Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Отбор экскурсионных объектов    

2019-06-06 1181
Отбор экскурсионных объектов     0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

Тема является стержнем, который объединяет все объекты и под-темы экскурсии в единое целое. Работа над любой новой темой экскурсии начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем.

Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т.д.

Задачи экскурсии – достичь цели  путем раскрытия ее темы

Отбор объектов при создании экскурсии автор ведёт, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. В ходе разработки новой экскурсии составляется перечень книг, брошюр, статей, которые раскрывают тему. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы.

В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако при использовании мемуарных материалов во избежание неточностей и тенденциозности следует проявлять осторожность. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения. Значительную помощь в поиске и систематизации материала экскурсий могут оказать компьютерные энциклопедии, в том числе мультимедийные базы данных на лазерных дисках.

Экскурсионные объекты составляют тот познавательный материал, который является зрительной основой в раскрытии темы, главный аргумент в доказательствах экскурсовода.

Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. Сочетая методику показа и рассказа, используя наиболее оптимальные методические приемы, экскурсовод приковывает внимание экскурсантов к объекту, заставляя их изучать памятники. В качестве объектов могут быть:

- памятные места, связанные с историческими событиями (например, Дорога Жизни.);                                                     

- здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей,

- произведения архитектуры и градостроительства,

- жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), 

- здания культурного назначения и другие постройки;

- природные объекты:  леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;

- экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей,  постоянных и временных выставок;

- памятники археологии: городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;

- памятники искусства: произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое искусство.

При создании экскурсии перед автором стоит задача – отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут. По возможности у каждой темы должны быть «свои» объекты. Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.  Если невозможно исключить тот или иной объект из предполагаемого маршрута ввиду его уникальности (например, Медный всадник в Санкт-Петербурге), то такой объект должен быть раскрыт особо. При его показе должны быть выявлены те характерные черты, которые не нашли отражение в экскурсиях на другие темы.

В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы. Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать определённые критерии, приведенные в таблице 1.

                                                                                      Таблица 1. Критерии оценки экскурсионных объектов

 

Критерии оценки Характеристика критериев
Познавательная ценность объекта Связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии                                                              
Известность объекта Популярность объекта среди населения (например, Петропавловская крепость)                                                                                                                                                                    
Необычность (экзотичность) объекта, Особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения (например, Синий мост, отличающийся своей шириной, памятник Николаю I, имеющий только 2 точки опоры). Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием (например, храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге на месте гибели царя Александра II). Экзотичность может быть природного характера (например, Саблинские пещеры)                                                                                                                                                                
Выразительность объекта Внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом (например, мосты в Санкт-Петербурге)                                                            
Сохранность объекта Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам                                                                                                                           
Местонахождение объекта При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения                                                                                                                        
Временное ограничение показа объекта Ограничения по времени суток, по дням, месяцам и сезонам), когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности  

 

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2–4 академических часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15–20 экскурсионных объектов.

В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы. В ходе подготовки новой экскурсии больше внимания следует уделить изучению объектов на месте, в их естественной обстановке. Необходимые исходные данные дает изучение объектов по источникам – книгам, альбомам, фотографиям. Встреча с экскурсионным объектом непосредственно на месте его расположения, изучение различных его сторон позволяют разработчику экскурсии в будущем, при работе с группой, свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести его показ.

 

 Составление маршрута экскурсии. Объезд (обход) маршрута

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Но основная задача разработки экскурсионного маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы экскурсии.

Основные требования, которые должны быть учтены составителем маршрута, – организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В таблице 2 приведены три варианта построения экскурсионных маршрутов, существующих в практике экскурсионной работы.

  Таблица 2

Варианты построения маршрутов

хронологический тематический Тематико-хронологический
Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.                                                                                                                                 По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, «Ленинград в блокаде», «Театральный Петербург» и др.) По тематико-хронологическому принципу построены все обзорные городские экскурсии. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

 

Маршрут намечается с учетом следующих организационных требований:                                                                                       

- показ объектов в определенной последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т.е. так называемых петель;

- наличие доступности объекта (площадки для его осмотра); 

- ограничение времени переезда или перехода между объектами (не более10–15 минут), чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе; 

- наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы.

При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи:                                                                                    1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;                                                                                                                                                                     2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;                                                                                                        3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;                                                                                4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;                                                                                                                         5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;                                                                           6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;                                                                                                                                                                               7) выбрать методику ознакомления с объектом;                                                                                                       8) в целях безопасности передвижения экскурсантов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

Подготовка текста экскурсии и комплектование

«Портфеля экскурсовода»                                       

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех под-тем, входящих в экскурсию. Текст  призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык. После подбора литературы по теме экскурсии и составления библиографии создаётся контрольный текст.

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых. Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст. Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст, представляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения. Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники.

«Портфель экскурсовода» – условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле. Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть: историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может также возникнуть задача иллюстрации того, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников. В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним (например, портреты членов династии Романовых, связанных с историей Красносельского района). Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод. И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии. Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание. Автор новой экскурсии, отбирает из имеющихся в его распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь в освещении темы. Затем рекомендации по использованию материалов «портфеля» включаются в методическую разработку. Каждому экспонату, включенному в «портфель», сопутствуют пояснения или справочным материалы. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам. Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в «портфель экскурсовода», должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы. Для хранения и демонстрации наглядных материалов удобно использовать электронные носители.

 

   Определение методических приёмов проведения экскурсии

Как уже упоминалось, успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта. Работа автора на этом этапе состоит из нескольких частей:

- отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем;

- отбора методических приемов, которые рекомендуются экскурсионной аудитории в зависимости от возраста и времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер);

- определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала;

- выработки рекомендаций по использованию выразительных средств речи экскурсовода;

- отбора правил техники ведения экскурсии.

                                    

Методические приёмы показа

Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа. Именно они позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, «видеть» не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад.   Приёмы показа разнообразны. К ним относятся: прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, приемы зрительной реконструкции, зрительного монтажа, зрительного сравнения и зрительной аналогии, прием переключения внимания, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием интеграции и приём движения.  Пояснение  сущности приемов показа и уместности их использования приведено в учебнике Б.В. Емельянова «Экскурсоведение».

                            

   Методические приёмы рассказа

    Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача – преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом. Приемы рассказа можно разделить на две большие группы. Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа (справка, описание, репортаж, цитирование). Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов. Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей. Перечень приемов рассказа: приёмы экскурсионной справки, описания, характеристики, объяснения, комментирования, репортажа, приём вопросов и ответов, прием цитирования с пояснениями  их сущности и уместности использования приведен в учебнике Б.В. Емельянова «Экскурсоведение».


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.