История и архитектура главных зданий — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История и архитектура главных зданий

2019-05-27 182
История и архитектура главных зданий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Видео: МГУ

Содержание

  • Основные моменты
  • Основатели
  • Из истории университета
  • История и архитектура главных зданий
  • Интересные факты и мифы
  • Московский университет сегодня
  • Как добраться

Основные моменты

На протяжении всей своей 260-летней истории вуз остается самым престижным в стране. В его стенах получили образование И.С. Тургенев, А.П. Чехов, Н.И. Пирогов, Максимилиан Волошин, Б.Л. Пастернак, В.В. Познер, А.С. Политковская, Е.В. Касперский, М.С. Горбачев, Борис Акунин и многие другие выдающиеся личности. Из 18 советских и российских лауреатов Нобелевской премии 11 были студентами или преподавателями Московского государственного университета. 12% всех зарегистрированных в Советском Союзе открытий принадлежит его бывшим студентам.

Сегодня около 300 академиков и членов-корреспондентов Академии наук РФ преподают в университете. 39 факультетов, около 40 тысяч студентов, шесть филиалов, в том числе в других странах, исследовательские институты – масштабы, размах и огромный внутренний потенциал этой альма-матер действительно впечатляют! Университетский кампус считается самым большим в мире. В настоящее время МГУ продолжает активно развиваться, строятся новые корпуса, научный парк привлекает талантливых молодых ученых и предпринимателей для создания высокотехнологичных проектов.

Основатели

Честь создания Императорского Московского университета принадлежит выдающемуся русскому ученому-естествоиспытателю Михаилу Васильевичу Ломоносову, императрице Елизавете Петровне и государственному деятелю и меценату Ивану Ивановичу Шувалову. В переписке с последним Ломоносов предоставил развернутый план структуры университета.

Генерал-адъютант Шувалов был фаворитом императрицы и имел на нее огромное влияние. Именно по его ходатайству был подписан указ о создании университета, куратором которого он стал. В его ведении были и хозяйственные вопросы, и бюджет, и выбор профессоров и студентов, гимназия. Шувалов сумел добиться независимости учебного заведения от местных властей. Библиотеку университета Иван Иванович пополнил своими собственными книгами. Она в течение ста лет оставалась единственной доступной общественности.

Шувалов приглашал иностранных профессоров, а за границу отправлял талантливых студентов. Многие из них после возвращения становились преподавателями в alma mater (Зыбелин, Вениаминов, Третьяков и другие). Даже когда он отошел от дел, то продолжал интересоваться делами университета: хлопотал за Михаила Хераскова, вернув на должность куратора; поддерживал Н.И. Новикова, который находился в опале за острые сатирические произведения.

Из истории университета

Торжественная церемония открытия Императорского Московского университета состоялось 12 (25) января 1755 года в день святой великомученицы Татианы. Более ста лет это был праздник основания университета, а затем стал Днем студента. Утром состоялось богослужение в соборе Казанской Божией Матери, затем в стенах учебного заведения выступили преподаватели. Был дан обед, а вечером – праздничная иллюминация. Событие широко освещала отечественная и зарубежная пресса.

Университет располагался в здании Аптекарского дома (Красная площадь) бывшего Земского приказа. Первый набор составил всего 16 студентов. В основном это были выпускники московской Славяно-греко-латинской академии. На лекции и диспуты могли приходить все желающие.

Первоначально образование было бесплатное, а впоследствии денег за учебу не брали только с самых талантливых. Обязательным было получение на философском факультете базисных знаний по истории, поэзии, критике, физике, оратории. Затем студенты, согласно природным талантам, либо продолжали учебу, либо переходили на медицинский или юридический факультеты. Государственных ассигнований было недостаточно. Е. Дашкова, Демидовы, Строгановы и многие другие меценаты всячески помогали университету: учреждали стипендии для талантливых студентов, завещали свои собрания книг.

Дворяне предпочитали военную службу. В конце XVIII века из 24 профессоров университета только трое были дворянского происхождения, остальные – дети мелких чиновников, духовных лиц, купцов. В гимназии при университете также учились в основном разночинцы. Среди преподавателей заведения были ученики Ломоносова из университета в Петербурге – Барсов, Яремский, Поповский. Вторая гимназия была основана позже. В 1756 году начала свою работу типография университета. Здесь печатали переводы работ Шекспира, Дидро, Вольтера и многих других. Два раза в неделю выходили «Московские ведомости» – независимая газета. Здесь же начала работу книжная лавка. В 1757 году был создан студенческий хор, затем и театр. Годом позже постановки уже собирали жителей Москвы.

В 1804 году был изменен Устав. Нововведения коснулись управления, была введена должность попечителя. Кандидатура ректора утверждалась императором.

На рубеже веков началось образование научных сообществ. Московский государственный университет не только замечательно вписался в светскую жизнь города, но и собрал вокруг себя талантливых и незаурядных людей. А через несколько лет выпускники – молодые образованные люди – сформировали костяк, который задавал характер московской жизни.

Интересные факты и мифы

Главное здание университета окутано множеством тайн и студенческих легенд. Очень распространен миф о том, что МГУ уходит под землю на сотни метров. Наверное, он имеет реальную историческую основу, ведь Б.М. Иофан предлагал углубиться до материковой плиты. Но, естественно, это повлекло бы за собой огромные затраты, да и сроки поджимали.

Под Главным зданием МГУ действительно расположены огромные подвалы в несколько этажей. Здесь находились бомбоубежища, неприкосновенный продуктовый запас, выход к артезианской скважине. Согласно расчетам, первые этажи вполне могут выдержать ядерный удар, подобный нанесенному по японской Хиросиме.

Миф о том, что Главное здание строили заключенные, находит и сторонников, и противников. Якобы на верхних этажах были даже устроены пункты по их размещению, чтобы сократить расходы на транспортировку и поселение. Распространенной была история о том, что кому-то удалось сбежать. Противники версии утверждают, что вряд ли такое стратегически важное строительство могло быть доверено заключенным. Есть утверждения, что использовался труд немецких военнопленных.

Различные толки ходят и вокруг скульптуры И.В. Сталина. Студенческие фантазии помещали ее и в центр криогенной установки, и вместо шпиля на башне. Звучит правдоподобно версия о том, что изготовленная фигура вождя после смерти Сталина 5 марта 1953 года просто не была установлена. Поговаривают также о существовавших планах переименования университета в честь «вождя народов», как будто для этого даже были заготовлены буквы. Этот миф остается неподтвержденным.

В архивах МГУ есть эскизные проекты с различными идеями для украшения башни здания. Варианты предлагались самые разные: и фигура Ленина, и Ломоносова, и Сталина, и просто круглый купол. В результате шпиль увенчан пятиконечной звездой, как и остальные «сталинские высотки» (кроме здания МИД).

Также поговаривают о секретной ветке метро, которая протянута от Кремля до Внуково. В газетах часто появлялись фотографии схем. Карта разветвленных тоннелей и автомобильных магистралей находится в одном из подвальных помещений.

Существует легенда о четырех яшмовых колоннах из Храма Христа Спасителя, которые якобы украшают парадную приемную ректора.

И еще: в честь 250-летия Московского государственного университета был запущен университетский спутник «Татьяна» для исследования космического пространства. Этот факт, как вы понимаете, является реальным и в дополнительном подтверждении не нуждается.

Как добраться

Доехать до Главного здания МГУ можно на метро до станции «Университет», далее пересесть на автобус (остановка «Дом культуры»).

Страны мираРоссияГородаМоскваДостопримечательности

Московское метро

Московское метро: Фото Видео Карта

Еще фотографии

Московский метрополитен

Московское метро — подлинная хвалебная ода социализму. Красота станций славится на весь мир, а их роскошный декор должен повидать каждый посетитель этого уникального подземного города.

© Яндекс Условия использования

Московское метро на карте

Сэкономь на путешествии!

Дешевые авиабилеты Без комиссий и переплат

Отели с выгодой Сравните цены на отели Москвы!

Туры в Россию С гарантией лучшей цены!

Аренда Авто Поиск, Сравнение, Экономия

Туристическая страховка Все цены в одном месте!

Лучшие экскурсии Найдите местного гида

Общая информация

Первая линия метро была открыта в 1935 году, хотя планы строительства существовали еще до революции.

Первый план был отвергнут, однако в 1912 году было одобрено второе предложение. Первая мировая война, за которой последовала революция, задержали строительство, и оно началось лишь в 1931 году.

На первой линии 13 станций, самая интересная из них - «Кропоткинская». Стены и колонны станции облицованы мрамором уничтоженного храма Христа Спасителя, а колонны, поддерживающие сводчатый потолок, спроектированы в виде пятиконечных звезд.

«Площадь Революции» на второй линии - символ нового социалистического мира. На станции 76 бронзовых статуй, изображающих колхозников, спортсменов, солдат и моряков. Станция «Маяковская» на третьей линии иллюстрирует день труда в стране социализма. Потолок зала оформлен мозаичными панно из полупрозрачного стекла.

В 1950 году открылась Кольцевая линия. Лучшая станции Кольцевой линии - «Комсомольская» (1952). Спроектированная архитектором А.В. Щусевым, она интересна своим интерьером - многочисленные мозаики украшают потолок. Они представляют воинские победы и изображают русских героев, в оформлении станции использованы мрамор, гранит, разноцветное стекло и хрустальные светильники.

Каждый день московское метро перевозит в среднем 8,1 миллиона пассажиров, иными словами, это самая протяженная и напряженно работающая система метро. Не пропустите это поразительное творение рук человеческих - это и художественная галерея, и музей.

Станция метро «Смоленская»

О «Смоленской» Арбатско-Покровской линии рассказывать не так интересно, как об одноименной станции Филевской линии, расположенной чуть-чуть подальше, на Смоленской площади.

Решение о строительстве Арбатского радиуса было принято 7 августа 1933 года. Первоначально предполагалось строительство всего радиуса так называемым «парижским» способом. Этот способ сооружения тоннелей предполагал большое количество работ по обустройству шахтных комплексов, переносу плотной сети городских коммуникаций, укреплению фундаментов домов, кроме того - не гарантировал защиту от возможных просадок дневной поверхности, которые могли парализовать жизнь в этом оживленном районе Москвы. В конечном итоге проект строительства парижским способом был отклонен и принято решение вести сооружение линии траншейным способом, получившим название «московский». 3 января 1934 года вышло постановление Московского комитета партии и Моссовета о новой трассировке Арбатского радиуса. Суть траншейного метода состоит в том, что сначала в боковых траншеях возводятся стены, затем поверх стен и грунта бетонируется перекрытие, из-под него производится выемка всей толщи земли вплоть до лотковой части сооружения. Таким образом, станция строится как бы сверху вниз, и перекрытие возводится раньше, чем лотковая часть.

Конструкционная схема «Смоленской» идентична аналогичным станциям первой очереди - «Арбатская», «Сокольники», «Парк Культуры», за одним исключением - в средней части лоток станции на протяжении 44 м выполнен не из монолитного бетона, а из железобетона. Эта особенность вызвана тем, что на «Смоленской» предполагалась пересадка на будущую станцию Кольцевой линии - тогда Кольцо трассировалось целиком вдоль Садового кольца. В этом месте предполагался спуск в пересадочный коридор.

В одном из первоначальных проектов на станции предусматривался выход на внутреннюю сторону Садового кольца. Но в 1935 году построили по-другому: станция была открыта с двумя наземными вестибюлями, ни один из которых до наших дней не сохранился. Западный вестибюль располагался недалеко от нынешнего и коротким лестничным маршем соединялся с западным выходом станции.

Вдоль станции был построен подземный переход, по которому пассажиры могли попасть как к западному, так и восточному мостику над путями. В середине этого перехода начинался длинный подходной коридор, который вел ко второму вестибюлю, расположенному в стороне от станции, на Смоленской площади, в середине проезжей части нынешней трассы Садового кольца. Позднее, при реконструкции Садового кольца в 1937-1939 годах, южный вестибюль был снесен, а ведущий к нему коридор стал использоваться для служебных нужд. Сегодня коридор вдоль станции никак не сообщается с платформой и служит лишь подземным переходом под Садовым кольцом, что позволяет считать его самым первым подземным пешеходным переходом не только в Москве, но и в России.

В 1953 году, после открытия глубокого Арбатского радиуса (часть Арбатско-Покровской линии), мелкий Арбатский радиус от станции «Ул. Коминтерна» до станции «Киевская» был закрыт. Станционный зал «Смоленской» использовался просто как склад, а иногда здесь проводились выставки. На путях был настлан досчатый пол и установлены стеллажи, на которых располагались экспонаты.

После повторного открытия мелкого Арбатского радиуса в 1958 году, ставшего частью Филевской линии, был организован вход на станцию, встроенный в знаменитый «дом с башенкой», построенный по проекту архитектора Жолтовского. После этого давным-давно закрытый коридор вдоль станции был превращен в подуличный пешеходный переход под Садовым кольцом и открыт 30 апреля 1959 года. Вот только входы из него на станцию восстановлены не были, нет их и сегодня. Места примыкания спусков и сейчас угадываются по расположению колонн.

За все 75 лет, прошедших с момента открытия, станция практически не подвергалась переделкам и сохранила свой первоначальный облик.

Интересно, что в Московском метрополитене существуют всего две пары станций с одинаковыми названиями, не соединенных переходами: «Смоленская» «Арбатская».

Станция метро «Трубная»

Вопрос о сооружении станции с выходом на Трубную площадь поднимался еще до начала строительства Московского метрополитена. Уже в 1931 году станция «Трубная площадь» упоминается в составе электрифицированного железнодорожного диаметра. Но работы по сооружению станции начались только в 1990 году, так как до этого времени московские власти никак не могли определиться с тем, в состав какой именно линии она должна входить. Потом и начатые работы оказались заморожены. Лишь в 2007 году станция была открыта в составе первой очереди строительства центрального участка будущей Люблинско-Дмитровской линии.

Для украшения интерьера и удобства пассажиров в простенках между колонными секциями установили скамейки, оформленные ажурной ковкой в стиле модерн. Над ними смонтированы 12 витражей авторства Зураба Церетели. Тема оформления - Москва и малые города России, по которым любят путешествовать москвичи: Ростов, Новгород, Палех, Переславль-Залесский, Боголюбово, Ярославль, и фонари с кронштейнами в стиле модерн.

После открытия станции некоторые пассажиры высказывали недоумение по поводу оформления витражей. Дело в том, что практически на всех витражах изображены церкви и соборы, но ни на одном их куполе нет креста. Через несколько месяцев после открытия Трубной на всех куполах кресты появились - кто-то из пассажиров самостоятельно прикрепил к витражам маленькие нательные распятия и деревянные крестики. Руководство метрополитена не сочло эти кресты портящими облик станции, поэтому их можно наблюдать на витражах до сих пор.

На «Трубной» пересадка на станцию «Цветной бульвар» Серпуховcко-Тимирязевской линии, которая была построена в 1988 году по просьбе самого Юрия Никулина.

Станция метро «Лубянка»

Станция была изначально названа в честь создателя и первого председателя ВЧК Феликса Дзержинского. В 1990 году площади Дзержинского, под которой проходит метро, вернули историческое название -Лубянская - и станцию переименовали в «Лубянку».

Строительство шло в чрезвычайно сложных гидрогеологических условиях. Вот как описывает процесс работ американский инженер Джордж Морган в книге «Как мы строили метро» 1935 года:

«...Вся масса грунтов опиралась лишь на деревянное крепление штольни, механическая прочность которой, естественно, не была рассчитана на такую непомерную нагрузку. Кровля штолен начала садиться, вся масса пород на станции пришла в движение, отдельные элементы крепления начали выбывать из строя. Транспортные штольни сверху и с боков сдавило настолько, что по ним с трудом проходила даже небольшая вагонетка.

Положение было очень серьезное. Стойки диаметром в полметра ломало, как спички. Там, где стойки уцелели, их вдавило в деревянные лежаны, на которые они опирались. Пробив лежаны, стойки вошли в твердую почву штольни. Это создало впечатление, что почву начинает пучить...

...Над нами проходила площадь, важный узел города. Над станцией были проложены магистрали водопровода, канализации, освещения, телефона. Серьезная осадка на поверхности могла повредить подземные сооружения и в какой-то мере отразиться на жизни города. Если на угольных разработках можно было оставить недоконченную выработку и перейти на новый участок пласта, то здесь было иначе. Станция представляла звено в общей цепи перегонов, и перенести ее на новую территорию было невозможно.

Совершенно ясна была необходимость остановить какими-то мерами дальнейшую деформацию и осадку. Для этого пришлось временно заложить бутовой кладкой участки транспортных штолен. В этой стадии работ станция превратилась в аварийный участок...

...Стало очевидным, что если трех-сводчатую станцию трудно строить даже при самых благоприятных геологических условиях, то в условиях «Дзержинской» станции это невозможно. Мнения инженеров разделились. Самые осторожные предлагали на этом месте станции не строить, а просто пройти площадь перегонными тоннелями. Другие считали возможным отодвинуть станцию от центра площади, где можно было разыскать более надежные грунты. Третьи, наконец, предлагали продолжать строить на прежнем месте, но только не трехсводчатую, а двухсводчатую станцию».

Ценой неимоверных усилий, в жесточайшей борьбе с подземной стихией, станция была построена в срок, хоть и в усеченном виде - без центрального зала. В память о сложностях при строительстве и героизме строителей у вестибюля на углу Никольской улицы установлена скульптура, посвященная метростроевцам.

Московский метрополитен непрерывно развивался, в 70-х годах была построена новая Таганско-Краснопресненская линия, которая пересеклась с Сокольническим радиусом как раз под площадью Дзержинского. Для обеспечения пересадки на новую линию было решено произвести реконструкцию «Дзержинской» с достройкой полноценного центрального зала. Строительство вновь вернулось на шахту №14. Начальником участка был назначен ветеран Метростроя инженер Григорий Иосифович Гликин.

И через 40 лет, с применением передовых строительных технологий и материалов, потребовалось в сумме семь с половиной лет, чтобы построить то, от чего пришлось отказаться в тридцатых. Плывун остался плывуном, проходка была необыкновенно сложной. Для строительства наклонных эскалаторных тоннелей грунт был заморожен на глубину до тридцати метров. Работы с ювелирной аккуратностью проводились без прекращения движения поездов.

Еще в послевоенные годы на станции были установлены гермозатворы. Так как, в отличие от «Красных ворот», на «Дзержинской» первоначально было всего три пары проходов от эскалаторов в боковые залы, то установить один большой гермозатвор, перекрыв пару проходов, было невозможно, оставшиеся не справились бы с потоком пассажиров. Поэтому во всех проходах были установлены малые гермозатворы. После открытия центрального зала нагрузка на старые проходы уменьшилась, и одна пара проходов была закрыта, там теперь устроены служебные помещения.

Фрагмент первоначальной отделки станции сохранился в юго-западном торце: два прохода в короткий центральный зал, отделанные темным мрамором. Первоначальная отделка боковых залов повторяла отделку сохранившейся «старой» части. Несуществующие пилоны были обозначены цветом и рисунком облицовки. В самом конце платформы и сейчас есть такой «бутафорский» пилон. После реконструкции «Дзержинская» превратилась в невыразительную и безликую пилонную станцию, довольно неудобную из-за значительной протяженности пилонов. При строительстве центрального зала не сохранилось первоначальное архитектурное и цветовое решение, как при аналогичной реконструкции на «Чистых прудах».

На станции «Лубянка» в красном мраморовидном известняке, которым облицованы стены по дороге к одному из выходов со станции, можно разглядеть окаменелости. Чтобы увидеть их, надо подняться со станции на эскалаторе, за которым начинается небольшой коридорчик, ведущий ко второму эскалатору. В этом коридоре и находятся окаменелости: раковины наутилуса, аммониты, морские лилии и иглы морских ежей.

В 2010 году на станции «Лубянка» произошел теракт. В результате двух взрывов (второй на станции «Парк Культуры» Сокольнической линии) погибло 39 человек, около 70 ранено.

Станция метро «Маяковская»

Самая красивая станция Московского метрополитена еще на стадии строительства стала самой необычной. Ее первый проект выполнил Сергей Михайлович Кравец, который был тогда главным архитектором Метропроекта. Грунт под площадью Маяковского казался достаточно устойчивым, чтобы применить принципиально новую, каркасную металлическую конструкцию. Она позволяла, несмотря на глубокое заложение станции, заменить громоздкие и тяжелые пилоны, которые использовались обычно, на стройные металлические опоры. Пространство станции словно открывалось - получалось не соединение приземистых нефов, а огромный колонный зал.

Когда главный зал был закончен, оказалось, что проектировщики переоценили твердость грунтов: свод покрывали многочисленные трещины. В экстренном порядке собрали комиссию по пересмотру проекта: станцию надо было спасать, а от колонной системы отказываться не хотели. Тогда пригласили архитектора Алексея Николаевича Душкина, который проектировал другую «ответственную» станцию - «Кропоткинскую». По проектам Душкина в Москве построены несколько станций, и все они - «Кропоткинская» и «Площадь Революции», «Автозаводская» и «Новослободская» - по-своему прекрасны. Но идея «Маяковской» оказалась самой новаторской. Здесь Душкин начал на деле применять созданную им «философию подземного пространства» в духе своей концепции «свет - главный конструктивный элемент». Впервые удалось создать столь впечатляющий свободой, высотой, светом и объемом подземный дворец.

Душкин пригласил знаменитого авиаконструктора Путилина, который предложил отливать опоры и декоративные стальные профили на заводе Дирижаблей (ныне - Долгопрудный). Кстати, по неподтвержденным данным, в оформлении станции «Маяковская» использованы части настоящего дирижабля, выполненного по проекту Циолковского. Дело в том, что на первой же стадии испытаний этот цельнометаллический дирижабль не прошел проверку, и его ребра жесткости были пущены на отделку металлических арок станции.

Так станция приняла нынешний облик: опорами трех арочных сводов служат два ряда колонн, а каждый шатровый отсек, образуемый арками, открывается вверх небольшим овальным куполом. В каждом из 35 куполов было решено поместить мозаичное панно. Создание рисунков поручили художнику Дейнеке, а сами мозаики - Фролову. Тема цикла знаменитых мозаик «Маяковской» - «Сутки Страны Советов»: утро, день, ночь и снова утро. Предполагалось, что входящих и выходящих пассажиров будут «приветствовать» утренние сюжеты. На всех панно - жизнь граждан молодой советской страны.

«Маяковская» стала настоящим шедевром стиля ар-деко и была высоко оценена современниками. Ее проект получил Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Нью-Йорке в 1938 году, и по сей день она считается одной из самых красивых станций метро в мире. В конце 80-х станция получила статус Памятника архитектуры, а в 2001 году постановлением Правительства Москвы «Маяковская» включена в Государственный список памятников истории и культуры города.

Без критики, конечно, не обошлось: Душкина обвиняли в том, что никак не учтен замысел сделать станцию - памятник Маяковскому. Эту оплошность впоследствии исправили, установив в глухом торце бюст поэта работы скульптора Кибальникова.

Во время Великой Отечественной войны «Маяковская» стала своеобразным символом сопротивления советского народа: б ноября 1941 года здесь состоялось торжественное заседание, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции, на котором снова были произнесены слова «Наше дело правое», и куда Сталин приехал, по неподтвержденным предположениям, по секретной линии «Метро-2». Во время налетов вражеской авиации станция служила бомбоубежищем.

Восточный наземный вестибюль встроен в здание Концертного зала имени П. И. Чайковского. В 30-х годах, во время строительства «Маяковской», применялась заморозка грунта, но трубы, по которым прокачивался соляной раствор для заморозки, не были извлечены. После оттаивания эти трубы связали несколько водоносных горизонтов, в толще грунта образовались трещины и пустоты, в результате чего конструкции станции находятся в обводненных грунтах под большим гидростатическим давлением, происходит их коррозия и дополнительные деформационные нагрузки. В 1996 году было проведено обследование конструкций «Маяковской». По результатам вскрытия двух колонных секций были обнаружены: разрушение гидроизоляции и дренажей, вентиляционной системы, сильная коррозия скрытых в наружной обшивке станции металлических конструкций, прогнившие изнутри ленты из нержавеющей стали, которые обтягивают конструктивный остов по внешнему абрису, механическая изношенность материала и его многочисленные утраты.

Однако самый большой урон станции нанесли не грунтовые воды, а наши соотечественники. В середине 90-х кооператив «Художники Арбата» взялся проводить на станции реставрационные работы. Оказалось, что вместо реставрации «художники» снимают облицовку колонн из полудрагоценного родонита и заменяют ее пластиком. Примерно с 10 колонн родонитовая облицовка была снята. Вандалов тогда успели остановить, родонит, который уже был расколот на мелкие кусочки, уложили на место. Но некоторые колонны и сейчас просто покрашены краской. Реставрационные работы предполагалось начать уже давно, однако всякий раз откладывались по разным причинам.

Второй выход был открыт 2 сентября 2005 года - вместе с новым подземным вестибюлем. Автор проекта Галина Мун бережно подошла к вторжению в архитектурное пространство шедевра Душкина. Новый подземный вестибюль, расположенный на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы с 1-м Тверским-Ямским переулком, архитектурно и композиционно перекликается со станцией. Свод кассового зала украшен мозаиками художника Ивана Лубенникова. Основная тема - та же, что и на самой станции - небо. В мозаиках Дейнеки небо лазорево-чистое и прозрачное, служит лишь фоном к изображению, здесь же небо само является смыслом композиции - ночь со звездами, день, радуга. Купол пересекают несколько с детства всем знакомых цитат Маяковского. Стены и колонны вестибюля и коридоров облицованы мрамором, пол выложен гранитом.

«Маяковская» - одна из самых популярных станций у метрофанатов не только благодаря своей красоте, но и потому что представляет собой своеобразную площадку для игр. Если два человека встанут у противоположных - через платформу - колонн станции «Маяковская» и один будет что-то говорить в одну из них, то второй прекрасно услышит своего друга. Даже когда мимо с шумом будет проезжать поезд. Свою речь можно начинать словом «Прием!» и периодически вставлять «Кщщ-кщщ». Такая своеобразная метроигра. Еще можно запустить пятирублевую монетку. Она перелетит по желобу, пройдет под потолком и приземлится у подножья противоположной арки. В советские времена для этих целей использовались пятикопеечные монеты.

На станции «Маяковская» заканчивается наша прогулка по Тверской улице. Можете поиграть на станции или, если не устали, прогуляться до Патриарших прудов и зайти в Булгаковский дом неподалеку отсюда.

Основные моменты

Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих Постника и Барму, которые, вполне вероятно, строили собор вообще без чертежей. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый -самый высокий - храм, увенчанный шатром. Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом - по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами.

До конца XVII века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Всего в соборе Василия Блаженного девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI—XIX веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ.

Храм славен своими подземными ходами. Например, под приделом Иоанна Милостивого обнаружили замурованную комнату.

Имейте в виду, что фотографировать внутри можно только для себя, без штатива и специального освещения. Во всех иных случаях нужно заключать договор с Историческим музеем. При входе в собор можно купить экскурсию на русском или английском.

Перед собором Василия Блаженного стоит памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время. Они почитаются как герои-освободители от иноземного ига. Любопытно, что скульптору Ивану Мартосу при создании скульптур Минина и Пожарского позировали его собственные сыновья.

Посетителям

  • Адрес: Красная площадь, 2
  • Ближайшее метро: Охотный Ряд, Театральная, Площадь Революции
  • Телефон: +7 (495) 698-33-04
  • Сайт: www.saintbasil.ru
  • Время работы: 11.00 - 17.00, кассы до 16.30 (Закрыт в первую среду месяца)
  • Билеты: 250 руб., пенсионеры, школьники до 16 лет и студенты дневного отделения - 100 руб.
  • Бесплатно: Герои СССР или РФ, сотрудники музеев, дети до 7 лет, солдаты и сержанты срочной службы, инвалиды; последнее воскресенье месяца: несовершеннолетние и дневные студенты.

Оружейная палата – музей-сокровищница – является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном. Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ.

Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.

В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV – начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.

План-схема Оружейной палаты:

 

Видео: Поклонная гора

Содержание

  • Основные моменты
  • История
  • Мемориальный комплекс
  • Интересные факты
  • Полезная информация

Основные моменты

Парк Победы — не только мемориальный комплекс, но и великолепное место для отдыха горожан и гостей столицы. Здесь есть множество аттракционов для детей, желающие могут принять участие в обзорной экскурсии, проводимой на автопоезде. Для посетителей комплекса открыты автодром и Виртуальный кинотеатр. На Поклонной горе оттачивают своё мастерство скейтбордисты и роллеры, для велосипедистов в парке проложены отдельные дорожки. К услугам отдыхающих — прокат электромобилей, роликов, самокатов, велосипедов, а также уютные кафе и рестораны. На Поклонной горе постоянно проводятся тематические мероприятия и фестивали, спортивные соревнования, концерты.

Комплекс расположен на западе столицы, между Кутузовским проспектом и Минской улицей.

Поклонная гора Парк Победы – популярное место отдыха горожан

История

Между реками Сетунь и Филька находится пологий холм. С древних времён у путников, следовавших в Москву по Смоленской дороге, существовала традиция — останавливаться на этой возвышенности вблизи русской столицы и кланяться городу, его церквям. Здесь же оказывали почести именитым гостям — послам иностранных государств, высокопоставленным сановникам, князьям. Эти ритуалы и дали название Поклонной горе.

Первые упоминания об этом памятном для россиян месте отражены в исторических документах XVI века. Из летописей известно, что в те далёкие времена вокруг холма простирались заливные луга, принадлежавшие селу Троице-Голенищево.

Поклонная гора тесно связана с историей страны. В начале XVI века в этих местах встречали посланцев крымского хана Менгли-Гирея, а столетие спустя польские интервенты, идущие на русскую столицу


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.