Учет готовой продукции и ее продажи. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Учет готовой продукции и ее продажи.

2019-07-11 188
Учет готовой продукции и ее продажи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

23.1. Готовая продукция, ее виды, оценка и синтетический учет;

23.2. Учет отгрузки продукции;

23.3. Учет расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг;

Учет продажи продукции.

 

23.1. Готовая продукция, ее виды, оценка и синтетический учет

Готовая продукция представляет собой часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой или комплектацией, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством).

Вся готовая продукция, как правило, сдается на склад в подотчет материально ответственному лицу. Исключением являются крупногабаритные изделия, которые не могут быть сданы на склад по техническим причинам и поэтому принимаются организациями-заказчиками на месте изготовления, комплектации и сборки.

Продукция по видам подразделяется:

  1. на валовую, к которой относится полная стоимость законченных готовых изделий, выработанных организацией за отчетный период;
  2. валовой оборот (валовой выпуск) – стоимость всех изделий, полуфабрикатов, включая незавершенное производство;
  3. реализованную (проданную) – валовая продукция за вычетом остатков готовой продукции, незавершенного производства, полуфабрикатов, инструментов и запасных частей собственной выработки;
  4. сравнимую продукцию, которая производилась организацией и в предыдущем отчетном периоде;
  5. несравнимую – продукция, производимая впервые в отчетном периоде.

ально ответственному лицу. ИскЛ________________________________________________________________________________________________ Оценка готовой продукции в настоящее время осуществляется:

    • по фактической производственной себестоимости, которая представ­ляет собой сумму всех затрат, связанных с изготовлением продукции (собирается полностью только на счете 20 «Основное производство»);
    • нормативной или плановой производственной себестоимости, при кото­рой определяют и отдельно учитывают отклонения фактической про­изводственной себестоимости за отчетный месяц от плановой (норма­тивной) себестоимости (отклонения выявляют на счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»);
    • учетным ценам (оптовым, договорным и т. д.). В этом случае обо­собленно учитывается разница между фактической себестоимостью и учетной ценой. До настоящего времени данный вариант оценки готовой продукции был наиболее распространенным, но теперь в связи с резкими изменениями в ценообразовании применяется реже;
    • продажным ценам (без НДС); данный способ имеет самое широкое применение;  
    • неполной (сокращенной) производственной себестоимости (метод «директ-костинг»), при котором себестоимость готовой продукции определя­ется по фактическим затратам без учета общехозяйственных расходов.

Для учета наличия и движения готовой продукции предназначен активный счет 43 «Готовая продукция»; при этом продукция, подлежащая сдаче на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и на указанном счете не отражается.

Синтетический учет готовой продукции можно вести в двух вариантах без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и с его использованием.

В первом случае (без использования счета 40) готовую продукцию учитывают на счете 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости. В то же время аналитический учет отдельных видов готовой продукции отражают по учетным ценам с выделением отклонений фактической себестоимости от стоимости готовой продукции по учетным ценам. Таким образом, готовая продукция, передаваемая из производства на склад, в течение месяца учитывается на счете 43 «Готовая продукция» по учетным ценам, что отражает бухгалтерская запись:

  1. Д 43 «Готовая продукция» К 20 «Основное производство».

В конце месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходован­ной готовой продукции и определяют отклонение фактической себе­стоимости продукции от ее стоимости по учетным ценам. Если фактиче­ская себестоимость оказывается больше учетной цены, то делают дополнительную проводку:

  1. Д 43 «Готовая продукция» К 20 «Основное производство».

Когда фактическая себестоимость меньше учетной цены, то разницу списывают способом «красное сторно» аналогичной проводкой.

Отметим, что в случае, когда готовая продукция полностью используется в самой организации, она считается материалами или полуфабрикатами (счет 43 в этом случае не применяется), что отражается записью:

  1. Д 10 «Материалы», 21 «Полуфабрикаты собственного производства»

К 20 «Основное производство».

Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию списывают по учетным ценам с кредита счета 43 в корреспонденции со счетами 45, 90 – в зависимости от принятого метода учета продажи продукции:

  1. Д 90.2 «Себестоимость продаж» - при учете выручки по методу отгрузки;
  2. Д 45 «Товары отгруженные» - если выручка от продажи отгруженной продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции или когда договором поставки обусловлен другой порядок перехода права владения, пользования и распоряжения продукцией); К 43 «Готовая продукция».

В конце месяца определяют отклонение фактической себестоимости отгруженной (проданной) продукции от ее стоимости по учетным ценам которое фиксируют дополнительной проводкой или способом «красное сторно»:

  1. Д 45 «Товары отгруженные», 90.2 «Себестоимость продаж»

К 43 «Готовая продукция».

Во втором случае при использовании для учета затрат на производство продукции счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» синтетический учет готовой продукции на счете 43 «Готовая продукция» ведется по нор­мативной или плановой себестоимости.

При передаче готовой продукции из производства на склад в течение месяца делается запись на плановую себестоимость:

  1. Д 43 «Готовая продукция» К 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

В конце месяца исчисленная фактическая себестоимость готовой продукции списывается по дебету счета 40:

  1. Д 40 «Выпуск продукции (работ услуг)» К 20 «Основное производство».

Таким образом, по дебету активно-пассивного счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается фактическая себестоимость продукции (работ, услуг), а по кредиту – нормативная или плановая себестоимость. Сопоставляя дебетовый и кредитовый обороты счета 40, определяют отклонение фактической себестоимости продукции от нормативной которое списывается проводкой: 

  1. Д 90.2 «Себестоимость продаж» К 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

При этом превышение фактической себестоимости над нормативной списывается дополнительной проводкой, а экономия – способом «красное сторно».

Отметим, что счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывается и сальдо на конец месяца не имёет.

Реализация (продажа) в течение месяца готовой продукции при этом отражается записью на нормативную (плановую) себестоимость:

  1. Д 90.2 «Себестоимость продаж» К 43 «Готовая продукция».

В случаях, если учетной политикой предприятия предусмотрено определение сокращенной себестоимости готовой продукции (метод «директ-костинг»), в дебет счета 90 относят сумму общехозяйственных расходов (с кредита счета 26).

  

23.2. Учет отгрузки продукции

Отгрузка (отпуск) готовой продукции производится в процессе ее продажи в соответствии с заключенными договорами (или путем свободной про­дажи через розничную торговлю).

В договорах на поставку продукции кроме наименований договаривающихся сторон и характеристики предмета договора указываются также:

  1. цена договора и условия платежа;
  2. сроки исполнения обязательств и возможность одностороннего отказа от договора; условия упаковки, транспортировки и страхования продукции;
  3. принципы перехода права собственности;
  4. порядок возмещения у6ьтгков и т.д.

Если сроки поставки не установлены договором или не вытекают из его существа и целей, покупатель вправе требовать поставки в любое время.

Временем исполнения обязательств по одногородней поставке счита­ется дата составления приемо-сдаточного акта или дата расписки в полу­чении продукции, а при отгрузке продукции иногороднему покупателю ­день сдачи этих документов транспортным организациям.

В договоре обязательно должно быть отражено, за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя.

При этом напомним, что:

o франко-станция назначения означает, что расходы по доставке оттачивает поставщик и включает их в отпускную цену продукции;

o франко-станция отправления предусматривает оплату расходов постав­щиком только по погрузке готовой продукции в вагоны; остальных расходов – покупателем.

Если готовая продукция отпускается на месте (со склада поставщика), получатель обязан предъявить доверенность на право получения груза. Отгруженная или сданная на месте изготовления продукция, расчетные документы на которую предъявлены покупателям (заказчикам) в момент приобретения, списывается со склада по учетным ценам или нормативной (плановой) себестоимости, что отражается бухгалтерской записью:

  1. Д 90.2 «Себестоимость продаж» К 43 «Готовая продукция».

Однако если в договоре предусмотрен порядок перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией после ее оплаты, то используют активный счет 45 «Товары отгруженные». В этом случае отгруженная продукция отражается записью:

  1. Д 45 «Товары отгруженные» К 43 «Готовая продукция»

При этом по мере оплаты расчетных документов, которая отражается по кредиту су6счета «Выручка» счета 90 «Продажи» в корреспонденции со счетами учета денежных средств, одновременно про изводят запись:

  1. Д 90.2 «Себестоимость продаж» К 45 «Товары отгруженные».

Для определения фактической себестоимости отгруженной продукции (если ее учет на счете 43 «Готовая продукция» велся по нормативной или плановой себестоимости) определяется средний процент отклонений между нормативной (плановой) и фактической себестоимостью (исчис­ляется исходя из отношения отклонений на остаток готовой продукции на начало отчетного периода и отклонений по продукции, поступившей на склад в течение отчетного месяца, к стоимости этой продукции по учетным ценам).

 

23.3. Учет расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг

В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, к расходам, связанным с продажей продукции (работ, услуг), относятся расходы:

o на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;

o по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;

o комиссионные сборы, уплаченные сбытовым и другим посредниче­ским организациям;

o на рекламу;

o на представительские и другие аналогичные по назначению расходы.

Учет таких расходов ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу». В торговых организациях на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены следующие расходы (издержки обращения):

o на пере возку товаров;

o оплату труда;

o аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;

o по хранению и подработке товаров;

o на рекламу и т.д.

По дебету данного счета накапливается информация о произведенных расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг, а по кредиту – списание расходов. Учтенные на счете 44 «Расходы на продажу» суммы расходов списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению:

o в организациях, осуществляющих промышленную и иную производствен­ную деятельность, – расходы на упаковку и транспортировку (между от­дельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса произведенной себестоимости или других соответствующих показателей);

o в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, – расходы на транспортировку (между проданным това­ром и остатком товара на конец каждого месяца).

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг.

Списание перечисленных выше расходов отражается бухгалтерской записью:

  1. Д 90.2 «Себестоимость продаж» К 44 «Расходы на продажу».

После списания указанных расходов по дебету су6счета 2 «Себестои­мость продаж» счета 90 «Продажи» формируется полная себестоимость проданной продукции.

Если продажа продукции учитывается по мере оплаты расчетных документов, то расходы на продажу списываются в дебет счета 45 «Товары отгруженные».

Обособленного учета в составе коммерческих расходов требуют затраты на рекламу реализуемой продукции (работ, услуг). К таким расходам относятся:

o расходы на разработку и издание рекламных проспектов, альбомов, брошюр;

o изготовление фирменных пакетов, этикеток;

o расходы на проведение рекламных мероприятий средствами массовой информации;

o расходы на изготовление рекламных щитов, оформление витрин и т.п.

На себестоимость реализованной продукции расходы на рекламу относятся в фактическом объеме, а для целей налогообложения они учитываются в размере, который устанавливается в процентах от объема выручки за реа­лизованную продукцию, товары, работы и услуги, включая НДС.

23.4. Учет продажи продукции

Согласно нормативным документам по бухгалтерскому учету продукция считается проданной (реализованной) с момента ее отгрузки (отпуска) покупателям и предъявления им расчетных документов. Переход права собственности происходит в момент передачи продукции покупателю либо транспортной организации.

Синтетический учет продажи продукции зависит от выбранного метода учета проданной продукции.

Организациям для целей налогообложения разрешается определять выручку от продажи продукции (работ, услуг) либо по моменту оплаты отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), либо по моменту отгрузки и предъявления платежных документов покупателю. Выбранный момент продажи для целей налогообложения должен быть отражен в их учетной политике.

Отметим, что независимо от выбранного метода для учета проданной продукции (работ, услуг) используется активно-пассивный счет 90 «Продажи». При помощи этого счета выявляется результат хозяйственной деятель­ности организации в части произведенной и реализованной продукции (работ, услуг). На счете 90 «Продажи» предусмотрено открытие отдельных субсчетов:

  1. 90.1 «Выручка», предназначенного для учета выручки от продаж продукции, товаров, работ, услуг;
  2. 90.2 «Себестоимость продаж», который используется для учета себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг);
  3. 90.3 «Налог на добавленную стоимость», предназначенный для учета включенного в цену продажи НДС;
  4. 90.4 «Акцизы», предназначенный для учета суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров);
  5. 90.9 «Прибыль/убыток от продаж», применяемый для определения финан­сового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Аналогично с су6счетами 90.3, 90.4 может предусматриваться субсчет для учета налогов, включаемых в цену.

Записи по субсчетам 90.1 «Выручка», 90.2 «Себестоимость продаж», 90.3 «Налог на добавленную стоимость», 90.4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года.

В течение месяца на счете 90 «Продажи» продажная стоимость отгруженной (отпущенной) продукции (включая НДС, акцизы и другие аналогичные платежи) отражается записью:

  1. Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90.1 «Выручка».

Одновременно себестоимость отгруженной покупателю продукции отражается проводкой:

  1. Д 90.2 «Себестоимость продаж» К 43 «Готовая продукция».

На сумму НДС и других аналогичных платежей, включенных в выручку делается запись:

  1. Д 90.3 «Налог на добавленную стоимость» и др. К 68 «Расчеты по налогам и сборам» – при методе продажи «по отгрузке»;
  2. Д 90.3 «Налог на добавленную стоимость» К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – при ме­тоде продажи «по оплате» задолженность организации перед бюджетом по НДС возникает после оплаты продукции покупателем.

Поступившие платежи за проданную продукцию учитывают в обычном порядке, например:

1. Д 51 «Расчетный счет» К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Задолженность по НДС перед бюджетом отражается после получения выручки проводкой:

1. Д 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Отметим, что денежные платежи, поступившие в порядке предварительной оплаты до отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг), отражаются в бухгалтерском учете как кредиторская задолжен­ность на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:

1. Д 51 «Расчетные счета К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные».

После отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг) данный субсчет закрывается, корреспондируя с субсчетом «Выручка» счета 90 «Продажи».

Стоимость оплаченной, но не вывезенной с территории организации­-изготовителя продукции включается в объем продажи и в тех случаях, когда она может быть оставлена на ответственное хранение у поставщика. При этом передача изделий на ответственное хранение должна быть оформлена соответствующими документами.

По окончании каждого месяца сопоставляют сумму итогов дебетовых оборотов по су6счетам 90.2, 90.3, 90.4 и т. д. с итогом кредитовых обо­ротов по су6счету 90.1. Полученный результат будет представлять собой прибыль или у6ьrroк от продаж за месяц. Эту сумму заключительным оборотом отчетного месяца списывают следующим образом:

а) если получена прибыль:

Д 90.9 «Прибыль/убыток от продаж» К 99 «Прибыли и убытки»;

б) если получен убыток:

Д 99 «Прибыли и убытки» К 90.9 «Прибыль/убыток от продаж».

Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» по окончании каждого месяца сальдо не имеет.

 

Бухгалтерская отчетность.

24.1. Понятие отчетности;

24.2. Состав финансовой отчетности;

24.3. Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности;

24.4. Порядок составления отчетности;

24.5. Порядок представления бухгалтерской отчетности;

24.6. Правила оценки статей бухгалтерской отчетности;

24.7. Публичная бухгалтерская отчетность;


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.