Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-06-06 | 317 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. Авторы автобусной экскурсии, например, тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта, как происходит передвижение экскурсантов между объектами, как и когда демонстрируются экспонаты «портфеля экскурсовода» и т.д. Соответствующие записи вносятся в графу методической разработки «Организационные указания». Эти указания адресованы и водителю автобуса. Например, в каком месте поставить автобус, где необходимо ехать медленнее для наблюдения объекта из окна. Отдельные указания относятся к экскурсантам (соблюдение правил безопасности на улице, выхода из автобуса, размещения в салоне). Важно сформулировать рекомендации: об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем; организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля»; о порядке возложения венков и т.д. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.
Методическая разработка – документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.
|
Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.
Оформление методической разработки происходит следующим образом:
– на титульном листе располагаются данные: наименование учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилия и должность составителя, дата утверждения экскурсии руководителем учреждения;
- на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии,
- на остальных страницах размещена схема маршрута, сведённая в таблицу, с указанием объектов, остановок во время экскурсии и сведений о работе на маршруте:
Маршрут | Остановка | Объекты показа | Время | Наименование подтем и перечень основных вопросов | Организаци-онные указания | Методические указания |
А – Б – В…. | В | 1………. 2………. …………….. | ......мин | Под-тема I….. 1……… 2………. ……………. | Пройти по … Остановится возле … | Приём рассказа….. Приём показа…… |
В –Г | Г | 3…………………. |
Текстовая составляющая экскурсии имеет три раздела: вступление, основную часть и заключение. Вступление и заключение по графам таблицы не разносятся.
Во вступительной части необходимо назвать тему, маршрут, продолжительность экскурсии, но желательно это сделать так, чтобы вызвать интерес к теме, привлечь внимание экскурсантов, т.е. эта часть должна быть яркой, эмоциональной. Она может начинаться стихами или цитатой-высказыванием. Место посадки группы определяется в рабочем порядке совместно с водителем транспортного средства, место начала экскурсии определяется методической разработкой.
|
Объем разработки зависит от количества экскурсионных объектов, числа под-тем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.
Эффективность методической разработки зависит от правильного заполнения всех семи граф таблицы. - В графе «Маршрут экскурсии» называются точки: начала экскурсии и окончания первой под-темы; начала и окончания второй под-темы. - В графе «Остановки» называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии. Не следует делать таких неточных записей, как например: «Набережная реки Фонтанки» или «Театральная площадь». Правильнее записать: «Набережная реки Фонтанки около моста Ломоносова. - В графе «Объекты показа» перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке. В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту – издали видимые части (высокое здание, башня, колокольня и др.). В городской экскурсии объектами показа могут быть улица или площадь. - Графа «Время». Суммарное значение времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами. - Графа «Наименование под-тем и перечень основных вопросов» содержит краткие записи. В первую очередь называется под-тема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Например, в городской обзорной экскурсии по Петербургу одна из подтем носит название «Санкт-Петербург в Северной войне между Россией и Швецией». Основные вопросы, которые освещаются в этой под-теме, – «Шведский город на берегах Невы» и «Битва за Ниеншанц. Количество основных вопросов, входящих в под-тему, не должно превышать пяти. - В графе «Организационные указания» помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы и правила противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». Приведем пример записи: «Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание». «На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования». В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей, с целью обеспечения их безопасности. - Графа «Методические указания» определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, дает указания по использованию методических приемов. Например, в методической разработке экскурсии «Операция Нева-2» с посещением мемориала «Синявинские высоты» даются два методических указания: «При раскрытии под-темы используется прием словесного сравнения, дается справка о военном потенциале группы армий «Север» к моменту ее наступления на Ленинград» и «Рассказ о боях с использованием методического приема зрительной реконструкции места, где проходили боевые действия». Следует указать, где и как применяются методические приемы. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей под-теме, даются рекомендации по показу материалов «портфеля экскурсовода», включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема, например, «После наблюдения объекта и рассказа экскурсовода экскурсионная группа может самостоятельно продолжить знакомство с объектом», «Экскурсоводу следует объяснять термины…», «При показе места сражения необходимо ориентировать экскурсантов на …» и т д.
|
|
Ниже приведён примерный образец оформления городской историко-биографической экскурсии по пушкинским местам. Маршрут экскурсии проходит по следующим городским магистралям и мостам: Кронштадтская площадь – Проспект Стачек – Старо-петергофский пр. - Старо-Калинкин мост – Площадь Репина – Набережная Фонтанки – Английский пр. – Площадь Тургенева – Садовая ул – Никольский пер. - проспект Римского-Корсакова, ул.Глинки – Театральная пл. – ул. Глинки – ул. Труда – Английская набережная – Сенатская площадь – Дворцовая площадь – Певческий мост – наб. р. Мойки,12 – Конюшенная пл.
Общая продолжительность экскурсии 4 часа. Тип экскурсии по способу передвижения - пешеходная, с применением автотранспорта для совершения переездов, объединяющих экскурсионные объекты и возвращения к месту начала экскурсии.
Количество экскурсионных объектов – 18
Количество экскурсантов - 30 человек
Состав экскурсантов – школьники и их родители
Вариант методической разработки экскурсии
Государственное образовательное учреждение …………………………………………….
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГОУ
______________
ОСНОВАНИЕ:
Решение педсовета ГОУ
от _ года ___
протокол №__
|
Экскурсия
«По пушкинским местам Санкт-Петербурга»
Вид экскурсии – историко-биографическая,
пешеходная с использованием автотранспорта
Продолжительность экскурсии – … час.
Состав экскурсантов: школьники - … чел.
родители …. чел.
Автор-разработчик…………
Санкт-Петербург
2016 г.
Цель экскурсии – Получение дополнительных знаний о культурной жизни столичного Санкт-Петербурга 19 столетия, о жизни и творчестве в Петербурге А. С. Пушкина Задачи экскурсии: - дать представление о площади застройки Петербурга 1-й половины 19 столетия, устройстве загородных трасс и об особенностях исторического периода, на который пришлось время обучения А.С. Пушкина в Царскосельском лицее; - познакомить с Коломной, как историческим районом Санкт-Петербурга, сыгравшем определённую роль в русской литературе и в жизни творческой интеллигенции города, с деревянной застройкой этой окраины города, с площадью Репина (бывшей Калинкиной), площадью Тургенева (бывшей Покровской), с домами на набережной р. Фонтанки, Никольским морским собором; - посетить места Коломны, связанные с жизнью и деятельностью А. С. Пушкина: первое место жительства семьи Пушкиных, место нахождения храма, прихожанами которого они были, место расположения литературного общества, членом которого стал А.С. Пушкин, театральную площадь, как бывшее место расположения источника его творческого вдохновения - Большого Каменного театра; - познакомить с местом жительства А. С. Пушкина в центре Петербурга на Галерной улице, с местами, которые А.С. Пушкин посещал в процессе поэтического творчества: дом Лавалей, как литературную гостиную, здание Главного штаба, как место расположения исторического архива, в котором Пушкин изучал прошлое России; – познакомить с последней в жизни поэта квартирой на Мойке, 1;2 – посетить церковь, в которой отпевали А.С. Пушкина.
Схема маршрута приведена в таблице.
Схема маршрута экскурсии «По пушкинским местам Санкт-Петербурга» | ||||||
Маршрут | Остано-вка | Объекты показа | Время | Наименование подтем и перечень основных вопросов | Организационные указания | Методические указания |
Кронштадская пл. – Пр. Стачек – пл. Стачек – Старо-Петергофский пр – Пл. Репина | Проездом | 1. Усадьба Дашковой (дворец бракосочетания) 2. Верстовой столб (угол пр. Стачек и ул.Трефолева) 3. Нарвские ворота | 40 мин. | Подтема I «Петергофская дорога – от петровских времен до победы России в войне 1812 – 1814 гг.» 1..Дворянские усадьбы, 2.Верстовые столбы 3. Триумфальные Нарвские ворота | Рассказ ведётся при замедленном движении автобуса при приближении к объектам. | 1.,2. Давая характеристику Петергофской дороги, загородных ворянских усадеб и верстовых столбов использовать приём репортажа 3.Подъезжая к Нарвским воротам для разъяснения смысла события, в честь которого они были возведены, использовать приёмы комментирования, для сообщения даты постройки и назначения ворот – прием экскурсионной справки |
Пл.Репина – Старо-Калинкин мост | Остановка на площади Репина около дома 1 | 4. Верстовой столб на пл. Репина 5.Старо-Калинкин мост | 20 мин. | Подтема II «Столичная окраина»: 4. Калинкина площадь и коломенская верста 5.Разводной каменный мост– один из мостов-близнецов через Фонтанку | - Группу высадить из автобуса (автобус отправить по ул. Садовой на пл. Тургенева), подвести группу к версовому столбу на пл.Репина, расположив группу так, чтобы виден был Старо-Калинкин мост, провести группу от верстового столба к Садовой ул и набережной Фонтанки, затем – по набережной. | 4.Применить приём предварительного осмотра и зрительной аналогии, сравнивая верстовые столбы Петергофской дороги 5.Применить приём словесной аналогии, характеризуя Старо-Калинкин мост, как один из семи мостов-близнецов через Фонтанку и при перемещении группы от верстового столба к следующему объекту с целью лучшего наблюдения Старо-Калинкина моста использовать приём движения |
Набережная р. Фонтанки, 185 | Остановка возле дома №185 | 6. Дом № 185 7. Мемориаль ная доска на доме № 185 | 20 мин. | Подтема III «Мой уголок и тесный и простой» 6.Переезд родителей Пушкина из Москвы в Петербург 7. Комната бывшего лицеиста в родительской семикомнатной квартире | По набережной р.Фонтанки дойти до дома № 185, остановиться возле мемориальной доски | 6. При остановке возле дома №185 использовать приём предварительного осмотра и приём цитирования воспоминаний В.А. Эртель, который оставил описание комнаты поэта в родительском доме: «… В комнате соединялись признаки жилища молодого светского человека с поэтическим беспорядком ученого». 7. Произвести показ мемориальной доски с самостоятельным прочтением текста экскурсантами |
Наб. р. Фонтанки – Английский пр. – пл. Тургенева (Покровский сквер) | Останов ка на пл. Тургенева в Покровском сквере | 8. Набережная Фонтанки и Английский проспект 9. Памятный знак с крестом на месте бывшей церкви Покрова Богородицы | 30 мин. | Подтема IV «Жизнь в Коломне» 8. Деревянная Коломна 9. Пушкины – прихожане церкви Покрова Богородицы | По наб. р. Фонтанки дойти до поворота на Английский пр,. по Английскому пр. дойти до пл. Тургенева. Расположить группу возле памятного знака с крестом в Покровском сквере. Затем совершить посадку группы на припаркованный автобус. | 8. Во время движения по набережной, характеризуя облик деревянной Коломны, использовать сначала приём словесного сравнения, а затем приём вопросов и ответов для активизации экскурсантов и установления связи топонимов:пл. Репина, пл. Тургенева и др. с именами жителей Коломны 19 века и дать путевую экскурсионную информацию о прославившихся жителях Коломны (Репине, Гоголе, Тургеневе Островском и др.) Использовать эту информацию, как логический переход к вопросу о церкви Покрова и её прихожанах 9. Для характеристики церкви покрова и применить приём цитирования фрагмента из «Домика в Коломне»: … Люблю летать, заснувши наяву, В Коломну, к Покрову - и в воскресенье Там слушать русское богослуженье.. |
Садовая ул. – Никольский пер. – пр. Римского-Корсакова, 35 – ул. Глинки Театральная площадь – ул. Глинки – Глерная ул. – Английская наб. – Сенатская пл. Исаакиевский собор | Проездом | 10. Пр. Римского Корсакова, 35 11. Здание Консерватории на Театральной площади 12. Галерная ул 13. Дом Лавалей 14. Медный всадник 15. Здание Главного штаба | 40 мин | Подтема V «Здесь он жил и творил» 10. Пушкин – член литературно-политического общества «Зеленая лампа» 11. Пушкин о театре и для театра 12. На Галерной с молодой женой 13. Гостеприимные субботы у Лавалей 14. Памятник Петру I, названный с лёгкой руки Пушкина «Медным всадником» 15. Исторические произведения Пушкина и работа в архиве | 10 – 14.Рассказ ведётся при замедленном движении автобуса при приближении к каждому из объектов. 15. Вывести группу из автобуса, автобус отправитть на Конюшенную пл. Группу провести вдоль Александровского сада ч на Дворцовую площадь к зданию Главного штаба | 10. Для характеристики дома,, в котором собирались члены общества «Зеленая лампа» и его владельце использовать приёмы комментирования и экскурсионной справки 11. Приём цитирования строк из романа «Евгений Онегин» использовать для того, чтобы подчеркнуть отношение А.С. Пушкина к искусству балета: Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет И быстрой ножкой ножку бьет. 12. 13. Для рассказа о жилище семьи Пушкиных на Галерной и о гостеприимном доме Лавалей использовать приём локализации событий 14. Для создания впечатления о памятнике Петру. использовать прием цитирования из поэмы «Медный всадник»: ……Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А всем коне какой огонь! 15. Использовать приёмы: экскурсионной справки (для перечисления и характеристики исторических произведений поэта); |
Дворцовая площадь – Певческий мост – наб р. Мойки,12 – Конюшенная пл. | Остановка возле северного фасада Исаакиевс кого собора. Посадка для возвращения на Конюшеннной пл. | 16. Певческий мост и набережная Мойки 17. Мемориаль ный музей -квартира на Мойке,12 18. Церковь Спаса Нерукотворного. | 30 мин. Запас времени на обратный путь – 60 мин. | Подтема VI «Последние мгновения» 16. Конфликт с Дантесом и дуэль 17. Последнее место жительства 18. Здесь отпевали великого русского поэта | Вывести группу из автобуса, автобус отправитть на Конюшенную пл. Группу провести вдоль через Дворцовую площадь и Певческий мост по набережной Мойки к мемориальному музею-квартире, затем к церкви Спаса Нерукотворного с посещением церкви - на Конюшеннной площади группу посадить на автобус | 16. При перемещении по Певческому мосту и набережной Мойки до дома №12 использовать приём персонификации при описании истории дуэли 17. Использовать приём реконструкции при создании живой картины дуэли и последних мгновений жизни поэта 18.При посещении церквиСпаса Нерукотворного использовать приём локализации событий |
Методика
разработки образовательного путешествия
Особенности образовательного путешествия
Путешествие становится образовательным в том случае, когда из простого передвижения в пространстве в поисках новых впечатлений оно превращается в процесс познания мира. Главным результатом такого путешествия становится пробуждение личности, ее самоопределение в культурном пространстве.
Образовательное путешествие строится особым образом:
- предполагает непосредственное взаимодействие человека с окружающим миром, который становится основным средством получения информации;
- идет не от теории к иллюстрации, а от личных ощущений и наблюдений к формированию новых представлений;
- основывается на активной и самостоятельной деятельности участников путешествия;
- рассчитан на работу в малых группах, что позволяет каждому участнику высказывать собственные версии и корректировать их на основе коллегиального обсуждения;
- предполагает свободу выбора источников получения информации об объектах окружающего мира;
- исключает посредническую деятельность педагога (экскурсовода) в процессе «диалога» личности с объектом исследования и изучения (взрослый, если он сопровождает группу, выступает не в качестве объясняющего и показывающего руководителя, а в роли организатора исследовательской деятельности учеников).
Образовательное путешествие, состоит из трех взаимосвязанных этапов:
1. Подготовка к путешествию
2. Работа на маршруте
3. Подведение итогов путешествия (защита).
Основная часть образовательного путешествия – самостоятельная работа учащихся н а маршруте. Алгоритм деятельности детей изложен в маршрутных листах. На первых порах, во время работы на маршруте педагог направляет внимание учеников, организует их исследовательскую деятельность, оперируя вопросами и заданиями маршрутного листа. Но задача педагога заключается не в том, чтобы дать готовые ответы, а в том, чтобы указать возможные пути получения недостающей информации.
Образовательное путешествие – это всегда путешествие в культуру, оно ориентировано не столько на приобретение фактической информации о мире, сколько на освоение историко-культурного опыта человечества. Все объекты окружающего мира могут рассматриваться как своеобразные «тексты» культуры. Расшифровка этих «текстов» позволяет установить взаимосвязь между объектами материального мира и воплощенными в них идеями.
Главный результат образовательного путешествия – личностное освоение тех культурных ценностей, которые не постигаются в процессе традиционного обучения, направленного на передачу вербальной информации. Определяющим критерием является не столько тема путешествия, сколько его идея, с формулирования которой начинается подготовительный этап путешествия.
Подготовка к образовательному путешествию
Подготовка к путешествию происходит в следующем порядке:
1. Определение темы путешествия и его идеи, постановка цели путешествия и определение его задач
2. Выбор объектов для исследования, создание плана путешествия и подбор дидактических материалов.
3. Создание ресурсной карты и маршрутных листов.
4. Введение учеников в контекст предстоящего исследования
Тема путешествия формулируется в его названии. Идея – это тот культурный «текст», который освоит ученик в результате путешествия, то, с какими понятиями и явлениями культуры он познакомится, какие новые представления приобретет, какие взаимосвязи между различными объектами культурной среды выявит.
В соответствии с идеей ставится цель путешествия и определяются его задачи.
Объекты путешествия составляют основу маршрута и подбираются таким образом, чтобы расстояние между ними было невелико, что позволит совершить путешествие пешком. В плане путешествия, на каждом его этапе необходимо отразить содержание деятельности как педагога, так и учеников и их родителей, на этапе работы на маршруте – перечень под-тем(если они есть в наличии.) Описание работы учеников на маршруте должно включать наименования названия объектов исследовательской деятельности учеников. Выбирая маршруты, необходимо учитывать уровень подготовки учеников и их интеллектуальные возможности. В маршрутный лист могут быть включены следующие дидактические материалы: карты, схемы, иллюстрации, которые могут служить источниками информации.
В содержание ресурсной карты входит текст вступления, формулировка идеи путешествия, а так же алгоритм деятельности учащихся в процессе поиска ресурсов для освоения объектов городской или музейной среды. В тексте вступления раскрывается идея образовательного путешествия. Идея кратко формулируется в виде «вопроса дня». Алгоритм деятельности учащихся основывается на поставленных задачах путешествия, формулируется в виде вопросов и заданий, «Ответить на вопрос вы сможете в том случае, если …» и предполагает подготовительный поиск и изучение материалов, имеющихся по данной теме в литературе, интернет-пространстве и музейной среде.
В маршрутном листе путешествия обозначаются не только объекты для осмотра, но и стратегия исследовательской деятельности учеников. Вопросы и задания маршрутного листа должны быть составлены так, чтобы позволить учащимся сконцентрировать внимание на определенных объектах, побудить их внимательно рассматривать, исследовать объекты, анализировать полученную информацию.
Вопросы в маршрутном листе носят открытый характер, они не предполагают односложных ответов и должны стимулировать учащихся к выдвижению версий, обсуждению. Вопросы должны быть построены таким образом, что найти ответы на них можно, лишь находясь непосредственно у объекта, изучив его, сделав логические выводы. Задания могут быть направлены на различные виды творческой деятельности.
Так как образовательное путешествие предполагает наличие у школьников определенных знаний, к которым они будут обращаться для ответов на вопросы, педагог должен ввести учеников в контекст предстоящего исследования, дать основные термины и понятия, снабдить нужной для исследования информацией. Поэтому важной частью предварительного этапа является деятельность педагога по подготовке школьников – его участников. Коллегиальное обсуждение, практикуемое во время работы в городском пространстве, способствует «реанимации» школьных знаний, введению их в оборот и практическому применению. Но, возможно, этих знаний окажется недостаточно, или работа на маршруте потребует специфических сведений, которыми дети не обладают.
Такие сведения они могут получить на экскурсии, предшествующей самостоятельной работе, или же этот материал станет содержанием очередного занятия. Но, в любом случае, перед тем как ученики выйдут на маршрут, педагогу необходимо обсудить с ними цель путешествия, очертить круг проблем, которые им предстоит решать в процессе самостоятельной работы, и наметить пути их решения.
Работа на маршруте и подведение итогов образовательного путешествия
Основная часть образовательного путешествия – самостоятельна я работа учащихся н а маршруте. Алгоритм деятельности детей изложен в маршрутных листах. На первых порах, во время работы на маршруте педагог направляет внимание учеников, организует их исследовательскую деятельность, оперируя вопросами и заданиями маршрутного листа.
Маршрут проходит в пространстве города или на экспозиции музея (музейное занятие), а зачастую предполагает совмещение и тог, и другого. Путешествие предполагает тщательное и вдумчивое постижение пространства, в ходе которого выявляются и устанавливаются всевозможные коммуникативные связи человека с миром, открываются новые каналы получения информации в ряду которых телесные ощущения и переживания играют немаловажную роль. Педагог направляет внимание учеников, организует их деятельность, оперируя вопросами и заданиями маршрутного листа. Прямые подсказки недопустимы. Очень важно научить детей работать в группе, выслушивать мнение каждого участника путешествия, помнить, что каждый имеет право на собственное «видение» проблемы, учить аргументированно отстаивать свою точку зрения, принимать к обсуждению абсолютно все версии и гипотезы с последующей корректировкой, вести конструктивный диалог, использовать в качестве источника информации общение с горожанами.
Возможно, что, изучая предлагаемые объекты, путешественники столкнутся с «неразрешимыми» вопросами. Задача педагога заключается не в том, чтобы дать готовые ответы, а в том, чтобы указать возможные пути получения недостающей информации. Результатом этого могут стать последующие самостоятельные исследования учеников в библиотеках, архивах, музеях, обращение к компьютерным программам, встречи с уникальными людьми и новые образовательные путешествия.
Защита завершает каждое образовательное путешествие, строится как проблемное обсуждение, в ходе которого ученикам предлагается изложить свой взгляд на вопросы, обозначенные в маршрутном листе. Выстроить содержание заключительного занятия педагог может самостоятельно, опираясь на вопросы, представленные в маршрутном листе. Форма проведения защиты может быть различной: диспут в интернет-пространстве, создание презентаций, выставок или авторских экскурсий
Основу защиты составляют следующие положения:
- защита строится таким образом, чтобы высказалось как можно больше участников путешествия; чем больше выступающих в группе, тем выше оценивается ее работа;
- за педагогом закрепляется право задавать уточняющие вопросы, а также вопросы, позволяющие поддерживать и разворачивать дискуссию;
- обсуждение носит свободный характер и требует как от педагога, так и от учеников мобильности мышления и способности к импровизации;
- задача педагога – поддерживать динамику дискуссии и направлять ее в контексте решения задач, обозначенных в данном конкретном путешествии;
- за участниками защиты признается право на ошибку, неверные высказывания не влекут за собой отрицательной оценки;
- поощряются размышления, построение версий и гипотез; доминантой обсуждения являются не знания учеников, а выдвигаемые предположения и их аргументация;
- приветствуется коллективная работа учеников, подсказки и дополнение ответов товарищей рассматриваются на защите как положительный фактор;
- высоко оцениваются не только ответы учеников на вопросы, но и их собственные вопросы, которые возникают в процессе обсуждения.
Защита подводит черту под конкретным путешествием, но не является его окончательным итогом. Дальнейшее исследование тем и вопросов, заинтересовавших ребят, может иметь продолжение в их ученической жизни уже после возвращения.
Организация и сроки образовательного путешествия
Образовательное путешествие предполагает работу детей в малой группе
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!