Путешествий и учебных прогулок. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Путешествий и учебных прогулок.

2019-06-06 546
Путешествий и учебных прогулок. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методическое пособие

по разработке образовательных маршрутов

для проведения экскурсий, образовательных

Путешествий и учебных прогулок.

           

 

Григорьева Надежда Николаевна,  педагог  дополнительного образования ГОУ ДО ДДТ Красносельского района, СПб, Дачный проспект, д. 8 корп.3 кв.169, к.т. 8.911.144.00.73

                                             

                                      

                                       

Санкт-Петербург

Год

                                  

                                     Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………….3

Методика разработки экскурсии. Особенности  экскурсионного

   процесса…………………………………………………………………….6

Выбор темы, определение цели, задач экскурсии и отбор экскурсионных

 объектов…………………………………………………………………….8

  Составление маршрута экскурсии. Объезд (обход) маршрута………12

  Подготовка текста экскурсии и комплектование «Портфеля

  экскурсовода»……………………………………………………………. 13 

  Определение методических приёмов проведения экскурсии ………...16

  Определение техники ведения экскурсии и составление методической

 разработки…………………………………………………………………..17

     Вариант методической разработки экскурсии…………………………...22

  Методика разработки образовательного путешествия Особенности

  образовательного путешествия…………………………………………….32

Подготовка к образовательному путешествию……………………………33

Работа на маршруте  и подведение итогов образовательного

путешествия………………………………………………………………….35

Организация и сроки образовательного путешествия…………………….37

Оформление методической разработки образовательного путешествия..37

Вариант методической разработки образовательного

путешествия…………………………………………………………………..39

    

Методика разработки учебной прогулки. Особенности учебной

прогулки……………………………………………………………………...64

Подготовка к учебной прогулке……………………………………………65

Работа на маршруте и подведение итогов учебной прогулки………….66

Оформление методической разработки учебной прогулки………………67

Вариант методической разработки учебной прогулки……………………68

Литература………………………………………………………… ………..73

 

                                                        

 

                                          

 

                                  

 

                                          

                                  Пояснительная записка

Путешествие один из древнейших видов деятельности, и с самых древних времен его основной функцией было получение новых знаний о мире и саморазвитие путешественника. Великий французский философ эпохи Просвещения Ж. Ж. Руссо считал путешествие неотъемлемой частью образования.  Теоретик и проводник экскурсионного метода в преподавании  И. М. Гревс писал: «Кому удалось в юношеские годы хорошо путешествовать, тот вступает в жизнь с незаменимым запасом таких знаний, умственных навыков и душевных сил, каких он не мог бы почерпнуть ни у какого иного источника».

Становление экскурсионного дела в России осмысливалось в контексте оформления во второй половине XIX — начале XX века такой важной для современных обществ сферы, как туризм. Важным фактором развития экскурсионного дела стало начавшееся в середине XIX века преобразование системы среднего образования.  Внедрение первых образовательных маршрутов в школах продемонстрировало возможность использования в учебном процессе образовательных экскурсий, как полноценной формы обучения. В начале XX века были разработаны основополагающие принципы, которые превратили школьную экскурсионную работу из бессистемного осмотра  достопримечательностей в целенаправленный педагогический процесс.

В современных условиях образовательный туризм реализуется в рамках системы дополнительного образования  в виде выездных занятий. Формы организации  выездных занятий многообразны. Они могут быть органично вплетены в ткань любого  учебного курса и актуализировать исторический, краеведческий, природоведческий, искусствоведческий, литературный  материал.  

Занятия могут быть проведены в форме классической традиционной экскурсии.  Качественно новые возможности для освоения культурного наследия, интеллектуального и эмоционального развития юных петербуржцев открывает учебная прогулка. Ещё одной формой организации выездного занятия является образовательное путешествие.  

Санкт-Петербург представляется для образовательного туризма уникальным пространством. Этот город многолик и потому маршруты могут затрагивать разные стороны бытия как прошлых веков, так и современной жизни – это люди, события, мифы и реальность, идеалы, ценности, явления культурной и общественной жизни.   

В данном пособии содержится методика разработки экскурсий, обр азовательных путешествий и учебных прогулок, а так же  приведены образцы разработок каждого из перечисленных выездных занятий на примерах экскурсий, прогулок и путешествий по Санкт-Петербургу.

В основу методического пособия положены учебник  Б.В. Емельянова «Экскурсоведение»,  разработки кафедры культурологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, а также личные разработки автора-составителя.     

 

                          

 

 

                          Методика разработки экскурсии

                   

 Особенности экскурсионного процесса.

В ходе экскурсионного процесса, экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема, услышать об этих объектах необходимую информацию, ощутить величие подвига, значение исторического события, овладеть практическими навыками наблюдения и анализа экскурсионных объектов. Большое место занимает формирование умения видеть. Умение видеть, как эстетическое восприятие, сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода. Умение видеть, как историческое восприятие, заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках.

Разработка экскурсионного маршрута – сложная многоступенчатая процедура. Алгоритм подготовки экскурсии включает в себя:                                                                                                                                                  1. Выбор темы                                                                                                                                                                            2. Определение цели и задач экскурсии                                                                                                             3. Отбор литературы и составление библиографии.                                                                                                   4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с             экспозициями и фондами музеев по теме.                                                                                                                                                                 5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.                                                                                                           6. Составление маршрута экскурсии.                                                                                                                                 7. Объезд или обход маршрута.                                                                                                                                                 8. Подготовка текста экскурсии.                                                                                                           9. Комплектование «портфеля экскурсовода».                                                                                                        10. Определение методических приемов проведения экскурсии.                                                               11. Определение техники ведения экскурсии.                                                                                                   12. Составление методической разработки.

Авторы экскурсий при составлении маршрута, оформлении содержания текста и методической разработки руководствуются логикой развития экскурсионной темы. 

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта. При подготовке экскурсии, строя показ объектов, автор исходит из требований логики: обеспечить последовательность действий экскурсовода, выделить ступени показа, подкрепить их методическими приемами. На этой основе построена система заданий экскурсантам, наблюдающим экскурсионный объект

В первую очередь создание разработки экскурсионного маршрута зависит от типа проектируемой экскурсии.

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. Тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного территориального района.

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на экскурсии для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д. Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность. 

По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких). По способу передвижения — пешеходные и с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа

                   

Подготовка текста экскурсии и комплектование

«Портфеля экскурсовода»                                       

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех под-тем, входящих в экскурсию. Текст  призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык. После подбора литературы по теме экскурсии и составления библиографии создаётся контрольный текст.

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых. Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст. Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст, представляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения. Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники.

«Портфель экскурсовода» – условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле. Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть: историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может также возникнуть задача иллюстрации того, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников. В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним (например, портреты членов династии Романовых, связанных с историей Красносельского района). Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод. И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии. Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание. Автор новой экскурсии, отбирает из имеющихся в его распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь в освещении темы. Затем рекомендации по использованию материалов «портфеля» включаются в методическую разработку. Каждому экспонату, включенному в «портфель», сопутствуют пояснения или справочным материалы. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам. Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в «портфель экскурсовода», должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы. Для хранения и демонстрации наглядных материалов удобно использовать электронные носители.

 

   Определение методических приёмов проведения экскурсии

Как уже упоминалось, успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта. Работа автора на этом этапе состоит из нескольких частей:

- отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем;

- отбора методических приемов, которые рекомендуются экскурсионной аудитории в зависимости от возраста и времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер);

- определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала;

- выработки рекомендаций по использованию выразительных средств речи экскурсовода;

- отбора правил техники ведения экскурсии.

                                    

Методические приёмы показа

Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа. Именно они позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, «видеть» не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад.   Приёмы показа разнообразны. К ним относятся: прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, приемы зрительной реконструкции, зрительного монтажа, зрительного сравнения и зрительной аналогии, прием переключения внимания, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием интеграции и приём движения.  Пояснение  сущности приемов показа и уместности их использования приведено в учебнике Б.В. Емельянова «Экскурсоведение».

                            

   Методические приёмы рассказа

    Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача – преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом. Приемы рассказа можно разделить на две большие группы. Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа (справка, описание, репортаж, цитирование). Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов. Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей. Перечень приемов рассказа: приёмы экскурсионной справки, описания, характеристики, объяснения, комментирования, репортажа, приём вопросов и ответов, прием цитирования с пояснениями  их сущности и уместности использования приведен в учебнике Б.В. Емельянова «Экскурсоведение».

Экскурсия

«По пушкинским местам Санкт-Петербурга»

                             Вид экскурсии – историко-биографическая,

                          пешеходная с использованием автотранспорта

                                          Продолжительность экскурсии – … час.

                                      Состав экскурсантов: школьники - … чел.

                                                                               родители ….  чел.

                                                                           Автор-разработчик…………

                                                      Санкт-Петербург

                                                             2016 г.

Цель экскурсии – Получение дополнительных знаний о культурной жизни столичного Санкт-Петербурга 19 столетия, о жизни и творчестве в Петербурге А. С. Пушкина                                                                                                                                    Задачи экскурсии:                                                                                                                                                                    - дать представление о площади застройки Петербурга 1-й половины 19 столетия, устройстве загородных трасс и об особенностях исторического периода, на который пришлось время обучения А.С. Пушкина в Царскосельском лицее;                                                                                                                                                                                      - познакомить с Коломной, как историческим районом Санкт-Петербурга, сыгравшем определённую роль в русской литературе и в жизни творческой интеллигенции города, с деревянной застройкой этой окраины города, с площадью Репина (бывшей Калинкиной), площадью Тургенева (бывшей Покровской), с домами на набережной р. Фонтанки, Никольским морским собором;                                                                                                                                                               - посетить места Коломны, связанные с жизнью и деятельностью А. С. Пушкина: первое место жительства семьи Пушкиных, место нахождения храма, прихожанами которого они были, место расположения литературного общества, членом которого стал А.С. Пушкин, театральную площадь, как бывшее место расположения источника его творческого вдохновения - Большого Каменного театра;                                                                                                                                                                  - познакомить с местом жительства А. С. Пушкина в центре Петербурга на Галерной улице, с местами, которые А.С. Пушкин посещал в процессе поэтического творчества: дом Лавалей, как литературную гостиную, здание Главного штаба, как место расположения исторического архива, в котором Пушкин изучал прошлое России;                                                                                                                          – познакомить с последней в жизни поэта квартирой на Мойке, 1;2                                                                          – посетить церковь, в которой  отпевали А.С. Пушкина.

Схема маршрута приведена в таблице.

 

 


                                                Схема маршрута экскурсии «По пушкинским местам Санкт-Петербурга»

Маршрут Остано-вка Объекты показа Время Наименование подтем и перечень основных вопросов Организационные указания Методические указания
  Кронштадская пл. – Пр. Стачек – пл. Стачек – Старо-Петергофский пр – Пл. Репина       Проездом   1. Усадьба Дашковой (дворец бракосочетания) 2. Верстовой столб (угол пр. Стачек и ул.Трефолева) 3. Нарвские ворота   40 мин. Подтема I «Петергофская дорога – от петровских времен до победы России в войне 1812 – 1814 гг.»  1..Дворянские усадьбы, 2.Верстовые столбы                                                        3. Триумфальные Нарвские ворота                                                         Рассказ ведётся при замедленном движении автобуса при приближении к объектам.   1.,2.   Давая характеристику Петергофской дороги, загородных ворянских усадеб и верстовых столбов использовать приём репортажа   3.Подъезжая к Нарвским воротам для разъяснения смысла события, в честь которого они были возведены, использовать приёмы комментирования, для сообщения даты постройки и назначения ворот – прием экскурсионной справки                           
  Пл.Репина – Старо-Калинкин мост       Остановка на площади Репина около дома 1     4. Верстовой столб на пл. Репина 5.Старо-Калинкин мост                     20 мин. Подтема II «Столичная окраина»:                                         4. Калинкина площадь и коломенская верста 5.Разводной каменный мост– один из мостов-близнецов через Фонтанку                - Группу высадить из автобуса (автобус отправить по ул. Садовой на пл. Тургенева), подвести группу к версовому столбу на  пл.Репина, расположив группу так, чтобы виден был Старо-Калинкин мост, провести группу от верстового столба к Садовой ул и набережной Фонтанки, затем – по набережной.   4.Применить приём предварительного осмотра и зрительной аналогии, сравнивая верстовые столбы Петергофской дороги     5.Применить приём словесной аналогии, характеризуя Старо-Калинкин мост, как один из семи мостов-близнецов через Фонтанку и при перемещении группы от верстового столба к следующему объекту с целью лучшего наблюдения Старо-Калинкина моста использовать приём движения  
  Набережная р. Фонтанки, 185     Остановка возле дома №185     6. Дом № 185 7. Мемориаль ная доска на доме № 185   20 мин. Подтема III «Мой уголок и тесный и простой» 6.Переезд родителей Пушкина из Москвы в Петербург                                     7. Комната бывшего лицеиста в родительской семикомнатной квартире   По набережной р.Фонтанки дойти до дома № 185, остановиться возле мемориальной доски   6. При остановке возле дома №185 использовать приём предварительного осмотра и приём цитирования воспоминаний В.А. Эртель, который оставил описание комнаты поэта в родительском доме: «… В комнате соединялись признаки жилища молодого светского человека с поэтическим беспорядком ученого».  7. Произвести   показ мемориальной доски с самостоятельным прочтением текста экскурсантами    
  Наб. р. Фонтанки – Английский пр. – пл. Тургенева (Покровский сквер)     Останов ка на пл. Тургенева в Покровском сквере   8. Набережная Фонтанки и Английский проспект          9. Памятный знак с крестом на месте бывшей церкви Покрова Богородицы   30 мин. Подтема IV «Жизнь в Коломне»                        8. Деревянная Коломна 9. Пушкины – прихожане церкви Покрова Богородицы   По наб. р. Фонтанки дойти до поворота на Английский пр,. по Английскому пр. дойти до пл. Тургенева. Расположить группу возле памятного знака с крестом в Покровском сквере. Затем совершить посадку группы на припаркованный автобус. 8. Во время движения по набережной, характеризуя облик деревянной  Коломны, использовать сначала приём словесного сравнения, а затем приём вопросов и ответов для активизации экскурсантов и установления связи топонимов:пл. Репина, пл. Тургенева и др. с именами жителей Коломны 19 века и дать путевую экскурсионную информацию о прославившихся жителях Коломны (Репине, Гоголе, Тургеневе Островском и др.) Использовать эту информацию, как логический переход к вопросу о церкви Покрова и её прихожанах 9. Для характеристики церкви покрова и применить приём цитирования фрагмента из «Домика в Коломне»:     … Люблю летать, заснувши наяву,                                                                                                                                      В Коломну, к Покрову - и в воскресенье                                                                                                                                             Там слушать русское богослуженье..  
  Садовая ул. – Никольский пер. – пр. Римского-Корсакова, 35 – ул. Глинки Театральная площадь – ул. Глинки – Глерная ул. – Английская наб. – Сенатская пл. Исаакиевский собор   Проездом   10. Пр. Римского Корсакова, 35 11. Здание Консерватории на Театральной площади 12. Галерная ул                         13. Дом Лавалей          14. Медный всадник 15. Здание Главного штаба     40 мин Подтема V «Здесь он жил и творил» 10. Пушкин – член литературно-политического общества «Зеленая лампа» 11. Пушкин о театре и для театра                                                12. На Галерной с молодой женой                                         13. Гостеприимные субботы у Лавалей                                      14. Памятник Петру I, названный с лёгкой руки Пушкина «Медным всадником» 15. Исторические произведения Пушкина и работа в архиве   10 – 14.Рассказ ведётся при замедленном движении автобуса при приближении к каждому из объектов. 15. Вывести группу из автобуса, автобус отправитть на Конюшенную пл. Группу провести вдоль Александровского сада ч на Дворцовую площадь к зданию Главного штаба       10. Для характеристики дома,, в котором собирались члены общества «Зеленая лампа» и его владельце использовать приёмы комментирования и экскурсионной справки                                                  11. Приём цитирования строк из романа «Евгений Онегин» использовать для того, чтобы подчеркнуть отношение А.С. Пушкина к искусству балета: Блистательна, полувоздушна,                                                                                                                                 Смычку волшебному послушна,                                                                                                                                 Толпою нимф окружена,                                                                                                                                                      Стоит Истомина; она,                                                                                                                                                                    Одной ногой касаясь пола,                                                                                                                                         Другою медленно кружит,                                                                                                                                 И вдруг прыжок, и вдруг  летит,                                                                                                                                                    Летит, как пух от уст Эола;                                                                                                                                                 То стан совьет, то разовьет                                                                                                                                                        И быстрой ножкой ножку бьет.                                                   12. 13. Для рассказа о жилище семьи Пушкиных на Галерной и о гостеприимном доме Лавалей использовать приём локализации событий   14. Для создания впечатления о памятнике Петру. использовать прием цитирования из поэмы «Медный всадник»: ……Какая дума на челе!                   Какая сила в нем сокрыта!           А всем коне какой огонь!   15. Использовать приёмы: экскурсионной справки (для перечисления и характеристики исторических произведений поэта);                                                            
  Дворцовая площадь – Певческий мост – наб р. Мойки,12 – Конюшенная пл.     Остановка возле северного фасада Исаакиевс кого собора. Посадка для возвращения на Конюшеннной пл.   16. Певческий мост и набережная Мойки 17. Мемориаль ный музей -квартира на Мойке,12             18. Церковь Спаса Нерукотворного.   30 мин.   Запас времени на обратный путь – 60 мин.   Подтема VI «Последние мгновения» 16. Конфликт с Дантесом и дуэль 17. Последнее место жительства 18. Здесь отпевали великого русского поэта   Вывести группу из автобуса, автобус отправитть на Конюшенную пл. Группу провести вдоль через Дворцовую площадь и Певческий мост по набережной Мойки к мемориальному музею-квартире, затем к церкви Спаса Нерукотворного с посещением церкви              - на Конюшеннной площади группу посадить на автобус   16. При перемещении по Певческому мосту и набережной Мойки до дома №12 использовать приём персонификации при описании истории дуэли                                                                       17. Использовать приём реконструкции при создании живой картины дуэли и последних мгновений жизни поэта    18.При посещении церквиСпаса Нерукотворного использовать приём локализации событий

 


Методика

разработки образовательного путешествия

               

 Особенности образовательного путешествия

Путешествие становится образовательным в том случае, когда из простого передвижения в пространстве в поисках новых впечатлений оно превращается в процесс познания мира. Главным результатом такого путешествия становится пробуждение личности, ее самоопределение в культурном пространстве.

 Образовательное путешествие строится особым образом:

- предполагает непосредственное взаимодействие человека с окружающим миром, который становится основным средством получения информации;

-  идет не от теории к иллюстрации, а от личных ощущений и наблюдений к формированию новых представлений;

- основывается на активной и самостоятельной деятельности участников путешествия;

- рассчитан на работу в малых группах, что позволяет каждому участнику высказывать собственные версии и корректировать их на основе коллегиального обсуждения;

- предполагает свободу выбора источников получения информации об объектах окружающего мира;

- исключает посредническую деятельность педагога (экскурсовода) в процессе «диалога» личности с объектом исследования и изучения (взрослый, если он сопровождает группу, выступает не в качестве объясняющего и показывающего руководителя, а в роли организатора исследовательской деятельности учеников).

Образовательное путешествие, состоит из трех взаимосвязанных этапов:

1. Подготовка к путешествию

2. Работа на маршруте

3. Подведение итогов путешествия (защита).

Основная часть образовательного путешествия – самостоятельная работа учащихся н а маршруте. Алгоритм деятельности детей изложен в маршрутных листах. На первых порах, во время работы на маршруте педагог направляет внимание учеников, организует их исследовательскую деятельность, оперируя вопросами и заданиями маршрутного листа. Но задача педагога заключается не в том, чтобы дать готовые ответы, а в том, чтобы указать возможные пути получения недост


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.