Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Методика разработки учебной прогулки

2019-06-06 645
Методика разработки учебной прогулки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 Особенности учебной прогулки

  Объектами изучения в рамках программы образовательного туризма являются памятники истории и культуры, которые можно увидеть, исследовать в реальном городском или музейном пространстве. Поэтому одной из наиболее эффективных форм их проведения может стать учебная прогулка по городу. Роль педагога на учебной прогулке – руководитель и координатор деятельности учащихся. Прогулка обеспечивает непосредственный контакт с объектами наследия, стимулирует познавательную активность учащихся, обеспечивает эффективное запоминание исторических данных, прививает навыки ориентирования в городском пространстве. Совместное исследование памятника учениками, способствует формированию у них культуры ученических исследований, накопление опыта коммуникативной культуры.

Учебная прогулка – это занятие, на котором наглядным материалом является сам город, только прогулка позволяет быстрее добиться той цели, которая стоит перед педагогом: способствовать формированию эмоционально - ценностной ориентации учащихся в городском пространстве, воспитанию чувства уважения к родному городу, развития умения слышать и видеть его красоту и гармонию, его проблемы.

Необходимые методические условия проведения учебной прогулки:

- наличие у учащихся общих сведений об историческом периоде, событиях, памятниках, которым станут предметом исследования на прогулке;

- определенный уровень сформированности умений работать с картой-схемой, маршрутным листом, текстом культуры;

- элементарные навыки коммуникативной и визуальной культуры.

- Мотивационный блок перед проведением прогулки, который должен строиться с учетом одного из двух факторов: формирования ситуативного интереса, или четко сформулированной задачи учебной прогулки. Мотивация должна прозвучать в предварительных комментариях учителя

Обязательными составляющими учебной прогулки в городском пространстве являются:

- подготовительная работа;

- работа на маршруте;

- подведение итогов.

На учебной прогулке дети знакомятся с 3-4 объектами, а значит, они могут более подробно рассмотреть каждый объект. Дети сами составят наиболее полное впечатление об изучаемом объекте, так как познакомятся с ним в следующей последовательности: эмоциональное восприятие - сведения об объекте – его оценка. Чтобы это произошло, учащиеся должны принимать активное участие в прогулке, тогда как экскурсия предполагает пассивное вовлечение детей в процесс познания  На прогулках прививаются и правила поведения горожанина, петербургский стиль поведения. Учебная прогулка – это еще одна возможность для ребенка поближе познакомиться со своим микрорайоном, своим городом, взглянуть другими глазами на то, что его окружает, и то, что кажется давно знакомым и привычным. Но успех прогулки во многом зависит от подготовительной работы учителя.

                    Подготовка к учебной прогулке

Подготовительная работа учителя по проведению учебной прогулки включает:                                                 

1. Определение темы, цели и задач учебной прогулки;                                                                                                2. Отбор и изучение объектов;                                                                                                                                                   3. Построение маршрута;                                                                                                                                   4. Разработка познавательных заданий и составление маршрутного листа;                                                                                                

5. Отбор методических приемов адекватных цели и задачам учебной прогулки.

На подготовительном этапе после выбора темы целесообразно обозначить проблему учебной прогулки, и уже после этого продумать ее образовательные и воспитательные цели. Далее проводится отбор объектов для проведения учебной прогулки.

Принципы отбора объектов:

- объектами для проведения учебной прогулки могут быть: улицы и площади; здания и сооружения, связанные с историческими событиями; памятники, установленные в честь знаменательных событий;

- при выборе объектов необходимо учитывать значение каждого из них для раскрытия темы. Критерии оценки включают: познавательную ценность объекта, наличие определенного количества внешних признаков при зрительном восприятии (наличие памятных надписей, досок; внешние данные, содержащие аллегорический, символический смысл), месторасположение;

- при отборе информации об объектах целесообразно использовать информацию, которую можно получить при зрительном знакомстве с объектом, и опускать данные, о которых можно рассказать в аудитории.

Построение маршрута планируется в зависимости от места и порядка расположения объектов, отобранных для исследования. Маршрут не должен содержать более 5 объектов. Для знакомства с объектами необходимо продумать творческие задания и формы рефлексивного восприятия нового знания детьми для включения их в содержание маршрутного листа. Маршрутный лист может быть оформлен в виде схемы (план, карты). Объекты на маршрутном листе обозначаются цифрами, которые сопровождаются разработанными познавательными заданиями. Их решение оказывает учащимся помощь в последовательном раскрытии информации об объекте. В содержание каждого маршрутного листа включается памятка по исследованию объекта:                                                                                                                                                              

Принцип построения учебных прогулок: минимум информации от учителя, максимум от учащихся. Выбираются те методические приемы, которые позволяют вовлечь детей в активную работу на прогулке.

       Работа на маршруте и подведение итогов учебной прогулки

Учащиеся вместе с педагогом перемещаются по городу в соответствии с указанными в маршрутном листе адресами. Находят необходимые объекты, осматривают их, отвечают на вопросы, выполняют познавательные задания, сформулированные в маршрутном листе. Роль учителя на учебной прогулке – руководитель и координатор деятельности учащихся, который предоставляет готовую информацию об объекте лишь в крайнем случае. Дети должны не просто смотреть и слушать, они анализируют, сравнивают, принимают участие в беседе, составляют рассказ с помощью подсказок педагога, делают обобщения, выводы на доступном им уровне

После завершения учебной прогулки школьники обсуждают полученные результаты. Можно творчески переосмыслить увиденное, включить детей в работу над исследовательскими проектами

          Оформление методической разработки учебной прогулки

Оформление методической разработки учебной прогулки происходит следующим образом:                                                                                                                                                                                                - на титульном листе располагаются данные: наименование учреждения, название темы учебной прогулки, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилия и должность составителя, дата утверждения учебной прогулки руководителем учреждения;                                                                                                                                              - на первой странице излагаются тема учебной прогулки, проблема, цель, задачи, а так же перечисляются объекты, изучаемые на прогулке                                                                                       - на следующих страницах излагается ход прогулки, включающий мотивационный блок, работу на маршруте                                                                                                                               - последнюю страницу (страницы) методической разработки занимают маршрутные листы.

В качестве примера приводится методическая разработка учебной прогулки по теме «Трехвековая история Красного села. Связь времен»

 

Вариант методической разработки учебной прогулки

Государственное образовательное учреждение ……………………                                 

          

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГОУ

______________.

 

 

ОСНОВАНИЕ:

Решение педсовета ГОУ

от _                          года ___

протокол №__

                                             

                               

Учебная прогулка

«Трехвековая история Красного села.

Связь времен»

Продолжительность прогулки – …час.

                                                C остав участников – школьники -… чел.

                                                                                                                

                                                               Автор-разработчик …………………

                                                   Санкт-Петербург

                                                               2016 г


Цель прогулки: создать условия для формирования ценностного отношения к наследию Красного Села, стимулирования исследовательской краеведческой деятельности школьников.

                Задачи:

1. Расширить знания учащихся о памятниках исторического, культурного и природного наследия Красного Села.

2. Создать условия для развития визуальной культуры, формирования коммуникативных умений, аналитических умений, умений извлекать информацию из городских объектов, умения описать объект по предложенному плану.

3. Сформировать у учащихся собственное отношение к наследию Красного Села

 

   Объекты учебной прогулки.

1. Комплекс бывшей Удельной больницы

2. Сквер «Скорбящая Родина»

3. Бывший дворец вел. кн. Михаила Павловича

4. Церковь святой Троицы

5. Мемориальное захоронение советских воинов 1941-45 гг.

6. Бывшая Красносельская бумажная мануфактура

                                

Ход прогулки

                        

 Мотивационный блок

   В этом году Красному селу исполнилось __________ лет. Датой основания города считается год начала строительства бумажной мельницы. Однако земли эти были освоены значительно ранее, и в Красном Селе можно найти следы допетровской эпохи. Город расположен на старинном Нарвском тракте, включавшем часть еще более древней Новгородской дороги. Где проходил старинный Нарвский тракт? Какие из построек напоминают о тех временах? Как в объектах Красного Села отразилась история XVIII, IX, и XX веков? На учебной прогулке вам предстоит исследовать несколько памятников и определить для себя: «Достойны ли эти сооружения, того, чтобы сохранить их для последующих поколений?» (Перед началом учебной прогулки ученики получают маршрутный лист с познавательными заданиями.)

                                  

                                      Маршрутный лист

1..Ваш маршрут начинается у памятника архитектуры, охраняемого государством (ул. Лермонтова, 30) Это очень ценный объект для представления о том, каким было Красное Село в прошлом.

Рассмотрите здание. Какое впечатление производит на Вас это сооружение?

________________________________________________________________________________________________________________________________

К какому типу построек относится этот дом?_________________________

Осмотрите здание. Что здание может «рассказать» о себе?

Предположите время постройки здания ____________

Для кого или чего оно предназначалось? ____________________________

Что Вы можете сказать об архитектуре здания? _________________________________

Из каких материалов выстроено? Как Вы полагаете, почему был выбран именно этот материал? ________________________________________

2. В Красном Селе можно найти следы допетровской эпохи. Город расположен на старинном Нарвском тракте, включавшем часть еще более древней Новгородской дороги. Предположите, где проходил старинный Нарвский тракт

Какая современная трасса напоминает о тех временах? _______________________________________________________________

На пересечении бывшего Нарвского тракта и современной улицы Равенства находится сквер, в котором можно увидеть скульптурное изображение коленопреклоненной женщины. Как называется   сквер? __________________

В честь чего на его территории установлена эта скульптура? __________________________

3. Мы пересекаем бывший Нарвский тракт.

     Ваш следующий объект находится в городском парке. В 19 веке он назывался «Дворцовый сад». Какое из сохранившихся зданий подтверждает обоснованность такого названия?    _________________________________

Рассмотрите здание (Пр. Ленина, 114) Опишите его (по плану описания объекта № 1)

Какое впечатление производит на Вас это здание? ______________________

________________________________________________________________

Как Вы думаете, кто мог подниматься по его ступеням? _________________

Каковы причины появления такого здания в Красном Селе? _________________________________

Почему в прошлом Красное Село нередко называли «военной столицей России»? _________________________________

4. Территория городского парка относится к садам главного храма летней воинской столицы России. Как называется эта церковь и где находится?________________________________________________

Рассмотрите здание церкви. Опишите его (по плану описания объекта № 1).

Что вы знаете о его истории?____________________________

4. Отыщите в городском парке место мемориального захоронения советских воинов 1941-45 гг. Опишите памятник _________________________________

Какие чувства возникают у Вас, при посещении этого места? __________

Когда создан памятник? _______ Когда и почему проводилась его реконструкция? ________________________________________________________________

Каково значение памятника для жителей Красного Села? ________________________

5. Обратите внимание на рельеф местности. Что Вы можете сказать, о его особенностях?  ________________________________________

6. Предположите причины формирования такого рельефа? ____________________________________

Докажите, что Красное Село является уникальным природным памятником. ________________________ Обратите Ваше внимание на устройство парка. Он основан по плану мастера – садовода Т.В. Грея в 1828 г. Какое впечатление производит на Вас парк? _______________________________

К какому типу парков (пейзажному, регулярному) он относится и почему? __________________________________________________________________

7. Мы находимся в Нижней части парка? В чем его отличие от Верхней части? ______________________________________________________________

 На берегу Безымянного озера располагаются постройки старейшего красносельского промышленного предприятия - основанной в 1709 г. бумажной мельницы. К строительству корпусов и сооружений мельницы приступили в 1714 году Осмотрите памятник. (ул. 1 Мая, 2) Опишите Ваши впечатления ________________________________

Что Вы можете сказать о современном состоянии объекта? _______________

Как Вы считаете, надо ли сохранять этот объект? Почему? ________________

 Сделайте вывод: Как памятники наследия отражают трехвековую историю Красного Села? В каком состоянии находятся осмотренные объекты?

                                         

 

 

                                                    Литература

1. Аксельрод В. И. Город как предмет школьного краеведения (О методическом наследии И. М. Гревса и Н. П. Анциферова) [Электронный ресурс] - http://www.institute-spb.standardsite.ru

2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. – М.: Сов.спорт, 2007-217 с.

3. Коробкова Е. Н., Нечаева Я. Д., Рапопорт А. Д., Темкина Д. А. Город в подарок. Образовательные путешествия по Санкт-Петербургу. Век восемнадцатый. - СПб.: Санкт – Петербургский Центр культурно-образовательных инициатив «Среда», 2007 – 72 с.

4.  Морозова А. Школьные экскурсии, их значение и организация [Электронный ресурс] http://www.schoolnano.ru

5. Уроки наследия: Методические материалы в помощь учителю/ Сост. Л.К. Ермолаева, Л.С. Майорова. – СПб.:СПб АППО, 2007. – 64с. – ISBN978 – 5 – 7434 – 0147 – 5

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.