Метро «Площадь Революции», «Охотный Ряд» и «Театральная» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Метро «Площадь Революции», «Охотный Ряд» и «Театральная»

2019-05-27 195
Метро «Площадь Революции», «Охотный Ряд» и «Театральная» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В старину местность нынешнего Охотного Ряда была заболоченным руслом реки Неглинки. Через болото был перекинут мост на главный торг древней Москвы - Красную площадь. На более сухом берегу в XVII столетии были построены палаты боярина Троекурова, Голицына и грузинских князей. Здесь же стояли старинные церкви Анастасии и Параскевы Пятницы с кладбищами при них. Подземные склепы кладбищ доставили немало проблем в 30-х годах XX века во время строительства самой первой станции метро на этой территории - «Охотный Ряд».

Разработки станции тянулись под землей от улицы Горького через весь Охотный Ряд до Большой Дмитровки. По краям этой площади недавно были построены два гигантских здания: гостиница «Москва» и Дом комитетов СТО (ныне здание Государственной Думы РФ). В непосредственной близости с фундаментами этих зданий, на глубине всего лишь 8 метров от поверхности, создавался подземный объект, по своему объему едва ли не превосходящий оба эти здания, вместе взятые. Требовалось проводить работы с величайшей осторожностью, чтобы не допустить повреждений и смещений фундаментов.

Во время бетонирования центрального зала произошло чрезвычайное происшествие. В течение нескольких дней шли дожди, водостоки не успевали забирать избытки воды, стекавшие с Большой Дмитровки и улицы Горького, огромное озеро скопилось на площади. Под бывшей церковью Параскевы Пятницы свод еще не был забетонирован. Через подземные склепы вода стала просачиваться в штольни, на поверхности начала проседать мостовая. Потоки бушующей воды, прорвав 8-метровую толщу грунта, устремились в подземные выработки, увлекая за собой и пласты асфальтовой мостовой. Авария закончилась благополучно, никто не пострадал, но последствия пришлось ликвидировать несколько суток.

Для отделки станции был применен серебристый, отливающий голубизной итальянский мрамор. Это единственная станция на первой очереди, открытой в 1935 году, для облицовки которой использовались импортные материалы. Своды центрального тоннеля обработаны кессонами квадратной формы, в то время как своды путевых тоннелей покрыты лепным рисунком. Путевые стены облицованы глазурованными плитками. В двухнедельный срок были уложены 3 тысячи квадратных метров мрамора, оштукатурено 20 тысяч квадратных метров, облицовано плитками несколько тысяч квадратных метров, не говоря уже об окраске, освещении и т.д.

Южный вестибюль станции встроен в первый этаж прежней гостиницы «Москва» на углу улицы Горького и Охотного Ряда. Как по внешнему, так и по внутреннему оформлению он полностью совпадает с архитектурой всего здания. Северный вестибюль расположен в первом этаже здания, стоящего на углу Большой Дмитровки и Охотного Ряда. По проекту автора вестибюля, архитектора Чечулина, фасад здания был полностью реконструирован. В нишах вестибюля стояли скульптуры атлетов, моделями для которых служили артисты московского цирка.

До 1938 года от станции действовало вилочное движение в направлении станций «Библиотека имени Ленина» и «Коминтерн» (теперь «Александровский сад»). После отделения Арбатского радиуса в самостоятельную линию 'тоннель до «Александровского сада» использовался для служебных нужд. При строительстве торгового центра под Манежной площадью в середине 1990-х годов тоннель был наполовину засыпан. Был разобран один путь, ранее служивший для движения от «Александровского сада», второй сохранился.

Во время съемок фильма «Москва слезам не верит» в 1 977-1978 годах станция называлась «Проспект Маркса», однако по сюжету действие фильма происходит в 1958 году, когда станция носила название «Охотный Ряд». В эпизоде, где героиня Ирины Муравьевой едет в метро, на стене станции ясно читается «Охотный Ряд», то есть специально для съемок фильма было повешено старое название. Этих сложностей вполне можно было избежать, если съемки проводились бы, например, на «Библиотеке имени Ленина».

В 1938 году рядом с «Охотным Рядом» появились еще две станции, на которые теперь можно было сделать пересадку.

Станция «Площадь Революции» должна была стать частью архитектурного ансамбля, который планировали возвести на месте Воскресенской площади - так до 1918 года называлась площадь Революции. Предполагалось, что северный вестибюль «Площади Революции», он же - южный вестибюль «Театральной», будет выходить в огромное фойе Большого Академического кинотеатра СССР, который собирались построить в четырех нижних этажах гостиницы «Москва» со стороны площади Свердлова, которая сегодня носит имя Театральной.

Перед знаменитым архитектором Алексеем Душкиным и скульптором Матвеем Манизером стояла задача - построить станцию, которая будет не только достойна столь почетного имени, но и сможет готовить людей, приехавших посмотреть кино, к восприятию «важнейшего из искусств». Нынешний облик «Площади Революции» во многом определился компромиссом, на который пришлось пойти Душкину, когда на первый план вышла амбициозная идея создания галерей образов революции и «нового мира».

Изначально на станции было двадцать арок, в каждой из которых установили по четыре скульптуры, представляющие историю Страны Советов - от революционных крестьян, рабочих и матросов до счастливых детей новой эпохи.

Конечно, восемьдесят бронзовых скульптур не под силу было отлить одному Манизеру, он привлек к работе всю свою мастерскую и уложился в установленные сроки. Одной из самых сложных задач было поместить фигуры размером больше человеческого роста, с почти «микеланджеловскими» пропорциями в углы архивольтов. В результате позы людей оказались очень скованными и зажатыми. Говорили, что они представляют образ советского народа - «он весь или сидит, или стоит на коленях». Этот недостаток был отмечен и правительственной комиссией, которая принимала станцию, однако Сталин, прибывший на открытие, как вспоминал Душкин, долго ходил вокруг скульптур и с грузинским акцентом приговаривал: «Как живые, как живые...» Вероятно, это и спасло станцию.

При всей аллегоричности и обобщенности изваяний некоторые детали все же указывают на конкретные исторические события. Так, у матроса-сигнальщика на бескозырке название революционного линкора «Марат», у девушки-снайпера на груди значок «Ворошиловский стрелок» 1-й степени. Известны также имена моделей некоторых скульптур. Для фигуры матроса-сигнальщика позировал курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков (в 1953 году, уже будучи капитаном 1-го ранга, он танцевал вальс с королевой Великобритании Елизаветой II в день ее коронации). Прототип революционного матроса Манизер нашел в Ленинградском высшем военно-морском училище имени М. В. Фрунзе - это был Алексей Никитенко, впоследствии за участие в боях с Японией получивший звание Героя Советского Союза.

Сейчас на «Площади Революции» 76 бронзовых фигур, но изначально их было 80. Дело в том, что в 1947 году в связи с открытием восточного наземного вестибюля 4 были сняты, а также был демонтирован барельеф Ленина и Сталина, который находился в тупиковом торце центрального зала. Всего на станции 20 различных образов, 18 из них повторяются четырежды, а 2 - дважды.

В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части - головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако за счет того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить.

Эта «подземная скульптурная галерея» всегда пользовалась особым вниманием посетителей метро, и постепенно появились своеобразные традиции. Так, например, студенты считают хорошей приметой перед экзаменом дотронуться до носа собаки пограничника на станции «Площадь Революции». Именно поэтому у всех четырех собак натертые до блеска морды. Есть несколько вариантов этой приметы. Например, пулей вылететь из вагона, дотронуться до носов сразу всех четырех собак и успеть вернуться в этот же поезд. По другой версии, для успешной сдачи экзамена надо дотронуться до носа собаки, а для сдачи зачета до ее лапы. Некоторые называют эту собаку собакой Баумана. Прикосновение к изящной ножке студентки, по еще одной примете, излечивает от несчастной любви. Ко всему прочему, карандаш молодого изобретателя и пистолет революционного матроса все время воруют.

Кстати, у одной из бронзовых мужских скульптур пальцы сложены в троеперстие, будто он собирается перекреститься. Как же так, в Советском Союзе не было религии, а тут такая идеологическая бомба? Если присмотреться к строению станции, можно провести параллель с христианским храмом. Середина зала -центральный неф, по краям два боковых нефа, а в том месте, где обычно располагается алтарь, до открытия второго эскалатора был барельеф «Сталин и Конституция».

На стенах платформ закреплены бронзовые стрелки с надписями «Выход в город» - это старейшие указатели московского метро. На «Площади Революции» и других станциях этого пересадочного узла, «Охотный Ряд» и «Театральная», существует Wi-Fi. Так старинное соседствует здесь с современностью.

11 сентября 1938 года открылась станция «Театральная», которая тогда называлась «Площадью Свердлова» в честь одного из ближайших соратников Ленина. Если присмотреться к надписи названия станции на путевой стене, то можно заметить следы от букв, составлявших старое название.

«Театральная» - последний проект академика архитектора Ивана Александровича Фомина (1871-1936), автора станции «Красные ворота». После смерти мастера закончить работу поручили его ученику Леониду Полякову, который воплотил идеи учителя практически без изменений. Последняя работа маэстро может служить примером компромисса: воспитанный в традициях классической архитектуры, он соединил ее принципы с декоративным убранством в стиле 1930-х годов.

По проекту в нижних кессонах главного свода должны были расположиться фарфоровые барельефы с изображениями физкультурников, но в итоге приняли другую концепцию, и главной темой в оформлении станции стали народный танец и игра на музыкальных инструментах. Барельефы, изображающие танцующих и музицирующих представителей народов СССР в национальных одеждах, были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам Натальи Данько. Из одиннадцати республик, входивших в 1938 году в состав СССР в барельефах представлены только семь: Грузия, Армения, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан и Россия. Неохваченными остались Таджикистан, Туркмения, Азербайджан и Киргизия.

Данько описывала трудности, возникшие при отливке фарфоровых фигур такого объема: «Ни у нас, ни на Западе эта технология еще не была разработана. Применяли новый способ формовки: в гипсовую форму, снятую с барельефа, вливали жидкую фарфоровую массу и оставляли, пока она не застынет. Потом на оставшуюся в форме массу вручную накладывали необходимое количество фарфорового теста».

Кстати, присмотритесь: над путем в сторону «Красногвардейской» три мостика, но работают только два. Раньше работали все, но после постройки второго перехода на «Охотный Ряд» одну лестницу разобрали.

Старый переход на станцию «Охотный Ряд» начинается легким мостиком через пути и продолжается длинным коридором, который проложили в 1946-1947 годах. Раньше его освещали круглые лампы, отчего коридор был похож на космический корабль, сейчас их заменили обычными лампами дневного света. В переходе с «Театральной» на «Охотный Ряд» часто можно послушать игру скрипача.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.