Принцип накопления потенциала социальной активности и толерантности — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Принцип накопления потенциала социальной активности и толерантности

2019-05-27 783
Принцип накопления потенциала социальной активности и толерантности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процесс освоения ценностей физической и спортивной культур происходит в коллективных занятиях малых групп, в условиях строгого регламента выполнения упражнений в индивидуальной и коллективной форме, при понятной ответственности каждого за успешность действий коллектива. Здесь создаются модели соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личности и коллектива.

Модель спортивно ориентированного воспитания должна рассматриваться как пространство деятельностной социализации личности ребенка и подростка, обеспечивающее естественные условия формирования его сбалансированной социальной активности, умения достойно и честно побеждать и проигрывать, извлекая из неудач уроки, обеспечивающие будущие победы.

Принцип свободы выбора

Ребенок и подросток вместе со своими родителями свободно выбирают вид спорта или другую форму занятий спортивно ориентированного физического воспитания (в том числе оздоровительно-коррекционную). Согласно данному принципу, учебный процесс может и должен быть адаптирован для учащихся независимо от их физического здоровья. В этом прогрессивность содержания технологии, с точки зрения государственной политики, и гуманность по отношению к школьникам.

К наиболее оригинальным современным проектам, способным существенно улучшить систему спортивного воспитания относятся следующие инновации:

- спортивно ориентированное физическое воспитание;

- спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы;

- каждой школе - спортивную команду.

В «спортивно ориентированном физическом воспитании»Л.И. Лубышева обозначила основные технологические моменты реализации данной инновации:

- использование в процессе физического воспитания приемлемых для его целей, средств и методов тренировки;

- организация физического воспитания на основе добровольно выбранного вида спорта;

-  предоставление ученику возможности свободного выбора вида спорта;

-  организация занятий по учебно-тренировочным группам;

- предоставление ученику возможности перехода из одной группы в другую;

- вынос занятий за рамки обязательного школьного расписания;

- организация занятий не менее и не более трех раз в неделю;

обязательное выполнение нормативов базового компонента школьной программы [Лубышева, Л. И. Спортивная культура в школе / Л. И. Лубышева. – М.: НИЦ «ТиПФК», 2006. – 174 с.].

Практические занятия в рамках учебного предмета «Физическая культура» проводятся по трем видам учебных программ:

- спортивная тренировка по избранному виду спортивной специализации;

- общеразвивающая тренировка по программе ОФП;

- оздоровительная и адаптивная физическая культура.

По мнению ряда специалистов В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой, Ю.А. Маркова, Л.Н. Прогонюк, В.А. Романовича, Д.В. Фонарева спортивно ориентированное физическое воспитание является наиболее отработанным в практике физического воспитания городов: Сургута, Ижевска, Перми, Звездного, Чайковского, Набережных Челнов и др. [Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 260 с. Прогонюк, Л. Н. Исследование мотивации достижения в условиях спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе / Л. Н. Прогонюк, Л. Н. Мустафина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2002. – № 1. – С. 15 - 16. Фонарев, Д. В. Муниципальная система спортивно ориентированного физического воспитания г. Чайковского (управленческий аспект) / Д. В. Фонарев // Теория и практика физической культуры. – 2009. – №5. – С. 49 - 53.].

Данная инновация была впервые апробирована в г. Сургуте, на базе общеобразовательной школы №32. В ходе этого эксперимента уроки по физической культуре были вынесены за сетку учебных часов школьного расписания, созданы учебно-тренировочные группы по различным видам спорта (волейбол, баскетбол, лыжи, спортивная гимнастика, настольный теннис, общая физическая подготовка и др.). Недельный объем физкультурно-спортивных занятий учащихся был увеличен до 5-6 часов.

В ходе многолетнего эксперимента на разных этапах применялись молекулярно-генетические методы, которые позволили выявить у учащихся младших классов школ г. Сургута, предрасположенность к виду спорта на этапе ранней специализации. Позднее эти же методы были использованы на экспериментальных площадках г. Набережные Челны, но уже в исследовании принимали участие школьники средних классов. Для молекулярно-генетического анализа использовали образцы ДНК испытуемых, выделенных сорбентным методом из соскобов эпителиальных клеток ротовой полости, в соответствии с прилагаемой инструкцией по применению к комплекту «ДНК-сорб-А» (Центральный НИИ эпидемиологии МЗ РФ). Полученная генетическая информация открывает возможности для реализации технологии спортизации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях [Ахметов, И. А. Использование ДНК-технологии для реализации концепции спортивно ориентированного физического воспитания учащихся школ г. Набережные Челны / И. А. Ахметов и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 1. – С. 5 - 8. Ахметов, И. И. Ассоциация полиморфизмов генов с уровнем двигательной подготовленности детей среднего школьного возраста // И. И. Ахметов, Д. Н. Гаврилов, И. В. Астратенкова и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – №2. – С. 54 - 57.].«Спортивная культура»как учебный предмет является логическим продолжением организации физического воспитания школьников. Если внедрение технологии спортивно ориентированного физического воспитания предлагается с 5-х по 8-е классы, то «Спортивная культура» логично вписывается в учебный план старшей школы. В отличие от традиционного урока физической культуры занятия проводятся по выбранному виду спорта с обязательным участием в соревнованиях и выполнением учебно-спортивных нормативов в сочетании с регулярной учебно-тренировочной деятельностью.

Старшеклассники, имеющие отклонения в состоянии здоровья, тренируются в оздоровительных группах с обязательной оценкой динамики физической подготовленности. В то же время учащиеся, не выбравшие для себя вид спорта, могут тренироваться в фитнес-группах или группах ОФП с обязательным тестированием динамики физической подготовленности. Помимо организации учебно-тренировочной и соревновательной деятельности старшеклассники в ходе освоения учебного предмета «Спортивная культура» приобретают теоретические и методические знания по организации самостоятельных занятий спортом Лубышева Л.И.

В рамках предмета наряду с формированием личностной спортивной культуры старшеклассника происходит его активная социализация. Подростки в процессе спортивной деятельности учатся занимать лидирующие позиции, обучаются навыкам общения, исполняют разные социальные роли (физорг, капитан команды, судья по спорту), определяются со своими профессиональными интересами. Известно, что спорт – это школа жизни. Здесь можно, научится выигрывать и проигрывать, в спортивной деятельности моделируются различные жизненные ситуации и пути выхода из сложностей, которые встречаются и в спортивной деятельности, и в обычной жизни.

Данный проект был успешно реализован в г. Сургуте и проходит апробацию в г. Чайковском на базе МОУ СОШ №11. Авторами Л.И. Лубышевой и Е.А. Черняевой была разработана учебная программа «Спортивная культура» с элементами фитнес-аэробики для девушек 10-11 классов, которая прошла экспертизу и получила статус авторизованного и инновационного проекта. Усиление спортивной направленности физического воспитания старшеклассниц путем построения новой педагогической технологии с активным использованием средств фитнес-аэробики способствует повышению уровня физической подготовленности, мотивации, ценностного отношения к занятиям спортивной деятельностью Черняева, Е. А. Учебный предмет «Спортивная культура» – стратегическое направление модернизации физического воспитания старших школьников / Е. А. Черняева // Теория и практика физической культуры. – 2009. – №5. – С. 62 - 64.

Процесс спортизации общеобразовательных школ можно существенно улучшить также за счет внедрения проекта «Каждой школе – спортивную команду» хотя бы по одному наиболее популярному среди детей, родителей, учителей виду спорта Данилова, А. В. Содержание психолого-педагогического сопровождения в процессе реализации проекта «Спортивная школьная команда» / А. В. Данилова // Теория и практика физической культуры. – 2010. – №5. – С. 24 - 27., Кан, Н. Б. Реализация инновационного проекта «Школьная спортивная команда» на примере образовательной школы г. Сургута / Н. Б.Кан // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – №2. – С. 46 - 48.].

Огромный социализирующий и оздоровительный эффект заложен в ведущей идее данного проекта. Он несет в себе возможность воспитания настоящих граждан; патриотизм, любовь к школе, умение бороться и побеждать, а иногда и умение проигрывать, всему этому можно научиться в спортивной команде школы. При хорошей организации спортивной работы школьная команда может стать клубом для общения учащихся разных возрастов. Немаловажно, что в таких условиях укрепляется связь общеобразовательных школ со спортивными структурами: федерациями, городскими комитетами по физической культуре и спорту.

Данный проект оптимизирует учебный процесс, дополняет возможности использования внеучебного времени в целях привлечения детей к систематическим занятиям спортом и формирования их спортивной культуры. Он рассматривается авторами В.К. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой как перспективная инновация.

Основными задачами школьной команды являются:

- формирование физического, нравственного и духовного здоровья школьников;

- пропаганда здорового стиля жизни;

- укрепления дружбы и взаимопонимания между детьми и подростками через участие в спортивных мероприятиях;

- патриотическое воспитание.

Данный проект адаптирован и успешно реализуется в г. Чайковском, на базе МОУ «Гимназии». Сформированы команды по нескольким видам спорта таким, как: баскетбол, футбол, волейбол, туризм, каратэ, аэробика, спортивные бальные танцы, настольный теннис и др. Количество учащихся, занимающихся в рамках проекта, - 205 человек, что составило 26,7% от общего числа учащихся 2-11 – х классов. Тренировочный процесс в совокупности с психолого-педагогическим сопровождением позволяет моделировать развитие у членов созданных школьных спортивных команд личностные характеристики, необходимые для современного общества: обладание лидерскими качествами, образованностью, предприимчивостью, ответственностью, умением самостоятельно принимать решения, способность к сотрудничеству. Все это соответствует целевым установкам российского физического воспитания, которое предполагает не только физическое совершенствование личности, но и активное целенаправленное воздействие на ее интеллектуальную и духовную сферы [49].

Проекты спортизации реализуются во многих регионах нашей страны и получают дальнейшее свое развитие. Так, г. Чайковском апробируется проект «Муниципальная спортизация – основа школьного спорта», направленный на формирование муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания. По мнению одного из авторов-разработчиков, Д.В. Фонарева, интеграция материально-технических возможностей школы и муниципалитета может существенно повысить качество физического воспитания школьников Лубышева, Л. И. Муниципальная спортизация – основа школьного спорта / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – №5. – С. 2 - 7., Фонарев, Д. В. Технология управления муниципальной системой спортивно ориентированного физического воспитания школьников / Д. В. Фонарев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – №2. – С. 5 - 12.].

Существенным дополнением к процессу спортизации общеобразовательной школы также может стать реализация инновационного проекта «Школьный спортивный клуб»,обеспечивающий модернизацию физического воспитания, с одной стороны, и тренировочного процесса – с другой. Посредством создания школьного спортивного клуба создаются условия и механизмы повышения качества и доступности школьных спортивных занятий на основе лучших традиций, заложенных еще советской системой физического воспитания Антикова, В. А. Клубы по интересам, как направление развития социально-гуманистического движения / В. А. Антикова // Социально-экономические проблемы воспитания спортсменов в условиях перестройки советского общества: тезисы докладов Всесоюз. науч. - практ. конф. – Минск, 1990. – С. 64 - 66., Астахов, В. А. Социально-педагогические аспекты организации физкультурно-оздоровительной работы в городских зонах отдыха (на примере г. Днепропетровска): автореф. дис.... канд. пед. наук / В. А. Астахов; МГАФК. – Малаховка, 1994. – 22 с., Ахтемзянова, Н. М. Реализация проекта «Школьный спортивный клуб» в условиях спортизации физического воспитания / Н. М. Ахтемзянова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 2. – С. 11 - 14.

 

Лекция 4


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.