крупный фермер…»

– Слышал? – сказал Колобок. – Выполняй!

– Мне бы сперва… – начал Костя.

– Во‑он в том углу, – сказал Микула. – А лохань умывальная на колоде возле бани. Воды сам натаскаешь. Я же, Микулушка, пошел целину поднимать – землица‑то наша велика и обильна есть…

С этими словами крупный фермер поднялся и зашагал куда‑то. И не было на нем ни черного бархатного кафтана, ни сапогов на высоком каблуке – только серая рубаха из мешковины и такие же штаны.

А бархатный кафтан и зеленые сапожки он все же сложил в свою неподъемную сумочку – на случай, если знатные люди на пашню приедут.

Деревенские удобства были уже Косте привычны, и с колодцем он сумел управиться, наполнил деревянное ведро. Литров примерно на пятьдесят.

– Ты весь окатись, – посоветовал Колобок. – Скидывай, скидывай рубаху…

Жихарев покосился на избу с Василисой внутри.

– Окна пузырем бычьим затянуты, – сказал Колобок. – Стекло здесь редкость и драгоценность. Так что не бойся, не рассмотрит она твоей тяжелой атлетики…

Костя поискал привычные возле умывальника предметы.

– Сам виноват – не захватил ни мыла, ни зубной пасты, ни щетки, – заметил Колобок. – Хотя мыло следовало бы преподнести Василисе – вот бы девушка обрадовалась! Хорошее мыло в деревне тоже редкость! А зубы тут чистят вот такой дубовой веточкой, предварительно разжевав кончик! Смотри – зубных врачей здесь не водится!

Кое‑как ребеночек управился с утренним туалетом (и не весь ужин был на роже, а так – несколько крошек) и нерешительно спросил:

– А брюки? Можно мне штаны, хотя бы как у хозяина?

– Ха! – сказал вожатый. – Портки еще заслужить надо! Доказать, что ты мужчина! Деревенским недорослям, бывало, штаны только перед свадьбой выдавали… А я так, например, вовсе без них обхожусь… И не только я… Вот Юлий Цезарь – уж на что великий был деятель, а порточков так и не удостоился, в банную простынку до смерти заворачивался!

«Тебе и кафтан ни к чему, Цезарь из печки», – подумал Костя, а вслух решительно спросил:

– Ну, где эта самая репка?

Эта самая репка выросла посреди Микулиного огорода, нарушая стройные грядки. Словно кто‑то вкопал тут перевернутую цистерну, а из нее брызнул к небу зеленый фонтан.

Этой самой репке вручили бы богатыристику без разговоров, за сам факт существования.

Врал скоморох, что репа на Руси не уродилась. Просто вся она собралась в один огромный корнеплод.

– Ого! – сказал Костя. – Сто пудов для выставки фрукт!

– Не фрукт, а овощ, – поправил Колобок. – Хотя в былинах такого не водится. Видно, из сказочных краев занесло ветром семечко, а хозяева не доглядели, вот она и вымахала. Тащи, бедолага, да смотри не оторви ботву, а то придется репку окапывать – деревянной, между прочим, лопатой!

Ботва напоминала небольшую рощицу и шумела над Костиной головой.

Костя взял ботву в охапку и потянул на себя.

Репа не дрогнула.

Мальчик перевел дыхание и удвоил усилия. Что за диво: паровоз ведь с места сдвигал, а тут какой‑то овощ!

– Тянем‑потянем, – командовал Колобок. – Тянем‑потянем! Эх, дубинушка, ухнем! Эх, зеленая, сама пойдет! Подернем! Подернем! Да опять‑таки ухнем!

– Ух! – сказал Костя и потянул изо всей‑то силушки – но с прежним результатом.

Со стороны избы доносился заливистый смех – то ли к Василисе пришли подружки, то ли она все‑таки рассмотрела в окно, что там творилось на огороде…

– Конечно, – сказал Костя. – В сказке‑то их вон сколько было – и Дедка, и Бабка, и Внучка – не считая домашних любимцев… Это какая‑то заколдованная репка! Так нечестно!

– Но Дедка с компанией не были богатырями, – заметил Колобок. – Ты лучше представь, что от этой репки зависит твоя жизнь. Не выдернешь ее – и жрать будет нечего…

– Да овощ твой тоже не сахар, – огрызнулся Костя. – Пробовал уже. Только коров ей кормить…

– Слабо тебе, – подвел итог Виссарион Глобальный. – Так и скажи. И подадимся домой – нечего тебе тут делать…

И снова Косте стало стыдно. Да что же это за жизнь такая пошла – что ни возьмешься делать, за все стыдно!

Видно, Микуле и самому было слабо вытянуть репку – потому и отговаривался другими делами. Он ведь такой же хитрый, как все взрослые, хоть и хтонический…

Жихарев изменил тактику. Он постарался встать так, чтобы тянулось не вбок, а вверх. Еще хуже вышло.

Ладно. Костя начал расшатывать репу в земле туда‑сюда, но потихоньку, чтобы действительно не оторвать ботву. И только потом потянул изо всех возможных и невозможных сил. Да еще представил, что тянет не один, а со всеми спортзаловскими ребятами и тренером Агапычем. И что поддается проклятая репка, вот еще усилие, вот еще… Если бы хоть кто‑нибудь и вправду помог! Ну хоть чуточку… Ага! Вот она, эта чуточка! Откуда только взялась?

…И полетел герой кубарем на соседнюю грядку.

Окаянная репка лежала на боку и закрывала полнеба. Ее окружала гряда вывороченного чернозема.

А на этом барьерчике стояла на задних лапках мышка и отряхивала при этом лапки передние.

И была одета мышка‑пособница в серые порточки – совсем как у Микулы Селяниновича.

 

Святогоровы штаны

 

… – Неужели в одиночку выдернул? – удивилась Василиса. – И на двор сам притащил?

– Ну да, – Костя сглотнул, покраснел и добавил честно и смущенно: – Да еще мне мыш ваш помог…

В самом деле, ведь если мышь в штанах, то не мышью ее следует звать, а мужественным мышем!

– Мышь в данном контексте символизирует эффективность коллективного труда и основополагающую роль так называемого «маленького человека» в жизни общества, – сказал Колобок. – Так у вас в учебниках пишут.

– А потом он свалил в темпе, – сказал Костя. – И хвостиком махнул.

– Правильно сделал, – сказала Василиса. – Котофей наш до ихнего брата ох и лют…

– Кузьму‑Демьяна загнал на чердак, – сказал Колобок. – Здоровый, как конь, потому что. Ничего, ночью мой филин ему покажет, кто во тьме лучше видит…

– Опять всю избу перевернут, – сказала Василиса. – Только‑только навела порядок…

– Не бойся, красавица, – сказал Колобок. – На второй ночлег мы не останемся – нам на богатырскую заставу надобно…

– Мне тоже, – сказала Василиса и вдруг покраснела… – Только следует батюшку дождаться…

Где‑то вдалеке поскрипывала соха, почиркивали камешки по булатному лемеху…

Весь белый день бесштанный Жихарев старался доказать, что он мужчина и должен быть удостоен порток, портков или как они там раньше склонялись.

Хотя Микулины брючки будут Косте, пожалуй, великоваты…

Наскоро позавтракав крынкой молока и караваем хлеба (Колобок при этом страдальчески отворотился), Костя таскал воду из колодца, рубил дрова тупым топором, резал траву серпом (до косы здесь еще не додумались) и даже пытался подоить корову, но Василиса не допустила:

– Как бы у нашей Майки молоко не пропало из‑за этакого дояра! Целый день под ногами у меня путается!

«Интересно, Василиса уже взрослая или еще выше расти собирается? – подумал Костя. – Отец‑то вон какой вымахал! Такая не станет, как наши, драться на пустыре под съемку с мобильника – на раз зашибет! А мобилу у Степахи отберет, разгрызет и выплюнет!»

Тут мальчик вспомнил, что он и сам‑то… – и загрустил. Тяжело живется тому, кто не такой, как все. Надо, надо срочно оформлять богатыристику!

Наконец Микулина дочь сжалилась над ним и сказала:

– Ладно, хлопотун ты наш, ступай в избу да вымеси тесто в квашне – я с вечера тесто творила!

Эту науку Жихарев, благодаря Бабане, немножко знал.

– Слушаюсь, Василиса Микуловна! – по‑военному ответил он и словно бы ощутил на себе грядущие штаны.

– Не Микуловна, а Микулишна, – поправила девушка. – Да и рано меня еще по отчеству величать. Вот выйду я замуж, распрощусь я с косой девичьей, с подружками милыми, с хороводами веселыми…

И вдруг залилась крупными слезами, закрыла личико рукавом…

– Опять я чего‑то накосячил, – пожаловался Костя Колобку.

– Да нет, – сказал вожатый. – Просто так тут принято. Для девушки прежних лет перейти в чужую семью, в соседнюю деревню переселиться – все равно что на другую планету перелететь! Вот и кручинятся, слезы точат! Но, думаю, не родилась еще та свекровь, что нашу Василису обидит, так что не переживай. Пошли с тестом работать – люблю я наблюдать, как нашего брата создают! Бывало, прикачусь на хлебозавод, прикинусь браком – и смотрю, смотрю…

«Ну да, – подумал Костя. – Это же для тебя как «Плэйбой» листать, плюшка наглая».

Изнутри Микулина изба была что добрый вокзал. Но квашню Костя все‑таки сумел разыскать. Подобрал рукава и принялся за работу – она хорошо многие группы мышц развивает!

Колобок наблюдал за Костей, а большущий серый кот наблюдал за Колобком – явно видел в нем круглую бесхвостую мышь. Лежал кот на печи – тоже большущей, как доменная.

– Хвост выдерну, – пригрозил догадливый Жихарев, и кот сгинул: такой выдернет!

– Так его, тунеядца, – похвалил Колобок. – А ты старайся, старайся – может, хоть шорты выдадут!

– Не балаболь под руку! – огрызнулся Костя.

Потом пришла Василиса, ткнула в ком теста пальцем, недовольно хмыкнула, но все‑таки сказала:

– Хватит! Вот сейчас в печь посажу – к батюшкиному возвращенью как раз подойдет… А ты поди покуда, огурчиков с грядки поклюй. Соль в туеске – смотри не рассыпь, а то поругаемся!

– А помидорчиков там нету? – с надеждой спросил Костя.

– Чего? – нахмурилась красавица.

– Это он сдуру спросил, – вмешался Колобок. – Не время еще помидорчикам на Руси произрастать. Как и картошке с табаком. Сперва Америку открыть требуется, а уж потом перекур устраивать…

Но огурцы с грядки – тоже неплохо, пусть и с черствым ломтем ржаного хлебушка.

Солнце уже садилось, когда воротился с работы Микула Селянинович. Он учуял запах домашнего каравая и довольно крякнул.

Вечеряли за тем же столом во дворе, и стало ясно, что поездку придется отложить до утра.

– Про штаны спроси! – шепотом потребовал Костя.

Колобок подкатился по лавке к природному пахарю, взобрался к нему на плечо и зашептал в ухо.

– Ладно ли, доченька, все было? – спросил Микула. – Не уросил ли отрок, не чурался ли трудов праведных?

– Не чурался, батюшка, – сказала Василиса. – Не из киевских щеголей парнишка. Хоть и не умеет, но старается. А вот с репкой что будем делать? Небось пир на весь мир опять устроим, мужичков позовем, будем угощать их нашим пивом да медом?

Явно не одобряла Василиса такие батюшкины корпоративы.

– Не твоего девичьего ума дело! – рявкнул пахарь. – Захочу – так все добро свое раздам, таков мой обычай! А репку… Репку я отправлю к богатырям на заставу – хватит на всех. На телегу положу, Гнедка запрягу… Тем более, есть кому сопроводить – отрок туда же собирается…

– Тогда я тоже поеду, – сказала девушка.

– Неприлично как‑то, – сказал Микула. – Одинокая девушка да среди витязей…

– Я же не одинокая буду, – сказала Василиса. – Я мальчика сопровожу и хлебушко говорящее… Да и Гнедка с телегой назад приведу!

Микула Селянинович прищурился.

– Тебе вообще с женихом встречаться не положено до свадьбы, – сказал он. – Но ты же тут меня изведешь…

Василиса смутилась и убежала.

«Ага! У нее жених есть! – обрадовался Костя. – Значит – совершеннолетняя, выше не вырастет…»

Оскорбленное «хлебушко» изрекло:

– Балуешь ты ее, Микула Селянинович. Ой, балуешь! Это не дело!

Пахарь вздохнул.

– Сиротка ведь. Без матери растет. Обижать нельзя. Запрети я ей дорогу – она опять парнем переоденется, косу под шапку спрячет и сбежит…

– Вот я и говорю – балуешь, – сказал Колобок.

– А штаны‑то, штаны, – шепотом напомнил Жихарев.

– Точно! – обрадовался Колобок. – Микула! Если она парнем переодевается – значит, есть в избе твоей портки, что нашему отроку впору! Так ты их Костяну и пожертвуй!

Микула задумался.

– Штаны‑то есть, – сказал он. – Только они Святогоровы. Кому попало не вручишь! Это честь великая!

– Так у меня и отрок не простой, – сказал Колобок. – Он потомок самого Жихаря Многоборца! Константин, сын Жихарев! Кто более достоин Святогоровы реликвии носить – юноша отважный или девчонка, почтения к солярному гостю не знающая?

Микула поглядел на Костю, словно впервые его увидел.

– А и то сказать… Богатырское семя… А он вправду ли отважен?

– Конечно, – сказал Колобок. – Вольги же не убоялся. Да зарезал бы он оборотня, как бешеную шавку, если бы я не заступился. Вечно мне приходится ваши богатырские заморочки разруливать…

– Вольга‑то мне первый друг, – сказал с сомнением природный пахарь. – Тем и дорог…

– А истина‑то дороже – гривен чуть ли не на пять! – не растерялся Колобок. – Она первее!

– Ну, будь по‑вашему! – решил хозяйственный Микула. – Коли уж он матушку‑репку одолел, то, значит…

И пошел в избу за наградой.

Костя боялся, что утонет в богатырских штанах. К тому же – вдруг они равны во все стороны? Что‑то такое говорили на уроке геометрии…

Но штаны оказались обычные, вроде джинсов, только очень‑очень древние: без «молнии», заклепок, лейблов и карманов.

– Рассыплются, – вздохнул Костя.

– Не бойся, – сказал Колобок. – Скроены они у истока времен, сшиты из Первоматерии. Винтажная вещь!

– Не очень‑то большой он был, ваш Святогор, – сказал мальчик. – Чуть крупнее меня. И толстенький!

– Так то ж его младенческие порточки, – сказал пахарь. – Чуть встал Святогорушка на ножки, так в них и облачился ради подвигов. Но уже на следующий день из них вырос, истрепать не успел!

«Хорошо, что в древности памперсов не было», – подумал Костя.

– А веревочку – подпоясаться? – спросил он.

– Пуговица есть, – с гордостью сказал Микула.

Пуговица была костяная, вырезанная в виде страшной морды неведомого зверя.

– Пуговица, чтоб ты знал, от слова «пугать», – сказал Колобок. – Пуговица, по идее, отгоняет от владельца всякую нечисть… Если задуматься над словом, оно само тебе все расскажет.

Счастливый обладатель первоштанов устроился спать на той же куче сена, что и в прошлую ночь.

Штаны – великое дело.

Недаром и доныне всякого, кто к мужескому полу принадлежит, донимают иногда кошмарные сны, в которых он оказывается без брюк посреди улицы, за партой или даже на танцполе. И он просыпается в холодном поту…

Но какие же ужасы снились тогда бесштанному Юлию Цезарю?

 

Заставушка богатырская

 

Хозяйство у Микулы Селяниновича было огромадное. И сам он был огромадный, и кони его исполинские, и куры вымахали выше колена ростом, и корова слоноподобная – чтобы ее подоить, Косте даже не пришлось на скамеечку присаживаться.

Огромадной была и телега. Туда поместилась не только великанская репка, но и куча другого провианта.

– Побаловать молодцев надобно, – приговаривал Микула. – Пусть домашней стряпни попробуют…

– Правильно, батюшка, – сказала Василиса. – А то ведь пекут хлеб пополам с золой, вовремя не вынимают! Ну ничего мужики не умеют!

– Нужда выучит! – отозвался Колобок. Сам он уже давно был на телеге. – Прыгай ко мне!

– Может, я лучше рядом пойду? – сказал Костя. – Чего скотину мучать?

– Ах, это Гнедко‑то – скотина? – вскричала Василиса. – Да где ты вырос, невежда, в какой дальней орде, в какой дикой Литве? Никогда коней со скотом не ровняют!

– Полезай, – скомандовал Микула Селянинович. – Гнедку нашему и не такую поклажу возить доводилось. Не переломится!

– Только я конем управлять не умею, – сказал Костя. – Автомобилем могу, а коней у нас нет. Кони только у самых богатых, у них специальный клуб есть за городом… Школа верховой езды…

– Вот бедолаги! Неужто сами соху по полю тащите? – ужаснулся природный пахарь.

О сельском хозяйстве Костя, как и любой городской парень, никакого представления не имел, поэтому сказал:

– Да так… Обходимся как‑то… Нам хватает.

Берется же откуда‑то хлеб в магазинах!

– Я вожжи возьму, – решительно сказала Микулина доченька. – А то он нам тут накуролесит…

Костя покорно закинул рюкзачок на телегу и сам залез в великой печали: все‑то его тут унижают, все‑то учат…

Например, Василиса утром показала, как пользоваться лаптями.

Наматывать портянки Жихарев умел – все‑таки генеральский сын и курсантский брат. Но здешние портянки именовались онучами. Их еще следовало закрепить на ногах бечевками. Вообще‑то удобно, и ногам в лаптях легко, как в кроссовках… И не перепутаешь: оба лаптя на одну ногу – не левую и не правую, а вообще. Как и вся здешняя обувь. Ничего, по ноге растопчутся!

Носки он спрятал в рюкзачок – на память о прошлой, поправдашней жизни. Как и пачку фломастеров. А вот атласная рубаха в горошек… Микула сказал, что вещь дорогая и справная, надо беречь для праздничка.

– Ну, мир вам по дороге, Возила в помощь, – сказал Микула Селянинович. – Смотри, отрок, чтобы девушку кто не обидел. Теперь ты за нее в ответе…

Василиса возмущенно фыркнула, тряхнула вожжами, щелкнула языком, свистнула – и телега покатилась по дороге, уходящей в неведомую даль.

Телега на ухабах подпрыгивала. Заодно подпрыгивала и репка. Ботва над ней колыхалась, тревожа дремлющего Кузьму‑Демьяна. На мелких колдобинах птица только ухала, а на крупных обе головы говорили одновременно:

– Мало ли что! Тем более!

– Вот заладил, – сказал Костя. – Одно да потому. Нет ли чего поновее?

– Давно не вопрос, – сказал филин спросонья.

– Класс! – воскликнул мальчик.

– Мы над этим работаем, – заметила перепрограммированная птица и снова задремала.

– Колобок, – сказал Костя. – А богатырская застава, она какая – типа военного городка?

 

У семи богатырей

 

Начать придется издалека – так ведь и дорога впереди немалая.

…Мальчикам из первобытного племени паспортов не вручали. Чтобы перейти в категорию взрослых охотников и воинов, нужно было преодолеть суровейшие испытания. От одного перечисления этих мук любая ювенальная юстиция грохнулась бы в обморок и никогда уже не пришла в сознание.

Их пугали во мраке пещер дикими воплями и страшными масками.

Их пытали раскаленными угольями и укусами мерзких насекомых.

Их подвешивали за крючья, проходящие сквозь кожу, и оставляли так висеть до утра.

Их тела резали каменными лезвиями, так что навечно оставались шрамы. Шрамы и татуировки (тоже еще то удовольствие!) служили в те времена удостоверением личности.

При этом полагалось не орать, не плакать, не жаловаться, иначе позор на всю оставшуюся жизнь.

Конечно, у каждого племени были свои обычаи – в джунглях одни, в тундре другие, но испытания проходили все.

Это называлось инициацией. Или обрядом перехода.

Инициация изменяла в жизни подростка буквально все, часто даже настоящее имя ему давали только после таких зверских экзаменов.

А потом юношей выгоняли из племени, чтобы жили отдельно ото всех в особой хижине или доме.

Дом этот обычно размещался на границе охотничьих владений племени – например, у реки, служившей рубежом. Так что посылали парнишек, по сути, в пограничный дозор. Чтобы ни одна нога презренного Голубого Песца не ступила на священную землю народа Фиолетовой Черепахи.

Назначали им старшего – обычно того, кто прошел через испытания в минувшем году. Его слово было законом.

И навещать ребят было нельзя – ни отцу, ни матери, ни сестре, ни тем более девушкам. Особенно девушкам – ведь передерутся наши курсанты!

Никаких маминых шанежек да подорожничков тоже не полагалось – еду и огонь предстояло теперь добывать самостоятельно. Оружие и снасти изготовить из подручных матерьялов.

Отныне каждый отвечал сам за себя и за товарищей.

Еду и оружие, правда, можно было и украсть – но только у соседей за рекой. И ни в коем случае не попасться, иначе будут дипломатические осложнения.

А за рекой в подобном доме обитали их ровесники – в том же качестве и по сходным законам. Так что получалось что‑то вроде ролевой или военной игры. Иногда с реальными жертвами.

Отголоски древних обычаев дожили и до наших дней – в армии и особенно в тюрьме: например, татуировки, могущие все рассказать об их владельце, «прописка» в камере…

…Сказку Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях знает каждый. Но далеко не каждый задумывается, почему эти витязи, лихие взрослые вояки, живут «средь зеленыя дубравы», предоставленные сами себе, а не служат, к примеру, в здешней городской страже или в армии. Чем они вообще занимаются?

 

Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

Пятигорского черкеса.

 

«Сказка – ложь, да в ней намек»! Память о древнем обычае инициации сохранилась у потомков – правда, в искаженном виде. Семь богатырей – это те же самые мальчишки‑иницианты, отбывающие пограничную повинность в доме, куда не допускаются женщины (царевна‑то живет у них «без всякой славы», то есть тайно). Стреляют они серых уток ради пропитания, а чужаков гоняют, потому что у них такое задание.

Но вот «пятигорского черкеса» веселый Александр Сергеевич вставил из озорства – Кавказская война была уже тогда самой что ни на есть современной. Получился анахронизм. Живи поэт в наше время, он мог бы сочинить что‑то вроде

 

…Иль мочить в тиши сортира

Полевого командира.

 

И уж, конечно, незаконное проживание прекрасной царевны должно было иметь последствия – и в жизни, и в сказке. Как событие чрезвычайное.

Вот так пограничная хибара для мужающих отроков постепенно и превратилась в эту самую богатырскую заставу…

А в европейской сказке про Белоснежку, между прочим, выродилась она в рабочую общагу семи гномов! Так им и надо!

 

…Кабы жили на заставе богАтыри,

Недалеко от города – за двенадцать верст,

Жили они да тут пятнадцать лет.

Тридцать‑то их было да со богАтырем;

Не видали ни конного, ни пешего,

Ни прохожего они тут, ни проезжего,

Ни серый волк тут не прорыскивал,

Ни ясен сокол не пролетывал,

Ни нерусский богатырь не проезживал.

 

Во как наши‑то всех запугали! Пятнадцать лет живой души вокруг не было!

На самом‑то деле богатырская застава держала под контролем дорогу на стольный град. Ездили и ходили, конечно, по дороге разные люди, но миновать заставу не имели права. Иначе на чужаков обрушивался богатырский гнев:

 

– Вор, собака, нахвальщина!

Зачем нашу заставу проезжаешь –

Атаману Илье Муромцу не бьешь челом?

Податаману Добрыне Никитичу?

Есаулу Алеше в казну не кладешь

На всю нашу братию наборную?

 

Что‑то знакомое, не правда ли?

Застава была и пограничным пунктом, и таможней, а в случае чего – и передовым заслоном. И стольному граду приходилось эту заставу кормить, иначе она только самоснабжением и занималась бы.

Заставой же именовался конный патруль – групповой портрет такого патруля мы видим на известной картине Василия Васнецова. Причем с точки зрения нарушителя границы…

Так что правильно Костя думал – напоминала она военный городок. Со всеми необходимыми хозяйственными службами.

В чем учащемуся Жихареву еще предстояло с прискорбием убедиться.

 

 

Дедовщинушка на заставушке

 

– Ну я попал! – сказал Костя. – Ну ты меня подставил! Мало того, что деревянными мечами без отдыху колотимся, так еще вечный наряд по кухне!

Выпала Жихареву малая минутка передышки, так он сразу бросился искать Колобка, чтобы пожаловаться.

– Сам виноват, – сказал Колобок. – Надо было сидеть в гнезде на дубу да былины штудировать, а не в шашки играть с подозрительными личностями! Мог бы и наперед узнать о здешних порядках…

– Откуда? – взвыл Костя.

– А сборник былин тебе на что был даден? – спросил вожатый. – Там черным по белому прописано: «Застава богатырская»… Давай‑ка поглядим!

Достал откуда‑то из‑под кафтанчика толстый том, безошибочно отворил и прочитал:

 

Тридцать‑то было богатырей со богАтырем:

Атаманом‑то – старый казак Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович,

Податаманьем Самсон да Колыбанович,

Добрыня‑то Микитич жил во писарях,

Алеша‑то Попович жил во поварах,

Мишка Торопанишка жил во конюхах…

 

– Понял? Если уж сам благородный грамотей Добрыня здесь всего лишь писаришка штабной, а Попович удалой репу чистит – так кто тут с тобой‑то, мокрогубым, церемониться будет? Походи в паробках – авось к седым годам до оруженосца дослужишься…

– А что такое – паробок?

– Слово «паужин» знаешь?

– Знаю, – сказал Костя. – Так только старухи говорят. А в летнем детском лагере это называется полдник…

– Интересные у вас полдники – в пять часов вечера! Так вот, паужин значит – дополнение ужина. Паводок – дополнительная вода. А паробок – дополнительный работник, подсобник. В украинском языке слово «парубок» до сих пор живет… Я же говорю – всегда спрашивай о значении слова у самого языка – он ответит! Только вдуматься надо!

– Некогда мне вдумываться, – сказал Костя и чуть не заплакал. – Совсем загоняли… Один Еким за меня заступается. Он у Алеши оруженосцем работает…

А он‑то еще житье у Патрикеи Маркидоновны каторгой считал!

– Гей, утырок! – крикнул кто‑то. – Муку привезли!

– Вот видишь, как обзываются… – сказал Жихарев. – Утырок, да еще и гей…

– Так раньше слово «отрок» произносили, – попробовал утешить мальчика находчивый Колобок. – А «гей» – эт


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.447 с.