Станция метро Кропоткинская» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Станция метро Кропоткинская»

2019-05-27 154
Станция метро Кропоткинская» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Станция, от которой начинается наша прогулка по Бульварному кольцу, была открыта в 1935 году и составе первого пускового участка Московского метрополитена. Тогда она называлась «Дворец Советов», вдумывалась как подземный вестибюль «пролетарского чуда» и должна была стать чуть ли не главной станцией московского метро.

Дело в том, что на месте взорванного в 1931 году храма Христа Спасителя планировалась самая грандиозная в мире стройка. Так никогда и не построенный Дворец Советов должен был стать девятой, центральной и главной московской сталинской высоткой, кульминацией всего высотного строительства СССР и самым высоким зданием мира, значительно превосходящим Эмпайр Стейт билдинг в США. По проекту архитектора Бориса Иофана «Дворец Советов» представлял собой гигантское пятиярусное здание-пьедестал для 80-метровой статуи Ленина с глазами-прожекторами и читальным залом на 150 мест в голове. Одна только ладонь коммунистического вождя могла стать площадкой сразу для нескольких вертолетов. Но стройке века не суждено было случиться - планам помешала Вторая мировая война.

Однако в 30-х годах ожидалось, что, когда будет возведен Дворец, на близлежащую станцию метро обрушатся огромные потоки пассажиров, поэтому она должна быть широкой и свободной. Вопреки ожиданиям тех лет, сегодня станция сравнительно мало загружена пассажирами. Но здесь предполагается пересадка на станцию «Остоженка» при продлении Калининской линии.

Выдающиеся харьковские архитекторы Якоб Лихтенберг и Алексей Душкин при работе над станцией «Дворец Советов» отказались от игры в подражание архитектуре классической Греции, которая была очень популярна в то время. Они обратились к опыту Древнего Египта и позаимствовали оттуда лотосообразную форму опор и широкие раструбы, в которых были спрятаны светильники: таким образом скрывалось место соединения колонн с потолком, который словно теряет вес и воспаряет над пассажиром. Правда, совсем недавно, уже в наши дни, в связи с ужесточением санитарных норм освещения эти светильники заменили люминесцентными лампами, что, к сожалению, нарушило мягкое равномерное освещение зала.

Когда проект был представлен на суд комиссии, Лазарь Каганович возмутился тем, что они фактически «перефразировали» «дом фараонов», знаменитый храм Амона в Карнаке. Но Алексей Душкин парировал это обвинение фразой, ставшей крылатой: «У них дворцы для фараонов, а у нас - для народа».

Вопреки распространенному мнению при облицовке станции не использовали мрамор от разрушенного храма Христа Спасителя, отделка должна была быть нарочито скромной: метлахская плитка (потом ее заменили уральским мрамором коелга), на полу - асфальт (вместо него в 1950-е годы положили в шахматном порядке красные и черные плиты выборгского гранита). Однако для того, чтобы построить новую станцию метро, на этом месте была снесена древняя московская церковь Сошествия Святого Духа, которая появилась еще до того, как вместо белогородских стен разбили бульвары.

Станция «Дворец Советов» вызвала бурю восторга. Нравилось здесь все: и дворцовое пространство, и строгость оформления, и даже пальмы в кадках, которые расставили между колоннами, подчеркивая их родство с природными формами. Станция получила Гран-при на международных выставках в Париже в 1937 году и Брюсселе в 1958 году, а в 1941 году ей присудили Государственную премию СССР.

В 1957 году, когда стало уже совершенно очевидно,что Дворец Советов построен не будет, станцию переименовали в «Кропоткинскую» в честь анархиста, революционера, но в первую очередь географа и геолога Петра Кропоткина, который когда-то родился в этом районе. Знаменитый ученый в 1874 году ввел термин «вечная мерзлота», прочитал о ней доклад, до которого никто в Русском Географическом обществе не знал об этом понятии, а на следующий день был арестован за принадлежность к тайному революционному кружку и заключен в Петропавловскую крепость, где ученому была предоставлена возможность свободно читать и работать, благодаря чему он подготовил еще несколько трудов.

Выйдя из метро «Кропоткинская», вы окажетесь под легкой полуциркульной аркой, которую придумал Самуил Кравец — главный архитектор «Метропроекта», также приехавший на руководство проектированием первого советского метро из Харькова. Находится этот наземный вестибюль в самом начале Гоголевского бульвара на площади Пречистенских ворот. Сегодня она является мощной транспортной развязкой пяти улице памятником Фридриху Энгельсу на стрелке улиц Пречистенка и Остоженка. Но когда-то была тихим московским предместьем Чертолье, через которое русские цари выезжали из города на дорогу в Новодевичий монастырь на богомолье.

Станция метро «Смоленская»

О «Смоленской» Арбатско-Покровской линии рассказывать не так интересно, как об одноименной станции Филевской линии, расположенной чуть-чуть подальше, на Смоленской площади.

Решение о строительстве Арбатского радиуса было принято 7 августа 1933 года. Первоначально предполагалось строительство всего радиуса так называемым «парижским» способом. Этот способ сооружения тоннелей предполагал большое количество работ по обустройству шахтных комплексов, переносу плотной сети городских коммуникаций, укреплению фундаментов домов, кроме того - не гарантировал защиту от возможных просадок дневной поверхности, которые могли парализовать жизнь в этом оживленном районе Москвы. В конечном итоге проект строительства парижским способом был отклонен и принято решение вести сооружение линии траншейным способом, получившим название «московский». 3 января 1934 года вышло постановление Московского комитета партии и Моссовета о новой трассировке Арбатского радиуса. Суть траншейного метода состоит в том, что сначала в боковых траншеях возводятся стены, затем поверх стен и грунта бетонируется перекрытие, из-под него производится выемка всей толщи земли вплоть до лотковой части сооружения. Таким образом, станция строится как бы сверху вниз, и перекрытие возводится раньше, чем лотковая часть.

Конструкционная схема «Смоленской» идентична аналогичным станциям первой очереди - «Арбатская», «Сокольники», «Парк Культуры», за одним исключением - в средней части лоток станции на протяжении 44 м выполнен не из монолитного бетона, а из железобетона. Эта особенность вызвана тем, что на «Смоленской» предполагалась пересадка на будущую станцию Кольцевой линии - тогда Кольцо трассировалось целиком вдоль Садового кольца. В этом месте предполагался спуск в пересадочный коридор.

В одном из первоначальных проектов на станции предусматривался выход на внутреннюю сторону Садового кольца. Но в 1935 году построили по-другому: станция была открыта с двумя наземными вестибюлями, ни один из которых до наших дней не сохранился. Западный вестибюль располагался недалеко от нынешнего и коротким лестничным маршем соединялся с западным выходом станции.

Вдоль станции был построен подземный переход, по которому пассажиры могли попасть как к западному, так и восточному мостику над путями. В середине этого перехода начинался длинный подходной коридор, который вел ко второму вестибюлю, расположенному в стороне от станции, на Смоленской площади, в середине проезжей части нынешней трассы Садового кольца. Позднее, при реконструкции Садового кольца в 1937-1939 годах, южный вестибюль был снесен, а ведущий к нему коридор стал использоваться для служебных нужд. Сегодня коридор вдоль станции никак не сообщается с платформой и служит лишь подземным переходом под Садовым кольцом, что позволяет считать его самым первым подземным пешеходным переходом не только в Москве, но и в России.

В 1953 году, после открытия глубокого Арбатского радиуса (часть Арбатско-Покровской линии), мелкий Арбатский радиус от станции «Ул. Коминтерна» до станции «Киевская» был закрыт. Станционный зал «Смоленской» использовался просто как склад, а иногда здесь проводились выставки. На путях был настлан досчатый пол и установлены стеллажи, на которых располагались экспонаты.

После повторного открытия мелкого Арбатского радиуса в 1958 году, ставшего частью Филевской линии, был организован вход на станцию, встроенный в знаменитый «дом с башенкой», построенный по проекту архитектора Жолтовского. После этого давным-давно закрытый коридор вдоль станции был превращен в подуличный пешеходный переход под Садовым кольцом и открыт 30 апреля 1959 года. Вот только входы из него на станцию восстановлены не были, нет их и сегодня. Места примыкания спусков и сейчас угадываются по расположению колонн.

За все 75 лет, прошедших с момента открытия, станция практически не подвергалась переделкам и сохранила свой первоначальный облик.

Интересно, что в Московском метрополитене существуют всего две пары станций с одинаковыми названиями, не соединенных переходами: «Смоленская» «Арбатская».


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.