Внутреннее и внешнее пробуждение иллюзорного тела. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Внутреннее и внешнее пробуждение иллюзорного тела.

2019-07-11 155
Внутреннее и внешнее пробуждение иллюзорного тела. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Авторитетные ламы утверждают, что если иллюзорное тело первоначально реализовано в центре сердечной чакры, то это называется его внутренним возникновением (nang ldang). Если же оно сначала достигается вне скандхового тела посредством деяний, ускоряющих созревание, то это называется внешним возникновением (phyi ldang). При этом тексты Верхней и Нижней тантрических школ упоминают только внешнее возникновение иллюзорного тела. А вот Кедуб Норсан Гьяцо, Гьялва Энсапа и другие, наоборот, признают только внутреннее возникновение.

В трактате «Светильник прояснения "Панчакрамы"» говорится: «Во время возникновения иллюзорного тела из изначального тела (ветра), и ума (особого ума), следуя желанию йогина, оно появляется либо внутри грубого тела, либо снаружи, отдельно от грубого тела». Учитывая этот факт, всеведущий Панчен Лобсанг Чойкьи Гьялцэн Пэлсанпо признаёт как внутреннее, так и внешнее возникновение иллюзорного тела, утверждая, что в соответствии с намерениями йогинов бывают случаи возникновения иллюзорного тела как в сердечном центре авадхути, так и снаружи. Короче, нет противоречия в существовании обоих способов обретения иллюзорного тела. Однако они являются взаимоисключающими, когда речь идёт об одной и той же основе, т.е. одном и том же человеке. Опасаясь, что рассмотрение всех доказательств, подтверждающих вышеупомянутые точки зрения, займёт слишком много места, советую вам самим разобраться с ними по первоисточникам.

 

Касаясь первоначального достижения иллюзорного тела, некоторые авторитетные ламы говорят, что это тело возникает исключительно в скандхах, а другие настаивают на том, что оно возникает только вне скандх и помимо них. Третьи же вообще считают, что справедливы оба утверждения. Первый из трёх подходов называется внутренним возникновением, второй – внешним возникновением, а третий никак не называется и просто соглашается с обоими первыми. Согласно учебным программам Верхней и Нижней тантрических школ, для иллюзорного тела необходимо внешнее возникновение, и только оно. Однако в соответствии с наставлениями Кедруба Норсана Гьяцо и Гьялвы Энсапы иллюзорное тело может возникнуть только внутри, то есть в центре сердечного канала.

Важно понять причины, по которым учёные мужи придерживаются тех или иных воззрений по поводу способа восстать в иллюзорном теле. Те из них, кто поддерживают теорию внутреннего возникновения, объясняют свою позицию тем, что иллюзорное тело – суть джнянакая, нематериальное тело мудрости; поскольку оно не знает препятствий, следовательно, ничто не мешает ему сразу возникнуть в центре сердечной чакры, то есть на той же первооснове, что и прежнее тело. Однако сторонники внешнего возникновения отрицают возможность существования двух тел на одной и той же основе. При этом, добавляют они, возникнув внешне, иллюзорное тело может войти в прежнее тело в виде излучения. Наконец, третья партия признаёт оба подхода и утверждает, что иллюзорное тело может возникнуть как внутренне, так и внешне в зависимости от личного выбора практикующего йогина.

Опираясь на выводы цзонхавинского трактата «Светильник прояснения "Панчакрамы"», Панчен Лобсанг Чойгьян говорит, что йогин сам решает, как ему лучше восстать в иллюзорном теле, – внутренне или внешне. Сами по себе эти два способа не противоречат друг другу, однако по отношению к одному и тому же человеку они являются взаимоисключающими. Здесь речь идёт о том, что йогин может сначала возникнуть в иллюзорном теле, используя любой из способов, но только один из них, а не оба сразу.

Такому, как я, нелегко комментировать различия во взглядах только что упомянутых великих пандитов. Могу ли я тягаться со столь авторитетными заявлениями? Однако лично я привык считать, что иллюзорное тело сначала возникает внутри нашего тела. Дело в том, что когда умы трёх видений – белого, красного и чёрного – прекращаются, то ум ясного света всеобщей (абсолютной) шуньяты рассветает в авадхути в сердце. Перед самым началом обратного процесса, стоит только чуть подуть ветру тонкого ясного света, как йогин тут же возникает в виде не знающего преград иллюзорного тела. И это происходит всё ещё внутри тела, разве не так? Если же взглянуть на способ внешнего возникновения, то там есть некоторая неувязка. Поясню. После завершения умов трёх видений и ясного света, точно перед началом ума кануна обратного процесса, йогин должен выкроить время, чтобы успеть покинуть прежнее тело, раз уж он собрался достичь иллюзорного тела непременно снаружи. Вот я и удивляюсь: а откуда ему взяться, этому времени? Вы сами-то как думаете? И ещё. Возникновению иллюзорного тела соответствует возникновение тела существа бардо. Во время смерти ясный свет появляется только после прекращения всех грубых понятий в сознании умирающего. Вместе с первым лёгким дуновением тонкого ветра ясного света, начинается бытие бардо. Поскольку тело обитателя бардо не знает препятствий, я убеждён, что оно самопроизвольно возникает изнутри прежнего тела умершего.

Что касается внутреннего возникновения иллюзорного тела, которое так же не знает преград, как и тело существа бардо, то сначала оно появляется в центре сердечного канала. Впоследствии оно может покидать прежнее тело в видимом проявлении, чтобы совершать благодеяния поистине уровня самбхогакаи самбхогакаевые на пользу множества живых существ, имеющих исключительно чистое восприятие. Вернувшись затем в прежнее тело, оно совершает деяния нирманакаи, работая на благо ещё большего числа существ с чистой кармической связью. Обычные и особые благодеяния похожи на те, что описаны в связи с Победоносным Владыкой мандалы (dkyil ‘khor rgyal mchog).

С формальной точки зрения можно говорить о том, что самый тонкий ветер и ум отличны, но в терминах их природы они составляют единое целое. Тонкий ветер имеет природу ума, но это не ум. Точно так же чистое и нечистое иллюзорные тела имеют природу ума, но умом не являются. Они по всем статьям очень похожи на самбхогакаю. Обретению чистого иллюзорного тела обязательно должна предшествовать реализация нечистого иллюзорного тела. Чистого иллюзорного тела достигают только после того, как нечистое иллюзорное тело очищается прямым ясным светом. Именно тогда нечистое иллюзорное тело прекращает своё существование, и возникает чистое иллюзорное тело. Впоследствии чистое иллюзорное тело становится самбхогакаей. Существо бардо, например, обладает всеми чувствами и формой, и всё же остаётся для нас невидимым, потому что тело у него тонкое. Вот так же и иллюзорное тело невидимо, потому что является тонким телом, образованным из самопроявленности высшей мудрости, или джняны (yi shes kyi rang snang las grub pa). Автор приводит различные взгляды на возникновение иллюзорного тела, но, видимо, опасаясь быть многословным, доказательствами или опровержениями этих точек зрения себя не отягощает. За дальнейшими же подробностями он отсылает нас к первоисточникам.

 

 

Рассвет иллюзорного тела.

 

Рассматривая промежуток времени, за который обретается иллюзорное тело, Чже Ринпоче (лама Цонкапа) в таких трудах, как «Большое описание этапов мантраяны» (sNgag rim chen то), «Подробное разъяснение принципов посвящения» (dBang don de nyid rab gsat), а также «Комментарий к поэтапному представлению Гухьясамаджи» (rNam gzhag rim pa’i rnam bshad) следует суждениям ранних авторов, утверждая, что иллюзорное тело достигается сразу после ума белого сияния обратного процесса. Однако в нашей системе, согласно обоснованным выводам текста «Светильник прояснения "Панчакрамы"», иллюзорное тело должно быть реализовано одновременно с прекращением ясного света на уровне пути, точно так же, как и бардо возникает одновременно с прекращением ясного света смерти на уровне основы. Тогда получается, что иллюзорное тело обретается одновременно с умом кануна обратного процесса.

 

Что касается момента возникновения иллюзорного тела, то лама Цонкапа в фундаментальном труде «Большое описание этапов мантраяны» (sNgag rim chen то) и некоторых других работах цитирует суждения других учёных лам по этому вопросу. Они же придерживаются того мнения, что иллюзорное тело возникает после появления умов чёрного кануна, красного разлива и белого сияния обратного процесса, который начинается с прекращением ясного света. Однако наш автор оспаривает эту точку зрения, утверждая, что истинный взгляд самого ламы Цонкапы содержится в его работе «Светильник прояснения "Панчакрамы"». На уровне основы, когда гаснет ясный свет смерти, одновременно с этим прекращением ясного света начинается промежуточное состояние, бардо. Подобным же образом, на уровне пути, когда практик растворяет ветра в нерушимом бинду – в полном соответствии с тем, как они угасают в момент смерти, – рассветает ясный свет абсолютной шуньяты. Одновременно с его прекращением возникают ум кануна обратного процесса и иллюзорное тело. Лама Цонкапа утверждает, что все три события – прекращение ясного света, возникновение ума кануна обратного процесса и обретение иллюзорного тела – происходят одновременно.

 

Двенадцать примеров, иллюстрирующих иллюзорное тело.

 

Этимологическое объяснение термина «иллюзорное тело»:

 

Иллюзорное тело, или майякая, – это божественная форма, или тело, возникающее исключительно из тонкого ветра и ума. Его иллюстрируют двенадцать примеров, таких как иллюзия, мираж и т.п. Поскольку оно не очищено, то есть не свободно от препятствий к Освобождению, то является нечистым иллюзорным телом и ещё называется «загрязнённой джнянакаей».

Говорят, что огромную пользу приносит даже простое понимание того, как обретается иллюзорное тело. В тексте «Собрание ваджрной мудрости» (Ye shes rdo rje kun las btus pa) сказано: «Всего лишь проявляя особый интерес к самадхи великого блаженства, уже попадаешь на ступень начинающих, и вступаешь на путь необратимо». Итак, в этой линии передачи утверждается, что наличие особого интереса к иллюзорному телу после того, как понято, что оно собой представляет, подобно завершению начальной ступени стадии кьерима и пользу приносит такую же, как вступление на путь кьерима. А это самадхи великого блаженства называют эпитетом иллюзорного тела.

 

С точки зрения этимологии иллюзорное тело является божественной формой, возникшей из тонкого ветра и тонкого ума. Для его описания применяют двенадцать сравнений: иллюзия, отражение луны, тень, мираж, тело сновидений, эхо, город гандхарвов, галлюцинация, цвета радуги, молния среди туч, пузыри в воде и отражение в зеркале.

 

1. Подобно сотворённому чародеем с помощью магического зелья и заклинаний волшебному человеку, который выглядит совсем как настоящий, так и майякая Ваджрадхары со всей полнотой её свойств, возникающая из самого тонкого ветра и ума, появляется как настоящее божество.

2. Совсем как отражение луны на водной глади, чистое и нечистое иллюзорные тела предстают перед теми, кто способен их видеть. Эта способность сравнивается с чистотой и гладкостью воды.

3. Совсем как тень, которая точно повторяет форму тела, но не имеет плоти и крови, так и иллюзорное тело обладает полной формой, но совершенно бесплотно, потому что является джнянакаей, то есть телом мудрости.

4. Подобно миражу, который появляется и исчезает мгновенно, в зависимости от наличия необходимых условий, майякая возникает и исчезает в одно мгновение.

5. Совсем как тело сновидений, майякая может покидать грубое тело йогина, бродить где угодно, совершать различные деяния, а потом возвращаться назад, в прежнее тело.

6. Совсем как эхо, повторяющее крик в пустой пещере, иллюзорное тело существует отдельно от прежнего тела, возникшего как результат созревания предыдущей кармы, несмотря на то, что оба эти тела принадлежат к одной и той же сантане.

7. Подобно городу гандхарвов (духов, питающихся запахами), который чудом возникает везде, где бы они ни родились в силу своей кармы, волшебным образом появляется и мандала майякаи, обитель с обитателями.

8. Совсем как галлюцинация, например, раздвоившаяся луна перед нетрезвым взором, иллюзорное тело может появляться как множество божеств.

9. Подобно радуге, иллюзорное тело многоцветно.

10. Совсем как молния зарождается среди грозового облака, так и иллюзорное тело происходит изнутри прежнего тела и является результатом созревания кармических действий. (Это вполне отвечает способу внутреннего возникновения майякаи. Но и при внешнем возникновении майякая появляется снаружи только сначала, но потом-то всё равно возвращается в прежнее тело).

11. Подобно пузырям, вырывающимся из кипящей воды, нечистое и чистое иллюзорное тело возникают из волнения тонких ветров косвенного ясного света конечного особого ума и прямого ясного света четвёртого уровня.

12. Совсем как отражение в зеркале, иллюзорное тело обладает всей полнотой формы.

 

Эти двенадцать примеров приведены в «Собрании ваджрной мудрости» (Ye shes rdo rje кип las btus pa), там, где говорится о пути обучения. Лучшим из всех сравнений является аналогия с телом сновидений, потому что остальные просто указывают на те или иные качества иллюзорного тела, но не могут быть задействованы на пути. А вот тело сновидений – это больше чем просто сравнение. Йогин, который стремится практиковать йогу сна, может обратить тело сновидений в путь и порождать его в форме иллюзорного тела.

 

Сходство тела сновидений с майякаей прослеживается на трёх уровнях. Во-первых, перед тем, как уснуть по-настоящему, засыпающий переживает четыре шуньяты, как переживает их и йогин перед тем, как восстать в иллюзорном теле. Во-вторых, само тело сновидений можно уподобить иллюзорному телу. Наконец, совсем как тело сновидений, способное, покинув на время прежнее тело, отправиться куда угодно, а затем вернуться назад, так и майякая может оставлять прежнее тело и возвращаться в него после совершения деяний на благо других. Вот почему тело сновидений считается лучшей аналогией иллюзорного. Кроме того, иллюзорное тело, как и тело сновидений, возникает из тонкого ветра и ума.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.