Особенности электронного документа — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности электронного документа

2019-07-12 123
Особенности электронного документа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" электронный документ определяется как документированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Электронным сообщением является информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.

"Пользователем" можно стать путем регистрации и идентификации в той или иной системе. Чаще всего в судах в качестве доказательств фигурируют электронные письма, содержащие стандартные реквизиты (дату, время, автора и адресата, имена пользователей, заголовок, тему, собственно текст, присоединенные файлы).

Электронное сообщение - это не официальный документ, несмотря на то что оно в принципе может быть подписано электронной подписью, да и почтовый агент может присвоить электронному письму какие-то идентификационные признаки (индексы, данные геотаргетинга, IP компьютера и т.д.). Если возникают разногласия, то, как правило, приходится обращаться к данным провайдера, чтобы подтвердить, что именно с этого компьютера и именно в это время было направлено сообщение.

В любом случае суды принимают электронные документы, и это закреплено законодательно (см. Федеральный закон от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти"). Порядок подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденный приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.12.2016 N 251, введен в действие с 1 января 2017 г.

Можно подавать в суды документы в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда. Заявление, исковое заявление, жалоба и иные документы могут быть поданы в суд как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Для того чтобы подать документ в электронном виде, необходимо сначала создать "личный кабинет", т.е. информационный ресурс, размещенный на официальном сайте суда интернет-портала ГАС "Правосудие": www.sudrf.ru.

Этот ресурс специально создан для реализации участниками судебного процесса права на подачу в суд документов в электронном виде.

"Личный кабинет" создается в разделе "Подача процессуальных документов в электронном виде" официального сайта нужного суда. "Личный кабинет" создается на физическое лицо, которым подаются документы в электронном виде в суд, а если документы подаются через представителя, "личный кабинет" создается на имя представителя. Сам представитель может подавать через свой "личный кабинет" документы в отношении одного и более представляемых им лиц - граждан и фирм. Доступ к "личному кабинету" осуществляется посредством идентификации и аутентификации одним из двух возможных способов:

1) с использованием подтвержденной учетной записи физического лица в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (ЕСИА). Это может быть та же учетная запись, логин и пароль, что и на портале госуслуг;

2) с использованием имеющейся у пользователя усиленной квалифицированной электронной подписи.

Электронный образ документа создается с помощью средств сканирования. Сканирование производится в масштабе 1:1 в черно-белом либо сером цвете (качество - 200-300 точек на дюйм). При сканировании должны быть сохранены все реквизиты и возможные признаки подлинности (прежде всего, графическая подпись лица, печать, штамп бланка и т.д.). Цветное сканирование необходимо только в том случае, если в оригинале документа имеются цветные графические изображения или цветной текст, и это имеет значение для рассмотрения дела.

Сам файл сохраняется в формате PDF, размер файла не должен превышать 30 Мб.

Каждый документ представляется в виде отдельного файла, причем есть требование по наименованию файла. Оно должно позволять идентифицировать сам документ, а также количество листов в нем (например: "исковое заявление от 220320172л.pdf").

Очевидно, что и сами файлы, и данные, и информация, содержащаяся в них, не должны быть защищены от копирования и печати, содержать какие-то скрипты, печати и т.д., т.е. данные должны быть доступными для работы.

Электронный образ заверяется простой или усиленной электронной подписью.

Электронный документ - это не то же самое, что электронный образ. Электронный документ изначально создается в электронной форме, без "бумажного" варианта. Этот файл также должен быть сохранен в формате PDF с возможностью копирования текста.

Файлы документов (материалов), прилагаемых к обращениям в суд, представляются в том формате, в котором они подписаны электронной подписью. При этом файлы приложений могут быть представлены в следующих форматах:

- PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, ODT - для документов с текстовым содержанием;

- PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF - для документов с графическим содержанием.

Размер файла электронного документа не должен превышать 30 Мб.

Каждый отдельный документ должен быть представлен в виде отдельного файла, и название файла должно позволять идентифицировать документ и количество листов в нем.

В отличие от электронного образа электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью, поскольку не предусмотрено подачи электронных документов, подписанных простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Электронная подпись должна содержаться в отдельном файле, причем если документ подписывают несколько лиц, то каждая электронная подпись должна содержаться в отдельном файле.

Электронный документ должен быть подписан электронной подписью лица, которое указано в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее. Не допускается представление в суд электронных документов, подписанных электронной подписью лица, которое не указано в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее.

При подготовке к направлению документов в электронном виде в суд пользователем заполняется форма, размещенная на портале "Правосудие".

На главной странице официального сайта суда выбирается раздел "Подача процессуальных документов в электронном виде".

Далее выбирается способ идентификации и аутентификации.

В открывшейся форме необходимо ознакомиться и согласиться с требованиями и правилами подачи электронных документов, отметив это "галочкой".

Потом выводится экранная форма для выбора пользователем вида судопроизводства, в рамках которого будет подан электронный документ (гражданское, административное или уголовное).

Далее указывается информация о заявителе, об участниках судебного процесса (данная информация указывается также в тексте подаваемого обращения). Если участник процесса - физическое лицо, то указываются его ФИО, дата и место рождения, адрес регистрации физического лица (с обязательным указанием почтового индекса), ИНН (при его наличии). Если гражданин является индивидуальным предпринимателем, то указывается ИНН и ОГРНИП, а также указывается адрес фактического проживания. Если истцами (заявителями) выступают несколько лиц, то указывается информация о каждом из них.

Указываются номера телефонов (мобильный, стационарный), номера факсов (при наличии), адреса электронной почты и другие требуемые сведения.

Указывается адресат обращения, выбирается вид обращения в суд, указываются его реквизиты и загружаются файлы подаваемых документов, вводится номер дела (производства, материала) - в случае, если производство по делу уже возбуждено.

К обращению в суд, подаваемому представителем, должен быть приложен документ, подтверждающий полномочия представителя (ст. 54 ГПК РФ). Доверенность, представляемая в виде электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью представляемого лица. Она также может быть подана в виде электронного образа документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью представляемого лица, либо в виде электронного образа, заверенного простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы.

В рамках гражданского судопроизводства обращение в суд и приложения к нему подаются в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы (заявителя или его представителя), либо в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы.

Заявление об обеспечении иска, исковое заявление, содержащее ходатайство об обеспечении иска, подаваемые посредством заполнения формы на официальном сайте суда, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 4 ст. 131, ч. 1 ст. 139 ГПК РФ).

Ходатайство о приостановлении исполнения решения суда, подаваемое в суд посредством заполнения формы на сайте суда, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (ст. 381 ГПК РФ).

Обращение в суд, которое согласно ГПК РФ должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью, подается в суд в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы (заявителя или его представителя), либо в виде электронного образа документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом усиленная квалифицированная электронная подпись, которой заверен электронный образ документа, должна принадлежать лицу, подписавшему документ на бумажном носителе.

Если обращение в суд в виде электронного документа или в виде электронного образа документа подписано (заверено) усиленной квалифицированной электронной подписью, то электронные образы документов, прилагаемые к обращению в суд, считаются заверенными усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если обращение в суд подано в виде электронного образа документа, то и обращение, и прилагаемые к нему электронные образы документов считаются заверенными простой электронной подписью лица, подающего документы.

К кассационной жалобе, представлению прилагаются обжалуемые постановления суда в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) судьи (судей), принявшего (принявших) постановление, либо электронных образов обжалуемых постановлений, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, председательствующего по делу, председателя суда (заместителя председателя суда) или уполномоченного работника аппарата суда.

По завершении загрузки файлов, содержащих обращение в суд и прилагаемые к нему документы, после осуществления проверки правильности введенных данных пользователь, выбирая соответствующую опцию, направляет документы в суд.

После направления документов в суд пользователю в "личный кабинет" приходит уведомление о поступлении документов в информационную систему, содержащее дату и время поступления документов.

Для определения момента подачи документов дата и время поступления документов в информационную систему фиксируются автоматически, по общему правилу, определяются по московскому времени и учитываются судом при рассмотрении вопроса о соблюдении срока для направления обращения в суд согласно процессуальному законодательству РФ (ч. 3 ст. 108 ГПК РФ).

В целях определения момента подачи документов, по общему правилу, принимаются во внимание дата и время информационной системы, а не дата и время часовой зоны, в которой находится суд - адресат направляемого обращения.

 

Обратите внимание! Дата и время поступления в информационную систему документов, поданных в суды, расположенные в первой часовой зоне (Калининградская область), определяются по дате и времени поступления документов в информационную систему минус один час.

 

Работник аппарата суда, ответственный за прием документов в электронном виде, просматривает документы. Он должен убедиться в том, что документы, поступившие в информационную систему:

- адресованы суду;

- доступны для прочтения;

- оформлены в соответствии с порядком подачи документов;

- подписаны графической подписью лица в электронном образе обращения в суд, с соблюдением требований к электронной подписи.

Если все в порядке, пользователю в "личный кабинет" направляется уведомление о получении судом поданных в электронном виде документов. Уведомление должно содержать:

- наименование суда, направляющего уведомление;

- наименования полученного обращения в суд и прилагаемых документов;

- дату и время поступления обращения в информационную систему;

- дату и время его получения судом.

В уведомлении также может указываться номер соответствующего судебного дела.

Если какие-то условия не соблюдены, заявителю должно быть направлено уведомление о том, что документы не могут быть признаны поступившими в суд, с указанием причин, в силу которых это невозможно. Это могут быть следующие причины:

- обращение адресовано не тому суду;

- обращение в суд является идентичным ранее направленному обращению;

- документы нечитаемы, в частности:

страницы документа (документов) перевернуты;

документ (документы) содержит не все страницы;

отсутствует возможность определить наличие всех страниц;

в файле отсутствует электронный документ или электронный образ документа;

отсутствует связный текст;

- файл обращения в суд и (или) файлы прилагаемых к нему документов представлены в форматах, не предусмотренных установленным порядком;

- обращение в суд и (или) прилагаемые к нему документы не представлены в виде отдельных файлов;

- в одном файле содержится несколько электронных документов или несколько электронных образов документов;

- наименование файлов не позволяет идентифицировать документы, в них содержащиеся;

- файл обращения в суд и (или) файлы прилагаемых к нему документов и (или) данные, содержащиеся в них, недоступны для работы (защищены от копирования и (или) печати, содержат интерактивные или мультимедийные элементы, внедренные сценарии);

- обращение в суд в виде электронного документа не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью либо вообще не подписано;

- электронный образ обращения в суд не содержит графической подписи лица, обратившегося в суд;

- электронная подпись не соответствует установленному виду, усиленная квалифицированная электронная подпись не прошла проверку (срок действия сертификата электронной подписи истек, электронная подпись не соответствует документу, документ был изменен (модифицирован) после подписания его электронной подписью);

- номер дела (производства), указанный пользователем при подаче документов, не соответствует номеру дела (производства), указанному в обращении в суд;

- к обращению в суд, подаваемому представителем, не приложен документ, подтверждающий полномочия представителя на предъявление документов в суд;

- нарушены иные требования к электронным документам и (или) электронным образам документов.

Для включения в материалы дела распечатываются:

- копия обращения в суд, поступившего в виде электронного образа документа или электронного документа;

- сведения о результатах проверки усиленной квалифицированной электронной подписи электронного документа, включая информацию об усиленной квалифицированной электронной подписи, которой подписан электронный документ;

- сведения о результатах проверки усиленной квалифицированной электронной подписи электронного образа документа, включая информацию об усиленной квалифицированной электронной подписи, которой подписан электронный образ документа;

- сведения о простой электронной подписи, которой заверен электронный образ документа.

При необходимости распечатываются и приобщаются на бумажном носителе к материалам судебного дела (производства) копии документов, поступивших в электронном виде.

Прием, учет и регистрация поступивших в электронном виде документов производятся в том же порядке, что и бумажные документы.

 

Особое производство

 

Далеко не всегда необходимость судебной защиты связана с нарушением или оспариванием. Суд в ряде случаев обязан, по прямому указанию закона, содействовать в приобретении и осуществлении прав и законных интересов, если самостоятельно это сделать затруднительно или даже невозможно. В частности, эта обязанность реализуется в порядке особого производства путем:

- установления фактов, имеющих юридическое значение;

- внесения исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

- рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении и т.д.

Особым производством называется порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел с целью оказания содействия заявителю и заинтересованным лицам в приобретении прав либо создания необходимых условий для осуществления имеющихся субъективных прав.

Особое производство применяется, если:

- юридический факт и (или) обстоятельства, на основании которых возникает какое-то правоотношение, не очевидны;

- без их установления реализовать право (законный интерес) нельзя.

То есть право конкретного лица никто не оспаривает, на него никто не претендует, его не нарушают. Но реализовать его лицо не может, поскольку имеется сомнение в наличии или отсутствии данного права из-за того, что лицо не может представить требуемые доказательства. В этом смысле особое производство называют еще бесспорным. В нем нет спора о праве.

Если же этот спор появляется (при подаче заявления или при рассмотрении дела), суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в исковом порядке (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ).

Так, Н. заявлены требования об установлении факта принятия наследства после смерти прабабушки - А. в виде 1/2 доли квартиры. Из содержания заявления усматривается, что ранее квартира принадлежала прабабушке А. и бабушке В. на праве общей совместной собственности, а Н. говорит о том, что она наследник только одного сособственника - А., и просит определить доли в указанной квартире и решить вопрос о включении половины квартиры в наследственную массу. Как минимум из заявления следует, что у скончавшейся прабабушки А. имеется наследник первой очереди, В. (она же - бабушка заявительницы Н.). Суд оставил заявление без рассмотрения на основании ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, разъяснив, что заявление не подлежит рассмотрению в порядке особого производства: разрешение спора о праве в порядке наследственных правоотношений возможно только в порядке искового производства.

См.: Апелляционное определение Московского городского суда от 26.01.2017 N 33-0573/2017.

Очевидно, что определить границу между спором о факте и спором о праве довольно сложно даже профессиональному юристу, но, как правило, судьи с этой задачей справляются, опрашивая заявителей и заинтересованных лиц. (Чаще всего задаются прямые вопросы: не желают ли они оспаривать в судебном порядке права, вытекающие из устанавливаемых в особом производстве фактов и обстоятельств?)

Поскольку спор о праве отсутствует, в особом производстве нет антагонистов - истца и ответчика. Есть заявитель, и могут быть заинтересованные лица. Поводом для возбуждения дела особого производства является адресованное суду заявление. Поскольку никаких требований не может быть предъявлено, в заявлении указываются лишь просьба заявителя к суду и лица, которые, по мнению заявителя, могут быть заинтересованы в исходе дела. Вполне возможно, что у заявителя нет никаких версий о том, кто может быть заинтересован в этом деле. Тогда суд выявляет таких лиц самостоятельно, исходя из содержания поданного заявления (ч. 2 ст. 263 ГПК РФ).

Например, для правильного разрешения заявления об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации суд должен располагать позицией компетентных органов - миграционной службы, чтобы определить, какое юридическое значение и на основании каких нормативных актов может иметь для гражданина установление такого факта, в том числе для отражения в решении суда. В противном случае решение, вынесенное судом, будет незаконным.

См.: Обобщение практики рассмотрения судами Волгограда и Волгоградской области гражданских дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, - постоянного проживания на территории Российской Федерации, утвержденное президиумом Волгоградского областного суда 26 октября 2016 г.

В особом производстве нет конфликта. Интересы заявителя и заинтересованных лиц, в общем-то, совпадают - один желает реализовать свое право, другие не против содействовать ему, но желают убедиться, что все будет законно и обоснованно. Поэтому один из основных принципов - принцип состязательности - реализовывается в активном сотрудничестве суда, заявителя и заинтересованных лиц. Соответственно, ни заявитель, ни заинтересованное лицо не могут признать иск, отказаться от иска, изменить его основание или предмет, увеличить или уменьшить размер исковых требований (иска-то нет). Равно как и невозможно заключение мирового соглашения (войны, т.е. спора, тоже нет). Наконец, не допускается заочное рассмотрение.

Примерный (незакрытый) перечень дел, рассматриваемых в порядке особого производства, приведен в ст. 262 ГПК РФ. Это дела:

- об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

- об усыновлении (удочерении) ребенка;

- о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

- об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

- об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

- о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

- о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

- о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

- по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

- по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Другие дела могут быть отнесены к рассмотрению в порядке особого производства федеральными законами (например, дела о признании информации, размещенной в Интернете, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, - Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Остановимся подробнее именно на установлении юридических фактов в судебном порядке. Как правило, регистрация, учет, удостоверение юридических фактов и оформление на их основании соответствующих документов производится уполномоченными органами. Но есть случаи, когда без помощи суда не обойтись, например:

- если закон вообще не определяет порядок установления, учета и удостоверения этого юридического факта;

- порядок определен, но сам факт не был установлен и зарегистрирован своевременно;

- юридические факты были зарегистрированы и удостоверены соответствующим органом, но подтверждающие документы у заявителя не сохранились, восстановить их компетентный орган исполнительной власти не имеет возможности и т.д.

С заявлением об установлении юридического факта может обратиться любое заинтересованное лицо, и суд вправе установить любые факты, которые влекут правовые последствия для заявителя. При этом суд может принять заявление об установлении факта только в том случае, если:

- в силу прямого указания закона этот факт порождает возникновение, изменение или прекращение правоотношения;

- установление факта не связывается со спором о праве;

- у заявителя нет другой возможности получить либо восстановить документы, удостоверяющие этот факт;

- законом не установлен другой, внесудебный порядок установления этого факта.

Если хотя бы одно из условий не соблюдено, суд отказывает в принятии заявления или, если это выяснится уже в процессе, прекращает производство.

Заявление подается в суд по месту жительства заявителя. Если заявителей несколько, заявление можно подать по месту жительства одного из них. Если речь идет о недвижимом имуществе, заявление подается по месту его нахождения.

В заявлении обязательно должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт. Цель в данном случае имеет колоссальное, первостепенное значение. Без указания цели суд не сможет определить ни предмет доказывания, ни перечень необходимых доказательств, ни заинтересованных лиц, да и сам факт установить не сможет.

Указываются также доказательства, подтверждающие невозможность получения или восстановления документов, удостоверяющих юридический факт. Как правило, это письменные отказы органов, которые обязаны регистрировать факты или выдавать дубликаты документов. Если порядок регистрации какого-либо факта вообще не установлен, то и это должно быть прямо указано в заявлении. К слову, заявитель может просить о содействии в получении необходимых доказательств, а суд может оказать помощь, направив соответствующий запрос (ст. 57 ГПК РФ).

Решение по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должно содержать указание на сам факт. Судебное решение об установлении факта, подлежащего регистрации в иных государственных органах, не заменяет собой соответствующего документа, но является основанием для его получения.

Например, решение суда об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности - основание для регистрации права собственности в ЕГРН.

См.: Пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

Установление факта родственных отношений может потребоваться для оформления наследства, прав на пенсию по случаю смерти кормильца, на алименты, пособия и т.д. В процессе доказывается факт наличия или отсутствия родства как кровной связи лиц, основанной на их происхождении, а в судебном решении указываются характер, степень установленной кровной связи и лица, между которыми такая связь установлена.

Напомним еще раз: в суд надо обращаться, когда нет документов, подтверждающих наличие родственных отношений между умершим и заявителем, и нет возможности восстановить такие документы во внесудебном порядке.

В числе необходимых доказательств - документы, которые могут подтвердить факт родственных отношений, справки органов загса (например, о невозможности восстановить свидетельство о рождении или свидетельство о браке).

Так, в заявлении об установлении факта родственных отношений со своим родным братом С. пояснил, что при выдаче свидетельства о рождении сотрудник органов загса неправильно указал его отчество ("Афонасьевич" вместо "Афанасьевич"). В паспорте и других документах отчество заявителя указано правильно - "Афанасьевич". В качестве доказательств были представлены свидетельства о рождении обоих братьев, свидетельство о смерти брата, архивная справка, подтверждающая, что у них был общий отец. Свидетель (супруга заявителя) также подтвердила, что ее супруг и покойный были братьями и поддерживали между собой отношения. Суд счел доказанным факт родственных отношений.

См.: Обобщение судебной практики рассмотрения гражданских дел по установлению факта родственных отношений за 1 квартал 2012 года, подготовленное Троицким районным судом Алтайского края.

Очень часто факт родственных отношений приходится доказывать в связи с необходимостью получить недополученную пенсию умершего, особенно когда допущены ошибки в свидетельстве о рождении (именно этот документ, как известно, подтверждает происхождение человека от конкретных лиц). Право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм зарплаты, пенсии и т.п. принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали (ст. 1183 ГК РФ).

Гражданин обратился в суд с заявлением об установлении факта родственных отношений с его покойным отцом, недополученную пенсию которого он не может получить, поскольку в свидетельстве о рождении заявителя указана неправильная дата рождения. В качестве доказательств приведены свидетельство о рождении, свидетельство о смерти, копия паспорта заявителя, копия военного билета заявителя, копия страхового свидетельства, справка, выданная администрацией сельсовета, подтверждающая, что заявитель проживал совместно с отцом по день его смерти и производил похороны. Заявление было удовлетворено.

См.: Обобщение судебной практики рассмотрения гражданских дел по установлению факта родственных отношений за 1 квартал 2012 года, подготовленное Троицким районным судом Алтайского края.

Установление факта нахождения на иждивении имеет значение, в частности, для получения наследства, назначения пенсии по случаю потери кормильца, возмещения вреда, если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию и т.д. Доказывается следующее:

- заявитель получал от скончавшегося постоянную помощь, которая была основным источником существования;

- наличие или отсутствие зарплаты (стипендии, пенсии) у заявителя и ее соотношение с оказываемой помощью (формально наличие дохода не исключает нахождения на иждивении, если помощь покойного была постоянной и составляла основной источник средств к существованию);

- нетрудоспособность заявителя;

- невозможность установить факт нахождения лица на иждивении через соответствующие органы (например, по месту проживания);

- цель установления факта нахождения лица на иждивении.

Находившимся на иждивении наследодателя может быть признано лицо, получавшее от умершего в период не менее года до его смерти - вне зависимости от родственных отношений - полное содержание или такую систематическую помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от получения им собственного заработка, пенсии, стипендии и других выплат. Суды при этом оценивают соотношение оказываемой наследодателем помощи и других доходов нетрудоспособного.

См.: Подпункт"в" п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании".

Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение указанного периода времени и что умерший взял на себя заботу о содержании данного члена семьи. Не может быть признано иждивенцем лицо, которое получало от умершего помощь эпизодически, нерегулярно и в размерах, недостаточных для того, чтобы служить постоянным и основным источником средств к существованию. Нуждаемость в получении от наследодателя помощи не является достаточным доказательством нахождения его на иждивении умершего (за исключением детей), поскольку значение имеет именно сам факт оказания кормильцем при жизни постоянной помощи иждивенцу, наличие у умершего с учетом его состояния здоровья и собственных нужд возможности оказывать при жизни помощь, которая являлась постоянной и выступала в качестве основного источника средств к существованию другого лица. Обстоятельства совместного проживания и оплаты услуг по захоронению не свидетельствуют о нахождении на иждивении наследодателя. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств. В суд представляются справки с места жительства о том, что лицо обращалось за получением справки о нахождении на иждивении, документы, подтверждающие нетрудоспособность лица, справки о заработной плате, о размере стипендии, пенсии, переписка, корешки переводов и т.д.

Как правило, рождение, смерть, усыновление, брак, развод регистрируют органы загса (ст. 4 Закона об актах гражданского состояния). Если же в органах загса соответствующая запись не сохранилась и в восстановлении такой записи органами загса отказано, то необходимо подавать в суд заявление об установлении факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти.

К слову, известны случаи, когда родители по каким-то своим причинам вообще не регистрируют рождение ребенка. Так, серпом пуповину перерезали - и ладно. Между тем закон устанавливает, что при отсутствии документа установленной формы о рождении государственная регистрация рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более, производится на основании решения суда об установлении факта рождения (п. 2 ст. 21 Закона об актах гражданского состояния).

Надо сказать, что нежелание вовремя получать документы неизбежно превращается в необходимость совершать лишние и неприятные движения. Причем не только для чрезмерно "опростившихся" родителей, не желающих ставить печати, но и для детей, которые вынуждены будут слоняться по судам, доказывая, что они все-таки родились.

Например, в одном деле, обращаясь в суд с заявлением об установлении факта своего рождения, заявительница поведала, что ее мать и отец в браке не состояли. После ее рождения свидетельство о рождении не получили, и ее воспитанием занималась бабушка, которая официально опекуном оформлена не была и свидетельство на заявительницу тоже не получила. В итоге из-за отсутствия свидетельства о рождении заявительница не может ни паспорт получить, ни трудоустроиться, ни встать на медицинский учет в связи с беременностью.

См.: Определение Курского областного суда от 19.06.2014 N 33-1641/2014.

Будем надеяться, что будущая мама на собственном опыте убедилась, что свидетельства о рождении детей получать надо вовремя.

В более традиционных ситуациях суд устанавливает, что факт регистрации все-таки имел место, что в органах загса не сохранилась соответствующая запись и в восстановлении такой записи органами загса отказано или факт регистрации рождения, усыновления, брака, развода и смерти может быть установлен только на основании решения суда. Суд выясняет также цель установления факта регистрации рождения, усыновления, брака, развода и смерти и отсутствие спора о праве.

Установление вышеуказанных фактов допускается только при наличии сообщения из органов загса об отсутствии первичной или восстановленной записи акта гражданского состояния ввиду того, что документация, свидетельствующая о регистрации акта гражданского состояния, не сохранилась.

Запись акта гражданского состояния может быть восстановлена по поступлении в орган загса вступившего в законную силу решения суда об установлении факта государственной регистрации акта гражданского состояния (ст. 74 Закона об актах гражданского состояния). На основании восстановленной зап


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.