Звукобуквенный анализ слова «лыжи». — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Звукобуквенный анализ слова «лыжи».

2019-05-27 252
Звукобуквенный анализ слова «лыжи». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

– Отгадайте загадку.

                На прогулке бегуны

                Через луг к березке

                Одинаковой длины

                Тянут две полоски.

            (Лыжи.)

Сколько звуков в слове «лыжи»? (4.)

– Произнесите это слово, ведя по клеточкам в учебнике. Каждый звук должен попасть в клеточку.

– Интонационно выделите первый звук в слове. (Л-л-л-ыжи.)

– Назовите первый звук. ([л].)

– Интонационно выделите второй звук в слове. (Л-ы-ы-ы-жи.)

– Назовите второй звук. ([ы].)

– Интонационно выделите третий звук в слове. (Лы-ж-ж-ж-жи.)

– Назовите этот звук. ([ж].)

– Интонационно выделите четвертый звук в слове. (Лыжи-и-и.)

– Назовите звук. ([ы].)

– Который по счету звук [ж]? (Третий.)

– Дайте характеристику звуку [ж]. (Согласный, звонкий, твердый.)

– Составим схему слова «лыжи».

Один ученик работает у доски.

– Замените фишки буквами.

– Разделите слово на слоги.

– На какой слог падает ударение?

Звукобуквенный анализ слова «пирожок».

– Назовите предмет, изображенный на 2-й картине. (Пирожок.)

Звукобуквенный разбор проводится аналогично разбору слова «лыжи».

– Произнесите слово «лыжи », выделяя третий звук; слово «пирожок », выделяя пятый звук.

– Сравните звук[ж] в словах «лыжи» и «пирожок». Он мягкий или твердый?

Вывод: звук [ж] – всегда твердый.

– Замените фишки в схемах слов на букву ж.

3. Подбор слов со звуком [ ж ], расположенным в начале слова, в середине и на конце.

Чтение слогов, слов и загадок.

– Прочитайте слоги.

– Прочитайте слоги, в которых гласные указывают на мягкость согласного.

– Мягко или твердо прозвучал звук [ж]? Почему? (Звук [ ж ] – всегда твердый.)

– Прочитайте слова по столбикам, по строчкам

– Прочитайте слова-названия животных. (Жук, уж, жаба.)

– Прочитайте слова-действия. (Последний столбик.)

На доске записаны предложения.

– Прочитаем скороговорки сначала медленно, потом быстрее.

                       В живом уголке жили ежи да ужи.

                       У Жоры – уж, у Розы – ёж.

                       У ежа – ежата, у ужа – ужата.

– Прочитайте по себя группу слов, данных в учебнике. Подчеркните карандашом слова, которые встретились в скороговорках.

– Хором произнесите слово, которое не подчеркнули. (Ежонок.)

– Сравните число звуков и букв в этом слове. (Букв – 6, а звуков – 7, так как буква е в начале слова обозначает два звука.)

– Отгадайте загадки. (Еж, снег.)

Хорошо читающие дети помимо загадок из учебника самостоятельно читают загадки, записанные на доске.

        Лежала между елками

        Подушечка с иголками.

        Тихонечко лежала,

        Потом вдруг убежала.

          (Еж.)

               Л. Ульяницкая

        Маленькая собачка,

        Свернувшись, лежит;

        Не лает, не кусает,

        А в дом не пускает.

            (Замок.)

Что интересного в этих загадках? (В загадках есть одинаковые слова «лежали» – «лежал», «побежали» – «побежал». Но отгадки совершенно разные.)

Чтение новых слов.

– Составьте слова со слогом «жа».

Прочитайте слова, которые начинаются слогом «жа». (Жало, жабо, жаба, жара, жалит.)

Прочитайте слова, в которых слог «жа»последний. (Сажа, кожа, лужа, ложа.)

– Негромко хором прочитаем новые слова, меняя одну букву. (Жара – пара – парк – паук.)

Найди слово в слове».

– Прочитайте первое слово. (Ежик.)

– Какое слово в нем нашли? (Еж.)

– Какие буквы лишние? (Буквы и, к.)

Закройте эти буквы ладошкой. Прочитаем новое слово.

Аналогичная работа проводится с остальными словами: еж ик, же ребенок, жа ворон ок, по жар, этаж ерка.

7. Чтение рассказа «Жаба и Жук».

– Каким был Жук? А Жаба?

Самостоятельная работа по тетради «Я учусь писать и читать».

1) Закрась те части рисунка, в которые вписана буква ж. (Жук.)

2) Прочитай рассказ, составь предложения. Подчеркни слоги с буквой ж.

Чтение рассказа Г. Юдина «Поэты».

– Прочитайте последнее предложение.

– Вы согласны, что мышонок Мыша много знает? Подтвердите свой ответ.

IV. Итог урока.

На доске записаны слоги.

ЗЁ ВА ТЕ РО ГЫ ДЭ КЯ СЮ ЛУ ЖИ

– Разделите слоги на две группы. (ВА РО ЛУ ГЫ ДЭ; КЯ ЗЁ СЮТЕ.)

– Почему слог «жи» не включили ни в какую группу? (Буква и указывает на мягкость предшествующего согласного, но в данном случае этого не происходит, так как з вук [ ж ] всегда твердый.)

Урок 38
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ш, ш

Цели: познакомить с буквой Ш, ш; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение

Ход урока

I. Введение в тему урока.

– Отгадайте загадку.

      Мышка дом себе нашла,

      Мышка добрая была:

      В доме том в конце концов

      Стало множество жильцов.

            (Теремок.)

– Сегодня у нас урок изучения новой буквы, но чтобы познакомиться с очередной буквой, мы отправимся в гости к сказке.

II. Работа по теме урока.

Знакомство с буквой.

– На доске перечислены герои сказки, прочитайте.

На доске нарисован теремок и записаны слова.

Мышка-норушка, комар-пискун, заяц-попрыгаец, зайчишка- трусишка, волк – зубами щелк, волчишка – серый хвостишко, лягушка-попрыгушка, ежик-ершик, лисичка-сестричка, лисушка-подружка, мишка-топтыжка.

– В свою сказку возьмем не всех. А вот кого… Слушайте внимательно: мыш-ш-шка-норуш-ш-шка, зайчиш-ш-шка-трусиш-ш-шка, волчиш-ш-шка – серый хвостиш-ш-шко, лягуш-ш-шка-попры-гуш-ш-ка, лисуш-ш-шка-подружка, ежик-ерш-ш-шик, миш-ш-шка-топтыжка.

– Догадались? (Тех животных, в названии которых есть звук [ ш ].)

– Итак, ребята, мы сегодня изучаем звук [ш], который обозначается буквами Ш, ш. Рассмотрите букву Ш. На что она похожа? (Ответы детей.)

                Шура сено ворошил,

                Вилы в сене позабыл.

         Г. Виеру

– А поэт Светик из произведения Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном городе» написал вот эти стихи:

Когда у расчески три зуба осталось,

Тогда буква Ш над ней посмеялась.

– Поэт А. Шибаев увидел букву Ш вот так:

                          Посмотри на букву Ш

                          Буква очень хороша,

                          Потому что из неё

                          Можно сделать Е и Ё.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.